Дата публикации 12:04 11.08.2020

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

ЗАКОН

 

 

О ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ

УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Принят Постановлением Народного Совета 7 августа 2020 года

 

(С изменениями, внесенными законами

от 28.12.2020 № 234-IIНС,

от 15.04.2022 № 362-IIНС,

от 24.06.2022 № 385-IIНС)

 

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Законом

Настоящий Закон определяет в соответствии с Гражданским кодексом Донецкой Народной Республики правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия
(далее – унитарное предприятие), права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.

Статья 2. Унитарное предприятие

  1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Донецкой Народной Республике или муниципальному образованию.
  2. От имени Донецкой Народной Республики права собственника имущества унитарного предприятия осуществляет Правительство Донецкой Народной Республики. Также от имени Донецкой Народной Республики права собственника имущества государственного унитарного предприятия могут осуществлять государственные органы, государственные корпорации, государственные концерны в соответствии с законами, нормативными правовыми актами Главы Донецкой Народной Республики, Правительства Донецкой Народной Республики.

( Часть 2 статьи 2 с изменениями, внесенными Законом от 28.12.2020 № 234-IIНС)

  1. От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной законом.
  2. Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.
  3. Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).
  4. Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
  5. Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.
  6. В Донецкой Народной Республике создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:

1) унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, – государственное предприятие, муниципальное предприятие;

2) унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, – государственное казенное предприятие, муниципальное казенное предприятие (далее – казенное предприятие).

  1. Унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на местонахождение унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия может содержать также его фирменное наименование на иностранном языке.
  2. Унитарное предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном законодательством порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.
  3. Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Донецкой Народной Республики или муниципальных образований, не допускается.

Статья 3. Правоспособность унитарного предприятия

  1. Унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
  2. Унитарное предприятие считается созданным как юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц – предпринимателей.
  3. Унитарное предприятие создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом.
  4. Унитарное предприятие вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Донецкой Народной Республики и за ее пределами.
  5. Государственное или муниципальное предприятие до момента завершения формирования собственником его имущества уставного фонда не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением государственного или муниципального предприятия.
  6. Отдельные виды деятельности, перечень которых определяется законом, унитарное предприятие может осуществлять только на основании лицензии (разрешения).

Статья 4. Фирменное наименование унитарного предприятия и его местонахождение

  1. Унитарное предприятие должно иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Унитарное предприятие вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на иностранном языке.
  2. Полное фирменное наименование государственного или муниципального предприятия на русском языке должно содержать слова «государственное предприятие» или «муниципальное предприятие» и указание на собственника его имущества – Донецкую Народную Республику или муниципальное образование.

Полное фирменное наименование казенного предприятия на русском языке должно содержать слова «государственное казенное предприятие» или «муниципальное казенное предприятие» и указание на собственника его имущества – Донецкую Народную Республику или муниципальное образование.

Фирменное наименование унитарного предприятия на русском языке может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму унитарного предприятия.

Иные требования к фирменному наименованию унитарного предприятия устанавливаются в соответствии с Гражданским кодексом Донецкой Народной Республики.

  1. Местонахождение унитарного предприятия определяется местом его государственной регистрации.
  2. Унитарное предприятие должно иметь почтовый адрес, по которому с ним осуществляется связь, и обязано уведомлять об изменении своего почтового адреса орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

Статья 5. Филиалы и представительства унитарного предприятия

  1. Унитарное предприятие по согласованию с собственником его имущества может создавать филиалы и открывать представительства.

Создание унитарным предприятием филиалов и открытие представительств на территории Донецкой Народной Республики осуществляются с соблюдением требований настоящего Закона и других законов, а за пределами территории Донецкой Народной Республики – также в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого создаются филиалы или открываются представительства унитарного предприятия, если иное не предусмотрено международными договорами Донецкой Народной Республики.

  1. Филиалом унитарного предприятия является его обособленное подразделение, расположенное вне местонахождения унитарного предприятия и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
  2. Представительством унитарного предприятия является его обособленное подразделение, расположенное вне местонахождения унитарного предприятия, представляющее интересы унитарного предприятия и осуществляющее их защиту.
  3. Филиал и представительство унитарного предприятия не являются юридическими лицами и действуют на основании утвержденных унитарным предприятием положений. Филиал и представительство наделяются имуществом создавшим их унитарным предприятием.

Руководитель филиала или представительства унитарного предприятия назначается унитарным предприятием и действует на основании доверенности. При прекращении трудового договора с руководителем филиала или представительства доверенность должна быть отменена унитарным предприятием, выдавшим ее.

Филиал и представительство унитарного предприятия осуществляют свою деятельность от имени создавшего их унитарного предприятия. Ответственность за деятельность филиала и представительства унитарного предприятия несет создавшее их унитарное предприятие.

  1. Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о его филиалах и представительствах. Сообщения об изменениях в уставе унитарного предприятия сведений о его филиалах и представительствах представляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Указанные изменения в уставе унитарного предприятия вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления о таких изменениях органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.

Статья 6. Участие унитарных предприятий в коммерческих и некоммерческих организациях

  1. Унитарные предприятия могут быть участниками (членами) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых в соответствии с законом допускается участие юридических лиц.

Унитарные предприятия не вправе выступать учредителями (участниками) кредитных организаций.

  1. Решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации может быть принято только с согласия собственника имущества унитарного предприятия.

Распоряжение вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, а также принадлежащими унитарному предприятию акциями осуществляется унитарным предприятием только с согласия собственника его имущества.

Статья 7. Ответственность унитарного предприятия

  1. Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества – Донецкой Народной Республики или муниципального образования.

  1. Донецкая Народная Республика, муниципальное образование не несут ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
  2. Донецкая Народная Республика или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.

Глава 2. Учреждение унитарного предприятия

Статья 8. Учреждение унитарного предприятия

  1. Учредителем унитарного предприятия может выступать Донецкая Народная Республика или муниципальное образование.
  2. Решение об учреждении государственного предприятия, государственного казенного предприятия принимается Правительством Донецкой Народной Республики.

Решение об учреждении муниципального унитарного предприятия, муниципального казенного предприятия принимается органом местного самоуправления в соответствии с законом.

  1. Государственное или муниципальное унитарное предприятие может быть создано в случаях:

1) предусмотренных законами, актами Главы Донецкой Народной Республики или Правительства Донецкой Народной Республики;

2) необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Донецкой Народной Республики;

3) необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;

4) необходимости осуществления деятельности, предусмотренной законами исключительно для государственных унитарных предприятий;

5) необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Донецкой Народной Республики;

6) необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Донецкой Народной Республики и обеспечивающей безопасность Донецкой Народной Республики;

7) необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.

  1. Казенное предприятие может быть создано в случае:

1) если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для обеспечения государственных или муниципальных нужд;

2) необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности Донецкой Народной Республики, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов Донецкой Народной Республики;

3) необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;

4) необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность Донецкой Народной Республики;

5) необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;

6) необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;

7) необходимости осуществления деятельности, предусмотренной законами исключительно для казенных предприятий.

  1. Решение об учреждении унитарного предприятия должно определять цели и предмет деятельности унитарного предприятия.

Порядок определения состава имущества, закрепляемого за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, а также порядок утверждения устава унитарного предприятия и заключения и расторжения трудового договора (контракта) с его руководителем устанавливается Правительством Донецкой Народной Республики или органами местного самоуправления.

Стоимость имущества, закрепляемого за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, при его учреждении определяется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

  1. Унитарное предприятие не может быть создано путем преобразования организаций иных организационно-правовых форм.

Статья 9. Устав унитарного предприятия

  1. Учредительным документом унитарного предприятия является его устав.
  2. Уставы унитарных предприятий утверждаются государственными органами или органами местного самоуправления, а в отношении государственных унитарных предприятий, права собственника имущества которых осуществляют государственные корпорации и государственные концерны, – указанными корпорациями и концернами.

(Часть 2 статьи 9 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 28.12.2020 № 234-IIНС)

  1. Устав унитарного предприятия должен содержать:

1) полное и сокращенное фирменные наименования унитарного предприятия;

2) указание на местонахождение унитарного предприятия;

3) цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия;

4) сведения об органе или органах, осуществляющих полномочия собственника имущества унитарного предприятия;

5) наименование органа унитарного предприятия (руководитель, директор, генеральный директор);

6) порядок назначения на должность руководителя унитарного предприятия, а также порядок заключения с ним, изменения и прекращения трудового договора (контракта) в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;

7) перечень фондов, создаваемых унитарным предприятием, размеры, порядок формирования и использования этих фондов;

8) иные предусмотренные настоящим Законом сведения.

  1. Устав государственного или муниципального предприятия кроме сведений, указанных в части 3 настоящей статьи, должен содержать сведения о размере его уставного фонда, о порядке и об источниках его формирования, а также о направлениях использования прибыли.
  2. Устав казенного предприятия кроме сведений, указанных в части 3 настоящей статьи, должен содержать сведения о порядке распределения и использования доходов казенного предприятия.
  3. Устав унитарного предприятия может также содержать иные не противоречащие настоящему Закону и другим законам положения.
  4. Внесение изменений в устав унитарного предприятия, в том числе утверждение устава в новой редакции, осуществляется по решению государственного органа, государственной корпорации, государственного концерна или органа местного самоуправления, уполномоченных утверждать устав унитарного предприятия.

(Абзац первый части 7 статьи 9 с изменениями, внесенными Законом от 28.12.2020 № 234-IIНС)

Изменения, внесенные в устав унитарного предприятия, или устав унитарного предприятия в новой редакции подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном статьей 10 настоящего Закона для государственной регистрации унитарного предприятия.

Изменения, внесенные в устав унитарного предприятия, или устав унитарного предприятия в новой редакции, приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных настоящим Законом, с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.

Статья 10. Государственная регистрация унитарного предприятия

Унитарное предприятие подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей.

Глава 3. Имущество и уставный фонд унитарного предприятия

Статья 11. Имущество унитарного предприятия

  1. Имущество унитарного предприятия формируется за счет:

1) имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;

2) доходов унитарного предприятия от его деятельности;

3) иных не противоречащих законодательству источников.

  1. Право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.

Особенности осуществления права хозяйственного ведения и права оперативного управления в отношении недвижимого имущества, находящегося за пределами Донецкой Народной Республики и являющегося государственной собственностью, а также ценных бумаг, долей, паев в находящихся за пределами Донецкой Народной Республики юридических лицах, устанавливаются Правительством Донецкой Народной Республики.

  1. При переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения или право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

Статья 12. Уставный фонд унитарного предприятия

  1. Уставным фондом государственного или муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия.
  2. Уставный фонд государственного или муниципального предприятия может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку.

Размер уставного фонда государственного или муниципального предприятия определяется в российских рублях.

  1. Размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем 100 000 российских рублей.

Размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем 20 000 российских рублей.

  1. Законами или иными нормативными правовыми актами могут быть определены виды имущества, за счет которого не может формироваться уставный фонд государственного или муниципального предприятия.
  2. В казенном предприятии уставный фонд не формируется.

Статья 13. Порядок формирования уставного фонда

  1. Уставный фонд государственного или муниципального предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия.
  2. Уставный фонд считается сформированным с момента зачисления соответствующих денежных сумм на открываемый для этих целей банковский счет и (или) передачи в установленном порядке государственному или муниципальному предприятию иного имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения, в полном объеме.

Статья 14. Увеличение уставного фонда

  1. Увеличение уставного фонда государственного или муниципального предприятия допускается только после его формирования в полном объеме, в том числе после передачи государственному или муниципальному предприятию недвижимого и иного имущества, предназначенного для закрепления за ним на праве хозяйственного ведения.
  2. Увеличение уставного фонда государственного или муниципального предприятия может осуществляться за счет дополнительно передаваемого собственником имущества, а также доходов, полученных в результате деятельности такого предприятия.
  3. Решение об увеличении уставного фонда государственного или муниципального предприятия может быть принято собственником его имущества только на основании данных утвержденной годовой бухгалтерской отчетности такого предприятия за истекший финансовый год.

Размер уставного фонда государственного или муниципального предприятия с учетом размера его резервного фонда не может превышать стоимость чистых активов такого предприятия.

  1. Одновременно с принятием решения об увеличении уставного фонда государственного или муниципального предприятия собственник его имущества принимает решение о внесении соответствующих изменений в устав такого предприятия.

Документы для государственной регистрации внесенных в устав государственного или муниципального предприятия изменений в связи с увеличением его уставного фонда, а также документы, подтверждающие увеличение уставного фонда государственного или муниципального предприятия, должны быть представлены в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

Непредставление указанных в настоящей части документов является основанием для отказа в государственной регистрации внесенных в устав государственного или муниципального предприятия изменений.

Статья 15. Уменьшение уставного фонда

  1. Собственник имущества государственного или муниципального предприятия вправе, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, обязан уменьшить уставный фонд такого предприятия.

Уставный фонд государственного или муниципального предприятия не может быть уменьшен, если в результате такого уменьшения его размер станет меньше определенного в соответствии с настоящим Законом минимального размера уставного фонда.

  1. В случае если по окончании финансового года стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия окажется меньше размера его уставного фонда, собственник имущества такого предприятия обязан принять решение об уменьшении размера уставного фонда государственного или муниципального предприятия до размера, не превышающего стоимости его чистых активов, и зарегистрировать эти изменения в установленном настоящим Законом порядке.

В случае если по окончании финансового года стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия окажется меньше установленного настоящим Законом на дату государственной регистрации такого предприятия минимального размера уставного фонда и в течение трех месяцев стоимость чистых активов не будет восстановлена до минимального размера уставного фонда, собственник имущества государственного или муниципального предприятия должен принять решение о ликвидации или реорганизации такого предприятия.

Стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия определяется по данным бухгалтерского учета в порядке, установленном уполномоченным Правительством Донецкой Народной Республики республиканским органом исполнительной власти.

  1. Если в случаях, предусмотренных настоящей статьей, собственник имущества государственного или муниципального предприятия в течение шести месяцев после окончания финансового года не принимает решение об уменьшении уставного фонда, о восстановлении размера чистых активов до минимального размера уставного фонда, о ликвидации или реорганизации государственного или муниципального предприятия, кредиторы вправе потребовать от государственного или муниципального предприятия прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения причиненных им убытков.
  2. В течение тридцати дней со дня принятия решения об уменьшении своего уставного фонда государственное или муниципальное предприятие обязано в письменной форме уведомить всех известных ему кредиторов об уменьшении своего уставного фонда и о его новом размере, а также опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. При этом кредиторы государственного или муниципального предприятия вправе в течение тридцати дней со дня направления им уведомления о принятом решении или в течение тридцати дней со дня опубликования указанного сообщения потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств государственного или муниципального предприятия и возмещения им убытков.

Государственная регистрация уменьшения уставного фонда государственного или муниципального предприятия осуществляется только при представлении таким предприятием доказательств уведомления об этом кредиторов в порядке, установленном настоящей частью.

Статья 16. Резервный фонд и иные фонды унитарного предприятия

  1. Унитарное предприятие за счет остающейся в его распоряжении чистой прибыли создает резервный фонд в порядке и размерах, которые предусмотрены уставом унитарного предприятия.

Средства резервного фонда используются исключительно на покрытие убытков унитарного предприятия.

  1. Унитарное предприятие за счет чистой прибыли создает также иные фонды в соответствии с их перечнем и в порядке, которые предусмотрены уставом унитарного предприятия.

Средства, зачисленные в такие фонды, могут быть использованы унитарным предприятием только на цели, определенные законами, иными нормативными правовыми актами и уставом унитарного предприятия.

Статья 17. Порядок реализации собственником имущества унитарного предприятия права на получение прибыли от использования имущества, принадлежащего унитарному предприятию

  1. Собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия.
  2. Государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, размерах и сроки, которые определяются Правительством Донецкой Народной Республики или органами местного самоуправления.
  3. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется Правительством Донецкой Народной Республики или органами местного самоуправления.

Статья 18. Распоряжение имуществом государственного или муниципального предприятия

  1. Государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами.
  2. Государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.
  3. Движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.
  4. Государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.

Уставом государственного или муниципального предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.

  1. Государственное или муниципальное предприятие, являющееся арендатором земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не вправе:

1) сдавать такой земельный участок в субаренду, за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, а также земельных участков в границах территорий морских портов;

2) передавать свои права и обязанности по договору аренды другим лицам (перенаем), за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи;

3) передавать арендные права в залог;

4) вносить арендные права в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или в качестве паевого взноса в производственный кооператив.

  1. Государственное или муниципальное предприятие, являющееся арендатором земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с согласия собственника имущества такого предприятия сдает указанный земельный участок или его часть в субаренду либо передает свои права и обязанности по договору аренды земельного участка или его части концессионеру в случае, если концессионным соглашением предусмотрено использование указанного земельного участка или его части в целях создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества или осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением.
  2. В случае, предусмотренном законодательством Донецкой Народной Республики о концессионных соглашениях, государственное или муниципальное предприятие участвует на стороне концедента в обязательствах по концессионному соглашению и осуществляет отдельные полномочия концедента, предусмотренные концессионным соглашением.

Статья 19. Распоряжение имуществом казенного предприятия

  1. Государственное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия собственника имущества такого предприятия.

(Абзац первый части 1 статьи 19 с изменениями, внесенными Законом от 28.12.2020 № 234-IIНС)

Муниципальное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия органа местного самоуправления.

Уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.

Казенное предприятие самостоятельно реализует произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено законами или иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.

  1. Казенное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, исключительно в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия. Деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия.
  2. Казенное предприятие, являющееся арендатором земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не вправе:

1) сдавать такой земельный участок в субаренду;

2) передавать свои права и обязанности по договору аренды другим лицам (перенаем);

3) отдавать арендные права в залог;

4) вносить арендные права в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или в качестве паевого взноса в производственный кооператив.

Глава 4. Управление унитарным предприятием

Статья 20. Права собственника имущества унитарного предприятия

  1. Собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия:

1) принимает решение о создании унитарного предприятия;

2) определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, а также дает согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;

3) определяет порядок составления и утверждения программ деятельности унитарного предприятия;

4) утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения, в том числе утверждает устав унитарного предприятия в новой редакции;

5) принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы унитарного предприятия;

6) формирует уставный фонд государственного или муниципального предприятия;

7) назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор (контракт) в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;

8) согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора;

9) утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия;

10) дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок;

11) осуществляет контроль использования по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества;

12) утверждает показатели экономической деятельности в составе программы деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение;

13) дает согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия;

14) дает согласие на участие унитарного предприятия в иных юридических лицах;

15) дает согласие в случаях, предусмотренных настоящим Законом, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок;

16) принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг;

17) в случае, предусмотренном законодательством Донецкой Народной Республики о концессионных соглашениях, принимает решение об осуществлении государственным или муниципальным предприятием отдельных полномочий концедента;

18) имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством Донецкой Народной Республики.

  1. Собственник имущества казенного предприятия помимо правомочий, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:

1) изымать у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество;

2) доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд;

3) утверждать смету доходов и расходов казенного предприятия.

  1. Собственник имущества унитарного предприятия вправе обращаться в суд с исками о признании оспоримой сделки с имуществом унитарного предприятия недействительной, а также с требованием о применении последствий недействительности ничтожной сделки в случаях, установленных Гражданским кодексом Донецкой Народной Республики и настоящим Законом.
  2. Собственник имущества унитарного предприятия вправе истребовать имущество унитарного предприятия из чужого незаконного владения.
  3. Правомочия собственника имущества государственного предприятия по созданию, реорганизации и ликвидации государственного предприятия, а также даче согласия на распоряжение недвижимым имуществом осуществляются Правительством Донецкой Народной Республики. Правомочия собственника имущества по утверждению устава государственного предприятия и внесению изменений в устав такого предприятия, а также иные правомочия собственника имущества государственного предприятия могут осуществляться Правительством Донецкой Народной Республики, иными государственными органами, государственными корпорациями, государственными концернами в соответствии с законами, нормативными правовыми актами Главы Донецкой Народной Республики, Правительства Донецкой Народной Республики.

Правомочия собственника имущества государственного казенного предприятия по созданию, реорганизации и ликвидации государственного казенного предприятия, по утверждению устава государственного казенного предприятия и внесению изменений в устав такого предприятия, а также даче согласия на распоряжение недвижимым имуществом осуществляются Правительством Донецкой Народной Республики. Иные правомочия собственника имущества государственного казенного предприятия могут осуществляться Правительством Донецкой Народной Республики, иными государственными органами, государственными корпорациями, государственными концернами в соответствии с законами, нормативными правовыми актами Главы Донецкой Народной Республики, Правительства Донецкой Народной Республики.

(Часть 5 статьи 20 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 28.12.2020 № 234-IIНС)

  1. Правомочия собственника имущества унитарного предприятия, имущество которого находится в собственности Донецкой Народной Республики, не могут быть переданы Донецкой Народной Республикой муниципальному образованию.

Правомочия собственника имущества унитарного предприятия, имущество которого находится в собственности муниципального образования, не могут быть переданы муниципальным образованием Донецкой Народной Республике или иному муниципальному образованию.

Статья 21. Руководитель унитарного предприятия

  1. Руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия назначается собственником имущества унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия подотчетен собственнику имущества унитарного предприятия.

Руководитель унитарного предприятия действует от имени унитарного предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, заключает в установленном порядке сделки от имени унитарного предприятия, утверждает структуру и штаты унитарного предприятия, осуществляет прием на работу работников такого предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством.

Руководитель унитарного предприятия организует выполнение решений собственника имущества унитарного предприятия.

  1. Руководитель унитарного предприятия не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, когда участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя, а также принимать участие в забастовках.

Руководитель унитарного предприятия подлежит аттестации в порядке, установленном собственником имущества унитарного предприятия.

  1. Руководитель унитарного предприятия отчитывается о деятельности предприятия в порядке и сроки, которые определяются собственником имущества унитарного предприятия.
  2. В случаях, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами, в унитарном предприятии могут быть образованы совещательные органы (ученые, педагогические, научные, научно-технические советы и другие). Уставом унитарного предприятия должны быть определены структура таких органов, их состав и компетенция.

Статья 22. Заинтересованность в совершении унитарным предприятием сделки

  1. Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность руководителя унитарного предприятия, не может совершаться унитарным предприятием без согласия собственника имущества унитарного предприятия.

Руководитель унитарного предприятия признается заинтересованным в совершении унитарным предприятием сделки в случаях, если он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики:

1) являются стороной сделки или выступают в интересах третьих лиц в их отношениях с унитарным предприятием;

2) владеют (каждый в отдельности или в совокупности) двадцатью и более процентами акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с унитарным предприятием;

3) занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с унитарным предприятием;

4) в иных определенных уставом унитарного предприятия случаях.

  1. Руководитель унитарного предприятия должен доводить до сведения собственника имущества унитарного предприятия информацию:

1) о юридических лицах, в которых он, его супруг (супруга), родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики, владеют двадцатью и более процентами акций (долей, паев) в совокупности;

2) о юридических лицах, в которых он, его супруг (супруга), родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики, занимают должности в органах управления;

3) об известных ему совершаемых или предполагаемых сделках, в совершении которых он может быть признан заинтересованным.

  1. Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность руководителя унитарного предприятия и которая совершена с нарушением требований, предусмотренных настоящей статьей, может быть признана недействительной по иску унитарного предприятия или собственника имущества унитарного предприятия.

Статья 23. Крупная сделка

  1. Крупной сделкой является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда унитарного предприятия, если иное не установлено законами или принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
  2. Для целей настоящей статьи стоимость отчуждаемого унитарным предприятием в результате крупной сделки имущества определяется на основании данных его бухгалтерского учета, а стоимость приобретаемого унитарным предприятием имущества – на основании цены предложения такого имущества.
  3. Решение о совершении крупной сделки принимается с согласия собственника имущества унитарного предприятия.

Статья 24. Заимствования унитарным предприятием

  1. Заимствования унитарным предприятием могут осуществляться в форме:

1) кредитов по договорам с кредитными организациями;

2) бюджетных кредитов, предоставленных на условиях и в пределах лимитов, которые предусмотрены бюджетным законодательством Донецкой Народной Республики;

3) целевых займов или грантов, предоставляемых государственными фондами развития промышленности в рамках Закона Донецкой Народной Республики от 15 апреля 2022 года № 362-IIHC «Об особенностях оказания государственной финансовой поддержки субъектам деятельности в сфере промышленности» в порядке, определенном Правительством Донецкой Народной Республики.

(Пункт 3 части 1 статьи 24 введен Законом от 15.04.2022 № 362-IIНС, изложен в новой редакции в соответствии с Законом от 24.06.2022 № 385-IIНС)

  1. Унитарное предприятие вправе осуществлять заимствования только по согласованию с собственником имущества унитарного предприятия объема и направлений использования привлекаемых средств. Порядок осуществления заимствований унитарными предприятиями определяется Правительством Донецкой Народной Республики или органами местного самоуправления.

Статья 25. Ответственность руководителя унитарного предприятия

  1. Руководитель унитарного предприятия при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей должен действовать в интересах унитарного предприятия добросовестно и разумно.
  2. Руководитель унитарного предприятия несет в установленном законом порядке ответственность за убытки, причиненные унитарному предприятию его виновными действиями (бездействием), в том числе в случае утраты имущества унитарного предприятия.
  3. Собственник имущества унитарного предприятия вправе предъявить иск о возмещении убытков, причиненных унитарному предприятию, к руководителю унитарного предприятия.

Статья 26. Контроль деятельности унитарного предприятия

  1. Бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором.
  2. Контроль деятельности унитарного предприятия проводится органом, осуществляющим полномочия собственника, и другими уполномоченными органами.
  3. Унитарное предприятие по окончании отчетного периода представляет уполномоченным государственным органам или органам местного самоуправления бухгалтерскую отчетность и иные документы, перечень которых определяется Правительством Донецкой Народной Республики или органами местного самоуправления.

Статья 27. Публичная отчетность унитарного предприятия

Унитарное предприятие обязано публиковать отчетность о своей деятельности в случаях, предусмотренных законами или иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.

Статья 28. Хранение документов унитарного предприятия

  1. Унитарное предприятие обязано хранить следующие документы:

1) учредительные документы унитарного предприятия, а также изменения и дополнения, внесенные в учредительные документы унитарного предприятия, зарегистрированные в установленном порядке;

2) решения собственника имущества унитарного предприятия о создании унитарного предприятия и об утверждении перечня имущества, передаваемого унитарному предприятию в хозяйственное ведение или оперативное управление, о денежной оценке уставного фонда государственного или муниципального предприятия, а также иные решения, связанные с созданием унитарного предприятия;

3) документ, подтверждающий государственную регистрацию унитарного предприятия;

4) документы, подтверждающие права унитарного предприятия на имущество, находящееся на его балансе;

5) внутренние документы унитарного предприятия;

6) положения о филиалах и представительствах унитарного предприятия;

7) решения собственника имущества унитарного предприятия, касающиеся деятельности унитарного предприятия;

8) списки аффилированных лиц унитарного предприятия;

9) аудиторские заключения, заключения органов государственного или муниципального финансового контроля;

10) иные документы, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики, уставом унитарного предприятия, внутренними документами унитарного предприятия, решениями собственника имущества унитарного предприятия и руководителя унитарного предприятия.

  1. Унитарное предприятие хранит документы, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, по местонахождению его руководителя или в ином определенном уставом унитарного предприятия месте.
  2. При ликвидации унитарного предприятия документы, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, передаются на хранение в государственный архив в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики.

Глава 5. Реорганизация и ликвидация унитарных предприятий

Статья 29. Реорганизация унитарного предприятия

  1. Унитарное предприятие может быть реорганизовано по решению собственника его имущества в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Донецкой Народной Республики, настоящим Законом и другими законами.

В случаях, установленных законом, реорганизация унитарного предприятия в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких унитарных предприятий осуществляется на основании решения уполномоченного государственного органа или решения суда.

  1. Реорганизация унитарного предприятия может быть осуществлена в форме:

1) слияния двух или нескольких унитарных предприятий;

2) присоединения к унитарному предприятию одного или нескольких унитарных предприятий;

3) разделения унитарного предприятия на два или несколько унитарных предприятий;

4) выделения из унитарного предприятия одного или нескольких унитарных предприятий;

5) преобразования унитарного предприятия в юридическое лицо иной организационно-правовой формы в предусмотренных настоящим Законом и другими законами случаях.

  1. Унитарные предприятия могут быть реорганизованы в форме слияния или присоединения, если их имущество принадлежит одному и тому же собственнику.
  2. Не является реорганизацией изменение вида унитарного предприятия, а также изменение правового положения унитарного предприятия вследствие перехода права собственности на его имущество к другому собственнику государственного или муниципального имущества – Донецкой Народной Республике или муниципальному образованию.

В случае изменения вида унитарного предприятия, а также передачи имущества унитарного предприятия другому собственнику государственного или муниципального имущества (Донецкой Народной Республике или муниципальному образованию) в устав унитарного предприятия вносятся соответствующие изменения.

Передача имущества считается состоявшейся с момента государственной регистрации внесенных в устав унитарного предприятия изменений.

  1. В случае если иное не предусмотрено законом, имущество унитарных предприятий, возникших в результате реорганизации в форме разделения или выделения, принадлежит тому же собственнику, что и имущество реорганизованного унитарного предприятия.

При преобразовании казенного предприятия в государственное или муниципальное предприятие собственник имущества казенного предприятия в течение шести месяцев несет субсидиарную ответственность по обязательствам, перешедшим к государственному или муниципальному предприятию.

  1. Унитарное предприятие считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

При реорганизации унитарного предприятия в форме присоединения к нему другого унитарного предприятия первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц – предпринимателей записи о прекращении присоединенного унитарного предприятия.

  1. Унитарное предприятие не позднее тридцати дней со дня принятия решения о реорганизации обязано уведомить в письменной форме об этом всех известных ему кредиторов унитарного предприятия, а также поместить в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о таком решении. При этом кредиторы унитарного предприятия в течение тридцати дней со дня направления им уведомления или в течение тридцати дней со дня опубликования сообщения о таком решении вправе в письменной форме потребовать прекращения или досрочного исполнения соответствующих обязательств унитарного предприятия и возмещения им убытков.
  2. Государственная регистрация вновь возникших в результате реорганизации унитарных предприятий, внесение записи о прекращении унитарных предприятий, а также государственная регистрация внесенных в устав изменений и дополнений осуществляется в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей, только при представлении доказательств уведомления кредиторов в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи.

Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного унитарного предприятия, вновь возникшие унитарные предприятия несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного унитарного предприятия перед его кредиторами пропорционально доле перешедшего к ним имущества (прав) реорганизованного унитарного предприятия, определенной в стоимостном выражении.

Статья 30. Слияние унитарных предприятий

  1. Слиянием унитарных предприятий признается создание нового унитарного предприятия с переходом к нему прав и обязанностей двух или нескольких унитарных предприятий и прекращением последних.
  2. Собственник имущества унитарного предприятия принимает решения об утверждении передаточного акта, устава вновь возникшего унитарного предприятия и о назначении его руководителя.
  3. При слиянии унитарных предприятий права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему унитарному предприятию в соответствии с передаточным актом.

Статья 31. Присоединение к унитарному предприятию

  1. Присоединением к унитарному предприятию признается прекращение одного или нескольких унитарных предприятий с переходом их прав и обязанностей к унитарному предприятию, к которому осуществляется присоединение.
  2. Собственник имущества унитарного предприятия принимает решения об утверждении передаточного акта, о внесении изменений и дополнений в устав унитарного предприятия, к которому осуществляется присоединение, и при необходимости о назначении руководителя этого унитарного предприятия.
  3. При присоединении одного или нескольких унитарных предприятий к другому унитарному предприятию к последнему переходят права и обязанности присоединенных унитарных предприятий в соответствии с передаточным актом.

Статья 32. Разделение унитарного предприятия

  1. Разделением унитарного предприятия признается прекращение унитарного предприятия с переходом его прав и обязанностей к вновь созданным унитарным предприятиям.
  2. Собственник имущества унитарного предприятия принимает решения об утверждении разделительного баланса, уставов вновь созданных унитарных предприятий и о назначении их руководителей.
  3. При разделении унитарного предприятия его права и обязанности переходят к вновь созданным унитарным предприятиям в соответствии с разделительным балансом.

Статья 33. Выделение из унитарного предприятия

  1. Выделением из унитарного предприятия признается создание одного или нескольких унитарных предприятий с переходом к каждому из них части прав и обязанностей реорганизованного унитарного предприятия без прекращения последнего.
  2. Собственник имущества унитарного предприятия принимает решения об утверждении разделительного баланса, уставов вновь созданных унитарных предприятий и о назначении их руководителей, а также о внесении изменений и дополнений в устав реорганизованного унитарного предприятия и при необходимости о назначении его руководителя.
  3. При выделении из унитарного предприятия одного или нескольких унитарных предприятий к каждому из них переходит часть прав и обязанностей реорганизованного унитарного предприятия в соответствии с разделительным балансом.

Статья 34. Преобразование унитарного предприятия

  1. Унитарное предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение. Государственное унитарное предприятие может быть также преобразовано в автономную некоммерческую организацию. Преобразование унитарных предприятий в организации иных организационно-правовых форм осуществляется в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики о приватизации.
  2. Решением о преобразовании унитарного предприятия в государственное или муниципальное учреждение, решением о преобразовании государственного унитарного предприятия в автономную некоммерческую организацию должны быть определены основные цели деятельности создаваемой организации, наименование органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия учредителя такой организации, а также необходимые мероприятия по преобразованию унитарного предприятия. Указанные решения принимаются Правительством Донецкой Народной Республики или органом местного самоуправления в соответствии с законами в отношении государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия.

Правительством Донецкой Народной Республики могут быть определены дополнительные условия преобразования государственных унитарных предприятий в автономные некоммерческие организации.

  1. Преобразование унитарного предприятия не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками реорганизуемого унитарного предприятия.

Статья 35. Ликвидация унитарного предприятия

  1. Унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника его имущества.
  2. Унитарное предприятие может быть также ликвидировано по решению суда в случаях и порядке, которые установлены Гражданским кодексом Донецкой Народной Республики и другими законами.
  3. Ликвидация унитарного предприятия влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
  4. В случае принятия решения о ликвидации унитарного предприятия собственник его имущества назначает ликвидационную комиссию.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами унитарного предприятия. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого унитарного предприятия выступает в суде.

  1. В случае если при проведении ликвидации государственного или муниципального предприятия установлена его неспособность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, руководитель такого предприятия или ликвидационная комиссия должны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании государственного или муниципального предприятия банкротом.
  2. Порядок ликвидации унитарного предприятия определяется Гражданским кодексом Донецкой Народной Республики, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.

Глава 6. Заключительные и переходные положения

Статья 36. Порядок вступления в силу настоящего Закона

  1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки введения в действие.
  2. Части 6, 7 статьи 18, пункт 17 части 1 статьи 20 настоящего Закона вступают в силу со дня вступления в силу закона, регулирующего отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений.
  3. Часть 1 статьи 23 настоящего Закона в части определения размера крупной сделки вступает в силу с 1 января 2023 года.
  4. Часть 1 статьи 26 настоящего Закона вступает в силу с 1 января 2023 года.
  5. Положения части 1 статьи 34 настоящего Закона, касающиеся преобразования унитарных предприятий в организации, которые не являются государственными или муниципальными учреждениями, автономными некоммерческими организациями, вводятся в действие со дня вступления в силу закона, регулирующего отношения в сфере приватизации.

Статья 37. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом

  1. Правительству Донецкой Народной Республики в течение двух месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона:

1) привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом, принять нормативные правовые акты, предусмотренные настоящим Законом;

2) обеспечить приведение нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти в соответствие с настоящим Законом, принятие ими нормативных правовых актов, предусмотренных настоящим Законом.

  1. До приведения законов и нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики в соответствие с настоящим Законом они применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.

Статья 38. Заключительные положения

  1. Государственные (республиканские), муниципальные (коммунальные) предприятия, созданные до вступления в силу настоящего Закона и отвечающие признакам унитарных предприятий, признаются унитарными предприятиями. Учредительные документы, а также наименования унитарных предприятий, созданных до вступления в силу настоящего Закона, подлежат приведению в соответствие с настоящим Законом в течение трех лет со дня вступления его в силу путем внесения соответствующих изменений в записи Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц – предпринимателей. Изменения осуществляются в упрощенном порядке на основании заявлений представителей унитарных предприятий по форме, утвержденной органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, при наличии надлежаще утвержденных уставов в новой редакции.

(Абзац первый части 1 статьи 38 изложен в новой редакции в соответствии с Законом от 28.12.2020 № 234-IIНС)

Размеры уставных фондов предприятий, указанных в абзаце первом настоящей части, подлежит приведению в соответствие с требованиями, установленными статьей 12 настоящего Закона до 1 января 2023 года.

Уставы унитарных предприятий, указанных в абзаце первом настоящей части, до приведения их в соответствие с нормами настоящего Закона применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.

  1. Созданные унитарными предприятиями до вступления в силу настоящего Закона дочерние предприятия подлежат реорганизации в форме присоединения к создавшим их унитарным предприятиям в течение трех лет со дня вступления в силу настоящего Закона.

(Часть 2 статьи 38 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 28.12.2020 № 234-IIНС)

  1. До 1 января 2025 года требования к минимальному размеру уставного фонда унитарного предприятия, установленные настоящим Законом, не распространяются на унитарные предприятия, которые назначены временными администраторами по управлению имуществом, находящимся на территории Донецкой Народной Республики и принадлежащим юридическим лицам – нерезидентам, физическим лицам – предпринимателям – нерезидентам, а также управляют организациями-резидентами.

Статья 39. Переходные положения

  1. До формирования органов местного самоуправления и вступления в силу закона, регулирующего вопросы их организации, функции органов местного самоуправления, предусмотренные настоящим Законом, могут осуществляться местными администрациями в пределах, определенных Главой Донецкой Народной Республики.

До вступления в силу закона, регулирующего вопросы организации органов местного самоуправления, муниципальными образованиями в понимании настоящего Закона являются село, поселок, город, район в городе, район.

  1. До вступления в силу Трудового кодекса Донецкой Народной Республики порядок назначения на должность руководителя унитарного предприятия, а также порядок заключения с ним, изменения и прекращения трудового договора (контракта) определяется Правительством Донецкой Народной Республики.
  2. До вступления в силу закона, регулирующего отношения в сфере государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей, отношения в указанной сфере регулируются законодательством Донецкой Народной Республики.
  3. До учреждения органа печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщения о решениях относительно уменьшения уставного фонда или реорганизации предприятий, предусмотренные соответственно частью 4 статьи 15 и частью 7 статьи 29 настоящего Закона, размещаются на официальном сайте органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, в сети Интернет.
  4. До 1 января 2023 размер крупной сделки определяется собственником имущества унитарного предприятия и указывается в уставе унитарного предприятия.
  5. До вступления в силу законов о соответствующих государственных корпорациях по решению Главы Донецкой Народной Республики о включении государственных унитарных предприятий в состав государственной корпорации государственные унитарные предприятия могут быть реорганизованы Правительством Донецкой Народной Республики в форме присоединения к государственным корпорациям.

 

(Часть 6 статьи 39 введена Законом от 28.12.2020 № 234-IIНС)

Глава

Донецкой Народной Республики                                              Д.В. Пушилин

г. Донецк

10 августа 2020 года

№ 174-IIНС