Дата публикации | 12:30 03.06..2025 |
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
ЗАКОН
ОБ ИНИЦИАТИВНОМ БЮДЖЕТИРОВАНИИ
В ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Принят Постановлением Народного Совета 23 мая 2025 года
Настоящий Закон направлен на содействие участию жителей муниципальных образований Донецкой Народной Республики (далее – жители) в решении вопросов местного значения, а также иных вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления, посредством реализации на территории Донецкой Народной Республики инициативных проектов, выдвигаемых для получения финансовой поддержки за счет межбюджетных трансфертов из бюджета Донецкой Народной Республики.
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
- Для целей настоящего Закона применяются следующие основные понятия:
1) инициативная группа – группа жителей численностью не менее десяти граждан, достигших шестнадцатилетнего возраста и проживающих на территории соответствующего муниципального образования Донецкой Народной Республики (далее – муниципальное образование). Минимальная численность инициативной группы может быть уменьшена нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования;
2) инициативное бюджетирование – форма участия жителей в решении вопросов местного значения посредством выдвижения, внесения, обсуждения, рассмотрения инициативных проектов, проведения их конкурсного отбора, а также реализации и контроле за реализацией инициативных проектов;
3) инициативные платежи – денежные средства граждан, индивидуальных предпринимателей и образованных в соответствии с законодательством Российской Федерации юридических лиц, уплачиваемые на добровольной основе и зачисляемые в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в местный бюджет в целях реализации инициативных проектов;
4) инициаторы проекта – инициативная группа, органы территориального общественного самоуправления, староста сельского населенного пункта, а также иные лица, осуществляющие деятельность на территории соответствующего муниципального образования, которым право выступать инициатором проекта предоставлено в соответствии с нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования Донецкой Народной Республики;
5) инициативный проект – проект, подготовленный в целях реализации мероприятий на территории Донецкой Народной Республики, имеющих приоритетное значение для жителей муниципального образования или его части, по решению вопросов местного значения или иных вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления, внесенный в местную администрацию и предусматривающий получение финансовой поддержки за счет межбюджетных трансфертов из бюджета Донецкой Народной Республики, предоставленных в целях финансового обеспечения соответствующих расходных обязательств муниципального образования;
6) республиканская конкурсная комиссия инициативного бюджетирования – коллегиальный совещательный орган, созданный для проведения конкурсного отбора инициативных проектов на уровне Донецкой Народной Республики (далее – республиканская комиссия);
7) уполномоченный орган – определенный Главой Донецкой Народной Республики исполнительный орган Донецкой Народной Республики;
8) участники инициативного бюджетирования – жители, индивидуальные предприниматели, юридические лица, органы территориального общественного самоуправления, староста сельского населенного пункта, органы местного самоуправления, уполномоченный орган.
- Иные понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том значении, в каком они используются в законодательстве Российской Федерации.
Статья 2. Сфера применения настоящего Закона
Настоящий Закон регулирует правоотношения, связанные с реализацией на территории Донецкой Народной Республики инициативных проектов, выдвигаемых для получения финансовой поддержки за счет межбюджетных трансфертов из бюджета Донецкой Народной Республики, предоставленных в целях финансового обеспечения соответствующих расходных обязательств муниципального образования.
Статья 3. Цель, задачи и принципы инициативного бюджетирования
- Целью инициативного бюджетирования является активизация участия жителей в определении приоритетов расходования средств местных бюджетов, улучшение качества жизни населения и поддержка инициатив жителей в решении вопросов местного значения путем выдвижения, внесения, обсуждения, рассмотрения инициативных проектов, а также проведения их конкурсного отбора.
- Задачами инициативного бюджетирования являются:
1) повышение эффективности бюджетных расходов за счет вовлечения жителей в процессы принятия решений на местном уровне и усиление гражданского контроля за деятельностью органов местного самоуправления в ходе реализации инициативных проектов;
2) повышение открытости деятельности органов местного самоуправления;
3) повышение информированности и финансовой грамотности жителей;
4) развитие взаимодействия органов местного самоуправления и жителей.
- Принципами инициативного бюджетирования являются:
1) конкурсный отбор инициативных проектов (далее – конкурсный отбор);
2) равная доступность для всех жителей в выдвижении инициативных проектов для участия в конкурсном отборе;
3) открытость и гласность процедур проведения конкурсного отбора.
Статья 4. Требования к инициативным проектам
Инициативный проект должен содержать следующие сведения:
1) описание проблемы, решение которой имеет приоритетное значение для жителей муниципального образования или его части;
2) обоснование предложений по решению указанной в пункте 1 настоящей статьи проблемы;
3) описание ожидаемого результата (ожидаемых результатов) реализации инициативного проекта;
4) предварительный расчет планируемых расходов на реализацию инициативного проекта;
5) планируемые сроки реализации инициативного проекта;
6) сведения о планируемом (возможном) финансовом, имущественном и (или) трудовом участии заинтересованных лиц в реализации инициативного проекта;
7) указание на объем средств местного бюджета в случае необходимости использования этих средств в целях реализации инициативного проекта, за исключением планируемого объема инициативных платежей;
8) указание на территорию муниципального образования или его часть, в границах которой будет реализовываться инициативный проект;
9) указание на объем средств бюджета Донецкой Народной Республики, необходимый для реализации инициативного проекта;
10) иные сведения, предусмотренные нормативным правовым актом Правительства Донецкой Народной Республики.
Статья 5. Порядок рассмотрения инициативных проектов
- Порядок рассмотрения инициативных проектов определяется в соответствии с Федеральным законом от 20 марта 2025 года № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», а также с учетом положений настоящего Закона.
- Нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования может быть предусмотрена возможность выявления мнения граждан по вопросу о поддержке инициативного проекта также путем опроса граждан, сбора их подписей.
- Порядок рассмотрения инициативных проектов местной администрацией, а также основания для отказа в поддержке инициативных проектов утверждаются Правительством Донецкой Народной Республики.
- Инициативные проекты, поддержанные местной администрацией, направляются для рассмотрения в республиканскую комиссию.
Статья 6. Порядок рассмотрения инициативных проектов и проведения конкурсного отбора республиканской комиссией
- Республиканская комиссия осуществляет рассмотрение инициативных проектов и проведение их конкурсного отбора для реализации на территории Донецкой Народной Республики в соответствии с порядком, утвержденным Правительством Донецкой Народной Республики.
- Состав и положение о республиканской комиссии утверждаются Правительством Донецкой Народной Республики.
- Срок реализации инициативного проекта не может превышать один год.
- По решению республиканской комиссии в рассмотрении инициативных проектов могут принимать участие и излагать свою позицию по ним представители органов государственной власти, иных государственных органов Донецкой Народной Республики, органов местного самоуправления, эксперты и иные приглашенные лица.
Статья 7. Критерии конкурсного отбора
- Критерии конкурсного отбора устанавливаются Правительством Донецкой Народной Республики.
- Максимальное количество инициативных проектов, которые могут быть отобраны по результатам конкурсного отбора от одного муниципального образования Донецкой Народной Республики в течение одного года, определяется Правительством Донецкой Народной Республики.
Статья 8. Информационное обеспечение в сфере инициативного бюджетирования
- Информационное обеспечение в сфере инициативного бюджетирования осуществляется посредством:
1) размещения на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информационных, тематических, справочных, методических и иных материалов по основным направлениям реализации инициативных проектов;
2) опубликования (обнародования) в средствах массовой информации, размещения на официальном сайте уполномоченного органа и на официальных сайтах органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о проведении конкурсных отборов, информации о результатах конкурсных отборов и отчетов о реализации инициативных проектов.
- Требования к содержанию информации при проведении конкурсного отбора, порядок и сроки размещения такой информации на официальном сайте уполномоченного органа и на официальных сайтах органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» утверждаются Правительством Донецкой Народной Республики с соблюдением требований частей 8, 17 и 18 статьи 49 Федерального закона от 20 марта 2025 года № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти».
Статья 9. Финансовое обеспечение реализации инициативных проектов
- Финансовое обеспечение реализации инициативных проектов осуществляется за счет средств бюджета Донецкой Народной Республики, местных бюджетов, инициативных платежей и (или) межбюджетных трансфертов из бюджета Донецкой Народной Республики, предоставленных в целях финансового обеспечения соответствующих расходных обязательств муниципального образования.
- Средства бюджета Донецкой Народной Республики на реализацию инициативных проектов предоставляются в форме субсидий муниципальным образованиям, распределяемых на конкурсной основе, с соблюдением положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и порядка предоставления и распределения субсидий муниципальным образованиям Донецкой Народной Республики на софинансирование инициативных проектов, утверждаемого Правительством Донецкой Народной Республики.
- В случае реализации инициативных проектов, предусмотренных настоящим Законом, за счет средств бюджета Донецкой Народной Республики, финансовое обеспечение осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на такие цели законом Донецкой Народной Республики о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Статья 10. Контроль за реализацией инициативных проектов
Контроль за реализацией инициативных проектов проводится в соответствии с Федеральным законом от 20 марта 2025 года № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», а также с учетом положений настоящего Закона.
Статья 11. Отчет о реализации инициативных проектов
- Муниципальные образования представляют отчеты о реализации на территории соответствующих муниципальных образований инициативных проектов в уполномоченный орган в срок, определенный Правительством Донецкой Народной Республики.
- Отчет, указанный в части 1 настоящей статьи, об итогах реализации инициативных проектов подлежит опубликованию (обнародованию) и размещению его на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение тридцати календарных дней со дня завершения реализации инициативного проекта. В сельском населенном пункте указанная информация может доводиться до сведения граждан старостой сельского населенного пункта.
Статья 12. Сопровождение инициативных проектов
Уполномоченный орган вправе привлекать на конкурсной основе организации для проведения мероприятий по сопровождению инициативных проектов.
Статья 13. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу с 1 июля 2025 года.
Глава
Донецкой Народной Республики Д.В. Пушилин
г. Донецк
03 июня 2025 года
№ 192-РЗ