Дата публикации 17:30 25.06.2015

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

ЗАКОН

ГОРНЫЙ ЗАКОН

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Принят Постановлением Народного Совета 15 мая 2015 года

(С изменениями, внесенными Законами

от 01.04.2016 № 117-IНС,

от 14.10.2016 № 148-IНС,

от 22.12.2017 № 199-IНС,

от 12.03.2020 № 108-IIНС)

 

(По тексту Закона слова «Совет Министров» в соответствующем падеже заменены словом «Правительство» в соответствующем падеже согласно Закону от 12.03.2020 № 108-IIНС)

 

Настоящий Закон определяет правовые и организационные основы проведения горных работ, обеспечение противоаварийной защиты горных предприятий, учреждений и организаций.

Статья 1. Определение терминов

  1. В настоящем Законе приведенные ниже термины и понятия используются в таком значении:

1) забой – поверхность полезного ископаемого или породы, из которой непосредственно осуществляется его выемка;

2) взрывчатые материалы – взрывчатые вещества, средства их инициирования, изделия и устройства, содержащие взрывчатые вещества;

3) взрывчатые вещества – химические вещества, способные под влиянием внешних воздействий к быстрому химическому преобразованию, происходящему с выделением большого количества тепла и газообразных продуктов;

4) открытая разработка месторождений – добыча полезных ископаемых непосредственно с земной поверхности;

5) газодинамические явлениябыстропротекающее разрушение массива пород и высвобождение газа под действием природных сил (внезапные выбросы, горные удары и прочее);

6) горная наука – система научных знаний об условиях залегания, способах и средствах разведки, добычи и обогащения полезных ископаемых;

7) горная (горнодобывающая) промышленностькомплекс отраслей тяжелой промышленности по разведке месторождений полезных ископаемых, их добыче из недр земли и обогащению;

8) горная выработка – искусственная полость в горном массиве после выемки полезных ископаемых и иных пород;

9) горное дело – деятельность, связанная с добычей из недр полезных ископаемых на основе новейших достижений науки и техники;

10) горный объектотдельная горная выработка (система горных выработок) или выработка, которая входит в состав горного или иного предприятия и используется для добычи полезных ископаемых и иных целей, а также здания (сооружения), которые технологически связаны с ними;

11) горные отношенияправоотношения, связанные с использованием и охраной недр, которые регулируются законами Донецкой Народной Республики и иными нормативными правовыми актами;

12) горное законодательство – совокупность правовых норм, которые регулируют горные отношения и устанавливают правила ведения горных работ;

13) горное предприятие – юридическое лицо (шахта, рудник, прииск, карьер, разрез, обогатительная фабрика и прочие), в структуру которого могут входить обособленные или структурные подразделения, созданное для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации объектов с применением горных технологий;

(Пункт 13 части 1 статьи 1 изложен в новой редакции в соответствии с Законом от 22.12.2017 № 199-IНС)

14) горные работыкомплекс работ (производственных процессов) по проведению, креплению и поддержанию горных выработок и выемке горных пород в условиях нарушения природного равновесия, возможности проявления опасных и вредных производственных факторов;

15) аварийно-спасательная служба (формирование) – профессиональная военизированная служба, деятельность которой направлена на организацию и осуществление мероприятий по предотвращению аварий на горных предприятиях и их ликвидации, спасению людей;

16) горный массив – участок земной коры, который характеризуется общими условиями образования и подобными свойствами компонентов, его составляющих;

17) горные породы – природные агрегаты однородных или различных материалов, созданные при определенных геологических условиях в земной коре или на ее поверхности;

18) завал выработки – произвольный вывал в действующую горную выработку больших масс породы или угля с перекрытием ее сечения и разрушением крепи;

19) карьер – горное предприятие, добывающее рудные и нерудные полезные ископаемые открытым способом;

20) консервация – прекращение деятельности горного предприятия на неопределенный срок с возможностью дальнейшего возобновления его работы;

21) рудник – место добычи рудных и нерудных полезных ископаемых подземным или открытым способом;

22) полезное ископаемое – природное минеральное образование земной коры, которое может быть эффективно использовано в сфере материального производства;

23) обрушение – нарушение целостности горного массива, которое сопровождается вывалом его части в горную выработку;

(В пункт 23 части 1 статьи 1 внесены изменения в соответствии с Законом от 01.04.2016 № 117-IНС)

24) особо опасные подземные условия – условия в шахтах и рудниках, связанные с действием трудно прогнозируемых проявлений горно-геологических и газодинамических факторов, которые создают опасность для жизни и здоровья работников (выделение и взрывы газа и пыли, внезапные выбросы, горные удары, обрушения, самовозгорания горных пород, затопление горных выработок и прочее);

(В пункт 24 части 1 статьи 1 внесены изменения в соответствии с Законом от 01.04.2016 № 117-IНС)

25) охрана горных выработок – мероприятия, которые применяются для предотвращения деформации горных выработок;

26) взрывные работы – работы, которые проводятся с применением взрывчатых веществ для разрушения горных пород при помощи взрыва с целью добычи полезных ископаемых, проведения горных выработок и прочего;

27) (Пункт 27 части 1 статьи 1 признан утратившим силу в соответствии с Законом от 22.12.2017 № 199-IНС)

28) работы с опасными и вредными условиями труда – производственные процессы и (или) виды работ, которые сопровождаются объективными факторами, которые создают угрозу для здоровья и жизни работников;

29) самовозгорание – возгорание полезных ископаемых и горных пород вследствие их окисления;

30) скважина – горная выработка цилиндрической формы глубиной более 5 метров, а при меньшей глубине – диаметром более 75 мм;

31) шпур – цилиндрическая горная выработка диаметром до 75 мм и глубиной до 5 метров;

32) шахта – горное предприятие по добыче полезных ископаемых (угля, солей и прочее) подземным способом;

321) артель – субъект хозяйствования, который осуществляет деятельность в сфере добычи угля (угольной продукции) подземным способом, путем проведения с поверхности наклонных выработок, вскрывающих запасы угля на отметке не более 180 метров по вертикали, с привлечением в штат работников (не менее 12 и не более 35 человек из расчета на каждый выемочный участок);

(Пункт 321 статьи 1 введен Законом от 14.10.2016 № 148-IНС)

33) прииск – горнодобывающее предприятие, производящее разработку россыпных месторождений золота, платины, олова, драгоценных камней.

Статья 2. Сфера действия Закона

  1. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения в сфере деятельности горных предприятий, учреждений, организаций, горных объектов (далее – горные предприятия), которые занимаются разведкой, разработкой, добычей и переработкой полезных ископаемых и ведением горных работ, строительством, ликвидацией или консервацией горных предприятий, научно-исследовательской работой, предупреждением и ликвидацией аварий в границах территории Донецкой Народной Республики, ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны, независимо от их формы собственности и подчинения, а также предприятий, организаций, других юридических лиц и граждан.

(В часть 1 статьи 2 внесены изменения в соответствии с Законом от 01.04.2016 № 117-IНС)

  1. Правоотношения в сфере деятельности горных предприятий, которые осуществляются на основании соглашения о разделе продукции, регулируются законодательством Донецкой Народной Республики о соглашениях о разделе продукции и таким соглашением. Деятельность по соглашению о разделе продукции регулируется положениями настоящего Закона, если иное не предусмотрено законодательством Донецкой Народной Республики о соглашениях о разделе продукции и таким соглашением.
  2. Порядок, статус и условия деятельности артелей на территории Донецкой Народной Республики, в том числе порядок получения специального разрешения на пользование недрами, порядок предоставления земельного участка для организации своей деятельности, а также права, обязанности и ответственность артелей определяются законодательством Донецкой Народной Республики.

(Часть 3 статьи 2 введена Законом от 14.10.2016 № 148-IНС)

Статья 3. Законодательство, регулирующее горные отношения

  1. Горные отношения, возникающие в процессе деятельности горных предприятий, регулируются Конституцией Донецкой Народной Республики, настоящим Законом, законодательством Донецкой Народной Республики о недрах, об охране окружающей среды, об охране труда, о пожарной безопасности, об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения, иными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, в том числе:

1) межотраслевыми и отраслевыми правилами безопасности (далее – правила безопасности), включающими нормы безопасного ведения горных работ, использование горно-шахтного и электротехнического оборудования, рудничного и карьерного транспорта, требования к проветриванию и противоаварийной защите горных выработок, соблюдение пылегазового режима, производственной санитарии, охраны труда и окружающей среды;

2) межотраслевыми и отраслевыми правилами технической эксплуатации (далее – правила технической эксплуатации), устанавливающими требования и нормы эффективного, безопасного и экологически чистого проведения горных работ, организации и управления производством;

3) правилами безопасности взрывных работ, устанавливающими порядок хранения, транспортировки и использования взрывчатых веществ во время проведения горных работ.

  1. Правила безопасности, правила технической эксплуатации и правила безопасности взрывных работ утверждаются в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 4. Объекты горных отношений

  1. Объектами горных отношений являются:

1) геологическая разведка и доразведка полезных ископаемых;

2) проектирование, строительство (реконструкция, техническое переоснащение), эксплуатация, ликвидация или консервация горных предприятий;

3) организация противоаварийной защиты горных предприятий;

4) охрана труда, обеспечение безопасности и здоровья людей в особо опасных условиях.

Статья 5. Субъекты горных отношений

Субъектами горных отношений являются все юридические и физические лица Донецкой Народной Республики, которые осуществляют геологическое изучение месторождений полезных ископаемых, проектирование, строительство (реконструкцию), эксплуатацию, ликвидацию аварий и ликвидацию либо консервацию предприятий по добыче и переработке полезных ископаемых, а также проводят горные работы.

Статья 6. Предоставление в пользование горных предприятий и имущества аварийно-спасательных служб

(Наименование статьи 6 изложено в новой редакции в соответствии с Законом от 01.04.2016 № 117-IНС)

  1. Предоставление в пользование горных предприятий осуществляется в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики. Перечень горных предприятий, находящихся в государственной собственности и не подлежащих предоставлению в пользование частному инвестору, утверждается Народным Советом Донецкой Народной Республики и Правительством Донецкой Народной Республики.
  2. Не подлежит предоставлению в пользование частному инвестору имущество республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также имущество государственных научных учреждений по вопросам безопасности работ горной промышленности.

(Часть 2 статьи 6 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 01.04.2016 № 117-IНС)

Статья 7. Принципы государственной политики в горнодобывающей промышленности

  1. Государственная политика в горнодобывающей промышленности базируется на принципах:

1) государственного регулирования деятельности субъектов горных отношений в горнодобывающей промышленности;

2) безопасной эксплуатации горных предприятий;

3) рационального использования полезных ископаемых;

4) развития и повышения технического уровня горнодобывающих отраслей;

5) создания условий для строительства новых, реконструкции и повышения технического уровня действующих предприятий;

6) повышения экологической безопасности горных предприятий;

7) развития конкурентных отношений на рынке материальных ресурсов;

8) соблюдения государственных стандартов и правил всеми субъектами горных отношений;

9) обеспечения подготовки кадров высокой квалификации для горнодобывающих отраслей;

10) создания условий для перспективных научных исследований в сфере горных отношений;

11) государственной поддержки горных предприятий;

12) обеспечения защиты прав и интересов работников горных предприятий.

Статья 8. Государственное регулирование горного дела

Государственное регулирование горного дела осуществляется Народным Советом Донецкой Народной Республики, Правительством Донецкой Народной Республики, министерствами и иными республиканскими органами исполнительной власти, в соответствии с их полномочиями, определенными Конституцией и законами Донецкой Народной Республики.

Статья 9. Государственная поддержка горных предприятий

Объемы государственной поддержки определяются бюджетом Донецкой Народной Республики на текущий год.

Статья 10. Государственный надзор в сфере горных отношений

Государственный надзор в сфере горных отношений за соблюдением горного законодательства Донецкой Народной Республики во время проведения горных работ, строительства и эксплуатации, ликвидации и консервации горных предприятий осуществляет республиканский орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере охраны труда, государственного горного надзора (далее – орган горного надзора) и иные республиканские органы исполнительной власти в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 11. Полномочия территориальных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления (муниципальных органов) в сфере горных отношений

  1. В установленном порядке к полномочиям территориальных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления (муниципальных органов) в сфере горных отношений в соответствии с их компетенцией относятся:

1) участие в разработке комплексных планов развития горнодобывающей промышленности на подчиненной им территории;

2) участие в разработке и реализации системы мероприятий в отношении работы горных предприятий в условиях чрезвычайного положения;

3) участие в осуществлении необходимых мероприятий по ликвидации последствий аварий на горных предприятиях, информирование о них населения, привлечение в установленном порядке к этим работам предприятий, учреждений, организаций, а также населения;

4) определение в установленном порядке размеров возмещения предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности за загрязнение окружающей среды и иные экологические убытки;

5) принятие мер в установленном порядке для возмещения убытков, нанесенных горным и иным предприятиям, учреждениям, организациям, гражданам и окружающей среде;

6) создание, реорганизация и ликвидация или консервация горных предприятий муниципальной собственности;

7) осуществление контроля за сбором, переработкой, утилизацией и захоронением промышленных отходов горных предприятий;

8) иные полномочия, предусмотренные законодательством Донецкой Народной Республики.

  1. Территориальные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления (муниципальные органы) не имеют права вмешиваться в хозяйственную деятельность горных предприятий, кроме случаев, определенных законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 12. Расположение горных предприятий

  1. Места расположения горных предприятий определяются до начала проектных работ данных предприятий и согласовываются в порядке, предусмотренном законодательством Донецкой Народной Республики о недрах.
  2. Отведение земли для расположения горного предприятия проводится в порядке, предусмотренном земельным законодательством Донецкой Народной Республики, а предоставление горного отвода в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики о недрах.

Статья 13. Проектирование горных предприятий

  1. Проекты горных предприятий разрабатываются проектными организациями или специализированными подразделениями предприятий, учреждений и организаций, физическими лицами-предпринимателями, которые имеют лицензию на выполнение данного вида работ. Лицензия выдается в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики.
  2. Особенности и основные требования к проектированию горных предприятий по добыче полезных ископаемых, а также проведения горных работ, не связанных с добычей полезных ископаемых, определяются законодательством Донецкой Народной Республики о недрах.
  3. Разработанные проекты горных предприятий подлежат экологической, технической и иным видам экспертиз и утверждаются руководителем организации-заказчика.

Статья 14. Подготовка к строительству горных предприятий

Подготовка к строительству горных предприятий обеспечивается заказчиком (пользователем горного отвода) путем передачи подрядчику (строителю) строительных площадок, соответствующих разрешений на проведение работ, проектно-сметной документации, топографо-геодезической основы и маркшейдерских данных и финансирования строительных работ.

Статья 15. Организация строительства горных предприятий

  1. Строительство горных предприятий, расположенных в горном массиве (выработке), осуществляется специализированными горными организациями, которые имеют лицензию на выполнение таких работ, на основании генерального договора-подряда в соответствии с проектом.
  2. Строительство горных сооружений на действующих горных предприятиях может осуществляться специализированными подразделениями таких предприятий при наличии у них соответствующей лицензии.
  3. Строительство горного предприятия осуществляется после утверждения проектно-сметной документации.

Статья 16. Реконструкция и техническое переоснащение горных предприятий

Реконструкция и техническое переоснащение действующих горных предприятий осуществляется в соответствии с утвержденными проектами, которые прошли экологическую, техническую и другие виды экспертиз, специализированными предприятиями или специализированными подразделениями этих предприятий.

Статья 17. Ввод в эксплуатацию горных предприятий

Ввод в эксплуатацию новых и реконструированных горных предприятий осуществляется независимо от формы собственности в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 18. Основные требования к проведению горных работ

  1. Основными требованиями к проведению горных работ являются:

1) применение прогрессивных, безопасных и безвредных способов подготовки и разработки полезных ископаемых;

2) постоянное поддержание горных выработок, добычи и транспортировки полезных ископаемых в состоянии, определенном правилами технической эксплуатации и правилами безопасности;

3) создание системы мероприятий для безопасного ведения деятельности во время проведения горных работ;

4) рациональная добыча, использование полезных ископаемых и охрана недр;

5) соблюдение предельно допустимых нормативов выбросов и сброса загрязняющих веществ в окружающую среду;

6) обеспечение радиационной и экологической безопасности во время проведения горных работ;

7) обеспечение максимально возможной выемки полезных ископаемых при современных технологиях;

8) приведение земельных участков, которые высвобождаются горными предприятиями после их ликвидации или консервации в состояние, пригодное для использования по назначению в соответствии с земельным законодательством Донецкой Народной Республики.

  1. При проведении горных работ должно обеспечиваться также соблюдение иных требований, предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 19. Порядок проведения горных работ

  1. Горные работы проводятся по лицензии на пользование недрами, которая выдается в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
  2. Проведение горных работ осуществляется в соответствии с проектом и паспортом, разработанным и утвержденным в соответствии с правилами безопасности, правилами технической эксплуатации, правилами безопасности при взрывных работах. Проекты и паспорта должны иметь раздел «Противоаварийная защита».
  3. В случае фактических или прогнозируемых изменений горно-геологических (производственных) условий горные работы приостанавливаются до корректировки в установленном порядке проектов и паспортов.
  4. Проекты и паспорта доводятся до сведения работников горных предприятий в порядке, предусмотренном правилами безопасности.
  5. План развития горных работ предприятия ежегодно рассматривается и согласовывается с органами горного надзора.

Статья 20. Горно-шахтное оборудование и материалы

  1. Горно-шахтное оборудование и материалы допускаются органами горного и санитарно-эпидемиологического контроля к применению на горных предприятиях только при наличии соответствующего сертификата.
  2. Горно-шахтное оборудование и материалы применяются в соответствии с нормативно-технической документацией.
  3. Разрешение на проведение промышленных испытаний опытных и экспериментальных образцов горно-шахтного оборудования и материалов, которые применяются в шахтах и рудниках, предоставляется органами горного и санитарно-эпидемиологического надзора после их проверки (экспертизы) на соответствие правилам безопасности и требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства Донецкой Народной Республики.

Статья 21. Применение взрывчатых материалов (веществ) во время проведения горных работ

  1. Проведение на горных предприятиях взрывных работ или работ со взрывчатыми веществами, осуществляется в соответствии с правилами безопасности при взрывных работах при наличии разрешения, которое выдают органы горного надзора.
  2. В случае проведения взрывных работ на горных предприятиях, применяются взрывчатые вещества, внесенные в перечень взрывчатых веществ, допущенных к постоянному производству и использованию, который утверждается республиканским органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере безопасного обращения со взрывчатыми веществами промышленного назначения.
  3. Предприятия, которые проводят взрывные работы, обязаны иметь склады и иные специальные места для хранения взрывчатых веществ, способы их транспортировки и охраны, документацию, а также персонал в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 22. Экспертиза проектных решений по противоаварийной защите, безопасности проведения горных работ, строительства и эксплуатации горных предприятий

  1. Государственная техническая (строительно-техническая), экологическая и санитарно-гигиеническая экспертизы безопасности проведения горных работ, строительства и эксплуатации горных предприятий, экспертиза проектов противоаварийной защиты горных предприятий проводятся республиканскими органами исполнительной власти, которые реализуют государственную политику в сферах охраны труда и государственного горного надзора, санитарного и эпидемиологического благополучия населения, надзора и контроля за состоянием защиты территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, республиканскими органами исполнительной власти, которые обеспечивают формирование и реализуют государственную политику в сферах экологии и природных ресурсов, строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства и территориальными органами исполнительной власти, в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики.
  2. Указанные в части первой настоящей статьи экспертизы проводятся с целью определения отсутствия недопустимого риска, связанного с возможностью причинения вреда здоровью и имуществу граждан, а также окружающей среде и объектам хозяйствования.

Статья 23. Использование и учет отработанных горных выработок

Порядок использования и учета отработанных горных выработок, пригодных для размещения предприятий, не связанных с добычей полезных ископаемых, определяется в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики Правительством Донецкой Народной Республики.

Статья 24. Документы, дающие право на проведение горных работ

  1. Горное предприятие при проведении горных работ должно иметь:

1) лицензию на пользование недрами;

2) акт о предоставлении горного отвода;

3) технический проект, утвержденный и согласованный в установленном порядке;

4) геолого-маркшейдерскую, техническую и учетно-контрольную документацию (календарные планы развития горных работ, проекты, паспорта, схемы).

  1. Вся техническая документация должна вестись в соответствии с требованиями правил безопасности, правил технической эксплуатации, правил безопасности при взрывных работах и иных нормативных правовых актов.

Статья 25. Система противоаварийной защиты и безопасности проведения горных работ

  1. Система противоаварийной защиты и безопасности проведения горных работ включает:

1) нормативные правовые акты и техническую документацию по безопасности горных работ;

2) технические и организационные мероприятия предотвращения аварий и катастроф;

3) план ликвидации аварий;

4) систему мероприятий оповещения об авариях;

5) порядок обслуживания горных предприятий государственными аварийно-спасательными службами;

6) мероприятия по организации аварийно-спасательных работ.

Статья 26. Технические и организационные мероприятия предотвращения аварий и катастроф

  1. Технические и организационные мероприятия предотвращения аварий и катастроф осуществляются на стадиях геолого-разведывательных и научно-исследовательских работ, проектирования, строительства, реконструкции, технического переоснащения, эксплуатации, ликвидации или консервации горных предприятий с обеспечением:

1) предотвращения взрывов пыли и газа;

2) предотвращения обрушений пород и завалов горных выработок;

(В пункт 2 части 1 статьи 26 внесены изменения в соответствии с Законом от 01.04.2016 № 117-IНС)

3) предотвращения газодинамических явлений;

4) соблюдения требований пожарной безопасности;

5) предотвращения затопления горных выработок, выделению и проникновению в них вредных субстанций;

6) предотвращения разрушений и катастроф на горно-рудничном транспорте и организации его четкой работы;

7) предотвращения аварий в вертикальных стволах и на подъемных комплексах.

  1. С целью предотвращения взрывов газа и пыли:

1) на горных предприятиях и на горных объектах, где имеет место выделение взрывчатых и ядовитых газов и пыли, устанавливается соответствующий газовый, пылевой или пылегазовый режим, обеспечивается аэрогазовый контроль, применяются специальные виды защиты оборудования и технологических процессов в соответствии с правилами безопасности;

2) взрывные работы проводятся по специальным проектам с обозначенными параметрами буровзрывного комплекса и в строгом соответствии с правилами безопасности при взрывных работах;

3) подземные горные выработки проводятся с принудительным проветриванием при помощи беспрерывно действующих вентиляционных установок в соответствии с правилами безопасности (на открытых работах допускается применение естественного проветривания при условии достижения нормативов экологической безопасности атмосферного воздуха на рабочих местах).

  1. Предотвращение обрушений пород и завалов действующих горных выработок обеспечивается использованием специальных способов проведения горных работ, крепи, поддержания в надлежащем состоянии и охраной горных выработок.

(В часть 3 статьи 26 внесены изменения в соответствии с Законом от 01.04.2016 № 117-IНС)

  1. Предотвращение газодинамических явлений (внезапные выбросы, горные удары и прочее) обеспечивается при помощи комплекса мер в соответствии с правилами безопасности и иными нормативными правовыми актами.
  2. Соблюдение требований пожарной безопасности во время проведения работ на каждом рабочем месте обеспечивается путем осуществления мероприятий в соответствии с проектом противопожарной защиты.
  3. В горных выработках применяются технологические процессы, оборудование и материалы, препятствующие образованию горючей смеси и источников возгорания, а также осуществляются мероприятия, предотвращающие самовозгорание горных пород.
  4. Предотвращение затопления горных выработок, выделению и проникновению в них вредных веществ (газоподобных, пароподобных, пылевидных, жидкостных, электромагнитных, излучающих, радиационных и прочее) на горных предприятиях, опасных этими проявлениями, обеспечивается переводом их на особый режим работы в установленном порядке.
  5. Предотвращение разрушений и катастроф на горно-рудничном транспорте обеспечивается поддержанием оборудования в надлежащем техническом состоянии и организацией работы, связанной с перевозкой людей и грузов на горном предприятии, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов.

Статья 27. План ликвидации аварий

  1. На каждом горном предприятии составляется план ликвидации аварий, который содержит систему оповещения об аварии, мероприятия по спасению работников на предприятии, по эвакуации людей и ликвидации возможных аварий на начальной стадии и распределение обязанностей между отдельными лицами, занятыми ликвидацией аварии.

(В часть 1 статьи 27 внесены изменения в соответствии с Законом от 01.04.2016 № 117-IНС)

  1. План ликвидации аварии каждого горного предприятия разрабатывается главным инженером (техническим руководителем) предприятия и командиром аварийно-спасательного подразделения, обслуживающего предприятие, согласовывается командиром аварийно-спасательного отряда (план ликвидации аварий обогатительных, брикетных фабрик, карьеров, разрезов дополнительно начальником пожарно-спасательного подразделения), утверждается техническим руководителем предприятия или руководителем предприятия, учреждения или организации, в ведении которых находится такое предприятие.

(Часть 2 статьи 27 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 01.04.2016 № 117-IНС)

Статья 28. Система оповещения об авариях

Система оповещения об авариях горного предприятия является составной частью плана ликвидации аварии и разрабатывается с целью немедленного оповещения аварийно-спасательных служб, организаций и должностных лиц, принимающих участие в ликвидации аварии, а также предприятий, организаций и людей, которые могут подвергнуться опасному воздействию аварий, в порядке, предусмотренном планом ликвидации аварий.

(Статья 28 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 01.04.2016 № 117-IНС)

Статья 29. Аварийно-спасательные службы

  1. Государственные аварийно-спасательные службы республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах выполняют экстренные и неотложные мероприятия на предприятиях угольной и горной отраслей по спасению людей, тушению пожаров, ликвидации последствий взрывов, внезапных выбросов угля и газа, обрушению горных пород и выполнению иных работ, требующих применения средств защиты органов дыхания и специального оснащения.
  2. Все горные предприятия, независимо от формы собственности в период их строительства, реконструкции, эксплуатации, ликвидации или консервации подлежат постоянному обязательному на договорной основе аварийно-спасательному обслуживанию государственными аварийно-спасательными службами республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, которые финансируются за счет средств Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики, средств полученных от предоставления обслуживания и выполнения платных услуг, а также за счет иных источников, не запрещенных законодательством Донецкой Народной Республики.

Горные предприятия, выполняющие подземные горные работы, а также фабрики по обогащению и брикетированию угля подлежат обязательному обслуживанию соответствующими горноспасательными подразделениями республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Горные предприятия, добывающие рудные, нерудные и другие полезные ископаемые открытым способом могут обслуживаться другими аварийно-спасательными службами (специализированным подразделениям) республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

  1. Положения и уставы аварийно-спасательных служб утверждаются тем государственным органом, который создал данную аварийно-спасательную службу.
  2. Работникам горноспасательных подразделений республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах запрещается проводить забастовки, а также отказываться от выезда на спасение людей и ликвидацию аварий.
  3. Руководитель горного предприятия, независимо от формы собственности и подчинения предприятия, обязан создавать добровольные вспомогательные горноспасательные команды, которые обеспечиваются специализированным оснащением и экипировкой, а также шахтные горноспасательные станции, находящиеся в специальных помещениях. Члены таких горноспасательных команд проходят соответствующую специальную подготовку.
  4. Для оказания экстренной и квалифицированной медицинской помощи потерпевшим вследствие аварий и несчастных случаев на горных предприятиях в горноспасательных подразделениях республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах создаются реанимационно-противошоковые группы.

(Статья 29 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 01.04.2016 № 117-IНС)

Статья 30. Обязанности руководителя горного предприятия во время ликвидации аварий и спасения людей

  1. Руководитель горного предприятия персонально отвечает за состояние техники безопасности и охраны труда и обязан не допускать аварий на производстве, а в случае их возникновения немедленно применить все необходимые меры для спасения людей, ликвидации аварий и их последствий в соответствии с требованиями законов и нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики. Технический руководитель (главный инженер) горного предприятия организовывает проведение аварийно-спасательных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.
  2. Главные инженеры, горные диспетчеры горных предприятий всех форм собственности, а также лица, их замещающие, обязаны проходить обучение по программе подготовки ответственных руководителей работ по ликвидации аварий в соответствии с требованиями Правил безопасности.

(Часть 2 статьи 30 введена Законом от 01.04.2016 № 117-IНС)

  1. Диспетчер горного предприятия обязан в случае травмирования или острого заболевания работника вызвать реанимационно-противошоковую группу Государственной военизированной горноспасательной службы для оказания медицинской помощи потерпевшему, в случае если оказания первой помощи пострадавшему медицинской службой горного предприятия недостаточно и пострадавший не транспортабельный.

(Часть 3 статьи 30 введена Законом от 01.04.2016 № 117-IНС)

Статья 31. Взаимодействие руководителей горных предприятий с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления (муниципальными органами), предприятиями, учреждениями и организациями во время ликвидации аварий

При возникновении аварии либо аварийной ситуации диспетчер горного предприятия обязан немедленно вызвать подразделение аварийно-спасательной службы, обслуживающее предприятие в соответствии с планом ликвидации аварий, и предоставить информацию об этом руководителю горного предприятия, органам горного надзора, владельцу горного предприятия, территориальным органам исполнительной власти, органам местного самоуправления (муниципальные органы), предприятиям, учреждениям и организациям, указанным в списке №1 плана ликвидации аварий.

(Статья 31 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 01.04.2016 № 117-IНС)

Статья 32. Обеспечение безопасности проведения горных работ и охраны труда

Руководитель горного предприятия обеспечивает проведение горных работ и охрану труда в соответствии с требованиями законов Донецкой Народной Республики, нормативных правовых актов, а также правил безопасности, правил технической эксплуатации, правил безопасности при взрывных работах.

Статья 33. Охрана горного предприятия от вредного воздействия опасных производств и стихийных явлений

На горном предприятии разрабатываются и осуществляются мероприятия по предотвращению возможного вредного (опасного) влияния последствий аварий на соседних предприятиях и стихийных явлений. Эти мероприятия предусматриваются проектом горного предприятия и планом ликвидации аварий.

Статья 34. Основные экологические требования в сфере проведения горных работ

  1. Основными экологическими требованиями в сфере проведения горных работ являются:

1) расположение производственных подразделений горного предприятия, складов полезных ископаемых и породных отвалов с учетом возможности проведения профилактических мероприятий по предотвращению их самовозгорания;

2) применение экологически безопасных горных технологий;

3) внедрение передовых технологий проведения горных работ, очистки сточных вод и отработанного воздуха;

4) рациональное использование минеральных отходов породных отвалов (хранилищ) для повторной переработки на основе широкого применения новейших технологий;

5) организация санитарно-защитной зоны между горным предприятием и жилыми строениями в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики;

6) предотвращение оседания, подтопления, заболачивания, засоления, иссушения и загрязнения отходами производства поверхности земли;

7) предотвращение неблагоприятного воздействия водоотведения из горных выработок на уровень грунтовых вод и поверхностных водных объектов;

8) снижение уровня выбросов, сбросов веществ, загрязняющих окружающую среду в процессе горного производства, применение мер по предотвращению аварийным ситуациям, связанным с залповыми и внезапными выбросами и сбросами;

9) своевременное проведение рекультивации земель;

10) соблюдение иных требований, предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики об охране окружающей среды.

Статья 35. Предотвращение вредного влияния горных работ

  1. Проектами горных предприятий предусматриваются мероприятия по предотвращению вредного влияния горных работ на жизнь и здоровье населения, окружающую среду и природные ресурсы, которые осуществляются руководителем горного предприятия в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
  2. Во время проектирования, строительства и эксплуатации горных предприятий осуществляются мероприятия, направленные на сохранение водных объектов, лесных массивов и охрану водоносных горизонтов (пластов) от истощения (загрязнения). Строительство и ввод в эксплуатацию горных предприятий, не оснащенных очистными сооружениями, запрещается.

Статья 36. Мероприятия по обеспечению экологической безопасности при проведении горных работ

  1. Руководитель горного предприятия обязан предупредить владельцев предприятий, расположенных на горном отводе о времени проведения горных работ и согласовать с ними мероприятия по защите от возможного вредного воздействия горных работ.
  2. Руководитель горного предприятия с потенциально опасным производством, которое размещается на горном отводе, в случае возникновения аварии или чрезвычайной ситуации обязан немедленно приступить к ликвидации ее последствий. Одновременно руководитель горного предприятия обязан немедленно уведомить об аварии и мероприятиях по ее ликвидации владельца горного предприятия, органы горного надзора, органы охраны здоровья, иные органы исполнительной власти, определенные законодательством Донецкой Народной Республики и органы местного самоуправления (муниципальные органы).
  3. Владелец горного предприятия возмещает в порядке и в размерах, определенных законодательством Донецкой Народной Республики, ущерб, нанесенный горными работами имуществу юридических и физических лиц вследствие неосуществления или осуществления не в полном объеме защитных мер или неверно выданного горным предприятием прогноза возможного вредного воздействия горных работ на это имущество.
  4. Ущерб, причиненный имуществу владельца горного предприятия в связи с предотвращением или ликвидацией аварии или чрезвычайной ситуации на ином предприятии, в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики, полностью возмещается ему владельцем предприятия, на котором произошла авария или чрезвычайная ситуация.

Статья 37. Трудовые отношения работников горных предприятий

Трудовые отношения работников горных предприятий регулируются трудовым законодательством Донецкой Народной Республики, законодательством о хозяйственных обществах, законодательством об охране труда, иными нормативными правовыми актами с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

Статья 38. Основные обязанности руководителя горного предприятия

  1. Руководитель горного предприятия обязан обеспечивать:

1) эксплуатацию предприятия в соответствии с проектом и нормативно-технической документацией;

2) проведение горных работ на современной научно-технической основе;

3) противоаварийную защиту горного предприятия, предусмотренную проектом;

4) принятие работников на работу и прохождение ими предварительного медицинского осмотра с целью установления физической и психофизической пригодности для выполнения данной работы;

5) безопасность горных работ, охрану труда и окружающей среды, соблюдение установленных нормативов в сфере проведения горных работ, правил безопасности, правил технической эксплуатации и правил безопасности взрывных работ;

6) профессиональную подготовку и переподготовку работников;

7) медицинское и санитарно-бытовое обслуживание работников горных предприятий, а работников, занятых на работах с вредными условиями труда, — специальной одеждой, обувью, средствами индивидуальной и коллективной защиты;

8) возмещение вреда, нанесенного горным предприятием физическим и юридическим лицам, окружающей среде.

Статья 39. Требования к трудовой дисциплине, профессиональной подготовке и квалификации работников горных предприятий

Требования к трудовой дисциплине работников горных предприятий (в том числе при выполнении ими работ в особо опасных условиях), профессиональной подготовке и квалификации таких работников устанавливаются нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с законами Донецкой Народной Республики.

Статья 40. Специальные требования к работникам горных предприятий

  1. К работникам горных предприятий, привлеченным или постоянно занятым на горных работах, законодательством Донецкой Народной Республики устанавливаются специальные требования по состоянию их здоровья, профессиональной подготовки, квалификации, трудовой дисциплины в опасных условиях.
  2. Работники горных предприятий проходят предварительные и периодические медицинские осмотры, обучение по профессии с проверкой знаний в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
  3. Перечень производств, цехов, профессий и должностей подземных работников, на работах с вредными и сложными условиями труда утверждаются Правительством Донецкой Народной Республики.
  4. Работники, к профессиональной подготовке которых законодательством Донецкой Народной Республики устанавливаются специальные требования безопасности труда, заранее проходят специальное обучение и в установленном порядке получают свидетельство на право выполнения таких работ или руководства ими.
  5. Руководителями и главными специалистами горного предприятия назначаются лица с высшим образованием, отвечающим профилю такого предприятия. Руководители и главные специалисты горных предприятий, осуществляющих добычу полезных ископаемых особо опасным подземным способом, должны иметь, кроме того, стаж руководителя подземных горных работ не менее 5 лет.
  6. К техническому руководству горными работами допускаются специалисты с высшим горнотехническим образованием.

Статья 41. Обязанности работников горных предприятий

  1. Работники горного предприятия обязаны:

1) знать и выполнять требования горного законодательства Донецкой Народной Республики и технической документации, плана ликвидации аварий в пределах выполняемых работ, правил поведения в опасных условиях, правил эксплуатации машин, механизмов, оборудования и иных средств производства;

2) не подвергать опасности своими действиями или бездействием жизнь и здоровье людей;

3) немедленно уведомить руководителя работ или горного диспетчера (дежурного по предприятию) о признаках возникновения аварии или несчастного случая, а в случае возникновения угрозы жизни и здоровью людей предупредить их и вывести из опасной зоны;

4) оказать первую медицинскую помощь потерпевшим вследствие несчастного случая или острого заболевания;

5) вести постоянный контроль за состоянием атмосферного воздуха на горных предприятиях;

6) при возникновении аварии или аварийной ситуации действовать в соответствии с планом ликвидации аварий предприятия.

(Пункт 6 части 1 статьи 41 изложен в новой редакции в соответствии с Законом от 01.04.2016 № 117-IНС)

Статья 42. Дополнительные требования к лицам, которые находятся в особо опасных подземных условиях

  1. Лица, которые находятся в особо опасных подземных условиях шахт и рудников, связанных с выделением и взрывами газа и пыли, газодинамичными явлениями, пожароопасностью, обрушениями горных пород, затоплением горных выработок, обязаны не допускать:

(В абзац первый части 1 статьи 42 внесены изменения в соответствии с Законом от 01.04.2016 № 117-IНС)

1) нарушения режима вентиляции горных выработок, норм контроля за состоянием аэрогазовой среды, порчи вентиляционных сооружений;

2) загазованности и запыления горных выработок и рабочих мест до взрывоопасных концентраций;

3) нарушение взрывозащиты электрооборудования и пожарной безопасности;

4) проведение работ в опасных зонах без выполнения противоаварийных мероприятий, предусмотренных правилами безопасности;

5) умышленное искажение показателей или выведение из строя контрольно-измерительной и защитной аппаратуры;

6) курение или использование открытого огня, кроме проведения взрывных и огневых работ в соответствии с требованиями правил безопасности.

  1. Самовольное проникновение в горные выработки, а также нахождение в опасных подземных условиях посторонних лиц, работников после окончания рабочего дня (смены) без разрешения руководителя горного предприятия запрещается.
  2. В подземных выработках запрещено проведение забастовок и голодовок.

Статья 43. Формы прекращения деятельности горных предприятий

  1. Прекращение деятельности горных предприятий осуществляется в форме ликвидации, реорганизации или консервации горных предприятий.
  2. Горное предприятие подлежит ликвидации, реорганизации или консервации в случаях, предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики о недрах и в порядке, установленном настоящим Законом.

Статья 44. Ответственность за нарушение горного законодательства Донецкой Народной Республики

  1. Лица, виновные в нарушении горного законодательства Донецкой Народной Республики, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданской, уголовной ответственности в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
  2. Правонарушениями в сфере проведения горных работ является:

1) невыполнение правил безопасности и правил технической эксплуатации, правил безопасности взрывных работ и иных нормативных правовых актов, регулирующих безопасность проведения горных работ, принятых в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики;

2) принятие технических решений, которые не отвечают требованиям горного законодательства Донецкой Народной Республики;

3) проведение горных работ без утвержденной в установленном порядке технической документации (проектов, паспортов, прочего) или с нарушением их требований;

4) искажение расчетов и показателей безопасности горных работ;

5) невыполнение законных требований соответствующих республиканских органов исполнительной власти в сфере проведения горных работ;

6) повреждение вентиляционных приборов, средств противопожарной защиты и нарушение режима вентиляции;

7) нарушение установленных правил взрывозащиты электрооборудования;

8) невыполнение мероприятий предотвращения газодинамичных явлений;

9) курение и пользование открытым огнем на горных предприятиях, а также проведение огневых и взрывных работ с нарушением правил безопасности;

10) проведение горных работ на горных предприятиях без выполнения противоаварийных мероприятий;

11) выведение из строя аппаратуры газовой, токовой и противоаварийной защиты, сигнализации и связи, а также самовольное проникновение в подземные горные выработки;

12) иные, предусмотренные законодательством Донецкой Народной Республики, правонарушения.

Статья 45. Возмещение ущерба, причиненного вследствие нарушения горного законодательства Донецкой Народной Республики

Ущерб, нанесенный вследствие нарушения горного законодательства Донецкой Народной Республики, возмещается в порядке и размерах, определенных законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 46. Особенность дисциплинарной ответственности работников горных предприятий

За нарушения горного законодательства Донецкой Народной Республики работники горных предприятий несут дисциплинарную ответственность в соответствии с Положением о дисциплине работников горных предприятий, утвержденном Правительством Донецкой Народной Республики.

Статья 47. Международное сотрудничество

Субъекты горнодобывающей промышленности принимают участие в международных научно-технических и иных формах сотрудничества в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 48. Применение международных договоров

Если международными договорами установлены иные правила, чем те, что содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международных договоров.

Статья 49. Порядок вступления в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава

Донецкой Народной Республики А.В. Захарченко

 

г. Донецк

9 июня 2015 года

№ 52-IНС