Дата публикации | 07.12.2021 |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПРИКАЗ
28 сентября Донецк № 121-НП
Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам
В соответствии с частью 10 статьи 11 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», подпунктом 12.6 пункта 12 раздела II Положения о Министерстве образования и науки Донецкой Народной Республики, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 22 июля 2015 года № 13-43 (с изменениями), с целью установления порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
ПРИКАЗЫВАЮ:
- Утвердить Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам (прилагается).
- Признать утратившим силу Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 27 августа 2015 года № 435 «Об утверждении Типового временного положения об осуществлении дополнительного профессионального образования педагогических работников образовательных организаций среднего профессионального образования», зарегистрированный в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 10 сентября 2015 года, регистрационный № 478.
- Признать утратившим силу Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 27 августа 2015 года № 437 «Об утверждении Типового временного положения об осуществлении дополнительного профессионального образования научных, научно-педагогических работников», зарегистрированный в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 10 сентября 2015 года, регистрационный № 479.
- Признать утратившим силу Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 27 августа 2015 года № 438 «Об утверждении Типового временного положения об осуществлении дополнительного профессионального образования педагогических работников дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, образовательных организаций специального образования и организаций дополнительного образования для детей», зарегистрированный в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 10 сентября 2015 года, регистрационный № 480.
- Признать утратившим силу Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 02 сентября 2016 года № 888 «Об утверждении правил формирования, разработки и утверждения дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки», зарегистрированный в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 21 сентября 2016 года, регистрационный № 1582.
- Контроль исполнения настоящего Приказа возложить на директора Департамента науки и высшего профессионального образования Чучко Е. П.
- Настоящий Приказ вступает в силу со дня официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01 сентября 2021 года.
Министр М. Н. Кушаков
УТВЕРЖДЁН
Приказом
Министерства образования и науки
Донецкой Народной Республики
28 сентября 2021 г. № 121-НП
Порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным профессиональным программам
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам (далее — Порядок) разработан в соответствии с Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании» (далее — Закон).
- Настоящий Порядок устанавливает последовательность организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам (программам повышения квалификации, профессиональной переподготовки) (далее — дополнительные профессиональные программы) организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
- Настоящий Порядок является обязательным для всех организаций, осуществляющих реализацию программ дополнительного профессионального образования (далее — организация).
- В соответствии с частью 3 статьи 73 Закона к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
- Организация осуществляет обучение по дополнительной профессиональной программе:
на основе договора об образовании, с указанием полной стоимости платных образовательных услуг и порядка их оплаты, заключаемого при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица;
за счет средств Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики (для лиц, обучение которых по программам дополнительного профессионального образования предусмотрено законодательством Донецкой Народной Республики на бесплатной основе).
- Содержание дополнительного профессионального образования определяется образовательной программой дополнительного профессионального образования, разработанной и утвержденной организацией самостоятельно.
- Согласно части 2 статьи 73 Закона дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).
В соответствии с частью 4 статьи 73 Закона реализация программы повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
В структуре программы повышения квалификации должно быть представлено описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения.
Согласно части 5 статьи 73 Закона реализация программы профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
В структуре программы профессиональной переподготовки должны быть представлены:
характеристика новой квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности, трудовых функций и (или) уровней квалификации;
характеристика компетенций, подлежащих совершенствованию, и (или) перечень новых компетенций, формирующихся в результате освоения программы.
- Содержание реализуемой дополнительной профессиональной программы и (или) отдельных ее компонентов (дисциплин (модулей), практик, стажировок) должно быть направлено на достижение целей программы, планируемых результатов ее освоения.
- В соответствии с частью 9 статьи 73 Закона содержание реализуемой дополнительной профессиональной программы должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики о государственной службе.
- Структура дополнительной профессиональной программы включает цель, планируемые результаты обучения, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные материалы, кадровые ресурсы и иные компоненты. Учебный план дополнительной профессиональной программы определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации.
- В соответствии с частью 15 статьи 73 Закона программа профессиональной переподготовки разрабатывается организацией на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.
- Согласно части 14 статьи 73 Закона формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.
Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки — менее 250 часов.
- Дополнительная профессиональная программа может реализовываться полностью или частично в форме стажировки.
Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретения практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей.
Содержание стажировки определяется организацией с учетом содержания дополнительных профессиональных программ и предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку.
Сроки стажировки определяются организацией самостоятельно исходя из целей обучения. Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится.
Стажировка носит индивидуальный или групповой характер и может предусматривать такие виды деятельности как: самостоятельную работу с учебными изданиями; приобретение профессиональных и организаторских навыков; изучение организации и технологии производства, работ; непосредственное участие в планировании работы организации; работу с технической, нормативной и другой документацией; выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве стажера); участие в совещаниях, деловых встречах.
- В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона при реализации дополнительных профессиональных программ организацией может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 31 Закона обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой дополнительной профессиональной программы осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными правовыми актами организации.
- В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона дополнительные профессиональные программы реализуются образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.
- Образовательный процесс в организации может осуществляться в течение всего календарного года. Продолжительность учебного периода определяется организацией.
- Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые игры, ролевые игры, тренинги, семинары по обмену опытом, выездные занятия, консультации, выполнение аттестационной, выпускной работы, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом.
Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
- При освоении дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки слушателю предоставляется право на зачет учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), освоенных в процессе предшествующего обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) дополнительным профессиональным программам (если количество часов по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) ранее освоенных программ не менее, чем установлено осваиваемой дополнительной профессиональной программой). Порядок зачета определяется организацией самостоятельно.
- Освоение программ дополнительного профессионального образования завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией самостоятельно.
В соответствии с частью 17 статьи 73 Закона лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о квалификации: удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.
Квалификация, указываемая в документе о квалификации, дает его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью и (или) выполнять конкретные трудовые функции.
Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть дополнительной профессиональной программы и (или) отчисленным из организации, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, утвержденному республиканским органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализацию государственной политики в сфере образования и науки.
Согласно части 3 статьи 57 Закона документ о квалификации выдается на бланке, образец которого устанавливается республиканским органом исполнительной власти, обеспечивающим и реализующим государственную политику в сфере образования и науки.
- Оценка качества освоения дополнительных профессиональных программ проводится в отношении: соответствия результатов освоения дополнительной профессиональной программы заявленным целям и планируемым результатам обучения; соответствия процедуры (процесса) организации и осуществления дополнительной профессиональной программы установленным требованиям к структуре, порядку и условиям реализации программ; способности организации результативно и эффективно выполнять деятельность по предоставлению образовательных услуг.
- Оценка качества освоения дополнительных профессиональных программ проводится в следующих формах:
внутренний мониторинг качества образования; внешняя независимая оценка качества образования.
Организация самостоятельно устанавливает виды и формы внутренней оценки качества реализации дополнительных профессиональных программ и их результатов.
Требования к внутренней оценке качества дополнительных профессиональных программ и результатов их реализации утверждаются в порядке, предусмотренном организацией.
Организации на добровольной основе могут применять процедуры независимой оценки качества образования.
Директор Департамента науки и
высшего профессионального образования
Министерства образования и науки
Донецкой Народной Республики Е. П. Чучко