Дата публикации 15.07.2022

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

(МИНТРАНС ДНР)

П Р И К А З

14. 2022 г. Донецк                                                  №_186_

Об утверждении Примерной инструкции

по охране труда для дорожного рабочего

ПИ ДНР 0.00.0-5.04-22

С целью установления основных требований безопасности для дорожного рабочего при проведении работ связанных с ремонтом и содержанием автомобильных дорог, на основании статьи 6 Закона Донецкой Народной Республики «Об охране труда», пункта 1.5, пункта 7.2 Порядка разработки и принятия инструкций по охране труда, утвержденного приказом Государственного Комитета горного и технического надзора Донецкой Народной Республики от 23 декабря 2015 года № 527, зарегистрированным в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 21 января 2016 года, регистрационный № 903, руководствуясь подпунктом 3.1.22 пункта 3.1 раздела III Положения о Министерстве транспорта Донецкой Народной Республики, утвержденного Постановлением Правительства Донецкой Народной Республики от 22 декабря 2021 года № 103-6,

 

 

ПРИКАЗЫВАЮ:

 

  1. Утвердить Примерную инструкцию по охране труда для дорожного рабочего ПИ ДНР 0.00.0-5.04-22 (прилагается).

 

  1. Настоящий Приказ    вступает   в   силу   со   дня   его   официального опубликования.

 

И.о. Министра                                                                          Д.В. Подлипанов

 

 

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА

ДОНЕЦКОЙ  НАРОДНОЙ  РЕСПУБЛИКИ

(МИНТРАНС ДНР)

 

 

 

 

ПРИМЕРНАЯ  ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

ДЛЯ ДОРОЖНОГО РАБОЧЕГО

ПИ ДНР 0.00.0-5.04-22

                                              

 

 

 

 

 

Донецк

2022

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНА   УТВЕРЖДЕНА
Государственным Комитетом

горного и технического надзора

Донецкой Народной Республики

(письмо от 08.07.2022 г № 02-4/1737)

  Приказом Министерства

транспорта Донецкой

Народной Республики

от _______2022 г  № ____

 

 

ПРИМЕРНАЯ  ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

ДЛЯ ДОРОЖНОГО РАБОЧЕГО

ПИ ДНР 0.00.0-5.04-22

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. Настоящая Примерная инструкция по охране труда                                      для дорожного рабочего ПИ ДНР 0.00.0-5.04-22 (далее – Инструкция) предусматривает основные требования  безопасности при проведении работ, связанных с ремонтом и содержанием автомобильных дорог.

 

1.2. На основании настоящей Инструкции работодатели, с учетом специфики и конкретных условий труда, разрабатывают и утверждают                           в установленном порядке инструкцию по охране труда для дорожного рабочего.

 

1.3. К самостоятельной работе дорожным рабочим 2-го, 3-го разряда допускаются лица не моложе 18 лет, неквалифицированные или прошедшие профессиональное обучение, без требований к опыту практической работы, прошедшие в установленном порядке:

предварительный медицинский осмотр (обследование) и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья;

вводный инструктаж по вопросам охраны труда;

первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте;

обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда;

стажировку на рабочем месте от 2 до 14 смен (в зависимости от стажа, характера работы, а также от квалификации работника).

Дорожные рабочие 4-го или 5-го разряда должны иметь профессиональное обучение и опыт практической работы не менее одного года.

 

1.4. К работе с пневмо- и электроинструментом допускаются дорожные рабочие, прошедшие специальное обучение и инструктажи по безопасным методам и приемам работ, обращению с инструментом и имеющие II группу по электробезопасности.

 

1.5. К монтажу элементов водоотводных и дренажных систем с помощью автомобильного крана допускаются дорожные рабочие имеющие квалификацию такелажника (стропальщика), прошедшие специальное обучение и инструктажи по безопасным методам и приемам работ и имеющие с соответствующее удостоверение.

 

1.6. К работе по устройству битумной гидроизоляции труб, мостов и других конструкций допускаются  дорожные рабочие, имеющие квалификацию изолировщика на гидроизоляции, прошедшие специальное обучение и инструктажи по безопасным методам и приемам работ и имеющие  соответствующее удостоверение.

 

1.7. Дорожный рабочий, занятый на валке деревьев, должен пройти обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по данному виду работ.

 

1.8. Выполнять работы повышенной опасности дорожный рабочий имеет право только после прохождения специального обучения и проверки знаний соответствующих нормативных правовых актов по охране труда.

 

1.9. Дорожный рабочий, направленный для выполнения несвойственных его профессии работ, если эти работы не являются работами повышенной опасности, должен пройти целевой инструктаж по безопасному выполнению предстоящих работ.

 

1.10. В процессе работы дорожный рабочий должен проходить:

периодические медицинские осмотры (обследования);

повторные инструктажи по охране труда – не реже одного раза в три месяца;

внеплановые и целевые инструктажи по охране труда;

обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда с периодичностью не реже одного раза в год.

 

1.11. Дорожный рабочий, не прошедший своевременно медицинский осмотр (обследование), инструктажи по охране труда и проверку знаний по вопросам охраны труда, к работе не допускается.

 

1.12. В процессе работы на дорожного рабочего могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:

неподвижные режущие, колющие, обдирающие, разрывающие части твердых объектов, воздействующие на работающего при соприкосновении с ним (например, острые кромки, заусеницы и шероховатость на поверхностях заготовок, инструментов и оборудования);

движущиеся (в том числе разлетающиеся осколки дорожного покрытия) твердые объекты, наносящие удар по телу работающего (в том числе движущиеся машины и механизмы, обрушивающиеся горные породы, падающие деревья и их части);

действие силы тяжести в тех случаях, когда оно может вызвать падение твердых сыпучих объектов на работающего;

действие силы тяжести в тех случаях, когда оно может вызвать падение работающего с высоты (перепады по высоте вблизи котлованов, траншей и других перепадов по высоте);

повышенный уровень локальной вибрации (при работе с пневматическим инструментом);

повышенным уровнем и другими неблагоприятными характеристиками шума;

отсутствие или недостаток необходимого естественного освещения;

отсутствие или недостаток необходимого искусственного освещения;

пониженная или повышенная температура воздуха рабочей зоны;

токсичность паров лакокрасочных материалов;

повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;

физические нагрузки.

 

1.13. Дорожный рабочий обеспечивается специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (Приложение).

Средства индивидуальной защиты (предохранительный пояс, защитные очки, респиратор, каска) не предусмотренные в Типовых отраслевых нормах бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, выдаются дорожным работникам на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда в зависимости от характера выполняемых работ со сроком носки — до износа или как дежурные, и включаются в коллективные договоры.

Специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты  которые не имеют сертификата соответствия, а также с истекшим сроком годности к применению не допускаются.

 

1.14. Дорожный рабочий должен соблюдать установленный Правилами внутреннего трудового распорядка режим труда и отдыха.

 

1.15. Дорожный рабочий не должен приступать к выполнению работ (находиться на рабочем месте) в состоянии алкогольного опьянения, либо находясь под воздействием наркотических или токсических веществ, находясь в болезненном состоянии, а также находясь под воздействием лекарственных препаратов, снижающих быстроту реакции и внимание.

 

1.16. Дорожный рабочий при выполнении работы должен соблюдать требования законодательных и нормативных правовых актов по охране труда, санитарных норм и правила личной гигиены.

1.16.1. Принимать пищу, курить, отдыхать только в специально отведенных для этого помещениях и местах.

1.16.2. Пить воду только из специально предназначенных для этого кулеров или бутилированную питьевую воду.

 

1.17. Выполнение требований настоящей Инструкции является обязательным для дорожного рабочего. Нарушение этих требований рассматривается как нарушение трудовой дисциплины и влечет за собой ответственность согласно действующему законодательству Донецкой Народной Республики.

 

II. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

 

2.1. Дорожный рабочий перед началом работы должен:

надеть спецодежду, спецобувь, застегнуть полы и обшлаги рукавов спецодежды на все пуговицы, поверх спецодежды надеть сигнальный жилет оранжевого цвета. Проверить наличие и исправность средств индивидуальной защиты;

ознакомиться с порядком проведения работ, нарядом-допуском (при выполнении работ в местах действия вредных и опасных производственных факторов), с применяемой условной сигнализацией, подаваемой жестами и флажками, порядком движения и маневрирования дорожных машин и транспортных средств, местами разворота, въездами, местами складирования материалов и хранения инвентаря;

провести осмотр рабочего места, убрать все посторонние предметы, не загромождать проходы;

проверить наличие и исправность инвентаря и инструмента;

при работе с вредными веществами (битумные эмульсии, пленкообразующие вещества, мастики) непосредственно на месте работ обеспечить воду и мыло для смыва попавших на кожу вредных веществ;

убедиться в наличии и исправности средств пожаротушения. Пожарный инвентарь должен быть размещен в специально отведенных для него местах.

 

2.2. Перед началом работы необходимо установить барьерное ограждение и необходимые дорожные знаки, если они еще не установлены. Особо опасные места (траншеи, котлованы, ямы) на участке работы оградить щитами (заборами) и сигнальными фонарями, зажигаемыми с наступлением темноты и в туман.

Не допускается выполнение работ без ограждения и необходимых дорожных знаков при ремонте проезжей части автомобильной дороги с открытым движением автотранспорта.

 

2.3. Проверить исправность ручного инструмента.

2.3.1. Инструмент должен быть правильно насажен и прочно укреплен на гладко обработанных рукоятках, поверхность рукояток не должна иметь трещин.

2.3.2. Ударные инструменты топор, молотки и другие ударные инструменты должны иметь рукоятки овального сечения с утолщенным свободным концом. Часть рукоятки, на которую насаживается инструмент, должна быть расклинена металлическим клином.

Рукоятка кувалды к свободному концу должна быть тоньше, а кувалда должна насаживаться в сторону утолщенного конца без клиньев.

2.3.3. Ударные инструменты (кувалды, зубила, крейцмейсели, бородки) не должны иметь трещин, заусениц, наклепа, затылочная часть их должна быть гладкой (без трещин, заусениц и скосов).

Длина инструмента ударного действия должна быть не менее 150 мм.

2.3.4. Деревянные рукоятки нажимных инструментов (долота, стамески, напильники) в местах сопряжения с инструментом должны иметь металлические кольца.

2.3.5. Концы ручных инструментов, служащих для заводки в отверстия при монтаже стальных конструкций (ломики для сборки и т.п.), не должны быть сбитыми.

 

2.4. Перед началом выполнения работ с ручным электрифицированным инструментом (далее – электроинструмент) дорожный рабочий должен проверить:

дату проведения последней периодической проверки электроинструмента. Электроинструмент подлежит периодической проверке                   не реже одного раза в 6 месяцев;

соответствие напряжения и частоты тока электрической сети напряжению и частоте электродвигателя электроинструмента (указанном на электроинструменте);

исправность кабеля и штепсельной вилки, целостность изоляционных деталей корпуса, рукоятки и крышек щеткодержателей, наличие защитных кожухов и их исправность;

надежность закрепления рабочего исполнительного инструмента (ключей насадок, сверл и т.п.);

четкость работы выключателя;

работу на холостом ходу;

исправность цепи заземления между корпусом электроинструмента                        и заземляющим контактом штепсельной вилки – для электроинструмента  класса I.

 

2.5. Клещи для перемещения бортового камня не должны иметь погнутости, трещин, надломов, отработанных шарнирных болтов.

 

2.6. Перед началом выполнения работ с пневматическим инструментом дорожный рабочий должен проверить:

рабочую часть пневматического инструмента, она должна быть правильно заточена, не иметь повреждений, трещин, выбоин и заусениц;

хвостовик не должен иметь неровностей, плотно пригнан и правильно центрирован;

корпус пневмоинструмента не иметь трещин;

резиновые шланги не иметь повреждений;

присоединения шлангов к пневматическому инструменту и соединения между собой должны быть прочными, не пропускать воздух. Крепить шланги следует с помощью ниппелей, штуцеров и стяжных хомутов.

Пневматический инструмент перед началом работы должен быть проверен на холостом ходу.

 

2.7. Перед началом работы с мотокосой бензомоторной (далее – мотокоса) дорожный рабочий должен проверить:

прочность крепления всех частей и элементов инструмента;

отсутствие на режущем ноже, леске механических повреждений;

затяжку осевого болта и правильную его установку;

надежность затяжки режущего ножа;

правильность установки защитного кожуха;

отсутствие подтеков бензина;

чистоту воздушного фильтра, охлаждающей системы.

 

2.8. Перед началом работ в охранных зонах воздушных линий электропередач дорожный рабочий должен пройти целевой инструктаж у ответственного руководителя работ под подпись в наряде-допуске.

 

2.9. Перед началом работ по нанесению дорожной разметки дорожный рабочий должен пройти инструктаж о применении условной сигнализации, подаваемой жестами и флажками, о порядке движения, маневрировании разметочных машин и транспортных средств, местах разворота, въездах и съездах, хранении инвентаря.

Оградить участок автодороги, на котором производится разметка покрытия. К выполнению работ приступать только после полного обустройства места работ всеми необходимыми техническими средствами организации движения.

Для выполнения работ с краской и растворителем надеть средства индивидуальной защиты (перчатки, респиратор, защитные очки).

 

2.10. При выявлении на рабочем месте неисправностей приспособлений, инструментов, средств защиты дорожный рабочий обязан сообщить своему непосредственному руководителю.

 

III. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТЫ

 

3.1. Дорожный рабочий должен:

выполнять только порученную ему работу и не перепоручать ее другим;

во время работы не выходить за установленные границы места производства работ на проезжую часть дороги, открытую для движения транспортных средств;

при выполнении работ с использованием инструмента ударного действия для защиты глаз от отлетающих осколков применять защитные очки или лицевые щитки;

применять средства индивидуальной защиты;

выполнять работу исправным, хорошо отлаженным инструментом и использовать его только по назначению;

во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других, не допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношения к работе;

поддерживать на рабочем месте чистоту и порядок, не загромождать рабочее место посторонними предметами и производственными отходами;

работать лицом навстречу транспортному потоку, который движется по встречной полосе проезжей части;

применять безопасные методы и приемы работы, соблюдать требования по охране труда.

 

3.2. При осмотре участка дороги дорожный рабочий должен двигаться по обочине навстречу движению автомобилей, а при остановках устанавливать перед собой предупредительный знак (днем) или стойку с красным мигающим фонарем (ночью).

 

3.3. При выполнении работ в темное время суток рабочее место дорожного рабочего должно быть освещено. Для освещения следует использовать передвижные, переносные и установленные на дорожно-строительных машинах осветительные приборы.

Не допускается выполнение работ в темное время суток без освещения или при недостаточном освещении, а также во время тумана, сильного дождя и снегопада.

 

3.4. При выполнении работ электроинструментом дорожный рабочий должен соблюдать следующие требования:

включать электроинструмент только в специальную розетку (разъем), установленную электромонтером;

при перерывах в работе и при переходе на другое место работы электроинструмент должен быть выключен.

не исправлять или регулировать электроинструмент самостоятельно – его следует сдать в ремонт.

3.4.1. Работа электроинструмента должна быть немедленно прекращена:

при заедании или заклинивании рабочей части;

при перегреве электродвигателя;

при пробое изоляции и во всех случаях, когда рабочий почувствовал хотя бы слабое действие тока, запах жженой изоляции или резины.

 

3.5. Материалы, вывезенные на линию для ремонта дороги, следует складировать на участке дороги или обочине, прилегающей к ремонтируемой стороне дороги. При складировании материалов на обочине не огражденного участка дороги необходимо установить перед ними на расстоянии 5 — 10 м по ходу движения барьер переносного типа и дорожный предупреждающий знак «Ремонтные работы». Не допускается складирование материалов на откосах насыпей и выемок.

Рабочий инструмент необходимо складывать только на обочине проезжей части параллельно движению транспортных средств  в огражденном месте. Грабли, применяемые для разравнивания асфальтобетонной смеси, укладываются зубьями вниз.

При переноске и перевозке острые кромки инструментов должны быть защищены. Для защиты используются футляры, чехлы, переносные инструментальные ящики.

 

3.6. При выполнении работ мотокосой дорожный рабочий должен выполнять требования инструкции по эксплуатации завода-изготовителя.

3.6.1. Перед пуском двигателя мотокосы необходимо надеть средства индивидуальной защиты: защитные очки или защитный щиток, перчатки. Проверить работу мотокосы на холостом ходу, затем на минимальных оборотах.

3.6.2. Тщательно проверить территорию, на которой будет выполняться работа. Удалить с территории мусор, который может попасть под рабочий инструмент, и все предметы, которые могут быть отброшены леской.

3.6.3. В случае удара о твёрдый предмет следует выключить мотокосу и проверить, не была ли она повреждена. При необходимости устранить повреждение перед тем, как продолжить работу.

3.6.4. При выполнении работ мотокосой дорожный рабочий должен:

заправлять мотокосу топливом только при отключенном двигателе;

при работе не поднимать режущий инструмент мотокосы выше уровня колена, ноги держать на безопасном расстоянии от зоны кошения;

не работать в одиночку (в пределах слышимости должен находиться наблюдающий);

не оставлять мотокосу, работающую на холостом ходу;

прежде чем положить мотокосу на поверхность, заглушить её и дождаться полной остановки режущей головки;

при работе не касаться леской или ножом земли и других предметов;

держаться на безопасном расстоянии от вращающегося ножа (лески), насколько позволяет длина рукояток и штанги;

при работе не приближать части тела к вращающемуся ножу (леске).

не пытаться  удерживать рукой скашиваемый материал во время вращения ножа (лески).

при возникновении повышенного шума или вибрации мотокосы заглушить двигатель;

прежде чем удалить намотавшийся на инструмент материал, заглушить двигатель мотокосы.

3.6.5. Не допускается выполнение работ:

с установленным ножом без использования портупеи;

подравнивание края газона режущим ножом;

мотокосой без средств индивидуальной защиты.

3.6.6. При перемещении мотокосы на новое место работы заглушить ее и держать ее за обе рукоятки. Во избежание пролива топлива необходимо опорожнить топливный бак.

3.6.7. При транспортировке и хранении мотокосы всегда надевать на нож защитный чехол.

 

3.7. Дорожный рабочий, занятый на валке деревьев, должен быть обучен и проинструктирован по данному виду работ.

В зоне валки деревьев на расстоянии 50 м от нее во всех направлениях должны быть установлены специальные переносные предупреждающие знаки единого образца «Проход и проезд запрещен! Валка деревьев». Дорожный рабочий должен выполнять работу в защитной каске.

 

3.8. При работе кустореза (навесного на трактор) дорожные рабочие должны находиться не ближе 25 м к месту работы кустореза.

 

3.9. Рыть траншеи дорожному рабочему разрешается только после получения данных о точном расположении подземных коммуникаций.

Не допускается пользоваться ударными инструментами (ломы, кирки, клинья и пневматические инструменты) в непосредственной близости от действующих кабелей и газопровода, а также касаться оборванных проводов и вести вблизи них дорожные работы.

 

3.10. При сооружении земляного полотна дорожный рабочий должен:

при отсыпке насыпи автомобилями-самосвалами на земляном полотне находиться со стороны водителя машины в его зоне видимости, но не ближе 5 м к зоне отсыпки грунта. Движение автомобилей-самосвалов задним ходом к месту выгрузки грунта должно сопровождаться звуковым сигналом;

очищать поднятые кузова автомобилей-самосвалов скребками или лопатой с удлиненной рукояткой, обеспечивающей нахождение дорожного рабочего в безопасной зоне.

 

3.11. Дорожный рабочий, занятый на укрепительных работах с уклоном более 45° , должен осуществлять выполнение работ под надзором руководителя работ, применяя предохранительные пояса. Крепление стропа предохранительного пояса осуществляется за элементы конструкций в местах, указанных работником, ответственным за безопасное производство работ, или в соответствии с проектом производства работ (наряд-допуском).

 

3.12. Во избежание скольжения не приступать к укрепительным работам на мокрой или мерзлой поверхности откоса.

 

3.13. При отделочных работах на откосах, осуществляемых                          экскаватором-планировщиком, дорожные рабочие не должны находиться в зоне действия машины, ниже по откосу и у подошвы по фронту работ, плюс по 15 м в обе стороны.

 

3.14. При проведении монтажа сборных конструкций искусственных сооружений,  дорожный рабочий не должен проводить работы в нижней части откоса по длине фронта, плюс по 15 м в обе стороны.

 

3.15. Во время работ по ремонту мостов (путепроводов), под эксплуатируемыми железнодорожными линиями дорожный рабочий должен носить защитную каску.

Монтажные работы под эксплуатируемыми железнодорожными линиями во время прохождения поездов должны быть немедленно прекращены, а дорожный рабочий отойти в безопасное место.

 

3.16. При выполнении работ на укрепляемой полосе дорожный рабочий должен находиться с наветренной стороны от работающих машин (автобитумовозов, автогудронаторов, грунтосмесительных машин, дорожных фрез).

 

3.17. При розливе битума дорожному рабочему нужно отойти на безопасное расстояние от распределительных труб автогудронатора –  не менее               10 м.

 

3.18. Дорожному рабочему во время выполнения дорожных работ необходимо быть внимательным к сигналам, которые подают машинисты дорожных машин и водители технологического транспорта.

Дорожный рабочий не должен проходить между движущимися                 дорожно-строительными машинами и механизмами, если расстояние между ними менее 5 м, а также становиться на подножки или на рамы работающих дорожно-строительных машин.

 

3.19. При ручной укладке и исправлении дефектных участков покрытия расстояние переноса асфальтобетонной смеси лопатами не должно превышать 8 м. При большем расстоянии дорожному рабочему следует пользоваться носилками с бортами с трех сторон или легкими тачками с переброской вперед.

 

3.20. При вырубке дефектных мест на асфальтобетонном покрытии во время применения пневматического инструмента дорожному рабочему необходимо:

проверить присоединение и крепление пневматического инструмента к шлангу, а шланга – к воздухопроводной сети или компрессору;

подключать шланги к трубопроводам сжатого воздуха только через вентили, установленные на воздухораспределительных коробках или отводах от магистрали. Не включать шланги непосредственно в магистраль без вентилей;

присоединять шланги к пневматическому инструменту и соединять их между собой только с помощью ниппелей или штуцеров и стяжных хомутов, не крепить шланги проволокой;

до присоединения шланга к пневматическому инструменту продуть воздушную магистраль, после присоединения шланга к магистрали – и шланг. Свободный конец шланга при продувке должен быть закреплен;

подключить шланг к магистрали и инструменту, а также его отсоединение производить при закрытой запорной арматуре. Шланг должен быть размещен так, чтобы была исключена возможность случайного повреждения или наезда на него транспорта. Не допускается также пересечение шлангов тросами, кабелями и рукавами газосварки.

не применять подкладки (заклинивать) или работать пневматическим инструментом при наличии люфта во втулке.

чтобы клапаны на рукоятках пневматических инструментов были плотно пригнаны и в закрытом положении не пропускали воздух, легко открывались и быстро закрывались при прекращении нажима на рукоять управления;

подавать воздух к пневматическому инструменту только после установки его в рабочее положение.

 

3.21. Во время работы с пневмоинструментом дорожный рабочий должен контролировать:

места соединения воздушных шлангов друг с другом и присоединения их к пневматическим инструментам, они не должны пропускать воздух;

целостность шлангов;

целостность деталей корпуса, рукоятки, защитного ограждения;

давление сжатого воздуха в магистрали.

 

3.22. При перерывах в работе, обрыве шлангов, появления шума, стука, вибрации следует немедленно прекратить подачу сжатого воздуха к пневматическому инструменту (закрыть запорную арматуру).

 

3.23. При использовании пневмоинструмента не допускается:

исправлять, регулировать и менять рабочую часть инструмента во время работы при наличии в шланге сжатого воздуха:

работать пневматическим инструментом без средств виброзащиты и управления рабочим инструментом, а также без глушителя шума;

держать при работе пневматическим инструментом за его рабочую часть;

оставлять без надзора пневмоинструмент, присоединенный к воздушной магистрали;

передавать пневмоинструмент лицам, не имеющим право пользоваться им;

во время работы натягивать или перегибать шланги пневматического инструмента;

прекращать подачу воздуха к инструменту переламыванием шлангов или завязыванием их узлом;

превышать предельно-допустимую продолжительность непрерывной работы пневмоинструмента, указанную в эксплуатационных документах завода-изготовителя;

пользоваться инструментом с изношенным конусным хвостовиком;

переносить пневмоинструмент за шланг или рабочую часть.

 

3.24. Работу пневматического инструмента необходимо прекратить в случаях:

заедания или заклинивания рабочих частей;

повреждения и перегрева пневмодвигателя, редуктора или рабочего органа;

повреждения воздухопровода;

наличия большого количества масла в подаваемом из пневмопровода воздухе;

изменения давления воздуха сверх установленной инструкцией нормы;

повреждения включающего и отключающего клапанов.

 

3.25. При использовании отбойного молотка дорожному рабочему необходимо:

следить за тем, чтобы буртик пики всегда прижимался к буксе;

не заглублять пику в дорожное покрытие до упора концевой пружины;

при отвале пикой вырубленных кусков дорожных покрытий останавливать отбойный молоток, выключая подачу сжатого воздуха;

следить за нагревом хвостовика рабочего инструмента;

не ставить пику на носок рабочей обуви.

 

3.26. Дорожному рабочему при вырубке дорожных покрытий с применением кувалд, зубил, клиньев, топоров необходимо использовать средства индивидуальной защиты (защитные очки, маски), а также следить за тем, чтобы в зоне разлетающихся осколков не находились другие рабочие. Интервал между работниками должен быть не менее 4 м, или между работниками должны быть установлены защитные экраны.

При разборке мостовой расстояние между дорожными рабочими должно быть не менее 1,5 м.

 

3.27.  К работам по погрузке, разгрузке бетонных лотков, блоков, бортового камня и других конструкций, укладке дорожных плит допускается дорожный рабочий, имеющий удостоверение стропальщика,  под руководством лица, ответственного за погрузочно-разгрузочные работы.

 

3.28. Погрузка и выгрузка грузов массой более 50 кг (для каждого места отдельно) должна выполняться механизированным способом.

 

3.29. Погрузочно-разгрузочные работы грузоподъемными механизмами проводятся только при отсутствии людей в кабине или в кузове транспортного средства, дорожные рабочие должны находиться вне зоны действия стрелы или маневрирования погрузочного механизма, на расстоянии не ближе 5 м от зоны действия погрузочно-разгрузочных машин.

 

3.30. Работы по укладке и разборке бортовых камней должны выполняться под наблюдением руководителя работ (мастер, производитель работ).

Для установки бортовых камней в проектное положение должны применяться механизмы, которые оборудованы специальными захватами.

 

3.31. При укладке бордюрных камней вручную дорожный рабочий обязан:

переносить бортовые камни вчетвером, если нагрузка на каждого из работников не превышает 50 кгс;

использовать  при переносе бортовых камней специальные клещи;

устанавливать бордюрные камни в проектное положение с применением трамбовки по деревянной прокладке, которую держат на камне специальными клещами.

не перемещать бортовые камни вручную или волоком с помощью крюков.

 

3.32. Дорожный рабочий не должен становиться на плиту во время ее укладки на основание, а также находиться под вывешенной плитой.

 

3.33. При приготовлении или разогреве мастики дорожный рабочий должен:

котел заполнять мастикой не более чем на 3/4 вместимости;

во избежание вспышки не превышать значений температуры нагрева мастики, указанных в технологических условиях на эту мастику;

для измерения температуры мастики использовать термометр со шкалой не менее 250 °С;

загружать котел со стороны, противоположной топке;

брать пробу мастики для определения ее готовности только специальными черпаками;

при приготовлении грунтовочного материала смешивание горячей мастики с керосином производить на расстоянии не менее 50 м от места разогрева мастики;

разогретую мастику вливать в керосин при непрерывном перемешивании, температура мастики в момент введения ее в керосин не должна превышать                 70 °С.

3.33.1. Во избежание сильного вспенивания смеси, перелива ее через край котла и воспламенения не загружать в котел с горячим битумом влажные материалы, используемые для приготовления мастики.

3.33.2. Для ликвидации возможной вспышки мастики на месте работ должен быть ящик с песком.

3.33.3. При вспышке мастики котел необходимо плотно закрыть крышкой. Тушить горящую мастику следует только сухим песком или пенными огнетушителями. Не заливать водой горящую мастику.

 

3.34.  При розливе горячего битума вручную (например, лейками) при мелком ямочном ремонте набирать битум из котла нужно черпаками с рукоятью длиной не менее 1 м, наполняя ковш на 3/4 его вместимости. Вместимость ручных леек не должна превышать 10-12 л.

 

3.35. Разливать горячую смесь, содержащую пек или креозотовое масло, необходимо из плотно закрывающихся сосудов, не разливать такие смеси из открытых или неплотно закрывающихся сосудов.

 

3.36. При сушке и разогреве ремонтируемых мест автомобильным или ручным разогревателем необходимо соблюдать следующие требования:

перед опусканием зонта асфальторазогревателя и во время его работы исключить нахождение посторонних лиц на расстоянии менее 5 м от разогревателя;

следить, чтобы давление в топливном баке не превышало предельно допустимого, обозначенного на шкале манометра красной чертой.

 

3.37. При выполнении работ по разметке дорожного покрытия автомобильных дорог вручную с применением лакокрасочных материалов, дорожный рабочий должен:

установить временные дорожные знаки, ограждения и направляющие устройства;

надеть средства индивидуальной для защиты глаз, рук и органов дыхания.

3.37.1. При выполнении работ с ручным пистолетом – распылителем дорожный рабочий должен пройти инструктаж об опасности проникновения жидкости (краски, растворителя) под кожу в результате утечек из шлангов, от струи пистолета распылителя, о вероятности поражения статическим электричеством, опасности сильной отдачи при работе ручным пистолетом.

3.37.2. При работе с ручным пистолетом дорожный рабочий должен соблюдать следующие требования:

не приступать к работе, если оборудование не заземлено;

не допускать превышения давления в краскораспыляющей системе выше указанного в паспорте;

использовать только совместимые краски и растворители;

не использовать метилен – хлорид, 1,1,1-трихлорэтан и другие галогенизированные углеводородные растворители или жидкости, содержащие такие растворители, в находящемся под давлением оборудовании из алюминия. Использование их может привести к химической реакции с возможностью взрыва;

не подвергать краскопроводящие шланги воздействию температур выше   +66ºС или ниже – 40ºС;

исключить перегибы или перекручивания вблизи соединений на краскопроводящих шлангах (на шлангах должны быть предохранительные пружины на обоих концах для защиты от поломок);

при любом техническом обслуживании (засорении форсунки, замене форсунки и т.д.) производить процедуру снятия давления в системе                          шланг – разметочный пистолет;

не помещать палец, руку или другие части тела перед краскораспыляющей форсункой, пистолетом;

не останавливать или изменять рукой, телом, перчаткой или ветошью направление утечек из шлангов или соединений;

во время перерыва в работе при нанесении разметки, ставить пусковой крючок ручного разметочного пистолета на предохранитель.

 

3.38. При погрузке песка (с помощью погрузчиков) в пескоразбрасыватели дорожному рабочему необходимо:

погрузку песка из штабелей производить без образования козырьков, сохраняя угол естественного откоса;

разравнивать песок в пескоразбрасывателе только после остановки погрузочной машины.

не подниматься в кузов и на подножки погрузчиков;

не находиться между погрузочной машиной и пескоразбрасывателем (автомобилем);

не производить работы вблизи загружающихся автомобилей.

 

3.39. При погрузке, просеивании и складировании песка вручную дорожный рабочий должен осмотреть места погрузки, обрушить козырьки мерзлого песка, разбить глыбы и установить погрузочный транспорт так, чтобы исключалась возможность засыпки его песком при случайном обвале.

Во избежание обрушения песка не работать подкопом.

 

3.40. При выполнении работ по содержанию автомобильных дорог в зимний период времени дорожный рабочий не должен:

браться незащищенной рукой за металлические поверхности;

находиться в траншее, пробитой снегоочистителем, на расстоянии менее 20 м от работающей машины;

находиться ближе 1,5 м к навесному оборудованию, со стороны шнека, а также вытаскивать из-под навесного оборудования посторонние предметы до полной остановки и выключения двигателя снегоочистителя;

находиться на угольниках, прицепляемых к машинам;

находиться в кузове автомобиля, перевозящего снегозащитные щиты и копья.

 

3.41. Противогололедные материалы должны рассыпаться только механизированным способом с использованием пескоразбрасывателей. Не допускается рассыпать указанные материалы вручную из кузова движущегося автомобиля.

Противогололедные материалы на участках дороги с большим подъемом или спуском, на крутых поворотах и в других опасных местах разрешается рассыпать вручную из штабелей аварийного запаса.

 

3.42. Выполнение работ дорожным рабочим должно быть прекращено при:

грозе, дожде, а также тумане и снегопаде, ухудшающих видимость в пределах фронта работ;

неисправностях технологической оснастки, приспособлений, инвентаря, средств защиты, оборудования, инструментов и механизмов;

недостаточной освещенности рабочих мест и подходов к ним;

нарушении устойчивости конструкций зданий и сооружений, средств подмащивания;

нарушении целостности или смещении ограждений, знаков безопасности;

при обнаружении ненадежности крепления грунта, обвалов, трещин в грунте, наличии обнажившихся на откосах валунов, глыб, камней, находящихся в неустойчивом состоянии;

дорожно-транспортных происшествиях в зоне работы;

выполнении работ на насыпях и выемках, в случае подмыва, деформации или смещения откосов;

монтажных работах под эксплуатируемыми железнодорожными линиями во время прохождения поездов;

возникновении пожара.

 

3.43. Дорожный рабочий обязан немедленно сообщить своему непосредственному руководителю о несчастном случае или внезапном заболевании, фактах нарушения технологического процесса, выявленных неисправностях оборудования, устройств, инструмента, средств защиты и о других опасных и вредных производственных факторах, угрожающих жизни и здоровью.

 

IV. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

 

4.1. Привести в порядок место производства работ.

Убрать дорожные знаки, ограждения с участка, если открыт путь для движения транспорта по данному участку.

Собрать и очистить от грязи и асфальтобетонной смеси ручные и пневматические инструменты, вытереть их насухо и сложить в предназначенное для этих целей место или сдать инструмент на хранение ответственному работнику.

Отходы производства, мусор, убрать на специально отведенные площадки.

 

4.2. О выявленных неисправностях сообщить своему непосредственному руководителю.

 

4.3.  Снять спецодежду и другие средства индивидуальной защиты, осмотреть, привести в порядок и убрать в специально отведенное место.

 

4.4. Вымыть руки и лицо с мылом, по возможности принять душ.

 

V. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

 

5.1. Основные аварийные ситуации:

инцидент (авария), вызванный поломкой (отказом) оборудования;

пожар (возгорание);

несчастный случай (травмирование работника).

Инцидент и авария являются следствием нарушения технологического режима работы, принудительного или непроизвольного (неконтролируемого) выхода параметров за допустимые безопасные пределы, несоблюдением требований безопасности.

Пожар (возгорание) происходит по причине несоблюдения требований пожарной безопасности, курения в неустановленном месте, применения открытого огня.

Несчастный случай (травмирование работника) происходит при нарушении требований безопасности при выполнении работ, использовании инструмента.

Дорожный рабочий  при возникновении аварии или ситуаций, которые могут к ним привести обязан немедленно сообщить своему непосредственному руководителю.

При возникновении аварии или ситуаций, которые могут привести или привели к несчастному случаю, дорожный рабочий должен:

прекратить работы и поставить в известность непосредственного руководителя;

сохранить до прибытия руководителя обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения – сфотографировать, если есть такая возможность.

 

5.2. Работа также должна быть прекращена при:

грозе, дожде, тумане и снегопаде, исключающих видимость в пределах фронта работ;

неисправностях технологической оснастки, приспособлений, инвентаря, средств защиты, оборудования, инструментов и механизмов;

недостаточной освещенности рабочих мест и подходов к ним;

нарушении устойчивости конструкций зданий и сооружений, средств подмащивания;

обнаружении неисправностей в ограждениях;

обнаружении ненадежности крепления грунта, обвалов, трещин в грунте, наличии обнажившихся на откосах валунов, глыб, камней, находящихся в неустойчивом состоянии;

неисправности ручного инструмента, применяемого в работе;

опрокидывании или повреждении транспортными средствами дорожных знаков и ограждений мест производства работ;

дорожно-транспортном происшествии, связанном с заездом транспортных средств на место работ.

возникновении пожара вблизи места производства работ.

 

5.3. При обнаружении признаков пожара (возгорания) сообщить о пожаре в пожарную часть по телефону 101, назвать адрес объекта, место пожара, ФИО звонящего.

Немедленно сообщить о пожаре непосредственному руководителю.

В случае отсутствия угрозы жизни или здоровью принять меры по тушению пожара и эвакуации материальных ценностей.

 

5.4. О каждом несчастном случае, очевидцем которого он был, дорожный рабочий должен немедленно сообщать непосредственному руководителю, пострадавшему оказать первую помощь, вызвать скорую медицинскую помощь.

Чтобы грамотно оказать первую помощь важно соблюдать следующую последовательность действий:

5.4.1. Убедиться, что при оказании первой помощи вы не подвергаете себя опасности.

5.4.2. Обеспечить безопасность пострадавшему и окружающим.

5.4.3. Проверить наличие у пострадавшего признаков жизни (пульс, дыхание, реакция зрачков на свет) и сознания.

Для проверки дыхания необходимо запрокинуть голову пострадавшего, наклониться к его рту и носу и попытаться услышать или почувствовать дыхание.

Для обнаружения пульса необходимо приложить подушечки пальцев                   к сонной артерии пострадавшего.

Для оценки сознания необходимо (по возможности) взять пострадавшего за плечи, аккуратно встряхнуть и задать какой-либо вопрос.

5.4.4. Оказание первой помощи:

при сильном кровотечении наложить жгут, а затем перевязать рану;

при подозрении на закрытый перелом наложить шину;

при открытых переломах сначала следует перевязать рану, а затем наложить шину;

при ожогах наложить сухую повязку;

провести восстановление проходимости дыхательных путей;

провести сердечно-лёгочную реанимацию;

другие мероприятия.

 

 

Заведующий сектором

охраны труда                                                              Р.А. Крачковская 

 

Приложение

к Примерной инструкции по охране труда

для дорожного рабочего

ПИ ДНР 0.00.0-5.04-22 (пункт 1.8)

 

Типовые нормы

бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты

 

п/п

Наименование профессий и должностей Наименование специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты Нормы выдачи, (месяцев)
1 2 3 4
1 Дорожный рабочий Костюм хлопчатобумажный 12
Ботинки кожаные 12
Рукавицы комбинированные 3
Жилет сигнальный 12
Плащ непромокаемый 36
На наружных работах

зимой дополнительно:

 

Куртка хлопчатобумажная на утеплительной прокладке 36
Брюки хлопчатобумажные на утеплительной прокладке 36
Валенки 48

 

 

 

Заведующий сектором

охраны труда                                                               Р.А. Крачковская