Дата публикации | 16:55 15.01.2018 |
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
СОВЕТ МИНИСТРОВ
Внесены изменения
Постановлением Правительства ДНР № 2-14 от 15.02.2019 г.
Постановлением Правительства ДНР № 41-1 от 13.05.2022 г.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 06 ноября 2017 г. № 14-38
Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы
проектной документации на строительство
В целях нормативного правового регулирования осуществления государственной экспертизы проектной документации на строительство, руководствуясь статьей 78 Конституции Донецкой Народной Республики, Совет Министров Донецкой Народной Республики
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Порядок проведения государственной экспертизы проектной документации на строительство (прилагается).
2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня официального опубликования.
Председатель
Совета Министров А. В. Захарченко
УТВЕРЖДЕН
Постановлением Совета Министров
Донецкой Народной Республики
от 06 ноября 2017 г. № 14-38
ПОРЯДОК
проведения государственной экспертизы
проектной документации на строительство
Настоящий Порядок разработан с целью реализации государственной политики по техническому регулированию в сфере архитектурно-строительной деятельности, в соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республики, Указом Главы Донецкой Народной Республики от 02.06.2016 № 168 «О создании Службы государственной строительной экспертизы Донецкой Народной Республики», иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики и относится к комплексу нормативных документов обеспечения оценки соответствия проектной документации на строительство действующему законодательству Донецкой Народной Республики.
I. СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Порядок проведения государственной экспертизы проектной документации на строительство (далее — Порядок) определяет исключительно процедуру проведения государственной экспертизы проектной документации на строительство объектов строительства и содержит положения по организации ее выполнения.
1.2. Положения настоящего Порядка подлежат обязательному выполнению при проведении государственной экспертизы проектной документации на строительство органами исполнительной власти, экспертами, экспертными организациями, проектировщиками, заказчиками строительства, распорядителями бюджетных средств на территории Донецкой Народной Республики.
1.3. В случаях, предусмотренных законодательством, проектная документация на строительство или ее отдельные разделы (части), подлежат обязательной государственной экспертизе, проводимой в установленном порядке, специализированными отраслевыми государственными экспертными организациями, уполномоченными органами исполнительной власти на соответствие санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности.
II. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
2.1. Термины, употребляемые для целей настоящего Порядка, имеют следующее значение:
ведущий (ответственный) эксперт — эксперт, который осуществляет экспертизу отдельных разделов или частей проектной документации и несет ответственность в соответствии с законодательством;
главный эксперт проекта (ГЭП) — ответственный эксперт, который возглавляет и/или координирует проведение экспертизы проектной документации на строительство в целом и несет ответственность в соответствии с законодательством;
государственная экспертиза проектной документации на строительство процедура комплексной оценки результатов инженерных изысканий и проектной документации, установление их соответствия законодательству в сфере строительства, строительным нормам, стандартам и правилам, осуществляемая в установленном порядке Службой государственной строительной экспертизы Донецкой Народной Республики, результатом которой является комплексное заключение государственной экспертизы проектной документации на строительство;
градостроительная документация — комплекс текстовых и графических материалов по вопросам планирования развития территорий различных уровней, регулирования застройки и иного использования территорий;
заказчик (застройщик) — физическое, юридическое лицо или физическое лицо-предприниматель, имеющее намерение и/или осуществляющее на законном основании строительство (новое строительство, реконструкцию, техническое переоснащение, реставрацию, капитальный ремонт и другие виды строительства) объектов строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации на строительство;
корректировка проектной документации на строительство — внесение изменений в утвержденную (одобренную) проектную документацию на строительство на основании задания на корректировку;
проектная документация на строительство — текстовая и графическая инженерно-техническая документация, описывающая строительный объект и связанные с ним процессы и операции и разработанная с целью нового строительства, реконструкции, технического переоснащения, реставрации, капитального ремонта объекта. Проектная документация составляется на новое строительство, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт и техническое переоснащение (перевооружение, модернизацию), ликвидацию объектов строительства;
эксперт — специалист, имеющий соответствующее специальное образование и практический опыт работы, который осуществляет экспертизу отдельных разделов или частей проектной документации и несёт ответственность в соответствии с законодательством.
III. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
3.1. Проведение государственной экспертизы проектной документации на строительство (далее — государственная экспертиза) регламентируется действующим законодательством Донецкой Народной Республики, в том числе настоящим Порядком.
3.2. Государственная экспертиза проводится с целью определения соответствия проектной документации на строительство законодательству Донецкой Народной Республики, другим нормативным правовым актам, регулирующим строительную деятельность, относительно прочности, надежности и долговечности объектов строительства, их эксплуатационной безопасности и инженерного обеспечения, в том числе по доступности лиц с ограниченными физическими возможностями и других маломобильных групп населения, сметной части проектной документации, энергосбережения.
3.3. Задачей государственной экспертизы является оценка соответствия проектной документации государственным строительным нормам, стандартам и правилам, а также прохождение проектной документации на строительство в установленных законодательством случаях, специализированных отраслевых экспертиз на соответствие санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, и подготовка комплексного заключения государственной экспертизы, согласно приложениям к настоящему Порядку, включая заключения специализированных отраслевых государственных экспертных организаций, органов исполнительной власти, уполномоченных проводить специализированные отраслевые государственные экспертизы, в случаях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством.
3.4. Ответственность заказчика строительства, заказчика экспертизы, проектной организации, главного архитектора проекта (главного инженера проекта), органа исполнительной власти, экспертной организации, эксперта определяется законодательством.
3.5. Государственная экспертиза проектной документации на строительство проводится согласно требованиям настоящего Порядка и действующего законодательства перед утверждением проектной документации заказчиком.
Проектная документация на строительство, подлежащая обязательной государственной экспертизе, но не прошедшая её в установленном порядке, не подлежит дальнейшей реализации.
3.6. Государственной экспертизе проектной документации на строительство в соответствии с настоящим Порядком подлежит градостроительная документация территориального планирования на государственном уровне, генеральные планы, а также изменения к ним, проектная документация на новое строительство, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт и техническое переоснащение (перевооружение, модернизация), ликвидацию объектов строительства на одной из стадий проектирования: проект (П) или рабочий проект (РП).
3.7. При наличии положительных согласований градостроительной документации территориального планирования, предоставленных органами исполнительной власти по вопросам здравоохранения, органами культурного наследия, охраны окружающей природной среды, земельных отношений, гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, проведение дополнительных специализированных экспертиз проектной документации либо ее отдельных разделов относительно санитарного и эпидемиологического благополучия населения, охраны труда, экологии и пожарной безопасности не требуется.
3.8. Застройщик или заказчик вправе направить по собственной инициативе проектную документацию на строительство (отдельных разделов или части проекта) на предварительную государственную экспертизу, в том числе и дополнительно на любой стадии проектирования.
3.9. Обязательной государственной экспертизе подлежат:
3.9.1. градостроительная документация территориального планирования и изменения к ней:
1) генеральная схема развития территории Донецкой Народной Республики;
2) схема планирования отдельных частей территории (административно-территориальных единиц) Донецкой Народной Республики;
3) схемы международных транспортных коридоров и зон их влияния;
4) схемы территориального развития трансграничных территорий;
5) генеральные планы населенных пунктов Донецкой Народной Республики;
3.9.2. проектная документация на строительство объектов IV-V категорий сложности относительно требований к прочности, надежности, долговечности объектов строительства, их эксплуатационной безопасности и инженерного обеспечения, энергосбережения, санитарного и эпидемиологического благополучия населения, охраны труда, экологии, пожарной безопасности, ядерной и радиационной безопасности;
3.9.3. проектная документация на строительство объектов III категории сложности относительно требований к прочности, надежности, долговечности объектов строительства, их эксплуатационной безопасности и инженерного обеспечения, энергосбережения, санитарного и эпидемиологического благополучия населения, охраны труда, экологии, пожарной безопасности, ядерной и радиационной безопасности, при выполнении следующих строительных работ:
1) новое строительство, реконструкция, капитальный ремонт общежитий, многоквартирных жилых домов, предназначенных для проживания более 50 (пятидесяти) человек, гостиничных зданий (гостиницы, мотели, кемпинги, пансионаты, рестораны и бары), предприятий общественного питания, рассчитанных на 50 (пятьдесят) и более посадочных мест, зданий общественного назначения, рассчитанных на одновременное пребывание 100 (ста) и более человек, промышленных объектов с площадью застройки более 500 (пятисот) кв. м, торговых зданий и помещений общей площадью более 300 (трехсот) кв. м.;
2) сооружаемых на территориях со сложными инженерно-геологическими, горно-геологическими и техногенными условиями в части надежности, долговечности объектов строительства, их эксплуатационной безопасности и инженерного обеспечения;
3.9.4. проектная документация на строительство объектов I, II, III категорий сложности, финансируемых с привлечением бюджетных средств;
3.9.5. проектная документация на строительство объектов, располагаемых в границах охранных зон объектов трубопроводного транспорта;
3.9.6. проектная документация объектов культурного наследия, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности указанного объекта;
3.9.7. проектная документация на строительство объектов, строительство которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий;
3.9.8. проектная документация на строительство объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-V классов опасности.
3.10. Государственная экспертиза не является обязательной в следующих случаях:
3.10.1. при строительстве объектов I и II категорий сложности, кроме строительства объектов, финансируемых с привлечением бюджетных средств;
3.10.2. при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов III категории сложности — многоквартирных жилых домов для проживания до 50 (пятидесяти) человек, предприятий общественного питания до 50 (пятидесяти) посадочных мест, общественных зданий с одновременным пребыванием до 100 (ста) человек, торговых зданий и помещений общей площадью до 300 (трехсот) кв. м, промышленных объектов с площадью застройки до 500 (пятисот) кв. м;
3.10.3. при капитальном ремонте и модернизации отдельных помещений, инженерные решения которых не затрагивают несущей способности конструкций, кроме объектов, финансируемых с привлечением бюджетных средств;
3.10.4. при строительстве одноквартирных жилых домов;
3.10.5. при реконструкции (перепланировке) квартир в многоквартирном жилом доме без вмешательства в их несущие конструкции.
3.11. Техническая документация на ремонт и замену технологического оборудования, машин и агрегатов, которая разрабатывается, согласовывается и утверждается в соответствии с отраслевыми нормативно-техническими
документами и не сопровождается общестроительными работами,
государственной экспертизе не подлежит.
3.12. Обязательная государственная экспертиза проводится при условии комплектности состава проектной документации и документов, прилагаемых к заявлению в соответствии с настоящим Порядком.
В особых случаях по согласованию между заказчиком или проектировщиком и экспертной организацией при проведении обязательной экспертизы допускается рассмотрение отдельных разделов (части) проекта на предмет соответствия требованиям государственных строительных норм и стандартов относительно прочности, надежности и долговечности объектов строительства, их эксплуатационной безопасности, энергосбережения, соответствия состава сметной части, с оформлением соответствующего заключения.
IV. ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ЭКСПЕРТИЗУ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЕЁ ВЫПОЛНЕНИЯ
4.1. Служба государственной строительной экспертизы Донецкой Народной Республики (далее — Служба) проводит государственную экспертизу проектной документации на строительство при участии специализированных отраслевых государственных экспертных организаций и уполномоченных органов исполнительной власти в случаях, предусмотренных законодательством.
Органы государственной исполнительной власти, а также учрежденные ими для проведения государственной экспертизы государственные службы, предприятия и организации, не вправе участвовать в выполнении архитектурно-строительного проектирования.
Государственную экспертизу проектной документации на строительство не может проводить лицо, которое принимало участие в разработке представленной проектной документации в качестве проектировщика.
4.2. Заказчиком государственной экспертизы может выступать заказчик/застройщик строительства или проектировщик, если это предусмотрено договором на выполнение проектных работ.
4.3. Для проведения государственной экспертизы её заказчик подает в Службу официальное письмо, составленное в произвольной форме, с запросом на проведение государственной экспертизы проектной документации на строительство (соответствующей стадии) (далее — письмо-заказ).
К письму-заказу прилагается проектная документация на строительство в бумажном виде (не более трех экземпляров), оформленная в соответствии с требованиями государственных норм и стандартов, а также в электронном виде в формате PDF (Portable Document Format) с программой для просмотра Adobe Reader — для текстовой, графической, табличной, иллюстративной частей проекта строительства и в формате программного комплекса, в котором выполнена сметная часть проектной документации.
4.4. Поступившая на государственную экспертизу проектная документация в течение трёх рабочих дней, со дня получения от заявителя, рассматривается на предмет комплектности документации с последующей регистрацией в Службе и заключением договора на проведение государственной экспертизы на основании представленного письма-заказа.
В случае если проверкой установлена некомплектность представленной проектной документации, Служба в течение трех рабочих дней сообщает заказчику о возврате некомплектной проектной документации или о необходимости доукомплектования проектной документации (предоставление недостающих частей проектной документации, согласований, подписей, т.п.).
4.5. Служба при приёме проектной документации на государственную экспертизу составляет сводную информацию по проектной документации в произвольной форме с указанием следующих данных:
1) номера регистрации в журнале входящей документации письма-заказа на проведение государственной экспертизы;
2) фамилии, имени, отчества сотрудника Службы, ответственного за проведение государственной экспертизы проектной документации (ГЭП);
3) направления проведения экспертизы;
4) информации о заказчике экспертизы, реквизитов, фамилии, имени, отчества руководителя;
5) информации о заказчике строительства, его реквизитов, фамилии, имени, отчества руководителя;
6) информации о проектировщике, его реквизитов, фамилии, имени, отчества руководителя и при необходимости серии, номера, даты выдачи и срока действия лицензии;
7) перечня проектной документации согласно её составу;
8) информации или заключения о состоянии незавершенного строительства (при наличии);
9) категории сложности объекта строительства, определённой проектировщиком и заказчиком строительства на основании выполненного расчета, который предоставляется в составе проектной документации;
10) информации об источниках финансирования;
11) проектной продолжительности строительства;
12) другое.
4.6. На стадии приёмки проектной документации руководителем Службы определяется необходимость, в случаях, предусмотренных законодательством, проведения государственной экспертизы различных разделов проектной документации специализированными отраслевыми государственными экспертными организациями, уполномоченными органами исполнительной власти, заключения которых необходимы для формирования комплексного заключения, их перечень, а также из штатного состава Службы назначается главный эксперт проекта (далее — ГЭП), который предварительно рассматривает и анализирует предоставленную проектную документацию.
Заказчик экспертизы направляется с письменным запросом, подготовленным Службой, в указанные специализированные отраслевые государственные экспертные организации, уполномоченные органы исполнительной власти для проведения специализированной экспертизы проектной документации и получения экспертного заключения либо уведомления об отсутствии необходимости в проведении экспертизы.
Специализированная экспертиза проводится в порядке, предусмотренном законодательством, на условиях специализированных отраслевых государственных экспертных организаций, уполномоченных органов исполнительной власти, предусмотренных законодательством.
4.7. Проведение государственной экспертизы проектной документации на строительство осуществляется на основании зарегистрированного в Службе письма-заказа, после предоставления заказчиком необходимого для рассмотрения комплекта проектной документации, откорректированного по замечаниям специализированных отраслевых государственных экспертных организаций, уполномоченных органов исполнительной власти, заключений или уведомлений и документа, подтверждающего внесение оплаты за проведение государственной экспертизы и подготовку экспертного заключения в случаях, предусмотренных п. 6.2 Порядка.
4.8. К проведению государственной экспертизы из штата Службы привлекаются ответственные специалисты, эксперты по вопросам прочности, надежности и долговечности объектов строительства, их эксплуатационной безопасности и инженерного обеспечения, сметной части проектной документации и энергосбережения.
В зависимости от функционального назначения объекта строительства для рассмотрения специализированных вопросов к проведению государственной экспертизы, по согласованию, на бесплатной основе, привлекаются специалисты, эксперты по вопросам санитарного и эпидемиологического благополучия населения; охраны труда; экологии; техногенной безопасности; ядерной и радиационной безопасности.
4.9. В подготовке комплексного экспертного заключения принимают участие ГЭП, который возглавляет или координирует проведение государственной экспертизы, ответственные специалисты, эксперты по соответствующим разделам проектной документации, другие привлекаемые специалисты, эксперты.
4.10. При проведении государственной экспертизы по запросу Службы, заказчиком экспертизы или проектировщиком, предоставляются копии инженерно-технических, технико-экономических, экологических расчетов, а также материалов инженерных изысканий с их выводами и рекомендациями, материалов обследований, сертификатов, расчётов конструктивных и других решений.
Такие материалы и расчеты должны быть официально предоставлены Службе во временное пользование и возвращены после проведения государственной экспертизы.
4.11. По результатам проведенной государственной экспертизы Службой формируется комплексное экспертное заключение, согласно приложениям 1 или 2 к настоящему Порядку, включающее заключения специализированных отраслевых государственных экспертных организаций, уполномоченных органов исполнительной власти.
4.12. Разногласия по вопросам проведения государственной экспертизы, возникающие между заказчиком экспертизы и Службой, рассматриваются и решаются: Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Донецкой Народной Республики или в судебном порядке.
V. СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
5.1. Сроки проведения государственной экспертизы проектной документации определяются:
5.1.1. для объектов IV-V категорий сложности — не более 30 рабочих
дней;
5.1.2. для объектов, представляющих повышенную ядерную, радиационную и экологическую опасность и тех, относительно которых проводится оценка их влияния на окружающую природную среду, а также наиболее сложных и уникальных объектов — не более 90 календарных дней;
5.1.3. для объектов I, II, III категории сложности, согласно пункту 3.9.4 настоящего Порядка, в т.ч. ремонт и модернизация отдельных помещений, инженерные решения которых не затрагивают несущей способности конструкций, строительство одноквартирных жилых домов, перепланировка квартир в многоквартирном жилом доме без вмешательства в несущие конструкции, согласно пункту 3.10 настоящего Порядка — не более 20 рабочих дней.
5.2. В случае необходимости доработки проектной документации, на основании замечаний специалистов, экспертов и письма заказчика, срок проведения государственной экспертизы может быть продлён Службой на 30 рабочих дней, за исключением проектной документации, представленной гражданами, срок рассмотрения которой не должен превышать 20 рабочих дней.
5.3. Отсчет срока проведения государственной экспертизы определяется, в случае отсутствия необходимости прохождения проектной документации специализированных отраслевых экспертиз, со дня регистрации в Службе поступившего от заказчика/застройщика или проектировщика письма-заказа на проведение государственной экспертизы проектной документации на строительство. В случае наличия, в соответствии с законодательством, необходимости прохождения проектной документации специализированной отраслевой экспертизы, отсчет срока определяется со дня предоставления в Службу положительных заключений или уведомлений специализированных экспертных организаций, уполномоченных органов исполнительной власти с полным комплектом откорректированной проектной документации и оплаты государственной экспертизы.
5.4. При неполучении от заказчика в течение 20 рабочих дней подписанного им договора о проведении государственной экспертизы и предусмотренной в нем, в установленных п. 6.2 Порядка случаях, платы за её проведение, или не предоставление заказчиком в указанный срок запрашиваемых Службой документов, государственная экспертиза не проводится, а все документы в течение семи дней возвращаются заказчику с письменным уведомлением.
5.5. Основаниями для отказа в принятии проектной документации на государственную экспертизу являются:
5.5.1. необоснованное отсутствие в составе проектной документации разделов, предусмотренных нормативными правовыми актами;
5.5.2. подготовка проектной документации лицом, которое не соответствует нормативным требованиям;
5.5.3. отсутствие, в определенных законодательством случаях, результатов инженерных изысканий;
5.5.4. неустранение обстоятельств, послуживших основанием для возврата некомплектной проектной документации в случаях, установленных настоящим Порядком.
VI. ПЛАТА ЗА ПРОВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
6.1. Проведение государственной экспертизы проектной документации и подготовка комплексного экспертного заключения, выдача его дубликата или переоформление по объектам строительства, сооружаемым с привлечением бюджетных средств, проводится на бесплатной основе.
6.2. Порядок расчета стоимости проведения государственной экспертизы проектной документации и подготовки комплексного экспертного заключения, выдачи его дубликата или переоформления по объектам строительства, сооружение которых осуществляется без привлечения бюджетных средств, устанавливается Советом Министров Донецкой Народной Республики
6.3. Стоимость проведения специализированных отраслевых экспертиз определяется соответствующими нормативными актами.
VII. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ И РАЗДЕЛАМ
ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
7.1. Государственная экспертиза проектной документации на строительство должна быть направлена на определение соответствия объектов экспертизы требованиям и нормам действующего законодательства и государственным строительным нормам, стандартам, правилам, исходным данным.
7.2. К проведению государственной экспертизы проектной документации привлекаются ответственные специалисты, эксперты из штата Службы и привлекаемые специалисты, эксперты, в случаях предусмотренных настоящим Порядком.
7.3. Привлечение к проведению государственной экспертизы ответственных специалистов, экспертов по соответствующим направлениям осуществляется руководителем Службы по представлению ГЭПа для объектов строительства III-V категорий сложности.
7.4. При проведении государственной экспертизы проектной документации может осуществляться оперативное внесение изменений в проектную документацию на строительство в порядке, установленном действующим законодательством.
7.5. Выявленные в процессе государственной экспертизы замечания по отдельным разделам проектной документации предварительно, за подписью руководителя Службы, могут направляться заказчику экспертизы или проектировщику, по их просьбе, для их возможного устранения.
7.6. Проектная документация, в которую вносятся изменения (дополнения), корректировки, оказывающие влияние на утверждённые проектные решения и основные технико-экономические показатели, подлежит повторной государственной экспертизе в порядке, установленном для вновь разработанной проектной документации на строительство.
7.7. При корректировке проектной документации учитываются требования действующих нормативных, правовых, технических документов и исходных данных на проектирование.
7.8. Откорректированная проектная документация подлежит повторной государственной экспертизе в части, не соответствующей ранее утвержденной проектной документации.
7.9. Проектная документация, по которой в течение трёх лет после окончания её разработки и проведения государственной экспертизы не начато выполнение строительных работ, считается устаревшей и может быть использована для реализации только после проведения новой государственной экспертизы и повторного утверждения в установленном порядке.
7.10. В случае, когда необходимость в корректировке (повторном утверждении) проектной документации возникла в процессе строительства, в состав документации, предоставляемой для повторного проведения государственной экспертизы, включаются сведения о состоянии строительства и копии актов выполненных работ.
7.11. При внесении изменений в проектную документацию, в связи с изменением государственных стандартов, норм и правил, технических нормативных правовых актов, условий исходных данных строительства, технико-экономических показателей объекта, в том числе сметной стоимости строительства, а также при получении заключения государственной экспертизы по форме приложения 2 настоящего Порядка, повторная государственная экспертиза по скорректированной части документации проводится в порядке, установленном для вновь разработанной проектной документации.
7.12. Проектная документация может быть направлена повторно (два и более раза) на государственную экспертизу после устранения недостатков, указанных в заключении государственной экспертизы согласно приложению 2 настоящего Порядка.
VIII. ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ И ВЫДАЧИ ЭКСПЕРТНЫХ ЗАКЛЮЧЕНИЙ
8.1. Результатом государственной экспертизы проектной документации на строительство является комплексное заключение о соответствии (положительное экспертное заключение) (приложение 1 к настоящему Порядку) или несоответствии (отрицательное экспертное заключение) (приложение 2к настоящему Порядку) проектной документации требованиям строительных норм, стандартов и правил.
8.2. Положительное заключение государственной экспертизы (приложение 1 к настоящему Порядку) служит основанием для утверждения в установленном порядке проектной документации заказчиком.
8.3. Положительное заключение государственной экспертизы удостоверяет соответствие предоставленной проектной документации строительным нормам, стандартам и правилам, исходным данным на проектирование, подтверждает технико-экономические показатели проектной документации и её готовность к утверждению (принятию) заказчиком строительства.
Комплексное заключение экспертизы подписывается главным экспертом проекта, ответственными экспертами и утверждается руководителем Службы с проставлением оттиска гербовой печати.
8.3.1. Обязательной частью экспертного заключения являются заключения и уведомления специализированных отраслевых государственных экспертных организаций, уполномоченных органов исполнительной власти, а также приложение к нему, которое должно содержать такие основные данные:
1) сведения о заказчике (Ф.И.О, место проживания, регистрационный номер ученой карточки налогоплательщика (не предоставляется, в случае если из-за религиозных убеждений физическое лицо отказалось от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика и официально сообщило об этом в соответствующий орган доходов и сборов при наличии отметки в паспорте или справки о наличии права осуществлять любые платежи по серии и номеру паспорта), наименование юридического лица, Ф.И.О. руководителя, юридический адрес, идентификационный код, телефон, адрес электронной почты в случае, если таковой имеется);
2) наименование проектной организации, её юридический адрес, идентификационный код, фамилия, инициалы главного архитектора проекта, главного инженера проекта, данные о серии, номере, дате выдачи и сроке действия лицензии, телефон, адрес электронной почты, в случае, если таковой имеется;
3) категория сложности объекта строительства по проектной документации;
4) краткое описание основных проектных решений;
5) описание замечаний и внесенных изменений, принятых в ходе проведения экспертизы (при наличии);
8.3.2. Указанное приложение к экспертному заключению составляется на пронумерованных листах, подписывается главным экспертом и ответственными экспертами, которые были привлечены к проведению экспертизы отдельных разделов или частей проектной документации, и прошивается.
8.4. Экспертное заключение о рассмотрении отдельной части или раздела проектной документации подписывается главным и ответственным экспертами и утверждается согласно пункту 8.3 настоящего Порядка.
8.5. Экспертное заключение о рассмотрении отдельной части или раздела проектной документации является юридическим документом, обязательным к исполнению всеми участниками строительной деятельности.
8.6. Экспертное заключение о рассмотрении проектной документации действует со дня его выдачи.
8.7. Срок действия экспертного заключения ограничивается проектной продолжительностью строительства объекта, увеличенного на один год (но не более трех лет).
8.8. Служба имеет право продлевать срок действия экспертного заключения при наличии обоснований заказчиков, инвесторов. При этом продление срока действия экспертного заключения не влечет за собой автоматическое продление срока проектной продолжительности строительства.
8.9. Положительное экспертное заключение по результатам проведенной государственной экспертизы составляется в двух экземплярах на бланках специального образца Службы, согласно приложению 1 к настоящему Порядку. Один экземпляр (с оригиналами подписей и «мокрыми» печатями) предоставляется заказчику экспертизы, второй оригинальный экземпляр остается в деле проектной документации, хранящемся в Службе.
8.10. При обнаружении в проектной документации несоответствий и несоблюдения нормативных требований по результатам экспертизы заказчику выдаётся отрицательное экспертное заключение согласно приложению 2 к настоящему Порядку.
8.10.1. Основанием для выдачи отрицательного экспертного заключения
является невозможность устранения замечаний экспертов в срок,
установленный для проведения государственной экспертизы, либо отклонение проектной документации, с указанием причин такого вывода государственной экспертизы. В этом случае исправленная проектная документация может быть предоставлена заказчиком для проведения повторной государственной экспертизы.
8.10.2. Отрицательное экспертное заключение по результатам проведенной государственной экспертизы оформляется в двух экземплярах на бланке Службы, согласно приложению 2к настоящему Порядку, подписывается главным экспертом проекта, ответственными экспертами и утверждается руководителем Службы с проставлением оттиска гербовой печати. Один экземпляр отрицательного экспертного заключения предоставляется заказчику экспертизы, второй оригинальный экземпляр остается в деле проектной документации, хранящемся в Службе.
8.10.3. Обязательной частью отрицательного экспертного заключения является приложение, которое составляется по установленной форме и должно содержать замечания к проектной документации (её части, раздела) со ссылкой на конкретные требования законодательных актов, строительных норм, стандартов, правил, исходных данных на проектирование. Приложение подписывается главным экспертом проекта и ответственными специалистами, экспертами, которые были привлечены к проведению государственной экспертизы отдельных разделов или частей проектной документации.
8.11. Отрицательное заключение государственной экспертизы может быть обжаловано заказчиком (застройщиком) в судебном порядке. Заказчик (застройщик) вправе направить повторно проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу после внесения в них необходимых изменений.
8.12. Основанием для выдачи дубликата экспертного заключения является потеря или повреждение экспертного заключения.
8.13. Основанием для переоформления экспертного заключения являются:
1) изменение наименования заказчика экспертизы или генерального проектировщика;
2) изменения, связанные с заменой адреса объекта строительства или названия проектной документации, если это не повлекло за собой внесение изменений в утверждённую проектную документацию и технико-экономические показатели.
8.14. Служба должна оформить экспертное заключение не позднее чем через три рабочих дня со дня истечения срока проведения государственной экспертизы при наличии, в установленных случаях, документов, подтверждающих внесение оплаты за проведение государственной экспертизы и подготовку экспертного заключения.
IX. ВЕДЕНИЕ АРХИВА ДЕЛ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
9.1. Все материалы, которые касаются проведения государственной экспертизы проектной документации по каждому объекту строительства, подлежат постоянному хранению в Службе или могут быть переданы на хранение в специализированное архивное учреждение.
9.2. Дело экспертизы проектной документации, которое формируется при приёме проектной документации для проведения экспертизы, сопровождается ГЭПом в течение всего времени проведения экспертизы и состоит из следующих материалов согласно описи:
1) сведения, указанные в п. 4.5 настоящего Порядка;
2) оригинал или копия заявления на проведение государственной экспертизы от заказчика экспертизы;
3) оригиналы или копии переписки между экспертной организацией и заказчиком экспертизы;
4) один экземпляр экспертных заключений и приложений к ним;
5) сводный сметный расчет с заявленной сметной стоимостью,
заверенный подписью и печатью ответственного исполнителя проектировщика (при его наличии);
6) исправленный сводный сметный расчет по результатам экспертизы, заверенный подписью и печатью ответственного исполнителя проектировщика (при его наличии);
7) в установленных случаях копия генерального плана М 1:500 (для
объектов дорожной отрасли копия плана автомобильной дороги в масштабе от
М 1:2000 до М 1:10000), исправленного при необходимости по замечаниям экспертизы;
8) копии исходных данных, заверенные заказчиком строительства;
9) копии заключений или уведомлений специализированных отраслевых государственных экспертных организаций.
9.3. Все материалы, перечисленные в пункте 9.2 настоящего Порядка, прошиваются (по описи) в одну книгу и передаются на постоянное хранение в соответствии с пунктом 9.1 Порядка.
9.4. После завершения экспертизы проектная документация возвращается заказчику в объеме, в котором она была предоставлена для проведения экспертизы.
X. ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
10.1. Службе, в установленном порядке, предоставляется право:
10.1.1. привлекать на бесплатной основе для проведения экспертизы и консультаций заинтересованные организации (с их согласия), включая научно-исследовательские институты и высшие учебные заведения, а также, в качестве внештатных экспертов отдельных ученых и специалистов, в том числе по санитарному и эпидемиологическому благополучию населения, охране труда и экологии, по энергоэффективности и т.п.;
10.1.2. созывать с участием представителей заинтересованных организаций совещания по вопросам, входящим в их компетенцию.
10.2. Служба несёт ответственность:
1) за достоверность, полноту и объективность проведения государственной экспертизы проектной документации на строительство;
2) за соответствие государственной экспертизы проектной документации на строительство действующим нормативным правовым актам, техническим нормативным правовым актам и настоящему Порядку.
10.3. Служба на безвозмездной основе разъясняет юридическим и физическим лицам (по их запросам) порядок проведения государственной экспертизы градостроительных, архитектурных и строительных проектов.
XI. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
11.1. Служба организует и оказывает консультационно-методическую помощь в проведении государственной экспертизы проектной документации на строительство, включая:
11.1.1. письменные и устные разъяснения по различным вопросам экспертной деятельности;
11.1.2. пополнение фонда технических нормативных правовых актов;
11.1.3. поиск и систематизацию технических нормативных правовых
актов;
11.1.4. поиск, анализ и систематизацию законодательных актов, постановлений, приказов, инструктивных и других документов, регламентирующих деятельность органов государственной экспертизы, а также писем и разъяснений по различным вопросам проектирования и строительства;
11.1.5. изучение отечественного и зарубежного опыта по проектированию и строительству объектов, включая выезд на места.
Приложение 3
к Порядку организации
проведения государственной экспертизы
проектной документации на
строительство (пункт 3.3)
СОСТАВ ОСНОВНЫХ ДАННЫХ И ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ПРОЕКТА НА СТРОИТЕЛЬСТВО
1. Наименование объекта строительства, место его расположения.
2. Характер строительства (новое строительство, реконструкция, капитальный ремонт, техническое переоснащение, другие виды строительных работ), продолжительность эксплуатации.
3. Сметная стоимость строительства, в т. ч. строительных работ, оборудования, пусконаладочных работ, других расходов (рос. руб.).
4. Этажность (этаж).
5. Степень огнестойкости дома.
6. Площадь участка (га).
7. Площадь застройки (м2).
8. Для жилых домов:
8.1. общее количество квартир в доме, в т.ч. однокомнатных, двухкомнатных и больше;
8.2. площадь жилого дома (м2);
8.3. площадь квартир в доме (м2);
8.4. площадь летних помещений (м2);
8.5. общая площадь жилых помещений в доме (м2);
8.6. площадь встроенных нежилых помещений (м2).
9. Для других объектов строительства, кроме линейных:
9.1. мощность, вместительность, пропускная способность;
9.2. общая площадь (м2);
9.3. полезная площадь (м2).
10. Общий строительный объем, в т.ч.:
— выше отм. 0.00 (м3);
— ниже отм. 0.00 (м3).
11. Количество созданных рабочих мест.
12. Показатели энергоэффективности — годовая потребность в топливе, воде, электрической и тепловой энергии.
13. Продолжительность строительства (месяцев).
14. Другие дополнительные технико-экономические показатели и качественные характеристики, полученные в проекте.
Приложение 4
к Порядку организации
проведения государственной
экспертизы проектной документации
на строительство (пункт 3.3)
СОСТАВ ОСНОВНЫХ ДАННЫХ И ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОЕКТА НА СТРОИТЕЛЬСТВО ОБЪЕКТОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ И ЛИНЕЙНЫХ ОБЪЕКТОВ
ИНЖЕНЕРНО-ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
1. Наименование производства, дома, здания, сооружения или линейного объекта инженерно-транспортной инфраструктуры, место его расположения.
2. Характер строительства (новое строительство, реконструкция, капитальный ремонт, техническое переоснащение), продолжительность эксплуатации.
3. Мощность объекта (годовой выпуск основной номенклатуры продукции, вместительность, пропускная способность, объем услуг, которые предоставляются, и т.п.):
— в натуральных показателях (в соответствующих единицах);
— в стоимостных показателях (тыс. рос. руб.).
4. Количество рабочих мест, в т. ч. новообразованных (место).
5. Общее количество работающих (лиц).
6. Сметная стоимость строительства, в т. ч. строительных работ, оборудования, пусконаладочных работ, других расходов (рос. руб.).
7. Расходы на охрану окружающей природной среды, восстановительные и компенсационные мероприятия (рос. руб.).
8. Стоимость основных фондов объекта строительства (рос. руб.).
9. Продолжительность строительства (месяцев).
10. Трудоемкость строительства (чел.-дней).
11. Годовая потребность предприятия:
1) сырье и материалы (в соответствующих единицах измерения);
2) энергоресурсы (электроэнергия, млн кВт/ч; теплоэнергия, млн Гкал; уголь, тыс. т);
3) нефтепродукты (тыс. т и т.п.);
4) вода (тыс. м3);
5) транспорт внешний (после прибытия и отправления, тыс. т).
12. Другие дополнительные технико-экономические показатели и качественные характеристики, полученные в проекте.
13. Резюме заявления об экологических последствиях.
14. Степень огнестойкости объекта строительства.
15. Отчет экспертизы о соответствии требованиям строительных норм, стандартов и правил.