Дата публикации 14:25 17.09.2019

ПРАВИТЕЛЬСТВО
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 сентября 2019 г. № 25-15

Об утверждении Порядка и Методики проведения антикоррупционной
экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных
правовых актов

 

В соответствии с Законом Донецкой Народной Республики от 14 сентября 2018 года № 244-IHC «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», в целях реализации положений части 2 статьи 30 Закона Донецкой Народной Республики от 07 августа 2015 года № 72-IHC «О нормативных правовых актах» Правительство Донецкой Народной Республики

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые:
Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (далее — Порядок);
Методику проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (далее — Методика).
2. Установить, что Порядок и Методика вступают в силу по истечении шестидесяти дней, следующих за днём официального опубликования настоящего Постановления.
3. Органам исполнительной власти и органам местного самоуправления в течение шестидесяти календарных дней со дня вступления в силу настоящего Постановления разработать и утвердить нормативные правовые акты, направленные на реализацию положений Закона Донецкой Народной Республики от 14 сентября 2018 года № 244-IHC «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Порядка и Методики.
4. Рекомендовать органам исполнительной власти, органам местного самоуправления, иным государственным органам и организациям Донецкой Народной Республики осуществлять проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов с учетом рекомендаций, изложенных в разделе IV Порядка, с составлением заключения о результатах проведения антикоррупционной экспертизы согласно примерной форме бланка (прилагается).
5. Министерству юстиции Донецкой Народной Республики в течение шестидесяти календарных дней со дня вступления в силу настоящего Постановления:
разработать и подать на утверждение Правительству Донецкой Народной Республики нормативные правовые акты, направленные на реализацию положений Порядка;
разработать и утвердить методику осуществления антикоррупционного мониторинга законодательства;
привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Постановлением.
6. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Председатель Правительства                                                                   А. Е. Ананченко

 

УТВЕРЖДЕН
Постановлением Правительства
Донецкой Народной Республики
от 12 сентября 2019 г. № 25-15

ПОРЯДОК
проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых
актов и проектов нормативных правовых актов

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. В настоящем Порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (далее — Порядок) нижеприведенные термины употребляются в следующем значении:
1) административная процедура — установленный в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) порядок действия физических и юридических лиц, направленный на реализацию их прав и выполнение обязанностей или определение полномочий государственного органа, его должностного и служебного лица;
2) антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов — деятельность по выявлению коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) и подготовке заключений, содержащих предложения (рекомендации) по устранению таких факторов;
3) дискреционные полномочия — совокупность прав и обязанностей органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, предоставляющих им возможность по собственному усмотрению определить полностью либо частично вид и содержание принимаемого управленческого решения или возможность выбора по собственному усмотрению одного из нескольких вариантов управленческих решений, предусмотренных нормативным правовым актом (проектом нормативного правового акта);
4) индикатор коррупциогенности — признак нормативного правового предписания, свидетельствующий о наличии в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенных факторов;
5) коррупциогенные факторы — положения (предписания) нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и (или) организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции, коррупционных явлений и (или) возникновения коррупционных ситуаций;
6) коррупционный риск — условие (вероятность) проявления коррупции, коррупционных явлений и (или) возникновения коррупционных ситуаций;
7) правотворческий орган (должностное лицо) (далее — правотворческий орган) — Г лава Донецкой Народной Республики, Народный Совет Донецкой Народной Республики, Правительство Донецкой Народной Республики.
1.2. Настоящий Порядок определяет организационные основы и требования к процедуре проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и осуществления антикоррупционного мониторинга законодательства Министерством юстиции Донецкой Народной Республики (далее — Минюст ДНР), а также устанавливает организационные основы проведения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
1.3. Минюст ДНР осуществляет с учетом требований, предусмотренных разделами II и IV настоящего Порядка, проведение антикоррупционной экспертизы:
1) проектов законов, проектов указов Главы Донецкой Народной Республики и проектов постановлений Правительства Донецкой Народной Республики, разрабатываемых органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями;
2) проектов поправок Правительства Донецкой Народной Республики к проектам законов, подготовленным органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями;
3) нормативных правовых актов органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также уставов (положений) муниципальных образований и муниципальных нормативных правовых актов о внесении изменений в уставы (положения) муниципальных образований, иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
1.4. Институты гражданского общества (юридические лица) и граждане (физические лица), аккредитованные Минюстом ДНР, осуществляют проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, их должностными лицами, органами местного самоуправления (далее — органы власти и управления), с учетом требований и рекомендаций, предусмотренных разделами III и IV настоящего Порядка соответственно.

II. ПРОЦЕДУРА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ МИНЮСТОМ ДНР

2.1. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1.3 настоящего Порядка (далее — проекты актов), осуществляется уполномоченным структурным подразделением Минюста ДНР, в задачи которого входит проведение антикоррупционной экспертизы проектов актов (далее — уполномоченное структурное подразделение Минюста ДНР), с учетом требований, предусмотренных настоящим разделом, разделом IV Порядка, и согласно Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (далее — Методика).
2.2. Один экземпляр проекта акта до его внесения на рассмотрение в правотворческий орган направляется в Минюст ДНР с сопроводительным письмом о проведении антикоррупционной экспертизы за подписью руководителя органа исполнительной власти, иного государственного органа, организации, разработавших соответствующий проект акта (далее — Разработчик).
2.3. Антикоррупционная экспертиза проекта акта осуществляется уполномоченным структурным подразделением Минюста ДНР в течение пятнадцати рабочих дней со дня, следующего за днем поступления в Минюст ДНР сопроводительного письма о проведении антикоррупционной экспертизы, с приложенным к нему экземпляром проекта акта.
2.4. В процессе проведения антикоррупционной экспертизы проекта акта уполномоченное структурное подразделение Минюста ДНР имеет право привлекать экспертов и профильных специалистов, выносить проект акта на обсуждение в рабочих группах, приглашать на рабочие встречи представителей Разработчика для обсуждения и предоставления пояснений относительно выявленных в проекте акта коррупциогенных факторов.
2.5. В случае необходимости (в связи с проведением анализа проекта акта с привлечением экспертов и профильных специалистов, изучением значительного количества актов законодательства, проведением рабочих встреч с представителями Разработчика, вынесением проекта акта на обсуждение в рабочих группах и прочее) срок проведения антикоррупционной экспертизы может быть продлен Министром юстиции Донецкой Народной Республики (далее — Министр юстиции) по обоснованному представлению руководителя уполномоченного структурного подразделения Минюста ДНР, но не более чем на пятнадцать рабочих дней со дня, следующего за днем окончания общего срока проведения антикоррупционной экспертизы, предусмотренного пунктом 2.3 настоящего Порядка.
Решение о продлении срока отражается в резолюции Министра юстиции на поданном представлении.
В течение одного рабочего дня со дня принятия решения о продлении срока проведения антикоррупционной экспертизы Разработчику направляется соответствующее письменное уведомление за подписью Министра юстиции.
2.6. По результатам проведения антикоррупционной экспертизы уполномоченным структурным подразделением Минюста ДНР подготавливается заключение о результатах проведения антикоррупционной экспертизы по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку (далее — заключение Минюста ДНР).
При выявлении в проекте акта коррупциогенных факторов в заключении Минюста ДНР отражаются все выявленные коррупциогенные факторы с указанием структурных единиц (разделов, глав, статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) проекта акта, в которых они содержатся, со ссылкой на положения Методики, а также предложения по устранению выявленных коррупциогенных факторов.
2.7. Заключение Минюста ДНР подписывается руководителем уполномоченного структурного подразделения Минюста ДНР и утверждается Министром юстиции или его заместителем.
2.8. Заключение Минюста ДНР с приложенным к нему проектом акта не позднее чем на следующий рабочий день со дня его утверждения Министром юстиции направляется разработчику и в соответствии с частью 6 статьи 4 Закона Донецкой Народной Республики от 14 сентября 2018 года № 244-IHC «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» подлежит обязательному рассмотрению им.
2.9. Коррупциогенные факторы устраняются разработчиком самостоятельно с учетом предложений по устранению выявленных коррупциогенных факторов, отраженных в заключении Минюста ДНР, до направления проекта акта на рассмотрение в правотворческий орган.
2.10. Заверенная разработчиком копия заключения Минюста ДНР с приложенным к нему проектом акта в обязательном порядке направляется им в правотворческий орган.
Копия заключения Минюста ДНР, заверенная в установленном порядке, также может быть предоставлена Минюстом ДНР в соответствующий правотворческий орган по письменному запросу последнего.
2.11. Антикоррупционная экспертиза проектов актов, разработчиком которых является Минюст ДНР, осуществляется в соответствии с настоящим разделом, а также с учетом предписаний, предусмотренных регламентом взаимодействия структурных подразделений Минюста ДНР, утвержденным приказом Министра юстиции.
2.12. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, указанных в подпункте 3 пункта 1.3 настоящего Порядка, осуществляется уполномоченным структурным подразделением Минюста ДНР при проведении государственной регистрации нормативных правовых актов согласно разделу IV настоящего Порядка, Методике, а также с учетом требований и в сроки, предусмотренные Порядком представления нормативных правовых актов на государственную регистрацию и проведения их государственной регистрации, утвержденным Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 12 февраля 2016 года № 1-15.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ
НЕЗАВИСИМОЙ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ПРОЕКТОВ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

3.1. Независимая антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов проводится институтами гражданского общества (юридическими лицами) и гражданами (физическими лицами), аккредитованными Минюстом ДНР в качестве экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (далее — эксперты), в соответствии с Методикой и с учетом рекомендаций, предусмотренных разделом IV настоящего Порядка.
3.2. Результаты независимой антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении о результатах проведения независимой антикоррупционной экспертизы, составленного по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку (далее — заключение о НАКЭ).
3.3. После проведения независимой антикоррупционной экспертизы эксперты направляют:
3.3.1. Оригинал на бумажном носителе и (или) электронную копию заключения о НАКЭ (с приложением копии документа, подтверждающего аккредитацию эксперта):
1) проектов законов, проектов указов Главы Донецкой Народной Республики, проектов постановлений Правительства Донецкой Народной Республики — в органы власти и управления, являющиеся разработчиками соответствующих проектов;
2) нормативных правовых актов органов власти и управления, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также проектов указанных нормативных правовых актов — в органы власти и управления, являющиеся издателями (разработчиками) соответствующих нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).
3.3.2. Копию на бумажном носителе и (или) электронную копию заключения о НАКЭ проектов законов, проектов указов Главы Донецкой Народной Республики, проектов постановлений Правительства Донецкой Народной Республики, нормативных правовых актов органов власти и управления, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, и их проектов — в Минюст ДНР.
3.4. Органы власти и управления, нормативные правовые акты которых подлежат государственной регистрации, размещают информацию об адресах электронной почты, предназначенных для получения электронных копий заключений о НАКЭ, на своих официальных сайтах в информационно- телекоммуникационной сети Интернет и в течение семи дней со дня размещения информируют об этом Минюст ДНР.
При этом одним органом власти и управления указывается один адрес электронной почты, предназначенный для получения электронных копий заключений о НАКЭ.
В случае изменения адреса электронной почты, предназначенного для получения электронных копий заключений о НАКЭ, орган власти и управления, нормативные правовые акты которого подлежат государственной регистрации, размещает информацию о новом адресе электронной почты не позднее дня, следующего за днем его изменения, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и в течение семи дней со дня изменения адреса электронной почты информирует об этом Минюст ДНР.
3.5. Заключения о НАКЭ, поступившие в орган власти и управления, нормативные правовые акты которого подлежат государственной регистрации, регистрируются органом власти и управления путем внесения соответствующей записи в журнал учета заключений о проведении независимой антикоррупционной экспертизы, который ведется по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку.
Заключение о НАКЭ носит рекомендательный характер и в соответствии с частью 3 статьи 5 Закона Донецкой Народной Республики от 14 сентября 2018 года № 244-IHC «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» подлежит обязательному рассмотрению органом власти и управления, в который оно направлено в течение тридцати дней со дня его получения.
В течение пяти рабочих дней со дня рассмотрения заключения о НАКЭ орган власти и управления обязан направить эксперту мотивированный ответ (за исключением случаев, когда в заключении о НАКЭ отсутствует информация о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов), в котором отражается учет результатов независимой антикоррупционной экспертизы и (или) причины несогласия с выявленным в нормативном правовом акте или проекте нормативного правового акта коррупциогенным фактором.
Копия указанного мотивированного ответа не позднее чем на следующий день со дня его направления эксперту также направляется органом власти и управления в Минюст ДНР.
3.6. В случае если поступившее заключение о НАКЭ не соответствует установленной форме либо направлено в орган власти и управления, не являющийся издателем (разработчиком) нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта), орган власти и управления оставляет его без рассмотрения и в течение пятнадцати дней со дня получения такого заключения возвращает его эксперту с сопроводительным письмом, в котором указываются причины оставления без рассмотрения и возврата заключения о НАКЭ.
Копия указанного сопроводительного письма не позднее чем на следующий день со дня его направления эксперту также направляется органом власти и управления в Минюст ДНР.
Не допускается оставление без рассмотрения и возврат эксперту заключения о НАКЭ по иным причинам, не предусмотренным настоящим пунктом.
3.7. Проекты законов, проекты указов Главы Донецкой Народной Республики, проекты постановлений Правительства Донецкой Народной Республики вносятся органами власти и управления — разработчиками проектов нормативных правовых актов Г лаве Донецкой Народной Республики и (или) в Правительство Донецкой Народной Республики с приложением к ним заключений о НАЕСЭ (в случае их поступления) и мотивированных ответов на них (при их наличии).

IV. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ
АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ
ПРАВОВЫХ АКТОВ (ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ
АКТОВ)

4.1. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится комплексно. При этом учитывается, что большинство указанных в Методике коррупциогенных факторов взаимосвязаны, поскольку один и тот же индикатор корупциогенности может свидетельствовать о наличии в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) различных коррупциогенных факторов.
4.2. При проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) осуществляются выявление и оценка коррупциогенных факторов, а также указываются предложения по их устранению.
4.3. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится в три этапа:
1) первый — общая оценка нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта).
На первом этапе определяется принадлежность к актам с потенциально высокой степенью коррупционных рисков, дается общая характеристика нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта), оценивается уровень обоснованности и своевременности его принятия, анализируются результаты независимой антикоррупционной экспертизы (в случае ее проведения);
2) второй — антикоррупционная оценка положений нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта).
На втором этапе проводится оценка каждого положения нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта) на предмет наличия коррупциогенных факторов, анализ полноты урегулирования общественных отношений, которые являются предметом регулирования нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта), и степень внутренней согласованности и доступности для понимания положений нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта), а также устанавливаются выявленные коррупциогенные факторы и оценивается их влияние на возможность возникновения предпосылок для совершения коррупционного правонарушения;
3) третий — подготовка заключения, содержащего предложения о способах устранения коррупциогенных факторов.
На третьем этапе подготавливается заключение, в котором отражаются все выявленные коррупциогенные факторы с перечислением структурных единиц (разделов, глав, статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта), в которых они содержатся, со ссылкой на положения пунктов 3 и 4 Методики, а также указываются предложения по устранению выявленных коррупциогенных факторов способами и с учетом рекомендаций, предусмотренных пунктом 4.4 настоящего Порядка.
4.4. Выявленные коррупциогенные факторы могут быть устранены следующими способами:
1) исключением соответствующего текста из нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта);
2) уточнением редакции нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта);
3) подготовкой новой редакции нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта);
4) отменой нормативного правового акта.
4.4.1. В целях устранения выявленных коррупциогенных факторов могут применяться следующие рекомендации:
1) исключение из нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта) дискреционных полномочий или ограничение их объема;
2) уменьшение (исключение) количества решений, которые орган власти и управления или его должностные лица имеют право принимать по своему усмотрению;
3) введение отдельных элементов административной процедуры во время реализации дискреционных полномочий, в частности сроков и оснований принятия решений;
4) введение дополнительных запретов на принятие отдельных решений;
5) передача дискреционных полномочий государственному органу высшего уровня или его определение в акте высшей юридической силы;
6) внедрение процедуры согласования применения дискреционных полномочий;
7) снижение уровня и объема требований, обязанностей и запретов, установленных для физических и (или) юридических лиц;
8) уменьшение количества органов власти и управления, их должностных лиц, участвующих в принятии одного решения, которое обеспечивает реализацию прав и (или) сокращение сроков принятия такого решения;
9) сокращение перечня документов (объема информации), которые физические и (или) юридические лица для реализации своих прав обязаны подать органам власти и управления, их должностным лицам;
10) сокращение перечня критериев, которым должны отвечать физические и (или) юридические лица, претендующие на получение права или блага;
11) делегирование выполнения обязанностей физических и (или) юридических лиц органам власти и управления, их должностным лицам;
12) устранение языковых ошибок в целях устранения неопределенных правовых или оценочных понятий;
13) подготовка предложений относительно установления положений, необходимых для реализации нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта);
14) внедрение административной процедуры;
15) включение в нормативный правовой акт (проект нормативного правового акта) отдельных элементов административной процедуры;
16) определение исчерпывающего перечня оснований, необходимых для принятия акта, нормативное закрепление обязанности должностных лиц органов власти и управления относительно обоснования решения, которое ими принимается;
17) внедрение конкурсных процедур;
18) определение реальной стоимости переданного по результатам конкурса имущества или имущественных прав;
19) обеспечение надлежащего информирования о проведении конкурса (аукциона);
20) создание равных условий для участников конкурса (аукциона);
21) создание надлежащих условий для обнародования информации обо всех участниках конкурса (аукциона) и его результатах;
22) предотвращение возникновения конфликта интересов членов конкурсной комиссии;
23) введение четких критериев определения победителя конкурса (аукциона);
24) дополнение нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), регулирующих вопросы в сферах с потенциально высокой степенью коррупционных рисков, положениями, которыми устанавливаются ограничения и запреты антикоррупционного характера для должностных лиц государственных органов или органов местного самоуправления в целях предотвращения коррупционных проявлений;
25) определение дополнительных обязанностей и запретов для должностных лиц государственных органов или органов местного самоуправления;
26) дополнение нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) положениями, которые дают возможность должностным лицам органов власти и управления определить ответственных за выполнение той или иной функции такого органа или предоставление государственной (административной, муниципальной) услуги;
27) определение в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) положений о видах ответственности должностных лиц органов власти и управления, которые соотносятся с соответствующим актом, устанавливающим юридическую ответственность для таких лиц;
28) исключение определенных ограничений для физических и юридических лиц в части получения информации;
29) подготовка предложений о невозможности принятия нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта) в связи с несоответствием предложенной редакции задекларированным целям;
30) упрощение механизма урегулирования вопроса, определенного в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта);
31) устранение юридической коллизии путем исключения противоречивых положений из нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта);
32) определение ответственных лиц (органов) и установление сроков разработки и принятия актов, необходимых для реализации нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта);
33) указание предостережений относительно возможности возникновения коррупционных рисков и иных последствий в будущем в случае сохранения в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) положений, свидетельствующих о наличии деяний, которые могут допускать или провоцировать совершение коррупционных правонарушений.
4.4.2. В процессе проведения антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта) могут быть сформулированы иные предложения (рекомендации) относительно устранения коррупциогенных факторов.

V. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
АНТИКОРРУПЦИОННОГО МОНИТОРИНГА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

5.1. Антикоррупционный мониторинг законодательства — комплексная систематическая деятельность по сбору, анализу и оценке информации о практике применения нормативных правовых актов, принятых органами власти и управления и зарегистрированных в Минюсте ДНР в целях выявления по результатам проведения антикоррупционной экспертизы и последующего устранения в них коррупциогенных факторов.
5.2. Объектом антикоррупционного мониторинга законодательства выступают:
1) нормативный правовой акт;
2) совокупность нормативных правовых актов, регулирующих отдельную сферу общественных отношений.
5.3. Антикоррупционный мониторинг законодательства осуществляется уполномоченным структурным подразделением Минюста ДНР в отношении нормативных правовых актов, принятых органами власти и управления, в соответствии с методикой, разработанной и утвержденной Минюстом ДНР.
Установление в рамках антикоррупционного мониторинга законодательства факта наличия коррупциогенных факторов в положениях соответствующих нормативных правовых актов осуществляется путем проведения антикоррупционной экспертизы уполномоченными структурными подразделениями Минюста ДНР и составления по ее результатам заключения Минюста ДНР (по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку).
5.4. При выявлении в процессе проведения антикоррупционного мониторинга нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы, Минюст ДНР уведомляет соответствующий орган власти и управления о необходимости устранения выявленных коррупциогенных факторов в порядке, предусмотренном настоящим разделом.
5.5. В органах власти и управления координацию деятельности структурных подразделений по устранению выявленных в рамках антикоррупционного мониторинга законодательства коррупциогенных факторов осуществляют юридические службы, а в случае их отсутствия — структурные подразделения, определяемые руководителями органов власти и управления.
5.6. Осуществление антикоррупционного мониторинга законодательства включает в себя следующие этапы:
1) сбор, обобщение и анализ информации относительно объекта антикоррупционного мониторинга;
2) проведение антикоррупционной экспертизы и составление по ее результатам заключения Минюста ДНР;
3) направление в соответствующий орган власти и управления уведомления Минюста ДНР о выявлении в положениях нормативного правового акта коррупциогенных факторов и предложений (рекомендаций) по их устранению с приложением к такому уведомлению заключения Минюста ДНР.
4) анализ и обобщение информации по результатам осуществления антикоррупционного мониторинга законодательства.
5.7. При проведении антикоррупционного мониторинга законодательства используются:
1) информация, содержащаяся в обзорах практики применения законодательства, подготовленных государственными органами (Генеральной прокуратурой Донецкой Народной Республики, Верховным Судом Донецкой Народной Республики, иными государственными органами);
2) информация, содержащаяся в заключениях о НАКЭ, направляемых в Минюст ДНР экспертами в соответствии с подпунктом 3.3.2 пункта 3.3 настоящего Порядка;
3) результаты анализа и обобщения обращений граждан в государственные органы и рассмотрения актов прокурорского реагирования, судебных решений относительно практики применения нормативных правовых актов;
4) материалы научно-практических конференций, семинаров, совещаний, посвященных проблемам законодательства Донецкой Народной Республики, а также материалы, предоставляемые институтами гражданского общества;
5) информация, содержащаяся в средствах массовой информации и в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в том числе в научных публикациях;
6) результаты социологических исследований по вопросам
правоприменения;
7) Уведомления органов власти и управления о выявлении
коррупциогенных факторов в действующих нормативных правовых актах Донецкой Народной Республики;
8) информация, содержащаяся в справках Минюста ДНР по результатам осуществления мероприятий контроля соблюдения законодательства в сфере государственной регистрации нормативных правовых актов;
9) аналитические и иные данные.
5.8. При выявлении в рамках осуществления антикоррупционного мониторинга законодательства коррупциогенных факторов в нормативном правовом акте органа власти и управления уполномоченным структурным подразделением Минюста ДНР оформляется и направляется в соответствующий орган власти и управления, издавший нормативный правовой акт, подписанное Министром юстиции уведомление о выявлении в положениях нормативного правового акта коррупциогенных факторов и предложениях по их устранению (далее — уведомление), подготовленное по форме согласно приложению 4 к настоящему Порядку, к которому прилагается экземпляр заключения Минюста ДНР.
5.9. В целях устранения выявленных в рамках осуществления антикоррупционного мониторинга законодательства коррупциогенных факторов орган власти и управления обязан в течение тридцати дней со дня получения уведомления разработать и представить на государственную регистрацию в Минюст ДНР нормативный правовой акт о внесении изменений либо признании утратившим силу (отмене) соответствующего нормативного правового акта.
5.10. В случае если орган власти и управления не согласен с выводами, изложенными в заключении Минюста ДНР, руководитель такого органа в течение десяти дней со дня получения уведомления инициирует рабочее совещание, которое проводится с участием Министра юстиции и (или) уполномоченных представителей Минюста ДНР.
5.10.1. По результатам проведения рабочего совещания в случае неурегулирования разногласий по оценке указанных в заключении Минюста ДНР коррупциогенных факторов:
5.10.1.1. Орган исполнительной власти, издавший нормативный правовой акт, оформляет протокол, который подписывается Министром юстиции и руководителем такого органа исполнительной власти.
Руководитель органа исполнительной власти, издавшего нормативный правовой акт, в течение десяти дней со дня проведения совещания направляет в Правительство Донецкой Народной Республики для рассмотрения протокол совещания с приложением нормативного правового акта и изложением своей позиции по вопросу наличия (отсутствия) в нем коррупциогенных факторов.
Указанные материалы рассматриваются в течение одного месяца Председателем Правительства Донецкой Народной Республики или его заместителями (в соответствии с распределением обязанностей) с участием Министра юстиции и руководителя органа исполнительной власти, издавшего нормативный правовой акт (либо уполномоченных лиц).
По решению Председателя Правительства Донецкой Народной Республики материалы могут быть рассмотрены на заседании Правительства Донецкой Народной Республики.
5.10.1.2. Орган местного самоуправления, организация, издавшие нормативный правовой акт, имеют право обратиться в суд для разрешения соответствующих разногласий в судебном порядке.
5.10.2. В случае принятия (по результатам проведения рабочего совещания, рассмотрения материалов Председателем Правительства Донецкой Народной Республики или судом) решения о наличии в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов орган власти и управления, издавший такой акт, в течение пяти рабочих дней, если иные сроки не предусмотрены соответствующим решением суда (для органов местного самоуправления, организаций), разрабатывает и представляет на государственную регистрацию в Минюст ДНР нормативный правовой акт о внесении изменений либо признании утратившим силу (отмене) нормативного правового акта, в отношении которого Минюстом ДПР было направлено уведомление.
5.10.3. В случае принятия (по результатам проведения рабочего совещания, рассмотрения материалов Председателем Правительства Донецкой Народной Республики или судом) решения об отсутствии в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов Минюст ДПР в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого решения отзывает соответствующее уведомление в отношении такого нормативного правового акта.
5.11. Минюст ДПР ежегодно анализирует, обобщает информацию о результатах проведения антикоррупционного мониторинга и отражает ее в годовом отчете о результатах осуществления антикоррупционного мониторинга, который оформляется в виде таблицы по форме согласно приложению 5 к настоящему Порядку.
Годовой отчет о результатах осуществления антикоррупционного мониторинга до 15 февраля года, следующего за отчетным, направляется в Правительство Донецкой Народной Республики и размещается на официальном сайте Минюста ДПР в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

 

УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Правительства
Донецкой Народной Республики
от 12 сентября 2019 г. № 25-15

МЕТОДИКА
проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых
актов и проектов нормативных правовых актов

1. Настоящая Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (далее — Методика) применяется для обеспечения проведения прокуратурой Донецкой Народной Республики, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, органами, организациями и их должностными лицами антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
Настоящей Методикой руководствуются независимые эксперты, получившие аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, при проведении независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
2. Для обеспечения обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы нормативного правового акта или положения проекта нормативного правового акта.
3. Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил,
являются:
а) широта дискреционных полномочий — отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц);
б) определение компетенции по формуле «вправе» — диспозитивное установление возможности совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) выборочное изменение объема прав — возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц);
г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества — наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или организации, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции — нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий — установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
ж) отсутствие или неполнота административных процедур — отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур — закрепление административного порядка предоставления права (блага);
и) нормативные коллизии — противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
4. Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:
а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, — установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
б) злоупотребление правом заявителя государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) — отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
в) юридико-лингвистическая неопределенность — употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.