Дата публикации 09.08.2022

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

П Р И К А З

18 июля 2022 года                         Донецк                                      № 67-НП

Об утверждении Государственного образовательного стандарта

среднего профессионального образования по специальности

35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство

С целью обеспечения единства образовательного пространства Донецкой Народной Республики, преемственности и вариативности основных образовательных программ соответствующего уровня образования, государственных гарантий уровня и качества образования, руководствуясь пунктом 6 части 1 статьи 6, статьей 9 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», в соответствии с подпунктом 12.56 пункта 12 раздела II Положения о Министерстве образования и науки Донецкой Народной Республики, утверждённого Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 22 июля 2015 г. № 13-43 (с изменениями),

 

ПРИКАЗЫВАЮ:

 

  1. Утвердить Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство (прилагается).

 

  1. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на директора Департамента просвещения Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики.

 

  1. Настоящий Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Министр                                                                               О. П. Колударова

 

УТВЕРЖДЕН

Приказом

Министерства образования и науки

Донецкой Народной Республики

от 18 июля 2022 года № 67-НП

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
35.02.12 САДОВО-ПАРКОВОЕ И ЛАНДШАФТНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

 

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 

1.1. Настоящий государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по специальности 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство для профессиональных образовательных организаций, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки специалистов среднего звена по данной специальности, на территории Донецкой Народной Республики (далее — образовательная организация).

 

1.2. Право на реализацию программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Возможна сетевая форма реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки специалистов среднего звена.

При реализации программы подготовки специалистов среднего звена образовательная организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема — передачи информации в доступных для них формах.

 

1.3. Воспитание обучающихся при освоении ими образовательной программы осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых с учетом включенных в примерную основную образовательную программу примерной рабочей программы воспитания и примерного календарного плана воспитательной работы.

 

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

СПО — среднее профессиональное образование;

ГОС СПО — государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;

ППССЗ — программа подготовки специалистов среднего звена;

ОК — общая компетенция;

ПК — профессиональная компетенция;

ПМ — профессиональный модуль;

МДК — междисциплинарный курс.

 

III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

 

3.1. Получение СПО по ППССЗ допускается только в образовательной организации.

 

3.2. Сроки получения СПО по специальности 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство базовой подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация приводятся в приложении 1.

 

3.3. Сроки получения СПО по ППССЗ базовой подготовки независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:

 

а) для обучающихся по очно-заочной и заочной формам обучения:

на базе среднего общего образования — не более чем на 1 год;

на базе основного общего образования — не более чем на 1,5 года;

 

б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья — не более чем на 10 месяцев.

 

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ

 

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: организация и обеспечение работ по садово-парковому и ландшафтному строительству объектов озеленения.

 

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

заказы потребителя на выполнение работ по садово-парковому и ландшафтному строительству;

территориальные объекты;

технологические процессы и операции;

материалы, в том числе специальные;

технологическое оборудование;

нормативная документация;

первичные трудовые коллективы.

 

4.3. Техник готовится к следующим видам деятельности:

 

а) проектирование объектов садово-паркового и ландшафтного строительства;

 

б) ведение работ по садово-парковому и ландшафтному строительству;

 

в) внедрение современных технологий садово-паркового и ландшафтного строительства;

 

г) выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих в соответствии с перечнем профессий рабочих, должностей служащих, рекомендуемых к освоению в рамках образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство (приложение 2).

 

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

 

5.1. Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

 

5.2. Техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

 

а) проектирование объектов садово-паркового и ландшафтного строительства:

ПК 1.1. Проводить ландшафтный анализ и предпроектную оценку объекта озеленения.

ПК 1.2. Выполнять проектные чертежи объектов озеленения с использованием компьютерных программ.

ПК 1.3. Разрабатывать проектно-сметную документацию;

 

б) ведение работ по садово-парковому и ландшафтному строительству:

ПК 2.1. Анализировать спрос на услуги садово-паркового и ландшафтного строительства.

ПК 2.2. Продвигать услуги по садово-парковому и ландшафтному строительству на рынке услуг.

ПК 2.3. Организовывать садово-парковые и ландшафтные работы.

ПК 2.4. Контролировать и оценивать качество садово-парковых и ландшафтных работ;

 

в) внедрение современных технологий садово-паркового и ландшафтного строительства:

ПК 3.1. Создавать базу данных о современных технологиях садово-паркового и ландшафтного строительства.

ПК 3.2. Проводить апробацию современных технологий садово-паркового и ландшафтного строительства.

ПК 3.3. Консультировать заказчиков по вопросам современных технологий в садово-парковом и ландшафтном строительстве;

 

г) выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

 

6.1. ППССЗ предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общего гуманитарного и социально-экономического;

математического и общего естественнонаучного;

профессионального;

и разделов:

учебная практика;

производственная практика (по профилю специальности);

производственная практика (преддипломная);

промежуточная аттестация;

государственная итоговая аттестация.

 

6.2. Обязательная часть ППССЗ по учебным циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.

Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный учебные циклы состоят из дисциплин.

Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика (по профилю специальности).

 

6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла ППССЗ базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: «Основы философии», «История», «Иностранный язык», «Физическая культура».

Обязательная часть профессионального учебного цикла ППССЗ базовой подготовки должна предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Объем часов на дисциплину «Безопасность жизнедеятельности» составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы — 48 часов.

 

6.4. Образовательной организацией при определении структуры ППССЗ и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

 

6.5. Структура программы подготовки специалистов среднего звена базовой подготовки приводится в приложении 3 к настоящему ГОС СПО.

 

6.6. Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучения составляет 147 недель (приложение 4).

 

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

 

7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППССЗ в соответствии с ГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ППССЗ.

Перед началом разработки ППССЗ образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.

При формировании ППССЗ образовательная организация:

имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППССЗ, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, и (или) вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;

имеет право определять для освоения обучающимися в рамках профессионального модуля профессию рабочего, должность служащего (одну или несколько) согласно приложению 2 к настоящему ГОС СПО;

обязана ежегодно обновлять ППССЗ с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, культуры, науки, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим    ГОС СПО;

обязана в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

обязана обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

обязана сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе творческих коллективов общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

должна предусматривать, в целях реализации компетентностного подхода, использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

 

7.2. При реализации ППССЗ обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании».

 

7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки.

 

7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.

 

7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.

 

7.6. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год в заочной форме обучения составляет 160 академических часов.

 

7.7. Общая продолжительность каникул в учебном году должна составлять 8-11 недель, в том числе не менее 2-х недель в зимний период.

 

7.8. Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной деятельности по дисциплине (дисциплинам) профессионального учебного цикла и (или) профессиональному модулю (модулям) профессионального учебного цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение.

 

7.9. Дисциплина «Физическая культура» предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной работы (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях образовательной организации либо по желанию обучающихся).

 

7.10. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать часть учебного времени дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (48 часов), отведенного на изучение основ военной службы, на освоение медицинских знаний.

 

7.11. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППССЗ. В этом случае ППССЗ, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих государственных образовательных стандартов среднего общего образования и СПО с учетом получаемой специальности СПО.

Срок освоения ППССЗ в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели     (расчет приводится в приложении 5).

 

7.12. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета      4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.

 

7.13. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы (согласно части 1 статьи 13 Закона Донецкой Народной Республики   «О воинской обязанности и военной службе»).

 

7.14. Практика является обязательным разделом ППССЗ. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППССЗ предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.

Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.

Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

 

7.15. Реализация ППССЗ по специальности должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 44, пунктом 7 части 1 статьи 45 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», в том числе в форме стажировки в профильных организациях.

 

7.16. ППССЗ должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППССЗ.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация ППССЗ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППССЗ. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.

Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.

Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с другими образовательными организациями, иными организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

 

7.17. Прием на обучение по ППССЗ за счет бюджетных ассигнований бюджета Донецкой Народной Республики является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 65 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании».

 

7.18. Образовательная организация, реализующая ППССЗ, должна располагать материально-технической базой (приложение 6), обеспечивающей проведение всех видов лабораторных и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

Реализация ППССЗ должна обеспечивать:

выполнение обучающимися лабораторных и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

освоение обучающимися профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации в зависимости от специфики вида деятельности.

При использовании электронных изданий образовательная организация должна обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.

Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

 

7.19. Реализация ППССЗ осуществляется образовательной организацией на государственном языке Донецкой Народной Республики в соответствии с частью 2 статьи 12 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании».

 

VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

 

8.1. Оценка качества освоения ППССЗ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию и государственную итоговую аттестацию обучающихся.

 

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

 

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППССЗ (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.

Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации — разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.

Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.

 

8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

оценка уровня освоения дисциплин;

оценка компетенций обучающихся.

Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.

 

8.5. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам согласно части 6 статьи 56 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании».

 

8.6. Государственная итоговая аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект). Обязательное требование — соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.

Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.

 

 

 

 

Директор Департамента просвещения

Министерства образования и науки

Донецкой Народной Республики                                        В.В. Пестрецов

 

 

          Приложение 1

к Государственному образовательному
стандарту среднего профессионального
образования по специальности 35.02.12
Садово-парковое и ландшафтное
строительство (пункт 3.2)

 

 

СРОКИ ПОЛУЧЕНИЯ СПО

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 35.02.12 САДОВО-ПАРКОВОЕ И ЛАНДШАФТНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО БАЗОВОЙ ПОДГОТОВКИ В ОЧНОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ И

ПРИСВАИВАЕМАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ

 

Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ Наименование квалификации базовой подготовки 1 Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучения 2
среднее общее

образование

Техник 2 года 10 месяцев
основное общее образование 3 года 10 месяцев 3

 

_________________________________________________________________

В соответствии с Перечнем специальностей, по которым осуществляется реализация профессиональных программ подготовки специалистов среднего звена в образовательных организациях Донецкой Народной Республики, утвержденным приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 25 июня 2015 г. № 281, зарегистрированным в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 14 июля 2015 г., регистрационный № 286, с изменениями.

2 Независимо от применяемых образовательных технологий.

Образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена па базе основного общего образования, реализуют государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППССЗ, в том числе с учетом получаемой специальности СПО.

 

      Приложение 2

к Государственному образовательному
стандарту среднего профессионального
образования по специальности 35.02.12
Садово-парковое и ландшафтное
строительство (подпункт г) пункта 4.3;
пункт 7.1)

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ, ДОЛЖНОСТЕЙ СЛУЖАЩИХ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ К ОСВОЕНИЮ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 35.02.12 САДОВО-ПАРКОВОЕ И ЛАНДШАФТНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

 

 

Код по Перечню профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение 1 Наименование профессий рабочих, должностей служащих
1 2
17530 Рабочий зеленого хозяйства
18103 Садовник

 

__________________________________________________________________________

1 Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение в образовательных организациях Донецкой Народной Республики, утвержденный приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23 июля 2021 г. № 98-НП, зарегистрированным в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 12 августа 2021 года, регистрационный № 4636.

 

Приложение 3

к Государственному образовательному
стандарту среднего профессионального
образования по специальности 35.02.12
садово-парковое и ландшафтное
строительство (пункт 6.5)

 

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА БАЗОВОЙ ПОДГОТОВКИ

Индекс Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося

(час./нед.)

В том числе часов обязательных учебных занятий Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) Коды формируемых компетенций
1 2 3 4 5 6
Обязательная часть учебных циклов ППССЗ 3186 2124
ОГСЭ.00 Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл 648 432
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:

уметь:

ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

знать:

основные категории и понятия философии;

роль философии в жизни человека и общества;

основы философского учения о бытии;

сущность процесса познания;

основы научной, философской и религиозной картин мира;

об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

48 ОГСЭ.01.

Основы философии

ОК 1 — 9
1 2 3 4 5 6
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;
уметь:

ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в Донецкой Народной Республике, России и мире;

выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;

знать:

основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);

сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX — начале XXI вв.;

основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

содержание и назначение важнейших нормативных правовых и законодательных актов мирового и регионального значения;

48 ОГСЭ.02.

История

ОК 1 — 9
уметь:

общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;

переводить (со словарем) иностранные тексты

168 ОГСЭ.03. Иностранный язык OK 1 — 9
1 2 3 4 5 6
профессиональной направленности;

самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;

знать:

лексический (1200 — 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;

уметь:

использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

знать:

о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

основы здорового образа жизни.

336 168 ОГСЭ.04. Физическая культура ОК 2, 3, 6
EH.00 Математический и общий естественнонаучный учебный цикл 264 192
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:

уметь:

использовать математические методы при решении прикладных задач;

проводить элементарные расчеты, необходимые в садово-парковом и ландшафтном строительстве;

знать:

основные численные методы решения прикладных задач и их применение в садово-парковом и ландшафтном строительстве;

ЕН.01.

Математика

ОК 1 — 9

ПК 1.1 — 1.3

уметь:

осуществлять поиск специализированной информации в информационно-

ЕН.02. Информационные технологии в ОК 1 — 9

ПК 1.1 — 1.3, 2.1 — 2.4, 3.1 — 3.3

1 2 3 4 5 6
телекоммуникационной сети «Интернет»           (далее — сеть Интернет), работать с электронной почтой, с информацией, представленной в специализированных базах данных;

использовать в профессиональной деятельности пакеты прикладных программ;

знать:

способы организации информации в современном мире;

телекоммуникационные сети различного типа (локальные, глобальные), их назначение и возможности;

способы работы в локальной сети и сети Интернет;

прикладные программы;

основы компьютерной графики и дизайна;

профессиональной деятельности
уметь:

применять принципы рационального природопользования при выполнении садово-парковых и ландшафтных работ на объектах;

проводить экологический мониторинг окружающей среды;

предупреждать возникновение экологической опасности;

знать:

природоресурсный потенциал, принципы и методы рационального природопользования;

размещение производства и проблему отходов;

понятие мониторинга окружающей среды, экологическое регулирование, прогнозирование последствий природопользования;

правовые и социальные вопросы природопользования;

ЕН.03. Экологические основы природопользования ОК 1 — 9

ПК 1.1 — 1.3, 2.1 — 2.4, 3.1 — 3.3

1 2 3 4 5 6
охраняемые природные территории;

концепцию устойчивого развития;

международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды.

П.00 Профессиональный учебный цикл 2250 1500
Общепрофессиональные дисциплины 702 468
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:

уметь:

рассчитывать основные показатели экономической деятельности организации;

рассчитывать основные удельные технико-экономические показатели различных работ;

планировать рентабельность организации;

знать:

современное состояние экономики;

основные принципы построения экономической системы организации;

экономические показатели деятельности организации;

механизм ценообразования и формы оплаты труда;

ОП.01.

Экономика организации

ОК 1 — 9

ПК 1.1 — 1.3, 2.1 — 2.4, 3.1 — 3.3

уметь:

применять современные технологии управления организацией;

оформлять основные документы по регистрации организаций;

вести документооборот организации;

знать:

основы организации и планирования деятельности организации;

основы управления организацией;

ОП.02.

Основы менеджмента

ОК 1 — 9

ПК 1.1 — 1.3, 2.1 — 2.4, 3.1 — 3.3

1 2 3 4 5 6
современные технологии управления организацией;

принципы делового общения в коллективе;

уметь:

соблюдать санитарные требования;

использовать Стандарты по безопасности труда, Санитарные нормы и Строительные нормы и правила (далее — СНиП) в профессиональной деятельности;

использовать инструкции по электробезопасности оборудования;

проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в организации;

знать:

особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности;

правовые и организационные основы охраны труда в организации;

основы безопасности труда и пожарной охраны в сельскохозяйственном производстве, зеленом хозяйстве и объектах озеленения;

основы электробезопасности;

ОП.03.

Охрана труда

ОК 1 — 9

ПК 1.1 — 1.3, 2.1 — 2.4, 3.1 — 3.3

уметь:

классифицировать растения;

определять растения по определителю;

знать:

классификацию растений;

строение растительных клеток и тканей;

морфологические и анатомические особенности растений;

физиологию растений, их размножение;

ОП.04.

Ботаника с основами физиологии растений

ОК 1 — 9

ПК 1.1 — 1.3, 2.1 — 2.4, 3.1 — 3.3

уметь:

давать оценку почвенного покрова по

ОП.05.

Основы

ОК 1 — 9

ПК 1.1 — 1.3,

1 2 3 4 5 6
механическому составу;

проводить простейшие агрохимические анализы

почвы;

знать:

структуру и основные виды почвы;

минералогический и химический состав почвы;

основы земледелия;

мероприятия по охране окружающей среды;

почвоведения, земледелия и агрохимии 2.1 — 2.4, 3.1 — 3.3
уметь:

определять стилевые особенности садово-паркового ландшафта;

формировать пейзаж ландшафта в соответствии со стилевыми особенностями;

знать:

историю садово-паркового искусства;

основные стилевые направления в садово-парковом искусстве;

элементы и компоненты садово-паркового искусства;

ОП.06.

Основы садово-паркового искусства

ОК 1 — 9

ПК 1.1 — 1.3, 2.1 — 2.4, 3.1 — 3.3

уметь:

выполнять работы по садово-парковому и ландшафтному строительству с учетом особенностей местности;

знать:

историю развития озеленения региона;

планировочную структуру местности, систему ее озеленения, понятие о застройке, сетях и сооружениях;

особенности озеленения объектов общего, специального назначения, ограниченного пользования;

 

ОП.07.

Озеленение населенных мест с основами градостроительства

ОК 1 — 9

ПК 1.1 — 1.3

1 2 3 4 5 6
уметь:

подбирать ассортимент растений для различных объектов озеленения;

знать:

классификацию цветочно-декоративных растений;

морфологические и биологические особенности цветочно-декоративных растений открытого и закрытого грунта, древесных и кустарниковых пород;

размножение цветочно-декоративных древесно-кустарниковых растений, типы посадок методы защиты растений от вредителей и болезней;

ОП.08.

Цветочно-декоративные растения и дендрология

ОК 1 — 9

ПК 2.1 — 2.4, 3.1 — 3.3

уметь:

организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

применять первичные средства пожаротушения;

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

владеть способами бесконфликтного общения и

68 ОП.09.

Безопасность жизнедеятельности

ОК 1 — 9

ПК 1.1 — 1.3, 2.1 — 2.4, 3.1 — 3.3

1 2 3 4 5 6
саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

оказывать первую помощь пострадавшим;

знать:

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности Донецкой Народной Республики;

основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их наступления;

основы военной службы и обороны государства;

задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

способы защиты населения от оружия массового поражения;

меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной

1 2 3 4 5 6
службы;

порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

ПМ.00 Профессиональные модули 1548 1032
ПМ.01 Проектирование объектов садово-паркового и ландшафтного строительства.

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

проведения ландшафтного анализа и предпроектной оценки объекта озеленения;

выполнения проектных чертежей объектов озеленения с использованием компьютерных программ;

разработки проектно-сметной документации;

уметь:

применять стандарты Единой системы конструкторской документации (далее — ЕСКД) и Системы проектной документации для строительства (далее — СПДС), пользоваться СНиП;

выполнять изыскательские работы на объекте;

пользоваться приборами и инструментами;

проводить инвентаризацию существующей растительности на объекте;

согласовывать юридические вопросы по землеустройству с заинтересованными сторонами;

составлять схему вертикальной планировки и картограмму земляных работ;

составлять предпроектный план, эскиз и генплан объекта озеленения;

выполнять разбивочные и посадочные чертежи;

применять компьютерные программы при

МДК.01.01.

Основы

проектирования объектов садово-паркового строительства

ОК 1 — 9

ПК 1.1 — 1.3

1 2 3 4 5 6
проектировании объектов озеленения;

составлять ведомости объемов различных работ;

рассчитывать сметы на производство различных работ;

составлять календарный график производства различных работ;

согласовывать проектную документацию со смежными организациями, контролирующими органами и заказчиками;

знать:

стандарты ЕСКД, СПДС, СНиП;

законы землеустройства и землепользования, кадастровый план объекта;

основы геодезии и геопластики;

гидрологические условия, геологические и почвенные характеристики объекта;

специализированные приборы и инструменты;

методы проектирования объектов;

законы, методы и приемы проекционного черчения и архитектурной графики;

основные принципы композиции пейзажей;

современные стили ландшафтного дизайна и историю садово-паркового искусства;

компьютерные программы для ландшафтного проектирования;

нормативные требования к оформлению проектно-сметной документации;

основы психологии общения.

ПМ.02 Ведение работ по садово-парковому и ландшафтному строительству.

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

МДК.02.01. Цветоводство и декоративное древоводство ОК 1 — 9

ПК 2.1 — 2.4

1 2 3 4 5 6
иметь практический опыт:

исследования спроса на услуги садово-паркового и ландшафтного строительства;

продвижения услуг по садово-парковому строительству на рынке;

организации и выполнения работ по садово-парковому и ландшафтному строительству;

контроля и оценки качества садово-парковых и ландшафтных работ;

уметь:

осуществлять поиск специализированной информации о рынке услуг;

применять методы маркетинговых исследований;

изучать запросы потребителей и оценивать стратегию конкурентов;

разрабатывать ценовую политику услуг и выбирать каналы сбыта услуг;

проектировать рекламный продукт и организовывать рекламную кампанию;

подбирать растения, материалы, оборудование и инструменты для садово-парковых и ландшафтных работ;

планировать деятельность подчиненных в соответствии с календарным графиком производства работ;

организовывать подготовительные работы на объекте;

организовывать агротехнические работы на объектах озеленения;

организовывать работы по строительству садово-парковых сооружений;

 

МДК.02.02.

Садово-парковое строительство и хозяйство

 

МДК.02.03. Маркетинг ландшафтных услуг

1 2 3 4 5 6
обеспечивать соблюдение техники безопасности на объектах озеленения и строительства садово-

парковых сооружений;

сопоставлять фактически достигнутые результаты с запланированными;

выявлять отклонения и анализировать причины, корректировать выявленные отклонения;

определять эффективность выполненных работ;

знать:

способы поиска информации;

инструменты маркетинговых исследований;

рынок услуг по садово-парковому и ландшафтному строительству;

методы оценки стратегии конкурентов;

методы ценообразования и основные виды ценовых стратегий;

основные методы и системы сбыта услуг;

способы и средства создания рекламного продукта, технологию рекламной деятельности;

ассортимент цветочно-декоративных и древесно-декоративных растений;

особенности почвы на объекте;

назначение специализированных материалов, оборудования и инструментов;

типовые должностные инструкции подчиненных;

правила техники безопасности и охраны труда;

порядок организации подготовительных работ на объекте;

технические условия и время на выполнение работ;

технологические процессы агротехнических работ;

технологические процессы строительных работ;

требования, предъявляемые к качеству работ;

 
1 2 3 4 5 6
способы корректировки садово-парковых и ландшафтных работ.  
ПМ.03 Внедрение современных технологий садово-паркового и ландшафтного строительства.

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

создания базы данных о современных технологиях садово-паркового и ландшафтного строительства;

внедрения современных технологий садово-паркового и ландшафтного строительства;

консультирования по вопросам современных технологий в садово-парковом и ландшафтном строительстве;

уметь:

изучать передовой опыт зарубежных и отечественных фирм;

выбирать необходимую современную технологию для апробации;

разрабатывать программу внедрения технологии в производство;

обеспечивать внедрение технологии на основе программы;

проводить анализ эффективности апробированной технологии;

определять потребности заказчика;

представлять информацию о современных технологиях заказчику;

предлагать индивидуальные ландшафтные решения в соответствии с потребностями заказчика;

консультировать заказчика по вопросам ведения агротехнических работ;

МДК.03.01. Современные технологии садово-паркового и ландшафтного строительства ОК 1 — 9

ПК 3.1 — 3.3

1 2 3 4 5 6
знать:

источники и способы получения информации;

способы систематизации информации и создания базы данных;

современные технологии садово-паркового и ландшафтного строительства;

проектные технологии;

средства и способы внедрения современных технологий;

методы оценки эффективности внедрения современных технологий;

психологию общения;

основы агрономии и технологические процессы агротехнических работ.

ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих
Вариативная часть учебных циклов ППССЗ (определяется образовательной организацией самостоятельно) 1350 900
Всего часов обучения по учебным циклам ППССЗ 4536 3024
УП.00 Учебная практика 25 нед. 900 ОК 1 — 9

ПК 1.1 — 1.3, 2.1 — 2.4, 3.1 — 3.3

ПП.00 Производственная практика (по профилю специальности)
ПДП.00 Производственная практика (преддипломная) 4 нед.
ПА.00 Промежуточная аттестация 5 нед.
ГИА.00 Государственная итоговая аттестация 6 нед.
ГИА.01 Подготовка выпускной квалификационной работы 4 нед.
ГИА.02 Защита выпускной квалификационной работы 2 нед.

 

 

         Приложение 4

к Государственному образовательному
стандарту среднего профессионального
образования по специальности 35.02.12
Садово-парковое и ландшафтное
строительство (пункт 6.6)

 

 

СРОК ПОЛУЧЕНИЯ СПО ПО ППССЗ

БАЗОВОЙ ПОДГОТОВКИ В ОЧНОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ

 

Обучение по учебным циклам 84 нед.
Учебная практика 25 нед.
Производственная практика (по профилю специальности)
Производственная практика (преддипломная) 4 нед.
Промежуточная аттестация 5 нед.
Государственная итоговая аттестация 6 нед.
Каникулы 23 нед.
Итого 147 нед.

 

 

      Приложение 5

к Государственному образовательному
стандарту среднего профессионального
образования по специальности 35.02.12
Садово-парковое и ландшафтное
строительство (пункт 7.11)

 

 

РАСЧЕТ УВЕЛИЧЕНИЯ СРОКА ОСВОЕНИЯ ППССЗ

В ОЧНОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ЛИЦ, ОБУЧАЮЩИХСЯ

НА БАЗЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

теоретическое обучение

(при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю)

39 нед.
промежуточная аттестация 2 нед.
каникулы 11 нед.

 

 

Приложение 6

к Государственному образовательному
стандарту среднего профессионального
образования по специальности 35.02.12
Садово-парковое и ландшафтное
строительство (пункт 7.18)

 

ПЕРЕЧЕНЬ КАБИНЕТОВ,

ЛАБОРАТОРИЙ, МАСТЕРСКИХ И ДРУГИХ ПОМЕЩЕНИЙ

 

Кабинеты:

социально-экономических дисциплин;

иностранного языка;

математики;

экологических основ природопользования;

экономики, менеджмента и маркетинга;

ботаники и физиологии растений;

почвоведения, земледелия и агрохимии;

безопасности жизнедеятельности и охраны труда.

 

Лаборатории:

информационных технологий в профессиональной деятельности;

цветочно-декоративных растений и дендрологии;

садово-паркового и ландшафтного строительства.

 

Спортивный комплекс:

спортивный зал;

 

Залы и библиотеки:

библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

актовый зал.