Дата публикации 13:40 06.05.2021

ПРАВИТЕЛЬСТВО

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 апреля 2021 г № 25-3

Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы
геологической информации о разведанных запасах полезных ископаемых,
иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность

С целью регулирования отношений в сфере недропользования, обеспечения рационального, комплексного использования недр для удовлетворения потребностей в минеральном сырье и других потребностей общественного производства, охраны недр, гарантирования при пользовании недрами безопасности людей, имущества и окружающей среды, а также охраны прав и законных интересов Донецкой Народной Республики, общества, физических и юридических лиц, руководствуясь статьями 77, 78 Конституции Донецкой Народной Республики, статьей 8 Горного Закона Донецкой Народной Республики от 15 мая 2015 года № 52-IHC, пунктом 16 статьи 8, Закона Донецкой Народной Республики от 12 июня 2015 года № 58-IHC «О недрах», Правительство Донецкой Народной Республики

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

  1. Утвердить Порядок проведения государственной экспертизы геологической информации о разведанных запасах полезных ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность (прилагается).
  2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня официального опубликования.

Председатель Правительства                                                                          А.Е. Ананченко

 

УТВЕРЖДЕН

Постановлением Правительства

Донецкой Народной Республики

от 23 апреля 2021 г. № 25-3

ПОРЯДОК

проведения государственной экспертизы геологической информации о
разведанных запасах полезных ископаемых, иных свойствах недр,
определяющих их ценность или опасность

  1. Порядок проведения государственной экспертизы геологической информации о разведанных запасах полезных ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность (далее — Порядок) разработан с учетом требований Закона Донецкой Народной Республики от 12 июня 2015 года № 58-IHC «О недрах» и определяет последовательность организации и проведения государственной экспертизы геологической информации о разведанных запасах полезных ископаемых, иных свойствах недр определяющих их ценность или опасность (далее — государственная экспертиза).
  2. Государственная экспертиза может проводиться на любой стадии геологического изучения месторождения с целью его разработки или участка недр с целью, не связанной с добычей полезных ископаемых.
  3. Документы на государственную экспертизу подготавливают и подают физические лица-предприниматели, юридические лица, граждане Донецкой Народной Республики и иностранные граждане, проводившие геологическое изучение предоставленных им в пользование участков недр.
  4. Проведение государственной экспертизы является обязательным в случаях:

а) предоставления участков недр в пользование для добычи полезных ископаемых;

б) предоставления недр (участков недр) в пользование для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе сооружений для подземного хранения нефти, газа и иных веществ, и материалов, захоронения вредных веществ и отходов производства, сброса шахтных и сточных вод;

в) постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс, их изменения и списания с государственного баланса в соответствии с порядком, установленным Правительством Донецкой Народной Республики.

  1. Проведение государственной экспертизы организует комиссия по запасам полезных ископаемых (далее — Комиссия по запасам), созданная при республиканском органе исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр (далее — Уполномоченный орган).

Организация деятельности Комиссии по запасам, ее состав, регламент работы и ведение делопроизводства определяются Уполномоченным органом.

  1. Решения Комиссии по запасам, утвержденные приказом Уполномоченного органа, могут быть обжалованы в судебном порядке.
  2. Оплата за проведение государственной экспертизы не взимается.
  3. Государственная экспертиза проводится в целях:

а)  постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс;

б)  обеспечения достоверности оценки запасов полезных ископаемых, их количества, качества, горно-геологических, гидрогеологических, горнотехнических условий залегания;

в)  создания условий для полного, комплексного и рационального использования запасов месторождений полезных ископаемых с соблюдением требований по охране недр и окружающей среды;

г)  создания условий для государственного учета запасов полезных ископаемых и участков недр, предоставляемых для добычи полезных ископаемых и для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых;

д)  проверки границ участков недр, предоставляемых в пользование;

е)  оценки достоверности геологической информации о количестве и качестве запасов полезных ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или потенциальную опасность.

  1. Объектами государственной экспертизы являются:

а)  геологическая информация о запасах полезных ископаемых;

б)  геологическая, экономическая и экологическая информация о предоставляемых в пользование участках недр для разработки месторождений полезных ископаемых либо пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых;

в)  информация об иных свойствах недр, определяющих их ценность или потенциальную опасность.

  1. Государственная экспертиза осуществляется путем проведения анализа следующих документов:

а)  подсчета запасов всех выявленных, оцененных, разведываемых, вовлекаемых в освоение и разрабатываемых месторождений полезных ископаемых, вне зависимости от вида, количества, качества и направления использования полезных ископаемых;

б)  технико-экономического обоснования кондиций для подсчета запасов полезных ископаемых в недрах, коэффициентов извлечения нефти, газа и газового конденсата;

в) оперативного пересчета запасов полезных ископаемых по результатам геологоразведочных или изыскательских работ, переоценки этих запасов;

г)  геологической информации об участках недр, намечаемых для строительства и эксплуатации подземных сооружений для хранения нефти и газа, захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов, сброса сточных вод и иных нужд, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых;

д) геологической информации об иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность.

  1. В ходе проведения государственной экспертизы проверяются:

а) достоверность данных о количестве, качестве, составе, технологических и иных свойствах полезных ископаемых, а также иных особенностях недр;

б) полнота и достоверность геологических, горнотехнических, гидрогеологических, инженерно-геологических, технико-экономических и экологических данных, касающихся условий добычи полезных ископаемых и использования участков недр в целях, не связанных с добычей;

в) технико-экономические расчёты для обоснования основных параметров кондиций подсчёта запасов полезных ископаемых, коэффициентов извлечения углеводородного сырья, степень подготовленности запасов и участков недр для использования;

г)  методика и качество прогнозно-минерагенических, поисковых, разведочных, опытно-эксплуатационных, тематических работ по геологическому изучению и оценке недр;

д) обоснованность ликвидации или консервации месторождений полезных ископаемых, списания или изменения балансовой принадлежности оставшихся запасов полезных ископаемых.

  1. Документы, представляемые на государственную экспертизу, по содержанию, полноте информации должны соответствовать нормативным документам в сфере недропользования.
  2. Для проведения государственной экспертизы заявитель представляет в Уполномоченный орган заявление о проведении государственной экспертизы геологической информации о разведанных запасах полезных ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность (прилагается) (далее — Заявление).
  3. Заявление заполняется заявителем собственноручно или машинописным способом и заверяется:

а) для юридических лиц — печатью заявителя и подписью уполномоченного лица;

б)  для физических лиц — подписью заявителя.

  1. В заявлении должны быть указаны:

а)  для юридического лица — наименование, организационно-правовая форма, местонахождение (адрес), телефон;

б) для физического лица — фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии), данные документа, удостоверяющего личность, место жительства (адрес), телефон.

  1. Вместе с заявлением заявитель представляет в Уполномоченный орган документы в виде отчета о выполненных работах по геологическому изучению и освоению недр (далее — Отчет) на бумажном носителе в трех экземплярах и в электронном виде.
  2. Процедура государственной экспертизы включает в себя следующие действия:

а)  прием представленных документов;

б) проверка соответствия Заявления и Отчета требованиям, установленным в пункте 19 Порядка;

в)  формирование Уполномоченным органом группы специалистов для подготовки экспертных заключений;

г)  проведение экспертизы Отчета о геологическом изучении участка недр, выполненном с целью подсчета запасов полезных ископаемых или с другими целями, не связанными с оценкой запасов и добычей полезных ископаемых;

д) направление заключений экспертов и Отчета на рассмотрение в Комиссию по запасам, а также направление копий заключений экспертов заявителю;

е)  принятие Комиссией по запасам протокольного решения об утверждении или отказе в утверждении запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр;

ж) направление заявителю конечного результата государственной экспертизы — копии протокола заседания Комиссии по запасам, утвержденного приказом Уполномоченного органа.

  1. Основанием для проведения государственной экспертизы является поступление в Уполномоченный орган документов, указанных в пунктах 13 и 16 настоящего Порядка.
  2. Поданные в Уполномоченный орган документы проверяются на комплектность.

В случае если к Заявлению не приложен Отчет или приложены не все материалы его составляющие, Уполномоченный орган оставляет Заявление без рассмотрения и в течение 5 рабочих дней со дня поступления документов возвращает их (за исключением Заявления) заявителю с указанием причины возврата.

  1. При отсутствии оснований для оставления Заявления без рассмотрения в срок, указанный в пункте 19 настоящего Порядка, Уполномоченный орган приказом из числа его штатных работников определяет лиц, которые в качестве экспертов подготавливают заключения для рассмотрения Комиссией по запасам.
  2. В качестве экспертов могут выступать специалисты, имеющие высшее профессиональное образование по специальностям «геология», «прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия», «гидрогеология и инженерная геология», «экономика и управление» и стаж работы по указанным специальностям не менее 3 лет. Количество экспертов обуславливается сложностью рассматриваемых материалов (не менее трех).
  3. В качестве экспертов не могут выступать специалисты, являющиеся представителями заявителя и лицами, принимавшими участие в работах по подготовке представленного Отчета, а также граждане, состоящие в трудовых или иных договорных отношениях с заявителем, и представители юридического лица, состоящего с заявителем в таких договорных отношениях.
  4. Представленные документы передаются экспертам до 12 часов рабочего дня, следующего за днем регистрации приказа о назначении экспертов.
  5. Срок проведения государственной экспертизы определяется приказом Уполномоченного органа в пределах 30 рабочих дней.
  6. В случае если в представленном Отчете указана недостоверная информация, заявителю направляется уведомление о необходимости устранения соответствующих замечаний. В данном случае срок государственной экспертизы приостанавливается на срок до устранения причин, препятствующих ее проведению, но не более чем на 30 рабочих дней.

При отсутствии информации и материалов по устранению замечаний в указанный срок, а также устранении замечаний не в полном объеме, Уполномоченный орган отказывает заявителю в проведении государственной экспертизы, о чем письменно его уведомляет и возвращает документы, представляемые на государственную экспертизу (за исключением Заявления).

В случае отказа в проведении государственной экспертизы заявитель после устранения причин, послуживших основанием для отказа, может повторно обратиться в Уполномоченный орган в соответствии с пунктами 13-16 настоящего Порядка.

  1. По результатам рассмотрения Отчета каждый эксперт составляет и подписывает заключение.
  2. Заключения экспертов должно содержать выводы:

а) о достоверности и правильности указанной в представленных материалах оценки количества и качества запасов полезных ископаемых в недрах, их промышленного значения, а также подготовленности месторождений или их отдельных частей к промышленному освоению;

б)  о геологической, технологической и экономической обоснованности предельных значений кондиций для подсчета запасов полезных ископаемых в недрах, обеспечивающих наиболее полную и рациональную отработку (выработку) запасов месторождений при соблюдении экологических требований;

в)  об обоснованности переоценки запасов полезных ископаемых по результатам геологического изучения, разработки месторождений или в связи с изменением рыночной конъюнктуры;

г)  об обоснованности постановки на государственный баланс запасов полезных ископаемых и их списания с государственного баланса, а также внесения в государственный баланс изменений, связанных с оперативным учетом изменения запасов, ликвидацией или консервацией месторождений полезных ископаемых;

д) о возможностях безопасного использования участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых;

е)  об обоснованности выбора места размещения попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья;

ж)  иные выводы и рекомендации.

  1. В случае если экспертами установлено, что Отчет по своему содержанию, обоснованности и объему не позволяют определить количество и качество запасов полезных ископаемых, достоверность геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, а также геологической информации об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых, то заключения экспертов должны содержать указания о необходимости соответствующей доработки документов.
  2. Все заключения экспертов не позднее рабочего дня, следующего за днем их подписания, передаются экспертами в Комиссию по запасам. В этот же день копии заключений экспертов или их электронные образы (скан-копии) направляются для ознакомления заявителю.
  3. В случае если заявитель не согласен с заключениями экспертов, он до заседания Комиссии по запасам направляет ей свои возражения.
  4. Комиссия по запасам рассматривает возражения заявителя и заключения экспертов и при возникновении сомнений в правильности или обоснованности заключений экспертов ходатайствует перед руководителем Уполномоченного органа о назначении повторной государственной экспертизы и поручении подготовки экспертных заключений другим специалистам.

Срок повторной экспертизы определяется приказом Уполномоченного органа и не может превышать 30 рабочих дней. Новые заключения экспертов вместе с Отчетом вновь передаются в Комиссию по запасам для рассмотрения.

  1. Комиссия по запасам назначает дату рассмотрения представленных документов в срок, предусмотренный для проведения государственной экспертизы.
  2. На рассмотрение представленных документов Комиссией по запасам приглашаются эксперты, заявитель или его представители. Заявителю в день назначения даты заседания Комиссии по запасам направляется уведомление о дате, времени и месте его проведения.
  3. Заседания Комиссии по запасам считаются правомочными при участии не менее половины численного состава ее членов. Заседание Комиссии по запасам ведет ее Председатель, а в его отсутствие или по его поручению — заместитель Председателя.

Решения Комиссии по запасам на заседании принимаются открытым голосованием простым большинством голосов ее членов, принимающих участие в заседании. При равном количестве голосов при голосовании голос председательствующего является решающим.

  1. Решение Комиссии по запасам оформляется протоколом ее заседания, который подписывается всеми ее членами, принимавшими участие в заседании, и утверждается приказом Уполномоченного органа.

К протоколу Комиссии по запасам прилагаются заключения экспертов.

  1. В заключительной части протокола Комиссии по запасам должно быть отражено одно из следующих решений:

а) утвердить запасы и признать месторождение подготовленным для промышленного освоения;

б) утвердить запасы и признать месторождение подготовленным для опытно-промышленной разработки;

в)  воздержаться от утверждения запасов;

г)  утвердить кондиции для подсчета запасов (коэффициентов извлечения нефти и конденсата);

д) воздержаться от утверждения кондиций для подсчета запасов (коэффициентов извлечения нефти и конденсата);

е)  установить параметры для подсчета запасов твердых полезных ископаемых и представить на утверждение, уточненное технико-экономическое обоснование кондиций для подсчета запасов полезных ископаемых в недрах вместе с подсчетом запасов;

ж)  признать участок недр пригодным для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых;

з) воздержаться от признания участка недр пригодным для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых.

  1. После утверждения протокола заседания Комиссии по запасам:

а) два экземпляра представленного Отчета на бумажном носителе, копия протокола заседания Комиссии по запасам, копии заключений экспертов со всеми приложениями направляются заявителю в срок не более 15 рабочих дней со дня утверждения протокола Уполномоченным органом;

б)  один экземпляр представленного Отчета на бумажном носителе и в электронном виде, протокол заседания Комиссии по запасам, заключения экспертов со всеми приложениями направляются в Республиканский фонд геологической информации Уполномоченного органа.

  1. Если Комиссия по запасам принимает протокольное решение об отказе в утверждении запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, два экземпляра, представленного на государственную экспертизу Отчета, возвращаются заявителю в течение 5 рабочих дней со дня подписания протокола заседания Комиссии по запасам, один его экземпляр остается в Комиссии по запасам.