Дата публикации | 16:00 06.10.2023 |
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
ЗАКОН
ОБ ОБРАЗОВАНИИ
В ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Принят Постановлением Народного Совета 5 октября 2023 года
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона
- Настоящий Закон регулирует отношения в сфере образования
в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Донецкой Народной Республики. - Действие настоящего Закона распространяется на все организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории Донецкой Народной Республики, и иных участников отношений в сфере образования.
Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются понятия, установленные Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Статья 3. Организационная основа развития образования в Донецкой Народной Республике
- Организационной основой развития образования в Донецкой Народной Республике является государственная программа Донецкой Народной Республики в сфере образования, разрабатываемая в соответствии
с законодательством Донецкой Народной Республики на основе государственных программ Российской Федерации в сфере образования
с учетом социально-экономических, демографических, культурных, экологических и других особенностей Донецкой Народной Республики. - Государственная программа Донецкой Народной Республики в сфере образования утверждается Правительством Донецкой Народной Республики, определяет меры по функционированию и развитию системы образования
в Донецкой Народной Республике. - Развитие образования является одним из приоритетных направлений развития Донецкой Народной Республики.
- Развитие образования в Донецкой Народной Республике осуществляется по следующим основным направлениям:
1) организация предоставления дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования;
2) сохранение, поддержка и развитие государственных образовательных организаций, совершенствование управления системой образования в Донецкой Народной Республике;
3) обеспечение высокого профессионального уровня педагогических работников, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышения социальной значимости, престижа педагогического труда;
4) создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе традиционных российских социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование
у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде;
5) создание условий для организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе посредством организации инклюзивного образования;
6) создание условий для подготовки квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена в соответствии с потребностями общества и государства, а также в целях удовлетворения потребностей личности;
7) предоставление мер социальной поддержки обучающимся,
их родителям (законным представителям), педагогическим и иным работникам государственных образовательных организаций;
8) охрана здоровья обучающихся;
9) поддержка различных форм образования и самообразования;
10) выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности,
а также оказание содействия в получении такими лицами образования.
Глава 2. Система образования Донецкой Народной Республики
Статья 4. Структура системы образования Донецкой Народной Республики
- Система образования Донецкой Народной Республики является частью системы образования Российской Федерации и представляет собой совокупность:
1) преемственных образовательных программ различных вида, уровня
и (или) направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований;
2) организаций, осуществляющих образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
3) организаций, осуществляющих обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
4) исполнительного органа Донецкой Народной Республики, осуществляющего государственное управление в сфере образования,
и подведомственных ему учреждений;
5) объединений юридических лиц, работодателей и их объединений, общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере образования.
- В системе образования Донецкой Народной Республики действуют государственные образовательные организации Донецкой Народной Республики, федеральные государственные образовательные организации, частные организации, осуществляющие образовательную деятельность, расположенные на территории Донецкой Народной Республики, индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность с привлечением педагогических работников.
Статья 5. Организация воспитания обучающихся
- Воспитание обучающихся при освоении ими основных образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых такими организациями самостоятельно, если иное не установлено Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и настоящим Законом.
- Воспитание обучающихся при освоении ими основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, образовательных программ высшего образования (программ бакалавриата и программ специалитета)
в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
на территории Донецкой Народной Республики, осуществляется на основе включаемых в такие образовательные программы федеральной рабочей программы воспитания и федерального календарного плана воспитательной работы (при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования), рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых с учетом включенных в примерные образовательные программы, указанные в части 91 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», примерных рабочих программ воспитания и примерных календарных планов воспитательной работы. - Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы составляются в соответствии с федеральной рабочей программой воспитания и федеральным календарным планом воспитательной работы
в зависимости от уровня образования с учетом региональных и этнокультурных особенностей Донецкой Народной Республики. - В разработке рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы имеют право принимать участие указанные в части 6 статьи 26 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» советы обучающихся, советы родителей, представительные органы обучающихся (при их наличии).
- Организации, осуществляющие образовательную деятельность
по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, вправе наряду с мероприятиями, включенными в федеральный календарный план воспитательной работы, проводить иные мероприятия согласно федеральной рабочей программе воспитания. - Воспитательный процесс осуществляется в рамках образовательной деятельности, дополнительного образования и досуговой деятельности обучающихся, организуемых в образовательных организациях.
Статья 6. Методическая работа
- В целях координации действий образовательных организаций
в обеспечении качества и развития содержания образования в системе образования Донецкой Народной Республики исполнительным органом Донецкой Народной Республики, осуществляющим государственное управление в сфере образования, создаются учебно-методические объединения, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями, утвержденными этим органом. - В состав учебно-методических объединений на добровольных началах входят педагогические работники, научные работники и другие работники образовательных организаций и иных организаций, действующих в системе образования, в том числе представители работодателей.
- С учетом конкретных условий и специфики образовательных организаций возможны различные формы организации коллективной методической работы – предметные и цикловые методические объединения, проблемные семинары, конференции, творческие группы, школы передового опыта и другие формы.
- Педагогические работники образовательных организаций в Донецкой Народной Республике имеют право свободного выбора форм и содержания методической работы.
Статья 7. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования
- Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в Донецкой Народной Республике в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования.
- Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов и осуществляется в форме экспериментов.
- Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов
и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также
их объединениями. При реализации инновационного проекта, программы должны быть обеспечены соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, федеральными государственными требованиями. - В целях создания условий для реализации инновационных проектов
и программ, имеющих существенное значение для обеспечения развития системы образования в Донецкой Народной Республике, организации, указанные в части 3 настоящей статьи и реализующие указанные инновационные проекты и программы, признаются инновационными площадками Донецкой Народной Республики и составляют инновационную инфраструктуру в системе образования Донецкой Народной Республики. Порядок признания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных действующих в сфере образования организаций, а также их объединений инновационными площадками Донецкой Народной Республики устанавливается исполнительным органом Донецкой Народной Республики, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. - Исполнительный орган Донецкой Народной Республики, осуществляющий государственное управление в сфере образования, в рамках своих полномочий создает условия для реализации инновационных образовательных проектов, программ и внедрения их результатов в практику.
Статья 8. Информационная открытость. Мониторинг в системе образования Донецкой Народной Республики
- Исполнительные органы Донецкой Народной Республики
и организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории Донецкой Народной Республики, обеспечивают открытость и доступность информации о системе образования, в том числе посредством размещения информации на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». - Исполнительный орган Донецкой Народной Республики, осуществляющий государственное управление в сфере образования, обеспечивает осуществление мониторинга в системе образования Донецкой Народной Республики на уровне Донецкой Народной Республики.
- Результаты мониторинга в виде итогового (годового) отчета
о состоянии и перспективах развития образования в Донецкой Народной Республике ежегодно публикуются на официальном сайте исполнительного органа Донецкой Народной Республики, осуществляющего государственное управление в сфере образования, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Статья 9. Взаимодействие профессиональных образовательных организаций Донецкой Народной Республики с организациями, осуществляющими деятельность по профилю соответствующей образовательной программы
- Профессиональные образовательные организации Донецкой Народной Республики осуществляют взаимодействие с организациями, осуществляющими деятельность по профилю соответствующей образовательной программы.
- Основными направлениями взаимодействия профессиональных образовательных организаций Донецкой Народной Республики
с организациями, осуществляющими деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, являются:
1) содействие в трудоустройстве выпускников профессиональных образовательных организаций Донецкой Народной Республики;
2) участие в разработке образовательных программ среднего профессионального образования (программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и программ подготовки специалистов среднего звена);
3) привлечение в профессиональные образовательные организации Донецкой Народной Республики специалистов, имеющих опыт профессиональной деятельности в соответствующих сферах производства, для проведения практических и теоретических занятий, руководства курсовым
и дипломным проектированием, участия в государственной итоговой аттестации обучающихся профессиональных образовательных организаций Донецкой Народной Республики;
4) привлечение финансовых средств работодателей на развитие профессиональных образовательных организаций Донецкой Народной Республики;
5) модернизация материально-технической базы профессиональных образовательных организаций Донецкой Народной Республики на договорной основе в целях обеспечения процесса подготовки квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена.
Статья 10. Взаимодействие исполнительных органов Донецкой Народной Республики с федеральными государственными образовательными организациями, расположенными на территории Донецкой Народной Республики
- В целях обеспечения единства федерального и республиканского образовательного пространства исполнительные органы Донецкой Народной Республики осуществляют взаимодействие с федеральными государственными образовательными организациями, расположенными на территории Донецкой Народной Республики.
- Взаимодействие исполнительных органов Донецкой Народной Республики с федеральными государственными образовательными организациями, расположенными на территории Донецкой Народной Республики, включает в себя:
1) участие федеральных государственных образовательных организаций, расположенных на территории Донецкой Народной Республики,
в профориентационных мероприятиях, проводимых исполнительными органами Донецкой Народной Республики, в том числе в организации
и проведении профильного обучения в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Донецкой Народной Республики;
2) участие федеральных государственных образовательных организаций, расположенных на территории Донецкой Народной Республики,
в мероприятиях по трудоустройству выпускников после окончания федеральных государственных образовательных организаций на территории Донецкой Народной Республики;
3) участие федеральных государственных образовательных организаций, расположенных на территории Донецкой Народной Республики,
в воспитательных, спортивных, культурно-массовых и иных мероприятиях, проводимых на территории Донецкой Народной Республики исполнительными органами Донецкой Народной Республики;
4) взаимодействие исполнительных органов Донецкой Народной Республики с федеральными государственными образовательными организациями, расположенными на территории Донецкой Народной Республики, с целью подготовки квалифицированных специалистов
и выполнения научных исследовательских работ, востребованных в актуальных отраслях экономики Донецкой Народной Республики;
5) иные виды взаимодействия, необходимые для реализации исполнительными органами Донецкой Народной Республики и федеральными государственными образовательными организациями, расположенными
на территории Донецкой Народной Республики, возложенных на них функций.
Глава 3. Полномочия органов государственной власти Донецкой Народной Республики в сфере образования
Статья 11. Полномочия Правительства Донецкой Народной Республики в сфере образования
К полномочиям Правительства Донецкой Народной Республики в сфере образования относятся:
1) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего общего образования в государственных образовательных организациях Донецкой Народной Республики;
2) финансовое обеспечение получения дошкольного образования
в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий
и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, указанными
в пункте 9 настоящей статьи;
3) организация предоставления среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования;
4) организация предоставления дополнительного образования детей
в государственных образовательных организациях Донецкой Народной Республики;
5) организация предоставления дополнительного профессионального образования в государственных образовательных организациях Донецкой Народной Республики;
6) организация предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации;
7) предоставление субсидий из бюджета Донецкой Народной Республики на финансовое обеспечение выполнения государственного задания государственными образовательными организациями Донецкой Народной Республики в соответствии с нормативами, указанными в пункте 9 настоящей статьи;
8) определение порядка формирования государственного задания для государственных образовательных организаций Донецкой Народной Республики и порядка финансового обеспечения выполнения этого задания;
9) установление нормативов затрат на финансовое обеспечение реализации образовательных программ по каждому уровню образования;
10) установление нормативов и правил формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований бюджета Донецкой Народной Республики;
11) установление порядка организации и обеспечения бесплатным питанием обучающихся государственных образовательных организаций Донецкой Народной Республики;
12) формирование и утверждение государственного задания для государственных образовательных организаций Донецкой Народной Республики;
13) осуществление иных полномочий в соответствии с настоящим Законом, федеральным законодательством и законодательством Донецкой Народной Республики.
Статья 12. Полномочия исполнительного органа Донецкой Народной Республики, осуществляющего государственное управление в сфере образования
- К полномочиям исполнительного органа Донецкой Народной Республики, осуществляющего государственное управление в сфере образования, относятся:
1) принятие в пределах своей компетенции нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики в сфере образования;
2) разработка и реализация государственной программы Донецкой Народной Республики в сфере образования;
3) подготовка предложений по формированию бюджета Донецкой Народной Республики в части расходов на образование;
4) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях Донецкой Народной Республики;
5) организация учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление государственных образовательных организаций за конкретными территориями муниципальных образований в Донецкой Народной Республике;
6) участие в разработке федеральных основных общеобразовательных программ (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей);
7) создание, реорганизация, ликвидация и финансовое обеспечение государственных образовательных организаций Донецкой Народной Республики, организаций, осуществляющих по отношению к государственным образовательным организациям Донецкой Народной Республики, органам, осуществляющим управление в сфере образования, обслуживающие функции
и обеспечение их деятельности, а также осуществление функций и полномочий учредителя указанных организаций, в том числе:
а) образовательных организаций для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типов), порядок направления в которые и условия пребывания в которых несовершеннолетних граждан определяются Федеральным законом от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
б) организаций, осуществляющих образовательную деятельность
по адаптированным основным общеобразовательным программам для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
с задержкой психического развития, с различными формами умственной отсталости, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
в) образовательных организаций со специальными наименованиями «кадетская школа», «кадетский (морской кадетский) корпус» и «казачий кадетский корпус»;
г) образовательных организаций, имеющих право реализации основных
и дополнительных образовательных программ, не относящихся к типу таких образовательных организаций (нетиповые образовательные организации);
8) утверждение перечня особо ценного движимого имущества государственных образовательных организаций Донецкой Народной Республики;
9) установление порядка составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственных образовательных организаций Донецкой Народной Республики и об использовании закрепленного за ними государственного имущества;
10) установление порядка проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении Донецкой Народной Республики, включая критерии этой оценки, порядка создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений;
11) отнесение к малокомплектным образовательным организациям образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, исходя из удаленности этих образовательных организаций от иных образовательных организаций, транспортной доступности и (или) численности обучающихся;
12) создание учебно-методических объединений в системе образования Донецкой Народной Республики, осуществляющих свою деятельность
в соответствии с положениями, утвержденными исполнительным органом Донецкой Народной Республики, осуществляющим государственное управление в сфере образования;
13) утверждение порядка установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, контрольных цифр приема (в том числе порядок определения общего объема контрольных цифр приема) за счет бюджетных ассигнований бюджета Донецкой Народной Республики;
14) обеспечение предоставления родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в государственных дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования;
15) определение порядка регламентации и оформления отношений государственной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях;
16) создание необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов
и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения
и условий, в максимальной степени способствующих получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;
17) обеспечение прохождения профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования;
18) организация бесплатного предоставления обучающимся
с ограниченными возможностями здоровья, за исключением обучающихся
за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, специальных учебников и учебных пособий, иной учебной литературы, а также услуг сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков;
19) установление максимального размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в общежитии для обучающихся государственных образовательных организаций Донецкой Народной Республики, функции учредителя которых от имени Донецкой Народной Республики осуществляет исполнительный орган Донецкой Народной Республики, осуществляющий государственное управление в сфере образования;
20) организация участия обучающихся в олимпиадах и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсах, мероприятиях, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей
к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, и обеспечение финансирования затрат, связанных с их участием в указанных мероприятиях, в том числе организационных взносов;
21) организация и финансовое обеспечение отдыха обучающихся
до 17 лет включительно и их оздоровления, в том числе организация выезда обучающихся к местам отдыха и оздоровления;
22) финансовое обеспечение организации и проведения с участием обучающихся и работников сферы образования праздничных и культурно-массовых мероприятий республиканского значения, посвященных знаменательным событиям и памятным датам, установленным в Российской Федерации и Донецкой Народной Республике, а также профессиональных праздников, фестивалей, конкурсов, семинаров и иных мероприятий;
23) формирование аттестационных комиссий для проведения аттестации педагогических работников в целях установления квалификационной категории педагогических работников государственных организаций Донецкой Народной Республики, осуществляющих образовательную деятельность, педагогических работников частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных на территории Донецкой Народной Республики;
24) установление порядка и сроков проведения аттестации кандидатов
на должность руководителя и руководителя государственной образовательной организации Донецкой Народной Республики, учредителем которой является данный орган;
25) назначение и освобождение от должности руководителей государственных образовательных организаций Донецкой Народной Республики, учредителем которых является данный орган, в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, законодательством Донецкой Народной Республики и уставом образовательной организации;
26) информационно-методическое обеспечение в пределах своей компетенции образовательных организаций;
27) участие в проведении экспертизы учебников и разработанных
в комплекте с ними учебных пособий в целях обеспечения учета региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализации прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке для их включения в федеральный перечень учебников, допущенных
к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
28) участие в проведении отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий по родному языку из числа языков народов Российской Федерации и литературе народов России на родном языке, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
29) организация обеспечения государственных образовательных организаций Донецкой Народной Республики учебниками в соответствии
с федеральным перечнем учебников, допущенных к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ;
30) организация государственной поддержки граждан, обучающихся
и работающих в образовательных организациях системы образования Донецкой Народной Республики;
31) осуществление выплаты денежного поощрения лучшим учителям образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы;
32) обеспечение проведения государственной итоговой аттестации
по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на территории Донецкой Народной Республики;
33) установление порядка и форм проведения государственной итоговой аттестации для обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, изучавших родной язык из числа языков народов Российской Федерации и литературу народов России на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и выбравших экзамен
по родному языку из числа языков народов Российской Федерации
и литературе народов России на родном языке из числа языков народов Российской Федерации для прохождения государственной итоговой аттестации;
34) создание государственных экзаменационных комиссий
для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на территории Донецкой Народной Республики;
35) назначение председателей государственных экзаменационных комиссий для проведения государственной итоговой аттестации
по образовательным программам среднего профессионального образования;
36) осуществление аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении государственной итоговой аттестации
по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на территории Донецкой Народной Республики;
37) организация формирования и ведения в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами региональных информационных систем, предусмотренных законодательством Российской Федерации об образовании, в том числе региональной информационной системы доступности дошкольного образования;
38) внесение сведений, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации, в следующие информационные системы:
а) государственную информационную систему «Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам»;
б) государственную информационную систему государственного надзора в сфере образования;
в) федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах
об обучении»;
г) федеральную информационную систему «Федеральный реестр апостилей, проставленных на документах об образовании и (или)
о квалификации»;
39) осуществление просветительской деятельности в Донецкой Народной Республике в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
40) установление порядка определения платы для граждан и юридических лиц за выполнение сверх установленного государственного задания работ (оказание услуг), относящихся к основным видам деятельности государственной образовательной организации Донецкой Народной Республики, созданной в форме бюджетного учреждения, и предусмотренных ее учредительным документом;
41) создание центров психолого-педагогической, медицинской
и социальной помощи;
42) установление типовых требований к одежде обучающихся, осваивающих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования в государственных образовательных организациях Донецкой Народной Республики;
43) осуществление иных полномочий в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Донецкой Народной Республики.
- К полномочиям исполнительных органов Донецкой Народной Республики, осуществляющих функции и полномочия учредителей государственных образовательных организаций Донецкой Народной Республики, в пределах их компетенции относится осуществление полномочий, отнесенных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также настоящим Законом к полномочиям учредителей образовательных организаций.
Статья 13. Осуществление исполнительным органом Донецкой Народной Республики, осуществляющим государственное управление
в сфере образования, переданных Российской Федерацией полномочий
в сфере образования
Исполнительный орган Донецкой Народной Республики, осуществляющий государственное управление в сфере образования,
в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» осуществляет следующие полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
1) федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, зарегистрированных по месту нахождения (индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных по месту жительства) на территории Донецкой Народной Республики, за исключением организаций, указанных
в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2) лицензирование образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, зарегистрированных по месту нахождения (индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных
по месту жительства) на территории Донецкой Народной Республики,
за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
3) государственная аккредитация образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, зарегистрированных по месту нахождения (индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных по месту жительства) на территории Донецкой Народной Республики, за исключением организаций, указанных
в пункте 8 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
4) подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации.
Глава 4. Экономическое регулирование системы образования
в Донецкой Народной Республике
Статья 14. Экономическая политика Донецкой Народной Республики в сфере образования
- Основными принципами экономической политики Донецкой Народной Республики в сфере образования являются:
1) обеспечение мер социальной поддержки обучающихся и работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
2) финансовая поддержка наиболее одаренных обучающихся, лучших педагогических работников, образовательных организаций в форме премий, стипендий, грантов, целевого финансирования;
3) создание условий для реализации образовательными организациями права самостоятельного осуществления финансово-хозяйственной деятельности;
4) обеспечение целевого использования средств, выделяемых на нужды образования из соответствующих бюджетов;
5) создание условий для привлечения дополнительных средств
в образовательные организации.
- Экономическая политика Донецкой Народной Республики в сфере образования направлена на поддержку и развитие системы образования
в Донецкой Народной Республике, в том числе на финансовое обеспечение образовательных организаций в системе образования Донецкой Народной Республики, осуществляемое в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Донецкой Народной Республики.
Статья 15. Организация финансового обеспечения реализации образовательных программ
- Финансовое обеспечение реализации образовательных программ
в Донецкой Народной Республики осуществляется в соответствии
с бюджетным законодательством Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и настоящим Законом. - Субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания государственными образовательными организациями Донецкой Народной Республики, являющимися бюджетными и автономными учреждениями, рассчитываются на основе нормативных затрат на реализацию образовательных программ.
Объем финансового обеспечения реализации образовательных программ, в том числе основных общеобразовательных программ государственными дошкольными и общеобразовательными организациями Донецкой Народной Республики, рассчитывается на основе нормативов, устанавливаемых Правительством Донецкой Народной Республики с учетом общих требований
к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых, дополнительного профессионального образования для лиц, имеющих или получающих среднее профессиональное образование, профессионального обучения, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.
Объем финансового обеспечения реализации образовательной программы определяется по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду
и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, включая практическую подготовку обучающихся, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся.
- Нормативные затраты на реализацию образовательных программ включают в себя:
1) затраты на реализацию образовательных программ;
2) затраты на оплату труда педагогических работников;
3) расходы на содержание зданий, сооружений, на оплату коммунальных услуг (за исключением частных образовательных организаций).
- Для малокомплектных образовательных организаций
и образовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах и реализующих основные общеобразовательные программы, нормативные затраты на реализацию образовательных программ должны предусматривать в том числе затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся. - Расходы на обеспечение дополнительного профессионального образования педагогических работников, обеспечение безопасных условий обучения и воспитания, охрану здоровья обучающихся, а также иные предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» расходы на финансовое обеспечение деятельности государственных образовательных организаций Донецкой Народной Республики предусматриваются учредителями в форме субсидий на финансовое обеспечение реализации образовательных программ или в форме субсидий на иные цели в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Финансовое обеспечение затрат на реализацию образовательных программ среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований бюджета Донецкой Народной Республики осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами на основе контрольных цифр приема
на обучение, устанавливаемых государственным образовательным организациям Донецкой Народной Республики, иным организациям, осуществляющим образовательную деятельность на территории Донецкой Народной Республики, в порядке, утвержденном исполнительным органом Донецкой Народной Республики, осуществляющим государственное управление в сфере образования.
Статья 16. Оплата труда педагогических работников образовательных организаций в Донецкой Народной Республике
Размер и условия оплаты труда педагогических работников государственных образовательных организаций Донецкой Народной Республики устанавливаются Правительством Донецкой Народной Республики с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников государственных образовательных организаций за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу, определяемого
в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава 5. Дополнительные меры по реализации права на образование и социальные гарантии в Донецкой Народной Республике
Статья 17. Дополнительные меры по реализации в Донецкой Народной Республике прав граждан на образование
Государственные образовательные организации Донецкой Народной Республики могут осуществлять прием в классы с углубленным изучением отдельных учебных предметов или в классы профильного обучения для получения основного общего и среднего общего образования.
Организация индивидуального отбора при приеме либо переводе
в государственные образовательные организации Донецкой Народной Республики для получения основного общего и среднего общего образования
с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения осуществляется в случаях и в порядке, установленных исполнительным органом Донецкой Народной Республики, осуществляющим государственное управление в сфере образования.
Статья 18. Меры социальной поддержки обучающихся
- Меры социальной поддержки обучающихся определяются федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики, уставом образовательной организации.
- Обучающимся предоставляются следующие меры социальной поддержки и стимулирования:
1) полное государственное обеспечение, в том числе обеспечение одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем, в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики;
2) обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики;
3) обеспечение местами в интернатах, а также предоставление
в соответствии с федеральным законом и жилищным законодательством жилых помещений в общежитиях;
4) транспортное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и настоящим Законом;
5) получение стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
6) предоставление в установленном в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» порядке образовательного кредита;
7) иные меры социальной поддержки, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом
и нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики, локальными нормативными актами.
- Исполнительные органы Донецкой Народной Республики вправе устанавливать специальные денежные поощрения для лиц, проявивших выдающиеся способности, и иные меры стимулирования указанных лиц.
Статья 19. Организация питания обучающихся
- Право на бесплатное питание в государственных образовательных организациях Донецкой Народной Республики имеют:
1) обучающиеся, осваивающие образовательные программы начального общего образования;
2) обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие и не проживающие в государственных образовательных организациях Донецкой Народной Республики, в том числе обучение которых организовано образовательными организациями на дому;
3) обучающиеся из числа детей-инвалидов, не имеющих статуса детей
с ограниченными возможностями здоровья;
4) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся за счет средств бюджета Донецкой Народной Республики, нормы и порядок обеспечения питанием которых устанавливается нормативным правовым актом Правительства Донецкой Народной Республики;
5) обучающиеся до 18 лет включительно, осваивающие образовательные программы основного общего и среднего общего образования, дополнительные образовательные программы спортивной подготовки с одновременным проживанием в государственных образовательных организациях Донецкой Народной Республики;
6) обучающиеся из многодетных семей, осваивающие образовательные программы дошкольного, основного общего и среднего общего образования;
7) обучающиеся из малообеспеченных семей, осваивающие образовательные программы дошкольного, основного общего и среднего общего образования;
8) обучающиеся из числа детей погибших шахтеров, осваивающие образовательные программы дошкольного, основного общего и среднего общего образования;
9) обучающиеся из числа детей погибших (умерших) лиц, указанных в подпункте 23 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», осваивающие образовательные программы дошкольного, основного общего и среднего общего образования;
10) обучающиеся из числа детей участников специальной военной операции, осваивающие образовательные программы дошкольного, основного общего и среднего общего образования;
11) обучающиеся с туберкулезной интоксикацией (только в дошкольных образовательных организациях).
- Исполнительные органы Донецкой Народной Республики могут предоставлять бесплатное питание обучающимся, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Порядок отнесения обучающихся в образовательных организациях
к категории обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, для реализации ими права на предоставление бесплатного питания, а также порядок предоставления и рассмотрения заявлений и ходатайств о предоставлении бесплатного питания устанавливаются исполнительным органом Донецкой Народной Республики, осуществляющим государственное управление в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения.
- Обеспечение питанием обучающихся в государственных образовательных организациях Донецкой Народной Республики за счет средств бюджета Донецкой Народной Республики осуществляется в порядке, установленном Правительством Донецкой Народной Республики.
- Обучающиеся по образовательным программам начального общего образования в государственных образовательных организациях Донецкой Народной Республики обеспечиваются учредителями таких организаций
не менее одного раза в день бесплатным горячим питанием, предусматривающим наличие горячего блюда, не считая горячего напитка,
за счет средств бюджета Донецкой Народной Республики и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в соответствии со статьей 37 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья,
проживающие в государственных образовательных организациях Донецкой Народной Республики, находятся на полном государственном обеспечении
и обеспечиваются питанием по нормам и в порядке, которые установлены Правительством Донецкой Народной Республики.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья,
не проживающие в государственных образовательных организациях Донецкой Народной Республики, обеспечиваются учредителями таких организаций бесплатным двухразовым питанием за счет средств бюджета Донецкой Народной Республики и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
При обеспечении бесплатным двухразовым питанием обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья по образовательным программам начального общего образования, не проживающих в государственных образовательных организациях Донецкой Народной Республики, учитываются положения части 21 статьи 37 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Порядок обеспечения бесплатным двухразовым питанием обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья, обучение которых организовано государственными образовательными организациями Донецкой Народной Республики на дому, в том числе возможность замены бесплатного двухразового питания денежной компенсацией, устанавливается Правительством Донецкой Народной Республики.
Статья 20. Организация бесплатной перевозки обучающихся
- Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных образовательных организациях Донецкой Народной Республики, реализующих основные общеобразовательные программы, между населенными пунктами
в составе муниципального округа или городского округа в соответствии
с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций. - Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных образовательных организациях Донецкой Народной Республики, реализующих основные общеобразовательные программы, между муниципальными округами, между городскими округами, между муниципальным округом
и городским округом осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций в случае, если на территориях указанных муниципальных образований в Донецкой Народной Республике не обеспечена транспортная доступность соответствующих образовательных организаций по месту жительства обучающихся.
Статья 21. Пользование учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания
- Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы,
за счет средств бюджетных ассигнований бюджета Донецкой Народной Республики в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований, образовательных стандартов и самостоятельно устанавливаемых требований, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники
и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания. - Исполнительный орган Донецкой Народной Республики, осуществляющий государственное управление в сфере образования, за счет средств бюджетных ассигнований бюджета Донецкой Народной Республики организует обеспечение государственных образовательных организаций Донецкой Народной Республики, которые находятся в его ведении, учебниками и учебными пособиями, средствами обучения и воспитания.
В отношении иных государственных образовательных организаций Донецкой Народной Республики обеспечение учебниками и учебными пособиями, средствами обучения и воспитания осуществляется исполнительными органами Донецкой Народной Республики, осуществляющими функции и полномочия учредителей таких организаций.
Статья 22. Требования к одежде обучающихся
- Организации, осуществляющие образовательную деятельность
на территории Донецкой Народной Республики, вправе устанавливать требования к одежде обучающихся, в том числе требования к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды обучающихся, знакам отличия, и правила
ее ношения. Соответствующий локальный нормативный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность в Донецкой Народной Республике, принимается с учетом мнения совета обучающихся, совета родителей, а также представительного органа работников этой организации
и (или) обучающихся в ней (при его наличии). - Государственные организации Донецкой Народной Республики, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, устанавливают требования к одежде обучающихся в соответствии с типовыми требованиями, утвержденными исполнительным органом Донецкой Народной Республики, осуществляющим государственное управление в сфере образования.
- Обеспечение форменной одеждой и иным вещевым имуществом (обмундированием) обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджета Донецкой Народной Республики осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены исполнительным органом Донецкой Народной Республики, осуществляющим государственное управление в сфере образования.
Статья 23. Меры поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности
- В настоящем Законе к лицам, проявившим выдающиеся способности, относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте (в том числе относящиеся
к категории одаренных детей и талантливой молодежи). - Органы государственной власти Донецкой Народной Республики осуществляют мероприятия, направленные на выявление, развитие
и поддержку лиц, проявивших выдающиеся способности (в том числе одаренных детей и талантливой молодежи). - В целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, исполнительными органами Донецкой Народной Республики организуются и проводятся олимпиады и иные интеллектуальные и (или) творческие конкурсы, физкультурные и спортивные мероприятия, а также региональные этапы всероссийских и международных конкурсных мероприятий (далее также – конкурсы).
- Обучающиеся принимают участие в конкурсах на добровольной основе. Взимание платы за участие в региональных олимпиадах и иных конкурсах,
по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи, не допускается. - Порядок организации и проведения региональных конкурсов, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи, устанавливается Правительством Донецкой Народной Республики.
Координацию работы по организации и проведению региональных конкурсов, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи, обеспечивает исполнительный орган Донецкой Народной Республики, осуществляющий государственное управление в сфере образования.
- Формы поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности (в том числе одаренных детей, талантливой молодежи), определяются нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.
- В целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, а также лиц, добившихся успехов в учебной деятельности, научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности
и физкультурно-спортивной деятельности, в Донецкой Народной Республике создаются государственные образовательные организации Донецкой Народной Республики, имеющие право на реализацию основных и дополнительных образовательных программ, не относящихся к типу таких образовательных организаций, а также специализированные структурные подразделения образовательных организаций. Порядок комплектования указанных нетиповых образовательных организаций обучающимися устанавливается исполнительными органами Донецкой Народной Республики, осуществляющими функции учредителя таких организаций.
Статья 24. Охрана здоровья обучающихся
- Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров
и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории Донецкой Народной Республики, осуществляется такими организациями в соответствии со статьей 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Организация оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляется исполнительным органом Донецкой Народной Республики, осуществляющим государственное управление в сфере здравоохранения.
Оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся
в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, дополнительные образовательные программы спортивной подготовки и дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области искусств, осуществляется
в образовательной организации либо в случаях, установленных исполнительным органом Донецкой Народной Республики, осуществляющим государственное управление в сфере здравоохранения, в медицинской организации.
- В целях охраны здоровья обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории Донецкой Народной Республики, создаются условия для занятий физической культурой
и спортом в образовательных организациях, а также реализуется комплекс мер, направленных на профилактику и запрещение курения табака или потребления никотинсодержащей продукции, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ,
их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ. - Для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые
по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основаниями для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).
Статья 25. Организация получения образования обучающимися
с ограниченными возможностями здоровья
Организация обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории Донецкой Народной Республики, осуществляется
в соответствии с законодательством Российской Федерации
и законодательством Донецкой Народной Республики, а также локальными нормативными актами организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Донецкой Народной Республики.
Статья 26. Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в государственных образовательных организациях Донецкой Народной Республики
- Размер платы, взимаемой с родителей (законных представителей)
(далее – родительская плата) за присмотр и уход за детьми в государственных образовательных организациях Донецкой Народной Республики, реализующих образовательную программу дошкольного образования, не может быть выше ее максимального размера, установленного Правительством Донецкой Народной Республики для каждого муниципального образования в Донецкой Народной Республике в зависимости от условий присмотра и ухода за детьми.
Родительская плата не взимается за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися
в государственных образовательных организациях Донецкой Народной Республики, реализующих образовательные программы дошкольного образования.
- В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) предоставляется компенсация. Размер компенсации устанавливается нормативным правовым актом Правительства Донецкой Народной Республики и не должен быть менее 20 процентов среднего размера родительской платы
за присмотр и уход за детьми в государственных образовательных организациях, находящихся на территории Донецкой Народной Республики,
на первого ребенка, не менее 50 процентов размера такой платы на второго ребенка, не менее 70 процентов размера такой платы на третьего ребенка
и последующих детей. Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных образовательных организациях, находящихся
на территории Донецкой Народной Республики, устанавливается нормативным правовым актом Правительства Донецкой Народной Республики.
Право на получение компенсации, указанной в настоящей части, имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации.
Порядок обращения за компенсацией родительской платы за присмотр
и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в образовательных организациях Донецкой Народной Республики, и порядок ее выплаты устанавливаются Правительством Донецкой Народной Республики.
- Финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой компенсации, указанной в части 2 настоящей статьи, является расходным обязательством Донецкой Народной Республики.
Статья 27. Меры поддержки работников образовательных организаций
- Размер, условия и порядоквозмещения расходов, связанных
с предоставлением компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, проживающим
и работающим в сельских населенных пунктах, поселках городского типа Донецкой Народной Республики, определяются законодательством Донецкой Народной Республики и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджета Донецкой Народной Республики. - В целях развития творческого потенциала педагогических работников, поощрения талантливых работников образовательных организаций, лауреатов
и победителей педагогических профессиональных республиканских конкурсов Главой Донецкой Народной Республики могут устанавливаться премии. - Педагогическим работникам государственных образовательных организаций Донецкой Народной Республики – молодым специалистам производится ежемесячная выплата при условии занятия ими не менее одной ставки штатной должности работника, в том числе суммарно по основной должности и дополнительной работы, выполняемой путем совмещения должностей, профессий в одной образовательной организации, в порядке
и размере, устанавливаемых Правительством Донецкой Народной Республики. - В рамках настоящего Закона под молодым специалистом понимается педагогический работник государственной образовательной организации Донецкой Народной Республики в возрасте до 35 лет включительно в течение трех лет с даты:
1) начала трудовой деятельности в государственной образовательной организации Донецкой Народной Республики в год окончания им профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования;
2) окончания им профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования – для начавших трудовую деятельность в государственной образовательной организации Донецкой Народной Республики в период обучения в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования либо
до начала такого обучения;
3) начала трудовой деятельности в государственной образовательной организации Донецкой Народной Республики после прохождения службы
по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации или после прохождения альтернативной гражданской службы, после окончания отпуска (части отпуска) по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, если данные обстоятельства препятствовали началу трудовой деятельности
в государственной образовательной организации Донецкой Народной Республики в год окончания профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования, при условии, что работник приступил к трудовой деятельности в государственной образовательной организации Донецкой Народной Республики в течение трех месяцев по окончании вышеуказанных обстоятельств, препятствующих работе в государственной образовательной организации Донецкой Народной Республики.
- Статус молодого специалиста сохраняется при переходе на работу
в другую государственную образовательную организацию Донецкой Народной Республики при условии, что работник приступил к трудовой деятельности
в государственной образовательной организации Донецкой Народной Республики в течение трех месяцев с даты завершения трудовой деятельности
в предыдущей государственной образовательной организации Донецкой Народной Республики. - Установленный частью 4 настоящей статьи срок продлевается на период невозможности осуществлять трудовую деятельность
в государственной образовательной организации Донецкой Народной Республики по обстоятельствам, указанным в пункте 3 части 4 настоящей статьи
и препятствующим работе в государственной образовательной организации Донецкой Народной Республики, при условии возвращения к трудовой деятельности в государственной образовательной организации Донецкой Народной Республики в течение трех месяцев по окончании действия указанных обстоятельств. - Педагогическим работникам, привлекаемым по решению исполнительного органа Донецкой Народной Республики, осуществляющего государственное управление в сфере образования, в рабочее время
и освобожденным от основной работы, к проведению государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования (далее – государственная итоговая аттестация), предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. - Педагогическим работникам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации в рабочее время и освобожденным
от основной работы на период проведения государственной итоговой аттестации, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации. Размер и порядок выплаты компенсации устанавливаются Правительством Донецкой Народной Республики в пределах бюджетных ассигнований бюджета Донецкой Народной Республики, предусмотренных на проведение государственной итоговой аттестации. - За выдающиеся достижения (заслуги) и многолетний добросовестный труд (службу) в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, а также функций по оказанию государственных услуг
и управлению государственным имуществом в сфере ведения Министерства просвещения Российской Федерации работники системы образования
в Донецкой Народной Республике могут быть представлены к награждению в соответствии с действующим законодательством. - Меры поддержки, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов.
Статья 28. Обеспечение условий для выполнения педагогическими работниками образовательных организаций профессиональных обязанностей
- Донецкая Народная Республика гарантирует педагогическим работникам государственных образовательных организаций Донецкой Народной Республики, непосредственно участвующим в образовательном процессе:
1) повышение квалификации;
2) финансовую и организационно-техническую поддержку в реализации программ, направленных на развитие одаренных детей, других категорий детей, нуждающихся в социальной поддержке, и вовлечение детей в социально значимую деятельность;
3) предоставление академических прав и свобод, предусмотренных федеральным законодательством.
- Общее руководство реализацией дополнительных профессиональных программ для педагогических работников в системе образования Донецкой Народной Республики осуществляет уполномоченный Правительством Донецкой Народной Республики исполнительный орган Донецкой Народной Республики.
- Руководители государственных образовательных организаций Донецкой Народной Республики создают условия для повышения квалификации работников системы образования в Донецкой Народной Республике, предоставляя им право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз
в три года.
Глава 6. Заключительные положения
Статья 29. Заключительные и переходные положения
- Исполнительный орган Донецкой Народной Республики, осуществляющий государственное управление в сфере образования, готовит представления по установлению организациям, осуществляющим образовательную деятельность, расположенным на территории Донецкой Народной Республики, на 2024/25, 2025/26, 2026/27 учебные годы контрольных цифр приема на обучение по специальностям и направлениям подготовки
и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по имеющим государственную аккредитацию (временную государственную аккредитацию) образовательным программам высшего образования (за исключением специальностей и направлений подготовки
и (или) укрупненных групп специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования в области искусств), а также по группам научных специальностей и (или) научным специальностям для обучения по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. - Исполнительный орган Донецкой Народной Республики, осуществляющий государственное управление в сфере образования, готовит представления по установлению организациям, осуществляющим образовательную деятельность, расположенным на территории Донецкой Народной Республики, на 2024/25, 2025/26, 2026/27 учебные годы контрольных цифр приема на обучение по профессиям, специальностям и (или) укрупненным группам профессий, специальностей для обучения по имеющим государственную аккредитацию (временную государственную аккредитацию) образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
- До 1 января 2026 года органы государственной власти Донецкой Народной Республики имеют право на организацию предоставления
и финансовое обеспечение профессионального обучения по основным программам профессионального обучения. - До 1 января 2026 года родительская плата за присмотр и уход
за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в государственных образовательных организациях Донецкой Народной Республики, не взимается. - До 1 января 2026 года обучающиеся в возрасте до 23 лет включительно, осваивающие программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих, а также обучающиеся из семей вынужденных переселенцев, осваивающие образовательные программы дошкольного, основного общего и среднего общего образования, имеют право на бесплатное питание в государственных образовательных организациях Донецкой Народной Республики.
- Положения настоящего Закона распространяются на действующие на территории Донецкой Народной Республики муниципальные образовательные организации, созданные до дня вступления в силу настоящего Закона.
Статья 30. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава
Донецкой Народной Республики Д.В. Пушилин
г. Донецк
6 октября 2023 года
№ 12-РЗ