Дата публикации 05.10.2022

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

П Р И К А З

06 сентября 2022 года                   Донецк                                      № 92-НП

Об утверждении Государственного образовательного стандарта

среднего профессионального образования по профессии

23.01.13 Электромонтер тяговой подстанции

С целью обеспечения единства образовательного пространства Донецкой Народной Республики, преемственности и вариативности основных образовательных программ соответствующего уровня образования, государственных гарантий уровня и качества образования, а также интеграции среднего профессионального образования Донецкой Народной Республики в образовательное пространство Российской Федерации и гармонизации законодательства Донецкой Народной Республики и Российской Федерации, руководствуясь пунктом 6 части 1 статьи 6, статьей 9 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», в соответствии с подпунктом 12.56 пункта 12 раздела II Положения о Министерстве образования и науки Донецкой Народной Республики, утверждённого Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики
от 22 июля 2015 года № 13-43
(с изменениями),

 

ПРИКАЗЫВАЮ:

 

  1. Утвердить Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 23.01.13 Электромонтер тяговой подстанции (прилагается).

 

  1. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на директора Департамента просвещения Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики.

 

  1. Настоящий Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Министр                                                                               О. П. Колударова

 

УТВЕРЖДЕН

                                                                  Приказом

                                                                  Министерства образования и науки

                                                                  Донецкой Народной Республики

                                                                  от 06 сентября 2022 года № 92-НП

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ПРОФЕССИИ 23.01.13 ЭЛЕКТРОМОНТЕР

ТЯГОВОЙ ПОДСТАНЦИИ

 

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 

1.1. Настоящий государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по профессии 23.01.13 Электромонтер тяговой подстанции для профессиональных образовательных организаций, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих по данной профессии, на территории Донецкой Народной Республики (далее – образовательная организация).

 

1.2. Право на реализацию программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 23.01.13 Электромонтер тяговой подстанции имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Возможна сетевая форма реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки квалифицированных рабочих, служащих.

 

1.3. Воспитание обучающихся при освоении ими образовательной программы осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых с учетом включенных в примерную основную образовательную программу примерной рабочей программы воспитания и примерного календарного плана воспитательной работы.

 

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

 

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

СПО – среднее профессиональное образование;

ГОС СПО – государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;

ППКРС – программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии;

ОК – общая компетенция;

ПК – профессиональная компетенция;

ПМ – профессиональный модуль;

МДК – междисциплинарный курс.

 

III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФЕССИИ

 

3.1. Сроки получения СПО по профессии 23.01.13 Электромонтер тяговой подстанции в очной форме обучения и соответствующие квалификации приводятся в приложении 1.

 

3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих СПО при формировании ППКРС в соответствии с Перечнем профессий, квалификаций рабочих, служащих, по которым осуществляется реализация профессиональных программ подготовки квалифицированных рабочих (служащих) в образовательных организациях Донецкой Народной Республики, утвержденным приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 25 июня 2015 года № 280, зарегистрированным в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 14 июля 2015 года, регистрационный № 285
(с изменениями):

электромонтер тяговой подстанции – электромонтер контактной сети.

Сроки получения СПО по ППКРС независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:

для обучающихся по очно-заочной форме обучения:

на базе среднего общего образования – не более чем на 1 год;

на базе основного общего образования – не более чем на 1,5 года;

для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья – не более чем на 6 месяцев.

 

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ

 

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: организация эксплуатации, оперативного обслуживания тяговых подстанций, контактной сети в железнодорожных организациях.

 

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

оборудование тяговых подстанций, их узлы и детали;

контактная сеть, технологическая оснастка;

инструменты;

конструкторская и технологическая документация;

технологические процессы ремонта, регулировки и сборки узловых механизмов.

 

4.3. Обучающийся по профессии 23.01.13 Электромонтер тяговой подстанции готовится к следующим видам деятельности:

 

а) электромонтаж устройств и оборудования тяговых подстанций и контактной сети;

 

б) техническое обслуживание оборудования тяговых подстанций и контактных сетей;

 

в) ремонт устройств и оборудования тяговых подстанций и контактной сети и проверка на соответствие их технологическим параметрам.

 

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ

 

5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

 

5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

электромонтаж устройств и оборудования тяговых подстанций и контактной сети:

ПК 1.1. Выполнять электромонтажные работы при монтаже устройств тяговых подстанций, воздушных линий контактной сети в соответствии с технологическим процессом.

ПК 1.2. Производить сборку арматуры, комплектование по конструктивным чертежам, установку основных узлов оборудования.

ПК 1.3. Выполнять установочные работы элементной базы и исполнительных механизмов устройств тяговых подстанций;

техническое обслуживание оборудования тяговых подстанций и контактных сетей:

ПК 2.1. Организовывать технологический процесс производства тяговой электрической энергии.

ПК 2.2. Выполнять режимные оперативные переключения в распределительных устройствах.

ПК 2.3. Осуществлять контроль состояния релейной защиты устройств автоматики, сигнализации и телемеханики.

ПК 2.4. Производить диагностику состояния устройств и оборудования тяговых подстанций и контактной сети с помощью измерительных приборов;

ремонт устройств и оборудования тяговых подстанций и контактной сети и проверка на соответствие их технологическим параметрам:

ПК 3.1. Выполнять слесарно-механические работы на оборудовании подстанций и контактной сети в соответствии с технологическим процессом.

ПК 3.2. Выявлять и устранять причины отдельных неисправностей оборудования подстанций и контактной сети.

ПК 3.3. Заполнять и оформлять техническую документацию о выполнении ремонтных работ.

ПК 3.4. Проверять технологические параметры при помощи контрольно-измерительных и поверочных инструментов при выполнении ремонта оборудования подстанций и контактной сети.

 

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ

 

6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общепрофессионального;

профессионального

и разделов:

физическая культура;

учебная практика;

производственная практика;

промежуточная аттестация;

государственная итоговая аттестация.

 

6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять не более 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (не менее 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.

Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемым квалификациям. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.

Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Объем часов на дисциплину «Безопасность жизнедеятельности» составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы – 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.

 

6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС (приложение 2) и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Срок получения СПО по ППКРС в очной форме обучения (приложение 3) составляет 43 недели для программы подготовки, рассчитанной на срок обучения 10 месяцев, и 65 недель для ППКРС, рассчитанной на срок обучения 2 года 10 месяцев.

 

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ

 

7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) согласно пункту 3.2 настоящего ГОС СПО, с учетом соответствующей примерной ППКРС.

Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемым квалификациям, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.

При формировании ППКРС образовательная организация:

имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, на практики, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;

обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим       ГОС СПО;

обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

 

7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании».

 

7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.

 

7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.

 

7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.

 

7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.

 

7.7. По дисциплине «Физическая культура» могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

 

7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.

 

7.9. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС. В этом случае ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.

Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели (расчет увеличения срока освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования приводится в приложении 4).

 

7.10. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.

 

7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы (согласно части 1 статьи 13 Закона Донецкой Народной Республики             «О воинской обязанности и военной службе»).

 

7.12. Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.

Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

 

7.13. Реализация ППКРС должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 – 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ГОС СПО для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 44, пунктом 7 части 1 статьи 45 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», в том числе в форме стажировки в профильных организациях.

 

7.14. ППКРС должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППКРС.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация ППКРС должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППКРС. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.

Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 – 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.

Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными организациями, в том числе образовательными организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

 

7.15. Прием на обучение по ППКРС за счет бюджетных ассигнований бюджета Донецкой Народной Республики является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 65 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании». Финансирование реализации ППКРС должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.

 

7.16. Образовательная организация, реализующая ППКРС, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам. Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений приводится в приложении 5.

 

7.17. Реализация ППКРС осуществляется образовательной организацией на государственном языке Донецкой Народной Республики в соответствии с частью 2 статьи 12 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании».

 

VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ

 

8.1. Оценка качества освоения ППКРС должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестацию обучающихся.

 

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

 

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППКРС (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.

Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации – разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.

Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.

 

8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

оценка уровня освоения дисциплин;

оценка компетенций обучающихся.

Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.

 

8.5. К государственной итоговой аттестации допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план по ППКРС, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам согласно части 6 статьи 56 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании».

 

8.6. Государственная итоговая аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования – соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ГОС СПО.

Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.

 

8.7. Обучающиеся по ППКРС, не имеющие среднего общего образования, вправе бесплатно пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования в соответствии с частью 6 статьи 65 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании». При успешном прохождении указанной государственной итоговой аттестации аккредитованной образовательной организацией обучающимся выдается аттестат о среднем общем образовании.

 

 

 

Директор Департамента просвещения

Министерства образования и науки

Донецкой Народной Республики                                          В.В. Пестрецов

 

Приложение 1

к Государственному образовательному

стандарту среднего профессионального

образования по профессии 23.01.13

Электромонтер тяговой подстанции

(пункт 3.1)

 

СРОКИ ПОЛУЧЕНИЯ СПО ПО ПРОФЕССИИ 23.01.13 ЭЛЕКТРОМОНТЕР ТЯГОВОЙ ПОДСТАНЦИИ В ОЧНОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ И СООТВЕТСТВУЮЩИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

 

Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППКРС Наименование квалификации1 Срок получения СПО по ППКРС в очной форме обучения 2
среднее общее образование Электромонтер тяговой подстанции

Электромонтер контактной сети

10 месяцев
основное общее образование 2 года 10 месяцев3

 

__________________________________________________________________________

1 ГОС СПО в части требований к результатам освоения ППКРС ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.

2 Независимо от применяемых образовательных технологий.

Образовательные организации, осуществляющие подготовку квалифицированных рабочих, служащих на базе основного общего образования, реализуют государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППКРС, в том числе с учетом получаемой профессии СПО.

 

Приложение 2

к Государственному образовательному стандарту

среднего профессионального образования по
профессии 23.01.13 Электромонтер тяговой подстанции
(пункт 6.3)

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ

 

Индекс Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) В т.ч. часов обязательных учебных занятий Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) Коды формируемых компетенций
1 2 3 4 5 6
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел «Физическая культура» 1188 792
ОП.00 Общепрофессиональный учебный цикл 456 322
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:

уметь:

читать рабочие и сборочные чертежи и схемы;

выполнять эскизы, технические рисунки и простые чертежи деталей, их элементов, узлов;

знать:

правила чтения технической документации;

способы графического представления объектов, пространственных образов и схем;

правила выполнения чертежей, технических рисунков и эскизов;

технику и принципы нанесения размеров;

ОП.01.

Техническое черчение

ОК 1 — 7

ПК 1.1 — 1.3

ПК 2.1 — 2.4

ПК 3.1 — 3.4

уметь:

читать электрические схемы и чертежи; собирать простейшие электрические цепи; измерять параметры электрических цепей;

ОП.02. Электротехника ОК 1 — 7

ПК 1.1 — 1.3

ПК 2.1 — 2.4

ПК 3.1 — 3.4

1 2 3 4 5 6
знать:

основные положения электротехники, методы расчета простых электрических цепей;

принципы работы типовых электронных устройств;

устройство и принцип действия электропитающих установок;

уметь:

выбирать материалы на основе их свойств для конкретного применения в производстве;

знать:

основные параметры и свойства конструкционных материалов;

ОП.03. Материаловедение ОК 1 — 7

ПК 1.1 — 1.3

ПК 2.1 — 2.4

ПК 3.1 — 3.4

уметь:

правильно организовывать и содержать рабочее место;

соблюдать правила безопасности и гигиены труда, правила электробезопасности и противопожарной безопасности;

знать:

правила безопасности для работников железнодорожного транспорта на электрифицированных линиях железных дорог;

инструкцию по технике безопасности и производственной санитарии для электромонтеров сигнализации железнодорожного транспорта;

мероприятия по охране окружающей среды;

безопасные и санитарно-гигиенические методы труда, основные средства и приемы предупреждения и тушения пожаров на рабочем месте;

ОП.04.

Охрана труда

OK 1 — 7

ПК 1.1 — 1.3

ПК 2.1 — 2.4

ПК 3.1 — 3.4

1 2 3 4 5 6
уметь:

классифицировать организационную структуру управления на железнодорожном транспорте; классифицировать технические средства и устройства железнодорожного транспорта;

знать:

организационную структуру, основные сооружения и устройства железнодорожного транспорта;

систему взаимодействия подразделений железнодорожного транспорта;

устройство автоматики, телемеханики и связи;

ОП.05.

Общий курс железных дорог

OK 1 — 7

ПК 1.1 — 1.3

ПК 2.1 — 2.4

ПК 3.1 — 3.4

уметь:

организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и устранения их последствий в профессиональной деятельности и быту;

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

применять первичные средства пожаротушения;

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;

44 ОП.06.

Безопасность жизнедеятельности

OK 1 — 7

ПК 1.1 — 1.3

ПК 2.1 — 2.4

ПК 3.1 — 3.4

1 2 3 4 5 6
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

оказывать первую помощь пострадавшим;

знать:

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития, событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности Донецкой Народной Республики;

основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

основы военной службы и обороны государства;

задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

способы защиты населения от оружия массового поражения;

меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;

область применения получаемых

1 2 3 4 5 6
профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

П.00 Профессиональный учебный цикл 624 416
ПМ.00 Профессиональные модули 624 416
ПМ.01 Электромонтаж устройств и оборудования тяговых подстанций и контактной сети.

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

выполнения электромонтажных работ по монтажу оборудования тяговых подстанций и контактной сети;

уметь:

читать электрические схемы и чертежи оборудования подстанций;

выполнять установочные работы на контактной сети;

знать:

основы устройства и принцип работы оборудования подстанций, необходимую технологическую документацию;

особенности работы с оборудованием тяговых подстанций по роду тока.

МДК.01.01. Устройство и технология монтажа оборудования тяговых подстанций и контактной сети OK 1 — 7

ПК 1.1 — 1.3

ПМ.02 Техническое обслуживание оборудования тяговых подстанций и контактных сетей.

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

работы по обслуживанию источников тягового тока и зарядных устройств;

МДК.02.01. Технология технического обслуживания оборудования и автоматики тяговых подстанций и ОК 1 — 7

ПК 2.1 — 2.4

1 2 3 4 5 6
контроля состояния релейной защиты устройств автоматики, сигнализации и телемеханики;

уметь:

выполнять диагностику с помощью измерительных приборов;

заполнять техническую документацию;

знать:

виды технического обслуживания, сроки проведения;

снимаемые параметры и технологию обслуживания оборудования тяговых подстанций и контактных сетей.

контактной сети.
ПМ.03 Ремонт устройств и оборудования тяговых подстанций и контактной сети и проверка на соответствие их технологическим параметрам.

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

определения и устранения неисправностей оборудования подстанций и контактной сети;

уметь:

работать с контрольным инструментом и оборудованием;

ремонтировать и регулировать оборудование тяговых подстанций и контактной сети;

обслуживать и настраивать приспособления и стенды, применяемые при производстве ремонтных работ оборудования подстанций и контактной сети;

проводить испытания отремонтированного оборудования;

заполнять техническую документацию о

МДК.03.01. Технология определения и устранения неисправностей оборудования тяговых подстанций и контактной сети ОК 1 — 7

ПК 3.1 — 3.4

1 2 3 4 5 6
выполнении ремонтных работ;

знать:

основные методы и технологию ремонта оборудования тяговых подстанций и контактной сети;

основное испытательное оборудование и инструмент, применяемые при ремонте.

ФК.00 Физическая культура.

В результате освоения раздела «Физическая культура» обучающийся должен:

уметь:

использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

знать:

о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

основы здорового образа жизни.

108 54 ОК 2

ОК 3

ОК 6

ОК 7

Вариативная часть учебных циклов ППКРС (определяется образовательной организацией) 270 180
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел «Физическая культура», и вариативной части ППКРС 1458 972
УП.00 Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования 12 нед./32 нед 432/1152 ОК 1-7

ПК 1.1-1.3

ПК 2.1-2.4

ПК 3.1-3.4

ПП.00 Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
1 2 3 4 5 6
ПА.00 Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования 1 нед./2 нед.
ГИА.00 Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/ на базе основного общего образования 1 нед./2 нед.

 

 

Приложение 3

к Государственному образовательному

стандарту среднего профессионального

образования по профессии 23.01.13

Электромонтер тяговой подстанции

(пункт 6.3)

 

СРОК ПОЛУЧЕНИЯ СПО ПО ППКРС

В ОЧНОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ

 

Обучение по учебным циклам и разделу «Физическая культура» 27 нед.
Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования 12 нед./32 нед.
Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования 1 нед./2 нед.
Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования 1 нед./2 нед.
Каникулы 2 нед.
Итого 43 нед./65 нед.

 

 

Приложение 4

к Государственному образовательному

стандарту среднего профессионального

образования по профессии 23.01.13

Электромонтер тяговой подстанции

(пункт 7.9)

 

РАСЧЕТ УВЕЛИЧЕНИЯ СРОКА ОСВОЕНИЯ ППКРС

В ОЧНОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ЛИЦ, ОБУЧАЮЩИХСЯ

НА БАЗЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

теоретическое обучение

(при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю)

57 нед.
промежуточная аттестация 3 нед.
каникулы 22 нед.

 

 

Приложение 5

к Государственному образовательному

стандарту среднего профессионального

образования по профессии 23.01.13

Электромонтер тяговой подстанции

(пункт 7.16)

 

ПЕРЕЧЕНЬ КАБИНЕТОВ,

ЛАБОРАТОРИЙ, МАСТЕРСКИХ И ДРУГИХ ПОМЕЩЕНИЙ

 

Кабинеты:

электротехники;

технического черчения;

безопасности жизнедеятельности и охраны труда;

общего курса железных дорог (ОКЖД)

тяговых подстанций и контактной сети.

 

Лаборатории:

материаловедения;

монтажа и технической эксплуатации оборудования тяговых подстанций и контактной сети.

 

Мастерские:

слесарные;

электромонтажные.

Спортивный комплекс:

спортивный зал.

 

Залы:

библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

актовый зал.