Дата публикации | 16:31 29.03.2017 |
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
ЗАКОН
ОБ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Принят Постановлением Народного Совета 10 марта 2017 года
(С изменениями, внесенными законами
(По тексту Закона слова «Совет Министров» в соответствующем падеже заменены словом «Правительство» в соответствующем падеже согласно Закону от 12.03.2020 № 108-IIНС, слова «Фонд государственного имущества» в соответствующем падеже заменены словами «республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции» в соответствующем падеже согласно
Закону от 20.09.2022 № 413-IIНС)
Настоящий Закон определяет правовые основы осуществления оценочной деятельности в Донецкой Народной Республике, ее государственное и общественное регулирование и направлен на обеспечение создания системы независимой оценки в целях защиты законных интересов государства и других субъектов правоотношений по вопросам оценки и использования ее результатов.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Сфера действия настоящего Закона
Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения в сфере оценочной деятельности, возникающие в процессе организации и осуществления оценки имущества и имущественных прав (далее – оценка имущества), принадлежащих физическим и юридическим лицам, на территории Донецкой Народной Республики, с целью использования ее результатов.
Статья 2. Законодательство об оценочной деятельности
- Законодательство об оценочной деятельности основывается на Конституции Донецкой Народной Республики и состоит из настоящего Закона, других законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики, регулирующих правоотношения в сфере оценочной деятельности.
- Если международным договором, ратифицированным Донецкой Народной Республикой, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, применяются правила международного договора.
Статья 3. Понятие оценочной деятельности
- Оценочная деятельность – профессиональная деятельность оценщиков и субъектов оценочной деятельности, признанных таковыми в соответствии с настоящим Законом, которая заключается в организационном, методическом и практическом обеспечении проведения оценки, в рассмотрении и подготовке заключения относительно стоимости объектов оценки.
- Основными принципами оценочной деятельности являются независимость, объективность и достоверность.
- Оценочная деятельность может осуществляться в следующих формах:
1) практическая деятельность по оценке имущества, которая заключается в практическом выполнении оценки и всех процедур, связанных с ней, в соответствии с требованиями законодательства;
2) консультационная деятельность, которая заключается в предоставлении консультаций по оценке субъектами оценочной деятельности заказчикам оценки и (или) другим лицам в устной или письменной форме;
3) рецензирование отчета об оценке имущества (акта оценки), которое заключается в критическом рассмотрении и предоставлении заключения о его полноте, правильности выполнения и соответствии примененных процедур оценки требованиям законодательства, в порядке, определенном настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами в сфере оценочной деятельности;
4) методическое обеспечение оценки имущества, которое заключается в разработке методических документов по оценке и предоставлении разъяснений по их применению;
5) учебная деятельность оценщиков, которая заключается в участии в процессе профессиональной подготовки оценщиков.
- Практическая деятельность по оценке имущества осуществляется исключительно субъектами оценочной деятельности, признанными таковыми в соответствии со статьей 5 настоящего Закона, и направлена на установление рыночной или иной стоимости объектов оценки.
- Датой оценки является дата, по состоянию на которую осуществляется оценка имущества и определяется его стоимость. Нормативными правовыми актами по оценке имущества могут быть предусмотрены сроки действия отчета по оценке (акта оценки) от даты оценки или даты ее утверждения (согласования) заказчиком.
- Деятельность судебных экспертов, связанная с оценкой имущества, осуществляется на условиях и в порядке, предусмотренном законодательством о судебно-экспертной деятельности, с учетом особенностей, определенных настоящим Законом, исключительно в части методического регулирования оценочной деятельности.
Статья 4. Оценщик
- Оценщиком признается физическое лицо, получившее документ, подтверждающий квалификацию оценщика.
- Оценщиком не может быть лицо, имеющее не погашенную или не снятую судимость за совершение преступления или на которое в течение последнего года налагалось административное взыскание за совершение коррупционного правонарушения.
- Права, обязанности и ответственность оценщиков устанавливаются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами.
Статья 5. Субъекты оценочной деятельности
- Субъектами оценочной деятельности являются:
1) зарегистрированные в установленном законодательством Донецкой Народной Республики порядке физические лица-предприниматели, получившие квалификационное свидетельство и сертификат субъекта оценочной деятельности в соответствии с настоящим Законом;
2) юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющие хозяйственную деятельность, в составе которых работает хотя бы один оценщик, и которые получили сертификат субъекта оценочной деятельности в соответствии с настоящим Законом;
3) органы государственной власти и органы местного самоуправления, наделенные полномочиями по осуществлению оценочной деятельности в процессе выполнения функций по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в государственной и (или) муниципальной собственности, и в составе которых работают оценщики.
- Права, обязанности и ответственность субъектов оценочной деятельности устанавливаются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами.
Статья 6. Объекты оценки
Объектами оценки являются имущество и имущественные права, в частности:
1) отдельные материальные объекты (вещи);
2) совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида независимо от форм собственности: объекты в материальной форме, предприятия, учреждения и организации, целостные имущественные комплексы, земельные участки, здания и сооружения (а также их неотъемлемые части), объекты незавершенного строительства, машины, оборудование, транспортные средства и тому подобное, паи, ценные бумаги, нематериальные активы (включая объекты права интеллектуальной собственности);
3) право собственности и другие вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;
4) права требования, обязательства (долги);
5) иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством установлена возможность их участия в гражданском обороте.
Статья 7. Случаи проведения оценки имущества
- Оценка имущества проводится в случаях, установленных законодательством Донецкой Народной Республики, международными договорами Донецкой Народной Республики, по соглашению сторон сделки или по требованию одной из сторон сделки.
- Проведение оценки имущества является обязательным при:
1) создании предприятий, учреждений, хозяйственных обществ на базе государственной или муниципальной собственности;
2) реорганизации, банкротстве, ликвидации государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также хозяйственных обществ с долей государственной или муниципальной собственности;
3) выделении или определении доли в общей собственности, в которой имеется доля государственной или муниципальной собственности;
4) определении стоимости взносов участников и учредителей хозяйственного общества, если в указанное общество вносится имущество хозяйственного общества с долей государственной или муниципальной собственности, а также в случае выхода (исключения) участника или учредителя из состава такого общества;
5) отчуждении имущества государственной или муниципальной собственности в случаях, установленных законодательством;
6) страховании имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
7) приватизации, передачи в доверительное управление либо в аренду имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
8) налогообложении имущества в случаях, предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики;
9) залоге (ипотеке) государственного или муниципального имущества;
10) переуступке долговых обязательств, связанных с имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности;
11) передаче имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы юридических лиц;
12) переоценке активов для целей бухгалтерского учета;
13) определении вреда (ущерба) или размера его возмещения в случаях, установленных законодательством Донецкой Народной Республики;
14) возникновении спора о стоимости объекта оценки, в том числе:
а) национализации имущества;
б) ипотечном кредитовании физических лиц и юридических лиц в случаях возникновения споров о величине стоимости предмета ипотеки;
в) составлении брачных договоров и разделе имущества супругов по требованию одной из сторон или обеих сторон в случае возникновения спора о стоимости этого имущества;
г) изъятии имущества для государственных или муниципальных нужд;
д) проведении оценки имущества в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы;
15) аренде, обмене, возврате в государственную собственность;
16) в других случаях, установленных законами.
- Действие части 2 настоящей статьи не распространяется на отношения, возникающие:
1) при распоряжении имуществом государственными и муниципальными унитарными предприятиями, которое закреплено за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении, за исключением случаев, если распоряжение имуществом в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики допускается с согласия собственника этого имущества;
2) в других случаях, установленных законодательством Донецкой Народной Республики.
- Независимой оценкой считается оценка, проведенная субъектами оценочной деятельности, указанными в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 5 настоящего Закона.
- Организация работы по оценке имущества, поступившего в государственную и муниципальную собственность, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти.
- Результаты проведения оценки имущества могут быть обжалованы заинтересованными лицами в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики.
Статья 8. Ограничения по проведению оценки
- Не допускается проведение оценки имущества субъектами оценочной деятельности, указанными в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 5 настоящего Закона, в случае:
1) оценки имущества, принадлежащего на праве собственности ему или лицам, работающим в его составе, или на которое указанные лица имеют имущественные права;
2) оценки имущества, принадлежащего физическому лицу-заказчику или руководителю (заместителю руководителя) юридического лица, которое является заказчиком оценки, субъектом оценочной деятельности, имеющим родственные связи с указанными лицами;
3) оценки имущества, принадлежащего учредителям (участникам), кредиторам, страховщикам субъекта оценочной деятельности;
4) оценки имущества, если субъект оценочной деятельности является участником или кредитором юридического лица-заказчика оценки.
Не допускается проведение субъектом оценочной деятельности оценки, результаты которой предназначены для использования в его хозяйственной деятельности.
- В случае проведения оценки имущества субъектами оценочной деятельности – органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на осуществление оценочной деятельности, в процессе выполнения функций по управлению и распоряжению государственным и (или) муниципальным имуществом, и в составе которых работают оценщики, устанавливаются следующие ограничения:
1) не может предусматриваться исключительное право проведения оценки имущества органами государственной власти и органами местного самоуправления или оценщиками, работающими в указанных органах, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики;
2) не могут предусматриваться любые формы исключительного права на проведение оценки имущества субъектами оценочной деятельности, которые созданы указанными органами государственной власти и органами местного самоуправления.
- Результаты оценки имущества, проведенной с нарушениями указанных ограничений, являются недействительными.
Статья 9. Методическое регулирование оценки имущества
- Методическое регулирование оценки имущества осуществляется путем принятия (издания) соответствующих нормативных правовых актов по оценке имущества:
1) стандартов оценки имущества, утверждаемых в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики;
2) методик и иных нормативных правовых актов, разрабатываемых с учетом требований стандартов оценки имущества и утверждаемых Правительством Донецкой Народной Республики или республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции.
(Пункт 2 части 1 статьи 9 с изменениями, внесенными Законом от 20.09.2022 № 413-IIНС)
- Стандартом оценки имущества является технический нормативный правовой акт, в котором устанавливаются общие понятия, правила, принципы оценочной деятельности.
- Разработка нормативных правовых актов по оценке имущества осуществляется на принципах международных стандартов оценки. К их разработке республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции привлекает другие органы государственной власти, саморегулируемые организации оценщиков, наиболее квалифицированных оценщиков, научные и иные учреждения.
- Нормативные правовые акты, регулирующие вопросы стоимости (цены) имущества, не должны противоречить стандартам оценки имущества.
- Стандарты оценки имущества являются общеобязательными для всех субъектов оценочной деятельности при проведении ими оценки имущества всех форм собственности и в любых случаях ее проведения, которые действуют на всей территории Донецкой Народной Республики.
- Стандарты оценки имущества должны содержать определение понятий, в том числе понятие рыночной стоимости, принципов оценки, методических подходов и особенностей проведения оценки соответствующего имущества в зависимости от цели оценки, требований к содержанию отчета об оценке имущества и порядка его рецензирования.
- Стандарты оценки имущества определяют случаи применения субъектами оценочной деятельности методических подходов определения рыночной стоимости имущества, случаи и ограничения по применению методических подходов к определению иных видов стоимости имущества.
- В случае проведения совместной хозяйственной деятельности оценка доли имущества, которое вносится иностранным субъектом хозяйствования, проводится в соответствии с нормативными правовыми актами по оценке имущества, определенными настоящим Законом.
Глава 2. Основания и условия осуществления оценочной деятельности
Статья 10. Основания для проведения оценки
- Оценка имущества проводится на основании договора, заключенного заказчиком с субъектом оценочной деятельности, в соответствии с законодательством, или на основании судебного решения о назначении соответствующей экспертизы по оценке имущества. По договору на проведение оценки имущества субъект оценочной деятельности обязуется оказать услуги по установлению рыночной или иной стоимости имущества и передать услуги заказчику, а заказчик обязуется принять и оплатить эти услуги.
- В случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Правительства Донецкой Народной Республики, субъекты оценочной деятельности – органы государственной власти и органы местного самоуправления – осуществляют оценку имущества самостоятельно на основании приказа руководителей указанных органов. При этом если законодательством Донецкой Народной Республики предусмотрена обязательность проведения независимой оценки имущества, органы государственной власти и органы местного самоуправления выступают заказчиками проведения такой оценки имущества путем заключения договоров с субъектами оценочной деятельности, определенными на конкурсной основе в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики.
- При заключении органами государственной власти и органами местного самоуправления договоров на проведение оценки имущества применяются ограничения, указанные в статье 8 настоящего Закона. Не допускается установление других ограничений по участию субъектов оценочной деятельности в проведении оценки, кроме тех, которые определены условиями конкурсного отбора согласно порядку, установленному законодательством Донецкой Народной Республики.
Статья 11. Договор на проведение оценки имущества
- Договор на проведение оценки имущества заключается в письменной форме и может быть двусторонним или многосторонним. При заключении многостороннего договора кроме заказчика оценки имущества стороной договора может выступать лицо-плательщик, если оплату услуг субъекта оценочной деятельности осуществляет другое лицо, а не заказчик. В этом случае на плательщика, как на сторону договора, также распространяются ограничения, указанные в статье 8 настоящего Закона.
- В случае если в документе, содержащем требование обязательного проведения оценки имущества, не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, определению подлежит рыночная стоимость данного объекта.
Для целей настоящего Закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:
1) одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;
2) стороны сделки надлежащим образом осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;
3) объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;
4) цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;
5) платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
- Заказчиками оценки имущества могут быть лица, которым имущество принадлежит или у которых оно находится на законных основаниях, а также представители этих лиц. Заказчики оценки имущества должны обеспечить доступ субъекта оценочной деятельности к имуществу на законных основаниях, получение им необходимой и достоверной информации об указанном имуществе для проведения его оценки.
- Заказчик, плательщик, а также представители этих лиц, имеют право свободного выбора субъекта оценочной деятельности при условии выполнения требований, установленных статьей 8 настоящего Закона.
- Договор на проведение оценки имущества содержит следующие существенные условия:
1) наименование и местонахождение оцениваемого имущества;
2) цель оценки имущества;
3) вид определяемой стоимости;
4) дата оценки имущества;
5) сроки выполнения услуг по оценке имущества;
6) условия, порядок и размер оплаты за оказываемые услуги;
7) права, обязанности и ответственность сторон договора;
8) порядок разрешения споров, которые могут возникнуть при проведении оценки имущества и принятии заказчиком ее результатов;
9) сведения о заказчике (плательщике) и исполнителе: для физического лица – фамилия, имя, отчество (при его наличии), место жительства; для юридического лица – наименование, местонахождение (почтовый адрес), банковские реквизиты, реквизиты сертификата субъекта оценочной деятельности (номер и дата его выдачи).
- Законодательством или договором могут быть предусмотрены и другие существенные условия, не предусмотренные настоящей статьей.
- Размер и порядок оплаты услуг по оценке имущества определяются по соглашению сторон или в случае отбора субъекта оценочной деятельности на конкурсной основе по результатам конкурса. Не допускается установление в договоре размера оплаты услуг как доли стоимости оцениваемого имущества.
Статья 12. Общие требования к составлению отчета об оценке (акта оценки) имущества
- При проведении независимой оценки имущества составляется отчет об оценке имущества. В случаях самостоятельного проведения оценки имущества органом государственной власти или органом местного самоуправления составляется акт оценки имущества.
- Отчет об оценке имущества является итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости имущества независимо от вида стоимости.
- Отчет об оценке имущества не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. Отчет об оценке имущества должен содержать заключение о стоимости имущества, а также разделы, раскрывающие содержание проведенных процедур и используемых нормативных правовых актов по оценке имущества.
- Отчет об оценке имущества составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями законодательства к его форме и содержанию.
- Для проведения оценки отдельных видов имущества законодательством Донецкой Народной Республики могут быть предусмотрены специальные формы отчетов.
- Акт оценки имущества является документом, который содержит заключение о стоимости имущества и подтверждает выполненные процедуры по оценке имущества, осуществленной субъектом оценочной деятельности – органом государственной власти или органом местного самоуправления самостоятельно. Если процедурами по оценке имущества для составления акта оценки имущества предусмотрено предварительное проведение оценки имущества полностью или частично субъектом оценочной деятельности, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 5 настоящего Закона, отчет об оценке такого имущества прилагается к акту оценки имущества. Акт оценки имущества подлежит утверждению руководителем органа государственной власти или органа местного самоуправления.
- Содержание, форма, порядок составления, утверждения и срок действия отчета об оценке имущества, а также акта оценки имущества разрабатывается республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции и утверждается Правительством Донецкой Народной Республики.
Статья 13. Рецензирование отчета об оценке имущества (акта оценки имущества)
- Рецензирование отчета об оценке имущества (акта оценки имущества) осуществляется по требованию лица, использующего результаты оценки имущества для принятия решений, в том числе по требованию заказчиков (плательщиков) оценки имущества, органов государственной власти, органов местного самоуправления и других лиц, заинтересованных в непредвзятом критическом рассмотрении оценки, а также по собственной инициативе субъекта оценочной деятельности.
- Основанием для проведения рецензирования является письменное обращение к лицам, которые в соответствии с настоящим Законом имеют право осуществлять рецензирование отчета об оценке имущества (акта оценки имущества).
- Если в обращении о необходимости проведения рецензирования отчета об оценке имущества обусловлено требование относительно составления заключения о стоимости, такое требование удовлетворяется путем проведения оценки имущества, в порядке, установленном законодательством об оценочной деятельности.
- Рецензирование отчета об оценке имущества (акта оценки имущества) проводит оценщик, имеющий не менее чем двухлетний опыт практической деятельности в сфере оценки имущества по специализации соответствующего направления оценки имущества.
- Рецензирование отчета об оценке имущества (акта оценки имущества), если указанная оценка согласовывается, утверждается либо принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, является обязательным.
- Рецензирование отчета об оценке имущества (акта оценки имущества) оценщиком, работающим в органе государственной власти, на запросы органов государственной власти или в связи с исполнением своих должностных обязанностей осуществляется в пределах полномочий, определенных должностными инструкциями.
В иных случаях рецензирование отчета об оценке имущества (акта оценки имущества) осуществляется на платной основе.
- Если запросом органа государственной власти предусмотрено предоставление заключения о стоимости объекта оценки и подготовка такого заключения требует проведения независимой оценки, органы государственной власти обеспечивают ее проведение в порядке, установленном настоящим Законом.
Глава 3. Основные положения о порядке приобретения права на занятие оценочной деятельностью
Статья 14. Профессиональная подготовка оценщиков
- Профессиональная подготовка оценщиков состоит из профессионального обучения по программам базовой подготовки оценщиков, стажировки и повышения квалификации.
- Профессиональное обучение лиц, претендующих на занятие оценочной деятельностью, осуществляется на базе факультетов (отделений, кафедр) государственных или частных образовательных организаций (далее – образовательная организация), имеющих право осуществлять такое обучение в соответствии с законодательством, заключивших соглашение о сотрудничестве по профессиональной подготовке оценщиков с республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции.
Республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции способствует созданию конкурентной среды для образовательных организаций, осуществляющих профессиональную подготовку оценщиков.
- Образовательные организации, осуществляющие профессиональное обучение оценщиков, согласовывают с республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции общие требования к содержанию программ базовой подготовки оценщиков, порядок стажировки и повышения квалификации.
- В процессе стажировки лица, претендующие на занятие оценочной деятельностью, приобретают практические навыки проведения оценки имущества в составе субъекта оценочной деятельности вместе с оценщиком, имеющим не менее чем двухлетний опыт практической деятельности по оценке по специализациям соответствующих направлений оценки имущества.
Порядок прохождения и срок стажировки определяется республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции совместно с образовательной организацией.
Статья 15. Квалификационная комиссия оценщиков Донецкой Народной Республики
- Лица, прошедшие профессиональное обучение и стажировку, сдают экзамен, целью которого является определение уровня их профессиональной подготовки.
- Для проведения экзамена создается Квалификационная комиссия оценщиков Донецкой Народной Республики (далее – Квалификационная комиссия), состав, порядок создания и деятельности которой утверждаются республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции.
- Квалификационная комиссия создается при республиканском органе исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции.
- Квалификационная комиссия состоит из нечетного числа членов, в количестве не менее семи человек, и формируется в составе:
1) представителей республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере юстиции;
2) представителей республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере юстиции;
3) представителей, делегированных саморегулируемыми организациями оценщиков, которые должны составлять не менее двух третей количественного состава Квалификационной комиссии.
- По результатам экзамена Квалификационная комиссия принимает решение о выдаче либо об отказе в выдаче квалификационного свидетельства оценщика.
- Решение Квалификационной комиссии оформляется протоколом.
Статья 16. Квалификационное свидетельство оценщика
- 1. Квалификационным свидетельством оценщика является документ, подтверждающий необходимый профессиональный уровень подготовки оценщика.
- Право на получение квалификационного свидетельства оценщика приобретает физическое лицо, имеющее высшее профессиональное образование, прошедшее профессиональное обучение по программе базовой подготовки, стажировку в составе субъекта оценочной деятельности вместе с оценщиком, который имеет не менее чем двухлетний стаж работы в сфере оценки имущества, получившее его положительную рекомендацию и успешно сдавшее экзамен в порядке, установленном настоящим Законом.
- Квалификационное свидетельство оценщика является бессрочным. В случаях, установленных настоящим Законом, действие квалификационного свидетельства оценщика может быть приостановлено по специализациям соответствующих направлений или прекращено.
- Квалификационное свидетельство оценщика выдается республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции совместно с образовательной организацией, на базе которой проводилась подготовка и сдавался экзамен, на основании соответствующего решения Квалификационной комиссии.
- Форма и порядок выдачи квалификационного свидетельства оценщика устанавливаются республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции.
- За выдачу квалификационного свидетельства оценщика взимается плата в размере, установленном Правительством Донецкой Народной Республики. Указанная плата направляется в Республиканский бюджет Донецкой Народной Республики.
Статья 17. Порядок принятия решения о приостановлении или прекращении действия квалификационного свидетельства оценщика
- Решение о приостановлении действия квалификационного свидетельства оценщика принимается республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции в случае невыполнения оценщиком требований, установленных статьей 18 настоящего Закона. Действие квалификационного свидетельства возобновляется республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции в недельный срок после устранения оценщиком причин, явившихся основанием к приостановлению действия квалификационного свидетельства оценщика.
О принятом решении относительно приостановления действия квалификационного свидетельства оценщика республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции письменно уведомляет данного оценщика в двухнедельный срок.
- Решение о прекращении действия квалификационного свидетельства оценщика принимается Квалификационной комиссией по письменному представлению заинтересованных лиц по следующим основаниям:
1) неоднократное нарушение оценщиком стандартов и методик оценки, нормативных правовых актов по оценке имущества;
2) установление (в мотивировочной или резолютивной части) вступившим в законную силу судебным решением факта необъективной и (или) некачественной, недостоверной, непрофессиональной оценки, проведенной оценщиком;
3) установление факта неправомерной выдачи квалификационного свидетельства оценщика;
4) несоответствие требованиям, установленным в части 2 статьи 4 настоящего Закона;
5) установление факта нарушения оценщиком ограничений, установленных статьей 8 настоящего Закона.
- После поступления в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции соответствующего протокола заседания Квалификационной комиссии, на котором было принято решение о прекращении действия квалификационного свидетельства оценщика, данный оценщик письменно уведомляется об этом в двухнедельный срок.
- Решение о приостановлении действия квалификационного свидетельства оценщика, принятое республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, может быть обжаловано оценщиком в судебном порядке в течение десяти дней со дня получения письменного уведомления.
Решение о прекращении действия квалификационного свидетельства оценщика, принятое Квалификационной комиссией и утвержденное республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, может быть обжаловано оценщиком в судебном порядке в течение десяти дней со дня получения письменного уведомления.
- Решение о выдаче оценщику квалификационного свидетельства, действие которого было прекращено в случаях, предусмотренных настоящим Законом, принимается Квалификационной комиссией не раньше чем через год со дня принятия решения о прекращения действия квалификационного свидетельства, в порядке, предусмотренном для выдачи квалификационного свидетельства в соответствии со статьей 16 настоящего Закона.
- Проведение оценки физическим лицом, действие квалификационного свидетельства оценщика которого приостановлено или прекращено, запрещается. Оценка, которая была проведена указанным лицом, является недействительной.
Статья 18. Повышение квалификации оценщиков
- Оценщики обязаны не реже одного раза в три года повышать свою квалификацию. Повышение квалификации оценщиков осуществляется по программе повышения квалификации на базе образовательных организаций, указанных в статье 14 настоящего Закона.
- Повышение квалификации осуществляется по специализациям соответствующих направлений, указанным в квалификационном свидетельстве оценщика. По результатам повышения квалификации выдается удостоверение о повышении квалификации оценщика, являющееся неотъемлемой частью квалификационного свидетельства оценщика.
- Форма и порядок выдачи удостоверения о повышении квалификации оценщика устанавливаются республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции.
- Удостоверение о повышении квалификации оценщика выдается республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции совместно с образовательной организацией, на базе которой проходило повышение квалификации оценщика.
- Невыполнение требований настоящей статьи об обязательности повышения квалификации оценщиком является основанием для приостановления действия квалификационного свидетельства оценщика по специализациям соответствующих направлений оценки имущества.
Статья 19. Сертификат субъекта оценочной деятельности
- Для осуществления практической оценочной деятельности в Донецкой Народной Республике выдается специальный документ, удостоверяющий право на осуществление оценочной деятельности – сертификат субъекта оценочной деятельности (далее – Сертификат).
Вопрос о выдаче Сертификата рассматривается Комиссией по выдаче сертификатов субъектов оценочной деятельности Донецкой Народной Республики, создаваемой при республиканском органе исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции (далее – Комиссия по выдаче сертификатов).
Формирование Комиссии по выдаче сертификатов, организационно-методическое и материально-техническое обеспечение ее деятельности осуществляются республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции.
- Состав, порядок создания и деятельности Комиссии по выдаче сертификатов устанавливаются республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции.
Комиссия по выдаче сертификатов является коллегиальным органом, деятельность которого направлена на выполнение задач, установленных статьями 19 и 20 настоящего Закона. В обязательном порядке в состав Комиссии по выдаче сертификатов включаются представители республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере юстиции.
- Форма Сертификата устанавливается республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции.
- Сертификат выдается сроком на три года и может быть аннулирован по основаниям, указанным в статье 21 настоящего Закона.
- За выдачу Сертификата взимается плата в размере, установленном законодательством, которая направляется в Республиканский бюджет Донецкой Народной Республики.
- Оценка, проведенная субъектом оценочной деятельности без действующего Сертификата, является недействительной.
- Органы государственной власти и органы местного самоуправления, указанные в пункте 3 части 1 статьи 5 настоящего Закона, признаются субъектами оценочной деятельности в соответствии с положениями, которые регулируют их деятельность.
Статья 20. Порядок выдачи сертификата субъекта оценочной деятельности
- Для рассмотрения вопроса о выдаче Сертификата физическое лицо-предприниматель, зарегистрированное в установленном законодательством порядке, или юридическое лицо, независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющее хозяйственную деятельность, в составе которого работает хотя бы один оценщик, подает в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, следующие документы:
1) заявление установленной формы о выдаче Сертификата. Форма заявления устанавливается республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции;
2) копию учредительного документа (для юридических лиц) или свидетельства о государственной регистрации физического лица-предпринимателя;
3) копии документов, подтверждающих квалификацию оценщика;
4) справку об оценщиках, работающих в штатном составе юридического лица, по форме, установленной республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции.
- Рассмотрение и проверка документов, поданных лицами, указанными в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 5 настоящего Закона, осуществляются Комиссией по выдаче сертификатов в срок, не превышающий тридцати дней с даты их предоставления.
Сертификат выдается республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции в течение
14 календарных дней на основании решения Комиссии по выдаче сертификатов.
- Комиссия по выдаче сертификатов отказывает в выдаче Сертификата в случае:
1) непредставления лицом, указанным в пункте 1 или 2 части 1 статьи 5 настоящего Закона, хотя бы одного из перечисленных в части 1 настоящей статьи документов;
2) недействительности или недостоверности хотя бы одного из перечисленных в части 1 настоящей статьи документов или указания в них сознательно неправдивых данных;
3) внесения в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц-предпринимателей сведений о прекращении предпринимательской деятельности физического лица-предпринимателя, указанного в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Закона, или ликвидации юридического лица, указанного в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Закона;
4) обнаружения нарушений статьи 8 настоящего Закона за время действия предыдущего Сертификата или в процессе рассмотрения документов и принятия решения о выдаче Сертификата;
5) вступления в законную силу двух и более судебных решений, которыми были удовлетворены иски к субъекту оценочной деятельности или оценщику, который работает в его составе, связанные с проведением им необъективной, и (или) некачественной, недостоверной, непрофессиональной оценки;
6) наличия среди оценщиков, указанных в справке юридического лица, оценщика, квалификационное свидетельство которого заявлено в справке другого лица, указанного в пункте 1 или 2 части 1 статьи 5 настоящего Закона, подавшего заявление о выдаче Сертификата ранее, или оценщика, действие квалификационного свидетельства которого приостановлено по всем специализациям соответствующих направлений или прекращено в соответствии со статьей 17 настоящего Закона;
7) отсутствия в штатном составе лиц, указанных в пункте 1, 2 части 1 статьи 5 настоящего Закона, хотя бы одного оценщика, имеющего квалификационное свидетельство по направлениям и специализациям оценки имущества, по которым выдается Сертификат.
- Субъект оценочной деятельности обязан в недельный срок письменно уведомить республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции об изменениях в его штатном составе оценщиков со времени действия Сертификата, а также предоставить другую существенную информацию, согласно которой принимается решение о выдаче или аннулировании Сертификата в соответствии с настоящим Законом.
- Спорные вопросы об отказе в выдаче сертификата решаются республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции на основании соответствующего заявления субъекта оценочной деятельности.
- После поступления в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции соответствующего протокола заседания Комиссии по выдаче сертификатов, на котором было принято решение об отказе в выдаче Сертификата субъекту оценочной деятельности, данный субъект оценочной деятельности письменно уведомляется об этом в двухнедельный срок.
- Решение об отказе в выдаче Сертификата, принятое Комиссией по выдаче сертификатов и утвержденное республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, может быть обжаловано субъектом оценочной деятельности в судебном порядке в течение десяти дней со дня получения письменного уведомления.
Статья 21. Аннулирование сертификата субъекта оценочной деятельности
- Аннулирование Сертификата может осуществляться на основании решений Комиссии по выдаче сертификатов исключительно по следующим основаниям:
1) наличие нарушений требований настоящего Закона, нормативных правовых актов в сфере оценочной деятельности, выявленных путем рецензирования, которые привели к признанию необъективной, и (или) некачественной, недостоверной, непрофессиональной оценки, проведенной субъектом оценочной деятельности;
2) увольнение всех оценщиков, заявленных субъектами оценочной деятельности, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Закона, при принятии решения о выдаче Сертификата, прекращение или приостановление действия квалификационных свидетельств оценщиков по специализациям соответствующих направлений, указанных в Сертификате;
3) вступление в законную силу двух и более судебных решений, которыми были удовлетворены иски к субъектам оценочной деятельности, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 5 настоящего Закона, связанные с проведением ими необъективной, и (или) некачественной, недостоверной, непрофессиональной оценки;
4) выявление нарушений субъектом оценочной деятельности положений статьи 8 настоящего Закона;
5) внесение в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц-предпринимателей сведений о прекращении предпринимательской деятельности физического лица-предпринимателя, указанного в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Закона или ликвидация юридического лица, указанного в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Закона;
6) отсутствие в штатном составе субъекта оценочной деятельности, указанного в пункте 1 или 2 части 1 статьи 5 настоящего Закона, хотя бы одного оценщика, имеющего квалификационное свидетельство оценщика по направлениям и специализациям оценки, указанным в Сертификате;
7) неуведомление республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере юстиции об обстоятельствах, указанных в части 4 статьи 20 и пункте 9 части 2 статьи 30 настоящего Закона, имеющих существенное значение для осуществления контроля оценочной деятельности.
- Возобновление действия Сертификата осуществляется в порядке, установленном настоящим Законом для его выдачи.
- Порядок рассмотрения вопросов об аннулировании Сертификата и его возобновлении устанавливается республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции.
- Решение об аннулировании Сертификата, принятое Комиссией по выдаче сертификатов и утвержденное республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, может быть обжаловано в судебном порядке в течение десяти дней со дня его получения.
Статья 22. Единый государственный реестр оценщиков и субъектов оценочной деятельности Донецкой Народной Республики
- Республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции ведет Единый государственный реестр оценщиков и субъектов оценочной деятельности Донецкой Народной Республики (далее – Единый государственный реестр оценщиков и субъектов оценочной деятельности).
- Порядок формирования и ведения Единого государственного реестра оценщиков и субъектов оценочной деятельности устанавливается республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции.
- Единый государственный реестр оценщиков и субъектов оценочной деятельности состоит из двух разделов «Оценщики» и «Субъекты оценочной деятельности».
- В раздел «Оценщики» вносится информация о физических лицах-оценщиках, получивших квалификацию оценщика, в частности:
1) фамилия, имя и отчество оценщика;
2) дата выдачи и номер квалификационного свидетельства оценщика (документа, подтверждающего квалификацию оценщика);
3) наименование образовательной организации, осуществившей подготовку оценщика;
4) дата и номер протокола решения Квалификационной комиссии о выдаче квалификационного свидетельства оценщика;
5) специализации соответствующих направлений оценки имущества, указанные в квалификационном свидетельстве оценщика;
6) информация о повышении квалификации по указанным специализациям соответствующих направлений оценки имущества;
7) информация о приостановлении действия по специализациям соответствующих направлений или прекращении действия квалификационного свидетельства оценщика;
8) место работы оценщика.
- В раздел «Субъекты оценочной деятельности» вносится информация о субъектах оценочной деятельности, указанных в пункте 1 или 2 части 1 статьи 5 настоящего Закона, в частности:
1) дата выдачи Сертификата;
2) специализации соответствующих направлений оценки имущества, указанные в Сертификате;
3) срок действия Сертификата;
4) местонахождение субъекта оценочной деятельности;
5) основная информация о составе оценщиков субъекта оценочной деятельности и их квалификации;
6) иная существенная информация об опыте и практической деятельности оценщиков по оценке имущества.
- Порядок представления оценщиками и субъектами оценочной деятельности информации в Единый государственный реестр оценщиков и субъектов оценочной деятельности устанавливается республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции.
- Порядок предоставления информации из Единого государственного реестра оценщиков и субъектов оценочной деятельности устанавливается республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции.
- Оценщики и субъекты оценочной деятельности несут ответственность за достоверность предоставляемой в Единый государственный реестр оценщиков и субъектов оценочной деятельности информации, в порядке, установленном нормативными правовыми актами.
- Свидетельство о внесении информации об оценщике (о субъекте оценочной деятельности) в Единый государственный реестр оценщиков и субъектов оценочной деятельности является документом, который подтверждает факт включения информации об оценщике (о субъекте оценочной деятельности) в Единый государственный реестр оценщиков и субъектов оценочной деятельности и право на осуществление оценки имущества по направлениям и специализациям в рамках направлений, указанных в нем, который является неотъемлемым приложением к квалификационному свидетельству оценщика (сертификату субъекта оценочной деятельности).
- Оценщик (субъект оценочной деятельности), информация о котором не внесена в Единый государственный реестр оценщиков и субъектов оценочной деятельности, не вправе проводить оценку имущества за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 35 настоящего Закона.
Глава 4. Регулирование оценочной деятельности
Статья 23. Основные направления и методы государственного регулирования
- Государственное регулирование оценочной деятельности заключается в контроле и нормативном правовом регулировании, направленном на обеспечение формирования и развития оценочной деятельности в Донецкой Народной Республике, объективности и законности проведения оценки, внедрение в практику оценочной деятельности международных стандартов, норм и правил оценки имущества, обеспечение общественных интересов в вопросах оценки, создание конкурентной среды среди субъектов оценочной деятельности и образовательных организаций, осуществляющих профессиональную подготовку оценщиков.
- Методами государственного регулирования оценочной деятельности являются:
1) разработка и утверждение нормативных правовых актов по оценке имущества;
2) разработка и утверждение стандартов оценки имущества;
3) разработка и утверждение методик оценки имущества;
4) согласование программ профессиональной подготовки оценщиков и повышения квалификации оценщиков;
5) организационное обеспечение работы Квалификационной комиссии;
6) выдача квалификационных свидетельств оценщиков и сертификатов субъектов оценочной деятельности Донецкой Народной Республики;
7) ведение Единого государственного реестра оценщиков и субъектов оценочной деятельности;
8) признание статуса саморегулируемых организаций оценщиков и контроль соблюдения ими правил общественного регулирования оценки, определенных настоящим Законом, обеспечение их широкого привлечения к регулированию оценочной деятельности;
9) содействие развитию конкуренции на рынке услуг по оценке имущества путем создания равных условий для всех субъектов оценочной деятельности;
10) оказание субъектам оценочной деятельности консультативной помощи по вопросам, связанным с оценочной деятельностью;
11) осуществление государственного контроля в сфере оценочной деятельности;
12) другие направления деятельности для реализации функций государственного регулирования оценочной деятельности.
- Порядок осуществления государственного контроля в сфере оценочной деятельности утверждается республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции.
Статья 24. Полномочия органов государственной власти в сфере государственного регулирования оценочной деятельности
- Уполномоченным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования оценки имущества и профессиональной оценочной деятельности является республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции.
- Правительство Донецкой Народной Республики осуществляет полномочия по вопросам оценочной деятельности, определенные Конституцией Донецкой Народной Республики, настоящим Законом и другими законами Донецкой Народной Республики.
- Республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, согласовывает проекты и осуществляет регистрацию нормативных правовых актов по оценке имущества, а также осуществляет иные полномочия по вопросам оценочной деятельности, определенные настоящим Законом.
- Другие органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия по вопросам оценки имущества в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
- Республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции обеспечивает широкое информирование общественности по вопросам оценочной деятельности в Донецкой Народной Республике.
Глава 5. Саморегулирование оценочной деятельности
Статья 25. Понятие саморегулирования оценочной деятельности
- Под саморегулированием оценочной деятельности понимается самостоятельная и инициативная деятельность, осуществляемая оценщиками, содержанием которой является участие в разработке стандартов оценки, положений, методик и иных нормативных правовых актов по оценке имущества, а также осуществлением контроля соблюдения их требований.
- Саморегулирование оценочной деятельности в Донецкой Народной Республике осуществляется на условиях объединения оценщиков в саморегулируемые организации оценщиков.
Статья 26. Саморегулируемые организации оценщиков
- Саморегулируемыми организациями оценщиков являются общественные объединения, создаваемые физическими лицами, признанными оценщиками в установленном настоящим Законом порядке, для осуществления полномочий по общественному регулированию оценочной деятельности на условиях членства и единства сферы их деятельности.
- Членство в саморегулируемых организациях оценщиков является добровольным. Оценщик одновременно может быть членом только одной саморегулируемой организации оценщиков.
- Образование и порядок деятельности саморегулируемых организаций оценщиков определяются законодательством об общественных объединениях с учетом особенностей, установленных настоящим Законом. Саморегулируемые организации оценщиков являются юридическими лицами, действующими на принципах самоуправления, их деятельность не имеет целью получение прибыли.
- Задачи и цели деятельности саморегулируемых организаций оценщиков, их права и обязанности, состав и компетенция органов управления, источники формирования имущества и порядок его использования определяются уставами таких саморегулируемых организаций.
Статья 27. Полномочия саморегулируемых организаций оценщиков
Саморегулируемые организации оценщиков осуществляют следующие полномочия по общественному регулированию оценочной деятельности:
1) участие в разработке проектов стандартов оценки, положений, методик и нормативных правовых актов по оценке имущества, а также общественный контроль выполнения нормативных правовых актов по оценке имущества, обеспечения надлежащего качества оценки имущества, проводимой оценщиками – ее членами;
2) рецензирование отчетов об оценке имущества, которое проводится оценщиками – членами саморегулируемых организаций оценщиков, по требованию других организаций, физических и юридических лиц в соответствии с требованиями стандартов оценки имущества и в порядке, установленном саморегулируемыми организациями оценщиков;
3) содействие в организации профессиональной подготовки оценщиков и повышения квалификации оценщиков;
4) равноправное участие в составе Квалификационной комиссии;
5) защита в соответствии с законодательством интересов своих членов при разрешении споров, связанных с оценкой имущества;
6) представительство интересов членов саморегулируемых организаций оценщиков в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
7) разработка проектов и программ для обеспечения уставной деятельности саморегулируемых организаций оценщиков;
8) предотвращение недобросовестной конкуренции среди оценщиков;
9) издание научно-методической литературы по вопросам оценочной деятельности;
10) сбор информации и создание баз данных в целях оказания содействия членам саморегулируемых организаций оценщиков в их деятельности;
11) изучение и обобщение международного опыта оценки имущества, поддержание связей с профессиональными обществами оценщиков других государств;
12) повышение профессионального уровня членов саморегулируемых организаций путем внутренней сертификации по процедуре, устанавливаемой саморегулируемыми организациями оценщиков;
13) другие полномочия по обеспечению выполнения оценщиками требований настоящего Закона и нормативных правовых актов по оценке имущества.
Статья 28. Порядок признания статуса саморегулируемой организации оценщиков
- Порядок признания статуса саморегулируемой организации оценщиков разрабатывается республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции и утверждается Правительством Донецкой Народной Республики.
- Саморегулируемая организация оценщиков должна соответствовать следующим критериям:
1) 90 процентов членов ее общего количественного состава должны осуществлять оценочную деятельность в любой форме, определенной статьей 3 настоящего Закона, в составе субъектов оценочной деятельности;
2) наличие установленной процедуры внутренней сертификации своих членов с целью контроля качества оценки имущества, которая проводится ими.
Глава 6. Права, обязанности и ответственность оценщиков, субъектов оценочной деятельности и заказчиков оценки
Статья 29. Права и обязанности оценщиков
- Оценщик имеет право:
1) при проведении оценки требовать от заказчика обеспечения доступа к оцениваемому имуществу, документации и иной информации, необходимой или имеющей существенное значение для оценки имущества;
2) получать разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для проведения оценки имущества и составления отчета об оценке имущества, от заказчика оценки и других лиц, информацию, содержащую государственную или коммерческую тайну, при наличии у оценщика соответствующего разрешения или соглашения о конфиденциальности информации;
3) отказаться от проведения оценки имущества в случае возникновения обстоятельств, препятствующих проведению объективной оценки имущества, в том числе любых форм принуждения;
4) страховать свою гражданскую ответственность, связанную с профессиональной оценочной деятельностью;
5) непосредственно присутствовать на заседании Квалификационной комиссии при рассмотрении вопроса о приостановлении или прекращении действия его квалификационного свидетельства оценщика;
6) обжаловать действия должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления в судебном порядке;
7) добровольно приостанавливать право осуществления своей оценочной деятельности по личному заявлению, направленному в Квалификационную комиссию, в порядке, установленном республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции.
- Оценщик обязан:
1) соблюдать при осуществлении оценочной деятельности требования настоящего Закона и нормативных правовых актов по оценке имущества;
2) обеспечивать объективность оценки имущества, уведомлять заказчика о невозможности проведения объективной оценки в связи с возникновением обстоятельств, препятствующих этому;
3) обеспечивать сохранность документов, полученных при проведении оценки имущества от заказчика и других лиц;
4) обеспечивать конфиденциальность информации, полученной при выполнении оценки имущества, в соответствии с законодательством;
5) осуществлять непосредственное обследование оцениваемого имущества и представлять заказчику отчет об оценке;
6) в случае если он является членом саморегулируемой организации оценщиков, соблюдать правила деловой и профессиональной этики, утвержденные саморегулируемой организацией оценщиков;
7) выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством.
Статья 30. Права и обязанности субъектов оценочной деятельности
- Субъект оценочной деятельности имеет право:
1) при проведении оценки требовать от заказчика обеспечения доступа к оцениваемому имуществу, а также в полном объеме к документации и иной информации, необходимой или имеющей существенное значение для оценки имущества;
2) самостоятельно применять методы оценки и подходы к оценке в соответствии с нормативными правовыми актами по оценке имущества и (или) с международными стандартами с указанием источника;
3) получать разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для проведения оценки имущества и составления отчета об оценке имущества, от заказчика оценки и других лиц, информацию, содержащую государственную или коммерческую тайну, при наличии у оценщика соответствующего разрешения или соглашения о конфиденциальности информации;
4) отказаться от проведения оценки в случаях, если заказчик нарушил условия договора, не обеспечил предоставление необходимой информации об оцениваемом имуществе, а также при возникновении иных обстоятельств, препятствующих проведению объективной оценки имущества, в том числе любых форм принуждения;
5) страховать свою гражданскую ответственность, связанную с оценочной деятельностью;
6) непосредственно присутствовать на заседании Квалификационной комиссии при рассмотрении вопроса о прекращении действия Квалификационного свидетельства оценщика, состоящего в его штате;
7) присутствовать на заседании Комиссии по выдаче сертификатов при рассмотрении вопроса об аннулировании Сертификата;
8) обжаловать действия должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления в судебном порядке;
9) привлекать по мере необходимости на договорной основе к участию в проведении оценки имущества иных оценщиков, субъектов оценочной деятельности либо других специалистов.
- Субъект оценочной деятельности обязан:
1) соблюдать при осуществлении оценочной деятельности требования настоящего Закона, а также нормативных правовых актов по оценке имущества;
2) обеспечивать объективность оценки имущества, уведомлять заказчика о невозможности проведения объективной оценки имущества в связи с возникновением обстоятельств, препятствующих этому;
3) обеспечивать сохранность документов, полученных при проведении оценки имущества от заказчика и других лиц;
4) предоставлять по требованию представителя уполномоченного органа и заказчика сертификат субъекта оценочной деятельности;
5) обеспечивать конфиденциальность информации, полученной при выполнении оценки имущества, в соответствии с законодательством;
6) вести журнал учета отчетов об оценке имущества с указанием нумерации договоров на проведение оценки имущества в хронологическом порядке;
7) хранить копии отчетов об оценке имущества и копии документов, полученных от заказчика, других лиц и использованных при проведении оценки имущества в течение трех лет от даты составления отчета об оценке имущества;
8) в случаях, предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики, предоставлять копии хранящихся отчетов об оценке имущества или иную информацию органам государственной власти по их законному требованию;
9) уведомлять республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции о произошедших изменениях в его штатном составе оценщиков, а также предоставлять другую информацию, имеющую существенное значение при осуществлении контроля в сфере оценочной деятельности;
10) выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством.
Статья 31. Ответственность за нарушение законодательства об оценочной деятельности
- Органы государственной власти, органы местного самоуправления и их должностные лица, оценщики и субъекты оценочной деятельности, физические и юридические лица, виновные в нарушении законодательства об оценочной деятельности, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
- Оценщик и субъект оценочной деятельности несут ответственность за:
1) нарушение требований настоящего Закона и иных нормативных правовых актов по оценке имущества;
2) разглашение сведений, составляющих государственную или коммерческую тайну, которые стали им известны в результате проведения оценочной деятельности;
3) невыполнение или ненадлежащее выполнение условий договора об оценке имущества;
4) необъективную и (или) некачественную, недостоверную, непрофессиональную оценку имущества;
5) сохранность и целостность документов и другой информации, предоставляемых им для проведения оценки имущества;
6) непредоставление копий отчетов об оценке имущества или информации органам государственной власти в случаях, установленных законодательством.
Статья 32. Права, обязанности и ответственность заказчика оценки имущества
- Заказчик оценки имущества имеет право:
1) получать от субъекта оценочной деятельности исчерпывающую информацию о требованиях законодательства Донецкой Народной Республики, касающихся проведения оценки имущества;
2) знакомиться с нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики по оценке имущества, на которых основывается отчет об оценке имущества;
3) получать от субъекта оценочной деятельности необходимую информацию о методах проведения оценки имущества;
4) отказаться от услуг субъекта оценочной деятельности в случае нарушения им условий договора;
5) по требованию субъекта оценочной деятельности направлять письменный запрос от своего имени в адрес третьих лиц для получения необходимой для проведения оценки имущества информации.
- Заказчик оценки имущества обязан:
1) создавать условия субъекту оценочной деятельности для своевременного и качественного проведения оценки имущества в соответствии с договором;
2) предоставлять субъекту оценочной деятельности необходимую для проведения оценки имущества документацию, давать необходимые разъяснения, а также обеспечить доступ оценщика к оцениваемому имуществу;
3) не вмешиваться в деятельность субъекта оценочной деятельности, если это негативно повлияет на достоверность оценки имущества.
Статья 33. Рассмотрение споров
Споры, возникающие при осуществлении оценочной деятельности, разрешаются в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.
Глава 7. Заключительные и переходные положения
Статья 34. Заключительные положения
- Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
- Правительству Донецкой Народной Республики в шестимесячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона обеспечить:
1) принятие нормативных правовых актов, предусмотренных настоящим Законом;
2) приведение своих нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом;
3) приведение иными органами исполнительной власти своих нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом.
- До приведения нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом они применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.
Статья 35. Переходные положения
- Физические лица, получившие квалификационные документы оценщиков до вступления в силу настоящего Закона, сохраняют право на занятие оценочной деятельностью в случае внесения информации о них в Единый государственный реестр оценщиков и субъектов оценочной деятельности в установленном порядке в течение шести месяцев со дня формирования указанного реестра. Квалификационные документы оценщиков, информация о которых не была внесена в Единый государственный реестр оценщиков и субъектов оценочной деятельности в течение указанного срока, выданные им в порядке, действовавшим до вступления в силу настоящего Закона, признаются недействительными.
(Часть 1 статьи 35 с изменениями, внесенными Законом от 20.09.2022 № 413-IIНС)
- Информация об оценщиках, указанных в части 1 настоящей статьи, подлежит внесению в Единый государственный реестр оценщиков и субъектов оценочной деятельности в течение шести месяцев со дня формирования указанного реестра.
- Информация о субъектах оценочной деятельности, осуществляющих профессиональную оценочную деятельность на территории Донецкой Народной Республики, подлежит внесению в Единый государственный реестр оценщиков и субъектов оценочной деятельности в течение шести месяцев со дня формирования указанного реестра. Документы, удостоверяющие право на осуществление оценочной деятельности указанными в настоящей части субъектами, выданные до вступления в силу настоящего Закона, являются действительными в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона, до получения документов, предусмотренных настоящим Законом, и внесения информации о таких субъектах в Единый государственный реестр оценщиков и субъектов оценочной деятельности.
- За оценщиками и субъектами оценочной деятельности, продолжающими профессиональную деятельность в Донецкой Народной Республике, сохраняются направления и специализации, полученные ими до вступления в силу настоящего Закона.
- До создания и признания статуса саморегулируемой организации оценщиков, в состав Квалификационной комиссии, предусмотренный частью 4 статьи 15 настоящего Закона, входят оценщики, определяемые в порядке, установленном республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции.
Глава
Донецкой Народной Республики А.В.Захарченко
г. Донецк
27 марта 2017 года
№ 161-IНС