Дата подписания | 30.12.2023 |
Дата опубликования | 12.01.2024 |
ПРАВИТЕЛЬСТВО
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 30 декабря 2023 г. № 118-Р1
Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики
Донецкой Народной Республики на 2024 год
В соответствии с пунктом 2 статьи 172, статьей 1842 Бюджетного кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 72, 73 Конституции Донецкой Народной Республики, пунктом 3 части 2 статьи 27, статьей 29, пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона Донецкой Народной Республики от 27 октября 2023 года № 17-РЗ «О бюджетном процессе в Донецкой Народной Республике», статьей 15 Закона Донецкой Народной Республики от 29 сентября 2023 года № 1-РЗ «О Правительстве Донецкой Народной Республики»:
- Утвердить Основные направления бюджетной и налоговой политики Донецкой Народной Республики на 2024 год (прилагаются).
- Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Врио Председателя Правительства Т.В. Переверзева
УТВНРЖДEНЫ
распоряжением Правительства
Донецкой Народной Республики
от 30 декабря 2023 г. № 118-Р1
Основные направления бюджетной и налоговой политики
Донецкой Народной Республики на 2024 год
1. Общие положения
Основные направления бюджетной и налоговой политики Донецкой Народной Республики на 2024 год (далее — бюджетная и налоговая политика) подготовлены в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Концепцией повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 — 2024 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2019 года № 117-р, Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 года № 2765-р, посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 февраля 2023 года, Законом Донецкой Народной Республики «О бюджетном процессе в Донецкой Народной Республике» от 27 октября 2023 года № 17-РЗ, с учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2022 года № 2377 «Об особенностях составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, проектов бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов, а также исполнения указанных бюджетов и формирования бюджетной отчетности на 2023-2025 годы», в целях определения основных подходов к формированию бюджета Донецкой Народной Республики на 2024 год (далее — бюджет Донецкой Народной Республики).
Бюджетная и налоговая политика Донецкой Народной Республики в период отрицательных геополитических и внешнеэкономических факторов направлена на поддержание устойчивости отраслей и секторов экономики с обеспечением возможности оперативного реагирования на изменения экономической ситуации.
Одной из ключевых задач бюджетной и налоговой политики Донецкой Народной Республики в сложившихся условиях должны стать проведение оценки имеющихся ресурсов, необходимых для выполнения принятых расходных обязательств, ориентация на структурные изменения в экономике, определение приоритетов импортозамещения, стимулирование инвестиционной и инновационной активности, эффективная система управления и профилактики долгосрочных бюджетных и финансовых рисков.
Долговая политика Донецкой Народной Республики будет направлена на обеспечение сбалансированности бюджета Донецкой Народной Республики с учетом текущих особенностей развития экономики Российской Федерации и Донецкой Народной Республики.
Повышение эффективности расходов бюджета Донецкой Народной Республики и выявление дополнительных доходных источников будут способствовать устойчивости и сбалансированности бюджета Донецкой Народной Республики, концентрации финансовых ресурсов на наиболее перспективных направлениях социально-экономического развития региона, выполнению социальных обязательств перед населением, повышению качества жизни и благосостояния граждан.
2. Основные направления бюджетной политики
Донецкой Народной Республики на 2024 год
Формирование бюджета Донецкой Народной Республики на 2024 финансовый год осуществляется в условиях рисков для бюджетной системы Российской Федерации и экономики в целом.
Проект бюджета Донецкой Народной Республики в 2024 году составляется и утверждается на один год.
2024 год характеризуется созданием на территории Донецкой Народной Республики местных бюджетов муниципальных образований, которые совместно с бюджетом Донецкой Народной Республики образуют консолидированный бюджет.
Проведение взвешенного анализа бюджетных расходов в процессе планирования будет способствовать достижению максимальной эффективности исполнения бюджета Донецкой Народной Республики.
Организована работа по дополнению и уточнению кодов бюджетной классификации в целях формирования бюджета Донецкой Народной Республики.
Развитие бюджетной системы Донецкой Народной Республики будет продолжено в рамках совершенствования существующих и внедрения новых инструментов повышения эффективности и качества управления государственными финансами, а также в части координации работы главных распорядителей бюджетных средств Донецкой Народной Республики по повышению эффективности расходования бюджетных средств.
Мерами, направленными на сохранение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Донецкой Народной Республики, снижение уровня дотационности региона, являются:
- обеспечение роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Донецкой Народной Республики, сокращение доли «теневой» экономики;
- финансирование приоритетных социально значимых направлений в регионе, перераспределение экономии бюджетных средств, образовавшейся при заключении контрактов;
- совершенствование системы обоснований бюджетных ассигнований Донецкой Народной Республики при формировании бюджета Донецкой Народной Республики;
- своевременное исполнение долговых обязательств;
- недопущение принятия расходных обязательств, которые не обеспечены источниками финансирования;
-недопущение образования просроченной кредиторской задолженности по принятым обязательствам, в первую очередь по заработной плате и социальным выплатам;
- расширение практики использования механизмов казначейского сопровождения в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
— проведение главными распорядителями бюджетных средств Донецкой Народной Республики систематического ведомственного контроля в отношении подведомственных им учреждений;
- повышение эффективности процедур проведения государственных закупок;
- повышение эффективности использования государственного имущества;
- финансовая дисциплина.
Одним из критериев оценки эффективности деятельности органов государственной власти Донецкой Народной Республики, государственных бюджетных и автономных учреждений Донецкой Народной Республики является качество оказания государственных услуг, обеспечение максимальной доступности получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в социальной сфере.
С начала 2024 года реализовывается переход на финансовое обеспечение деятельности бюджетных (автономных) учреждений путем предоставления из бюджета Донецкой Народной Республики и муниципальных бюджетов целевых субсидий. Переход на новый механизм финансового обеспечения деятельности бюджетных (автономных) учреждений на протяжении 2024 финансового года (с учетом отраслевых особенностей функционирования учреждений) позволит поэтапно урегулировать вопросы интеграции Донецкой Народной Республики в финансовую систему Российской Федерации в части функционирования указанных учреждений.
При планировании бюджетных расходов на 2024 год будет сохранена социальная направленность бюджета Донецкой Народной Республики.
Продолжается работа по формированию и развитию энергетической, транспортной и социальной инфраструктуры, минимизации потерь в коммунальных сетях, развитию системы очистных сооружений.
В связи с жесткой санкционной политикой в отношении Российской Федерации и сложной геополитической ситуацией возникают трудности в привлечении инвестиций для экономического развития Донецкой Народной Республики.
Новый инвестиционный ресурс в виде привлеченных из федерального бюджета инфраструктурных кредитов, бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета Донецкой Народной Республики, предоставляемых в целях опережающего финансового обеспечения расходных обязательств Донецкой Народной Республики, позволит расширить горизонт планирования.
Поддержка муниципальных образований Донецкой Народной Республики, расширение их доходной базы и обеспечение устойчивости и сбалансированности их бюджетов остаются приоритетом бюджетной политики Донецкой Народной Республики в сфере межбюджетных отношений.
В числе основных задач бюджетной политики Донецкой Народной Республики являются актуальность повышения качества и результативности контрольных мероприятий, осуществляемых главными распорядителями бюджетных средств Донецкой Народной Республики и органами государственного финансового контроля.
Дальнейшее внедрение передовых технологий в практику управления бюджетным процессом, формирование единого информационного пространства, объединяющего все этапы бюджетного процесса на региональном и муниципальном уровнях, совершенствование централизованной системы ведения бюджетного (бухгалтерского) учета являются приоритетом в организации бюджетного процесса Донецкой Народной Республики.
Эффективным функционированием государственной бюджетной системы на всех стадиях реализации бюджетного процесса является цифровизация бюджетного процесса, которая позволит расширить спектр возможностей финансового контроля, повысить его обоснованность, увеличить своевременность и рациональность операций, снизить трудоемкость деятельности органов бюджетного управления.
Создание единого цифрового пространства в Донецкой Народной Республике необходимо для включения в него следующих функциональных блоков: планирование бюджета, исполнение бюджета, контроль, бухгалтерский учет и отчетность, кадровый учет и расчет оплаты труда, осуществление закупок для государственных и муниципальных нужд.
Внедрение единого цифрового пространства обеспечит упрощение процедуры сбора и анализа информации, проверку обоснованности использования бюджетных средств на всех уровнях бюджетного процесса, сократит время на сбор и анализ информации, автоматизирует процесс контроля.
Предоставление Министерству финансов Донецкой Народной Республики полномочий на подключение пользователей — представителей органов власти к государственной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» обеспечивает цифровизацию процедур заключения соответствующих соглашений на предоставление межбюджетных трансфертов.
3. Основные направления налоговой политики
Донецкой Народной Республики на 2024 год
Основным приоритетом налоговой политики Донецкой Народной Республики на 2024 год (далее — налоговая политика Донецкой Народной Республики) является создание условий для дальнейшего экономического развития Донецкой Народной Республики, обеспечение роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Донецкой Народной Республики за счет повышения собираемости налогов, эффективного использования государственного и муниципального имущества, стимулирование инвестиционной активности субъектов, осуществляющих деятельность на территории Донецкой Народной Республики.
Основными направлениями налоговой политики Донецкой Народной Республики определены:
— мониторинг правоприменения законодательства Донецкой Народной Республики, регулирующего вопросы налогообложения, его дальнейшее совершенствование;
- реализация существующего комплекса мер, направленных на формирование благоприятного инвестиционного климата, предоставление мер государственной финансовой поддержки;
- создание благоприятных налоговых условий, способствующих развитию предпринимательской активности и легализации труда самозанятых граждан;
- обеспечение комфортных налоговых условий для отдельных категорий населения;
- проведение работы по сокращению объемов накопленной дебиторской задолженности по доходам консолидированного бюджета Донецкой Народной Республики;
-увеличение доходов бюджетов муниципальных образований Донецкой Народной Республики;
- обеспечение главными администраторами доходов исполнения бюджета Донецкой Народной Республики и местных бюджетов, а также контроль за полнотой и эффективностью принимаемых ими мер по взысканию просроченной дебиторской задолженности по платежам в бюджет;
- контроль за своевременным и полным перечислением в бюджет Донецкой Народной Республики налогов, сборов и других обязательных платежей;
- анализ поступлений в динамике к предыдущим отчетным периодам, выявление причин снижения поступлений;
- выявление налогоплательщиков, неправомерно декларирующих убытки, и проведение мероприятий по их минимизации;
- привлечение к государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, не состоящих на налоговом учете, а также осуществляющих деятельность без регистрации;
- установление фактов выплаты «теневой» заработной платы, неоформленных работников и привлечение работодателей к заключению трудовых договоров в целях дальнейшей легализации трудовых отношений;
- проведение работы с работодателями на предмет повышения заработной платы до уровня МРОТ, соблюдение среднеотраслевых показателей;
- осуществление систематического контроля за объемами добычи полезных ископаемых на территории Донецкой Народной Республики, проведение мероприятий по выявлению и пресечению незаконной (неучтенной) их добычи, увеличение поступлений по налогам и платежам за пользование природными ресурсами;
- проведение совместной работы исполнительных органов Донецкой Народной Республики, органов местного самоуправления муниципальных образований в Донецкой Народной Республике и территориальных органов федеральных органов государственной власти, направленной на повышение уровня собираемости налоговых и неналоговых доходов бюджета Донецкой Народной Республики, расширение налоговой базы путем ее легализации, по недопущению выплаты сотрудникам заработной платы ниже минимального размера оплаты труда, а также по легализации фактического привлечения наемных работников, обеспечение качества информационного обмена Управления Федеральной налоговой службы по Донецкой Народной Республике с Министерством финансов Донецкой Народной Республики и финансовыми органами муниципальных образований Донецкой Народной Республики;
- активизация работы с населением по легализации имущества, регистрации прав собственников на недвижимое имущество и транспортных средств в условиях продления Федеральным конституционным законом от 4 октября 2022 г. № 5-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта — Донецкой Народной Республики» сроков указанной регистрации до 1 января 2028 г. и 1 января 2026 г. соответственно;
— наполнение и актуализация налоговой базы сведениями об объектах движимого и недвижимого имущества и об их владельцах в рамках принятия законов Донецкой Народной Республики: Закон Донецкой Народной Республики «О налоге на имущество организаций» от 30.11.2023 № 27-РЗ, Закон Донецкой Народной Республики «О транспортном налоге» от 30.11.2023 № 28-РЗ, которые вступают в законную силу с 1 января 2024 года;
- информирование граждан о сроках уплаты имущественных налогов;
- проведение обучающих семинаров с налогоплательщиками по вопросам, связанным с налогообложением и изменением налогового законодательства.
Реализация вышеуказанных основных направлений налоговой политики в 2024 году будет способствовать росту налогового потенциала Донецкой Народной Республики и мобилизации дополнительных доходов в консолидированный бюджет Республики.