Дата подписания | 29.08.2025 |
Дата публикации | 29.08.2025 |

ГЛАВА ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
УКАЗ
Об утверждении Положения об организации и ведении
гражданской обороны в Донецкой Народной Республике
В соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации», Законом Донецкой Народной Республики от 26 апреля 2024 г. № 73-РЗ «О полномочиях органов государственной власти Донецкой Народной Республики в области гражданской обороны», в целях обеспечения единого подхода к организации и ведению гражданской обороны на территории Донецкой Народной Республики
ПОСТАНОВЛЯЮ:
- Утвердить прилагаемое Положение об организации и ведении гражданской обороны в Донецкой Народной Республике.
- Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава
Донецкой Народной Республики Д. В. Пушилин
29 августа 2025 года
№ 695
УТВЕРЖДЕНО
Указом Главы
Донецкой Народной Республики
от 29 августа 2025 г. № 695
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации и ведении гражданской обороны
в Донецкой Народной Республике
I. Общие положения
- Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации», Законом Донецкой Народной Республики от 26 апреля 2024 г. № 73-P3 «О полномочиях органов государственной власти Донецкой Народной Республики в области гражданской обороны» и определяет организационные основы гражданской обороны, содержание основных мероприятий по гражданской обороне, состав сил и средств гражданской обороны, порядок организации подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в Донецкой Народной Республике.
- Мероприятия по гражданской обороне проводятся на всей территории Донецкой Народной Республики на региональном, местном уровнях и в организациях независимо от организационно-правовой формы и формы собственности (далее — организации) в соответствии с законодательством Российской Федерации и Донецкой Народной Республики, а также с нормами настоящего Положения.
- Обеспечение выполнения мероприятий по гражданской обороне в государственных органах Донецкой Народной Республики (далее — государственные органы), органах местного самоуправления муниципальных образований Донецкой Народной Республики (далее — органы местного самоуправления) осуществляется соответствующими органами управления, силами и средствами гражданской обороны и территориальной подсистемы Донецкой Народной Республики единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
- Подготовка к ведению гражданской обороны на территории Донецкой Народной Республики основывается на заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Донецкой Народной Республики от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие таких конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
- Ведение гражданской обороны заключается в выполнении мероприятий, указанных в пункте 4 настоящего Положения, и осуществляется на основании плана гражданской обороны и защиты населения Донецкой Народной Республики, планов гражданской обороны и защиты населения муниципальных образований Донецкой Народной Республики (далее — муниципальные образования).
- План гражданской обороны и защиты населения Донецкой Народной Республики, планы гражданской обороны и защиты населения муниципальных образований определяют объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по гражданской обороне и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в военное время.
- Ведение гражданской обороны на территории Донецкой Народной Республики начинается с момента введения в действие Президентом Российской Федерации Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации.
- Выполнение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в мирное время осуществляется в соответствии с федеральным планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Донецкой Народной Республики, планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципальных образований и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций.
- Выполнение мероприятий по гражданской обороне и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в мирное время осуществляется в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
- Государственные органы, органы местного самоуправления, организации в целях решения основных задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации полномочиями в данной сфере и нормами настоящего Положения создают и поддерживают в состоянии готовности силы, средства, объекты гражданской обороны, создают и содержат запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, осуществляют организацию и проведение подготовки населения в области гражданской обороны, планирование и организацию проведения иных мероприятий по гражданской обороне.
- Полномочия государственных органов в области гражданской обороны определены Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и Законом Донецкой Народной Республики от 26 апреля 2024 г. № 73-P3 «О полномочиях органов государственной власти Донецкой Народной Республики в области гражданской обороны».
- Полномочия органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны определены Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
- В целях решения задач в области гражданской обороны Правительством Донецкой Народной Республики, органами местного самоуправления определяются перечни организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне на региональном и местном уровнях.
- В перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне на региональном и местном уровнях, включаются организации, необходимые для выживания населения при военных конфликтах или вследствие таких конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
- Под организациями, необходимыми для выживания населения при военных конфликтах или вследствие таких конфликтов, понимаются юридические лица, оказывающие услуги либо эксплуатирующие объекты и системы, функционирование которых удовлетворяет минимальные первоочередные потребности жизнеобеспечения населения при военных конфликтах или вследствие таких конфликтов.
- Перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне на региональном уровне, определяется Правительством Донецкой Народной Республики.
- Перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне на местном уровне, формируется структурными подразделениями органов местного самоуправления, уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны, и утверждается главами соответствующих муниципальных образований.
- Перечень организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне Донецкой Народной Республики, утверждается Главой Донецкой Народной Республики в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
II. Мероприятия по гражданской обороне
- Правительство Донецкой Народной Республики в целях решения основных задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации полномочиями в данной сфере и нормами настоящего Положения осуществляет планирование и выполнение следующих мероприятий по гражданской обороне:
19.1. По подготовке населения в области гражданской обороны:
19.1.1. Развитие нормативно-методического обеспечения функционирования единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
19.1.2. Планирование и осуществление обучения населения в области гражданской обороны.
19.1.3. Создание, оснащение и всестороннее обеспечение учебно-методических центров по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций в Донецкой Народной Республике, других организаций дополнительного профессионального образования для должностных лиц и работников гражданской обороны, а также курсов гражданской обороны и учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне.
19.1.4. Создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально- технической базы в области гражданской обороны для работников организаций.
19.1.5. Пропаганда знаний в области гражданской обороны.
19.2. По оповещению населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие таких конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера:
19.2.1. Создание, реконструкция и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения, осуществление ее модернизации на базе технических средств нового поколения.
19.2.2. Установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.
19.2.3. Комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радиовещания, проводного и телевизионного вещания, а также других технических средств передачи информации.
19.2.4. Сбор информации и обмен ею.
19.3. По эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы:
19.3.1. Организация планирования, подготовки и проведения эвакуации населения, материальных и культурных ценностей.
19.3.2. Подготовка безопасных районов для размещения эвакуируемого населения, мест хранения материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации.
19.3.3. Создание и организация деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава.
19.4. По предоставлению населению средств индивидуальной и коллективной защиты:
19.4.1. Строительство, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем, а также техническое обслуживание таких сооружений и систем.
19.4.2. Приспособление в мирное время и при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения.
19.4.3. Подготовка в мирное время и строительство при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа.
19.4.4. Обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны, заглубленных помещениях, а также в других сооружениях подземного пространства.
19.4.5. Накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения.
19.4.6. Обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки.
19.5. По проведению мероприятий по световой и другим видам маскировки:
19.5.1. Определение перечня объектов, подлежащих маскировке.
19.5.2. Разработка планов осуществления комплексной маскировки территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне, а также организаций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения.
19.5.3. Проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.
19.5.4. Создание и поддержание организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально¬технических средств, необходимых для проведения мероприятий по световой и другим видам маскировки.
19.6. По проведению аварийно-спасательных и других видов неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие таких конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера:
19.6.1. Создание, оснащение и подготовка необходимых сил и средств гражданской обороны и территориальной подсистемы Донецкой Народной Республики единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также планирование их действий.
19.6.2. Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных и других видов неотложных работ.
19.6.3. Разработка современных технологий и технических средств для проведения аварийно-спасательных и других видов неотложных работ.
19.6.4. Организация взаимодействия сил гражданской обороны с Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами, а также со специальными формированиями, создаваемыми в военное время.
19.6.5. Учет и ведение реестра нештатных аварийно-спасательных формирований, привлекаемых для решения задач в области гражданской обороны, и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
19.7. По первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие таких конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера:
19.7.1. Планирование и организация основных видов жизнеобеспечения населения.
19.7.2. Создание и поддержание в постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
19.7.3. Нормированное снабжение населения продовольственными и непродовольственными товарами.
19.7.4. Инвентаризация сохранившегося и оценка состояния поврежденного
жилого фонда, определение возможности его использования для размещения пострадавшего населения, размещение людей, оставшихся
без жилья, в домах отдыха, пансионатах и других оздоровительных организациях, во временных жилищах (в сборных домах, палатках, землянках и прочее), а также осуществление подселения такого населения на площади сохранившегося жилого фонда.
19.7.5. Предоставление населению коммунально-бытовых услуг.
19.7.6. Проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие таких конфликтов.
19.7.7. Определение численности населения, оставшегося без жилья.
19.7.8. Предоставление населению информационно-психологической поддержки.
19.7.9. Осуществление эвакуации пострадавших лиц в медицинские организации.
19.8. По борьбе с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие таких конфликтов:
19.8.1. Создание необходимых противопожарных сил, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области гражданской обороны.
19.8.2. Организация тушения пожаров в военное время в районах проведения аварийно-спасательных и других видов неотложных работ.
19.8.3. Организация тушения пожаров в военное время на объектах, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.
19.8.4. Организация тушения пожаров в военное время в жилых застройках.
19.9. По обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению:
19.9.1. Создание и обеспечение готовности сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения — действующих специализированных учреждений, подразделений и служб государственных органов и организаций, осуществляющих функции наблюдения и контроля за радиационной, химической, биологической обстановкой на территории Донецкой Народной Республики.
19.9.2. Введение режимов радиационной защиты на территориях, подвергшихся радиоактивному заражению (загрязнению).
19.9.3. Совершенствование методов и технических средств мониторинга состояния радиационной, химической и биологической обстановки.
19.9.4. Оценка степени зараженности и загрязнения продовольствия и объектов окружающей среды радиоактивными, химическими и биологическими веществами.
19.10. По санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий:
19.10.1. Заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих и дезинфицирующих веществ и растворов.
19.10.2. Создание и оснащение сил гражданской обороны для проведения санитарной обработки населения и обеззараживания техники, зданий и территорий, а также подготовка таких сил в области гражданской обороны.
19.10.3. Организация проведения мероприятий по санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий.
19.11. По восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие таких конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера:
19.11.1. Создание сил охраны общественного порядка, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области гражданской обороны.
19.11.2. Восстановление и охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения в городах и других населенных пунктах, на маршрутах эвакуации населения и выдвижения сил гражданской обороны.
19.11.3. Охрана объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, имущества юридических и физических лиц по договорам, принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра.
19.12. По срочному восстановлению функционирования необходимых коммунальных служб в военное время:
19.12.1. Обеспечение готовности коммунальных служб к работе в условиях военного времени и планирование их действий.
19.12.2. Создание и подготовка резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды.
19.12.3. Создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств.
19.12.4. Создание запасов резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, другого необходимого оборудования и технических средств для организации жилищно- коммунального снабжения населения.
19.12.5. Создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго- и водоснабжения.
19.13. По срочному захоронению трупов в военное время:
19.13.1. Заблаговременное определение в мирное время мест возможных захоронений.
19.13.2. Создание, подготовка и поддержание в готовности сил и средств гражданской обороны для обеспечения выполнения мероприятий по срочному захоронению трупов, организация их захоронения с соблюдением установленных законодательством правил, в том числе на базе специализированных ритуальных организаций.
19.13.3. Организация и проведение мероприятий по осуществлению опознания и учету (документированию) погибших.
19.13.4. Организация санитарно-эпидемиологического надзора за погребением погибших.
19.14. По обеспечению устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие таких конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера:
19.14.1. Создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики.
19.14.2. Создание страхового фонда документации.
19.14.3. Рациональное размещение населенных пунктов, объектов экономики и инфраструктуры, а также средств производства в соответствии с требованиями норм и правил осуществления инженерно-технических мероприятий гражданской обороны.
19.14.4. Разработка и реализация в мирное и военное время инженерно- технических мероприятий гражданской обороны.
19.14.5. Планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других видов неотложных работ на объектах экономики, продолжающих работу в военное время.
19.14.6. Повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения.
19.14.7. Заблаговременное создание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для сохранения и (или) восстановления производственного процесса.
19.14.8. Разработка и проведение мероприятий, направленных на повышение надежности функционирования систем и источников газо-, энерго- и водоснабжения.
19.15. По обеспечению постоянной готовности сил и средств гражданской обороны:
19.15.1. Создание и оснащение сил гражданской обороны современной техникой и оборудованием.
19.15.2. Подготовка сил гражданской обороны, проведение учений и тренировок по гражданской обороне.
19.15.3. Планирование действий сил гражданской обороны.
19.15.4. Разработка высокоэффективных технологий для проведения аварийно-спасательных и других видов неотложных работ.
19.15.5. Определение порядка взаимодействия и привлечения сил и средств исполнительных органов Донецкой Народной Республики (далее — исполнительные органы) и организаций в интересах гражданской обороны, а также всестороннее обеспечение их действий.
20. Органы местного самоуправления в целях решения основных задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации полномочиями в данной сфере и нормами настоящего Положения осуществляют планирование и выполнение следующих мероприятий по гражданской обороне:
20.1. По подготовке населения в области гражданской обороны:
20.1.1. Организация и подготовка населения муниципальных образований способам защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие таких конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
20.1.2. Подготовка личного состава формирований и служб муниципальных образований.
20.1.3. Проведение учений и тренировок по гражданской обороне.
20.1.4. Организационно-методическое руководство и контроль подготовки работников, личного состава формирований и служб организаций, находящихся на территориях муниципальных образований.
20.1.5. Создание, оснащение курсов гражданской обороны и учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне и организация их деятельности либо обеспечение курсового обучения соответствующих групп населения и оказание населению консультационных услуг в области гражданской обороны в других организациях.
20.2. По оповещению населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие таких конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:
20.2.1. Поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее реконструкции и модернизации.
20.2.2. Установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.
20.2.3. Комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радиовещания, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации.
20.2.4. Сбор информации в области гражданской обороны и обмен ею.
20.3. По эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы:_
20.3.1. Организация планирования, подготовки и проведения мероприятий по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы из зон возможных опасностей, а также рассредоточение работников организаций, продолжающих свою деятельность в военное время, и работников организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне в зонах возможных опасностей.
20.3.2. Подготовка безопасных районов для размещения населения, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации.
20.3.3. Создание и организация деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава.
20.4. По предоставлению населению средств индивидуальной и коллективной защиты:
20.4.1. Сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем, а также техническое обслуживание таких сооружений и систем.
20.4.2. Разработка планов наращивания инженерной защиты территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне.
20.4.3. Приспособление в мирное время и при переводе гражданской обороны с мирного на военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения.
20.4.4. Планирование и организация строительства недостающих защитных сооружений гражданской обороны в военное время.
20.4.5. Обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны, заглубленных помещениях и других сооружениях подземного пространства.
20.4.6. Накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения.
20.4.7. Обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки.
20.5. По световой и другим видам маскировки:
20.5.1. Определение перечня объектов, подлежащих маскировке.
20.5.2. Разработка планов осуществления комплексной маскировки территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне.
20.5.3. Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по световой и другим видам маскировки.
20.5.4. Проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне.
20.6. По проведению аварийно-спасательных и других видов неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие таких конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера:
20.6.1. Создание, оснащение и подготовка необходимых сил и средств гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для проведения аварийно-спасательных и других видов неотложных работ, а также планирование их действий.
20.6.2. Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных и других видов неотложных работ.
20.7. По первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие таких конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера:
20.7.1. Планирование и организация основных видов первоочередного жизнеобеспечения населения.
20.7.2. Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
20.7.3. Нормированное снабжение населения продовольственными и непродовольственными товарами.
20.7.4. Предоставление населению коммунально-бытовых услуг.
20.7.5. Проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди пострадавшего населения.
20.7.6. Проведение лечебно-эвакуационных мероприятий.
20.7.7. Развертывание необходимой лечебной базы в безопасном районе, организация ее энерго- и водоснабжения.
20.7.8. Оказание населению первой помощи.
20.7.9. Определение численности населения, оставшегося без жилья.
20.7.10. Инвентаризация сохранившегося и оценка состояния поврежденного жилого фонда, определение возможности его использования для размещения пострадавшего населения.
20.7.11. Размещение пострадавшего населения в домах отдыха, пансионатах и других оздоровительных организациях, во временных жилищах (в сборных домах, палатках, землянках и прочее), а также осуществление подселения такого населения на площади сохранившегося жилого фонда.
20.7.12. Предоставление населению информационно-психологической поддержки.
20.8. По борьбе с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие таких конфликтов:
20.8.1. Создание и организация деятельности муниципальной пожарной охраны, организация ее подготовки в области гражданской обороны и взаимодействия с другими видами пожарной охраны.
20.8.2. Организация тушения пожаров в военное время в районах проведения аварийно-спасательных и других видов неотложных работ и в организациях, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.
20.8.3. Заблаговременное создание запасов химических реагентов для тушения пожаров.
20.9. По обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению:
20.9.1. Введение режимов радиационной защиты на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению.
20.9.2. Совершенствование методов и технических средств мониторинга состояния радиационной, химической, биологической обстановки, в том числе оценка степени зараженности и загрязнения продовольствия и объектов окружающей среды радиоактивными, химическими и биологическими веществами.
20.10. По санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий:
20.10.1. Заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих и дезинфицирующих веществ и растворов.
20.10.2. Создание и оснащение сил для проведения санитарной обработки населения, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий, подготовка таких сил в области гражданской обороны.
20.10.3. Организация проведения мероприятий по санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий.
20.11. По восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие таких конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера:
20.11.1. Создание и оснащение сил охраны общественного порядка, подготовка их в области гражданской обороны.
20.11.2. Восстановление и охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения на маршрутах выдвижения сил гражданской обороны и эвакуации населения.
20.11.3. Обеспечение беспрепятственного передвижения сил гражданской обороны для проведения аварийно-спасательных и других видов неотложных работ.
20.11.4. Осуществление пропускного режима и поддержание общественного порядка в очагах поражения.
20.11.5. Усиление охраны объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, имущества юридических и физических лиц по договорам, принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра.
20.12. По вопросам срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб в военное время:
20.12.1. Обеспечение готовности коммунальных служб к работе в условиях военного времени и планирование их действий.
20.12.2. Создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго-, водоснабжения, водоотведения и канализации.
20.12.3. Создание и подготовка резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды.
20.12.4. Создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств.
20.12.5. Создание запасов резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, оборудования и технических средств для организации коммунального снабжения населения.
20.13. По срочному захоронению трупов в военное время:
20.13.1. Заблаговременное определение в мирное время мест возможных захоронений.
20.13.2. Создание, подготовка и обеспечение готовности сил и средств гражданской обороны для обеспечения выполнения мероприятий по захоронению трупов, в том числе на базе специализированных ритуальных организаций.
20.13.3. Оборудование мест погребения (захоронения) тел (останков) погибших.
20.13.4. Организация работ по поиску тел, фиксированию мест их обнаружения, извлечению и первичной обработке погибших, опознанию и документированию, перевозке и захоронению погибших.
20.13.5. Организация санитарно-эпидемиологического надзора.
20.14. По обеспечению устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие таких конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера:
20.14.1. Создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики.
20.14.2. Рациональное размещение объектов экономики и инфраструктуры, а также средств производства в соответствии с требованиями строительных норм и правил осуществления инженерно-технических мероприятий гражданской обороны.
20.14.3. Разработка и реализация в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, в том числе в проектах строительства.
20.14.4. Планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других видов неотложных работ на объектах экономики, продолжающих работу в военное время.
20.14.5. Заблаговременное создание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для восстановления производственного процесса.
20.14.6. Создание страхового фонда документации.
20.14.7. Повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения.
20.15. По вопросам обеспечения постоянной готовности сил и средств гражданской обороны:
20.15.1. Создание и оснащение сил гражданской обороны современными техникой и оборудованием.
20.15.2. Подготовка сил гражданской обороны к действиям, проведение учений и тренировок по гражданской обороне.
20.15.3. Планирование действий сил гражданской обороны.
20.15.4. Определение порядка взаимодействия и привлечения сил и средств гражданской обороны, а также всестороннее обеспечение их действий.
21. Организации в целях решения основных задач в области гражданской обороны осуществляют планирование и выполнение следующих мероприятий по гражданской обороне:
21.1. По подготовке населения в области гражданской обороны:
21.1.1. Разработка с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, программы курсового обучения личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны.
21.1.2. Осуществление курсового обучения личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны.
21.1.3. Создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы для подготовки работников организаций в области гражданской обороны.
21.1.4. Пропаганда знаний в области гражданской обороны.
21.1.5. Разработка программы проведения с работниками организации вводного инструктажа по гражданской обороне.
21.1.6. Организация и проведение вводного инструктажа по гражданской обороне с вновь принятыми работниками организаций в течение первого месяца их работы.
21.1.7. Планирование и проведение учений и тренировок по гражданской обороне.
21.2. По оповещению населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие таких конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера:
21.2.1. Создание и совершенствование системы оповещения работников.
21.2.2. Создание и поддержание в состоянии готовности локальных систем оповещения организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и высокой опасности.
21.2.3. Установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.
21.2.4. Комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радиовещания, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации.
21.2.5. Сбор информации в области гражданской обороны и обмен ею.
21.3. По эвакуации населения, материальных, культурных ценностей и архивных документов в безопасные районы
21.3.1. Организация планирования, подготовки и проведения мероприятий по эвакуации работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей в безопасные районы из зон возможных опасностей, а также рассредоточение работников организаций, продолжающих деятельность в военное время, и работников организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне в зонах возможных опасностей.
21.3.2. Подготовка безопасных районов для размещения работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации.
21.3.3. Разработка согласованных с органами местного самоуправления планов эвакуационных мероприятий в организациях, получение ордеров на занятие жилых и нежилых зданий (помещений).
21.3.4. Создание и организация деятельности эвакуационных органов организаций, а также подготовка их личного состава.
21.4. По предоставлению населению средств индивидуальной и коллективной защиты:
21.4.1. Сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в ведении организаций.
21.4.2. Разработка планов наращивания инженерной защиты организаций, продолжающих и переносящих в безопасные районы производственную деятельность в военное время.
21.4.3. Строительство защитных сооружений гражданской обороны для работников организаций в соответствии с Порядком создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны».
21.4.4. Накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты для обеспечения ими работников организаций.
21.4.5. Разработка планов выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам организаций в установленные сроки.
21.5. По световой и другим видам маскировки:
21.5.1. Определение перечня зданий и сооружений, подлежащих маскировке.
21.5.2. Разработка планов осуществления комплексной маскировки организаций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения.
21.5.3. Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по маскировке.
21.5.4. Проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.
21.6. По проведению аварийно-спасательных и других видов неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие таких конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера:
21.6.1. Создание, оснащение и подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и высокой опасности, за исключением организаций, не имеющих мобилизационных заданий (заказов) и не входящих в перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти, и организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального и местного уровней по гражданской обороне, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.
21.6.2. Создание, оснащение и подготовка организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне и (или) продолжающими производственную деятельность в военное время или переносящими в безопасные районы такую деятельность, спасательных служб (в случае принятия руководителем организации решения о необходимости их создания).
21.6.3. Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения действий сил гражданской обороны.
21.6.4. Создание, оснащение и подготовка нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных аварийно-восстановительных работ.
21.7. По борьбе с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие таких конфликтов — создание организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и высокой опасности, за исключением организаций, не имеющих мобилизационных заданий (заказов) и не входящих в перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне, нештатных аварийно-спасательных формирований по борьбе с пожарами, планирование их действий и организация взаимодействия с другими видами пожарной охраны.
21.8. По обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению:
21.8.1. Организация и проведение радиационной, химической и биологической разведки для обнаружения, установления и обозначения районов (территорий), подвергшихся радиоактивному загрязнению, химическому, биологическому или иному заражению, учреждениями, входящими в сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения.
21.8.2. Введение режимов радиационной защиты организаций.
21.8.3. Обеспечение сил гражданской обороны средствами радиационной, химической и биологической разведки и контроля.
21.8.4. Создание организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности, а также организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, и организациями, обеспечивающими выполнение мероприятий по гражданской обороне, постов радиационного и химического наблюдения подвижных (стационарных).
21.9. По санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий:
21.9.1. Создание сил гражданской обороны для проведения санитарной обработки работников, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне и (или) продолжающих производственную деятельность в военное время, подготовка их в области гражданской обороны.
21.9.2. Организация проведения мероприятий по санитарной обработке работников, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне и (или) продолжающими производственную деятельность в военное время.
21.9.3. Заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих веществ и растворов.
21.10. По восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие таких конфликтов, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и террористических акций:
21.10.1. Создание и оснащение сил охраны общественного порядка, подготовка их в области гражданской обороны.
21.10.2. Осуществление пропускного режима и поддержание общественного порядка на границах зон возможных сильных разрушений, радиоактивного и химического заражения (загрязнения), возможного катастрофического затопления и в очагах поражения.
21.10.3. Усиление охраны организаций, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, имущества юридических и физических лиц по договорам, принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра.
21.11. По вопросам срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб в военное время:
21.11.1. Обеспечение готовности коммунальных служб (аварийных, ремонтно-восстановительных формирований) к работе в условиях военного времени и планирование их действий.
21.11.2. Создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго-, водоснабжения и канализации.
21.11.3. Создание и подготовка резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды.
21.11.4. Создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств.
21.11.5. Создание запасов резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, оборудования и технических средств в организациях, предоставляющих населению коммунальные услуги.
21.12. По срочному захоронению трупов в военное время — создание, подготовка и обеспечение готовности сил и средств гражданской обороны для обеспечения выполнения мероприятий по захоронению трупов специализированными ритуальными организациями.
21.13. По обеспечению устойчивого функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие таких конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера:
21.13.1. Создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования организаций в военное время.
21.13.2. Разработка и реализация в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, в том числе в проектах строительства.
21.13.3. Планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других видов неотложных работ на объектах экономики, продолжающих работу в военное время.
21.13.4. Заблаговременное создание запасов материально-технических средств, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для восстановления производственного процесса.
21.13.5. Создание страхового фонда документации.
21.13.6. Повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения.
21.14. По вопросам обеспечения постоянной готовности сил и средств гражданской обороны:
21.14.1. Создание и оснащение сил гражданской обороны современными техникой и оборудованием.
21.14.2. Проведение занятий по месту работы с личным составом аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне и спасательных служб, а также учений и тренировок по гражданской обороне.
21.14.3. Определение порядка взаимодействия и привлечения сил и средств гражданской обороны в составе группировки сил гражданской обороны, создаваемой муниципальным образованием.
III. Руководство и организационная структура гражданской обороны на
территории Донецкой Народной Республики,
состав сил и средств гражданской обороны
- Руководство гражданской обороной на территории Донецкой Народной Республики осуществляет Глава Донецкой Народной Республики, на территориях муниципальных образований — главы соответствующих муниципальных образований, в организациях — их руководители.
- В соответствии с законодательством Российской Федерации органами, осуществляющими управление гражданской обороной на территории Донецкой Народной Республики, являются:
- 23..1. Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Донецкой Народной Республике (далее — Главное управление МЧС России по Донецкой Народной Республике).
- 23.2. Структурные подразделения органов местного самоуправления, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.
- 23.3. Структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
- В целях организации и ведения гражданской обороны на территории Донецкой Народной Республики должностные лица, осуществляющие на соответствующих уровнях руководство гражданской обороной, принимают в пределах компетенции нормативные правовые акты и иные акты распорядительного характера.
- Организацию планирования, подготовки, проведения и обеспечения эвакуационных мероприятий в Донецкой Народной Республике осуществляет эвакуационная комиссия Донецкой Народной Республики.
- Заблаговременно в мирное время в органах местного самоуправления и организациях создаются эвакуационные комиссии, возглавляемые руководителями (их заместителями) соответствующих органов местного самоуправления или организаций. Деятельность эвакуационных комиссий регламентируется положениями о них, утверждаемыми должностными лицами, осуществляющими руководство гражданской обороной на соответствующем уровне.
- Содействие в решении задач по устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера и организации планирования мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования экономики Донецкой Народной Республики в военное время осуществляет комиссия по повышению устойчивости функционирования экономики Донецкой Народной Республики.
- Организации, необходимые для выживания населения при военных конфликтах или вследствие таких конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, создают и обеспечивают в мирное и военное время работу комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования организаций при военных конфликтах или вследствие таких конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
- Компетенция комиссий по повышению устойчивости функционирования экономики и организаций определяется в положениях о них или в распорядительных документах об образовании таких комиссий.
- В целях решения задач в области гражданской обороны, реализуемых на территории Донецкой Народной Республики, создаются силы гражданской обороны. Необходимость создания таких сил и порядок поддержания их в готовности определяются Правительством Донецкой Народной Республики.
- В состав сил гражданской обороны Донецкой Народной Республики входят подразделения Государственной противопожарной службы, аварийно-спасательные службы и формирования, спасательные службы, нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
- В мирное время для участия в мероприятиях по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера могут привлекаться силы гражданской обороны.
- Решения о привлечении в мирное время сил и средств гражданской обороны для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории Донецкой Народной Республики принимают Глава Донецкой Народной Республики, уполномоченные им должностные лица или руководители органов местного самоуправления и организаций в отношении созданных ими сил гражданской обороны.
- В целях выполнения задач гражданской обороны решением Главы Донецкой Народной Республики могут привлекаться расположенные на территории Донецкой Народной Республики медицинские и строительно-монтажные организации.
- Для осуществления управления гражданской обороной Правительство Донецкой Народной Республики в соответствии с полномочиями в данной сфере создает и поддерживает в состоянии постоянной готовности технические системы управления гражданской обороной, системы оповещения населения об опасностях при военных конфликтах или вследствие таких конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
- Создание технических систем управления гражданской обороной предусматривает проектирование и строительство новых, поддержание в готовности существующих пунктов управления и систем связи, а также их организационно-техническое сопряжение с пунктами управления систем государственного и военного управления.
- В целях обеспечения организованного и планомерного выполнения мероприятий по гражданской обороне, в том числе своевременного оповещения населения о прогнозируемых и возникших опасностях в военное время, на территории Донецкой Народной Республики организуется сбор информации в области гражданской обороны (далее — информация) и обмен ею.
- Сбор информации и обмен ею осуществляются территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в рамках полномочий, определенных законодательством Российской Федерации, исполнительными органами, органами местного самоуправления и организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и высокой опасности, а также организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.
- Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти в рамках полномочий, определенных законодательством Российской Федерации, представляют информацию в Главное управление МЧС России по Донецкой Народной Республике.
- Правительство Донецкой Народной Республики представляет информацию в Главное управление МЧС России по Донецкой Народной Республике.
- Исполнительные органы и органы местного самоуправления представляют информацию в Правительство Донецкой Народной Республики через исполнительный орган, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, а организации — в органы местного самоуправления, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, исполнительный орган, в сфере ведения которого находится организация.
- Порядок сбора информации и обмена ею определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Формы донесений и сроки их представления определяются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Главным управлением МЧС России по Донецкой Народной Республике.