Дата публикации 13:30 01.08..2025

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

ЗАКОН

О ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Принят Постановлением Народного Совета 28 июля 2025 года

 

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера действия настоящего Закона

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие при реализации прав граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения, удовлетворение духовных потребностей, приобщение к культурно-историческим ценностям и других прав при совершении путешествий на территории Донецкой Народной Республики.

Статья 2. Законодательство Донецкой Народной Республики в сфере туристской деятельности

Законодательство Донецкой Народной Республики в сфере туристской деятельности состоит из Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции Донецкой Народной Республики, настоящего Закона, законов Донецкой Народной Республики и иных нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики.

Статья 3. Понятия, используемые в настоящем Законе

  1. Под лицами, оказывающими услуги в сфере туристской деятельности, в настоящем Законе понимаются туроператоры, турагенты, организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ
    «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»
    , которые осуществляют экскурсионное обслуживание на территории Донецкой Народной Республики.
  2. Иные понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

Глава 2. Правовое регулирование туристской деятельности
в Донецкой Народной Республике

Статья 4. Государственная поддержка в сфере туристской деятельности

  1. Государственная поддержка в сфере туристской деятельности осуществляется в рамках реализации государственных программ Донецкой Народной Республики развития туризма, а также иных документов стратегического планирования.
  2. Для реализации государственных программ Донецкой Народной Республики развития туризма привлекаются финансовые ресурсы из бюджета Донецкой Народной Республики и иные источники в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  3. Государственная поддержка в сфере туристской деятельности осуществляется посредством:

1) поддержки лиц, оказывающих услуги в сфере туристской деятельности, путем предоставления субсидий, в том числе грантов в форме субсидий;

2) создания благоприятных условий для привлечения инвестиций, в том числе иностранных, в сфере туристской деятельности;

3) поддержки инновационной деятельности в сфере туристской деятельности;

4) развития дорожно-транспортной инфраструктуры и придорожной сети сервисных услуг в целях создания благоприятных условий для развития туристской деятельности;

5) организационной и информационно-аналитической поддержки развития туристской деятельности;

6) поддержки образовательных организаций, реализующих профессиональные образовательные программы по специальностям, востребованным в сфере въездного и внутреннего туризма;

7) реализации иных мер, связанных с государственной поддержкой в сфере туристской деятельности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 5. Осуществление деятельности средств размещения в Донецкой Народной Республике

Классификация средств размещения, расположенных на территории Донецкой Народной Республики, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 6. Полномочия Главы Донецкой Народной Республики в сфере туристской деятельности

К полномочиям Главы Донецкой Народной Республики в сфере туристской деятельности относятся:

1) определение исполнительного органа Донецкой Народной Республики, уполномоченного на создание благоприятных условий для развития туризма в Донецкой Народной Республике (далее – Уполномоченный орган в сфере туризма);

2) иные полномочия, установленные Федеральным законом от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и другими федеральными законами.

Статья 7. Полномочия Народного Совета Донецкой Народной Республики в сфере туристской деятельности

К полномочиям Народного Совета Донецкой Народной Республики в сфере туристской деятельности относятся:

1) принятие законов Донецкой Народной Республики и постановлений Народного Совета Донецкой Народной Республики, регулирующих отношения в сфере туризма;

2) осуществление контроля за соблюдением и исполнением законов Донецкой Народной Республики в сфере туристской деятельности;

3) иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации.

Статья 8. Полномочия Правительства Донецкой Народной Республики в сфере туристской деятельности

К полномочиям Правительства Донецкой Народной Республики в сфере туристской деятельности относятся:

1) определение основных задач в сфере туризма и приоритетных направлений развития туризма;

2) создание благоприятных условий для развития туристской индустрии на территории Донецкой Народной Республики;

3) утверждение (одобрение) документов стратегического планирования в сфере туризма;

4) утверждение государственных программ Донецкой Народной Республики, направленных на развитие санаторно-курортного и туристского комплекса, и осуществление контроля за их реализацией;

5) создание и обеспечение благоприятных условий для беспрепятственного доступа туристов (экскурсантов) к туристским ресурсам, находящимся на территории Донецкой Народной Республики, и средствам связи, получения медицинской, правовой и иных видов помощи, реализации мер по поддержке приоритетных направлений развития туризма в Донецкой Народной Республике, организации и проведения мероприятий в сфере туризма на региональном и межмуниципальном уровне, аттестации экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков;

6) участие в реализации межправительственных соглашений в сфере туризма;

7) утверждение формы нагрудной идентификационной карточки экскурсовода (гида) или гида-переводчика;

8) создание на территории Донецкой Народной Республики целостной взаимосвязанной системы туристских информационных центров и обеспечение их функционирования;

9) утверждение положения об организации и осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере туристской индустрии;

10) иные полномочия, установленные Федеральным законом от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и другими федеральными законами.

Статья 9. Полномочия Уполномоченного органа в сфере туризма

К полномочиям Уполномоченного органа в сфере туризма относятся:

1) участие в реализации государственной политики в сфере туризма;

2) разработка и реализация документов стратегического планирования в сфере туризма;

3) участие в пределах своей компетенции в создании и развитии курортов, туристских и автотуристских кластеров;

4) разработка и утверждение списка рекомендуемых туристских маршрутов (других маршрутов передвижения) для прохождения группами туристов с участием детей в рамках осуществления самодеятельного туризма и для прохождения организованными группами детей, находящихся в организациях отдыха детей и их оздоровления, размещение его на официальном сайте Уполномоченного органа в сфере туризма в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

5) реализация мер по созданию системы навигации и ориентирования в сфере туризма на территории Донецкой Народной Республики;

6) создание аттестационной комиссии для аттестации экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков в Донецкой Народной Республике, внесение сведений об экскурсоводах (о гидах) и о гидах-переводчиках в единый федеральный реестр экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков, принятие решения о прекращении действия аттестации экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков, утверждение положения об аттестационной комиссии, осуществляющей аттестацию экскурсоводов (гидов) или гидов-переводчиков, в том числе состава указанной аттестационной комиссии, утверждение перечня вопросов тестирования и перечня практических заданий, по предложению аттестационной комиссии и размещение их на официальном сайте Уполномоченного органа в сфере туризма в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

7) осуществление регионального государственного контроля (надзора) в сфере туристской индустрии;

8) содействие в продвижении туристских продуктов Донецкой Народной Республики на внутреннем и мировом туристских рынках;

9) реализация мер по поддержке приоритетных направлений развития туризма в Донецкой Народной Республике;

10) реализация комплекса мер по организации экскурсий и путешествий в культурно-познавательных целях для обучающихся в общеобразовательных организациях;

11) организация и проведение мероприятий в сфере туризма на региональном и межмуниципальном уровне;

12) участие в информационном обеспечении туризма в Донецкой Народной Республике;

13) участие в реализации стратегий развития туризма, государственных программ Российской Федерации федеральных целевых и иных программ развития туризма;

14) участие в организации и проведении международных мероприятий в сфере туризма, мероприятий в сфере туризма на всероссийском и межрегиональном уровне;

15) участие в организации профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения в сфере туризма;

16) участие в организации проведения научных исследований в сфере туризма;

17) осуществление взаимодействия с некоммерческими
организациями, осуществляющими деятельность в сфере туризма, включая объединение туроператоров в сфере выездного туризма, в том
числе по приоритетным направлениям развития туризма, вопросам
обеспечения безопасности туризма, защиты прав и законных интересов туристов;

18) оказание содействия в определении приоритетных направлений развития туризма, в том числе путем поддержки развития объектов туристской индустрии на территориях муниципальных образований;

19) осуществление отнесения туристских маршрутов (частей туристских маршрутов), проходящих по территории Донецкой Народной Республики, к туристским маршрутам, требующим специального сопровождения, и размещение сведений о туристских маршрутах, требующих специального сопровождения, на официальном сайте Уполномоченного
органа в сфере туризма в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

20) иные полномочия, установленные Федеральным законом от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и другими федеральными законами.

Статья 10. Права органов местного самоуправления муниципальных образований в сфере туристской деятельности на территориях муниципальных образований

В целях создания благоприятных условий для развития туризма органы местного самоуправления муниципальных образований в Донецкой Народной Республике (далее – органы местного самоуправления) имеют право:

1) реализовать меры по развитию приоритетных направлений развития туризма на территориях муниципальных образований, в том числе социального туризма, сельского туризма, детского туризма и самодеятельного туризма;

2) содействовать созданию благоприятных условий для беспрепятственного доступа туристов (экскурсантов) к туристским ресурсам, находящимся на территориях муниципальных образований Донецкой Народной Республики, и средствам связи, а также получения медицинской, правовой и иных видов неотложной помощи;

3) организовывать и проводить мероприятия в сфере туризма на муниципальном уровне;

4) участвовать в организации и проведении международных мероприятий в сфере туризма, мероприятий в сфере туризма на всероссийском, межрегиональном, региональном и межмуниципальном уровнях;

5) содействовать в создании и функционировании туристских информационных центров на территориях муниципальных образований;

6) разрабатывать, утверждать (одобрять) и реализовывать муниципальные программы развития туризма.

Глава 3. Объединения лиц, оказывающих услуги в сфере туристской деятельности

Статья 11. Объединения лиц, оказывающих услуги в сфере туристской деятельности

  1. Участники отношений, которые возникают при осуществлении туристской деятельности, – лица, оказывающие услуги в сфере туристской деятельности, в целях реализации и защиты своих прав и законных интересов в сфере туризма могут создавать объединения, которые являются юридическими лицами или без создания юридических лиц, или вступать в такие объединения в порядке, определенном Гражданским кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации
    (далее — объединения лиц, оказывающих услуги в сфере туристской деятельности).
  2. Объединения лиц, оказывающих услуги в сфере туристской деятельности, могут направлять свою деятельность:

1) на подготовку предложений по развитию туризма, охране туристских ресурсов, их сохранению и восстановлению, порядку использования;

2) на популяризацию туризма и содействие его развитию;

3) на разработку собственных стандартов туристского, гостиничного, экскурсионного и другого обслуживания, принятие кодексов практики и правил профессиональной этики;

4) на внедрение собственных систем общественного контроля качества осуществления туристской деятельности;

5) на предложение для общего использования лицами, оказывающими услуги в сфере туристской деятельности, знаков для товаров и услуг;

6) на совершенствование образовательных программ по профессиональному обучению в сфере туризма, повышению уровня профессиональной подготовки работников и специалистов в сфере
туризма;

7) на саморегулирование в сфере туризма;

8) на реализацию и защиту общих прав и интересов лиц, оказывающих услуги в сфере туристской деятельности;

9) на решение других задач, которые не противоречат законодательству Российской Федерации и законодательству Донецкой Народной Республики.

Глава 4. Безопасность туризма

Статья 12. Обеспечение безопасности туристов

  1. На территории Донецкой Народной Республики туроператоры, турагенты, организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», а также Уполномоченный орган в сфере туризма обязаны принимать меры по обеспечению безопасности туристов.
  2. Безопасность туризма включает в себя комплекс правовых, организационных, экономических и других мер, направленных на обеспечение личной безопасности туристов (экскурсантов), сохранности их имущества, а также обеспечение сохранности окружающей природной среды, материальных и духовных ценностей общества, безопасности государства.
  3. Туроператоры, турагенты, организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», которые осуществляют экскурсионное обслуживание на территории Донецкой Народной Республики, обязаны пользоваться услугами инструкторов-проводников, если организуемые ими путешествия связаны с прохождением туристами (экскурсантами) маршрутов, относящихся к видам туристских маршрутов, требующих специального сопровождения, установленным в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
  4. Туроператоры, турагенты, организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», которые осуществляют экскурсионное обслуживание на территории Донецкой Народной Республики, незамедлительно обязаны информировать уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации, исполнительный орган Донецкой Народной Республики в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций, Уполномоченный орган в сфере туризма, органы местного самоуправления, специализированные службы по обеспечению безопасности туризма и заинтересованных лиц о чрезвычайных происшествиях, произошедших с туристами (экскурсантами) при прохождении маршрутов, относящихся к видам туристских маршрутов, требующих специального сопровождения, установленным в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
  5. Туроператоры, турагенты, организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», которые осуществляют экскурсионное обслуживание на территории Донецкой Народной Республики, в случаях и порядке, которые определены частью 2 статьи 14 Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», обязаны соблюдать установленные требования к туристским маршрутам и порядку организации их прохождения несовершеннолетними туристами, являющимися членами организованной группы несовершеннолетних туристов, а также порядок уведомления уполномоченных органов государственной власти о месте, сроках и длительности прохождения таких маршрутов.

Статья 13. Комплекс мер по обеспечению безопасности туристов, выполняемых лицами, оказывающими услуги в сфере туристской деятельности

Меры по обеспечению безопасности туристов, выполняемые лицами, оказывающими услуги в сфере туристской деятельности, включают меры по исполнению требований к организации деятельности лиц, оказывающих услуги в сфере туристской деятельности, утвержденных законодательством Российской Федерации, в том числе:

1) своевременное предоставление туристам (экскурсантам) необходимой и достоверной информации о составе и особенностях туристской услуги или туристского продукта, а также об опасностях, с которыми туристы (экскурсанты) могут встретиться во время путешествия, экскурсии, похода на территории Донецкой Народной Республики;

2) надлежащее оборудование туристских (экскурсионных) маршрутов;

3) обеспечение туристов качественным и исправным снаряжением и инвентарем;

4) оказание помощи в организации и проведении аварийно-спасательных работ;

5) инструктаж туристов (экскурсантов) по приемам защиты от травматизма и несчастных случаев, оказанию первой медицинской помощи;

6) разработка памяток для туристов (экскурсантов) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

7) иные меры по обеспечению безопасности туристов, разрабатываемые самостоятельно.

Статья 14. Специализированные службы по обеспечению безопасности туристов

Оказание необходимой помощи туристам (экскурсантам) в случае наличия обстоятельств, угрожающих безопасности их жизни, здоровью и их имуществу, а также в случаях причинения вреда жизни, здоровью и имуществу туристов (экскурсантов) в пределах территории Донецкой Народной Республики, осуществление мероприятий по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций и оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации, проведение аварийно-спасательных работ, а также ежегодное проведение подготовки (переподготовки) спасателей осуществляются исполнительным органом Донецкой Народной Республики, определяемым Правительством Донецкой Народной Республики.

Статья 15. Доступность туристских ресурсов

  1. Все туристские ресурсы Донецкой Народной Республики на территории Донецкой Народной Республики являются достоянием Донецкой Народной Республики и должны быть доступными для ознакомления и использования независимо от формы собственности, если отсутствуют установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Донецкой Народной Республики ограничения.
  2. Ограничение доступа к туристским ресурсам определяется уровнем допустимой для данных объектов антропогенной нагрузки, не оказывающей негативного воздействия на конкретный объект. Ограничение доступа к конкретным объектам туристского показа определяется соответствующими органами, в ведении которых они находятся.
  3. Для людей с ограниченными физическими возможностями обеспечивается доступ к туристским ресурсам путем создания специальных условий для совершения туристских путешествий, а также обеспечивается беспрепятственный доступ к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур в соответствии с положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере туристской деятельности.

Туристские услуги, оказываемые людям с ограниченными физическими возможностями, должны соответствовать установленным законодательством Российской Федерации требованиям безопасности для их жизни, здоровья и имущества, а также общим требованиям и стандартам относительно предоставления туристских услуг, установленным нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Донецкой Народной Республики, органов местного самоуправления.

Глава 5. Информационное обеспечение туристской деятельности

Статья 16. Система информационного обеспечения туристской деятельности

  1. Единая система информационного обеспечения туристской деятельности в Донецкой Народной Республике создается в целях формирования единого информационного пространства, обеспечения актуальной информацией органов государственной власти Донецкой Народной Республики, органов местного самоуправления, лиц, оказывающих услуги в сфере туристской деятельности, туристов и населения по вопросам туристской деятельности на территории Донецкой Народной Республики.
  2. На территории Донецкой Народной Республики создается и координируется Правительством Донецкой Народной Республики целостная взаимосвязанная система туристских информационных центров.
  3. Порядок создания единой системы информационного обеспечения туристской деятельности в Донецкой Народной Республике и порядок предоставления информации устанавливаются Правительством Донецкой Народной Республики.

Статья 17. Создание туристских стоянок (зон отдыха)

  1. Для обеспечения безопасности физических лиц, самостоятельно совершающих путешествие или экскурсию, создаются туристские стоянки (зоны отдыха).
  2. Порядок создания туристских стоянок (зон отдыха) устанавливается Правительством Донецкой Народной Республики в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 18. Цели и принципы эксплуатации объектов туристской индустрии и туристских (экскурсионных) маршрутов

  1. Целями эксплуатации объектов туристской индустрии и туристских (экскурсионных) маршрутов на территории Донецкой Народной Республики являются:

1) развитие внутреннего и въездного туризма на территории Донецкой Народной Республики в целях повышения конкурентоспособности туристских услуг;

2) обеспечение комплексной и личной безопасности туристов;

3) получение доходов и повышение экономической эффективности деятельности лиц, оказывающих услуги в сфере туристской
деятельности;

4) разработка и реализация программ пребывания туристов на туристском (экскурсионном) маршруте;

5) организация условий для реализации традиционной сувенирной продукции.

  1. Эксплуатация объектов туристской индустрии и туристских (экскурсионных) маршрутов на территории Донецкой Народной Республики основывается на следующих принципах:

1) координация действий лиц, оказывающих услуги в сфере туристской деятельности, по предоставлению конкурентоспособных услуг на туристских (экскурсионных) маршрутах;

2) обеспечение природоохранных мероприятий;

3) создание инвестиционной привлекательности туристских (экскурсионных) маршрутов;

4) активное рекламное продвижение туристских
(экскурсионных) маршрутов в печатных и электронных средствах
массовой информации, на республиканских, российских и международных выставках;

5) развитие материальной базы туристской индустрии в Донецкой Народной Республике;

6) ознакомление туристов с рекреационными ресурсами
и историко-культурным наследием Донецкой Народной
Республики.

Глава 6. Сотрудничество в сфере туристской деятельности

Статья 19. Сотрудничество с субъектами Российской Федерации в сфере туристской деятельности

  1. Органы государственной власти Донецкой Народной Республики взаимодействуют с соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам развития туристской деятельности, разрабатывают и реализуют совместные программы развития туристской деятельности.
  2. В целях развития туристской деятельности могут заключаться соглашения с субъектами Российской Федерации о сотрудничестве в сфере туристской деятельности.

Статья 20. Осуществление международных связей в сфере туристской деятельности

Органы государственной власти Донецкой Народной Республики в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством Донецкой Народной Республики, осуществляют международные связи с органами государственной власти иных государств, а также заключают соглашения, направленные на развитие туристской деятельности.

Глава 7. Финансирование сферы туризма

Статья 21. Источники финансирования сферы туризма

Источниками финансирования сферы туризма в Донецкой Народной Республике могут быть средства федерального бюджета, бюджета Донецкой Народной Республики, местных бюджетов, кредиты банков и (или) иных кредитных организаций, государственные инвестиции, средства частных и иностранных инвесторов, а также иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

Глава 8. Заключительные положения

Статья 22. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

 

Глава

Донецкой Народной Республики                                                   Д.В. Пушилин

 

г. Донецк

01 августа 2025 года

№ 206-РЗ