Принята Постановлением Народного Совета | 30 декабря 2022 года |
Дата публикации | 30.12.2022 |
КОНСТИТУЦИЯ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Принята Постановлением Народного Совета 30 декабря 2022 года
Народный Совет Донецкой Народной Республики – Парламент Донецкой Народной Республики,
признавая приоритет общечеловеческих ценностей и исходя из общепризнанных принципов международного права,
выражая приверженность идеалам социальной справедливости, демократии и правового государства,
стремясь защитить и гарантировать равные права и свободы человека независимо от расы, цвета кожи, пола, языка и религии, национального или социального происхождения и политических убеждений,
опираясь на многовековую общую историю и культурное единство с народами Российской Федерации,
стремясь обеспечить благополучие и процветание Донецкой Народной Республики и России,
реализуя волю народа Донецкой Народной Республики, выраженную на референдуме, состоявшемся 27 сентября 2022 года, принимает
Конституцию Донецкой Народной Республики.
Глава 1. Основы конституционного строя
Статья 1
- Донецкая Народная Республика является равноправным субъектом Российской Федерации.
- Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации Донецкая Народная Республика обладает всей полнотой государственной власти.
- Территория Донецкой Народной Республики является единой и неделимой и составляет неотъемлемую часть территории Российской Федерации.
Статья 2
- Источником власти в Донецкой Народной Республике является ее народ, являющийся частью многонационального народа Российской Федерации.
- Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
- Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
- Присвоение властных полномочий или захват власти недопустимы. Ответственность за присвоение властных полномочий или захват власти устанавливается федеральным законом.
Статья 3
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность Донецкой Народной Республики, ее государственных органов и должностных лиц. Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления на территории Донецкой Народной Республики.
Статья 4
- Социальная политика Донецкой Народной Республики направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, народное благосостояние, доступность основных материальных и духовных благ.
- В Донецкой Народной Республике охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты.
Статья 5
- В Донецкой Народной Республике признаются и равным образом защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
- Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Донецкой Народной Республике как основа жизни и деятельности народов, проживающих на территории Донецкой Народной Республики, и являются национальным достоянием.
- Использование и охрана земли и других природных ресурсов, находящихся на территории Донецкой Народной Республики, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в пределах полномочий Донецкой Народной Республики – законодательством Донецкой Народной Республики.
Статья 6
- Государственная власть в Донецкой Народной Республике осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
- Государственную власть в Донецкой Народной Республике осуществляют Глава Донецкой Народной Республики, Народный Совет Донецкой Народной Республики, Правительство Донецкой Народной Республики, образуемые в соответствии с настоящей Конституцией.
- Система органов государственной власти Донецкой Народной Республики, иных государственных органов Донецкой Народной Республики устанавливается Донецкой Народной Республикой самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации, федеральным законом, определяющим общие принципы организации публичной власти в субъектах Российской Федерации, другими федеральными законами.
- Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Донецкой Народной Республики, органами местного самоуправления осуществляется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Донецкой Народной Республики.
- Мировые судьи в Донецкой Народной Республике являются судьями общей юрисдикции Донецкой Народной Республики и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается законом Донецкой Народной Республики в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 7
- Донецкая Народная Республика имеет свою Конституцию и законодательство, действующие на всей территории Донецкой Народной Республики.
- Законы Донецкой Народной Республики подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
- Конституция Донецкой Народной Республики, законы и иные нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики, принятые в пределах полномочий Донецкой Народной Республики, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории Донецкой Народной Республики органами государственной власти, другими государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.
Статья 8
- В Донецкой Народной Республике признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
- Органы местного самоуправления и органы государственной власти Донецкой Народной Республики входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на территории Донецкой Народной Республики.
Статья 9
- В Донецкой Народной Республике признаются идеологическое и политическое многообразие, многопартийность.
- Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
- Никакие религия и идеология не могут устанавливаться в качестве государственных или обязательных.
- Донецкая Народная Республика чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается.
- Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, реабилитацию нацизма и пропаганду нацистской атрибутики или символики.
Статья 10
- Государственным языком Донецкой Народной Республики является русский язык.
- Статус государственного языка Донецкой Народной Республики устанавливается законодательством Российской Федерации и законодательством Донецкой Народной Республики.
Статья 11
- Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Донецкой Народной Республики.
- Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Донецкой Народной Республики.
Глава 2. Защита прав и свобод человека и гражданина
Статья 12
В Донецкой Народной Республике признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Донецкой Народной Республики.
Статья 13
- Все равны перед законом и судом.
- В Донецкой Народной Республике гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
- Мужчина и женщина имеют равные права и свободы, а также равные возможности для их реализации.
Статья 14
- Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
- Органы государственной власти Донецкой Народной Республики и органы местного самоуправления, образованные на территории Донецкой Народной Республики, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Статья 15
- Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
- Донецкая Народная Республика гарантирует каждому право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
Статья 16
Донецкая Народная Республика гарантирует каждому, кто законно находится на территории Донецкой Народной Республики, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства в соответствии с федеральным законом.
Статья 17
Донецкая Народная Республика гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Статья 18
- В Донецкой Народной Республике гарантируется свобода мысли и слова.
- Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
- Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
- В Донецкой Народной Республике гарантируется право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
- В Донецкой Народной Республике гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
Статья 19
- Свобода деятельности общественных объединений гарантируется государством.
- Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
Статья 20
В Донецкой Народной Республике гарантируется право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Статья 21
- Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Донецкой Народной Республики, имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
- Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Донецкой Народной Республики, имеют право в соответствии с федеральным законом, настоящей Конституцией и законом Донецкой Народной Республики избирать и быть избранными в органы государственной власти Донецкой Народной Республики и органы местного самоуправления, образованные на территории Донецкой Народной Республики, а также участвовать в референдуме.
- Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
- Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Донецкой Народной Республики, имеют равный доступ к государственной службе.
Статья 22
В Донецкой Народной Республике гражданам Российской Федерации гарантируется право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Статья 23
- Донецкая Народная Республика гарантирует каждому право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
- В Донецкой Народной Республике не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Статья 24
- Право частной собственности охраняется законом.
- Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено в порядке, установленном федеральным законом, при условии предварительного и равноценного возмещения.
- Право наследования гарантируется.
Статья 25
- На территории Донецкой Народной Республики владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в пределах полномочий Донецкой Народной Республики – законодательством Донецкой Народной Республики.
- Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами не должны наносить ущерб окружающей среде и нарушать права и законные интересы иных лиц.
Статья 26
- Донецкая Народная Республика гарантирует каждому право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
- Принудительный труд запрещается.
- В Донецкой Народной Республике принимаются меры к обеспечению и защите права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также права на защиту от безработицы.
- Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Статья 27
- Материнство, отцовство, детство, семья находятся под защитой государства.
- В Донецкой Народной Республике признается приоритет семейного воспитания детей и забота об их благополучии и развитии. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей в семье, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим.
- Защита прав и законных интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи гарантируется.
- Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без родительской опеки.
Статья 28
- Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случаях болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
- Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
- Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Статья 29
- Донецкой Народной Республикой принимаются меры по обеспечению права на жилище.
- Органы государственной власти Донецкой Народной Республики и органы местного самоуправления, образованные на территории Донецкой Народной Республики, поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
- Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статья 30
- Донецкая Народная Республика принимает меры к обеспечению права на охрану здоровья и медицинскую помощь. В Донецкой Народной Республике медицинская помощь в государственных и муниципальных медицинских организациях оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
- В Донецкой Народной Республике финансируются региональные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно- эпидемиологическому благополучию.
- Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
Статья 31
В Донецкой Народной Республике гарантируется право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Статья 32
- Каждому гарантируется право на образование.
- В Донецкой Народной Республике гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных организациях и на предприятиях.
- Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственной или муниципальной образовательной организации.
- Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
- В Донецкой Народной Республике поддерживаются различные формы образования и самообразования.
Статья 33
- В Донецкой Народной Республике гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания.
- В Донецкой Народной Республике обеспечивается право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
- Донецкая Народная Республика защищает историческое и культурное наследие, памятники истории и культуры.
- Основой культуры Донецкой Народной Республики являются традиционные культурные ценности русского народа и других народностей, проживающих в Донецкой Народной Республике.
- В Донецкой Народной Республике создаются и обеспечиваются равные условия для сохранения и развития культур всех проживающих в ней народов.
Статья 34
- В Донецкой Народной Республике гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.
- Каждый вправе защищать свои права и свободы любыми способами, не запрещенными законом.
Статья 35
- Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
- В предусмотренных федеральным законом формах Донецкая Народная Республика участвует в обеспечении деятельности судей.
Статья 36
Донецкая Народная Республика принимает меры по обеспечению права на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных федеральным законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
Статья 37
- Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного вреда.
- Государство возмещает вред, причиненный незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти Донецкой Народной Республики или их должностных лиц.
Статья 38
- Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
- Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Статья 39
- Перечисление в настоящей Конституции основных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина не должно толковаться как отрицание или умаление полномочий по защите других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
- Законы и иные нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики не могут ограничивать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации.
Статья 40
Каждый, находящийся на территории Донецкой Народной Республики, обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации и Конституцию Донецкой Народной Республики, федеральные законы и законы Донецкой Народной Республики, уважать права и свободы других лиц.
Статья 41
Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Статья 42
В случаях и формах, предусмотренных федеральным законом, государственные органы Донецкой Народной Республики участвуют в обеспечении исполнения гражданами Российской Федерации обязанности по защите Отечества.
Статья 43
Законами Донецкой Народной Республики могут предусматриваться дополнительные, не установленные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, гарантии обеспечения прав и свобод человека и гражданина, реализуемые за счет финансовых, материальных и иных средств Донецкой Народной Республики.
Глава 3. Государственное устройство Донецкой Народной Республики
Статья 44
- Статус Донецкой Народной Республики определяется Договором между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой о принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта, Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 4 октября 2022 года
№ 5-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта – Донецкой Народной Республики», Конституцией Донецкой Народной Республики. - Статус Донецкой Народной Республики может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и Донецкой Народной Республики в соответствии с федеральным конституционным законом.
Статья 45
- Территория Донецкой Народной Республики определяется границами, существовавшими на день принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта.
- Донецкая Народная Республика самостоятельно решает вопросы своего административно-территориального деления.
- Административно-территориальными единицами Донецкой Народной Республики являются районы и города республиканского значения. Иные виды административно-территориальных единиц могут устанавливаться законом Донецкой Народной Республики.
- Границы административно-территориальных единиц устанавливаются и изменяются законом Донецкой Народной Республики.
Статья 46
- Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, предусмотренных статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации, Донецкая Народная Республика осуществляет собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики.
- Законы и иные нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики не могут противоречить федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В случае противоречия федеральному конституционному закону, федеральному закону положений указанных актов действуют положения федерального конституционного закона, федерального закона.
- В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом Донецкой Народной Республики, принятым вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, действует нормативный правовой акт Донецкой Народной Республики.
Статья 47
В соответствии с Конституцией Российской Федерации органы исполнительной власти Донецкой Народной Республики и федеральные органы исполнительной власти по взаимному соглашению могут передавать друг другу осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Статья 48
Народный Совет Донецкой Народной Республики обладает правом законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации.
Статья 49
- Государственные флаг, герб и гимн Донецкой Народной Республики, их описание и порядок официального использования устанавливаются законом Донецкой Народной Республики.
- Столицей Донецкой Народной Республики является город Донецк. Статус столицы Донецкой Народной Республики устанавливается законом Донецкой Народной Республики.
Глава 4. Глава Донецкой Народной Республики
Статья 50
- Глава Донецкой Народной Республики является высшим должностным лицом Донецкой Народной Республики, осуществляет руководство исполнительной властью в Донецкой Народной Республике.
- Глава Донецкой Народной Республики в установленном порядке принимает меры по защите прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов публичной власти в Донецкой Народной Республике.
- Глава Донецкой Народной Республики в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, настоящей Конституцией и законами Донецкой Народной Республики, а также с учетом утвержденных (одобренных) Президентом Российской Федерации документов стратегического планирования определяет основные направления развития Донецкой Народной Республики.
- Глава Донецкой Народной Республики представляет Донецкую Народную Республику в отношениях с Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Государственным Советом Российской Федерации, иными органами, организациями и должностными лицами и при осуществлении международных и внешнеэкономических связей в пределах полномочий Донецкой Народной Республики, а также вправе подписывать договоры и соглашения от имени Донецкой Народной Республики.
- В течение срока своих полномочий Глава Донецкой Народной Республики не может заниматься деятельностью и замещать должности, несовместимые в соответствии с федеральным законом с его статусом.
- На Главу Донецкой Народной Республики распространяются ограничения и запреты, установленные для членов Правительства Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом.
- Глава Донецкой Народной Республики замещает государственную должность субъекта Российской Федерации и, если это предусмотрено федеральным законодательством, также государственную должность Российской Федерации.
Статья 51
- Глава Донецкой Народной Республики избирается депутатами Народного Совета Донецкой Народной Республики в соответствии с федеральным законодательством, настоящей Конституцией и законом Донецкой Народной Республики.
- Глава Донецкой Народной Республики избирается сроком на пять лет.
- Главой Донецкой Народной Республики может быть избран гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом пассивным избирательным правом и достигший возраста 30 лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность Главы Донецкой Народной Республики.
- Порядок избрания Главы Донецкой Народной Республики депутатами Народного Совета Донецкой Народной Республики определяется законом Донецкой Народной Республики с учетом соответствующих положений федерального законодательства. Каждому кандидату для избрания на должность Главы Донецкой Народной Республики предоставляется в соответствии с указанным порядком равная возможность выступить перед депутатами Народного Совета Донецкой Народной Республики.
- Законом Донецкой Народной Республики об определении порядка избрания Главы Донецкой Народной Республики может быть предусмотрено, что голосование депутатов Народного Совета Донецкой Народной Республики по избранию Главы Донецкой Народной Республики является тайным.
Статья 52
- При вступлении в должность Глава Донецкой Народной Республики приносит присягу на верность народу, Конституции Российской Федерации и Конституции Донецкой Народной Республики следующего содержания:
«Клянусь при осуществлении полномочий Главы Донецкой Народной Республики верно служить народу Донецкой Народной Республики, соблюдать Конституцию Российской Федерации и федеральные законы, Конституцию Донецкой Народной Республики и законы Донецкой Народной Республики, уважать и обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина, исполнять указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, с честью выполнять высокие обязанности Главы Донецкой Народной Республики.».
- Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии депутатов Народного Совета Донецкой Народной Республики, членов Правительства Донецкой Народной Республики и других приглашенных лиц.
- Срок исполнения полномочий Главы Донецкой Народной Республики исчисляется со дня принесения им присяги. Глава Донецкой Народной Республики прекращает исполнение своих полномочий в связи с истечением срока пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Главой Донецкой Народной Республики.
Статья 53
Глава Донецкой Народной Республики:
1) формирует в соответствии с настоящей Конституцией и законами Донецкой Народной Республики Правительство Донецкой Народной Республики и принимает решение о его отставке;
2) определяет основные направления деятельности Правительства Донецкой Народной Республики;
3) определяет в соответствии с настоящей Конституцией систему и структуру исполнительных органов Донецкой Народной Республики;
4) образует, реорганизует и ликвидирует исполнительные органы Донецкой Народной Республики;
5) представляет в Народный Совет Донецкой Народной Республики ежегодный отчет о результатах деятельности Правительства Донецкой Народной Республики, в том числе по вопросам, поставленным Народным Советом Донецкой Народной Республики, в случаях, предусмотренных настоящей Конституцией;
6) обладает правом законодательной инициативы в Народном Совете Донецкой Народной Республики;
7) вправе требовать созыва внеочередного заседания Народного Совета Донецкой Народной Республики, а также созвать вновь избранный Народный Совет Донецкой Народной Республики на первое заседание ранее срока, установленного настоящей Конституцией;
8) вправе участвовать в заседании Народного Совета Донецкой Народной Республики с правом совещательного голоса и направлять для такого участия своих представителей;
9) вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий Народного Совета Донецкой Народной Республики в случаях и в порядке, предусмотренных федеральным законом;
10) согласовывает решения исполнительных органов Донецкой Народной Республики о подписании соглашений между этими органами и федеральными органами исполнительной власти о передаче друг другу в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Донецкой Народной Республики осуществления части своих полномочий;
11) обеспечивает координацию деятельности исполнительных органов Донецкой Народной Республики с иными государственными органами Донецкой Народной Республики и в соответствии с законодательством Российской Федерации организует взаимодействие исполнительных органов Донецкой Народной Республики с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления, иными органами, входящими в единую систему публичной власти в Российской Федерации;
12) после консультаций с Народным Советом Донецкой Народной Республики назначает на должность и освобождает от должности Председателя Правительства Донецкой Народной Республики;
13) назначает на должность по представлению Председателя Правительства Донецкой Народной Республики и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Донецкой Народной Республики;
14) назначает на должность по представлению Председателя Правительства Донецкой Народной Республики и освобождает от должности министров, а также назначает на должность и освобождает от должности других руководителей исполнительных органов Донецкой Народной Республики в соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республики;
15) назначает сенатора Российской Федерации – представителя от исполнительного органа государственной власти Донецкой Народной Республики;
16) вносит в Народный Совет Донецкой Народной Республики предложение о кандидатуре на должность Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике;
17) назначает и освобождает от должности половину членов Избирательной комиссии Донецкой Народной Республики;
18) назначает и освобождает от должностей представителей Донецкой Народной Республики в субъектах Российской Федерации;
19) вправе вынести предупреждение, объявить выговор главе муниципального образования, главе местной администрации, отрешить их от должности, а также обратиться в представительный орган муниципального образования с инициативой об удалении главы муниципального образования в отставку в случаях и порядке, установленных федеральными законом;
20) формирует Администрацию Главы Донецкой Народной Республики;
21) отменяет акты Правительства Донецкой Народной Республики, других исполнительных органов Донецкой Народной Республики в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам и распоряжениям Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, Конституции и законам Донецкой Народной Республики, указам Главы Донецкой Народной Республики;
22) подписывает и обнародует законы Донецкой Народной Республики либо отклоняет их;
23) награждает государственными наградами Донецкой Народной Республики, присваивает почетные звания Донецкой Народной Республики, представляет в установленном порядке к награждению государственными наградами Российской Федерации;
24) создает коллегиальные координационные и совещательные органы при Главе Донецкой Народной Республики;
25) осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящей Конституцией и законами Донецкой Народной Республики.
Статья 54
- Глава Донецкой Народной Республики на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящей Конституции и законов Донецкой Народной Республики издает указы и распоряжения, обязательные к исполнению на всей территории Донецкой Народной Республики.
- Указы и распоряжения Главы Донецкой Народной Республики не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам и распоряжениям Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, настоящей Конституции и законам Донецкой Народной Республики.
- Нормативные правовые акты Главы Донецкой Народной Республики направляются в Народный Совет Донецкой Народной Республики в сроки, установленные законом Донецкой Народной Республики.
- Народный Совет Донецкой Народной Республики вправе обратиться к Главе Донецкой Народной Республики с предложением о внесении изменений в акты, указанные в части 3 настоящей статьи, либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные акты в судебном порядке или в установленном порядке обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации указанных актов.
Статья 55
- Полномочия Главы Донецкой Народной Республики прекращаются досрочно в случае:
1) его смерти;
2) его отставки по собственному желанию;
3) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом;
4) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в связи с выражением ему недоверия Народным Советом Донецкой Народной Республики;
5) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
6) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
7) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
8) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
9) прекращения гражданства Российской Федерации или наличия гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
- В случаях, предусмотренных пунктами 2, 3, 4 и 9 части 1 настоящей статьи, решение о досрочном прекращении полномочий Главы Донецкой Народной Республики принимается Президентом Российской Федерации.
- В случаях, предусмотренных пунктами 5–8 части 1 настоящей статьи, решение о досрочном прекращении полномочий Главы Донецкой Народной Республики принимается Народным Советом Донецкой Народной Республики по представлению Президента Российской Федерации.
- В случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 настоящей статьи, досрочное прекращение полномочий Главы Донецкой Народной Республики констатируется Народным Советом Донецкой Народной Республики в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 64 и частью 3 статьи 66 настоящей Конституции, на основании сведений о государственной регистрации смерти.
Статья 56
- Народный Совет Донецкой Народной Республики вправе выразить недоверие Главе Донецкой Народной Республики в случаях:
1) издания Главой Донецкой Народной Республики актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, настоящей Конституции и законам Донецкой Народной Республики, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Глава Донецкой Народной Республики не устранил их в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения;
2) установленного соответствующим судом иного грубого нарушения Главой Донецкой Народной Республики Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящей Конституции и законов Донецкой Народной Республики, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан;
3) ненадлежащего исполнения Главой Донецкой Народной Республики своих обязанностей.
- Решение Народного Совета Донецкой Народной Республики о недоверии Главе Донецкой Народной Республики принимается не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов.
- Решение Народного Совета Донецкой Народной Республики о недоверии Главе Донецкой Народной Республики направляется Президенту Российской Федерации для рассмотрения и решения вопроса об отрешении Главы Донецкой Народной Республики от должности в соответствии с федеральным законом.
- Решение Президента Российской Федерации об отрешении Главы Донецкой Народной Республики от должности влечет за собой отставку Правительства Донецкой Народной Республики. В этом случае исполнительные органы Донецкой Народной Республики продолжают действовать до определения системы и структуры исполнительных органов Донецкой Народной Республики и формирования нового Правительства Донецкой Народной Республики вновь избранным и вступившим в должность Главой Донецкой Народной Республики.
Статья 57
- Президент Российской Федерации вправе своим указом назначить временно исполняющего обязанности Главы Донецкой Народной Республики на период до вступления в должность избранного Главы Донецкой Народной Республики в случаях, предусмотренных федеральным законом.
- В случае досрочного прекращения полномочий Главы Донецкой Народной Республики или временного отстранения Главы Донецкой Народной Республики от должности до издания Президентом Российской Федерации указа о назначении временно исполняющего обязанности Главы Донецкой Народной Республики временное исполнение обязанностей Главы Донецкой Народной Республики осуществляется Председателем Правительства Донецкой Народной Республики, а при его отсутствии – заместителем Председателя Правительства Донецкой Народной Республики в соответствии с установленным Главой Донецкой Народной Республики распределением обязанностей.
- В случае если Глава Донецкой Народной Республики не может осуществлять свои полномочия в связи с состоянием здоровья или другими обстоятельствами, временно препятствующими осуществлению своих полномочий (в частности, отпуск, служебная командировка), их временно исполняет Председатель Правительства Донецкой Народной Республики, а при его отсутствии – заместитель Председателя Правительства Донецкой Народной Республики в соответствии с установленным Главой Донецкой Народной Республики распределением обязанностей.
- В случае если Глава Донецкой Народной Республики не может осуществлять свои полномочия в связи с состоянием здоровья или другими обстоятельствами, временно препятствующими осуществлению его полномочий, Президент Российской Федерации в целях охраны прав и законных интересов граждан Российской Федерации своим указом вправе назначить временно исполняющего обязанности Главы Донецкой Народной Республики на период действия указанных обстоятельств. В этом случае исполнение обязанностей Главы Донецкой Народной Республики лицом, определенным в соответствии с частью 3 настоящей статьи, прекращается.
- Временно исполняющий обязанности Главы Донецкой Народной Республики, наделенный полномочиями в соответствии с частями 1 и 4 настоящей статьи, обладает правами и обязанностями Главы Донецкой Народной Республики (за исключением прав, предусмотренных частью 7 настоящей статьи) и является лицом, одновременно замещающим государственную должность Российской Федерации и государственную должность Донецкой Народной Республики.
- Временно исполняющий обязанности Главы Донецкой Народной Республики, наделенный полномочиями в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, обладает правами и обязанностями Главы Донецкой Народной Республики (за исключением прав, предусмотренных частью 7 настоящей статьи) и является лицом, замещающим государственную должность Донецкой Народной Республики.
- Временно исполняющий обязанности Главы Донецкой Народной Республики не вправе:
1) вносить предложения об изменении настоящей Конституции;
2) распустить Народный Совет Донецкой Народной Республики.
Глава 5. Народный Совет Донецкой Народной Республики
Статья 58
- Народный Совет Донецкой Народной Республики является постоянно действующим представительным и единственным законодательным органом государственной власти Донецкой Народной Республики.
- Срок полномочий депутатов Народного Совета Донецкой Народной Республики одного созыва составляет пять лет. Срок полномочий депутатов начинается со дня их избрания и прекращается со дня начала работы Народного Совета Донецкой Народной Республики нового созыва.
- Народный Совет Донецкой Народной Республики состоит из
90 депутатов. - Народный Совет Донецкой Народной Республики самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.
- Расходы на обеспечение деятельности Народного Совета Донецкой Народной Республики предусматриваются в бюджете Донецкой Народной Республики отдельно от других расходов в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
- Народный Совет Донецкой Народной Республики обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.
Статья 59
- Депутаты Народного Совета Донецкой Народной Республики избираются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
- Порядок выборов депутатов Народного Совета Донецкой Народной Республики устанавливается законом Донецкой Народной Республики в соответствии с федеральным законом.
Статья 60
- Депутатом Народного Совета Донецкой Народной Республики может быть избран гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и обладающий в соответствии с федеральным законом, настоящей Конституцией и законом Донецкой Народной Республики пассивным избирательным правом.
- Депутат Народного Совета Донецкой Народной Республики в течение срока своих полномочий не может быть сенатором Российской Федерации, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, иные государственные должности субъекта Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, муниципальные должности и должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральным законом.
- Депутат Народного Совета Донецкой Народной Республики осуществляет депутатскую деятельность на профессиональной (постоянной) основе или без отрыва от основной деятельности (на непостоянной основе). Условия осуществления депутатом Народного Совета Донецкой Народной Республики депутатской деятельности устанавливаются настоящей Конституцией и законом Донецкой Народной Республики. Число депутатов, работающих на профессиональной основе, устанавливается законом Донецкой Народной Республики. Депутат Народного Совета Донецкой Народной Республики замещает государственную должность Донецкой Народной Республики вне зависимости от осуществления им депутатской деятельности на профессиональной основе или без отрыва от основной деятельности.
- При осуществлении депутатом Народного Совета Донецкой Народной Республики депутатской деятельности на профессиональной основе он не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
- Депутат Народного Совета Донецкой Народной Республики не вправе использовать свой статус для осуществления деятельности, не связанной с исполнением депутатских полномочий.
- Гарантии деятельности депутата Народного Совета Донецкой Народной Республики устанавливаются настоящей Конституцией и законом Донецкой Народной Республики.
- Депутату Народного Совета Донецкой Народной Республики, осуществляющему депутатскую деятельность без отрыва от основной деятельности, для исполнения его полномочий гарантируется сохранение места работы (должности) на период, продолжительность которого устанавливается законом Донецкой Народной Республики и не может составлять в совокупности менее двух и более шести рабочих дней в месяц.
- Депутат Народного Совета Донецкой Народной Республики не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, если депутатом были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.
- Депутат Народного Совета Донецкой Народной Республики вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому, административному или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с осуществлением своих полномочий.
- Статус депутата Народного Совета Донецкой Народной Республики определяется настоящей Конституцией, законами Донецкой Народной Республики на основании федерального закона.
Статья 61
- Вновь избранный Народный Совет Донецкой Народной Республики собирается на первое заседание не позднее чем на десятый день после своего избрания в правомочном составе.
- Первое заседание Народного Совета Донецкой Народной Республики нового созыва открывает старейший по возрасту депутат.
- Со дня начала работы Народного Совета Донецкой Народной Республики нового созыва полномочия депутатов Народного Совета Донецкой Народной Республики предыдущего созыва прекращаются.
Статья 62
- Народный Совет Донецкой Народной Республики избирает из своего состава Председателя Народного Совета Донецкой Народной Республики, его заместителей, которые ведут заседания Народного Совета Донецкой Народной Республики и ведают его внутренним распорядком по вопросам, не разрешенным Народным Советом Донецкой Народной Республики в соответствии с пунктом 1 части 3 настоящей статьи.
- Председатель Народного Совета Донецкой Народной Республики, его заместители избираются из состава Народного Совета Донецкой Народной Республики большинством голосов от установленного числа депутатов.
- Народный Совет Донецкой Народной Республики:
1) принимает Регламент Народного Совета Донецкой Народной Республики и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности;
2) образует комитеты, а также комиссии, формирование которых предусмотрено законодательством Российской Федерации и законодательством Донецкой Народной Республики;
3) формирует Президиум Народного Совета Донецкой Народной Республики;
4) по представлению Председателя Народного Совета Донецкой Народной Республики образует Аппарат Народного Совета Донецкой Народной Республики;
5) по представлению Председателя Народного Совета Донецкой Народной Республики назначает на должность и освобождает от должности Руководителя Аппарата Народного Совета Донецкой Народной Республики.
- Для осуществления контроля за исполнением бюджета Донецкой Народной Республики Народный Совет Донецкой Народной Республики образует Счетную палату Донецкой Народной Республики. Состав, порядок формирования и деятельности Счетной палаты Донецкой Народной Республики определяются законом Донецкой Народной Республики.
Статья 63
- Заседания Народного Совета Донецкой Народной Республики являются открытыми, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, настоящей Конституцией, законом Донецкой Народной Республики или Регламентом Народного Совета Донецкой Народной Республики.
- На заседаниях Народного Совета Донецкой Народной Республики, его комитетов и комиссий вправе присутствовать представители исполнительных органов Донецкой Народной Республики в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Регламентом Народного Совета Донецкой Народной Республики.
- В заседаниях Народного Совета Донецкой Народной Республики вправе участвовать, в том числе выступать, сенаторы Российской Федерации – представители от законодательного и исполнительного органов Донецкой Народной Республики и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, входившие в качестве кандидатов в региональную группу кандидатов федерального списка кандидатов (на территории Донецкой Народной Республики, в соответствующей группе субъектов Российской Федерации или на части территории Донецкой Народной Республики) или избранные по одномандатным избирательным округам, образованным на территории Донецкой Народной Республики, в порядке, определенном Регламентом Народного Совета Донецкой Народной Республики.
- Правомочность заседания Народного Совета Донецкой Народной Республики определяется законом Донецкой Народной Республики. Заседание Народного Совета Донецкой Народной Республики не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от установленного числа депутатов. Правомочное заседание Народного Совета Донецкой Народной Республики проводится не реже одного раза в три месяца.
- Глава Донецкой Народной Республики вправе требовать созыва внеочередного заседания Народного Совета Донецкой Народной Республики.
Статья 64
- К ведению Народного Совета Донецкой Народной Республики относится:
1) принятие Конституции Донецкой Народной Республики и поправок к ней;
2) принятие законов Донецкой Народной Республики, внесение в них изменений;
3) законодательное регулирование по предметам ведения Донецкой Народной Республики и предметам совместного ведения Российской Федерации и Донецкой Народной Республики в пределах полномочий Донецкой Народной Республики;
4) заслушивание ежегодного отчета Главы Донецкой Народной Республики или Председателя Правительства Донецкой Народной Республики о результатах деятельности Правительства Донецкой Народной Республики, в том числе по вопросам, поставленным Народным Советом Донецкой Народной Республики;
5) рассмотрение вопросов об изменении границ Донецкой Народной Республики;
6) осуществление права законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации;
7) принятие решения о досрочном прекращении полномочий Главы Донецкой Народной Республики в случаях, предусмотренных федеральным законом и настоящей Конституцией;
8) осуществление в качестве представительного органа Донецкой Народной Республики контроля за соблюдением и исполнением законов Донецкой Народной Республики, исполнением бюджета Донецкой Народной Республики, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Донецкой Народной Республики, соблюдением порядка управления и распоряжения собственностью Донецкой Народной Республики;
9) проведение по вопросам своего ведения парламентских слушаний;
10) заслушивание информации о деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, образованных на территории Донецкой Народной Республики;
11) осуществление иных полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящей Конституцией и законами Донецкой Народной Республики.
- К ведению Народного Совета Донецкой Народной Республики относится также:
1) назначение на должность и освобождение от должности отдельных должностных лиц Донецкой Народной Республики, если такой порядок предусмотрен Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и настоящей Конституцией;
2) оформление согласия на назначение на должность должностных лиц Донецкой Народной Республики, если дача такого согласия предусмотрена Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и настоящей Конституцией;
3) избрание Главы Донецкой Народной Республики и назначение в соответствии с федеральным законом дня голосования по такому избранию;
4) назначение по предложению Главы Донецкой Народной Республики Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике;
5) назначение и освобождение от должности половины членов Избирательной комиссии Донецкой Народной Республики;
6) назначение референдума Донецкой Народной Республики;
7) принятие решения о недоверии (доверии) Главе Донецкой Народной Республики, решения о недоверии (доверии) Председателю Правительства Донецкой Народной Республики;
8) утверждение соглашения об изменении границ Донецкой Народной Республики;
9) одобрение проекта договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Донецкой Народной Республики.
- Решения по вопросам, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, а также частью 3 статьи 62 настоящей Конституции, принимаются в форме постановлений Народного Совета Донецкой Народной Республики.
Статья 65
Законом Донецкой Народной Республики:
1) утверждаются бюджет Донецкой Народной Республики и отчет о его исполнении;
2) устанавливается порядок проведения выборов в Народный Совет Донецкой Народной Республики, порядок избрания Главы Донецкой Народной Республики депутатами Народного Совета Донецкой Народной Республики;
3) устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории Донецкой Народной Республики в пределах полномочий, определенных федеральным законом;
4) устанавливается порядок назначения и проведения референдума Донецкой Народной Республики;
5) утверждается порядок осуществления стратегического планирования в Донецкой Народной Республике;
6) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах устанавливаются, вводятся в действие (прекращают действие) налоги и сборы, определяются налоговые ставки (ставки сборов), порядок и сроки уплаты налогов и сборов, устанавливаются (отменяются) налоговые льготы (льготы по сборам) и (или) основания и порядок их применения;
7) утверждаются бюджет территориального государственного внебюджетного фонда Донецкой Народной Республики и отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда Донецкой Народной Республики;
8) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью Донецкой Народной Республики, в том числе акциями (долями участия, паями) Донецкой Народной Республики в уставных (складочных) капиталах организаций;
9) утверждаются заключение и расторжение договоров Донецкой Народной Республики;
10) устанавливается административно-территориальное деление Донецкой Народной Республики и порядок его изменения;
11) в пределах полномочий, определенных федеральным законом, могут наделяться отдельными государственными полномочиями Донецкой Народной Республики органы местного самоуправления, образованные на территории Донецкой Народной Республики;
12) регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, настоящей Конституцией и законами Донецкой Народной Республики к ведению и полномочиям Донецкой Народной Республики.
Статья 66
- Конституция Донецкой Народной Республики, поправки к ней принимаются не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов Народного Совета Донецкой Народной Республики.
- Законы Донецкой Народной Республики принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено федеральным законом или настоящей Конституцией.
- Постановления Народного Совета Донецкой Народной Республики принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено федеральным законом.
- Глава Донецкой Народной Республики вправе обратиться в Народный Совет Донецкой Народной Республики с предложением о внесении изменений в постановления Народного Совета Донецкой Народной Республики либо об их отмене.
Статья 67
- Право законодательной инициативы в Народном Совете Донецкой Народной Республики принадлежит Главе Донецкой Народной Республики, депутатам Народного Совета Донецкой Народной Республики, Правительству Донецкой Народной Республики, прокурору Донецкой Народной Республики, представительным органам местного самоуправления. Право законодательной инициативы также принадлежит сенаторам Российской Федерации – представителям законодательного и исполнительного органов Донецкой Народной Республики.
- Проекты законов Донецкой Народной Республики, внесенные в Народный Совет Донецкой Народной Республики Главой Донецкой Народной Республики, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.
- Проекты законов Донецкой Народной Республики об установлении, о введении в действие (прекращении действия) налогов и сборов, об определении налоговых ставок (ставок сборов), порядка и сроков уплаты налогов и сборов, установлении (отмене) налоговых льгот (льгот по сборам) и (или) оснований и порядка их применения, другие проекты законов Донецкой Народной Республики, предусматривающие расходы, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств бюджета Донецкой Народной Республики, рассматриваются Народным Советом Донецкой Народной Республики по представлению Главы Донецкой Народной Республики либо при наличии его заключения. Данное заключение представляется в Народный Совет Донецкой Народной Республики не позднее одного месяца со дня поступления законопроекта Главе Донецкой Народной Республики.
- Законопроекты рассматриваются Народным Советом Донецкой Народной Республики в двух чтениях. Решение о принятии или об отклонении проекта закона, а также о принятии закона Донецкой Народной Республики оформляется постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики.
Статья 68
- Принятый Народным Советом Донецкой Народной Республики закон Донецкой Народной Республики в течение пяти дней со дня его принятия направляется Главе Донецкой Народной Республики для подписания и обнародования.
- Глава Донецкой Народной Республики в течение четырнадцати дней со дня поступления закона Донецкой Народной Республики подписывает и обнародует его либо отклоняет закон Донецкой Народной Республики в порядке, установленном настоящей Конституцией и законом Донецкой Народной Республики.
- Глава Донецкой Народной Республики в случае отклонения закона Донецкой Народной Республики возвращает его в Народный Совет Донецкой Народной Республики с мотивированным обоснованием отклонения или с предложениями о внесении в него соответствующих изменений.
- В случае отклонения закона Донецкой Народной Республики Главой Донецкой Народной Республики Народный Совет Донецкой Народной Республики в установленном порядке вновь его рассматривает. Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов, то он подлежит подписанию и обнародованию Главой Донецкой Народной Республики в течение семи дней со дня такого одобрения.
- Закон Донецкой Народной Республики вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, если федеральным законом, Конституцией Донецкой Народной Республики и (или) законом Донецкой Народной Республики не установлен иной порядок вступления его в силу.
Статья 69
- Полномочия Народного Совета Донецкой Народной Республики прекращаются досрочно в случаях:
1) принятия Народным Советом Донецкой Народной Республики в порядке, предусмотренном Конституцией Донецкой Народной Республики или законом Донецкой Народной Республики, решения о досрочном прекращении полномочий Народного Совета Донецкой Народной Республики;
2) роспуска Народного Совета Донецкой Народной Республики Главой Донецкой Народной Республики по основаниям, предусмотренным частями 2 и 3 настоящей статьи;
3) вступления в силу решения Верховного Суда Донецкой Народной Республики о неправомочности данного состава депутатов Народного Совета Донецкой Народной Республики, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;
4) роспуска Народного Совета Донецкой Народной Республики Президентом Российской Федерации по основаниям, предусмотренным федеральным законом.
- Глава Донецкой Народной Республики принимает решение о роспуске Народного Совета Донецкой Народной Республики в случае принятия Народным Советом Донецкой Народной Республики Конституции Донецкой Народной Республики и (или) закона Донецкой Народной Республики, иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Народный Совет Донецкой Народной Республики не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения.
- Глава Донецкой Народной Республики вправе принять решение о роспуске Народного Совета Донецкой Народной Республики в случае, если вступившим в законную силу решением соответствующего суда установлено, что:
1) избранный в правомочном составе Народный Совет Донецкой Народной Республики в течение трех месяцев подряд не проводил заседание;
2) вновь избранный в правомочном составе Народный Совет Донецкой Народной Республики в течение трех месяцев со дня его избрания не проводил заседание.
- Глава Донецкой Народной Республики вправе принять решение, предусмотренное частью 3 настоящей статьи, в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения соответствующего суда.
- Решение Главы Донецкой Народной Республики о досрочном прекращении полномочий Народного Совета Донецкой Народной Республики принимается в форме указа.
- В случае принятия решения о досрочном прекращении полномочий Народного Совета Донецкой Народной Республики назначаются внеочередные выборы в Народный Совет Донецкой Народной Республики в соответствии с федеральным законом и законом Донецкой Народной Республики. Указанные выборы проводятся в сроки, предусмотренные федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Глава 6. Правительство Донецкой Народной Республики
Статья 70
- В систему исполнительных органов Донецкой Народной Республики входят Глава Донецкой Народной Республики, Правительство Донецкой Народной Республики, иные исполнительные органы Донецкой Народной Республики.
- Правительство Донецкой Народной Республики является постоянно действующим высшим органом исполнительной власти (высшим исполнительным органом) Донецкой Народной Республики.
- Правительство Донецкой Народной Республики формируется Главой Донецкой Народной Республики.
- В состав Правительства Донецкой Народной Республики входят Председатель Правительства Донецкой Народной Республики, заместители Председателя Правительства Донецкой Народной Республики, министры Донецкой Народной Республики (члены Правительства Донецкой Народной Республики).
- Председатель Правительства Донецкой Народной Республики замещает государственную должность Донецкой Народной Республики и организует работу Правительства Донецкой Народной Республики.
- Члены Правительства Донецкой Народной Республики замещают государственную должность Донецкой Народной Республики, если соответствующая должность отнесена к таковой законом Донецкой Народной Республики о государственных должностях Донецкой Народной Республики.
- На членов Правительства Донецкой Народной Республики распространяются ограничения, запреты и обязанности, в том числе в сфере противодействия коррупции, установленные законодательством Российской Федерации.
- Правительство Донецкой Народной Республики в соответствии с законом Донецкой Народной Республики обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящей Конституции, законов и иных нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики на территории Донецкой Народной Республики и согласованную деятельность иных исполнительных органов Донецкой Народной Республики.
- Порядок деятельности Правительства Донецкой Народной Республики определяется Регламентом Правительства Донецкой Народной Республики, утверждаемым Правительством Донецкой Народной Республики по согласованию с Главой Донецкой Народной Республики.
- Финансовое обеспечение Правительства Донецкой Народной Республики и возглавляемых им исполнительных органов Донецкой Народной Республики осуществляется за счет средств бюджета Донецкой Народной Республики, предусмотренных отдельной строкой.
- Правительство Донецкой Народной Республики обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.
Статья 71
- Глава Донецкой Народной Республики после консультаций с Народным Советом Донецкой Народной Республики назначает на должность и освобождает от должности Председателя Правительства Донецкой Народной Республики.
- Глава Донецкой Народной Республики назначает на должность по представлению Председателя Правительства Донецкой Народной Республики и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Донецкой Народной Республики, министров Донецкой Народной Республики, а также назначает на должность и освобождает от должности других руководителей исполнительных органов Донецкой Народной Республики в соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республики.
- Представление по кандидатуре на должность Председателя Правительства Донецкой Народной Республики вносится в Народный Совет Донецкой Народной Республики Главой Донецкой Народной Республики для проведения консультаций. К представлению прилагается комплект документов, которые необходимы для рассмотрения кандидатуры и перечень которых определяется законом Донецкой Народной Республики о Правительстве Донецкой Народной Республики.
- Народный Совет Донецкой Народной Республики в порядке, установленном Регламентом Народного Совета Донецкой Народной Республики, рассматривает представленную Главой Донецкой Народной Республики кандидатуру на должность Председателя Правительства Донецкой Народной Республики. По результатам рассмотрения Народный Совет Донецкой Народной Республики принимает постановление об утверждении заключения по представленной кандидатуре. Указанное постановление направляется Главе Донецкой Народной Республики не позднее одного месяца со дня поступления комплекта необходимых документов в Народный Совет Донецкой Народной Республики.
- Глава Донецкой Народной Республики до принятия Народным Советом Донецкой Народной Республики постановления, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, вправе назначить временно исполняющего обязанности Председателя Правительства Донецкой Народной Республики либо осуществлять соответствующие полномочия самостоятельно.
Статья 72
Правительство Донецкой Народной Республики в соответствии с компетенцией Донецкой Народной Республики и в пределах своих полномочий, установленных настоящей Конституцией, законом Донецкой Народной Республики:
1) обеспечивает разработку и осуществление мер, направленных на социально-экономическое развитие Донецкой Народной Республики;
2) участвует в проведении единой государственной политики в сферах финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии;
3) осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью;
4) осуществляет меры по обеспечению государственных гарантий равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, предотвращению любых форм ограничения прав и дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; меры, направленные на поддержку, сохранение, развитие и изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации, а также иные меры, направленные на укрепление гражданского единства, межнационального и межконфессионального согласия;
5) разрабатывает проект бюджета Донецкой Народной Республики;
6) обеспечивает исполнение бюджета Донецкой Народной Республики и готовит отчет об исполнении указанного бюджета, ежегодный отчет о результатах деятельности Правительства Донецкой Народной Республики, сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Донецкой Народной Республики для представления их Главой Донецкой Народной Республики или Председателем Правительства Донецкой Народной Республики в Народный Совет Донецкой Народной Республики;
7) управляет и распоряжается собственностью Донецкой Народной Республики в соответствии с законами Донецкой Народной Республики, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление Донецкой Народной Республике в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
8) предлагает органу местного самоуправления в Донецкой Народной Республике, должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, настоящей Конституции, законам и иным нормативным правовым актам Донецкой Народной Республики, а также вправе обратиться в суд;
9) осуществляет меры по обеспечению защиты семьи, материнства, отцовства и детства, защиты института брака как союза мужчины и женщины, по созданию условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях;
10) осуществляет меры по координации вопросов здравоохранения, в том числе обеспечению оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранению и укреплению общественного здоровья, созданию условий для ведения здорового образа жизни, формированию культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью;
11) осуществляет меры по обеспечению государственных гарантий социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, адресной социальной поддержки граждан;
12) определяет порядок разработки и корректировки документов стратегического планирования, находящихся в ведении Правительства Донецкой Народной Республики, и утверждает (одобряет) такие документы;
13) создает Аппарат Правительства Донецкой Народной Республики и утверждает положение о нем;
14) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, настоящей Конституцией, законами Донецкой Народной Республики, соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, а также установленные нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, предусматривающими передачу осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий федеральных органов исполнительной власти.
Статья 73
- Правительство Донецкой Народной Республики на основании и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящей Конституции и законов Донецкой Народной Республики, указов Главы Донецкой Народной Республики издает постановления и распоряжения.
- Постановления и распоряжения Правительства Донецкой Народной Республики, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению в Донецкой Народной Республике.
- Постановления и распоряжения Правительства Донецкой Народной Республики не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации, настоящей Конституции, законам Донецкой Народной Республики, указам Главы Донецкой Народной Республики.
- Акты Правительства Донецкой Народной Республики, других исполнительных органов Донецкой Народной Республики в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, настоящей Конституции и законам Донецкой Народной Республики, указам Главы Донецкой Народной Республики могут быть отменены Главой Донецкой Народной Республики.
- Нормативные правовые акты Правительства Донецкой Народной Республики, других исполнительных органов Донецкой Народной Республики направляются в Народный Совет Донецкой Народной Республики в сроки, установленные законом Донецкой Народной Республики.
- Народный Совет Донецкой Народной Республики вправе обратиться к Правительству Донецкой Народной Республики с предложением о внесении изменений в акты Правительства Донецкой Народной Республики либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные акты в судебном порядке или в установленном порядке обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом об их соответствии Конституции Российской Федерации.
Статья 74
- Перед вновь избранным Главой Донецкой Народной Республики Правительство Донецкой Народной Республики слагает свои полномочия.
- В случае сложения полномочий или отставки Правительство Донецкой Народной Республики продолжает действовать до сформирования нового Правительства Донецкой Народной Республики.
Глава 7. Судебная власть
Статья 75
- Правосудие в Донецкой Народной Республике осуществляется только судом.
- В Донецкой Народной Республике действуют федеральные суды общей юрисдикции, федеральные арбитражные суды и мировые судьи Донецкой Народной Республики.
- Деятельность мировых судей Донецкой Народной Республики осуществляется в пределах судебного района на соответствующих судебных участках.
- Судебные участки и должности мировых судей Донецкой Народной Республики создаются и упраздняются законами Донецкой Народной Республики.
- Порядок назначения на должность мировых судей Народным Советом Донецкой Народной Республики либо порядок избрания мировых судей на должность населением соответствующего судебного участка устанавливается законом Донецкой Народной Республики.
- Мировые судьи Донецкой Народной Республики обладают статусом и пользуются гарантиями независимости и неприкосновенности, установленными федеральным законом.
- Порядок установления структуры и штатного расписания аппаратов мировых судей определяется законом Донецкой Народной Республики.
- Организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществляется исполнительными органами Донецкой Народной Республики в порядке, установленном законом Донецкой Народной Республики.
- Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей Донецкой Народной Республики и оплата труда работников аппаратов мировых судей Донецкой Народной Республики в процессе исполнения бюджета Донецкой Народной Республики производятся в полном объеме по соответствующим статьям расходов бюджетной классификации в соответствии с законом Донецкой Народной Республики о бюджете Донецкой Народной Республики на текущий финансовый год и плановый период.
- Не допускается уменьшение органами государственной власти Донецкой Народной Республики объема гарантий организационного и материально-технического обеспечения деятельности мировых судей Донецкой Народной Республики в целях оказания влияния на процесс принятия ими решений.
Глава 8. Местное самоуправление
Статья 76
- В Донецкой Народной Республике признается и гарантируется местное самоуправление.
- Местное самоуправление в Донецкой Народной Республике обеспечивает в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом, настоящей Конституцией и законом Донецкой Народной Республики самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
- Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов и других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
- Порядок взаимодействия между органами государственной власти Донецкой Народной Республики и органами местного самоуправления определяется законом Донецкой Народной Республики.
Статья 77
- Местное самоуправление в Донецкой Народной Республике осуществляется в муниципальных образованиях, виды которых устанавливаются в соответствии с федеральным законом.
- Изменение границ территорий, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, статуса муниципальных образований осуществляется с учетом мнения населения соответствующих территорий, в том числе выраженного представительными органами соответствующих муниципальных образований.
Статья 78
- Органы местного самоуправления, образованные на территории Донецкой Народной Республики, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения, а также в соответствии с федеральным законом обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи.
- Органы местного самоуправления, образованные на территории Донецкой Народной Республики, могут наделяться законом Донецкой Народной Республики отдельными государственными полномочиями при условии передачи им необходимых для осуществления таких полномочий материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна органам государственной власти Донецкой Народной Республики.
Статья 79
Местное самоуправление в Донецкой Народной Республике гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти Донецкой Народной Республики, и запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Статья 80
Организация местного самоуправления в Донецкой Народной Республике, полномочия и порядок деятельности органов местного самоуправления определяются законом Донецкой Народной Республики в соответствии с федеральным законом.
Глава 9. Принятие Конституции Донецкой Народной Республики и поправок к ней
Статья 81
- Конституция Донецкой Народной Республики принимается Народным Советом Донецкой Народной Республики не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов.
- Конституция Донецкой Народной Республики вступает в силу со дня ее официального опубликования.
Статья 82
- Предложения о внесении изменений в Конституцию Донецкой Народной Республики могут выдвигать Глава Донецкой Народной Республики, группа депутатов численностью не менее одной трети от установленного числа депутатов Народного Совета Донецкой Народной Республики.
- Предложение о внесении изменений в Конституцию Донецкой Народной Республики оформляется проектом закона Донецкой Народной Республики о поправке к Конституции Донецкой Народной Республики, который направляется в Народный Совет Донецкой Народной Республики.
- Проект закона Донецкой Народной Республики о поправке к Конституции Донецкой Народной Республики рассматривается в порядке, установленном Регламентом Народного Совета Донецкой Народной Республики.
- Закон Донецкой Народной Республики о поправке к Конституции Донецкой Народной Республики принимается Народным Советом Донецкой Народной Республики не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов.
- Закон Донецкой Народной Республики о поправке к Конституции Донецкой Народной Республики вступает в силу со дня его официального опубликования, если иное не предусмотрено самим законом.
Глава 10. Переходные положения
Статья 83
До урегулирования вопросов интеграции Донецкой Народной Республики в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации, а также до принятия предусмотренных настоящей Конституцией законов и иных нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики Конституция Донецкой Народной Республики применяется с учетом положений Договора между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой о принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта и положений Федерального конституционного закона от 4 октября 2022 года № 5-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта – Донецкой Народной Республики».