Дата публикации | 15:50 06.04.2023 |
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
ЗАКОН
ОБ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ УСТРОЙСТВЕ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Принят Постановлением Народного Совета 31 марта 2023 года
Настоящий Закон устанавливает принципы административно-территориального устройства Донецкой Народной Республики, порядок решения вопросов образования, объединения, разделения, преобразования, упразднения, присвоения наименований, переименования, учета административно-территориальных единиц и входящих в их состав населенных пунктов и закрепляет полномочия органов государственной власти Донецкой Народной Республики и права органов местного самоуправления в сфере административно-территориального устройства Донецкой Народной Республики.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
- В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) административно-территориальная единица Донецкой Народной Республики – населенный пункт либо объединение населенных пунктов, имеющие установленные границы, статус, наименование, в пределах которых осуществляются полномочия органов государственной власти Донецкой Народной Республики и органов местного самоуправления;
2) административно-территориальное устройство Донецкой Народной Республики – территориальная организация Донецкой Народной Республики, представляющая собой систему административно-территориальных единиц, установленная для осуществления функций государственного управления с учетом исторических и культурных традиций, хозяйственных связей, сложившейся инфраструктуры;
3) внутригородской район – территориальное образование, часть территории города (понятие применяется при определении территории города республиканского значения);
4) город – территориальная единица, отнесенная в установленном настоящим Законом порядке к категории городов, имеющая свою территорию, ограниченную городской чертой, численностью не менее 8 тысяч человек, являющаяся экономическим и культурным центром, имеющая важное промышленное, социально-экономическое, историческое значение, перспективы дальнейшего экономического развития и роста численности населения;
5) город республиканского значения – административно-территориальная единица Донецкой Народной Республики, являющаяся экономическим и культурным центром, имеющим развитую промышленность, социальную инфраструктуру, численностью не менее 20 тысяч человек, на территории которой осуществляются полномочия органов государственной власти Донецкой Народной Республики и органов местного самоуправления. В отдельных случаях к указанной категории городов могут быть отнесены города с меньшей численностью населения, но имеющие важное экономическое, социально-культурное или историческое значение, перспективу дальнейшего экономического и социального развития и роста численности населения;
6) населенный пункт – часть территории, служащая постоянным или преимущественным местом проживания и жизнедеятельности людей, имеющая сосредоточенную застройку в пределах установленной границы;
7) поселок городского типа – территориальная единица, имеющая свою территорию, с численностью населения не менее 1000 человек, со смешанной жилой застройкой, имеющая коммунальную систему централизованного водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения. В отдельных случаях к категории поселков городского типа могут быть отнесены населенные пункты с меньшей численностью населения, но имеющие перспективу дальнейшего экономического и социального развития и роста численности населения;
8) поселок, село – территориальная единица, отнесенная в установленном настоящим Законом порядке к категории сельских населенных пунктов;
9) район – административно-территориальная единица, объединяющая в своих границах территориально и административно связанные между собой населенные пункты;
10) территориальная единица – населенный пункт, имеющий сосредоточенную застройку в пределах установленной границы и служащий постоянным местом проживания людей.
- Иные термины и понятия, используемые для целей настоящего Закона, применяются в значениях, установленных законодательством Российской Федерации.
Статья 2. Принципы административно-территориального устройства Донецкой Народной Республики
Административно-территориальное устройство Донецкой Народной Республики осуществляется на следующих принципах:
1) учет исторически сложившейся системы расселения в Донецкой Народной Республике и тенденций ее развития;
2) самостоятельное определение в пределах собственного ведения административно-территориального устройства Донецкой Народной Республики;
3) территориальная целостность Донецкой Народной Республики;
4) оптимизация системы государственного управления и местного самоуправления, сбалансированного развития территорий;
5) учет мнения населения, уровня интеграции территорий, производственных, экономических, социальных и культурных связей;
6) создание условий для защиты интересов этнических групп в местах компактного проживания.
Статья 3. Правовая основа административно-территориального устройства Донецкой Народной Республики
Правовую основу административно-территориального устройства Донецкой Народной Республики составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации, Конституция Донецкой Народной Республики, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики, регулирующие вопросы административно-территориального устройства.
Статья 4. Язык и определение написания наименований административно-территориальных единиц и населенных пунктов
Написание наименований административно-территориальных единиц Донецкой Народной Республики и населенных пунктов производится на русском языке.
Статья 5. Категории и виды населенных пунктов
- Населенные пункты в зависимости от численности населения, степени благоустройства и развития социальной, производственной, транспортной и иной инфраструктуры, характера занятости большинства населения, исторических особенностей относятся к категории городских или сельских населенных пунктов.
- К городским населенным пунктам относятся:
1) город;
2) поселок городского типа.
- К сельским населенным пунктам относятся следующие виды населенных пунктов:
1) поселок;
2) село.
Статья 6. Виды и перечень административно-территориальных единиц Донецкой Народной Республики
- Административно-территориальными единицами Донецкой Народной Республики являются города республиканского значения и районы. Город республиканского значения может состоять из районов в городе.
- Донецкая Народная Республика состоит из следующих административно-территориальных единиц:
1) город республиканского значения Горловка с населенными пунктами, входящими в его состав;
2) город республиканского значения Дебальцево с населенными пунктами, входящими в его состав;
3) город республиканского значения Докучаевск с населенными пунктами, входящими в его состав;
4) город республиканского значения Донецк с населенными пунктами, входящими в его состав;
5) город республиканского значения Енакиево с населенными пунктами, входящими в его состав;
6) город республиканского значения Иловайск с населенными пунктами, входящими в его состав;
7) город республиканского значения Краматорск с населенными пунктами, входящими в его состав;
8) город республиканского значения Макеевка с населенными пунктами, входящими в его состав;
9) город республиканского значения Мариуполь с населенными пунктами, входящими в его состав;
10) город республиканского значения Снежное с населенными пунктами, входящими в его состав;
11) город республиканского значения Торез с населенными пунктами, входящими в его состав;
12) город республиканского значения Харцызск с населенными пунктами, входящими в его состав;
13) Александровский район;
14) Амвросиевский район;
15) Артемовский район;
16) Великоновоселковский район;
17) Волновахский район;
18) Володарский район;
19) Добропольский район;
20) Константиновский район;
21) Красноармейский район;
22) Краснолиманский район;
23) Кураховский район;
24) Мангушский район;
25) Новоазовский район;
26) Славянский район;
27) Старобешевский район;
28) Тельмановский район;
29) Шахтерский район;
30) Ясиноватский район.
- В целях исключения употребления искаженных наименований административно-территориальных единиц Донецкой Народной Республики их наименования используются с учетом исторически сложившихся традиций согласно приложению к настоящему Закону.
- Учет административно-территориальных и входящих в их состав территориальных единиц осуществляется путем ведения Реестра административно-территориальных и территориальных единиц Донецкой Народной Республики.
Глава 2. Полномочия органов государственной власти Донецкой Народной Республики и права органов местного самоуправления по вопросам административно-территориального устройства Донецкой Народной Республики
Статья 7. Полномочия Главы Донецкой Народной Республики
К полномочиям Главы Донецкой Народной Республики относятся:
1) внесение в Народный Совет Донецкой Народной Республики проектов законов Донецкой Народной Республики по вопросам административно-территориального устройства Донецкой Народной Республики, отнесенным к ведению Народного Совета Донецкой Народной Республики;
2) внесение предложений в Народный Совет Донецкой Народной Республики по вопросам:
а) образования, объединения, разделения, преобразования, упразднения, присвоения наименований и переименования административно-территориальных единиц Донецкой Народной Республики и входящих в их состав населенных пунктов;
б) установления и изменения границ административно-территориальных единиц Донецкой Народной Республики и входящих в их состав населенных пунктов;
3) определение порядка ведения Реестра административно-территориальных и территориальных единиц Донецкой Народной Республики;
4) иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Донецкой Народной Республики.
Статья 8. Полномочия Народного Совета Донецкой Народной Республики
К полномочиям Народного Совета Донецкой Народной Республики относятся:
1) образование, объединение, разделение, преобразование и упразднение административно-территориальных единиц Донецкой Народной Республики и входящих в их состав населенных пунктов;
2) установление и изменение границ административно-территориальных единиц Донецкой Народной Республики и входящих в их состав населенных пунктов;
3) рассмотрение предложений о присвоении наименований административно-территориальным единицам Донецкой Народной Республики и входящим в их состав населенным пунктам либо их переименование в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Донецкой Народной Республики.
Статья 9. Полномочия Правительства Донецкой Народной Республики
К полномочиям Правительства Донецкой Народной Республики относятся:
1) внесение предложений Главе Донецкой Народной Республики по вопросам административно-территориального устройства Донецкой Народной Республики и его изменения;
2) осуществление в установленном законодательством порядке учета и регистрации административно-территориальных единиц Донецкой Народной Республики и входящих в их состав населенных пунктов Донецкой Народной Республики;
3) ведение Реестра административно-территориальных и территориальных единиц Донецкой Народной Республики;
4) информирование в установленном законодательством Российской Федерации порядке соответствующих федеральных органов исполнительной власти о внесенных изменениях в административно-территориальное устройство Донецкой Народной Республики.
Статья 10. Права представительных органов муниципальных образований
Представительные органы муниципальных образований вправе вносить проекты законов и предложения в Народный Совет Донецкой Народной Республики по вопросам образования, объединения, разделения, преобразования, упразднения, присвоения наименований и переименования административно-территориальных единиц и входящих в их состав населенных пунктов, а также по другим вопросам административно-территориального устройства.
Глава 3. Порядок решения вопросов административно-территориального устройства Донецкой Народной Республики
Статья 11. Образование населенного пункта
- Населенный пункт может быть образован в случае возникновения в границах соответствующего муниципального образования новой сосредоточенной жилой застройки, служащей местом постоянного проживания и жизнедеятельности людей.
- При образовании нового населенного пункта глава соответствующего муниципального образования представляет в Народный Совет Донецкой Народной Республики документы, указанные в пункте 1 части 4 статьи 17 настоящего Закона, а также справку о земельных участках, расположенных на территории, предназначенной для образования нового населенного пункта, с указанием их границ, целевого назначения и принадлежности.
- После принятия закона Донецкой Народной Республики об образовании нового населенного пункта этому населенному пункту должно быть присвоено наименование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.
Статья 12. Объединение населенных пунктов
- Населенные пункты могут быть объединены в единый населенный пункт в случае, если произошло фактическое слияние их территорий.
- При объединении населенных пунктов глава соответствующего муниципального образования представляет в Народный Совет Донецкой Народной Республики документы, указанные в пункте 1 части 4 статьи 17 настоящего Закона.
- Образованному в результате объединения населенному пункту может быть присвоено новое наименование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и настоящим Законом, либо сохранено наименование одного из прежних населенных пунктов.
Статья 13. Разделение населенного пункта
- Разделение населенного пункта представляет собой территориальное разделение населенного пункта, в результате которого из одного населенного пункта образуются два или несколько новых населенных пунктов, а статус разделяемого населенного пункта упраздняется.
- Для принятия решения о разделении населенного пункта глава соответствующего муниципального образования представляет в Народный Совет Донецкой Народной Республики документы, указанные в пункте 1
части 4 статьи 17 настоящего Закона.
Статья 14. Преобразование населенного пункта
- Преобразование населенного пункта представляет собой отнесение административно-территориальной или территориальной единицы одного вида (категории) к другому виду (категории).
- Изменения в составе административно-территориальных и территориальных единиц, возникшие в результате их преобразования, отражаются в Реестре административно-территориальных и территориальных единиц Донецкой Народной Республики.
- Для принятия решения о преобразовании населенного пункта глава соответствующего муниципального образования представляет в Народный Совет Донецкой Народной Республики документы, указанные в пунктах 2, 3 части 4 статьи 17 настоящего Закона.
Статья 15. Упразднение населенного пункта
- Населенный пункт может быть упразднен в случае, если численность населения в нем составляет не более 40 человек.
- Для принятия решения об упразднении населенного пункта в административно-территориальной единице Донецкой Народной Республики, в границах которой расположен упраздняемый населенный пункт, главой соответствующего муниципального образования создается комиссия из представителей органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования, организаций, которые имели производственные и социально-культурные объекты в данном населенном пункте. Указанная комиссия составляет акт, в котором отражаются даты ликвидации производственных объектов и переселения жителей, место переселения, а также мотивированные выводы о том, что в ближайшие годы нет оснований для восстановления населенного пункта. Акт комиссии вместе с документами, указанными в пункте 1 части 4 статьи 17 настоящего Закона, направляется главой соответствующего муниципального образования в Народный Совет Донецкой Народной Республики.
Статья 16. Присвоение наименований административно-территориальным единицам Донецкой Народной Республики и входящим в их состав населенным пунктам или их переименование
- Порядок подготовки к рассмотрению предложений о присвоении наименований административно-территориальным единицам Донецкой Народной Республики и входящим в их состав населенным пунктам или их переименовании определяется настоящим Законом в соответствии с Федеральным законом от 18 декабря 1997 года № 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов».
- Предложения о присвоении наименований административно-территориальным единицам Донецкой Народной Республики и входящим в их состав населенным пунктам или их переименовании могут вноситься в Народный Совет Донецкой Народной Республики Главой Донецкой Народной Республики.
При этом правом инициировать предложения о присвоении наименований административно-территориальным единицам Донецкой Народной Республики и входящим в их состав населенным пунктам или их переименовании обладают органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти Донецкой Народной Республики, представительные органы муниципальных образований, общественные объединения, юридические лица, граждане Российской Федерации в установленном порядке.
- Рассмотрение предложений о присвоении наименований административно-территориальным единицам Донецкой Народной Республики и входящим в их состав населенным пунктам или их переименовании производится с учетом государственных интересов, мнения населения соответствующих территорий, а также географических, исторических, национальных и других местных условий.
- Присвоение вновь образуемым административно-территориальным единицам Донецкой Народной Республики и входящим в их состав населенным пунктам уже имеющихся наименований в пределах Донецкой Народной Республики не допускается.
Статья 17. Порядок решения вопросов изменения административно-территориального устройства Донецкой Народной Республики
- Порядок решения вопросов изменения административно-территориального устройства Донецкой Народной Республики, перечень документов и материалов, необходимых для их решения, устанавливаются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики с учетом законодательства Российской Федерации.
- Инициатива об изменении административно-территориального устройства Донецкой Народной Республики осуществляется субъектами права законодательной инициативы путем внесения соответствующего проекта закона Донецкой Народной Республики в Народный Совет Донецкой Народной Республики.
- Принятие решений по вопросам изменения административно-территориального устройства Донецкой Народной Республики производится с учетом мнения населения, проживающего на соответствующей территории, интересы которого непосредственно затрагивают указанные решения.
- Инициатор изменения административно-территориального устройства Донецкой Народной Республики представляет в Народный Совет Донецкой Народной Республики вместе с сопроводительным письмом и проектом закона Донецкой Народной Республики по вопросам изменения административно-территориального устройства Донецкой Народной Республики следующие документы:
1) при образовании, объединении, разделении, преобразовании и упразднении административно-территориальных и территориальных единиц, входящих в их состав населенных пунктов, установлении и изменении их границ, установлении и перенесении их административных центров:
а) пояснительная записка, содержащая обоснование целесообразности вносимых предложений, расчеты затрат, сведения о составе административно-территориальной или территориальной единицы, другого населенного пункта, предложение о наименовании вновь образуемой административно-территориальной или территориальной единицы, входящих в ее состав населенных пунктов и его обоснование;
б) характеристика населенного пункта, в котором размещается или предлагается разместить административный центр муниципального образования, включающая сведения о численности населения, наличии помещений для размещения органов местного самоуправления, состоянии путей сообщения и средств связи, наименовании ближайшей железнодорожной станции и расстоянии до нее;
в) схематическая карта или план соответствующих территорий с указанием предлагаемых изменений;
2) при отнесении населенных пунктов к категории городов:
а) пояснительная записка, содержащая обоснование целесообразности вносимых предложений, сведения об общей численности населения, в том числе о структуре занятости, предприятиях, об учреждениях и организациях, о коммунальном хозяйстве, жилищном фонде и его принадлежности, размере территории населенного пункта, сведения о местном бюджете, предложение о наименовании города и его обоснование;
б) схематический план населенного пункта с указанием его границ (черты) и экспликацией занимаемых им земель;
3) при отнесении населенных пунктов к категории поселков городского типа или преобразовании в сельские населенные пункты:
а) пояснительная записка, содержащая обоснование необходимости отнесения населенного пункта к поселкам городского типа или преобразования поселка городского типа в сельский населенный пункт, сведения об общей численности населения, в том числе о структуре занятости, предприятиях, об учреждениях и организациях, о коммунальном хозяйстве, жилищном фонде и его принадлежности, размере территории населенного пункта, сведения о местном бюджете, предложения о наименовании населенного пункта;
б) схематический план населенного пункта с указанием его черты и экспликацией занимаемых им земель;
4) при утверждении границ (черты) административно-территориальных единиц, входящих в их состав населенных пунктов, в том числе при включении в их состав других населенных пунктов:
а) пояснительная записка, содержащая обоснование целесообразности вносимых предложений, сведения о том, как увязывается расширение черты (границ) города, поселка, включение в его состав другого населенного пункта с генеральным планом развития города, поселка и в каких целях будут использоваться присоединяемые земли;
б) схематический план города, поселка с обозначением существующих и планируемых границ (черты) города, поселка, территории, включаемой вместе с населенным пунктом.
На включаемый в состав города, поселка населенный пункт представляются данные, на каком расстоянии он расположен от города, поселка, о размере территории, его землепользователях, о численности населения, в том числе рабочих, служащих и членов их семей, из них – рабочих и служащих, работающих в городе, поселке;
5) при присвоении наименований и переименовании административно-территориальных и территориальных единиц, входящих в их состав населенных пунктов, в том числе вновь образованных:
а) пояснительная записка, содержащая обоснование целесообразности вносимых предложений, сведения об общей численности и национальном составе населения, проживающего в населенном пункте, которому присваивается наименование или который подлежит переименованию;
б) обоснование предлагаемого наименования;
в) выкопировка из карты территории муниципального образования с указанием на ней места расположения вновь возникшего населенного пункта;
6) при исключении населенных пунктов из учетных данных:
а) пояснительная записка, содержащая обоснование вносимого предложения, сведения о причине и предлагаемом периоде ликвидации производственных объектов в населенном пункте, переселении его жителей, состоянии оставшихся в населенном пункте производственных и жилых строений;
б) схематическая карта административно-территориальной единицы, входящих в ее состав населенных пунктов с указанием на ней места расположения населенного пункта, подлежащего исключению из учетных данных.
- Пояснительные записки, указанные в настоящей статье, подписываются должностными лицами органов, вносящих соответствующие предложения.
Схематические карты и планы должны иметь масштаб и условные обозначения. Карты и планы заверяются должностными лицами органов, вносящих соответствующие предложения.
Подписи лиц, указанных в настоящей статье, скрепляются печатью.
- В случае если инициатором вопроса изменения административно-территориального устройства Донецкой Народной Республики является Народный Совет Донецкой Народной Республики или представительные органы муниципальных образований, по предлагаемым изменениям представляется заключение Главы Донецкой Народной Республики.
- В случае отклонения Народным Советом Донецкой Народной Республики проекта закона Донецкой Народной Республики по вопросу изменения административно-территориального устройства Донецкой Народной Республики его повторное рассмотрение возможно не ранее чем через год при представлении новых материалов, обосновывающих данную инициативу.
Глава 4. Учет административно-территориальных и территориальных единиц Донецкой Народной Республики
Статья 18. Учет административно-территориальных и территориальных единиц Донецкой Народной Республики
- Учету подлежат все административно-территориальные и территориальные единицы Донецкой Народной Республики, а также изменения в административно-территориальном устройстве Донецкой Народной Республики.
- Учет административно-территориальных и территориальных единиц Донецкой Народной Республики производится путем включения сведений о них в Реестр административно-территориальных и территориальных единиц Донецкой Народной Республики и исключения из него таких сведений, а также путем изменения таких сведений.
- Реестр административно-территориальных и территориальных единиц Донецкой Народной Республики – систематизированный перечень административно-территориальных и территориальных единиц Донецкой Народной Республики.
- Законы Донецкой Народной Республики по вопросам административно-территориального устройства Донецкой Народной Республики в десятидневный срок со дня их вступления в силу направляются Правительству Донецкой Народной Республики.
Глава 5. Переходные положения
Статья 19. Переходные положения
Использование наименований административно-территориальных единиц Донецкой Народной Республики в соответствии с приложением к настоящему Закону не влечет необходимости внесения изменений в выданные правоустанавливающие документы, документы о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, разрешительные документы и лицензии, иные документы, предусматривающие наличие почтового адреса, а также отметки о регистрации места жительства в паспортах.
Временно исполняющий обязанности
Главы Донецкой Народной Республики Д.В. Пушилин
г. Донецк
6 апреля 2023 года
№ 437-IIНС
к Закону Донецкой Народной Республики
«Об административно-территориальном
устройстве Донецкой Народной Республики»