Дата публикации | 13:40 19.08.2021 |
ПРАВИТЕЛЬСТВО
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 августа 2021 г. № 59-3
Об утверждении Типовых правил использования водохранилищ
В соответствии с пунктом 9 статьи 25 и частью 4 статьи 44 Водного кодекса Донецкой Народной Республики, руководствуясь статьей 78 Конституции Донецкой Народной Республики, статьей 23 Закона Донецкой Народной Республики от 30 ноября 2018 года № 02-IIНС «О Правительстве Донецкой Народной Республики», Правительство Донецкой Народной Республики
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
- Утвердить Типовые правила использования водохранилищ (прилагаются).
- Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства А.Е. Ананченко
УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением Правительства
Донецкой Народной Республики
от 13 августа 2021 г. № 59-3
Типовые правила использования водохранилищ
I. Общие положения
- Настоящие Типовые правила использования водохранилищ (далее — Типовые правила) определяют требования к использованию водохранилищ, не включенных в Перечень водохранилищ (в том числе водохранилищ с емкостью более десяти миллионов кубических метров), в отношении которых разработка правил использования водохранилищ осуществляется для каждого водохранилища (нескольких водохранилищ, каскада водохранилищ или водохозяйственной системы в случае, если режимы их использования исключают раздельное функционирование), утвержденный Постановлением Правительства Донецкой Народной Республики от 30.10.2020 №70-4 (далее — Перечень).
- Типовые правила предназначены для использования:
республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере водного и рыбного хозяйства;
собственниками гидротехнических сооружений (далее — ГТС), образующих водохранилища, и (или) эксплуатирующими такие гидротехнические сооружения организациями;
водопользователями при использовании водных объектов в соответствии с заключенными договорами водопользования и решениями о предоставлении водохранилищ в пользование.
- Органы государственной власти Донецкой Народной Республики реализуют требования настоящих Типовых правил:
в процессе предоставления водохранилищ или их частей, находящихся в государственной собственности, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водохранилищ в пользование;
при осуществлении мер по охране водных ресурсов водохранилищ, включая установление водоохранных зон и прибрежных защитных полос, поддержание надлежащего санитарного состояния водохранилищ, находящихся в государственной собственности;
при осуществлении мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водохранилищ, находящихся в государственной собственности.
- Собственники ГТС, образующих водохранилища, и (или) эксплуатирующие такие ГТС организации выполняют требования настоящих Типовых правил в процессе эксплуатации таких ГТС в соответствии с требованиями законодательства о безопасности ГТС.
II. Правила использования водных ресурсов
- Водохранилища могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных Водным кодексом Донецкой Народной Республики от 11 февраля 2020 года № 99-IIНС (далее — Водный кодекс).
Использование водных ресурсов водохранилищ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения приоритетно перед иными целями их использования.
- Использование водопользователями водохранилищ, образованных для целей питьевого водоснабжения, в качестве источников питьевого водоснабжения осуществляется на основании решения республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере водного и рыбного хозяйства, о предоставлении водохранилища в пользование.
Использование водопользователями водохранилищ, образованных для целей хозяйственно-бытового водоснабжения, в качестве источников хозяйственно-бытового водоснабжения осуществляется на основании договоров водопользования, заключенных между республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере водного и рыбного хозяйства, и водопользователями.
Использование водопользователями водохранилищ, образованных для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения осуществляется на основании санитарно-эпидемиологических заключений, определяющих их соответствие санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Сброс сточных вод и (или) дренажных вод в границах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения запрещается.
Сброс сточных и (или) дренажных вод в границах второго и третьего поясов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения хозяйственными и иными объектами, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до вступления в силу Водного кодекса, допускается с соблюдением санитарных правил и норм, действовавших до вступления в силу Водного кодекса.
- Водохранилища, образованные для целей технического водоснабжения промышленных и сельскохозяйственных организаций, водообеспечения объектов теплоэнергетики и производства электрической энергии используются на основании договоров, заключенных между республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере водного и рыбного хозяйства, и водопользователями с учетом интересов иных водопользователей с соблюдением требований рационального использования и охраны водных объектов.
Водохранилища, образованные для целей орошения, используются на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, выданных республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере водного и рыбного хозяйства.
Использование водохранилищ для обеспечения технологических нужд теплоэнергетики осуществляется с соблюдением температурных режимов водных объектов.
- Использование водохранилищ, образованных для целей рыборазведения и являющихся водными объектами рыбохозяйственного значения, для товарного рыбоводства, организации спортивного и любительского рыболовства, воспроизводства водных биологических ресурсов, осуществляется в соответствии с водным законодательством, законодательством о рыболовстве и охране водных биологических ресурсов, законодательством о животном мире.
Сброс в водохранилища, являющиеся водными объектами рыбохозяйственного значения, вредных веществ, предельно допустимые концентрации которых в водах водных объектов рыбохозяйственного значения не установлены, запрещается.
В границах рыбоохранных зон и рыбохозяйственных заповедных зон, установленных в соответствии с законодательством, сброс сточных вод и (или) дренажных вод запрещается.
- Использование водохранилищ для рекреационных целей (отдыха, туризма, спорта) осуществляется в соответствии с требованиями санитарных правил и норм в соответствии с законодательством о санитарноэпидемиологическом благополучии населения.
Использование водохранилищ рекреационного назначения в иных целях, предусмотренных Водным кодексом, допускается с соблюдением санитарных правил и норм в соответствии с законодательством о санитарноэпидемиологическом благополучии населения.
- Забор (изъятие) водных ресурсов для тушения пожаров допускается из любых водохранилищ без какого-либо разрешения, бесплатно и в необходимом для ликвидации пожаров количестве.
- Водный режим водохранилищ, являющихся водными объектами рыбохозяйственного значения (ограничение объема безвозвратного изъятия поверхностных вод, обеспечение оптимального уровня воды и сбросов вод в рыбохозяйственных целях), устанавливается с учетом требований по обеспечению сохранения водных биоресурсов.
- Водопользователи при использовании водохранилищ обязаны:
не допускать нарушения прав других водопользователей, а также причинения вреда окружающей среде;
содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные в акватории водохранилища гидротехнические и иные сооружения;
в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими в Донецкой Народной Республике, информировать республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере водного и рыбного хозяйства, об авариях, чрезвычайных ситуациях на водохранилищах;
информировать соответствующие подразделения республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, орган местного самоуправления, на территории административно-территориальной ответственности которого произошла опасная ситуация, а также орган исполнительной власти, которому подведомственна или в сферу ведения которого входит организация, учреждение — об авариях, чрезвычайных ситуациях на водохранилищах по формам и в сроки, установленные Табелем срочных донесений, утвержденным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водохранилищах;
вести в установленном законодательством порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водохранилищ и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водохранилищами и водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере водного и рыбного хозяйства;
планировать и осуществлять мероприятия по строительству, эксплуатационному содержанию, ремонту ведомственных (технологических) автомобильных дорог, ведущих к ГТС, для возможности своевременной ликвидации возможных аварий, чрезвычайных ситуаций.
- Собственники ГТС, образующих водохранилища, и (или) эксплуатирующие такие ГТС организации оповещают:
органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и водопользователей об изменениях водного режима водохранилища;
республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере водного и рыбного хозяйства, соответствующие подразделения республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, орган местного самоуправления, на территории административно-территориальной ответственности которого произошла опасная ситуация, а также орган исполнительной власти, которому подведомственна или в сферу ведения которого входит организация, учреждение — о возникновении аварий на ГТС и иных чрезвычайных ситуациях на водохранилищах по формам и в сроки, установленные Табелем срочных донесений, утвержденным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
III. Правила технической эксплуатации
и благоустройства водохранилища
- Мероприятия по технической эксплуатации и благоустройству водохранилища осуществляются постоянно, в течение всего года.
При эксплуатации водохранилищ в зимний период времени собственники ГТС, образующих водохранилища, и (или) эксплуатирующие такие ГТС организации осуществляют мероприятия по предотвращению повреждений ГТС и берегов водохранилищ в результате ледовых воздействий. В период установления ледяного покрова на акватории водохранилища, в целях быстрейшего образования сплошного ледяного покрова, предотвращения образования навалов льда перед ГТС и на откосах водохранилищ, а также возникновением зажоров в нижнем бьефе, сброс воды из водохранилища уменьшается. При образовании ледяного покрова значительной толщины уровень воды в водохранилище необходимо держать постоянным, сбрасывая всю поступающую воду в нижний бьеф.
Минимально возможный уровень воды в водохранилище для зимних условий устанавливается с учетом обеспечения зимовки водных биологических ресурсов, обитающих в водохранилище. В случае если предшествующий летний период эксплуатации водохранилища сопровождался интенсивным развитием водной растительности, необходимо:
ограничивать зимнюю сработку водохранилища;
проводить мероприятия, направленные на увеличение концентрации растворенного кислорода в воде.
- Ежегодно, за один месяц до прогнозируемого срока наступления весеннего половодья, собственники ГТС, образующих водохранилища, и (или) эксплуатирующие такие ГТС организации осуществляют следующие мероприятия:
проверяют состояние ГТС напорного фронта и береговой зоны водохранилища;
проводят необходимый ремонт сооружений, конструкций и механизмов, обеспечивающих пропуск половодья;
проверяют работу контрольно-измерительной аппаратуры (при наличии такой аппаратуры);
апробируют работу затворов, подъемных механизмов и устройств автоматического управления;
проверяют надежность электропитания подъемных механизмов затворов.
- В случае выявления на ГТС неисправностей, которые к началу периода половодья (летних паводков) устранить не представляется возможным, при этом они могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации, принимаются меры по не заполнению водоема в период половодья или паводков.
- При выпадении сильного дождя ливневого характера в период максимальных уровней воды в водохранилище водосбросные и водозаборные сооружения открываются для пропуска поступающей воды с учетом пропускной способности отводящего тракта.
- С целью предупреждения зарастания акватории водохранилища и цветения воды собственники гидротехнических сооружений, образующих водохранилища, и (или) эксплуатирующие такие гидротехнические сооружения организации реализуют следующие мероприятия:
высадка тростника;
заселение водохранилища гидрофитами с обязательной уборкой в осенний период образующейся растительной массы;
локальное изъятие иловых отложений;
механическое изъятие избыточной биомассы водорослей из водохранилищ в местах их массовых скоплений;
санитарная обработка после сработки водохранилища до отметки уровня мертвого объема.
- В случае значительного заиления водохранилища удаление наносов осуществляется механическим способом (земснарядами, землечерпалками).
- Защита берегов водохранилища от размыва и разрушений при сезонных колебаниях уровня воды и волновых воздействиях, а также предотвращение эрозии почв и развитие овражной системы на территории, прилегающей к водохранилищу, осуществляется собственниками ГТС, образующих водохранилища, и (или) эксплуатирующими такие ГТС организациями следующими методами:
уполаживание откосов, засев откосов специальными травами или о дерновка поверхности естественным дерном;
укрепление склонов вяжущими материалами с пропиткой грунта битумной эмульсией с применением цемента, битумов, латексов, различных битумных эмульсий;
покрытие берега хворостяной выстилкой или плетнями, фашинами, деревянными креплениями;
отсыпка каменной наброски без подготовки ее основания и возведения дополнительных креплений на стыке ее с прибрежной отмелью;
отсыпка песчано-гравийной смеси с уклоном от 1,5 до 2 градусов в сочетании с поперечными бунами из негабаритного камня;
намыв пологих песчаных пляжей;
планировка откосов высокого абразивного берега и укладка бетонных плит без подготовки основания;
укрепление откосов габионной кладкой;
облицовка разрушаемого места бетоном или железобетоном;
устройство специальных подпорных стенок;
систематический надзор, уход и ликвидация рытвин и промоин, образовавшихся после ливней и снеготаяния;
содержание и охрана существующих лесных насаждений и кустарников на склонах и прилегающих к водохранилищу территориях;
посадки специальных пород деревьев и кустарников;
засев разрушаемой территории укрепляющими травами;
устройство на склонах специальных водоперехватывающих нагорных валов и каналов;
устройство в оврагах специальных сооружений (запруд, ступенчатых перепадов, быстротоков и т.д.).
- Границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водохранилища устанавливаются посредством специальных информационных знаков в порядке, регламентированном Правительством Донецкой Народной Республики для установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе их обозначения на местности посредством специальных информационных знаков.
- Защита дна и берегов в нижнем бьефе от размывов обеспечивается собственниками ГТС, образующих водохранилища, и (или) эксплуатирующими такие ГТС организациями путём подъёма затворов водосбросных отверстий с интервалом, не допускающим образования в нижнем бьефе высоких волн.
- Собственники ГТС, образующих водохранилища, и (или) эксплуатирующие такие ГТС организации обеспечивают наличие документов, содержащих сведения о водохранилище, гидроузле и мерах по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, а также осуществляют ведение и хранение документации, в которую заносится информация о результатах наблюдений за режимом работы и состоянием водохранилища и гидротехнических сооружений, расположенных на водохранилище, и о работах, проводимых при эксплуатации водохранилища. Примерный перечень указанной документации приведен в приложении 1 к настоящим Типовым правилам.
- Образцы документации, содержащей данные об основных параметрах водохранилища, характеристике водотока, приведены в приложении 2 к настоящим Типовым правилам.
Образцы документации, в которую заносится информация о результатах наблюдений за режимом работы и состоянием водохранилища и гидротехнических сооружений, расположенных на водохранилище, а также о работах, проводимых при эксплуатации водохранилища, приведены в приложении 3 к настоящим Типовым правилам.
- В Журнале наблюдений уровней воды водохранилища фиксируются результаты наблюдений за уровнями воды в водохранилище. Положение уровня воды измеряется ежедневно по состоянию на 8 часов утра с точностью до 0,5 см. К журналу прилагаются графики колебаний уровней воды в водохранилище, построенные на основе данных наблюдений.
При угрозе, возникновении аварии, чрезвычайной ситуации уровень воды в водохранилище измеряется в сроки, определяемые органами повседневного управления Единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Донецкой Народной Республики согласно их компетенции, регламентированной Постановлением Правительства Донецкой Народной Республики от 30.08.2019 №24-2 «Об утверждении Положения об органах повседневного управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Донецкой Народной Республики».
Понятия «авария», «чрезвычайная ситуация», а также обстоятельства, свидетельствующие об угрозе их возникновения, применяются в настоящем Порядке в значениях, регламентированных нормами Закона Донецкой Народной Республики «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 20.02.2015 № 11-IHC.
- В Журнал наблюдений за состоянием ГТС водохранилища заносятся данные об обнаруженных при проведении осмотров дефектов и нарушений, а также сведения о принятых мерах по устранению указанных нарушений.
Приложение 1
к Типовым правилам использования
водохранилищ (пункт 23)
Примерный перечень документации
В службе эксплуатации собственника ГТС, образующего водохранилище, и (или) эксплуатирующей такое ГТС организации должна храниться и использоваться следующая документация для ГТС, построенных по рабочим проектам:
1) полный комплект проекта водохранилища и его сооружений, а также всех рабочих чертежей, выданных в период строительства;
2) исполнительные чертежи по всем сооружениям, а также акты на скрытые работы и промежуточную приемку отдельных сооружений;
3) акты приемки пусковых испытаний отдельных сооружений и видов оборудования;
4) акт государственной комиссии о приемке водохранилища в постоянную эксплуатацию;
5) ситуационный план с нанесенными границами территории ГТС, охранной зоны в масштабе 1:25000, генеральный план гидроузла в масштабе 1:5000, планы и разрезы по сооружениям напорного фронта, ограждающим и защитным дамбам, план водохранилища, характерные продольные и поперечные разрезы гидротехнических сооружений и их оснований в масштабе 1:25000;
6) кривые зависимости его объемов и площадей, сбросных расходов и уровней воды в верхнем бьефе;
7) основные параметры водохранилища и характеристики водотока;
8) инструкция по эксплуатации водохранилища в целом и по каждому сооружению в отдельности;
9) паспорта всех сооружений, оборудований;
10) картографический материал наиболее крупного масштаба, отображающий территорию ГТС с прилегающими территориями, попадающими в зону затопления в случае прорыва напорного фронта. Данный картографический материал должен содержать названия населенных пунктов, попадающих в зону затопления в случае прорыва напорного фронта, а также отображать находящуюся на вышеуказанных территориях инфраструктуру (по возможности). Требования к актуальности картографического материала устанавливаются нормами Положения о зонах затопления, подтопления, утверждаемого Правительством Донецкой Народной Республики;
11) производственные и должностные инструкции работников эксплуатирующей организации;
12) сведения об обучении работников эксплуатирующей организации безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи
Продолжение приложения 1
пострадавшим на производстве, о проведении инструктажа по охране труда, о стажировке на рабочем месте, о проверке знаний требований охраны труда.
Все вышеперечисленные документы должны храниться в специальных шкафах с приложением описи данных документов.
Службой эксплуатации должна вестись следующая обязательная документация:
требования охраны труда и безопасности производства;
журнал учета дежурств;
журнал распоряжений;
журнал инструктажа по технике безопасности;
журнал учета ремонтных работ по поддержанию или реконструкции сооружений;
журнал наблюдений за состоянием гидротехнических сооружений; журнал наблюдений за уровнями воды.
Приложение 2
к Типовым правилам использования
водохранилищ (пункт 24)
Образцы документации, содержащей данные об основных параметрах
водохранилища, характеристике водотока, а также об объеме водопотребления
водопользователями
Основные параметры водохранилища и характеристики водотока
________________________________________________
(наименование водохранилища)
№ | Наименование параметра | Значение |
1 | Наименование водотока, на котором расположено водохранилище, и речного бассейна, на территории которого расположен водоток | |
2 | Местоположение створа плотины (расстояние от устья или истока водотока, географические координаты) | |
3 | Площадь водосбора в створе плотины, м2 | |
4 | Среднемноголетний сток, млн м3 | |
5 | Объем годового стока, млн м3
75% обеспеченности 50% обеспеченности |
|
6 | Объем весеннего половодья, млн м3 1% обеспеченности
50% обеспеченности |
|
7 | Нормальный уровень верхнего бьефа (НПУ), м | |
8 | Форсированный уровень верхнего бьефа (ФПУ), м | |
9 | Отметка уровня мертвого объема, м абс. | |
10 | Площадь акватории водохранилища при НПУ, м2 | |
И | Объем полный, млн м3 | |
12 | Объем полезный, млн м3 | |
13 | Длина водохранилища, м | |
14 | Ширина, м максимальная средняя | |
15 | Длина береговой линии, м |
Приложение 3
к Типовым правилам использования
водохранилищ (пункт 24)
Образцы документации, в которую заносится информация о результатах
наблюдений за режимом работы и состоянием водохранилища
и гидротехнических сооружений, расположенных на водохранилище,
а также о работах, проводимых при эксплуатации водохранилища
Журнал наблюдений уровней воды водохранилища
Дата и время наблюдения | № поста | № рейки | Отсчеты по рейке | Подпись наблюдателя | ||
минимум | максимум | средний | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Журнал наблюдений за состоянием гидротехнических сооружений
водохранилища
Дата | Местоположение обнаруженных дефектов и нарушений | Описание, эскиз, характеристика, причина обнаруженных нарушений | Принятые меры, дата и подпись ответственного лица |
1 | 2 | 3 | 4 |