Дата публикации | 17:30 23.06.2016 |
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
СОВЕТ МИНИСТРОВ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 мая 2016 г. № 7-9
Об утверждении Положения об организации системы управления в
чрезвычайных ситуациях Единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
На основании Закона Донецкой Народной Республики от 20 февраля 2015 г. № 11-IHC «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 09 апреля 2015 г. № 5-11 «Об утверждении Положения о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (с изменениями и дополнениями), Совет Министров Донецкой Народной Республики
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Положение об организации системы управления в чрезвычайных ситуациях Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (прилагается).
2. Республиканским органам исполнительной власти и органам местного самоуправления обеспечить создание органов управления в чрезвычайных ситуациях в соответствии с настоящим Постановлением.
3. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня официального опубликования.
Председатель
Совета Министров А. В. Захарченко
УТВЕРЖДЕНО
Постановлением
Совета Министров Донецкой
Народной Республики
от 31 мая 2016 г. № 7-9
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации системы управления в чрезвычайных ситуациях Единой
государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций
Глава I. Система управления в чрезвычайных ситуациях
1.1. Система управления в чрезвычайных ситуациях создается на каждом уровне построения Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — Единая система) и включает совокупность органов управления, пунктов управления, систем связи, оповещения, автоматизации управления территориальных и функциональных подсистем Единой системы.
1.2. Основной задачей системы управления в чрезвычайных ситуациях является обеспечение эффективного, устойчивого управления реагированием на чрезвычайную ситуацию и изменения обстановки в процессе ее развития путем подготовки и реализации управленческих решений.
1.3. Построение системы управления в чрезвычайных ситуациях осуществляется на принципах:
1.3.1. Взаимодействия по подчиненности систем управления в чрезвычайных ситуациях территориальных и функциональных подсистем Единой системы при ликвидации чрезвычайной ситуации или ее последствий (управление по вертикали);
1.3.2. Распределения ответственности и полномочий задач управления территориальных и функциональных подсистем Единой системы на установленном уровне реагирования на чрезвычайную ситуацию (управление по горизонтали);
1.3.3. Передачи полномочий и ответственности за выполнение принятых решений на уровень системы управления, на котором обеспечивается их выполнение (результативности управления).
Глава II. Органы управления системы управления в
чрезвычайных ситуациях
2.1. Общее руководство в чрезвычайной ситуации в пределах полномочий, определенных законодательством Донецкой Народной Республики, осуществляют:
2.1.1. На государственном уровне реагирования на чрезвычайную ситуацию — Председатель Совета Министров Донецкой Народной Республики;
2.1.2. На местном уровне реагирования на чрезвычайную ситуацию — руководитель органа местного самоуправления;
2.1.3. На объектовом уровне реагирования на чрезвычайную ситуацию — руководитель предприятия, учреждения, организации (далее — организация).
2.2. Координацию деятельности республиканских органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций, связанную с организацией и выполнением комплекса мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации или ее последствий, защите населения и территорий, обеспечению жизнедеятельности пострадавшего населения и восстановлению объектов инфраструктуры и экономики осуществляет на соответствующем уровне реагирования государственная, местная, объектовая комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
2.3. Непосредственное руководство и организацию ликвидации
конкретной чрезвычайной ситуации и ее последствий осуществляет руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, назначение, которого осуществляется Председателем Совета Министров Донецкой Народной Республики, руководителями органа местного самоуправления, организации при установлении соответствующего уровня реагирования на чрезвычайную ситуацию.
2.4. Рабочим органом ликвидации чрезвычайной ситуации является штаб по ликвидации чрезвычайной ситуации, формируемый на соответствующем уровне реагирования назначенным руководителем работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.
2.5. Управление деятельностью сил и средств функциональных подсистем Единой системы при реагировании на чрезвычайную ситуацию осуществляют рабочие группы реагирования на чрезвычайную ситуацию, формируемые в министерствах, ведомствах, территориальных подразделениях и государственных организациях, находящихся в их ведении.
2.6. Для оценки обстановки в районе чрезвычайной ситуации, выработки предложений по локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации, общего руководства организацией и проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ непосредственно в районе чрезвычайной ситуации Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики (далее — МЧС ДНР) при государственном уровне реагирования на чрезвычайную ситуацию, орган местного самоуправления — при местном уровне реагирования на чрезвычайную ситуацию формируют оперативные группы с подвижными пунктами управления.
2.7. Общая схема системы управления в чрезвычайных ситуациях по уровням реагирования (приложение).
Глава III. Общий порядок формирования штабов по ликвидации
чрезвычайных ситуаций
3.1. В зависимости от уровня чрезвычайной ситуации создаются:
3.1.1. Межведомственный штаб по ликвидации чрезвычайной ситуации государственного уровня;
3.1.2. Штаб по ликвидации чрезвычайной ситуации местного уровня;
3.1.3. Штаб по ликвидации чрезвычайной ситуации объектового уровня.
3.2. Основными задачами штабов по ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:
3.2.1. Выявление тенденций развития чрезвычайной ситуации;
3.2.2. Оценка масштабов и последствий чрезвычайной ситуации;
3.2.3. Планирование группировки сил и средств для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
3.2.4. Расчет ресурсов и времени для обеспечения выполнения мероприятий и работ в зоне чрезвычайной ситуации.
Штабы по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основании получаемой информации корректируют управленческие решения, отрабатывают оперативные планы, определяют приоритетность работ в зоне чрезвычайной ситуации, контролируют их выполнение.
3.3. Формирование штабов по ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется на принципах единоначалия и распределения полномочий и ответственности в структуре штабов по ликвидации чрезвычайных ситуаций при подготовке управленческих решений и их реализации.
3.4. Формирование штаба по ликвидации чрезвычайной ситуации осуществляется заблаговременно на этапе планирования действий Единой системы с учетом классификации, прогнозной оценки развития чрезвычайных ситуаций, характерных для территорий и отраслей экономической деятельности.
Формирование штабов по ликвидации чрезвычайной ситуации
осуществляется в режиме повседневной деятельности Единой системы и возлагается на:
3.4.1. МЧС ДНР — межведомственного штаба по ликвидации чрезвычайной ситуации государственного уровня;
3.4.2. Орган местного самоуправления — штаба по ликвидации чрезвычайной ситуации местного уровня;
3.4.3. Организации — штаба по ликвидации чрезвычайной ситуации объектового уровня.
Формирование штабов по ликвидации чрезвычайных ситуаций
осуществляется включением в его состав руководящего состава
республиканских органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, специалистов постоянно действующих органов управления, уполномоченных на решение задач гражданской обороны, защиты населения и территорий территориальных и функциональных подсистем Единой системы, специалистов служб, организаций, необходимых для выработки решений по локализации и ликвидации последствий конкретной чрезвычайной ситуации.
3.5. Организационная структура и численный состав штабов по ликвидации чрезвычайных ситуаций должны обеспечивать непрерывность управления и постоянный контроль за обстановкой в зоне чрезвычайной ситуации.
3.6. Организационная структура штабов по ликвидации чрезвычайных ситуаций формируется из отдельных специалистов или рабочих групп, которые функционально разделяются на:
3.6.1. Специалистов основного состава (основные рабочие группы) штаба, обеспечивающих сбор данных об обстановке, их оценку, подготовку выводов из оценки и предложений для принятия управленческих решений;
3.6.2. Специалистов республиканских органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций, привлекаемых к ликвидации чрезвычайной ситуации, из которых могут формироваться рабочие группы специальных работ штаба, которые обеспечивают организацию и контроль основных видов обеспечения во время действий в зоне чрезвычайной ситуации.
3.7. Штаб по ликвидации чрезвычайных ситуаций возглавляет начальник штаба, которым, как правило, назначаются:
3.7.1. При ликвидации чрезвычайной ситуации государственного уровня — заместитель Министра МЧС ДНР;
3.7.2. При ликвидации чрезвычайной ситуации местного уровня — должностное лицо руководящего состава, назначаемое руководителем органа местного самоуправления;
3.7.3. При ликвидации чрезвычайной ситуации объектового уровня — должностное лицо, назначенное руководителем организации.
3.8. Организационная структура и персональный состав штабов по ликвидации чрезвычайных ситуаций утверждаются:
3.8.1. Межведомственного штаба по ликвидации чрезвычайных ситуаций государственного уровня — решением Государственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
3.8.2. Штаб по ликвидации чрезвычайных ситуаций местного уровня — решением местной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
3.8.3. Штаб по ликвидации чрезвычайных ситуаций объектового уровня — руководителем организации.
3.9. В целях повышения устойчивости и обеспечения непрерывности управления в чрезвычайных ситуациях на этапе планирования работы штабов по ликвидации чрезвычайных ситуаций в его составе создаются дежурные смены, которые обеспечивают круглосуточную работу штаба, и определяется конкретный персональный состав штаба, включаемый в первую смену его работы.
3.10. При возникновении угрозы или возникновении чрезвычайной ситуации в ходе развертывания штабов по ликвидации чрезвычайных ситуаций и формировании его полного состава руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации в зависимости от классификации конкретной чрезвычайной ситуации, обстоятельств, складывающихся в зоне чрезвычайной ситуации, может изменять состав штаба (увеличивать, уменьшать численность необходимых специалистов, рабочих групп).
3.11. Во время ликвидации чрезвычайной ситуации штабом по ликвидации чрезвычайных ситуаций ведется оперативно-техническая документация, связанная с ликвидацией чрезвычайной ситуации, и составляется отчет о принимаемых решениях и их выполнении. Комплект оперативно-технической и отчетной документации является составляющей частью материалов по расследованию чрезвычайной ситуации.
Виды и образцы оперативно-технической и отчетной документации устанавливаются МЧС ДНР.
3.12. Штаб по ликвидации чрезвычайных ситуаций имеет право:
3.12.1. Приоритетного использования любых сетей и средств связи при получении и передаче оперативной информации;
3.12.2. Доступа к информационным ресурсам республиканских органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций по вопросам организации и обеспечения выполнения мероприятий и работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.
За работниками, привлекаемыми к работе в штабе по ликвидации чрезвычайной ситуации, на время выполнения возложенных на них задач сохраняется заработная плата по основному месту работы.
Глава IV. Организация управления в чрезвычайных ситуациях
4.1. Система управления в чрезвычайных ситуациях приводится в готовность при введении режимов функционирования Единой системы «Повышенная готовность» или «Чрезвычайная ситуация».
Порядок приведения в готовность системы управления в чрезвычайных ситуациях определяется планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций государственного, местного, объектового уровня.
4.2. При введении режимов функционирования Единой системы:
4.2.1. В порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики, определяется уровень реагирования на чрезвычайную ситуацию и назначается руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.
При назначении руководителя работ по ликвидации чрезвычайной ситуации его функции могут возлагаться на председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности установленного уровня реагирования на чрезвычайную ситуацию;
4.2.2. Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности переводятся в установленный режим функционирования Единой системы по решению председателя комиссии, который устанавливает порядок работы, периодичность проведения заседаний комиссии в зависимости от складывающейся обстановки.
Для решения внезапно возникающих задач председателем государственной, местной, объектовой комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности определяют из состава комиссии рабочие группы комиссии под руководством одного из заместителей председателя, осуществляющие координацию деятельности органов управления территориальных и функциональных подсистем Единой системы в круглосуточном режиме.
Состав рабочей группы комиссии комплектуется в зависимости от классификации чрезвычайной ситуации и ее характера из членов комиссии;
4.2.3. МЧС ДНЕ, постоянно действующие органы управления, уполномоченные на решение задач гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органы повседневного управления территориальных подсистем Единой системы в соответствии с разработанными планами, приказами, инструкциями осуществляют сбор и развертывание в местах постоянной дислокации соответствующих штабов по ликвидации чрезвычайных ситуаций и оперативных групп.
Сроки сбора штаба в рабочее время 30 мин., в нерабочее время 2 часа.
Порядок и режим работы штабов по ликвидации чрезвычайных ситуаций устанавливается руководителем работ по ликвидации чрезвычайной ситуации;
4.2.4. Для организации взаимодействия и координации совместных действий со штабами по ликвидации чрезвычайных ситуаций руководители республиканских органов исполнительной власти в пунктах постоянной дислокации (министерствах, ведомствах), в территориальных подразделениях и государственных организациях, находящихся в их ведении, осуществляют сбор и развертывание рабочих групп реагирования на чрезвычайную ситуацию.
Сроки сбора рабочих групп реагирования в рабочее время 30 мин., в нерабочее время 2 часа.
Порядок и режим работы рабочих групп реагирования на чрезвычайные ситуации устанавливается соответствующими руководителями республиканских органов исполнительной власти, их территориальных подразделений и организаций, осуществляющих формирование рабочих групп реагирования на чрезвычайную ситуацию.
4.3. При возникновении чрезвычайной ситуации государственного уровня до прибытия (назначения) руководителя работ по ликвидации чрезвычайной ситуации организация управления возлагается на комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления, на территории которого выявлены объективные причины или факт чрезвычайной ситуации.
4.4. При возникновении чрезвычайной ситуации местного уровня рабочие группы реагирования на чрезвычайную ситуацию территориальных подразделений функциональных подсистем республиканских органов исполнительной власти, находящихся на территории органа местного самоуправления, переходят в подчинение руководителя работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, назначаемого органом местного самоуправления.
4.5. При принятии в установленном порядке решения о проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ на территории, объекте руководителем работ по ликвидации чрезвычайной ситуации назначается руководитель проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, который осуществляет организацию проведения работ и обеспечение безопасности сил, участвующих в их выполнении.
При возникновении пожаров руководителем работ по тушению пожаров и выполнению пожаро-спасательных работ назначается начальник территориального подразделения МЧС ДНР, в зоне ответственности которого находится территория, объект возникновения пожара.
4.6. В организациях, входящих в состав территориальных и функциональных подсистем Единой системы и выделяющих силы и средства для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, в целях непосредственного управления подчиненными силами и средствами формируются оперативные группы, которые направляются в зону чрезвычайной ситуации на территорию или объект проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Привлечение оперативных групп осуществляется в соответствии с планом наращивания группировки сил, разрабатываемым соответствующими штабами по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
4.7. Оперативные группы, прибывающие на территорию, объекта проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации, переходят в управление руководителя проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, их начальники входят в состав пункта управления руководителя проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Глава V. Организация взаимодействия во время чрезвычайной ситуации
5.1. Взаимодействие органов управления в чрезвычайных ситуациях и сил, привлекающихся к предупреждению, ликвидации чрезвычайной ситуации или ее последствий осуществляется:
5.1.1. При ликвидации чрезвычайной ситуации государственного уровня межведомственным штабом по ликвидации чрезвычайной ситуации;
5.1.2. При ликвидации чрезвычайной ситуации местного уровня штабом по ликвидации чрезвычайных ситуаций органа местного самоуправления, на территории которого сложилась чрезвычайная ситуация;
5.1.3. При ликвидации чрезвычайной ситуации объектового уровня штабом по ликвидации чрезвычайных ситуаций организации, на территории которой произошла чрезвычайная ситуация.
5.2. Порядок взаимодействия, используемые для организации взаимодействия средства связи, обмена информацией определяются планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций государственного, местного и объектового уровня.