| Дата публикации | 16:00 31.10..2025 |
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
ЗАКОН
ОБ ОХРАНЕ ТРУДА В ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Принят Постановлением Народного Совета 31 октября 2025 года
Статья 1. Предмет правового регулирования настоящего Закона
Настоящий Закон регулирует отношения в сфере охраны труда на территории Донецкой Народной Республики.
Статья 2. Правовая основа регулирования отношений в сфере охраны труда
Правовое регулирование отношений в сфере охраны труда в Донецкой Народной Республике осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Конституцией Донецкой Народной Республики и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
Основные понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в значениях, определенных Трудовым кодексом Российской Федерации и частью 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Статья 4. Сфера действия настоящего Закона
Сфера действия настоящего Закона распространяется на работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории Донецкой Народной Республики (далее – работодатели), работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях (далее – работники), а также иных лиц, отнесенных статьей 227 Трудового кодекса Российской Федерации к лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя.
Статья 5. Реализация основных направлений государственной политики в сфере охраны труда на территории Донецкой Народной Республики
Реализация основных направлений государственной политики в сфере охраны труда, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, на территории Донецкой Народной Республики обеспечивается согласованными действиями по вопросам охраны труда федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, Правительства Донецкой Народной Республики, исполнительного органа Донецкой Народной Республики, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере охраны труда в Донецкой Народной Республике (далее – уполномоченный исполнительный орган Донецкой Народной Республики в сфере охраны труда), исполнительных органов Донецкой Народной Республики, органов местного самоуправления Донецкой Народной Республики, работодателей и их объединений, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов в соответствии с полномочиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации и законодательством Донецкой Народной Республики.
Статья 6. Полномочия Правительства Донецкой Народной Республики в сфере охраны труда
Правительство Донецкой Народной Республики:
1) обеспечивает реализацию государственной политики в сфере охраны труда на территории Донецкой Народной Республики;
2) принимает нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики в сфере охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Донецкой Народной Республики;
3) утверждает государственные программы Донецкой Народной Республики по улучшению условий и охраны труда;
4) создает координационные и совещательные органы по охране труда на территории Донецкой Народной Республики, утверждает их состав и положения о них;
5) координирует деятельность в сфере охраны труда уполномоченных исполнительных органов Донецкой Народной Республики;
6) осуществляет иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда, не отнесенные к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Законом, законами и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.
Статья 7. Полномочия уполномоченного исполнительного органа Донецкой Народной Республики в сфере охраны труда
Уполномоченный исполнительный орган Донецкой Народной Республики в сфере охраны труда в соответствии с установленными Правительством Донецкой Народной Республики полномочиями:
1) осуществляет выработку и реализацию государственной политики Донецкой Народной Республики в сфере охраны труда;
2) разрабатывает проекты законов и иных нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики по вопросам охраны труда и вносит их на рассмотрение в Правительство Донецкой Народной Республики;
3) осуществляет на территории Донецкой Народной Республики в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, государственную экспертизу условий труда;
4) разрабатывает государственные программы Донецкой Народной Республики по улучшению условий и охраны труда или мероприятия по улучшению условий и охраны труда, обеспечивает контроль за выполнением указанных программ, мероприятий и достижением показателей их эффективности и результативности;
5) координирует проведение на территории Донецкой Народной Республики в установленном порядке обучения по охране труда;
6) организует и проводит мониторинг (сбор и обработку) информации о состоянии условий и охраны труда;
7) осуществляет иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда, не отнесенные к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Законом, законами и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.
Статья 8. Полномочия исполнительных органов Донецкой Народной Республики в сфере охраны труда
Исполнительные органы Донецкой Народной Республики:
1) участвуют в разработке и реализации нормативных правовых актов по вопросам охраны труда;
2) участвуют в разработке и реализации государственных программ Донецкой Народной Республики по улучшению условий и охраны труда или мероприятий по улучшению условий и охраны труда в соответствующей отрасли (отраслях);
3) осуществляют ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по вопросам охраны труда, а также организовывают разработку и реализацию предупредительных, профилактических мер по соблюдению требований охраны труда, снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, улучшению условий труда работников подведомственных организаций с учетом особенностей и специфики их работы;
4) по результатам проведения ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, принимают меры, предусмотренные Законом Донецкой Народной Республики от 14 августа 2024 года № 95-РЗ «О ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в Донецкой Народной Республике», для соблюдения требований по охране труда в подведомственных организациях;
5) предоставляют в уполномоченный исполнительный орган Донецкой Народной Республики в сфере охраны труда сведения (информацию, материалы), необходимые для проведения общероссийского мониторинга состояния условий и охраны труда, а также для подготовки управленческих решений по улучшению условий и охраны труда;
6) осуществляют иные определенные Правительством Донецкой Народной Республики полномочия в сфере государственного управления охраной труда, не отнесенные к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Законом, законами и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.
Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления Донецкой Народной Республики в области охраны труда
Отдельные полномочия органов государственной власти в области охраны труда по государственному управлению охраной труда на территории Донецкой Народной Республики могут быть переданы органам местного самоуправления Донецкой Народной Республики в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами Донецкой Народной Республики.
Статья 10. Мониторинг состояния условий и охраны труда
- Мониторинг состояния условий и охраны труда проводится в целях комплексной оценки ситуации в сфере охраны труда в Донецкой Народной Республике, осуществления прогнозирования развития важнейших процессов в области охраны труда, представления сведений для проведения общероссийского мониторинга состояния условий и охраны труда в Донецкой Народной Республике.
- Мониторинг состояния условий и охраны труда у работодателей проводится в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.
- Мониторинг состояния условий и охраны труда в Донецкой Народной Республике организуют и проводят уполномоченный исполнительной орган Донецкой Народной Республики в сфере охраны труда, органы местного самоуправления Донецкой Народной Республики.
Статья 11. Права и обязанности работника и работодателя в сфере охраны труда
Права и обязанности работника и работодателя в сфере охраны труда определяются Трудовым кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 12. Обучение по охране труда
- Порядок проведения обучения по охране труда и категории работников, которые проходят обучение по охране труда, регулируются положениями Трудового кодекса Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
- Координация проведения в установленном порядке обучения по охране труда на территории Донецкой Народной Республики осуществляется уполномоченным исполнительным органом Донецкой Народной Республики в сфере охраны труда и предусматривает:
1) оказание уполномоченным исполнительным органом Донецкой Народной Республики в сфере охраны труда методической и консультативной помощи исполнительным органам Донецкой Народной Республики, органам местного самоуправления Донецкой Народной Республики, обучающим организациям по охране труда и работодателям, осуществляющим обучение по охране труда, по вопросам организации обучения по охране труда;
2) предоставление обучающими организациями Донецкой Народной Республики информации о проведении обучения по охране труда в уполномоченный исполнительный орган Донецкой Народной Республики в сфере охраны труда.
Статья 13. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в Донецкой Народной Республике
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в Донецкой Народной Республике осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации.
Статья 14. Специальная оценка условий труда
Специальная оценка условий труда на территории Донецкой Народной Республики проводится в порядке и по основаниям, установленным Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и изданными в развитие их положений нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 15. Государственная экспертиза условий труда
- Государственная экспертиза условий труда на территории Донецкой Народной Республики проводится в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации и в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере труда.
- Проведение государственной экспертизы условий труда является государственной услугой, которая предоставляется в соответствии с административным регламентом, порядок разработки которого регулируется законодательством Российской Федерации и законодательством Донецкой Народной Республики о предоставлении государственных услуг. Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению государственной экспертизы условий труда в Донецкой Народной Республике утверждается уполномоченным исполнительным органом Донецкой Народной Республики в сфере охраны труда.
- Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, действуют в пределах прав и обязанностей, определенных Трудовым кодексом Российской Федерации, уровень их квалификации должен соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и законодательством Донецкой Народной Республики о государственной гражданской службе.
Статья 16. Взаимодействие с субъектами трудовых отношений в целях соблюдения требований охраны труда в Донецкой Народной Республике
- В рамках исполнения своих полномочий в сфере охраны труда должностные лица уполномоченного исполнительного органа Донецкой Народной Республики в сфере охраны труда, исполнительных органов Донецкой Народной Республики, а также органов местного самоуправления муниципальных образований Донецкой Народной Республики в случае их наделения отдельными полномочиями в сфере охраны труда получают от работодателей Донецкой Народной Республики информацию и документы в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране труда, настоящим Законом и иным законодательством Донецкой Народной Республики с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
- Должностные лица уполномоченного исполнительного органа Донецкой Народной Республики в сфере охраны труда беспрепятственно посещают работодателей на территории Донецкой Народной Республики в целях реализации возложенных полномочий в сфере охраны труда, в том числе осуществления мониторинга состояния условий и охраны труда, участия в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работников, проведения государственной экспертизы условий труда.
- Исполнительные органы Донецкой Народной Республики рассматривают по компетенции поступившие обращения работников
по вопросам охраны труда с предоставлением разъяснений по существу обращения и принятия при необходимости предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Донецкой Народной Республики мер.
Статья 17. Участие профессиональных союзов в осуществлении контроля за соблюдением требований охраны труда в Донецкой Народной Республике
Профессиональные союзы осуществляют на территории Донецкой Народной Республики контроль за соблюдением требований охраны труда
в Донецкой Народной Республике, в том числе требований настоящего Закона,
в установленном Трудовым кодексом Российской Федерации порядке.
Статья 18. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в Донецкой Народной Республике
Государственный контроль (надзор) за соблюдением на территории Донецкой Народной Республики требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе положений настоящего Закона, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальным органом в Донецкой Народной Республике.
Статья 19. Ведомственный контроль за соблюдением требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в Донецкой Народной Республике
Ведомственный контроль за соблюдением на территории Донецкой Народной Республики требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе положений настоящего Закона, осуществляется в отношении расположенных
на территории Донецкой Народной Республики подведомственных организаций исполнительными органами Донецкой Народной Республики, органами местного самоуправления Донецкой Народной Республики в порядке
и на условиях, определяемых законами Российской Федерации и Законом Донецкой Народной Республики от 14 августа 2024 года № 95-РЗ
«О ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в Донецкой Народной Республике».
Статья 20. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу с 1 марта 2026 года.
Статья 21. Заключительные и переходные положения
Положения настоящего Закона применяются с учетом особенностей, предусмотренных частью 5 статьи 14 Федерального конституционного закона
от 4 октября 2022 года № 5-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта – Донецкой Народной Республики».
Глава
Донецкой Народной Республики Д.В. Пушилин
г. Донецк
31 октября 2025 года
№ 228-РЗ