Дата публикации | 12:10 12.07.2024 |
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
ЗАКОН
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
В ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Принят Постановлением Народного Совета 8 июля 2024 года
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона
Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в Донецкой Народной Республике, а также наделяет органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Донецкой Народной Республики по опеке и попечительству.
Статья 2. Правовая основа организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в Донецкой Народной Республике
Правовой основой организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в Донецкой Народной Республике являются Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Федеральный закон от 16 апреля 2001 года № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституция Донецкой Народной Республики, Закон Донецкой Народной Республики от 14 августа 2023 года № 468-IIHC «О местном самоуправлении в Донецкой Народной Республике», настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики.
Статья 3. Органы опеки и попечительства в Донецкой Народной Республике
- Органами опеки и попечительства в Донецкой Народной Республике являются органы местного самоуправления городских округов и муниципальных округов, расположенных на территории Донецкой Народной Республики (далее – органы местного самоуправления).
- Органам местного самоуправления передаются отдельные государственные полномочия Донецкой Народной Республики по опеке и попечительству, установленные статьями 5 и 6 настоящего Закона (далее – отдельные государственные полномочия по опеке и попечительству).
- Отдельные государственные полномочия по опеке и попечительству передаются органам местного самоуправления на неограниченный срок.
Статья 4. Полномочия исполнительного органа Донецкой Народной Республики по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству
- Полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству осуществляются исполнительным органом Донецкой Народной Республики в сфере социальной защиты населения.
- Исполнительный орган Донецкой Народной Республики в сфере социальной защиты населения осуществляет следующие полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству:
1) координирует деятельность органов местного самоуправления по осуществлению отдельных государственных полномочий, в том числе осуществляет методическое руководство их деятельностью в осуществлении отдельных государственных полномочий по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, совершеннолетних недееспособных и не полностью дееспособных граждан;
2) определяет цели и приоритеты деятельности по опеке и попечительству на территории Донецкой Народной Республики;
3) издает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты
по вопросам организации и осуществления деятельности по опеке
и попечительству;
4) утверждает порядок осуществления контроля за использованием
и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей,
за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществления контроля за распоряжением ими;
5) утверждает программу подготовки лиц, желающих принять
на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
6) утверждает программу подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных
или не полностью дееспособных граждан в соответствии с требованиями Примерной программы подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных
или не полностью дееспособных граждан, утвержденной приказом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации
от 12 февраля 2020 года № 58н;
7) осуществляет подготовку проектов нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики по вопросам осуществления деятельности
по опеке и попечительству;
8) является региональным оператором государственного банка данных
о детях, оставшихся без попечения родителей;
9) осуществляет взаимодействие с органами местного самоуправления, исполнительными органами Донецкой Народной Республики и других субъектов Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, образовательными организациями, организациями социального обслуживания, учреждениями (организациями) здравоохранения, другими органами и учреждениями по вопросам, связанным
с организацией и осуществлением деятельности по опеке и попечительству;
10) рассматривает в пределах своей компетенции обращения, заявления
и жалобы по вопросам опеки и попечительства;
11) формирует сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Донецкой Народной Республики по договорам найма специализированных жилых помещений;
12) осуществляет иные полномочия в сфере опеки и попечительства,
в соответствии с федеральными законами, законами Донецкой Народной Республики и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Донецкой Народной Республики.
Статья 5. Отдельные государственные полномочия органов местного самоуправления по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних
К отдельным государственным полномочиям органов местного самоуправления по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних относятся:
1) осуществление деятельности по выявлению и учету детей, оставшихся без попечения родителей;
2) направление сведений о детях-сиротах и детях, оставшихся
без попечения родителей, региональному оператору государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей,
в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Семейного кодекса Российской Федерации;
3) направление сведений о гражданах, лишенных родительских прав
или ограниченных в родительских правах, гражданах, отстраненных
от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, бывших усыновителях, если усыновление отменено судом по их вине, региональному оператору государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
4) исполнение обязанностей опекуна или попечителя до устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или
в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, со дня выявления в соответствии со статьей 122 Семейного кодекса Российской Федерации факта отсутствия родительского попечения;
5) исполнение обязанностей опекуна или попечителя ребенка
по завершении пребывания ребенка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения им возраста 18 лет;
6) подбор, учет и подготовка в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей,
в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;
7) информирование граждан, выразивших желание стать опекунами
или попечителями либо принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах:
а) о возможных формах устройства ребенка в семью;
б) об особенностях отдельных форм устройства ребенка в семью;
в) о порядке подготовки документов, необходимых для установления опеки или попечительства либо устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, а также оказание содействия в подготовке таких документов;
8) проведение обследования условий жизни граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью
на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах,
а также составление акта по результатам такого обследования;
9) выдача заключения о возможности гражданина (граждан) быть усыновителем или опекуном (попечителем);
10) избрание форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
11) устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в семью
на воспитание, а при отсутствии такой возможности временно, на период
до их устройства на воспитание в семью, в организации для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей;
12) установление опеки или попечительства;
13) заключение договоров о приемной семье;
14) ведение учета опекунов, попечителей в Единой централизованной цифровой платформе в социальной сфере;
15) направление информации об установлении опеки, попечительства
и управлении имуществом в отношении физических лиц – собственников (владельцев) имущества, в том числе о передаче ребенка, являющегося собственником (владельцем) имущества, в приемную семью, а также
о последующих изменениях, связанных с указанной опекой, попечительством, управлением имуществом, в налоговые органы по месту своего нахождения;
16) направление в территориальные органы Росреестра сведений
о проживающих в жилом помещении членах семьи собственника данного жилого помещения, находящихся под опекой или попечительством, либо несовершеннолетних членах семьи собственника данного жилого помещения, оставшихся без попечения родителей;
17) формирование и ведение личных дел несовершеннолетних подопечных, а также усыновленных детей;
18) направление личного дела несовершеннолетнего подопечного, усыновленного ребенка в орган опеки и попечительства по новому месту жительства несовершеннолетнего подопечного, усыновителя с усыновленным (удочеренным) ребенком;
19) оказание помощи опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан в реализации и защите прав подопечных;
20) представление законных интересов несовершеннолетних граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей
по представлению законных интересов несовершеннолетних подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству Донецкой Народной Республики или интересам несовершеннолетних подопечных либо если опекуны или попечители
не осуществляют защиту законных интересов несовершеннолетних подопечных;
21) осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
22) осуществление проверок условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности
их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований
к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей;
23) принятие и утверждение письменного отчета опекуна или попечителя о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного
и об управлении таким имуществом, в том числе от организаций для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
24) освобождение и отстранение в соответствии с Федеральным законом от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;
25) осуществление контроля за условиями содержания, воспитания
и образования детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
26) предоставление информации организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о гражданах, выразивших желание стать опекунами или попечителями в целях осуществления временной передачи ребенка организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую он помещен под надзор, в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации;
27) проведение обследования условий жизни гражданина и его семьи
в целях оценки жилищно-бытовых условий гражданина и отношений, сложившихся между членами семьи гражданина, и оформление акта обследования условий жизни гражданина в целях осуществления временной передачи ребенка организацией для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, в которую он помещен под надзор, в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации;
28) выдача заключения о возможности временной передачи ребенка, находящегося в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью гражданина;
29) осуществление контроля за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Донецкой Народной Республики по договорам найма специализированных жилых помещений, и в случае неподачи таких заявлений, принятие мер по включению этих детей в указанный список;
30) заключение договоров доверительного управления имуществом несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации;
31) составление описи имущества несовершеннолетнего подопечного;
32) выявление мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, при решении вопросов, связанных с усыновлением (удочерением) ребенка, изменением имени и (или) фамилии ребенка, в том числе при усыновлении (удочерении), записи усыновителей в качестве родителей усыновленного (удочеренного) ребенка, отмене усыновления (удочерения), с восстановлением в родительских правах в отношении ребенка, назначением опекуна ребенку;
33) осуществление контроля за условиями жизни и воспитания усыновленных (удочеренных) детей;
34) осуществление контрольных обследований условий жизни
и воспитания усыновленных (удочеренных) детей, а также составление отчетов об условиях жизни и воспитания усыновленных (удочеренных) детей в целях осуществления контроля за условиями жизни и воспитания усыновленных (удочеренных) детей;
35) выдача согласия:
а) на установление отцовства по заявлению отца, не состоящего в браке
с матерью ребенка на момент рождения ребенка, в случае смерти матери, признания ее недееспособной, невозможности установления места нахождения матери или в случае лишения ее родительских прав;
б) на контакты с ребенком родителю, родительские права которого ограничены судом, если это не оказывает на ребенка вредного влияния;
в) на трудоустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получивших общее образование и достигших возраста 14 лет,
для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью, либо получающих общее образование и достигших возраста 14 лет, для выполнения
в свободное от получения образования время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и без ущерба для освоения образовательной программы;
г) на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность,
в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность, либо на изменение формы получения образования или формы обучения
до получения ими основного общего образования, а также на отчисление таких лиц, достигших 15 лет, до получения ими общего образования;
д) на продление срока временной передачи ребенка организацией
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую
он помещен под надзор, в семью граждан, постоянно проживающих
на территории Российской Федерации;
е) на усыновление (удочерение) ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста 16 лет, при отсутствии у них родителей или опекунов (попечителей);
ж) на передачу жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, в которых на условиях социального найма проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, им
в собственность, в том числе на оформление договоров передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, достигшим возраста 14 лет,
в случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, в соответствии с Законом Российской Федерации 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»;
з) на отчуждение и (или) передачу в ипотеку жилого помещения,
в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника
(о чем известно органу опеки и попечительства);
и) по иным вопросам, отнесенным законодательством Российской Федерации и законодательством Донецкой Народной Республики к компетенции органа опеки и попечительства;
36) выдача предварительного согласия на обмен жилыми помещениями, которые предоставлены по договорам социального найма
и в которых проживают несовершеннолетние, являющиеся членами семей нанимателей данных жилых помещений;
37) выдача разрешения:
а) по совместной просьбе родителей на изменение имени ребенка,
не достигшего возраста 14 лет, а также на изменение присвоенной ему фамилии на фамилию другого родителя;
б) на раздельное проживание попечителей и подопечных, достигших
16 лет;
в) на заключение трудового договора в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках с лицами,
не достигшими возраста 14 лет, для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба их здоровью и нравственному развитию;
г) на заключение трудового договора со спортсменом, не достигшим возраста 14 лет;
д) на выезд из Российской Федерации для отдыха и (или) оздоровления группы несовершеннолетних граждан Российской Федерации, оставшихся
без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей;
е) по иным вопросам, отнесенным законодательством Российской Федерации и законодательством Донецкой Народной Республики к компетенции органа опеки и попечительства;
38) выдача предварительного разрешения:
а) при осуществлении родителями правомочий по управлению, в том числе по распоряжению, имуществом ребенка;
б) на совершение сделок с имуществом несовершеннолетних подопечных, в том числе затрагивающего осуществление имущественных прав несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 37 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 21 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;
в) на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями ребенка (детей);
г) на передачу жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, в которых на условиях социального найма проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, им в собственность,
в том числе на оформление договоров передачи жилых помещений
в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, в случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей
в соответствии с Законом Российской Федерации 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»;
д) по иным вопросам, отнесенным законодательством Российской Федерации и законодательством Донецкой Народной Республики к компетенции органа опеки и попечительства;
39) выдача решения:
а) об объявлении несовершеннолетнего, достигшего возраста 16 лет, полностью дееспособным (эмансипация) с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя;
б) о проведении психиатрического освидетельствования несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет или больного наркоманией несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет в случае возражения одного
из родителей либо при отсутствии родителей или иного законного представителя;
в) обязывающего родителей (одного из них) не препятствовать общению близких родственников с ребенком в случае отказа родителей (одного из них)
от предоставления близким родственникам такой возможности;
г) по иным вопросам, отнесенным законодательством Российской Федерации и законодательством Донецкой Народной Республики к компетенции органа опеки и попечительства;
40) выдача справки, содержащей реквизиты документов, свидетельствующих об обстоятельствах утраты (отсутствия) попечения родителей (единственного родителя);
41) осуществление запроса о выдаче повторного свидетельства
о государственной регистрации акта гражданского состояния или иного документа, подтверждающего наличие либо отсутствие факта государственной регистрации акта гражданского состояния, если лицо, в отношении которого была составлена запись, не достигло совершеннолетия ко дню выдачи повторного свидетельства;
42) разрешение разногласий между:
а) родителями, при отсутствии соглашения, относительно имени и (или) фамилии ребенка;
б) родителями по вопросам, касающимся воспитания и образования детей;
в) опекуном ребенка и несовершеннолетними родителями;
43) назначение представителя для защиты прав и интересов детей,
в случае разногласий между родителями и детьми;
44) обращение в суд с заявлением:
а) о признании родителя (законного представителя) безвестно отсутствующим или об объявлении родителя (законного представителя) умершим;
б) об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте
от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами;
в) по иным вопросам, отнесенным законодательством Российской Федерации и законодательством Донецкой Народной Республики к компетенции органа опеки и попечительства;
45) обращение в суд с исковым заявлением:
а) о лишении родительских прав;
б) об ограничении родительских прав;
в) о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей к их родителям (одному из них) при отсутствии соглашения родителей об уплате алиментов, при непредоставлении содержания несовершеннолетним детям и при
не предъявлении иска в суд родителем;
г) о признании брака недействительным, если брак заключен с лицом,
не достигшим брачного возраста, при отсутствии разрешения на заключение брака до достижения этим лицом брачного возраста;
д) об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников, в случае если родители (один из них) не подчиняются решению органа опеки и попечительства;
е) по иным вопросам, отнесенным законодательством Российской Федерации и законодательством Донецкой Народной Республики к компетенции органа опеки и попечительства;
46) участие в рассмотрении судом дел:
а) об усыновлении (удочерении) ребенка, отмене усыновления (удочерения) ребенка;
б) об определении места жительства ребенка при раздельном проживании родителей;
в) о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка;
г) о возвращении ребенка или об осуществлении прав доступа
на основании международного договора Российской Федерации;
д) о лишении родительских прав;
е) о восстановлении в родительских правах;
ж) об ограничении родительских прав;
з) об отмене ограничения родительских прав;
и) о признании недействительным брака, заключенного с лицом,
не достигшим брачного возраста;
к) по спорам, связанным с воспитанием детей, независимо от того,
кем предъявлен иск в защиту ребенка;
л) по иным вопросам, отнесенным законодательством Российской Федерации и законодательством Донецкой Народной Республики к компетенции органа опеки и попечительства;
47) представление в суд:
а) по спорам, связанным с воспитанием детей, – акта обследования условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего (претендующих) на его воспитание, и основанного на нем заключения по существу спора;
б) заключения об обоснованности усыновления (удочерения)
и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка с указанием сведений
о факте личного общения усыновителей (усыновителя) с усыновляемым ребенком;
в) акта обследования условий жизни усыновителей (усыновителя);
г) иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Донецкой Народной Республики по вопросам, отнесенным к компетенции органа опеки и попечительства;
48) защита прав и интересов детей в случаях, предусмотренных Семейным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами
и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также семейных прав иных лиц в случаях, предусмотренных Семейным кодексом Российской Федерации;
49) подача заявления о государственной регистрации рождения найденного (подкинутого) ребенка, родители которого неизвестны;
50) подача заявления нотариусу для принятия мер по охране наследства
и управлению им в случае, когда наследником является несовершеннолетний;
51) участие в проведении индивидуальной профилактической работы
с несовершеннолетними, указанными в части 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», если они являются детьми-сиротами либо детьми, оставшимися без попечения родителей, или иных законных представителей, а также осуществление мер по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;
52) отобрание ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц,
на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью;
53) участие в принудительном исполнении решений судов, связанных
с отобранием ребенка и передачей его другому лицу (лицам);
54) принятие на попечение ребенка при отмене усыновления (удочерения) в случае отсутствия родителей, а также если передача ребенка родителям противоречит его интересам;
55) рассмотрение обращений граждан по вопросам опеки
и попечительства в отношении несовершеннолетних;
56) иные полномочия в сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 16 апреля 2001 года № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», Федеральным законом от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.
Статья 6. Отдельные государственные полномочия органов местного самоуправления по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних недееспособных и не полностью дееспособных граждан, а также совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности
К отдельным государственным полномочиям органов местного самоуправления по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних недееспособных и не полностью дееспособных граждан, а также совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, относятся:
1) выявление и учет совершеннолетних граждан, нуждающихся
в установлении над ними опеки или попечительства в порядке, установленном Правительством Донецкой Народной Республики;
2) принятие необходимых мер по обеспечению жизнеустройства совершеннолетнего недееспособного гражданина;
3) временное исполнение обязанностей опекуна или попечителя, в случае если совершеннолетнему лицу, нуждающемуся в установлении над ним опеки
и попечительства, не назначен опекун или попечитель в течение месяца со дня выявления такого лица;
4) подбор, учет и подготовка в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан;
5) проведение обследования условий жизни граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, а также составление акта по результатам такого обследования;
6) выдача заключения о возможности гражданина быть опекуном
или попечителем совершеннолетнего недееспособного или не полностью дееспособного гражданина;
7) установление опеки или попечительства;
8) информирование об установлении опеки, попечительства и управлении имуществом в отношении физических лиц – собственников (владельцев) имущества, а также о последующих изменениях, связанных с указанной опекой, попечительством, управлением имуществом, в налоговые органы по месту своего нахождения;
9) направление в территориальные органы Росреестра сведений
о проживающих в жилом помещении членах семьи собственника данного жилого помещения, находящихся под опекой или попечительством;
10) формирование и ведение личных дел совершеннолетних подопечных;
11) ведение учета опекунов, попечителей в Единой централизованной цифровой платформе в социальной сфере;
12) принятие решения о помещении совершеннолетнего недееспособного гражданина под надзор в медицинскую организацию или в организацию социального обслуживания, предоставляющую социальные услуги
в стационарной форме;
13) заключение договоров доверительного управления имуществом совершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации;
14) составление описи имущества совершеннолетнего подопечного;
15) направление личного дела совершеннолетнего подопечного в орган опеки и попечительства по его новому месту жительства, при перемене места жительства совершеннолетнего подопечного;
16) осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены совершеннолетние недееспособные граждане и не полностью дееспособные граждане;
17) осуществление проверок условий жизни совершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов совершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности
их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований
к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов
или попечителей;
18) принятие и утверждение письменного отчета опекуна о хранении,
об использовании имущества совершеннолетнего недееспособного гражданина и об управлении этим имуществом, отчета попечителя об использовании имущества совершеннолетнего не полностью дееспособного гражданина
и управлении этим имуществом, в том числе от медицинских организаций
или организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, в которые совершеннолетние недееспособные помещены под надзор;
19) составление акта при обнаружении ненадлежащего исполнения опекуном или попечителем обязанностей по охране имущества совершеннолетнего подопечного и управлении имуществом совершеннолетнего подопечного (порча, ненадлежащее хранение имущества, расходование имущества не по назначению, совершение действий, повлекших за собой уменьшение стоимости имущества совершеннолетнего подопечного
и другое) и предъявление требования к опекуну или попечителю о возмещении убытков, причиненных совершеннолетнему подопечному;
20) осуществление контроля за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в организации, оказывающие социальные услуги;
21) представление законных интересов совершеннолетних недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством,
в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству Донецкой Народной Республики или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;
22) осуществление запроса о выдаче повторного свидетельства
о государственной регистрации акта гражданского состояния или иного документа, подтверждающего наличие либо отсутствие факта государственной регистрации акта гражданского состояния;
23) подача заявления нотариусу для принятия мер по охране наследства
и управлению им в случае, когда наследником является совершеннолетний недееспособный или ограниченно дееспособный гражданин;
24) выдача предварительного разрешения на совершение сделок
с имуществом совершеннолетних подопечных, в том числе затрагивающего осуществление имущественных прав совершеннолетних подопечных
в соответствии со статьей 37 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 21 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;
25) выдача предварительного согласия на обмен жилыми помещениями, которые предоставлены по договорам социального найма и в которых проживают совершеннолетние недееспособные или ограниченно дееспособные граждане, являющиеся членами семей нанимателей данных жилых помещений;
26) назначение каждому из совершеннолетних подопечных временного представителя для разрешения возникших противоречий в случае возникновения противоречий между интересами совершеннолетних подопечных одного и того же опекуна или попечителя при осуществлении ими законного представительства;
27) выдача согласия:
а) на отчуждение жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения, если при этом затрагиваются права или охраняемые законом интересы указанных лиц;
б) на установление отцовства в отношении совершеннолетних недееспособных граждан;
в) на отчуждение и (или) передачу в ипотеку жилого помещения,
в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения;
г) по иным вопросам, отнесенным законодательством Российской Федерации и законодательством Донецкой Народной Республики к компетенции органа опеки и попечительства;
28) освобождение и отстранение в соответствии с Федеральным законом от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;
29) обращение в суд с заявлением:
а) об ограничении дееспособности гражданина;
б) о признании гражданина недееспособным;
в) об отмене ограничения гражданина в дееспособности и о признании гражданина дееспособным;
г) по иным вопросам, отнесенным законодательством Российской Федерации и законодательством Донецкой Народной Республики к компетенции органа опеки и попечительства;
30) обращение в суд с исковым заявлением:
а) о признании недействительным соглашения об уплате алиментов, если его условия существенно нарушают интересы совершеннолетнего недееспособного гражданина;
б) о признании брака недействительным, если брак заключен
с совершеннолетним недееспособным гражданином;
в) по иным вопросам, отнесенным законодательством Российской Федерации и законодательством Донецкой Народной Республики к компетенции органа опеки и попечительства;
31) участие в рассмотрении судом дел:
а) об ограничении дееспособности гражданина;
б) о признании гражданина недееспособным;
в) об отмене ограничения гражданина в дееспособности и о признании гражданина дееспособным;
г) о признании брака недействительным, если брак заключен
с совершеннолетним недееспособным гражданином;
д) по иным вопросам, отнесенным законодательством Российской Федерации и законодательством Донецкой Народной Республики к компетенции органа опеки и попечительства;
32) назначение помощника совершеннолетнему дееспособному гражданину, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять свои права и исполнять свои обязанности;
33) осуществление контроля за исполнением помощником совершеннолетнего дееспособного гражданина своих обязанностей
и извещение находящегося под патронажем гражданина о нарушениях, допущенных его помощником и являющихся основанием для расторжения заключенных между ними договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора;
34) назначение управляющих имуществом безвестно отсутствующих
и заключение договоров доверительного управления их имуществом
на основании решений судов;
35) обращение в орган записи актов гражданского состояния для внесения в ранее произведенную запись акта о расторжении брака и получения свидетельства о расторжении брака в случае отсутствия управляющего имуществом безвестно отсутствующего бывшего супруга, опекуна совершеннолетнего недееспособного бывшего супруга;
36) рассмотрение обращений граждан по вопросам опеки
и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных
и не полностью дееспособных граждан, а также обращений в отношении совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности;
37) иные полномочия в сфере опеки и попечительства в соответствии
с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.
Статья 7. Права и обязанности органов местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий по опеке
и попечительству
- При осуществлении отдельных государственных полномочий
по опеке и попечительству органы местного самоуправления имеют право:
1) получать у исполнительного органа Донецкой Народной Республики
в сфере социальной защиты населения консультативную и методическую помощь;
2) распоряжаться финансовыми средствами и использовать материальные ресурсы, предоставленные в соответствии с настоящим Законом
для осуществления отдельных государственных полномочий по опеке
и попечительству;
3) направлять в исполнительный орган Донецкой Народной Республики
в сфере социальной защиты предложения по вопросам организации
и осуществления деятельности по опеке и попечительству.
- При осуществлении отдельных государственных полномочий
по опеке и попечительству органы местного самоуправления обязаны:
1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституцию Донецкой Народной Республики, законы и иные нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики;
2) обеспечивать целевое расходование финансовых средств и надлежащее использование материальных ресурсов, предоставленных в соответствии
с настоящим Законом для осуществления отдельных государственных полномочий по опеке и попечительству;
3) предоставлять исполнительному органу Донецкой Народной Республики в сфере социальной защиты информацию, материалы
и документы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий по опеке и попечительству, а также направлять копии муниципальных правовых актов, принятых по вопросам опеки и попечительства;
4) исполнять письменные предписания исполнительного органа Донецкой Народной Республики в сфере социальной защиты об устранении нарушений требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству.
Статья 8. Права и обязанности исполнительного органа Донецкой Народной Республики в сфере социальной защиты при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по опеке и попечительству
- Исполнительный орган Донецкой Народной Республики в сфере социальной защиты при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по опеке и попечительству имеет право:
1) давать устные и письменные поручения;
2) запрашивать у органов местного самоуправления информацию, материалы и документы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий по опеке и попечительству;
3) получать устную или письменную информацию от органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в связи
с осуществлением отдельных государственных полномочий по опеке
и попечительству;
4) заслушивать отчеты о ходе осуществления отдельных государственных полномочий по опеке и попечительству;
5) проводить плановые и внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления по осуществлению отдельных государственных полномочий по опеке и попечительству;
6) давать письменные предписания по устранению нарушений требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству.
- Исполнительный орган Донецкой Народной Республики в сфере социальной защиты при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по опеке и попечительству обязан:
1) осуществлять координацию деятельности органов местного самоуправления по осуществлению отдельных государственных полномочий по опеке и попечительству;
2) рассматривать обращения физических и юридических лиц по вопросам ненадлежащего осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по опеке и попечительству;
3) оказывать консультативную и методическую помощь;
4) обеспечивать органы местного самоуправления финансовыми средствами и материальными ресурсами для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по опеке
и попечительству;
5) рассматривать предложения органов местного самоуправления
и должностных лиц местного самоуправления по вопросам организации
и осуществления деятельности по опеке и попечительству.
Статья 9. Кадровое обеспечение исполнительного органа Донецкой Народной Республики в сфере социальной защиты для исполнения полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке
и попечительству
- Норматив численности государственных гражданских служащих подразделения исполнительного органа Донецкой Народной Республики
в сфере социальной защиты, выполняющего функции регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, определяется из расчета не менее 6 государственных гражданских служащих
на 2 000 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на региональном учете, а также выполняющего иные полномочия в отношении несовершеннолетних определяется из расчета не менее
1 государственного гражданского служащего на 50 000 детского населения. - Норматив численности государственных гражданских служащих подразделения исполнительного органа Донецкой Народной Республики
в сфере социальной защиты, выполняющего функции в отношении совершеннолетних недееспособных и не полностью дееспособных граждан,
а также совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права
и исполнять обязанности, определяется исходя из расчета не менее
6 государственных гражданских служащих на 2 000 граждан данной категории.
Статья 10. Кадровое обеспечение органов местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий по опеке
и попечительству
Норматив численности муниципальных служащих органов местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий по опеке и попечительству определяется из расчета:
1) в отношении несовершеннолетних – не менее 1 муниципального служащего на 2 000 человек детского населения (в возрасте до 18 лет)
в городском поселении и не менее 1 муниципального служащего на 1 500 детей в сельском поселении, но не менее 3 муниципальных служащих в одном структурном подразделении; дополнительное количество муниципальных служащих предусматривается из расчета не менее 1 муниципального служащего на 100 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для ведения учета таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и не менее 1 муниципального служащего на 100 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для осуществления защиты их прав и интересов, а также контроля за условиями их содержания, воспитания и образования;
2) в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, а также совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять
и защищать свои права и исполнять обязанности – не менее 1 муниципального служащего на 30 человек данной категории, но не менее 2 муниципальных служащих в одном структурном подразделении; дополнительное количество муниципальных служащих предусматривается из расчета не менее
1 муниципального служащего на 100 000 населения.
Статья 11. Финансовое и материально-техническое обеспечение отдельных государственных полномочий органов местного самоуправления по опеке и попечительству
- Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий органов местного самоуправления по опеке и попечительству осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Донецкой Народной Республики в пределах средств, предусмотренных законом
о бюджете Донецкой Народной Республики на соответствующий финансовый год на указанные цели. - Общий объем субвенций определяется в соответствии с Методикой расчета годового объема финансовых средств, необходимых органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий
по опеке и попечительству, являющейся приложением к настоящему Закону. - В случае необходимости использования при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий
по опеке и попечительству материальных средств, находящихся
в государственной собственности Донецкой Народной Республики, перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо
в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для материально-технического обеспечения таких государственных полномочий, определяется Правительством Донецкой Народной Республики в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Донецкой Народной Республики. - Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления отдельных государственных полномочий по опеке
и попечительству в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Статья 12. Порядок отчетности органов местного самоуправления
по исполнению отдельных государственных полномочий по опеке
и попечительству и порядок контроля за их исполнением
- Органы местного самоуправления в связи с исполнением отдельных государственных полномочий по опеке и попечительству обязаны представлять в исполнительный орган Донецкой Народной Республики в сфере социальной защиты ежемесячные, ежеквартальные и ежегодные отчеты об осуществлении ими отдельных государственных полномочий.
- Контроль за исполнением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по опеке и попечительству осуществляет исполнительный орган Донецкой Народной Республики в сфере социальной защиты в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Донецкой Народной Республики.
- При обнаружении фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения должностными лицами органов местного самоуправления отдельных государственных полномочий по опеке и попечительству руководитель исполнительного органа Донецкой Народной Республики в сфере социальной защиты вправе давать письменные предписания по устранению выявленных нарушений, а также обратиться к главе муниципального образования с предложением о наложении дисциплинарных взысканий на виновных должностных лиц.
- Контроль за использованием финансовых средств и материальных ресурсов, предоставленных на цели осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по опеке
и попечительству, осуществляется в формах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Донецкой Народной Республики.
Статья 13. Условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления исполнения отдельных государственных полномочий по опеке и попечительству
- Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по опеке и попечительству прекращается путем принятия закона Донецкой Народной Республики об изъятии переданных органам местного самоуправления полномочий с одновременным изъятием предоставленных субвенций и материальных ресурсов в случаях:
1) существенного изменения условий, влияющих на осуществление отдельных государственных полномочий;
2) нецелевого использования органами местного самоуправления бюджетных средств;
3) нарушения органами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов Донецкой Народной Республики и иных нормативных правовых актов по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, установленного судом;
4) выявления фактов ненадлежащего исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
- В законе Донецкой Народной Республики, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, содержатся следующие положения:
1) дата прекращения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по опеке и попечительству;
2) сроки перечисления органами местного самоуправления в бюджет Донецкой Народной Республики неиспользованных финансовых средств,
а также возврата органами местного самоуправления неиспользованных материальных ресурсов;
3) сроки и порядок передачи органами местного самоуправления документов и материалов, связанных с осуществлением отдельных государственных полномочий по опеке и попечительству.
Статья 14. Переходные положения
- В населенных пунктах Донецкой Народной Республики, входящих
в состав городских или муниципальных округов, на территориях которых не сформированы органы местного самоуправления, отдельные государственные полномочия по опеке и попечительству, предусмотренные статьями 5 и 6 настоящего Закона, могут временно осуществляться исполнительным органом Донецкой Народной Республики в сфере социальной защиты населения
до формирования органов опеки и попечительства в соответствующих городских округах и муниципальных округах в соответствии
со статьей 3 настоящего Закона. - До 1 января 2026 года устанавливаются следующие особенности:
1) кадровое обеспечение органов местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий по опеке и попечительству исчисляется в соответствии c нормативом, предусмотренным статьей 10 настоящего Закона;
2) при расчете финансового обеспечения отдельных государственных полномочий органов местного самоуправления по опеке и попечительству, предусмотренного частью 2 статьи 11 настоящего Закона, применяется корректирующий коэффициент 0,9.
Статья 15. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу с 1 августа 2024 года.
Статья 16. Приведение нормативных правовых актов в соответствие
с настоящим Законом
- Правительству Донецкой Народной Республики в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона обеспечить принятие
и приведение в соответствие нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики по вопросам организации и осуществления деятельности по опеке
и попечительству. - До приведения нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики в соответствии с настоящим Законом, действующие нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики, по вопросам организации
и осуществления деятельности по опеке и попечительству применяются
в части, не противоречащей настоящему Закону.
Глава
Донецкой Народной Республики Д.В. Пушилин
г. Донецк
12 июля 2024 года
№ 90-РЗ
Приложение
к Закону Донецкой Народной
Республики «Об организации
и осуществлении деятельности
органов опеки и попечительства
в Донецкой Народной Республике»
МЕТОДИКА
расчета годового объема финансовых средств, необходимых органам
местного самоуправления для осуществления отдельных государственных
полномочий по опеке и попечительству
- Годовой объем финансовых средств, необходимых органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий
по опеке и попечительству на очередной финансовый год, является суммой годового объема финансовых средств, необходимых каждому органу местного самоуправления, осуществляющему отдельные государственные полномочия по опеке и попечительству. - Годовой объем финансовых средств, необходимых одному органу местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий по опеке и попечительству на очередной финансовый год, исчисляется по каждому органу местного самоуправления, осуществляющему отдельные государственные полномочия по опеке и попечительству,
и определяется по формуле:
Нi = ФОТi + Ni, где:
Нi – годовой объем финансовых средств, необходимых одному органу местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий по опеке и попечительству на очередной финансовый год;
ФОТi – фонд оплаты труда муниципальных служащих одного органа местного самоуправления, осуществляющего отдельные государственные полномочия по опеке и попечительству, в расчете на год;
Ni – материальные затраты на обеспечение деятельности одного органа местного самоуправления, осуществляющего отдельные государственные полномочия по опеке и попечительству, исчисляемые в размере 20 процентов от фонда оплаты труда муниципальных служащих одного органа местного самоуправления, осуществляющего отдельные государственные полномочия
по опеке и попечительству, в расчете на год (далее – материальные затраты).
Материальные затраты включают расходы на оплату услуг связи, в том числе услуг доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», транспортных и коммунальных услуг, арендной платы
за пользование имуществом, оплату работ и услуг по содержанию имущества, оплату командировочных расходов муниципальных служащих и расходов, связанных с повышением их квалификации, а также расходы на приобретение объектов основных средств, канцелярских товаров, расходных материалов для оргтехники, моющих средств, хозяйственного инвентаря, программного обеспечения и иные.
- Фонд оплаты труда муниципальных служащих одного органа местного самоуправления, осуществляющего отдельные государственные полномочия
по опеке и попечительству, определяется по формуле:
ФОТi = Ai*(Pi + Si), где:
Ai – численность штатных единиц муниципальных служащих, исполняющих отдельные государственные полномочия по опеке
и попечительству (далее – сотрудники), в i-том муниципальном образовании, рассчитанная в соответствии с нормативом, предусмотренным статьей 10 настоящего Закона;
Pi – расходы на оплату труда одного сотрудника, исчисляемые
в соответствии с нормативами формирования расходов на оплату труда муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Донецкой Народной Республики, утверждаемых Правительством Донецкой Народной Республики, в расчете на год по должности «главный специалист»;
Si – начисления на оплату труда сотрудника, определяемые в соответствии с законодательством.