Дата публикации 16:00 11.09.2023

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

ЗАКОН

 

 

О СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ
В ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Принят Постановлением Народного Совета 9 сентября 2023 года

 

 

Глава 1. Трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, действующие на республиканском уровне

Статья 1. Порядок формирования Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

  1. Республиканская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (далее – Республиканская трехсторонняя комиссия) формируется из представителей республиканских объединений (союзов) организаций профсоюзов, республиканских объединений работодателей, Правительства Донецкой Народной Республики, которые образуют соответствующие стороны Республиканской трехсторонней комиссии.
  2. Представительство республиканского объединения (союза) организаций профсоюзов, республиканского объединения работодателей, Правительства Донецкой Народной Республики в составе сторон Республиканской трехсторонней комиссии определяется каждым из них самостоятельно в соответствии с федеральными законами, Конституцией Донецкой Народной Республики, настоящим Законом, другими законами Донецкой Народной Республики и уставами соответствующих объединений.

Республиканское объединение (союз) организаций профсоюзов, республиканское объединение работодателей, Правительство Донецкой Народной Республики направляют в состав Республиканской трехсторонней комиссии согласованное с другими сторонами Республиканской трехсторонней комиссии количество своих представителей.

При согласии всех сторон Республиканской трехсторонней комиссии количество представителей в каждой из них может быть увеличено.

Каждая сторона Республиканской трехсторонней комиссии имеет право производить по истечении года ротацию своих представителей в Республиканской трехсторонней комиссии, а также при необходимости производить их замену в связи с переходом на другую работу, уходом на пенсию и другими обстоятельствами.

  1. Утверждение и замена представителей республиканского объединения (союза) организаций профсоюзов, республиканского объединения работодателей, производятся в соответствии с решениями указанных объединений, утверждение и замена представителей Правительства Донецкой Народной Республики – в порядке, установленном Правительством Донецкой Народной Республики.

Состав Республиканской трехсторонней комиссии, изменения в ее составе утверждаются Правительством Донецкой Народной Республики.

  1. Количество представителей каждой из сторон Республиканской трехсторонней комиссии не может превышать 15 человек.
  2. Спорные вопросы, касающиеся представительства в Республиканской трехсторонней комиссии республиканского объединения (союза) организаций профсоюзов, республиканского объединения работодателей, разрешаются на совещаниях представителей указанных объединений или в суде.

 

 

Статья 2. Основные цели и задачи Республиканской трехсторонней комиссии

  1. Основными целями Республиканской трехсторонней комиссии являются участие в формировании и реализации государственной политики в сфере труда, обеспечение регулирования социально-трудовых отношений, ведение коллективных переговоров и подготовка проектов соглашений, их заключение, а также организация контроля за выполнением соглашений.
  2. Основными задачами Республиканской трехсторонней комиссии являются:

1) ведение коллективных переговоров и подготовка проекта республиканского трехстороннего соглашения между республиканским объединением (союзом) организаций профсоюзов, республиканским объединением работодателей и Правительством Донецкой Народной Республики (далее ‑ республиканское соглашение);

2) содействие договорному регулированию социально-трудовых отношений на республиканском и территориальном уровнях;

3) согласование позиций сторон Республиканской трехсторонней комиссии при разработке и (или) обсуждении проектов законов Донецкой Народной Республики, нормативных правовых актов исполнительных органов Донецкой Народной Республики, других актов органов государственной власти Донецкой Народной Республики в сфере труда;

4) изучение регионального опыта развития социально-трудовых отношений, участие в мероприятиях, проводимых по инициативе Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее – Российская трехсторонняя комиссия), представителей ее сторон в сфере социально-трудовых отношений, изучение международного опыта развития социально-трудовых отношений;

5) рассмотрение по инициативе сторон Республиканской трехсторонней комиссии вопросов, возникающих в ходе выполнения республиканского соглашения;

6) распространение опыта социального партнерства, информирование республиканских отраслевых (межотраслевых), территориальных, территориальных отраслевых (межотраслевых) и иных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений о деятельности Республиканской трехсторонней комиссии;

7) осуществление контроля за выполнением республиканского соглашения.

Статья 3. Основные права Республиканской трехсторонней комиссии

  1. Республиканская трехсторонняя комиссия вправе:

1) участвовать в разработке и (или) обсуждении проектов законов Донецкой Народной Республики, нормативных правовых актов исполнительных органов Донецкой Народной Республики, других актов органов государственной власти Донецкой Народной Республики в сфере труда в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Донецкой Народной Республики и нормативными правовыми актами исполнительных органов Донецкой Народной Республики, соглашениями;

2) разрабатывать и вносить в органы государственной власти Донецкой Народной Республики в установленном ими порядке предложения о принятии законов Донецкой Народной Республики или иных нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики в сфере регулирования социально-трудовых отношений;

3) согласовывать интересы республиканского объединения (союза) организаций профсоюзов, республиканского объединения работодателей, исполнительных органов Донецкой Народной Республики при разработке проекта республиканского соглашения, реализации указанного соглашения, выполнении решений Республиканской трехсторонней комиссии;

4) осуществлять взаимодействие с республиканскими отраслевыми (межотраслевыми), территориальными, территориальными отраслевыми (межотраслевыми) и иными комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений в ходе коллективных переговоров и подготовки проекта республиканского соглашения и иных соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения, реализации указанных соглашений;

5) запрашивать у исполнительных органов Донецкой Народной Республики, работодателей, профсоюзов информацию о заключенных и заключаемых соглашениях, регулирующих социально-трудовые отношения, и коллективных договорах в целях выработки рекомендаций Республиканской трехсторонней комиссии по развитию коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, организации деятельности республиканских отраслевых (межотраслевых), территориальных, территориальных отраслевых (межотраслевых) и иных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений;

6) осуществлять контроль выполнения своих решений;

7) получать от исполнительных органов Донецкой Народной Республики информацию о социально-экономическом положении Донецкой Народной Республики, необходимую для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта республиканского соглашения, организации контроля за выполнением указанного соглашения;

8) принимать решения по направленным ей органами государственной власти Донецкой Народной Республики проектам законов Донецкой Народной Республики, нормативных правовых актов исполнительных органов Донецкой Народной Республики, иных актов органов государственной власти Донецкой Народной Республики в сфере труда и направлять их на рассмотрение органам государственной власти Донецкой Народной Республики, принимающим указанные акты;

9) принимать по согласованию с республиканским объединением (союзом) организаций профсоюзов, республиканским объединением работодателей и органами государственной власти Донецкой Народной Республики участие в проводимых указанными объединениями и органами заседаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с регулированием социально-трудовых отношений;

10) приглашать для участия в своей деятельности представителей республиканского объединения (союза) организаций профсоюзов, республиканского объединения работодателей и органов государственной власти Донецкой Народной Республики, не являющихся членами Республиканской трехсторонней комиссии, а также ученых и специалистов, представителей других организаций;

11) создавать рабочие группы с привлечением ученых и специалистов;

12) принимать участие в проведении республиканских, территориальных совещаний, конференций, семинаров по вопросам социально-трудовых отношений и социального партнерства в согласованном с организаторами указанных мероприятий порядке.

  1. Республиканская трехсторонняя комиссия разрабатывает и утверждает свой регламент, определяет порядок подготовки проекта республиканского соглашения и его заключения.

Статья 4. Порядок принятия решения Республиканской трехсторонней комиссии

  1. Решение Республиканской трехсторонней комиссии считается принятым, если за него проголосовали все три стороны Республиканской трехсторонней комиссии.
  2. Порядок принятия решения каждой стороной Республиканской трехсторонней комиссии определяется ее регламентом.
  3. Члены Республиканской трехсторонней комиссии, не согласные с принятым Республиканским трехсторонней комиссией решением, вправе требовать занесения в порядке, установленном регламентом Республиканской трехсторонней комиссии, их особого мнения в протокол заседания Республиканской трехсторонней комиссии.

Статья 5. Исполнение решений Республиканской трехсторонней комиссии

  1. Принятые Республиканской трехсторонней комиссией решения в десятидневный срок доводятся в порядке, установленном регламентом Республиканской трехсторонней комиссии, до сторон социального партнерства.
  2. Решения, принятые Республиканской трехсторонней комиссией по обеспечению выполнения республиканского соглашения, являются обязательными для исполнения.
  3. Решения Республиканской трехсторонней комиссии по проектам законов Донецкой Народной Республики, нормативных правовых актов исполнительных органов Донецкой Народной Республики, иных актов органов государственной власти Донецкой Народной Республики в сфере труда подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти Донецкой Народной Республики, принимающими указанные акты.

Статья 6. Координатор Республиканской трехсторонней комиссии

  1. Координатор Республиканской трехсторонней комиссии назначается Правительством Донецкой Народной Республики. Координатор Республиканской трехсторонней комиссии не является членом Республиканской трехсторонней комиссии.
  2. Координатор трехсторонней комиссии:

1) организует деятельность Республиканской трехсторонней комиссии, председательствует на ее заседаниях;

2) руководит секретариатом Республиканской трехсторонней комиссии;

3) утверждает состав рабочих групп;

4) оказывает содействие в согласовании позиций сторон Республиканской трехсторонней комиссии;

5) подписывает регламент, планы работы и решения Республиканской трехсторонней комиссии;

6) запрашивает у исполнительных органов Донецкой Народной Республики информацию о заключенных соглашениях, регулирующих социально-трудовые отношения, и коллективных договорах в целях выработки Республиканской трехсторонней комиссией рекомендаций по развитию коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, организации деятельности республиканских отраслевых (межотраслевых), территориальных, территориальных отраслевых (межотраслевых) и иных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений;

7) при необходимости приглашает для участия в работе Республиканской трехсторонней комиссии представителей республиканского объединения (союза) организаций профсоюзов, республиканского объединения работодателей и органов государственной власти Донецкой Народной Республики, не являющихся членами Республиканской трехсторонней комиссии, а также ученых и специалистов, представителей других организаций;

8) направляет по согласованию с республиканским объединением (союзом) организаций профсоюзов, республиканским объединением работодателей и органами государственной власти Донецкой Народной Республики членов Республиканской трехсторонней комиссии для участия в проводимых указанными объединениями и органами заседаниях, на которых рассматриваются вопросы регулирования социально-трудовых отношений;

9) проводит в пределах своей компетенции в период между заседаниями Республиканской трехсторонней комиссии консультации с координаторами сторон Республиканской трехсторонней комиссии по вопросам, требующим принятия оперативных решений;

10) осуществляет контроль исполнения решений Республиканской трехсторонней комиссии;

11) информирует Правительство Донецкой Народной Республики, Народный Совет Донецкой Народной Республики, другие органы государственной власти Донецкой Народной Республики о деятельности Республиканской трехсторонней комиссии;

12) информирует Республиканскую трехстороннюю комиссию о мерах, принимаемых Главой Донецкой Народной Республики, Народным Советом Донецкой Народной Республики, Правительством Донецкой Народной Республики и иными органами государственной власти Донецкой Народной Республики в сфере регулирования социально-трудовых отношений.

  1. Координатор Республиканской трехсторонней комиссии не вмешивается в деятельность сторон Республиканской трехсторонней комиссии и не принимает участия в голосовании.

Статья 7. Координаторы сторон Республиканской трехсторонней комиссии

  1. Деятельность каждой из сторон Республиканской трехсторонней комиссии организует координатор соответствующей стороны Республиканской трехсторонней комиссии.
  2. Координаторы сторон Республиканской трехсторонней комиссии, представляющие республиканское объединение (союз) организаций профсоюзов и республиканское объединение работодателей, избираются указанными сторонами.
  3. Координатор стороны Республиканской трехсторонней комиссии, представляющей Правительство Донецкой Народной Республики, назначается Правительством Донецкой Народной Республики.
  4. Координатор каждой из сторон Республиканской трехсторонней комиссии по решению соответствующей стороны Республиканской трехсторонней комиссии вносит координатору Республиканской трехсторонней комиссии предложения по проектам планов работы Республиканской трехсторонней комиссии, повесткам ее заседаний, персональному составу представителей стороны в рабочих группах, информирует Республиканскую трехстороннюю комиссию об изменениях персонального состава стороны, организует совещания представителей стороны в целях уточнения их позиции по вопросам, внесенным на рассмотрение Республиканской трехсторонней комиссии.
  5. Координатор каждой из сторон Республиканской трехсторонней комиссии по решению соответствующей стороны Республиканской трехсторонней комиссии вправе вносить координатору Республиканской трехсторонней комиссии предложение о проведении внеочередного заседания Республиканской трехсторонней комиссии. В этом случае координатор Республиканской трехсторонней комиссии обязан созвать заседание Республиканской трехсторонней комиссии в течение двух недель со дня поступления указанного предложения.
  6. Координатор каждой из сторон Республиканской трехсторонней комиссии при необходимости приглашает для участия в работе Республиканской трехсторонней комиссии соответственно представителей республиканского объединения (союза) организаций профсоюзов, республиканского объединения работодателей и органов государственной власти Донецкой Народной Республики, не являющихся членами Республиканской трехсторонней комиссии, а также ученых и специалистов, представителей других организаций.

Статья 8. Член Республиканской трехсторонней комиссии

  1. Права и обязанности члена Республиканской трехсторонней комиссии определяются регламентом Республиканской трехсторонней комиссии.
  2. Член Республиканской трехсторонней комиссии вправе в порядке, установленном регламентом Республиканской трехсторонней комиссии, знакомиться с нормативными правовыми актами в сфере регулирования социально-трудовых отношений, информационными и справочными материалами.
  3. Члену Республиканской трехсторонней комиссии на период осуществления его полномочий выдается удостоверение члена Республиканской трехсторонней комиссии. Образец указанного удостоверения устанавливается Правительством Донецкой Народной Республики.

Статья 9. Обеспечение деятельности Республиканской трехсторонней комиссии

  1. Органы государственной власти Донецкой Народной Республики, разрабатывающие проекты законов Донецкой Народной Республики, нормативных правовых актов исполнительных органов Донецкой Народной Республики, других актов органов государственной власти Донецкой Народной Республики в сфере труда, обеспечивают участие Республиканской трехсторонней комиссии в их разработке и (или) обсуждении в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и иными законами Донецкой Народной Республики, нормативными правовыми актами органов государственной власти Донецкой Народной Республики, соглашениями.
  2. Организационное и техническое обеспечение деятельности Республиканской трехсторонней комиссии осуществляется в порядке, установленном Правительством Донецкой Народной Республики.

Статья 10. Порядок формирования республиканских отраслевых (межотраслевых) трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений

  1. Республиканские отраслевые (межотраслевые) трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее – республиканские отраслевые комиссии) формируются из равного количества представителей республиканских (отраслевых) организаций профсоюзов, осуществляющих свою деятельность на территории Донецкой Народной Республики, республиканских отраслевых (межотраслевых) объединений работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории Донецкой Народной Республики, исполнительных органов Донецкой Народной Республики, осуществляющих координацию деятельности соответствующей отрасли, которые являются соответствующими сторонами республиканских отраслевых комиссий.
  2. Делегирование членов республиканской отраслевой комиссии от каждой из сторон определяется соответствующей стороной самостоятельно в соответствии с федеральными законами, Конституцией Донецкой Народной Республики, настоящим Законом, другими законами Донецкой Народной Республики, положением о соответствующем исполнительном органе Донецкой Народной Республики и уставами соответствующих объединений и организаций.

При согласии всех сторон республиканской отраслевой комиссии количество представителей в каждой из них может быть увеличено.

Каждая сторона республиканской отраслевой комиссии имеет право производить по истечении года ротацию своих представителей в республиканской отраслевой комиссии, а также при необходимости производить их замену в связи с переходом на другую работу, уходом на пенсию и другими обстоятельствами.

  1. Утверждение и замена представителей республиканских (отраслевых) организаций профсоюзов, республиканских отраслевых (межотраслевых) объединений работодателей производятся в соответствии с решениями указанных объединений, утверждение и замена представителей исполнительного органа Донецкой Народной Республики – в порядке, установленном указанным органом.

Состав республиканской отраслевой комиссии, изменения в ее составе утверждаются соответствующим исполнительным органом Донецкой Народной Республики.

  1. Количество представителей каждой из сторон республиканской отраслевой комиссии не может превышать 7 человек.
  2. Спорные вопросы, касающиеся представительства республиканских (отраслевых) организаций профсоюзов, республиканских отраслевых (межотраслевых) объединений работодателей в республиканской отраслевой комиссии, разрешаются на совещаниях представителей указанных объединений или в суде.

Статья 11. Основные задачи республиканских отраслевых комиссий

Основными задачами республиканских отраслевых комиссий являются:

1) ведение коллективных переговоров, подготовка проектов соглашений, разработка и заключение республиканских отраслевых (межотраслевых) соглашений;

2) оказание методической и практической помощи сторонам социального партнерства при заключении республиканских отраслевых (межотраслевых), территориальных отраслевых (межотраслевых) соглашений и коллективных договоров;

3) согласование позиций сторон республиканских отраслевых комиссий при разработке и (или) обсуждении проектов законов Донецкой Народной Республики, нормативных правовых актов исполнительных органов Донецкой Народной Республики, других актов органов государственной власти Донецкой Народной Республики в сфере труда соответствующих отраслей;

4) изучение регионального опыта развития социально-трудовых отношений в соответствующих отраслях, участие в мероприятиях, проводимых по инициативе Российской трехсторонней комиссии, Республиканской трехсторонней комиссии, представителей их сторон в сфере социально-трудовых отношений в соответствующих отраслях, изучение международного опыта развития социально-трудовых отношений в соответствующих отраслях;

5) рассмотрение по инициативе сторон республиканских отраслевых комиссий вопросов, возникающих в ходе выполнения республиканских отраслевых (межотраслевых) соглашений;

6) распространение опыта социального партнерства, информирование Республиканской трехсторонней комиссии, территориальных, территориальных отраслевых (межотраслевых) и иных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений о деятельности республиканских отраслевых комиссий;

7) осуществление контроля выполнения республиканских отраслевых (межотраслевых) соглашений.

Статья 12. Основные права республиканских отраслевых комиссий

  1. Республиканские отраслевые комиссии вправе:

1) участвовать в разработке и (или) обсуждении проектов законов Донецкой Народной Республики, нормативных правовых актов исполнительных органов Донецкой Народной Республики, других актов органов государственной власти Донецкой Народной Республики в сфере труда в соответствующих отраслях в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Донецкой Народной Республики и нормативными правовыми актами исполнительных органов Донецкой Народной Республики, соглашениями;

2) разрабатывать и вносить в органы государственной власти Донецкой Народной Республики в установленном ими порядке предложения о принятии законов Донецкой Народной Республики или иных нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики в сфере регулирования социально-трудовых отношений в соответствующих отраслях;

3) осуществлять взаимодействие с Республиканской трехсторонней комиссией, территориальными, территориальными отраслевыми (межотраслевыми) и иными комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений по вопросам реализации и совершенствования социального партнерства;

4) запрашивать у исполнительных органов Донецкой Народной Республики, работодателей, профсоюзов информацию о заключенных и заключаемых соглашениях, регулирующих социально-трудовые отношения в соответствующих отраслях, и коллективных договорах в целях выработки рекомендаций республиканских отраслевых комиссий по развитию коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений в соответствующих отраслях, организации деятельности территориальных отраслевых (межотраслевых) и иных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений;

5) осуществлять контроль выполнения своих решений;

6) получать от исполнительных органов Донецкой Народной Республики информацию о социально-экономическом положении Донецкой Народной Республики, необходимую для ведения коллективных переговоров и подготовки проектов республиканских отраслевых (межотраслевых) соглашений, организации контроля выполнения указанных соглашений;

7) принимать решения по направленным ей органами государственной власти Донецкой Народной Республики проектам законов Донецкой Народной Республики, нормативных правовых актов исполнительных органов Донецкой Народной Республики, иных актов органов государственной власти Донецкой Народной Республики в сфере труда в соответствующей отрасли и направлять их на рассмотрение органам государственной власти Донецкой Народной Республики, принимающим указанные акты;

8) принимать по согласованию с республиканскими объединениями (союзами) организациями профсоюзов, республиканскими объединениями работодателей и органами государственной власти Донецкой Народной Республики участие в проводимых указанными объединениями и органами заседаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с регулированием социально-трудовых отношений в соответствующей отрасли;

9) приглашать для участия в своей деятельности представителей республиканских объединений (союзов) организаций профсоюзов или межрегиональных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, республиканских объединений работодателей и органов государственной власти Донецкой Народной Республики, не являющихся членами республиканских отраслевых комиссий, а также ученых и специалистов, представителей других организаций;

10) создавать рабочие группы с привлечением ученых и специалистов;

11) принимать участие в проведении республиканских, территориальных совещаний, конференций, семинаров по вопросам социально-трудовых отношений в соответствующих отраслях и социального партнерства в согласованном с организаторами указанных мероприятий порядке.

  1. Республиканские отраслевые комиссии разрабатывают и утверждают свои регламенты, определяют порядок подготовки проектов республиканских отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения.

Статья 13. Порядок принятия решений республиканскими отраслевыми комиссиями

  1. Решения республиканских отраслевых комиссий считаются принятыми, если за них проголосовали все три стороны указанных комиссий.
  2. Порядок принятия решения каждой стороной республиканских отраслевых комиссий определяется их регламентами.
  3. Члены республиканских отраслевых комиссий, не согласные с принятыми ими решениями, вправе требовать занесения в порядке, установленном их регламентами, их особого мнения в протокол заседания республиканских отраслевых комиссий.

Статья 14. Исполнение решений республиканских отраслевых комиссий

  1. Принятые республиканскими отраслевыми комиссиями решения в десятидневный срок доводятся в порядке, установленном их регламентами, до сторон социального партнерства.
  2. Решения, принятые республиканскими отраслевыми комиссиями по обеспечению выполнения республиканских отраслевых (межотраслевых) соглашений, являются обязательными для исполнения.
  3. Решения республиканских отраслевых комиссий по проектам законов Донецкой Народной Республики, нормативных правовых актов исполнительных органов Донецкой Народной Республики, иных актов органов государственной власти Донецкой Народной Республики в сфере труда в соответствующих отраслях подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти Донецкой Народной Республики, принимающими указанные акты.

Статья 15. Координаторы республиканских отраслевых комиссий

  1. Координаторы республиканских отраслевых комиссий назначаются исполнительными органами Донецкой Народной Республики, осуществляющими координацию деятельности соответствующей отрасли.
  2. Координаторы республиканских отраслевых комиссий:

1) организуют деятельность республиканских отраслевых комиссий, председательствуют на их заседаниях;

2) руководят секретариатами республиканских отраслевых комиссий;

3) утверждают состав рабочих групп;

4) оказывают содействие в согласовании позиций сторон республиканских отраслевых комиссий;

5) подписывают регламенты, планы работы и решения республиканских отраслевых комиссий;

6) запрашивают у исполнительных органов Донецкой Народной Республики информацию о заключенных соглашениях, регулирующих социально-трудовые отношения в соответствующей отрасли, и коллективных договорах в целях выработки республиканскими отраслевыми комиссиями рекомендаций по развитию коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений в соответствующей отрасли, организации деятельности территориальных отраслевых (межотраслевых) и иных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений;

7) при необходимости приглашают для участия в работе республиканских отраслевых комиссий представителей республиканских объединений (союзов) организаций профсоюзов, республиканских объединений работодателей и органов государственной власти Донецкой Народной Республики, не являющихся их членами, а также ученых и специалистов, представителей других организаций;

8) направляют по согласованию с республиканскими объединениями (союзами) организациями профсоюзов, республиканскими объединениями работодателей и органами государственной власти Донецкой Народной Республики членов республиканских отраслевых комиссий для участия в проводимых указанными объединениями и органами заседаниях, на которых рассматриваются вопросы регулирования социально-трудовых отношений в соответствующих отраслях;

9) проводят в пределах своей компетенции в период между заседаниями республиканских отраслевых комиссий консультации с координаторами сторон республиканских отраслевых комиссий по вопросам, требующим принятия оперативных решений;

10) осуществляют контроль исполнения решений республиканских отраслевых комиссий;

11) информируют соответствующие исполнительные органы Донецкой Народной Республики, Правительство Донецкой Народной Республики, Народный Совет Донецкой Народной Республики, другие органы государственной власти Донецкой Народной Республики, Республиканскую трехстороннюю комиссию о деятельности республиканских отраслевых комиссий;

12) информируют о мерах, принимаемых Главой Донецкой Народной Республики, Народным Советом Донецкой Народной Республики, Правительством Донецкой Народной Республики и иными органами государственной власти Донецкой Народной Республики, в сфере регулирования социально-трудовых отношений в соответствующей отрасли.

  1. Координаторы республиканских отраслевых комиссий не являются членами этих комиссий, не вмешиваются в деятельность сторон этих комиссий и не принимают участия в голосовании.

Статья 16. Координаторы сторон республиканских отраслевых комиссий

  1. Деятельность каждой из сторон республиканских отраслевых комиссий организуют координаторы указанных сторон.
  2. Координаторы сторон республиканских отраслевых комиссий, представляющие республиканские объединения (союзы) организации профсоюзов, республиканские объединения работодателей, избираются указанными сторонами.
  3. Координаторы сторон республиканских отраслевых комиссий, представляющие соответствующие исполнительные органы Донецкой Народной Республики, назначаются решениями этих органов.
  4. Координаторы каждой из сторон республиканских отраслевых комиссий по решениям соответствующих сторон вносят координаторам республиканских отраслевых комиссий предложения по проектам планов работы республиканских отраслевых комиссий, повесткам их заседаний, персональным составам представителей сторон в рабочих группах, информируют республиканские отраслевые комиссии об изменениях персональных составов сторон, организуют совещания представителей сторон в целях уточнения их позиции по вопросам, внесенным на рассмотрение республиканских отраслевых комиссий.
  5. Координаторы каждой из сторон республиканских отраслевых комиссий по решению соответствующих сторон вправе вносить координаторам республиканских отраслевых комиссий предложения о проведении внеочередных заседаний республиканских отраслевых комиссий. В этом случае координаторы республиканских отраслевых комиссий обязаны созвать заседания республиканских отраслевых комиссий в течение двух недель со дня поступления указанного предложения.
  6. Координаторы каждой из сторон республиканских отраслевых комиссий при необходимости приглашают для участия в работе республиканских отраслевых комиссий соответственно представителей республиканских объединений (союзов) организаций профсоюзов, республиканских объединений работодателей, не являющихся членами республиканских отраслевых комиссий, а также ученых и специалистов, представителей других организаций.

Статья 17. Члены республиканских отраслевых комиссий

  1. Права и обязанности членов республиканских отраслевых комиссий определяются регламентами республиканских отраслевых комиссий.
  2. Члены республиканских отраслевых комиссий вправе в порядке, установленном регламентами соответствующих комиссий, знакомиться с нормативными правовыми актами в сфере регулирования социально-трудовых отношений, информационными и справочными материалами.
  3. Членам республиканских отраслевых комиссий на период осуществления их полномочий выдаются удостоверения членов республиканских отраслевых комиссий. Образцы указанных удостоверений устанавливаются исполнительными органами Донецкой Народной Республики, осуществляющими координацию соответствующей отрасли.

Статья 18. Обеспечение деятельности республиканских отраслевых комиссий

  1. Органы государственной власти Донецкой Народной Республики, разрабатывающие проекты законов Донецкой Народной Республики, нормативных правовых актов исполнительных органов Донецкой Народной Республики, других актов органов государственной власти Донецкой Народной Республики в сфере труда в соответствующей отрасли, обеспечивают участие республиканских отраслевых комиссий в их разработке и (или) обсуждении в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и иными законами Донецкой Народной Республики, нормативными правовыми актами органов государственной власти Донецкой Народной Республики, соглашениями.
  2. Организационное и техническое обеспечение деятельности республиканских отраслевых комиссий осуществляется в порядках, установленных исполнительными органами Донецкой Народной Республики, осуществляющими координацию соответствующей отрасли.

 

 

Глава 2. Трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, действующие на территориальном уровне

Статья 19. Порядок формирования территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений

  1. Территориальные трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее – территориальные трехсторонние комиссии) формируются из представителей территориальных объединений организаций профсоюзов, территориальных объединений работодателей, органов местного самоуправления, которые являются соответствующими сторонами территориальных трехсторонних комиссий.
  2. Порядок формирования, количество членов территориальных трехсторонних комиссий определяются положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.

Статья 20. Основные задачи территориальных трехсторонних комиссий

Основными задачами территориальных трехсторонних комиссий являются:

1) ведение коллективных переговоров и подготовка проектов территориальных соглашений;

2) содействие договорному регулированию социально-трудовых отношений на территориальном уровне;

3) согласование позиций сторон территориальных трехсторонних комиссий при разработке и (или) обсуждении проектов муниципальных правовых актов в сфере труда;

4) изучение местного опыта развития социально-трудовых отношений, участие в мероприятиях, проводимых по инициативе Российской трехсторонней комиссии, Республиканской трехсторонней комиссии, республиканских отраслевых комиссий, представителей их сторон в сфере социально-трудовых отношений, изучение международного опыта развития социально-трудовых отношений;

5) рассмотрение по инициативе сторон территориальных трехсторонних комиссий вопросов, возникающих в ходе выполнения территориальных соглашений;

6) распространение опыта социального партнерства, информирование Республиканской трехсторонней комиссии, республиканских отраслевых (межотраслевых), территориальных отраслевых (межотраслевых) и иных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений о деятельности территориальных трехсторонних комиссий;

7) осуществление контроля за выполнением территориальных соглашений.

Статья 21. Основные права территориальных трехсторонних комиссий

  1. Территориальные трехсторонние комиссии вправе:

1) участвовать в разработке и (или) обсуждении проектов муниципальных правовых актов в сфере труда в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, соглашениями;

2) разрабатывать и вносить в органы местного самоуправления в установленном ими порядке предложения о принятии ими нормативных правовых актов в сфере регулирования социально-трудовых отношений;

3) осуществлять взаимодействие с Республиканской трехсторонней комиссией, республиканскими отраслевыми комиссиями, территориальными отраслевыми (межотраслевыми) и иными комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений по вопросам реализации и совершенствования социального партнерства;

4) запрашивать у органов местного самоуправления, работодателей, профсоюзов информацию о заключенных и заключаемых соглашениях, регулирующих социально-трудовые отношения, и коллективных договорах в целях выработки рекомендаций территориальных трехсторонних комиссий по развитию коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, организации деятельности территориальных отраслевых (межотраслевых) и иных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений;

5) осуществлять контроль за выполнением своих решений;

6) получать от органов местного самоуправления информацию о социально-экономическом положении муниципальных образований, необходимую для ведения коллективных переговоров и подготовки проектов территориальных соглашений, организации контроля за выполнением указанных соглашений;

7) принимать решения по направленным им органами местного самоуправления проектам нормативных правовых актов, иных муниципальных правовых актов в сфере труда и направлять их на рассмотрение органам местного самоуправления, принимающим указанные акты;

8) принимать по согласованию с республиканскими объединениями (союзами) организаций профсоюзов, республиканскими (отраслевыми) организациями профсоюзов, республиканскими объединениями работодателей и органами местного самоуправления участие в проводимых указанными объединениями и органами заседаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с регулированием социально-трудовых отношений;

9) приглашать для участия в своей деятельности представителей республиканских объединений (союзов) организаций профсоюзов, республиканских (отраслевых) организаций профсоюзов, республиканских объединений работодателей и органов местного самоуправления, не являющихся членами территориальных трехсторонних комиссий, а также ученых и специалистов, представителей других организаций;

10) создавать рабочие группы с привлечением ученых и специалистов;

11) принимать участие в проведении республиканских, территориальных совещаний, конференций, семинаров по вопросам социально-трудовых отношений и социального партнерства в согласованном с организаторами указанных мероприятий порядке.

  1. Территориальные трехсторонние комиссии разрабатывают и утверждают свои регламенты, определяют порядок подготовки проектов территориальных соглашений и их заключения.

Статья 22. Порядок деятельности территориальных трехсторонних комиссий

Принятие территориальными трехсторонними комиссиями решений и их исполнение, назначение координаторов территориальных трехсторонних комиссий, их права и обязанности, назначение координаторов сторон территориальных трехсторонних комиссий, их права и обязанности, права и обязанности членов территориальных трехсторонних комиссий, порядок организационного и технического обеспечения деятельности территориальных трехсторонних комиссий осуществляются в порядке, определяемом положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.

Статья 23. Порядок формирования территориальных отраслевых (межотраслевых) трехсторонних комиссий

  1. Территориальные отраслевые (межотраслевые) трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее – территориальные отраслевые комиссии) формируются из представителей территориальных отраслевых объединений организаций профсоюзов, территориальных отраслевых (межотраслевых) объединений работодателей, отраслевых органов местного самоуправления, осуществляющими координацию соответствующих отраслей, которые являются соответствующими сторонами территориальных отраслевых комиссий.
  2. Порядок формирования, количество членов территориальных отраслевых комиссий определяются положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.

Статья 24. Основные задачи территориальных отраслевых комиссий

Основными задачами территориальных отраслевых комиссий являются:

1) ведение коллективных переговоров и подготовка проектов территориальных отраслевых (межотраслевых) соглашений;

2) содействие договорному регулированию социально-трудовых отношений на территориальном уровне;

3) согласование позиций сторон территориальных отраслевых комиссий при разработке и (или) обсуждении проектов муниципальных правовых актов в сфере труда в соответствующих отраслях;

4) изучение местного опыта развития социально-трудовых отношений в соответствующих отраслях, участие в мероприятиях, проводимых по инициативе Российской трехсторонней комиссии, Республиканской трехсторонней комиссии, республиканских отраслевых комиссий, территориальных трехсторонних комиссий, представителей их сторон в сфере социально-трудовых отношений в соответствующих отраслях, изучение международного опыта развития социально-трудовых отношений;

5) рассмотрение по инициативе сторон территориальных отраслевых комиссий вопросов, возникающих в ходе выполнения территориальных отраслевых (межотраслевых) соглашений;

6) распространение опыта социального партнерства, информирование Республиканской трехсторонней комиссии, республиканских отраслевых (межотраслевых), территориальных трехсторонних и иных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений о деятельности территориальных отраслевых комиссий;

7) осуществление контроля за выполнением территориальных отраслевых (межотраслевых) соглашений.

Статья 25. Основные права территориальных отраслевых комиссий

  1. Территориальные отраслевые комиссии вправе:

1) участвовать в разработке и (или) обсуждении проектов муниципальных правовых в сфере труда в соответствующих отраслях в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, соглашениями;

2) разрабатывать и вносить в органы местного самоуправления в установленном ими порядке предложения о принятии ими нормативных правовых актов в сфере регулирования социально-трудовых отношений в соответствующих отраслях;

3) осуществлять взаимодействие с Республиканской трехсторонней комиссией, республиканскими отраслевыми комиссиями, территориальными трехсторонними и иными комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений по вопросам реализации и совершенствования социального партнерства;

4) запрашивать у органов местного самоуправления, работодателей, профсоюзов информацию о заключенных и заключаемых соглашениях, регулирующих социально-трудовые отношения в соответствующих отраслях, и коллективных договорах в целях выработки рекомендаций территориальных отраслевых комиссий по развитию коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений в соответствующих отраслях, организации деятельности иных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений;

5) осуществлять контроль за выполнением своих решений;

6) получать от органов местного самоуправления информацию о социально-экономическом положении муниципальных образований, необходимую для ведения коллективных переговоров и подготовки проектов территориальных отраслевых (межотраслевых) соглашений, организации контроля за выполнением указанных соглашений;

7) принимать решения по направленным им органами местного самоуправления проектам нормативных правовых актов, иных муниципальных правовых актов в сфере труда в соответствующей отрасли и направлять их на рассмотрение органам местного самоуправления, принимающим указанные акты;

8) принимать по согласованию с республиканскими объединениями (союзами) организаций профсоюзов, республиканскими (отраслевыми) организациями профсоюзов, республиканскими объединениями работодателей, территориальными отраслевыми (межотраслевыми) объединениями работодателей и органами местного самоуправления участие в проводимых указанными объединениями и органами заседаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с регулированием социально-трудовых отношений в соответствующей отрасли;

9) приглашать для участия в своей деятельности представителей республиканских объединений (союзов) организаций профсоюзов, республиканских (отраслевых) организаций профсоюзов, республиканских объединений работодателей, территориальных отраслевых (межотраслевых) объединений работодателей и органов местного самоуправления, не являющихся членами территориальных отраслевых комиссий, а также ученых и специалистов, представителей других организаций;

10) создавать рабочие группы с привлечением ученых и специалистов;

11) принимать участие в проведении республиканских, территориальных совещаний, конференций, семинаров по вопросам социально-трудовых отношений в соответствующих отраслях и социального партнерства в согласованном с организаторами указанных мероприятий порядке.

  1. Территориальные отраслевые комиссии разрабатывают и утверждают свои регламенты, определяют порядок подготовки проектов территориальных отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения.

Статья 26. Порядок деятельности территориальных отраслевых комиссий

Принятие территориальными отраслевыми комиссиями решений и их исполнение, назначение координаторов территориальных отраслевых комиссий, их права и обязанности, назначение координаторов сторон территориальных отраслевых комиссий, их права и обязанности, права и обязанности членов территориальных отраслевых комиссий, порядок организационного и технического обеспечения деятельности территориальных отраслевых комиссий осуществляется в порядке, определяемом положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами муниципальных образований.

 

 

Глава 3. Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, действующие на локальном уровне

Статья 27. Комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов коллективных договоров и заключения коллективных договоров на локальном уровне

Для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов коллективных договоров и заключения коллективных договоров на локальном уровне образуются комиссии, деятельность которых осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

Глава 4. Присоединение к республиканскому трехстороннему соглашению, республиканским отраслевым (межотраслевым) соглашениям, территориальным отраслевым (межотраслевым) соглашениям и территориальным соглашениям

Статья 28. Порядок присоединения и распространения действия республиканского трехстороннего соглашения, республиканских отраслевых (межотраслевых) соглашений, территориальных отраслевых (межотраслевых) соглашений и территориальных соглашений, заключенных на территории Донецкой Народной Республики

  1. По предложению сторон республиканского трехстороннего соглашения, заключенного на территории Донецкой Народной Республики, руководитель исполнительного органа в сфере труда имеет право после опубликования республиканского трехстороннего соглашения предложить работодателям, осуществляющим деятельность на территории Донецкой Народной Республики и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит опубликованию в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте исполнительного органа в сфере труда и должно содержать сведения о дате опубликования данного предложения, регистрации республиканского трехстороннего соглашения и об источнике его опубликования.
  2. По предложению сторон республиканского отраслевого (межотраслевого) соглашения, заключенного на территории Донецкой Народной Республики, руководитель исполнительного органа Донецкой Народной Республики, осуществляющего функции по реализации государственной политики в соответствующей отрасли (далее – исполнительный орган в соответствующей отрасли), имеет право после опубликования данного соглашения предложить работодателям, осуществляющим деятельность в соответствующей отрасли на территории Донецкой Народной Республики и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит опубликованию в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте исполнительного органа в соответствующей отрасли и должно содержать сведения о дате опубликования данного предложения, регистрации отраслевого соглашения и об источнике его опубликования.
  3. По предложению сторон территориального отраслевого (межотраслевого) соглашения или территориального соглашения, заключенного на территории городского округа и (или) муниципального округа, глава соответствующего муниципального образования Донецкой Народной Республики (далее – муниципальное образование) имеет право после опубликования данного соглашения предложить работодателям, осуществляющим деятельность на территории данного муниципального образования и не участвовавшим в заключении территориального отраслевого (межотраслевого) соглашения или территориального соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит опубликованию в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте муниципального образования и должно содержать сведения о дате опубликования данного предложения, регистрации территориального отраслевого (межотраслевого) соглашения или территориального соглашения и об источнике его опубликования.
  4. Если работодатели, указанные в частях 1–3 настоящей статьи (далее – работодатели, не участвовавшие в заключении соглашения), в течение
    30 календарных дней со дня опубликования предложения о присоединении к республиканскому трехстороннему соглашению, республиканскому отраслевому (межотраслевому) соглашению, территориальному отраслевому (межотраслевому) соглашению и территориальному соглашению (далее – соглашение) не представили в исполнительный орган Донецкой Народной Республики в сфере труда, исполнительный орган в соответствующей отрасли или главе муниципального образования мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то такое соглашение считается распространенным на этих работодателей после истечения 30 календарных дней со дня опубликования предложения о присоединении к соглашению.
    К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя, не участвовавшего в заключении соглашения, с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, или иным представителем (представительным органом) работников данного работодателя.
  5. В случае отказа работодателя, не участвовавшего в заключении соглашения, присоединиться к соглашению руководитель исполнительного органа Донецкой Народной Республики в сфере труда, руководитель исполнительного органа в соответствующей отрасли или глава муниципального образования имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, или иного представительного органа работников данного работодателя, иного представителя работников данного работодателя для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, не участвовавшего в заключении соглашения, представители работников данного работодателя и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях.

Глава 5. Заключительные положения

Статья 29. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2024 года.

 

 

 

 

Временно исполняющий обязанности

Главы Донецкой Народной Республики                                     Д.В. Пушилин

г. Донецк

9 сентября 2023 года

№ 479-IIНС