Дата подписания | 10.07.2024 |
Дата публикации | 10.07.2024 |
ГЛАВА ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
УКАЗ
Об утверждении Инвестиционной декларации
Донецкой Народной Республики
В целях создания и развития системы поддержки новых и реализуемых инвестиционных проектов в Донецкой Народной Республике, обеспечения реального роста инвестиций в основной капитал, руководствуясь приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 сентября 2021 г. № 591 «О системе поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации («Региональный инвестиционный стандарт»)», статьями 53, 54 Конституции Донецкой Народной Республики,
ПОСТАНОВЛЯЮ:
- Утвердить Инвестиционную декларацию Донецкой Народной Республики (прилагается) сроком на 5 лет.
- Ответственность за исполнение положений Инвестиционной декларации Донецкой Народной Республики возложить на заместителя Председателя Правительства Донецкой Народной Республики, курирующего сферу экономического развития.
- Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава
Донецкой Народной Республики Д. В. Пушилин
10 июля 2024 года
№ 331
УТВЕРЖДЕНА
Указом Главы
Донецкой Народной Республики
от 10 июля 2024 г. № 331
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
2024 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Вступление……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. 3
- Общее описание целей инвестиционного развития Донецкой Народной Республики….. 3
- Общее описание системы поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах
Российской Федерации («Региональный инвестиционный стандарт»), реализуемой в Донецкой Народной Республике…………………………………………………………………………………………………………………………….. 5
- Ключевые характеристики Донецкой Народной Республики, оказывающие влияние
на инвестиционный климат………………………………………………………………………………………………………. 8
3.1. Транспортная инфраструктура Донецкой Народной Республики……………………………………………………………………… 9
3.2. Информационно-телекоммуникационный сектор………………………………………………………………………………………………… 11
3.3. Топливно-энергетический комплекс…………………………………………………………………………………………………………………………… 11
3.4. Металлургический комплекс………………………………………………………………………………………………………………………………………… 12
3.5. Машиностроительная промышленность…………………………………………………………………………………………………………………… 13
3.6. Химическая промышленность……………………………………………………………………………………………………………………………………. 13
3.7. Фармацевтическая промышленность…………………………………………………………………………………………………………………….. 14
3.8. Легкая промышленность……………………………………………………………………………………………………………………………………………. 15
3.9. Промышленность строительных и нерудных материалов……………………………………………………………………………….. 15
3.10. Пищевая промышленность Донецкой Народной Республики…………………………………………………………………….. 16
3.11. Сельское и рыбное хозяйство Донецкой Народной Республики………………………………………………………………. 16
3.12. Характеристика трудовых ресурсов……………………………………………………………………………………………………………………. 17
3.13. Наличие на территории Донецкой Народной Республики преференциальных режимов для субъектов
инвестиционной деятельности………………………………………………………………………………………………………………………………. 18
3.14. Приоритетные инвестиционные направления и секторы экономики Донецкой Народной Республики…20
- Инвестиционные обязательства Донецкой Народной Республики……………………………….. 21
4.1. Гарантии инвесторам и меры государственной поддержки…………………………………………………………………………… 21
4.1.1. Организационная поддержка……………………………………………………………………………………………………………………………… 22
4.1.2. Имущественная поддержка………………………………………………………………………………………………………………………………… 22
4.1.3. Финансовая поддержка…………………………………………………………………………………………………………………………………….. 23
4.1.3.1. Фонд развития промышленности Донецкой Народной Республики…………………………………………………… 23
4.1.3.2. Поддержка сельскохозяйственных производителей……………………………………………………………………………………. 24
4.1.3.3. Республиканская лизинговая компания…………………………………………………………………………………………………………… 25
4.1.3.4. Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства. Микро кредитная компания Донецкой Народной Республики……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. 25
4.1.3.5. Механизмы государственных гарантий инвестиционной деятельности…………………………………………………. 26
4.2. Общие принципы организации взаимодействия с инвесторами…………………………………………………………………… 26
- Инвестиционная команда Донецкой Народной Республики: состав и полномочия………. 29
- Перечень основных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере инвестиционной
деятельности на территории Донецкой Народной Республики………………………………………………… 30
Вступление
Инвестиционная декларация Донецкой Народной Республики (далее — Инвестиционная декларация) разработана в целях формирования благоприятного инвестиционного климата в регионе, создания условий для опережающего инвестиционного развития и декларирует обязательства Донецкой Народной Республики перед инвестором о незыблемости мер государственной поддержки и условий ведения бизнеса.
Реализация положений Инвестиционной декларации осуществляется путем принятия органами государственной власти Донецкой Народной Республики нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики, направленных на ее исполнение.
1. Общее описание целей инвестиционного развития
Донецкой Народной Республики
1.1. Целью государственной инвестиционной политики является формирование благоприятной среды, способствующей привлечению финансовых ресурсов и повышению эффективности их использования для развития реальных секторов экономики.
Осуществление инвестиционной деятельности в Донецкой Народной Республике регулируется Законом Донецкой Народной Республики от 17 мая 2023 г. № 444-IIНС «Об инвестиционной политике и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Донецкой Народной Республике».
Главными целями инвестиционного развития Донецкой Народной Республики являются:
1) увеличение реального роста инвестиций в основной капитал в качестве вклада в достижение национальной цели развития «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство»;
2) улучшение инвестиционного климата путем установления понятных и прозрачных условий ведения инвестиционной деятельности на территории Донецкой Народной Республики.
1.2. Национальные цели развития Российской Федерации, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», закрепляют достижение до 2030 года реального роста инвестиций в основной капитал в качестве вклада в достижение национальной цели развития не менее 70 % по сравнению с показателем 2020 года.
1.3. В Донецкой Народной Республике с учетом Положения о порядке разработки и корректировки прогноза научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 17 августа 2023 г. № 622 «О порядке разработки и корректировки прогноза научно-технологического развития Российской Федерации», спрогнозировано увеличение объема инвестиций в основной капитал:
Социально- экономические показатели | 2021 год | 2022 год | 2023 год | 2024 год 2025 год | 2026 год | |
факт | факт | оценка | среднесрочный и] | ЗОГНОЗ | ||
Инвестиции в основной капитал, млн руб. | 12 129,2 | 25 732,3 | 29 135,4 | 37 876,0 | 47 345,0 | 59 181,3 |
Согласно данным показателям стимулирование инвестиций в основной капитал относится к основным направлениям регионального развития, и к 2026 году соответствующий показатель должен превысить уровень 2023 года в два раза.
1.4. Основными направлениями деятельности исполнительных органов Донецкой Народной Республики в сфере инвестиционного развития региона являются:
1) формирование благоприятного инвестиционного климата;
2) создание условий для осуществления инвестиционной деятельности;
3) предоставление мер государственной поддержки инвестиционной деятельности и создание привлекательных условий для ведения предпринимательской деятельности;
4) развитие институциональной среды для инвесторов;
5) развитие инфраструктуры, необходимой для реализации инвестиционных проектов;
6) эффективное сопровождение инвестиционных проектов на всех этапах жизненного цикла.
1.5. Инвестиционная декларация базируется на следующих принципах:
1) ответственности — Инвестиционная декларация является обязательством Донецкой Народной Республики перед инвестором о незыблемости мер государственной поддержки и условий ведения бизнеса;
2) системности — Инвестиционная декларация является основным элементом системы поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации («Региональный инвестиционный стандарт») (далее — Стандарт), закрепляющим принципы работы и взаимосвязь других элементов Стандарта, а также иных инструментов поддержки инвестора в Донецкой Народной Республике;
3) достоверности — информация, содержащаяся в Инвестиционной декларации, соответствует нормативным правовым актам Донецкой Народной Республики, а также данным государственных информационных ресурсов, являющихся первоисточниками такой информации;
4) доступности — обеспечение свободного доступа к Инвестиционной декларации, упоминаемым в ней нормативным правовым актам, а также к информации, имеющей отношение к ведению инвестиционной деятельности в Донецкой Народной Республике и затрагивающей права и обязанности инвесторов;
5) гарантированности исполнения обязательств, указанных в соглашении между Донецкой Народной Республикой и инвестором, по предоставлению мер государственной поддержки инвестиционной деятельности в Донецкой Народной Республике;
6) проактивности — в процесс подготовки Инвестиционной декларации максимально вовлечены все заинтересованные лица, включая представителей бизнеса, предпринимательских объединений и экспертных сообществ;
7) неухудшения условий положения инвестора при утверждении новой инвестиционной декларации Донецкой Народной Республики;
8) эффективности — обеспечение повышения эффективности использования мер государственной поддержки инвестиционной деятельности в Донецкой Народной Республике.
1.6. Основными условиями привлечения инвестиций в Донецкую Народную Республику являются:
1) согласованность интересов Донецкой Народной Республики, общества и инвесторов;
2) социально-экономическая эффективность;
3) взаимная ответственность Донецкой Народной Республики и инвесторов в рамках заключенных между ними соглашений;
4) отсутствие дискриминации при осуществлении инвестиций всеми хозяйствующими субъектами независимо от формы собственности инвесторов;
5) отсутствие недобросовестной конкуренции;
6) защита прав инвесторов;
7) минимизация вмешательства государственных органов в сферу взаимоотношений хозяйствующих субъектов;
8) стабильность политической обстановки;
9) безопасность и надежность информационного обеспечения;
10) свобода действий для субъектов предпринимательства в рамках действующего законодательства;
11) рациональное и предсказуемое налогообложение;
12) юридические и договорные гарантии;
13) ограничение влияния бюрократического аппарата управления;
14) возможность пользоваться инфраструктурными услугами.
2. Общее описание системы поддержки
новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации
(«Региональный инвестиционный стандарт»), реализуемой
в Донецкой Народной Республике
2.1. В Донецкой Народной Республике осуществляется работа над внедрением системы поддержки новых инвестиционных проектов (Стандарта) в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 сентября 2021 г. № 591 «О системе поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации («Региональный инвестиционный стандарт»)».
Механизм формирования и внедрения Стандарта состоит в реализации четко прописанных правил и положений для всех участников инвестиционного процесса: инвесторов, органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики, органов местного самоуправления в Донецкой Народной Республике, а также институтов развития, ресурсоснабжающих и иных организаций.
Стандарт устанавливает единые требования к участникам инвестиционного процесса по организации работы с инвесторами и сопровождению инвестиционных проектов, а также конкретные этапы и сроки присоединения к объектам инженерной и транспортной инфраструктуры.
Элементами Стандарта являются:
1) инвестиционная декларация;
2) инвестиционный комитет;
3) агентство развития;
4) инвестиционная карта;
5) свод инвестиционных правил.
2.2. Инвестиционная декларация утверждается Главой Донецкой Народной Республики и раскрывает информацию об обязательствах перед инвесторами по условиям реализации инвестиционных проектов в регионе, неухудшению таких условий и распределению ответственности в инвестиционной команде Донецкой Народной Республики.
Ответственным за исполнение положений Инвестиционной декларации является заместитель Председателя Правительства Донецкой Народной Республики, курирующий сферу экономического развития (далее уполномоченное лицо).
Уполномоченное лицо выносит на рассмотрение Инвестиционного комитета Донецкой Народной Республики, созданного Распоряжением Главы Донецкой Народной Республики от 5 июня 2023 г. № 165 «О создании Инвестиционного комитета Донецкой Народной Республики» (далее — Распоряжение № 165), вопрос о необходимости внесения изменений в Инвестиционную декларацию по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
Инвестиционная декларация размещается на инвестиционном портале Донецкой Народной Республики в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
2.3. Инвестиционный комитет Донецкой Народной Республики создан Распоряжением № 165 (вместе с Положением об Инвестиционном комитете Донецкой Народной Республики) в целях:
1) стимулирования инвестиционной активности и формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Донецкой Народной Республики;
2) защиты прав и законных интересов субъектов инвестиционной деятельности;
3) соблюдения Свода инвестиционных правил Донецкой Народной Республики;
4) разрешения разногласий и споров инвестора с органами исполнительной власти Донецкой Народной Республики, органами местного самоуправления в Донецкой Народной Республике, институтами развития, ресурсоснабжающими и иными организациями по вопросам реализации инвестиционных проектов на территории Донецкой Народной Республики в досудебном порядке.
2.4. Агентство развития является операционным центром поддержки и сопровождения инвестиционных проектов. Функции агентства развития в Донецкой Народной Республике осуществляет Государственный концерн «Корпорация развития Донбасса» (далее — Корпорация), созданный Распоряжением Правительства Донецкой Народной Республики от 8 августа 2022 г. № 219 «О создании Государственного концерна «Корпорация развития Донбасса».
Основными задачами Корпорации являются:
1) привлечение инвестиций в Донецкую Народную Республику;
2) сопровождение инвестиционных проектов от идеи до реализации по принципу «одного окна»;
3) оказание организационно-консультационных услуг, в том числе в части действующих мер поддержки;
4) организация взаимодействия инвесторов при реализации инвестиционных проектов с органами власти Донецкой Народной Республики, финансовыми организациями, ресурсоснабжающими организациями и операторами инженерной и дорожной инфраструктуры;
5) создание и сопровождение инвестиционного портала Донецкой Народной Республики.
2.5. В целях обеспечения доступа инвесторов к информации относительно ресурсной базы, инфраструктуры, мер поддержки, тарифов и свободных площадок для реализации инвестиционных проектов планируются формирование и ведение Инвестиционной карты Донецкой Народной Республики.
Инвестиционная карта Донецкой Народной Республики будет размещена на Инвестиционной карте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
2.6. Свод инвестиционных правил Донецкой Народной Республики — оптимальный алгоритм действий («клиентский путь») инвестора, планирующего реализацию инвестиционного проекта на территории Донецкой Народной Республики, включающий:
1) алгоритм действий инвестора для получения земельного участка в аренду (без проведения торгов);
2) алгоритм действий инвестора для получения земельного участка в аренду (на торгах);
3) алгоритм действий инвестора для получения разрешения на строительство;
4) алгоритм действий инвестора для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;
5) алгоритм действий инвестора по процедурам оформления прав собственности на введенный в эксплуатацию объект;
6) алгоритм действий инвестора по процедурам присоединения к электрическим сетям (малый и средний бизнес — до 150 кВт);
7) алгоритм действий инвестора по процедурам присоединения к электрическим сетям (средний и крупный бизнес — свыше 150 кВт);
8) алгоритм действий инвестора по процедурам подключения к объектам водоснабжения и водоотведения;
9) алгоритм действий инвестора по процедуре подключения к сетям теплоснабжения;
10) алгоритм действий инвестора по подключению (технологическому присоединению) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения;
11) алгоритм действий инвестора по обеспечению доступа к дорожной инфраструктуре путем строительства или реконструкции пересечений и (или) примыканий к автомобильным дорогам.
Разработка и утверждение Свода инвестиционных правил Донецкой Народной Республики планируются в 2024 году.
3. Ключевые характеристики Донецкой Народной Республики,
оказывающие влияние на инвестиционный климат
Донецкая Народная Республика — субъект Российской Федерации с уникальной территорией и огромным потенциалом для привлечения инвестиций.
Донецкая Народная Республика принята в состав Российской Федерации с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой о принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта, подписанного в городе Москве 30 сентября 2022 г.
Донецкая Народная Республика предоставляет инвесторам ряд привилегий и льгот, содействуя заключению инвестиционных соглашений и реализации инвестиционных проектов.
Развитие секторов экономики обеспечивает инвесторам возможность выбрать наиболее подходящую отрасль для инвестирования, соответствующую их интересам и стратегии развития.
К ключевым инвестиционным преимуществам Донецкой Народной Республики относятся:
1) выгодное географическое положение; выход к Азовскому морю, который в том числе обеспечивает развитие туристического потенциала; природные достопримечательности (заповедные зоны, реки, леса);
2) развитая транспортная (сеть автомобильных дорог и железнодорожных путей) и логистическая инфраструктура;
3) возможность обеспечения инвестиционных проектов необходимыми инженерными коммуникациями;
4) развитие индустриального сектора экономики региона, который основан на промышленном производстве строительных материалов, металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий, машиностроении, химической индустрии, угольной промышленности и электроэнергетике;
5) развитие агропромышленного сектора: сельского хозяйства, животноводческих комплексов, пищевой промышленности;
6) наличие природных ресурсов, обеспечивающих собственные потребности, и экспортный потенциал;
7) установление льготного режима свободной экономической зоны на всей территории Донецкой Народной Республики, в том числе осуществление предпринимательской и иной деятельности с применением режима свободной таможенной зоны;
8) наличие инвестиционных площадок для реализации инвестиционных проектов (информация о площадках размещена на инвестиционном портале Донецкой Народной Республики).
3.1. Транспортная инфраструктура Донецкой Народной Республики
Транспорт является одной из составляющих развития региона и создает условия для рационального распределения производственных сил, трудовых ресурсов, сырья, услуг. Транспортная система Донецкой Народной Республики обеспечивает доступ к населенным пунктам и производственным районам, сырьевым базам, а также служит каркасом для функционирования экономических процессов.
К основным задачам в рамках проектирования региональной логистической инфраструктуры следует отнести построение региональной складской и транспортной сети, обеспечивающей преимущества в логистике и близость к рынкам сбыта.
3.1.1. Автомобильная инфраструктура.
Регион обладает разветвленной сетью автомобильных дорог с твердым покрытием. Через Донецкую Народную Республику проходят автомобильные дороги регионального значения согласно Перечню автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Донецкой Народной Республики, утвержденному Постановлением Правительства Донецкой Народной Республики от 6 апреля 2023 г. № 24-1.
На территории Донецкой Народной Республики в конституционных границах протяженность автомобильных дорог общего пользования составляет 8 121,454 км.
В соответствии с Меморандумом о развитии автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального и местного значения на территории Донецкой Народной Республики от 29 мая 2023 г. № 30/9 планируется проведение ремонтных работ на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения:
1) силами подрядчиков Донецкой Народной Республики: в 2024 году — 219,7 км, в 2025 году — 344,2 км;
2) силами Государственной компании «Автодор» (ООО «Автодор-УП») Российской Федерации (в рамках реализации специального инфраструктурного проекта): в 2024 году — 203,64 км, 2025 году — 253,6 км.
3.1.2. Железнодорожная инфраструктура.
Протяженность железнодорожных путей на территории Донецкой Народной Республики составляет 2917,6 км.
Железнодорожную инфраструктуру составляют 74 железнодорожные станции (в том числе 1 разъезд), 1 блокпост, 1 путевой пост, 1 обгонный пункт, 20 структурных подразделений. Крупными железнодорожными узлами являются Ясиноватая, Горловка, Иловайск, Дебальцево-Сорт, Мариуполь, Волноваха.
Грузооборот железнодорожного транспорта составил 1552,7 млн ткм, количество тонн груза — 8202,0 тыс. т.
К основным видам грузов, перевозимых железнодорожным транспортом по территории Донецкой Народной Республики, относятся сырье для металлургии, кокс, черные металлы, уголь каменный для предприятий энергетического комплекса Донецкой Народной Республики.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2023 г. № 1404-р создано федеральное государственное унитарное предприятие «Железные дороги Новороссии», которое объединило железные дороги Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей, с местом нахождения в городе Донецке.
3.1.3. Морской торговый порт.
В Донецкой Народной Республике на территории города Мариуполя расположен Мариупольский морской торговый порт, который является крупнейшим портом на севере Азовского моря.
Акватория морского порта состоит из внутреннего и внешнего рейдов, а также из подходных каналов и подводных свалок грунта.
Концепцией Мастер-плана развития города Мариуполь, утвержденной Указом Главы Донецкой Народной Республики от 30 июля 2022 г. № 420 «О Концепции Мастер-плана развития города Мариуполь», предполагается выполнение к 2025 году восстановительных работ на территории морского торгового порта Мариуполь, в том числе строительство морского пассажирского порта в составе транспортно-пересадочных узлов на базе железнодорожной станции Мариуполь.
К точкам роста грузопотока в среднесрочной перспективе можно отнести свободную экономическую зону на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.
3.1.4. Трубопроводный транспорт.
Система управления газовой отраслью в Донецкой Народной Республике возложена на Государственный Концерн «Донбассгаз» — единое государственное многопрофильное предприятие по управлению газоснабжением Донецкой Народной Республики.
В задачи предприятия входят реализация, поставка и транспортировка природного газа по распределительным газопроводам, строительство и реконструкция распределительных систем газоснабжения.
Производственные мощности Государственного Концерна «Донбассгаз» составляют 1990,236 млн м3/год.
В 2022 году количество газораспределительных пунктов составило 2151 шт.
В этом же году протяженность магистральных газопроводов Государственного унитарного предприятия Донецкой Народной Республики «Донбасстрансгаз» составила 1628,822 км, из которых 83 ответвления, 67 газораспределительных станций и 2 газораспределительных пункта.
Донецкая Народная Республика является удобным транспортным хабом для торговли с соседними регионами. Развитие трубопроводной инфраструктуры позволит облегчить доставку газа, других энергетических ресурсов, а также укрепить позиции региона на международном рынке энергетики.
3.2. Информационно-телекоммуникационный сектор
Информатизация является одним из приоритетных направлений развития большинства стран мира. Среди факторов, способствующих развитию данной сферы в Донецкой Народной Республике, выделяются наличие профессиональных учреждений по подготовке 1Т-специалистов, привлекательность IT-рынка за счет отсутствия на нем высокого уровня конкуренции и нарастающая активность 1Т-бизнеса.
В Донецкой Народной Республике создано государственное унитарное предприятие Донецкой Народной Республики «Республиканский центр информационных технологий» в целях обеспечения выполнения задач по формированию и обеспечению функционирования государственных и ведомственных информационных систем и ресурсов, информационно-телекоммуникационных сетей органов государственной власти Донецкой Народной Республики, а также для формирования в Донецкой Народной Республике инфраструктуры общественного доступа предпринимательского сообщества и населения к информации о деятельности исполнительных органов региона с использованием информационных технологий.
3.3. Топливно-энергетический комплекс
Топливно-энергетический комплекс Донецкой Народной Республики включает угледобывающую промышленность и энергетику, которые являются базовыми отраслями экономики, гарантирующими энергетическую безопасность Донецкой Народной Республики, бесперебойную и эффективную работу металлургического комплекса и других отраслей промышленности.
В топливно-энергетическом комплексе Донецкой Народной Республики обеспечивается замкнутый цикл производства электроэнергии из добытого угля. Созданная вертикально интегрированная система управления включает в себя процессы добычи и переработки угля, доставку угля потребителю, генерацию и распределение электроэнергии электросетями, поставку электроэнергии конечным потребителям.
Угледобывающая промышленность Донецкой Народной Республики представлена 5 государственными унитарными предприятиями (в состав которых входит 17 шахт), подведомственными Министерству угля и энергетики Донецкой Народной Республики, и 60 шахтами частной формы собственности.
Лидерами отрасли являются государственное унитарное предприятие Донецкой Народной Республики «Шахта Комсомолец Донбасса», филиал «Шахта «Шахтерская-Глубокая», филиал «Шахта «Прогресс» государственного унитарного предприятия Донецкой Народной Республики «Торезантрацит», а также публичное акционерное общество «Арендное предприятие «Шахта «Ждановская».
С учетом политики стимулирования внутреннего потребления угля планируется рост поставок каменного угля предприятиям и населению региона.
Вместе с тем производственная база позволяет расширять поставки за границу, чему способствует наличие спроса на российский уголь на азиатских рынках.
Энергетическая система Донецкой Народной Республики представляет собой комплекс объектов электроэнергетики (электрических станций, электрических и тепловых сетей и других объектов электроэнергетики), связанных единым процессом производства, передачи (транспортировки), распределения и потребления электрической энергии и мощности в условиях централизованного оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.
В 2022 году выработка электроэнергии предприятиями Донецкой Народной Республики составила 8673,4 млн кВт/ч.
Для восстановления и реконструкции предприятий в сфере энергетики в рамках реализации Программы социально-экономического развития Донецкой Народной Республики планируются капитальные вложения: из федерального бюджета в 2024 году на общую сумму 5,85 млрд руб., в 2025 году — 3,6 млрд руб., из иных источников в 2024 году — 11,1 млрд руб., в 2025 году — 6,58 млрд руб.
3.4. Металлургический комплекс
Металлургический комплекс Донецкой Народной Республики представлен 124 предприятиями и включает в себя:
1) предприятия по добыче нерудных полезных ископаемых (песка, известняка, щебня), продукция которых используется в качестве сырья в металлургическом производстве;
2) предприятия по производству кокса и коксопродуктов (промежуточное звено в технологической цепочке «уголь-кокс-металл»);
3) производителей металла и металлообработки.
На территории Донецкой Народной Республики действуют 13 предприятий по добыче декоративного и строительного камня, известняка, гипса, мела, глинистого сланца и других полезных ископаемых, разработке карьеров, а также 10 предприятий по производству кокса и коксопродуктов.
В 2022 году в Донецкой Народной Республике произведено 899,9 тыс. т кокса и полукокса из каменного угля, 955,3 тыс. т чугуна передельного и зеркального. Производство видов металлопродукции составило: проката готовых черных металлов — 783,2 тыс. т, стали — 646,6 тыс. т, проволоки из стали — 14,5 тыс. т.
Объем реализации продукции металлургического производства составил 31,1 % от всей реализованной промышленной продукции.
3.5. Машиностроительная промышленность
На территории Донецкой Народной Республики находятся 113 предприятий машиностроительной отрасли промышленности.
Машиностроение Донецкой Народной Республики ориентировано на производство машин и оборудования для базовых отраслей промышленности (металлургии, угольной промышленности, энергетики, транспорта, строительства и сельского хозяйства), а также товаров народного потребления.
К ведущим предприятиям отрасли относятся:
1) ООО «Донфрост» (бытовое холодильное оборудование);
2) ДФ ООО «Авиатех» (комплектующие к авиационным двигателям, товары народного потребления);
3) ООО «Дебальцевский завод металлургического машиностроения» (запасные части к дробильному и металлургическому оборудованию);
4) ООО «Интеркод» (средства индивидуальной защиты);
5) ООО «НПО «Ясиноватский машиностроительный завод» (горно-шахтное оборудование);
6) ПАО «Донецкий экспериментальный ремонтно-механический завод» (производство металлоарочной крепи, нестандартизированного оборудования);
7) ООО «Макеевский завод «Лазер» (горно-шахтное оборудование).
Строительство мариупольского индустриального парка общества с ограниченной ответственностью «Мариупольтяжмаш», специализирующегося на размещении машиностроительных предприятий, производителей железнодорожного транспорта, металлургического производства и выпуске других видов продукции на территории Донецкой Народной Республики, а также определенных площадок под производство с наличием инженерных коммуникаций будет способствовать развитию экономики региона, привлечению инвестиций, созданию новых рабочих мест.
3.6. Химическая промышленность
Химическая отрасль промышленности остается одной из перспективных для развития в Донецкой Народной Республике.
Постоянное увеличение потребности в химической продукции, улучшение процессов переработки сырья способствуют развитию химической индустрии.
На 59 предприятиях осуществляется производство химических веществ и химической продукции для промышленных целей, товаров бытовой химии, мыла, моющих и чистящих средств, парфюмерных и косметических средств, а также пластмассовых и резинотехнических изделий.
Согласно оперативным данным предприятий химической отрасли объем произведенной продукции по итогам 2022 года составил 1856,3 млн руб., объем реализованной продукции — 2064,1 млн руб.
Уровень загрузки производственных мощностей предприятий химической отрасли в 2022 году достиг показателя 64,8 %.
В разрезе подотраслей по видам изготавливаемой продукции уровень загрузки составил:
1) бытовая химия — 70,3 %;
2) пластмассовые изделия — 80,1 %;
3) резинотехнические изделия — 63,2 %;
4) химические вещества и химическая продукция — 45,5 %.
3.7. Фармацевтическая промышленность
Фармацевтическая промышленность имеет высокое социальное значение в регионе и является одним из приоритетных направлений развития Донецкой Народной Республики.
Фармацевтическая промышленность Донецкой Народной Республики представлена 7 предприятиями, которые осуществляют производство лекарственных средств (капсульных и таблетированных форм, а также в виде растворов для наружного применения (этанола), изделий медицинского назначения (горчичников, лейкопластырей, средств индивидуальной защиты) и фитопродукции (фиточая и фитованн).
Развитие фармацевтической промышленности — стратегически важный шаг для обеспечения здоровья нации и медицинской независимости региона.
В соответствии со Стратегией развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 июня 2023 г. № 1495-р, сильными сторонами российской фармацевтической отрасли являются:
1) уверенный рост внутреннего рынка, обусловливающий инвестиционную привлекательность развития внутреннего производства;
2) наличие стабильного спроса на конкурентоспособные фармацевтические субстанции со стороны отечественных производителей, осуществляющих производство со стадии готовой лекарственной формы.
Основным препятствием для широкого развития фармацевтической отрасли внутри страны в рамках импортозамещения является недостаточность инвестиционных ресурсов.
Объем производства лекарственных средств и изделий медицинского назначения в 2022 году составил 608,5 млн руб., объем реализованной продукции — 494,8 млн руб.
Уровень загрузки производственных мощностей отрасли достиг показателя 43,6 %, из них:
1) производство лекарственных препаратов — 84,2 %;
2) производство изделий медицинского назначения — 10%;
3) производство фиточая — 54,2 %.
3.8. Легкая промышленность
Развитие легкой промышленности позволяет решать такие социальные вопросы, как занятость населения, улучшение уровня благосостояния граждан, поддержка и развитие малого бизнеса.
Легкая промышленность Донецкой Народной Республики представлена 3 основными видами деятельности: текстильное производство, швейно-трикотажное производство, производство кожи, изделий из кожи и производство обуви.
Ведущими предприятиями отрасли являются: ООО «Спецодежда и униформа», ООО «Трансстрой», ПАО «Снежнянская швейная фабрика «Снежинка», ООО «Лемуа», ООО «ПГ «УФС» Завод «Фильтр».
В целом по отрасли по итогам 2022 года объем произведенной продукции легкой промышленности составил 469,1 млн руб., объем реализованной продукции — 515,2 млн руб.
Уровень загрузки производственных мощностей предприятий легкой промышленности в 2022 году достиг показателя 70 %, из них:
1) швейно-трикотажное производство — 87 %;
2) производство кожи, изделий из кожи и обуви — 45,0 %;
3) текстильное производство — 48,0 %.
В швейно-трикотажной подотрасли объем производства за 2022 год составил 394,65 млн руб. Объем реализации — 400,67 млн руб.
В текстильной подотрасли объем производства составил 45,06 млн руб. Объем реализации — 85,2 млн руб.
В кожевенной подотрасли объем производства и реализации составил 29,35 млн руб.
3.9. Промышленность строительных и нерудных материалов
Промышленность строительных материалов Донецкой Народной Республики представлена 197 предприятиями, специализирующимися на производстве стеновых материалов (шлакоблоков, листов асбестоцементных плоских), вяжущих (цемента), кровельных материалов (шифера), разнообразных изоляционных, облицовочных, отделочных материалов.
Ведущими предприятиями отрасли по объемам реализации и производства готовой продукции являются Филиал № 1 ООО «Пик-ЦементЧ-», ООО «Техпром», ООО «Атлон», ООО «ТНП «Стеан», ООО «Гильдия Групп», ЧП «Модус».
По итогам работы 2022 года предприятиями отрасли всего произведено продукции на сумму 4247,24 млн руб., в том числе:
1) строительных материалов — 3936,44 млн руб.;
2) нерудных материалов — 310,80 млн руб.
В 2022 году реализовано продукции на общую сумму 4679,79 млн руб., в том числе:
1) строительных материалов — 4 154,25 млн руб.;
2) нерудных материалов — 525,54 млн руб.
В среднем предприятия промышленности строительных и нерудных материалов загружены на 33,5 %.
3.10. Пищевая промышленность Донецкой Народной Республики
Пищевая промышленность Донецкой Народной Республики согласно данным Государственной службы статистики Донецкой Народной Республики в 2022 году была представлена 87 предприятиями (без учета индивидуальных предпринимателей), которые осуществляли деятельность в следующих отраслях: хлебопекарная, молокоперерабатывающая, мясоперерабатывающая, мукомольно-крупяная, кондитерская, масложировая, плодоовощная, консервная, пищевкусовая, пивоваренная, рыбоперерабатывающая, комбикормовая, макаронная, табачная, а также производство безалкогольных напитков и ликеро-водочных изделий. Каждая отрасль объединяет в себе предприятия и производственные мощности, обладающие схожестью выпускаемых продуктов питания, технологий и потребностей, которые она удовлетворяет.
Объем реализованной продукции в производстве пищевых продуктов, напитков и табачных изделий в 2022 году составил 16,0 % к объему всей реализованной продукции.
Доля продукции, произведенной в Донецкой Народной Республике в розничном товарообороте торговых сетей, составила: яйцо куриное — 89 %, хлебобулочные изделия — 76 %, мука пшеничная — 74 %, мясоколбасные изделия — 62 %, молоко и молочные продукты — 55 %, мясо и птица — 40 %, макаронные изделия — 33 %, сливочное масло — 22 %, сыры — 16 %.
Перспективы развития пищевой промышленности Донецкой Народной Республики для инвесторов заключаются в:
1) устойчивом рынке потребления;
2) развитии новых продуктов;
3) развитии экспортного потенциала;
4) повышении производительности и эффективности;
5) поддержке со стороны Правительства Донецкой Народной Республики.
3.11. Сельское и рыбное хозяйство Донецкой Народной Республики
Сельское и рыбное хозяйство Донецкой Народной Республики являются базовыми отраслями агропромышленного комплекса, обеспечивающими продовольственную и экономическую безопасность региона.
3.11.1. Сельское хозяйство Донецкой Народной Республики представлено такими подотраслями, как растениеводство и животноводство, и специализируется на выращивании зерновых и зернобобовых, технических (масличных), кормовых и овощебахчевых культур, а также на производстве мяса скота и птицы, молока и яиц.
По итогам 2022 года в Донецкой Народной Республике функционирует около 1290 хозяйствующих субъектов в сфере растениеводства и 195 в сфере животноводства.
В 2022 году общая посевная площадь Донецкой Народной Республики в хозяйствах всех категорий составила 491,9 тыс. га, валовой сбор урожая зерновых и зернобобовых культур в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах и у физических лиц — предпринимателей (индивидуальных предпринимателей) достиг показателя 733,8 тыс. т, технических (масличных) культур — 163,4 тыс. т, картофеля и овощебахчевых культур (включая овощи закрытого грунта) — 6,2 тыс. т.
По состоянию на конец 2022 года численность поголовья крупного рогатого скота сельскохозяйственных предприятий и у индивидуальных предпринимателей составила 19,9 тыс. голов, поголовья свиней — 39,1 тыс. голов, овец и коз — 4,2 тыс. голов, птицы всех видов — 3546,4 тыс. голов.
3.11.2. Рыбохозяйственная отрасль Донецкой Народной Республики также способствует обеспечению продовольственной безопасности региона и в 2022 году была представлена 146 действующими предприятиями, осуществляющими деятельность в сфере любительского и спортивного рыболовства, прибрежного (промыслового) рыболовства и аквакультуры.
Вылов водных биоресурсов осуществляется во внутренних водных объектах и в акватории Азовского моря, прилегающей к территории Донецкой Народной Республики (Азово-Черноморский бассейн). Основными промысловыми видами водных биоресурсов во внутренних водных объектах являются карп, толстолобик, амур белый и карась серебряный. В акватории Азовского моря к основным промысловым видам относятся бычок, сельдь азово-черноморская, хамса, пиленгас, тюлька и прочее (креветка азовская, лещ, камбала-калкан, атерина).
В 2022 году в Донецкой Народной Республике было выловлено 910,8 т водных биоресурсов, в том числе 95,8 т во внутренних водоемах, 815,0 — в акватории Азовского моря.
3.12. Характеристика трудовых ресурсов
Одним из основных условий развития всех секторов экономики является наличие высококвалифицированных технических, производственных кадров и управленцев.
Программы среднего профессионального образования в Донецкой Народной Республике реализуют 111 образовательных организаций.
Подготовка кадров осуществляется согласно 33 направлениям по 106 специальностям и 54 профессиям.
Все образовательные программы реализуются в тесной взаимосвязи с работодателями: программы согласовываются с представителями предприятий, вариативная часть программ формируется по запросу организаций реального сектора экономики, производственная практика реализуется на базовых предприятиях.
Подготовку специалистов с высшим образованием на территории Донецкой Народной Республики осуществляют 17 образовательных организаций высшего образования.
Для ведения бизнеса образовательные организации высшего образования осуществляют подготовку специалистов высокой квалификации для всех отраслей экономики региона. Реализуются более 450 направлений подготовки, более 60 специальностей и более 20 профессий.
Благодаря тесному взаимодействию образовательных организаций высшего образования с производственными предприятиями обеспечивается трудоустройство выпускников.
Среднесписочная численность занятых в 2022 году сложилась в следующих отраслях экономики:
1) в промышленном производстве -31,4 %;
2) в сфере образования — 18,35 %;
3) в учреждениях здравоохранения и предоставления социальной помощи — 15,99 %;
4) в сфере государственного управления и обороны — 6,85 %;
5) в организациях оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств и мотоциклов — 6,93 %;
6) на предприятиях транспорта, складского хозяйства, почтовой и курьерской деятельности — 6,06 %;
7) в других отраслях — 14,4 %.
3.13. Наличие на территории Донецкой Народной Республики
преференциальных режимов для субъектов инвестиционной деятельности
Преференциальные режимы для субъектов инвестиционной деятельности в Донецкой Народной Республике предусматривают ряд преимуществ и льгот.
На территории Донецкой Народной Республики действует Федеральный закон от 24 июня 2023 г. № 266-ФЗ «О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области» (далее — Закон о свободной экономической зоне), который регулирует отношения, связанные с функционированием свободной экономической зоны на указанных территориях, во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации, примыкающих к территориям Донецкой Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области (далее — СЭЗ). Функционирование СЭЗ предусмотрено до 31 декабря 2050 г. с возможностью пролонгации.
В соответствии с Законом о свободной экономической зоне на территории СЭЗ действует особый правовой режим осуществления участниками СЭЗ, реализующими инвестиционные проекты, предпринимательской и иной деятельности, а также применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны.
В частности, особый правовой режим предусматривает особенности осуществления градостроительной деятельности и землепользования, особый режим налогообложения и обложения страховыми взносами в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также возможность предоставления субсидий на возмещение процентной ставки по кредитам, привлеченным участником СЭЗ в целях реализации инвестиционных проектов.
К участнику СЭЗ предъявляются следующие требования:
1) регистрация на территории Донецкой Народной Республики или создание филиала в случае, если юридическое лицо зарегистрировано за пределами СЭЗ;
2) общий объем капитальных вложений в первые 3 года с даты заключения договора об условиях деятельности в СЭЗ:
— не менее 1 млн рублей — для реализации инвестиционных проектов в области разработки компьютерных технологий и создания программного обеспечения, оказания консультационных услуг в указанной области и других сопутствующих услуг, в области информационных технологий, научных исследований и разработок;
— не менее 3 млн рублей — для лиц, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства;
— не менее 30 млн рублей — для иных лиц.
Для участников СЭЗ Федеральным законом от 24 июня 2023 г. № 268-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» установлены следующие льготы:
Федеральная часть | Региональная часть |
Налог на прибыль 0 % в течение 10 лет с момента получения прибыли от реализации инвестиционного проекта (пункт 1.7-1 статьи 284 НК РФ) | Налог на прибыль: 0-13,5 % в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта (пункт 1.7-1 статьи 284 НК РФ);
ускоренная амортизация в отношении основных средств с коэффициентом 2 (подпункт 3 пункта 1 статьи 259.3 НК РФ); страховые взносы 7,6 %; акциз на жидкую сталь 0 %; НДПИ на уголь и железную руду 0 % в течение 5 лет при условии выполнения среднеквартальных показателей: средней численности и средней заработной платы (пункты 13, 14 статьи 193, подпункт 22 пункта 1 статьи 342, подпункт 22 пункта 1, пункт 17 статьи 427 НК РФ); налог на имущество 0% в течение 10 лет с момента принятия каждого объекта имущества на учет (пункт 29 статьи 381 НК РФ); земельный налог 0 % сроком на 3 года с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок (подпункт 14 пункта 1 статьи 395 НК РФ) |
Кроме того, особым режимом осуществления предпринимательской и иной деятельности в СЭЗ предусматриваются упрощенный порядок подготовки документации по планировке территории (на земельные участки и объекты капитального строительства, предназначенные для реализации участниками СЭЗ инвестиционных проектов, не распространяется действие градостроительного регламента) и возможность получения в аренду или субаренду земельных участков без проведения торгов на срок, не превышающий срока функционирования СЭЗ (но не менее срока реализации участником СЭЗ договора об условиях деятельности в СЭЗ).
В рамках заключенных договоров об условиях деятельности в СЭЗ планируется организация следующих производств:
1) производство электротранспорта (трамваев, троллейбусов, электробусов);
2) восстановление и развитие металлургических предприятий Донецкой Народной Республики;
3) строительство многоквартирных жилых домов;
4) организация производства и розлива питьевой воды;
5) модернизация технологического комплекса шахты;
6) производство новых видов продукции (холодильников и морозильных камер);
7) организация производства труб из полипропилена со стекловолокном.
3.14. Приоритетные инвестиционные направления и секторы экономики
Донецкой Народной Республики
В Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 17 мая 2023 г. № 444-IIНС «Об инвестиционной политике и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Донецкой Народной Республике» (далее — Закон № 444-IIНС), которым предусмотрены приоритетные инвестиционные направления и секторы экономики (до утверждения стратегии социально-экономического развития Донецкой Народной Республики):
1) топливно-энергетический комплекс (угледобывающая промышленность, энергетика и энергосбережение);
2) металлургический комплекс (добыча других полезных ископаемых, коксохимическая и металлургическая промышленность);
3) другие обрабатывающие производства (машиностроение, химическая, фармацевтическая промышленность, промышленность строительных материалов, пищевая промышленность);
4) агропромышленный комплекс, создание и развитие инфраструктуры переработки, хранения, поставки и (или) продажи сельскохозяйственной и пищевой продукции;
5) строительство дорожной и транспортной инфраструктуры, транспортно-пересадочных узлов, автозаправочных станций, объектов, предназначенных для обеспечения связи, объектов (сервисных центров) для комплексного технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств; деятельности автомобильного грузового транспорта;
6) деятельность по обращению с отходами;
7) туризм и туристическая инфраструктура;
8) информационные технологии;
9) строительство многоквартирного дома (многоквартирных домов), и (или) домов блокированной застройки, и (или) индивидуальных жилых домов;
10) строительство административно-деловых или торговых центров, объектов бытового обслуживания или производственного назначения;
11) строительство электрозаправочных станций для зарядки аккумуляторного электротранспорта или стационарных автомобильных газонаполнительных компрессорных станций, обеспечивающих возможность заправки транспортных средств компримированным (сжатым) природным газом.
В соответствии с критериями, изложенными в статье 13 Закона № 444-IIНС, инвестиционные проекты по указанным направлениям могут быть признаны масштабными инвестиционными проектами, при реализации которых инвесторам предоставляются в аренду земельные участки без проведения торгов в соответствии со статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Перечень масштабных инвестиционных проектов, одобренных Инвестиционным комитетом Донецкой Народной Республики, размещен на официальном сайте Министерства экономического развития Донецкой Народной Республики.
4. Инвестиционные обязательства Донецкой Народной Республики
4.1. Гарантии инвесторам и меры государственной поддержки
Закон № 444-IIНС является фундаментальным нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере инвестиционной деятельности.
Согласно Закону № 444-IIНС всем инвесторам независимо от организационно-правовой формы гарантируются стабильность, защита прав и интересов.
Инвестиционная политика в Донецкой Народной Республике строится на принципах:
1) объективности, независимости и экономической обоснованности принимаемых решений;
2) открытости и доступности информации для субъектов инвестиционной деятельности, необходимой для осуществления инвестиционной политики, публичности принимаемых решений и применяемых процедур;
3) стимулирования привлечения внебюджетных инвестиций в экономику и социальную сферу Донецкой Народной Республики;
4) сбалансированности государственных интересов и интересов инвесторов, их равноправия, а также интересов общества;
5) обеспечения равных возможностей для всех инвесторов в получении мер государственной поддержки инвестиционной деятельности.
Законом № 444-IIНС закреплены права и обязанности инвестора и органов государственной власти, а также гарантии прав инвесторов.
В регионе инвестору предоставляются финансовая, имущественная и организационная формы государственной поддержки.
4.1.1. Организационная поддержка
Организационная поддержка инвестиционной деятельности осуществляется путем проведения организационных, консультационных и информационных мероприятий, а также мероприятий, направленных на продвижение продукции производителей товаров (работ, услуг) Донецкой Народной Республики на российском и зарубежном рынках.
Специализированной организацией по привлечению инвестиций в Донецкую Народную Республику является Корпорация, главный вектор деятельности которой направлен на оказание высококачественного сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна».
К основным направлениям деятельности Корпорации относятся:
1) осуществление подготовки инвестиционных предложений в целях развития импортозамещения и технологического лидерства;
2) осуществление функций единого оператора по взаимодействию с инвесторами на территории Донецкой Народной Республики в целях сопровождения инвестиционных проектов от идеи до реализации;
3) организация взаимодействия инвесторов с органами власти, финансовыми организациями, ресурсоснабжающими организациями и операторами инженерной и дорожной инфраструктуры;
4) осуществление предварительного отбора земельных участков, предназначенных для реализации инвестиционных проектов;
5) оказание полного содействия в подготовке необходимой документации для запуска объектов инфраструктуры через механизмы внешнего управления;
6) проведение консультаций по вопросам предоставления мер государственной поддержки и реализации инвестиционных проектов.
4.1.2. Имущественная поддержка
В части имущественной поддержки Постановлением Правительства Донецкой Народной Республики от 22 июня 2023 г. № 45-6 «О некоторых вопросах предоставления юридическим лицам земельных участков, находящихся в собственности Донецкой Народной Республики и муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов» регламентирован механизм предоставления земельных участков, находящихся в собственности Донецкой Народной Республики и муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов в рамках соответствующего соглашения о размещении объектов социально-культурного и коммунально—бытового назначения, о реализации масштабного инвестиционного проекта.
Оказание имущественной поддержки в части предоставления инвесторам в аренду государственного и муниципального имущества регламентировано частью 5 статьи 21 Закона № 444-IIНС, в частности в переходный период, до 1 января 2028 г., соответствующие договоры аренды в рамках реализации масштабных инвестиционных проектов будут заключаться без проведения конкурсов и аукционов.
4.1.3. Финансовая поддержка
4.1.3.1. Фонд развития промышленности Донецкой Народной Республики
Распоряжением Правительства Донецкой Народной Республики от 1 июня 2023 г. № 36-Р2 «О фонде развития промышленности Донецкой Народной Республики» создан фонд развития промышленности Донецкой Народной Республики (далее — Фонд) в организационно-правовой форме фонда.
Деятельность Фонда направлена на предоставление финансовой поддержки субъектам деятельности в сфере промышленности в формах, соответствующих законодательству Российской Федерации, в том числе в форме займов и грантов.
В соответствии со Стандартом Фонда развития промышленности Донецкой Народной Республики № СФ-01 «Условия и порядок предоставления финансовой поддержки в виде займов субъектам деятельности в сфере промышленности», утвержденным Наблюдательным советом Фонда (протокол от 3 июля 2023 г. № 1), условиями предоставления займа являются:
1) наличие обязательств по софинансированию со стороны заявителя в объеме не менее 10 % от общего бюджета проекта;
2) сумма займа в пределах от 5 до 100 млн руб.;
3) процентная ставка — 1 % или 2 %, если весь заем направлен на приобретение оборотных средств;
4) общий бюджет проекта составляет не менее 6 млн руб.;
5) срок займа должен составлять не более 7 лет или не более 3 лет при пополнении оборотных средств;
6) вся сумма займа и проценты за все время использования займа должны быть подтверждены обеспечением со стороны заявителя в виде гарантий, поручительств или залога.
В соответствии со Стандартом Фонда развития промышленности Донецкой Народной Республики № СФ-04 «Условия и порядок предоставления финансовой поддержки в виде грантов субъектам деятельности в сфере промышленности», утвержденным Наблюдательным советом Фонда (протокол от 3 июля 2023 г. № 1), условиями предоставления гранта являются:
1) наличие обязательств по софинансированию со стороны заявителя в объеме не менее 10 % от общего бюджета проекта;
2) сумма гранта в пределах от 5 до 50 млн руб.;
3) общий бюджет проекта не менее 6 млн руб.;
4) срок гранта не более 7 лет;
5) заявитель должен являться предприятием, доля государственного участия в котором составляет не менее 50 %.
Проекты, представляемые в Фонд, должны предполагать достижение следующих целевых показателей:
1) увеличение объемов выручки от реализации выпускаемой продукции;
2) увеличение налоговых поступлений в бюджет Донецкой Народной Республики и федеральный бюджет;
3) создание дополнительных рабочих мест в рамках реализации проекта.
Актуальные условия и порядок выделения займов/грантов субъектам деятельности в сфере промышленности за счет средств Фонда, а также перечень нормативных правовых документов размещены на сайте Фонда.
4.1.3.2. Поддержка сельскохозяйственных производителей
Особое внимание уделяется развитию и поддержке сельского хозяйства Донецкой Народной Республики. Меры государственной поддержки в отрасли сельского хозяйства определяются документами стратегического планирования.
В 2023 году Министерством агропромышленной политики и продовольствия Донецкой Народной Республики реализованы меры государственной поддержки, направленные на:
1) поддержку хлебопекарной промышленности в части возмещения предприятиям хлебопекарной промышленности части затрат на производство и реализацию 1 т произведенных и реализованных хлеба и хлебобулочных изделий;
2) поддержку приоритетных подотраслей животноводства: возмещение части затрат производителям подотрасли свиноводства; возмещение части затрат на произведенный и реализованный объем мяса птицы; возмещение части затрат производителям куриных пищевых яиц;
3) возмещение части затрат, понесенных за проведение агротехнологических работ в области производства зерновых культур;
4) возмещение части затрат на собственное производство овощей и картофеля.
Уполномоченными банками на территории Донецкой Народной Республики — ПАО «Промсвязьбанк» и ЦМР Банк (ООО) в рамках государственной поддержки предоставляются краткосрочные кредиты для сельскохозяйственных товаропроизводителей по льготной ставке, составляющей:
1) не менее 0,1 % годовых и не более 3 % годовых для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, ее приобретение и реализацию на территории субъектов Российской Федерации;
2) не менее 0,1 % годовых и не более 3 % годовых для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих приобретение и реализацию сельскохозяйственной продукции на территории субъектов Российской Федерации.
Условия получения кредитов, размер кредитования и ставка оговариваются исключительно с уполномоченным банком.
Информация об актуальных мерах государственной поддержки для сельского хозяйства размещена на официальном сайте Министерства агропромышленной политики и продовольствия Донецкой Народной Республики в разделе «Государственная поддержка».
4.1.3.3. Республиканская лизинговая компания
Поддержка инвестиционных проектов осуществляется в виде финансовой аренды (лизинга) техники и оборудования, предоставляемой государственным унитарным предприятием Донецкой Народной Республики «Республиканская лизинговая компания» (далее — Лизинговая компания).
Порядок предоставления в лизинг имущества утвержден приказом Министерства финансов Донецкой Народной Республики от 3 августа 2023 г. № 115 «Об утверждении Порядка о предоставлении в лизинг имущества».
Основными условиями финансовой аренды (лизинга) техники и оборудования, предоставляемой Лизинговой компанией, являются:
1) авансовый платеж от 20 %;
2) размер дохода лизингодателя от 6 до 8 %;
3) срок договора лизинга — до 5 лет;
4) срок поставки техники — 1-3 месяца.
4.1.3.4. Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства.
Микрокредитная компания Донецкой Народной Республики
В целях формирования инфраструктуры поддержки предпринимателей в Донецкой Народной Республике в 2023 году постановлениями Правительства Донецкой Народной Республики от 2 марта 2023 г. № 11-1 и № 11-2 утверждено создание двух институтов поддержки предпринимателей:
1) автономной некоммерческой организации «Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства» (далее — АНО «Фонд поддержки МСП»);
2) автономной некоммерческой организации «Микрокредитная компания Донецкой Народной Республики» (далее — АНО «МКК ДНР»),
Основной целью деятельности АНО «Фонд поддержки МСП» является обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства Донецкой Народной Республики к мерам поддержки, оказание комплекса форм и видов поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и Донецкой Народной Республики.
Основной целью деятельности АНО «МКК ДНР» является обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам посредством предоставления им микрозаймов и оказания иных форм и видов поддержки в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Донецкой Народной Республики.
4.1.З.5. Механизмы государственных гарантий инвестиционной
деятельности
В Донецкой Народной Республике одним из приоритетных направлений региональной долговой политики является гарантийная поддержка инвестиционных проектов.
Так, в 2024 году планируется внедрение следующих мер поддержки инвесторов:
1) государственно-частное партнерство, концессия;
2) специальные инвестиционные контракты (СПИК 2.0) для инвестиционных проектов по внедрению или разработке и внедрению современной технологии в целях освоения серийного производства промышленной продукции;
3) соглашения о защите и поощрении капиталовложений (возмещение инфраструктурных затрат инвестора) (СЗПК): минимальный объем инвестиций в проект для региональных СЗПК — 200 млн руб., направления реализации проекта: транспортная, коммунальная, энергетическая, социальная, цифровая инфраструктура;
4) комплексное развитие территории (КРТ), направленное на обновление городской среды: жилищное строительство, формирование всей необходимой инфраструктуры.
Преимуществами применения механизма КРТ являются:
1) сокращение инвестиционно-строительного цикла;
2) средний срок утверждения документации по планировке территории — 1 год, а получения разрешения на строительство — 1,5 года;
3) минимизация рисков ввиду возможности фиксации обязательств сторон по реализации проекта КРТ.
4.2. Общие принципы организации взаимодействия с инвесторами
Глава Донецкой Народной Республики, Правительство Донецкой Народной Республики, органы государственной власти Донецкой Народной Республики, органы местного самоуправления в Донецкой Народной Республике, Корпорация, Инвестиционный комитет Донецкой Народной Республики в рамках установленной компетенции при рассмотрении вопросов реализации инвестиционных проектов осуществляют деятельность в соответствии со следующими принципами:
1) оперативное рассмотрение споров, возникающих при реализации инвестиционных проектов на территории Донецкой Народной Республики, в досудебном порядке;
2) общедоступность информации о мерах государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории субъекта Российской Федерации, за исключением информации, составляющей государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, для инвесторов;
3) неукоснительное соблюдение условий предоставления мер поддержки инвесторов в Донецкой Народной Республике;
4) соблюдение органами и организациями сроков согласований и представления разрешительной документации, которые необходимы для ведения инвестиционной деятельности;
5) соблюдение алгоритмов действий инвестора по основным приоритетным направлениям в рамках Свода инвестиционных правил Донецкой Народной Республики;
6) в рамках стимулирования инвестиционной деятельности стремление обеспечить повышение уровня доходов населения Донецкой Народной Республики.
Соблюдение установленных принципов, а также алгоритмов действий инвестора в рамках Свода инвестиционных правил Донецкой Народной Республики относится к региональным приоритетам Донецкой Народной Республики.
Перечень алгоритмов действий инвесторов и исполнительных органов Донецкой Народной Республики, ответственных за их разработку и соблюдение:
№ п/п | Наименование алгоритма | Ответственный исполнительный орган Донецкой Народной Республики* |
1. | Алгоритм действий инвестора по процедурам подключения к электрическим сетям (малый и средний бизнес — до 150 кВт) | Министерство угля и энергетики Донецкой Народной Республики |
2. | Алгоритм действий инвестора по процедурам подключения к электрическим сетям (средний и крупный бизнес — свыше 150 кВт) | Министерство угля и энергетики Донецкой Народной Республики |
3. | Алгоритм действий инвестора по подключению (технологическому присоединению) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения | Министерство угля и энергетики Донецкой Народной Республики |
4. | Алгоритм действий инвестора по процедурам подключения к объектам водоснабжения и водоотведения | Министерство строительства, архитектуры и жилищно- коммунального хозяйства Донецкой Народной Республики |
5. | Алгоритм действий инвестора по процедуре подключения к сетям теплоснабжения | Министерство строительства, архитектуры и жилищно- коммунального хозяйства Донецкой Народной Республики |
№ п/п | Наименование алгоритма | Ответственный исполнительный орган Донецкой Народной Республики* |
6. | Алгоритм действий инвестора для получения земельного участка в аренду (без проведения торгов) | Министерство имущественных и земельных отношений Донецкой Народной Республики |
7. | Алгоритм действий инвестора для получения земельного участка в аренду (на торгах) | Министерство имущественных и земельных отношений Донецкой Народной Республики |
8. | Алгоритм действий инвестора по процедурам оформления прав собственности на введенный в эксплуатацию объект | Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Донецкой Народной Республике |
9. | Алгоритм действий инвестора для получения разрешения на строительство | Министерство строительства, архитектуры и жилищно- коммунального хозяйства Донецкой Народной Республики |
10. | Алгоритм действий инвестора для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию | Министерство строительства, архитектуры и жилищно- коммунального хозяйства Донецкой Народной Республики |
11. | Алгоритм действий инвестора при реализации инвестиционных проектов для обеспечения доступа к дорожной инфраструктуре путем строительства или реконструкции пересечений и (или) примыканий к автомобильным дорогам | Министерство транспорта Донецкой Народной Республики |
* До создания исполнительных органов Донецкой Народной Республики в соответствии с Указом временно исполняющего обязанности Главы Донецкой Народной Республики от 13 апреля 2023 г. № 119 «О системе и структуре исполнительных органов Донецкой Народной Республики» ответственными органами по разработке и соблюдению Свода инвестиционных правил Донецкой Народной Республики являются исполнительные органы Донецкой Народной Республики, созданные до вступления в силу Федерального конституционного закона от 4 октября 2022 г. № 5-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта — Донецкой Народной Республики».
Нарушение процедур и сроков, установленных Сводом инвестиционных правил Донецкой Народной Республики, является основанием для обращения инвестора в Инвестиционный комитет Донецкой Народной Республики.
5. Инвестиционная команда Донецкой Народной Республики:
состав и полномочия
Инвестиционная команда Донецкой Народной Республики создана в целях формирования благоприятного инвестиционного климата на территории Донецкой Народной Республики, защиты прав и законных интересов субъектов инвестиционной деятельности.
Инвестиционную команду Донецкой Народной Республики возглавляет Глава Донецкой Народной Республики. Инвестиционная команда включает в себя представителей ведомств, организаций и институтов развития бизнеса и содействия инвестиционной деятельности. Полномочия между ними распределяются следующим образом:
1) Глава Донецкой Народной Республики — определяет основные направления государственной инвестиционной политики Донецкой Народной Республики;
2) Председатель Правительства Донецкой Народной Республики — координирует и контролирует реализацию государственной инвестиционной политики Донецкой Народной Республики исполнительными органами;
3) Уполномоченный по защите прав предпринимателей при Главе Донецкой Народной Республики — способствует защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, в пределах своей компетенции контролирует их соблюдение и выполнение, осуществляет правовое просвещение субъектов предпринимательской деятельности по вопросам их прав, форм и методов защиты их законных интересов;
4) первый заместитель Председателя Правительства Донецкой Народной Республики, заместители Председателя Правительства Донецкой Народной Республики, руководители исполнительных органов Донецкой Народной Республики, руководители органов местного самоуправления — обеспечивают развитие преференциальных территорий и инвестиционной инфраструктуры;
5) Председатель Правления Государственного концерна «Корпорация развития Донбасса» — способствует привлечению инвестиций для реализации инвестиционных проектов на территории Донецкой Народной Республики, развитию преференциальных территорий, формированию инвестиционных площадок, осуществляет сопровождение инвестиционных проектов по принципу «одного окна», повышение инвестиционной привлекательности Донецкой Народной Республики;
6) председатель Торгово-промышленной палаты Донецкой Народной Республики, председатель Донецкого республиканского отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», председатель Донецкого республиканского регионального отделения «Деловой России» — обеспечивают представление и отстаивание интересов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности Донецкой Народной Республики.
Взаимодействие инвестиционной команды Донецкой Народной Республики с субъектами инвестиционной деятельности осуществляется в соответствии с полномочиями, определяемыми законодательством Российской Федерации и Донецкой Народной Республики.
Инвестиционная команда Донецкой Народной Республики обладает необходимыми компетенцией, опытом и полномочиями в сфере инвестиционной деятельности, определяет основные направления инвестиционного развития Донецкой Народной Республики и несет ответственность за принятие решений в соответствии с возложенными полномочиями.
6. Перечень основных нормативных правовых актов, регулирующих
отношения в сфере инвестиционной деятельности на территории
Донецкой Народной Республики
2) Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации»;
8) Распоряжение Главы Донецкой Народной Республики от 5 июня 2023 г. № 165 «О создании Инвестиционного комитета Донецкой Народной Республики» (вместе с Положением об Инвестиционном комитете Донецкой Народной Республики);