Дата публикации | 11:00 29.09.2023 |
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
ЗАКОН
О НАРОДНОМ СОВЕТЕ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Принят Постановлением Народного Совета 29 сентября 2023 года
Настоящий Закон определяет правовые основы организации и деятельности Народного Совета Донецкой Народной Республики (далее – Народный Совет).
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Статус Народного Совета
- Народный Совет является постоянно действующим представительным и единственным законодательным органом государственной власти Донецкой Народной Республики.
- Народный Совет обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.
- Народный Совет имеет свой печатный орган.
- Народный Совет самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.
Статья 2. Правовая и финансовая основы организации и деятельности Народного Совета
- Правовой основой организации и деятельности Народного Совета являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, Конституция Донецкой Народной Республики, настоящий Закон и иные законы Донецкой Народной Республики, нормативные правовые акты, принятые Народным Советом.
- Расходы на обеспечение деятельности Народного Совета предусматриваются в бюджете Донецкой Народной Республики отдельно от других расходов в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
Статья 3. Основные функции Народного Совета
Основными функциями Народного Совета являются:
1) законодательная, которая состоит в деятельности Народного Совета по подготовке, рассмотрению и принятию законов Донецкой Народной Республики, представлению отзывов на проекты федеральных законов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, предоставлению поправок к проектам федеральных законов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, принятых Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении, реализации права законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации;
2) представительная, которая заключается в представлении и защите интересов населения Донецкой Народной Республики при решении органами государственной власти Донецкой Народной Республики вопросов, затрагивающих такие интересы, в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе осуществление контроля за исполнением законов Донецкой Народной Республики в пределах своих полномочий, за исполнением бюджета Донецкой Народной Республики и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Донецкой Народной Республики, за соблюдением порядка управления и распоряжения собственностью Донецкой Народной Республики.
Статья 4. Принципы деятельности Народного Совета
Деятельность Народного Совета осуществляется в соответствии со следующими принципами:
1) обеспечение соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
2) верховенство Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;
3) государственная и территориальная целостность Российской Федерации;
4) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;
5) единство системы публичной власти;
6) согласованное функционирование и взаимодействие органов публичной власти на федеральном, региональном, муниципальном уровнях;
7) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;
8) разграничение предметов ведения и полномочий между уровнями публичной власти;
9) самостоятельное осуществление органами публичной власти своих полномочий;
10) гарантии финансового обеспечения исполнения полномочий, которыми наделяются органы публичной власти в результате разграничения полномочий;
11) обеспечение гласности в деятельности органов публичной власти, в том числе посредством предоставления доступа к информации о деятельности органов публичной власти.
Глава 2. Состав, порядок формирования и деятельности, полномочия Народного Совета
Статья 5. Состав и порядок формирования Народного Совета
- Народный Совет состоит из 90 депутатов Народного Совета Донецкой Народной Республики (далее – депутаты Народного Совета), избираемых гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Донецкой Народной Республики и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
- Народный Совет вправе осуществлять свои полномочия, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов Народного Совета.
- Срок полномочий депутатов Народного Совета одного созыва составляет пять лет.
- Выборы депутатов Народного Совета назначаются и проводятся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Конституцией Донецкой Народной Республики, законом Донецкой Народной Республики о выборах депутатов Народного Совета Донецкой Народной Республики.
Статья 6. Первое заседание Народного Совета
- Вновь избранный Народный Совет собирается на первое заседание не позднее чем на десятый день после своего избрания в правомочном составе. Глава Донецкой Народной Республики вправе созвать вновь избранный Народный Совет на первое заседание ранее установленного срока.
- Первое заседание Народного Совета нового созыва открывает старейший по возрасту депутат Народного Совета.
- Со дня начала работы Народного Совета нового созыва полномочия депутатов Народного Совета предыдущего созыва прекращаются.
Статья 7. Депутат Народного Совета Донецкой Народной Республики
- Депутаты Народного Совета осуществляют депутатскую деятельность на профессиональной (постоянной) основе или без отрыва от основной деятельности (на непостоянной основе).
Число депутатов Народного Совета, осуществляющих депутатскую деятельность на профессиональной (постоянной) основе, составляет не более одной трети от общего числа депутатов Народного Совета.
- Председатель Народного Совета Донецкой Народной Республики (далее – Председатель Народного Совета), его заместители, председатели комитетов Народного Совета осуществляют депутатскую деятельность на профессиональной (постоянной) основе.
- Депутат Народного Совета обязан участвовать в работе (в том числе присутствовать на заседаниях) комитета (комиссии), членом которого (которой) он является.
- Статус депутата Народного Совета определяется федеральными законами, Конституцией Донецкой Народной Республики, законами Донецкой Народной Республики.
Статья 8. Полномочия Народного Совета
- Полномочия Народного Совета устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Конституцией Донецкой Народной Республики, настоящим Законом и иными законами Донецкой Народной Республики.
- К ведению Народного Совета относится:
1) принятие Конституции Донецкой Народной Республики и поправок к ней;
2) принятие законов Донецкой Народной Республики, внесение в них изменений;
3) принятие постановлений Народного Совета и внесение в них изменений;
4) законодательное регулирование по предметам ведения Донецкой Народной Республики и предметам совместного ведения Российской Федерации и Донецкой Народной Республики в пределах полномочий Донецкой Народной Республики;
5) заслушивание ежегодного отчета Главы Донецкой Народной Республики или Председателя Правительства Донецкой Народной Республики о результатах деятельности Правительства Донецкой Народной Республики, в том числе по вопросам, поставленным Народным Советом;
6) установление административно-территориального устройства Донецкой Народной Республики и порядка его изменения;
7) рассмотрение вопросов об изменении границ Донецкой Народной Республики;
8) осуществление права законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации;
9) принятие решения о досрочном прекращении полномочий Главы Донецкой Народной Республики в случаях, предусмотренных федеральным законом и Конституцией Донецкой Народной Республики;
10) осуществление в качестве представительного органа Донецкой Народной Республики контроля за соблюдением и исполнением законов Донецкой Народной Республики, исполнением бюджета Донецкой Народной Республики, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Донецкой Народной Республики, соблюдением порядка управления и распоряжения собственностью Донецкой Народной Республики;
11) проведение по вопросам своего ведения парламентских слушаний;
12) заслушивание информации о деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, образованных на территории Донецкой Народной Республики;
13) назначение на должность и освобождение от должности отдельных должностных лиц Донецкой Народной Республики, если такой порядок предусмотрен Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и Конституцией Донецкой Народной Республики;
14) проведение консультаций на назначение на должность должностных лиц Донецкой Народной Республики, если проведение таких консультаций предусмотрено Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и Конституцией Донецкой Народной Республики;
15) оформление согласия на назначение на должность должностных лиц Донецкой Народной Республики, если дача такого согласия предусмотрена Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и Конституцией Донецкой Народной Республики;
16) избрание Главы Донецкой Народной Республики и назначение в соответствии с федеральным законом дня голосования по такому избранию;
17) назначение по предложению Главы Донецкой Народной Республики Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике;
18) назначение и освобождение от должности половины членов Избирательной комиссии Донецкой Народной Республики;
19) назначение референдума Донецкой Народной Республики;
20) принятие решения о недоверии (доверии) Главе Донецкой Народной Республики, решения о недоверии (доверии) Председателю Правительства Донецкой Народной Республики;
21) утверждение соглашения об изменении границ Донецкой Народной Республики;
22) одобрение проекта договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Донецкой Народной Республики;
23) утверждение одной трети состава Общественной палаты Донецкой Народной Республики по представлению зарегистрированных на территории Донецкой Народной Республики некоммерческих организаций, в том числе региональных общественных объединений;
24) образование Счетной палаты Донецкой Народной Республики для осуществления контроля за исполнением бюджета Донецкой Народной Республики;
25) принятие Регламента Народного Совета и решение вопросов внутреннего распорядка своей деятельности;
26) образование комитетов Народного Совета, а также комиссий Народного Совета, формирование которых предусмотрено законодательством Российской Федерации и законодательством Донецкой Народной Республики;
27) формирование Президиума Народного Совета Донецкой Народной Республики (далее – Президиум Народного Совета);
28) образование по представлению Председателя Народного Совета Аппарата Народного Совета Донецкой Народной Республики (далее – Аппарат);
29) назначение на должность и освобождение от должности по представлению Председателя Народного Совета Руководителя Аппарата Народного Совета Донецкой Народной Республики (далее – Руководитель Аппарата);
30) осуществление иных полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Донецкой Народной Республики и законами Донецкой Народной Республики.
Статья 9. Акты, принимаемые Народным Советом
- Народный Совет принимает Конституцию Донецкой Народной Республики, поправки к ней не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов Народного Совета.
- Народный Совет по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает законы и постановления.
Законы Донецкой Народной Республики принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов Народного Совета, если иное не предусмотрено федеральным законом или Конституцией Донецкой Народной Республики.
Постановления Народного Совета принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов Народного Совета, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Проекты законов Донецкой Народной Республики, внесенные в Народный Совет Главой Донецкой Народной Республики, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.
Глава Донецкой Народной Республики вправе обратиться в Народный Совет с предложением о внесении изменений в постановления Народного Совета либо об их отмене.
- Народный Совет принимает заявления и обращения Народного Совета, которые принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов Народного Совета.
- Порядок принятия Народным Советом Конституции Донецкой Народной Республики и поправок к ней определяется федеральным законом и Конституцией Донецкой Народной Республики.
Порядок принятия Народным Советом законов Донецкой Народной Республики и постановлений Народного Совета определяется Конституцией Донецкой Народной Республики, законом Донецкой Народной Республики, Регламентом Народного Совета.
Порядок обнародования (официального опубликования) и вступления в силу законов Донецкой Народной Республики и постановлений Народного Совета определяется законом Донецкой Народной Республики.
- Проекты законов Донецкой Народной Республики об установлении, о введении в действие (прекращении действия) налогов и сборов, об определении налоговых ставок (ставок сборов), порядка и сроков уплаты налогов и сборов, установлении (отмене) налоговых льгот (льгот по сборам) и (или) оснований и порядка их применения, другие проекты законов Донецкой Народной Республики, предусматривающие расходы, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств бюджета Донецкой Народной Республики, рассматриваются Народным Советом по представлению Главы Донецкой Народной Республики либо при наличии его заключения. Данное заключение представляется в Народный Совет не позднее одного месяца со дня поступления законопроекта Главе Донецкой Народной Республики.
Статья 10. Вопросы, по которым принимаются законы Донецкой Народной Республики и постановления Народного Совета
- Законом Донецкой Народной Республики:
1) утверждаются бюджет Донецкой Народной Республики и отчет о его исполнении;
2) устанавливается порядок проведения выборов в Народный Совет, порядок избрания Главы Донецкой Народной Республики депутатами Народного Совета;
3) устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории Донецкой Народной Республики в пределах полномочий, определенных федеральным законом;
4) устанавливается порядок назначения и проведения референдума Донецкой Народной Республики;
5) утверждается порядок осуществления стратегического планирования в Донецкой Народной Республике;
6) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах устанавливаются, вводятся в действие (прекращают действие) налоги и сборы, определяются налоговые ставки (ставки сборов), порядок и сроки уплаты налогов и сборов, устанавливаются (отменяются) налоговые льготы (льготы по сборам) и (или) основания и порядок их применения;
7) утверждаются бюджет территориального государственного внебюджетного фонда Донецкой Народной Республики и отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда Донецкой Народной Республики;
8) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью Донецкой Народной Республики, в том числе акциями (долями участия, паями) Донецкой Народной Республики в уставных (складочных) капиталах организаций;
9) утверждаются заключение и расторжение договоров Донецкой Народной Республики;
10) устанавливается административно-территориальное деление Донецкой Народной Республики и порядок его изменения;
11) в пределах полномочий, определенных федеральным законом, могут наделяться отдельными государственными полномочиями Донецкой Народной Республики органы местного самоуправления, образованные на территории Донецкой Народной Республики;
12) устанавливаются состав, порядок формирования и деятельности Счетной палаты Донецкой Народной Республики;
13) устанавливается статус депутата Народного Совета;
14) устанавливается порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей;
15) регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Донецкой Народной Республики и законами Донецкой Народной Республики к ведению и полномочиям Донецкой Народной Республики.
- Постановлением Народного Совета:
1) принимается Регламент Народного Совета и решаются вопросы внутреннего распорядка его деятельности;
2) назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица Донецкой Народной Республики, назначение на должность и освобождение от должности которых относится к ведению Народного Совета;
3) оформляется согласие на назначение на должность должностных лиц Донецкой Народной Республики, если дача такого согласия относится к ведению Народного Совета;
4) назначаются выборы депутатов Народного Совета;
5) назначается референдум Донецкой Народной Республики;
6) оформляется решение об избрании Председателя Народного Совета, его заместителей и освобождении их от должностей;
7) оформляется решение об образовании комитетов Народного Совета, избрании их составов, избрании председателей комитетов Народного Совета и их заместителей, освобождении от должности председателей комитетов Народного Совета и их заместителей;
8) оформляется решение об образовании комиссий Народного Совета, избрании их составов, избрании председателей комиссий Народного Совета и их заместителей, освобождении от должности председателей комиссий Народного Совета и их заместителей;
9) оформляется решение об утверждении положения о комитетах и комиссиях Народного Совета;
10) оформляется решение о формировании Президиума Народного Совета;
11) оформляются иные решения по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Донецкой Народной Республики и законами Донецкой Народной Республики к ведению Народного Совета.
Статья 11. Досрочное прекращение полномочий Народного Совета
- Полномочия Народного Совета прекращаются досрочно в случаях:
1) принятия Народным Советом в порядке, предусмотренном Конституцией Донецкой Народной Республики или законом Донецкой Народной Республики, решения о досрочном прекращении полномочий Народного Совета;
2) роспуска Народного Совета Главой Донецкой Народной Республики по основаниям, предусмотренным частями 2 и 3 статьи 69 Конституции Донецкой Народной Республики;
3) вступления в силу решения Верховного Суда Донецкой Народной Республики о неправомочности данного состава депутатов Народного Совета, в том числе в связи со сложением депутатами Народного Совета своих полномочий;
4) роспуска Народного Совета Президентом Российской Федерации по основаниям, предусмотренным федеральным законом.
- В случае принятия решения о досрочном прекращении полномочий Народного Совета назначаются внеочередные выборы в Народный Совет в соответствии с федеральным законом и законом Донецкой Народной Республики. Указанные выборы проводятся в сроки, предусмотренные федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Глава 3. Организационная основа деятельности Народного Совета
Статья 12. Формы работы Народного Совета
- Основной формой работы Народного Совета являются сессии, в том числе внеочередные, на которых решаются вопросы, отнесенные к ведению Народного Совета.
- В период сессий проводятся заседания (в том числе внеочередные) Народного Совета, Президиума Народного Совета, комитетов Народного Совета, комиссий Народного Совета и рабочих групп, ведется работа в депутатских фракциях, иных депутатских объединениях.
- По вопросам своего ведения Народный Совет вправе проводить парламентские слушания.
- Период между сессиями является парламентскими каникулами и, как правило, должен быть использован депутатами Народного Совета, осуществляющими свои полномочия на профессиональной (постоянной) основе, в качестве ежегодного очередного отпуска.
- Заседания Народного Совета являются открытыми, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, Конституцией Донецкой Народной Республики, законом Донецкой Народной Республики или Регламентом Народного Совета.
- Заседание Народного Совета не может считаться правомочным, если на нем присутствуют менее пятидесяти процентов от установленного числа депутатов Народного Совета. Правомочные заседания Народного Совета проводятся не реже одного раза в три месяца.
- Порядок деятельности Народного Совета, его органов и должностных лиц определяется Конституцией Донецкой Народной Республики, настоящим Законом, Регламентом Народного Совета, иными нормативными правовыми актами Народного Совета.
Статья 13. Должностные лица и органы Народного Совета
- В соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республики для обеспечения своих полномочий Народным Советом избираются должностные лица Народного Совета и образуются органы Народного Совета.
- К должностным лицам Народного Совета относятся Председатель Народного Совета, первый заместитель Председателя Народного Совета, заместители Председателя Народного Совета, председатели комитетов Народного Совета, их заместители, руководители иных органов Народного Совета и их заместители, избираемые из числа депутатов Народного Совета.
- К органам Народного Совета относятся Президиум Народного Совета, комитеты Народного Совета, комиссии Народного Совета и иные органы, образуемые Народным Советом.
Статья 14. Председатель Народного Совета
- Народный Совет возглавляет Председатель Народного Совета.
- Председатель Народного Совета избирается из состава Народного Совета большинством голосов от установленного числа депутатов Народного Совета на срок полномочий данного созыва Народного Совета.
- Председатель Народного Совета:
1) возглавляет Народный Совет и Президиум Народного Совета, председательствует на их заседаниях;
2) ведает вопросами внутреннего распорядка Народного Совета в соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республики и полномочиями, предоставленными ему настоящим Законом, Регламентом Народного Совета;
3) координирует деятельность органов Народного Совета;
4) организует работу Президиума Народного Совета;
5) вносит предложения в повестку дня заседаний Народного Совета и Президиума Народного Совета по вопросам, отнесенным к его компетенции;
6) предлагает кандидатуры на должности первого заместителя Председателя Народного Совета, заместителей Председателя Народного Совета, председателей комитетов и комиссий Народного Совета, другие должности, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством Донецкой Народной Республики, вносит представления об освобождении их от должностей;
7) распределяет обязанности между заместителями Председателя Народного Совета;
8) осуществляет общее руководство подготовкой вопросов, подлежащих рассмотрению Народным Советом;
9) представляет Народный Совет во взаимоотношениях с Главой Донецкой Народной Республики, Правительством Донецкой Народной Республики, другими органами государственной власти Донецкой Народной Республики, другими государственными органами Донецкой Народной Республики, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, другими организациями и должностными лицами, а также с парламентами других государств;
10) подписывает заключаемые от имени Народного Совета межрегиональные соглашения в соответствии с законом Донецкой Народной Республики;
11) подписывает постановления Народного Совета;
12) направляет Главе Донецкой Народной Республики законы Донецкой Народной Республики, принятые Народным Советом, для подписания и обнародования;
13) рассматривает служебные документы, поступившие в Народный Совет, подписывает резолюции к ним;
14) осуществляет общее руководство деятельностью Аппарата;
15) утверждает штатное расписание Аппарата, его структуру и численность;
16) представляет Народному Совету предложения по образованию Аппарата;
17) представляет Народному Совету кандидатуру на должность Руководителя Аппарата и вносит представление в Народный Совет об освобождении Руководителя Аппарата от должности;
18) по представлению Руководителя Аппарата назначает на должность и освобождает от должности первых заместителей (первого заместителя), заместителей Руководителя Аппарата и иных работников Аппарата в соответствии с положением об Аппарате;
19) вносит в Народный Совет кандидатуру на должность председателя Счетной палаты Донецкой Народной Республики;
20) созывает внеочередное заседание или внеочередную сессию Народного Совета;
21) издает распоряжения и дает поручения по вопросам, отнесенным к его компетенции;
22) выдает доверенности на представление интересов Народного Совета в судах и иных органах, организациях;
23) образует постоянно действующие консультативные органы при Председателе Народного Совета путем издания соответствующих распоряжений;
24) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией Донецкой Народной Республики и законами Донецкой Народной Республики.
- Председатель Народного Совета подотчетен Народному Совету.
- Полномочия Председателя Народного Совета прекращаются досрочно в предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» случаях досрочного прекращения полномочий депутата законодательного органа субъекта Российской Федерации.
- Полномочия Председателя Народного Совета также могут быть досрочно прекращены:
1) по собственному желанию;
2) по требованию не менее одной трети от установленного числа депутатов Народного Совета;
3) в случае ненадлежащего исполнения им своих обязанностей, что подтверждается конкретными и достоверными фактами, установленными решением комитета по вопросам регламента.
- Решение о досрочном прекращении полномочий Председателя Народного Совета принимается большинством голосов от установленного числа депутатов Народного Совета.
- Порядок избрания Председателя Народного Совета и досрочного прекращения полномочий Председателя Народного Совета определяется Регламентом Народного Совета.
Статья 15. Заместители Председателя Народного Совета
- Первый заместитель Председателя Народного Совета и заместители Председателя Народного Совета (далее также – заместители Председателя Народного Совета) избираются из состава депутатов Народного Совета по представлению Председателя Народного Совета на срок полномочий данного созыва Народного Совета.
- Заместители Председателя Народного Совета:
1) координируют работу комитетов Народного Совета по предварительному рассмотрению проектов законов Донецкой Народной Республики и иных нормативных правовых актов Народного Совета, работу иных органов Народного Совета согласно распределению обязанностей между ними;
2) осуществляют по поручению Председателя Народного Совета иные полномочия, связанные с деятельностью Народного Совета.
- Распоряжение о распределении обязанностей между заместителями Председателя Народного Совета издается Председателем Народного Совета.
- В пределах своих должностных обязанностей заместители Председателя Народного Совета вправе давать поручения председателям комитетов, комиссий Народного Совета.
- Первый заместитель Председателя Народного Совета замещает Председателя Народного Совета в случае его отсутствия.
Заместитель Председателя Народного Совета замещает Председателя Народного Совета в его отсутствие и в отсутствие первого заместителя Председателя Народного Совета.
- Полномочия заместителей Председателя Народного Совета прекращаются досрочно в предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» случаях досрочного прекращения полномочий депутата законодательного органа субъекта Российской Федерации.
- Полномочия первого заместителя, заместителя Председателя Народного Совета также могут быть досрочно прекращены:
1) по собственному желанию;
2) по требованию не менее одной трети депутатов Народного Совета от установленного числа депутатов Народного Совета или Председателя Народного Совета;
3) в случае ненадлежащего исполнения им своих обязанностей, что подтверждается конкретными и достоверными фактами, установленными решением комитета по вопросам регламента.
- Решение о досрочном прекращении полномочий заместителя Председателя Народного Совета принимается большинством голосов от установленного числа депутатов Народного Совета.
- Порядок избрания и досрочного прекращения полномочий заместителей Председателя Народного Совета определяется Регламентом Народного Совета.
- Заместители Председателя Народного Совета подотчетны Народному Совету.
Статья 16. Президиум Народного Совета
- Президиум Народного Совета – постоянно действующий орган Народного Совета, подотчетный ему в своей деятельности.
Президиум Народного Совета формируется Народным Советом для подготовки сессий и заседаний Народного Совета, координации работы комитетов Народного Совета, комиссий Народного Совета, иных органов Народного Совета, оказания содействия депутатам Народного Совета в исполнении ими своих обязанностей.
Президиум Народного Совета предварительно рассматривает вопросы, вносимые на заседания Народного Совета, рассматривает организационные вопросы деятельности Народного Совета, а также осуществляет иные полномочия и поручения, определяемые Народным Советом.
- В состав Президиума Народного Совета входят Председатель Народного Совета, первый заместитель Председателя Народного Совета, председатель комитета по вопросам регламента, руководители депутатских фракций в Народном Совете.
Состав Президиума формируется Народным Советом.
В отсутствие руководителей депутатских фракций или председателя комитета по вопросам регламента по их поручению в заседании Президиума Народного Совета принимают участие их заместители с правом решающего голоса.
Решение о формировании Президиума Народного Совета оформляется постановлением Народного Совета.
- Порядок деятельности Президиума Народного Совета определяется Конституцией Донецкой Народной Республики, законами Донецкой Народной Республики, Регламентом Народного Совета.
- Президиум Народного Совета вправе запрашивать документы и сведения, необходимые для подготовки вопросов, подлежащих рассмотрению на заседаниях Президиума Народного Совета, а также приглашать на свои заседания должностных лиц исполнительных органов Донецкой Народной Республики, учреждений и организаций в порядке, предусмотренном Регламентом Народного Совета.
Исполнительные органы Донецкой Народной Республики, учреждения и организации, их должностные лица обязаны в течение пятнадцати дней со дня поступления запроса предоставить запрашиваемые Президиумом Народного Совета документы или сведения или письменно уведомить о причинах, по которым запрашиваемые документы или сведения не могут быть предоставлены.
- Президиум Народного Совета рассматривает вопросы:
1) созыва сессий Народного Совета и организации их подготовки;
2) формирования проекта плана законопроектных работ Народного Совета на соответствующий период, утверждения такого плана и внесения в него изменений;
3) формирования проекта повестки дня заседания Народного Совета, а также предварительного рассмотрения проектов законов Донецкой Народной Республики и проектов иных актов Народного Совета, предлагаемых для включения в проект повестки дня;
4) координации деятельности комитетов Народного Совета, комиссий Народного Совета по разработке и подготовке к рассмотрению на заседании Народного Совета проектов законов Донецкой Народной Республики и проектов иных актов Народного Совета, а также по исполнению постановлений и решений Народного Совета;
5) о проведении общественного обсуждения проектов законов Донецкой Народной Республики и других вопросов в пределах компетенции Народного Совета;
6) о проведении парламентских слушаний;
7) о реализации права законодательной инициативы Народного Совета в Федеральном Собрании Российской Федерации;
8) иные вопросы, отнесенные законами Донецкой Народной Республики и Регламентом Народного Совета к его ведению.
- Президиум Народного Совета принимает решения, которые оформляются постановлениями Президиума Народного Совета, за исключением решений по организационным вопросам, которые оформляются в виде выписки из протокола заседания Президиума Народного Совета.
- Решение Президиума Народного Совета принимается открытым голосованием и считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего состава Президиума Народного Совета.
Статья 17. Комитеты Народного Совета
- Комитеты Народного Совета – постоянно действующие органы Народного Совета, образуемые и избираемые Народным Советом из числа депутатов Народного Совета для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов по основным направлениям деятельности Народного Совета, подотчетные и подконтрольные Народному Совету.
- Порядок образования и деятельности комитетов Народного Совета, формирования их состава, полномочия комитетов Народного Совета определяются нормативными правовыми актами Народного Совета.
- В течение срока полномочий Народный Совет вправе образовывать новые комитеты Народного Совета, упразднять, реорганизовывать ранее образованные, вносить изменения в составы комитетов Народного Совета.
- Председатель Народного Совета, заместители Председателя Народного Совета не могут быть избраны в состав комитетов Народного Совета.
- Комитет Народного Совета возглавляет председатель комитета.
- Комитеты Народного Совета вправе запрашивать документы и сведения, необходимые для подготовки вопросов, относящихся к их ведению, а также приглашать на свои заседания должностных лиц исполнительных органов Донецкой Народной Республики, учреждений и организаций.
Исполнительные органы Донецкой Народной Республики, учреждения и организации, их должностные лица обязаны в течение пятнадцати дней со дня поступления запроса предоставить запрашиваемые комитетом Народного Совета документы или сведения или письменно уведомить о причинах, по которым запрашиваемые документы или сведения не могут быть предоставлены.
- Комитеты Народного Совета в случае необходимости вправе образовывать рабочие группы по разработке проектов законов Донецкой Народной Республики с привлечением представителей органов государственной власти Донецкой Народной Республики, других государственных органов Донецкой Народной Республики, а также экспертов, специализирующихся на правоотношениях, которые предполагается урегулировать принятием разрабатываемых проектов законов Донецкой Народной Республики.
Статья 18. Комиссии Народного Совета
- Народный Совет по определенным направлениям своей деятельности может образовывать из числа депутатов Народного Совета комиссии Народного Совета.
Комиссии Народного Совета являются органами Народного Совета и подотчетны ему.
- Комиссии Народного Совета могут образовываться на срок полномочий Народного Совета текущего созыва Народного Совета или для решения конкретной задачи – на определенный срок, не превышающий срок полномочий Народного Совета данного созыва.
Народный Совет может принять решение о досрочном прекращении деятельности комиссии Народного Совета.
- Комиссии Народного Совета вправе привлекать к своей работе представителей министерств, иных исполнительных органов Донецкой Народной Республики, органов местного самоуправления, ученых, экспертов, специалистов.
- Порядок образования и деятельности комиссий Народного Совета определяется нормативными правовыми актами Народного Совета.
Статья 19. Депутатские фракции и другие депутатские объединения в Народном Совете
Депутаты Народного Совета объединяются в депутатские фракции или другие депутатские объединения в порядке, установленном законом Донецкой Народной Республики о статусе депутата Народного Совета Донецкой Народной Республики и Регламентом Народного Совета.
Статья 20. Сенатор Российской Федерации – представитель от Народного Совета
- Кандидатом для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации – представителя от Народного Совета может быть депутат Народного Совета, отвечающий требованиям, предусмотренным Федеральным законом от 22 декабря 2020 года № 439-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».
- Кандидатуры для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации – представителя от Народного Совета вносятся на рассмотрение Народного Совета Председателем Народного Совета, депутатской фракцией или группой депутатов численностью не менее одной пятой от установленного числа депутатов Народного Совета.
- Рассмотрение Народным Советом кандидатуры (кандидатур) для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации – представителя от Народного Совета осуществляется в соответствии с Регламентом Народного Совета.
Статья 21. Обеспечение деятельности Народного Совета
- Организационное, правовое, информационное, материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности Народного Совета, его органов и депутатов Народного Совета осуществляется Аппаратом.
- Аппарат является государственным органом Донецкой Народной Республики.
- Аппарат осуществляет свою деятельность на основании положения о нем, утверждаемого Народным Советом.
- Возглавляет Аппарат и осуществляет непосредственное руководство его деятельностью Руководитель Аппарата.
Народный Совет по представлению Председателя Народного Совета назначает на должность и освобождает от должности Руководителя Аппарата.
- Для обеспечения исполнения функций Аппарата, а также полномочий лиц, замещающих государственные должности Донецкой Народной Республики в Народном Совете, в Аппарате учреждаются должности государственной гражданской службы Донецкой Народной Республики, включенные в Реестр должностей государственной гражданской службы Донецкой Народной Республики. Правовое положение государственных гражданских служащих, осуществляющих профессиональную служебную деятельность в Аппарате, регламентируется законодательством о государственной гражданской службе.
- Труд работников Аппарата, занимающих должности, не относящиеся к должностям государственной гражданской службы, регламентируется трудовым законодательством.
- Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Аппарата осуществляется в пределах расходов, предусматриваемых отдельной строкой в законе Донецкой Народной Республики о бюджете Донецкой Народной Республики на очередной финансовый год и плановый период.
Глава 4. Контрольная деятельность Народного Совета
Статья 22. Основные направления и формы осуществления Народным Советом контрольной деятельности
- Народный Совет самостоятельно или через создаваемые им органы осуществляет контроль:
1) за соблюдением и исполнением законов Донецкой Народной Республики;
2) за исполнением бюджета Донецкой Народной Республики;
3) за исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Донецкой Народной Республики;
4) за исполнением плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Донецкой Народной Республики;
5) за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения собственностью Донецкой Народной Республики.
- Народный Совет и его органы могут осуществлять контрольную деятельность по иным направлениям своей деятельности в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законодательством и законами Донецкой Народной Республики.
- Контрольная деятельность осуществляется Народным Советом в следующих основных формах:
1) заслушивание (рассмотрение) и утверждение отчетов;
2) заслушивание (рассмотрение) докладов;
3) направление депутатских запросов;
4) рассмотрение информации об исполнении законов Донецкой Народной Республики;
5) утверждение поручений Счетной палаты Донецкой Народной Республики о проведении проверок или осуществлении иных мер в рамках полномочий Счетной палаты Донецкой Народной Республики.
Статья 23. Заслушивание (рассмотрение) и утверждение отчетов
- Народный Совет заслушивает (рассматривает) и утверждает следующие отчеты:
1) о результатах деятельности комитетов и комиссий Народного Совета;
2) об исполнении бюджета Донецкой Народной Республики за соответствующий год;
3) об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда Донецкой Народной Республики;
4) ежегодный отчет о ходе исполнения плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Донецкой Народной Республики;
5) о деятельности Счетной палаты Донецкой Народной Республики за прошедший год.
- Народный Совет заслушивает ежегодный отчет о результатах деятельности Правительства Донецкой Народной Республики.
- Отчеты об исполнении бюджета Донецкой Народной Республики за соответствующий год, об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда Донецкой Народной Республики утверждаются законами Донецкой Народной Республики.
- По результатам рассмотрения и обсуждения иных отчетов принимается постановление Народного Совета, которое направляется в орган или должностному лицу, представившим соответствующий отчет в Народный Совет.
Иные отчеты могут утверждаться законами в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Донецкой Народной Республики.
Статья 24. Заслушивание (рассмотрение) докладов
- Народный Совет заслушивает (рассматривает) следующие доклады:
1) сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Донецкой Народной Республики;
2) ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике о своей деятельности, а также по отдельным вопросам нарушения прав и свобод человека и гражданина;
3) ежегодный доклад Уполномоченного по правам ребенка в Донецкой Народной Республике о результатах своей деятельности, содержащий в том числе оценку соблюдения прав и законных интересов детей на территории Донецкой Народной Республики, а также предложения о совершенствовании их правового положения;
4) ежегодный доклад Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Донецкой Народной Республике о результатах своей деятельности, а также по вопросам соблюдения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.
- По результатам заслушивания (рассмотрения) и обсуждения докладов принимается постановление Народного Совета.
Статья 25. Рассмотрение информации об исполнении законов Донецкой Народной Республики
Рассмотрение информации об исполнении законов Донецкой Народной Республики осуществляется Народным Советом и его органами в порядке, определяемом Регламентом Народного Совета и иными нормативными правовыми актами Народного Совета.
Глава 5. Основы взаимодействия Народного Совета с иными органами, входящими в единую систему публичной власти в Донецкой Народной Республике, иными органами и организациями
Статья 26. Принципы осуществления взаимодействия с органами, входящими в единую систему публичной власти в Донецкой Народной Республике
В целях создания условий для обеспечения устойчивого и комплексного социально-экономического развития в пределах территории Донецкой Народной Республики Народный Совет осуществляет взаимодействие с органами, входящими в единую систему публичной власти в Донецкой Народной Республике, на принципах разделения властей, разграничения и самостоятельного осуществления полномочий, законности и гласности, социальной ответственности.
Статья 27. Формы и стороны взаимодействия
- Народный Совет в пределах своих полномочий осуществляет взаимодействие с Главой Донецкой Народной Республики, Правительством Донецкой Народной Республики, федеральными органами государственной власти, а также государственными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, иными органами.
- Народный Совет вправе обратиться к Главе Донецкой Народной Республики или в Правительство Донецкой Народной Республики с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в акты, принимаемые ими, либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные акты в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
- Народный Совет в установленном порядке привлекает представителей исполнительных органов Донецкой Народной Республики для участия в разработке и рассмотрении проектов законов Донецкой Народной Республики в комитетах Народного Совета, в обсуждении вопросов, входящих в компетенцию Народного Совета, на его заседаниях и парламентских слушаниях.
- Депутаты Народного Совета и работники Аппарата по поручению Народного Совета или Председателя Народного Совета вправе присутствовать на заседаниях Правительства Донецкой Народной Республики и других исполнительных органов Донецкой Народной Республики.
- Народный Совет направляет Главе Донецкой Народной Республики планы законопроектной работы и проекты законов Донецкой Народной Республики.
- Нормативные правовые акты Главы Донецкой Народной Республики, нормативные правовые акты Правительства Донецкой Народной Республики, нормативные правовые акты иных исполнительных органов Донецкой Народной Республики направляются в Народный Совет в течение семи дней со дня их принятия.
- Глава Донецкой Народной Республики, Председатель Правительства Донецкой Народной Республики, члены Правительства Донецкой Народной Республики, представители иных исполнительных органов Донецкой Народной Республики вправе присутствовать на заседаниях Народного Совета и образуемых им органов.
- В Народном Совете в период сессий может проводиться «правительственный час» для ответов членов Правительства Донецкой Народной Республики, должностных лиц иных исполнительных органов Донецкой Народной Республики на вопросы депутатов Народного Совета.
Порядок и периодичность проведения «правительственного часа» устанавливаются Регламентом Народного Совета.
- По приглашению Народного Совета руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти выступает на заседаниях Народного Совета с информацией о деятельности территориального органа федерального органа исполнительной власти в Донецкой Народной Республике и отвечает на вопросы депутатов Народного Совета с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне в порядке, определенном Регламентом Народного Совета. Приглашение на заседание Народного Совета с указанием интересующих депутатов Народного Совета вопросов направляется руководителю территориального органа федерального органа исполнительной власти не позднее чем за пять дней до дня проведения заседания.
В случае невозможности присутствия на заседании Народного Совета руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти не позднее чем за один день до дня проведения заседания уведомляет об этом Народный Совет с указанием причины отсутствия и указанием должностного лица, которое может прибыть на заседание и ответить на поставленные вопросы. В этом случае Народный Совет согласовывает выступление на заседании указанного должностного лица либо согласовывает с руководителем территориального органа федерального органа исполнительной власти возможность его выступления на другом заседании Народного Совета.
- По приглашению Народного Совета руководители исполнительных органов Донецкой Народной Республики, должностные лица местного самоуправления выступают на заседаниях Народного Совета и отвечают на вопросы депутатов Народного Совета с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне в порядке, определенном Регламентом Народного Совета.
- Народный Совет осуществляет взаимодействие в иных формах, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством Донецкой Народной Республики, а также на основании заключаемых соглашений о сотрудничестве.
Статья 28. Участие Народного Совета в межпарламентских ассоциациях и иных объединениях
- Председатель Народного Совета, его заместители, председатели комитетов Народного Совета, комиссий Народного Совета, иных органов Народного Совета, депутаты Народного Совета участвуют в мероприятиях по взаимодействию с парламентами зарубежных стран, палатами Федерального Собрания Российской Федерации, законодательными органами субъектов Российской Федерации.
- Расходы по участию Народного Совета в межпарламентских ассоциациях и иных объединениях производятся за счет средств, предусмотренных в бюджете Донецкой Народной Республики на обеспечение деятельности Народного Совета.
- Народный Совет осуществляет межпарламентское взаимодействие также путем заключения межрегиональных соглашений с законодательными органами субъектов Российской Федерации в соответствии с законом Донецкой Народной Республики.
Глава 6. Заключительные положения
Статья 29. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 20 сентября 2023 года.
Глава
Донецкой Народной Республики Д.В. Пушилин
г. Донецк
29 сентября 2023 года
№ 2-РЗ