Дата публикации 11:30 27.09.2022

 

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

ЗАКОН

О МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ

Принят Постановлением Народного Совета 20 сентября 2022 года

 

 

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между субъектами, осуществляющими деятельность в сфере молодежной политики, при формировании и реализации молодежной политики, определяет цели, принципы, основные направления и формы реализации молодежной политики в Донецкой Народной Республике.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

  • инфраструктура молодежной политики – система государственных, муниципальных организаций, иных юридических лиц независимо от организационно-правовых форм, физических лиц – предпринимателей и общественных объединений, обеспечивающих возможность оказания услуг и проведения мероприятий, направленных на улучшение социально-экономического положения и развитие молодежи, молодых семей, молодежных общественных объединений;
  • молодая семья – лица, состоящие в заключенном в установленном законом порядке браке, в том числе воспитывающие ребенка (детей), либо лицо, являющееся единственным родителем (усыновителем) ребенка (детей), в возрасте до 35 лет включительно (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6 настоящего Закона);
  • молодежная политика – комплекс мер нормативного правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового, научного и иного характера, реализуемых на основе взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления при участии институтов гражданского общества, юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и физических лиц, в том числе физических лиц – предпринимателей, и направленных на создание условий для развития молодежи, ее самореализации в различных сферах жизнедеятельности, на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодых граждан в целях достижения устойчивого социально-экономического развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности Донецкой Народной Республики;
  • молодежное общественное объединение – добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное в установленном законом порядке молодыми гражданами, объединившимися на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения;
  • молодежный совещательно-консультативный орган – коллегиальный орган, в состав которого входят представители молодежи, созданный органами государственной власти или органами местного самоуправления для возможного участия молодежи в реализации молодежной политики;
  • молодежь, молодые граждане – социально-демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6 настоящего Закона), постоянно проживающих на территории Донецкой Народной Республики;
  • молодежь, находящаяся в трудной жизненной ситуации – молодые граждане, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно, в том числе инвалиды, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, катастроф, стихийных бедствий; беженцы, вынужденные переселенцы; лица, освобожденные из учреждений уголовно-исправительной системы; лица из малоимущих семей; малоимущие одиноко проживающие граждане; лица, не имеющие места жительства; иные категории молодежи, предусмотренные законодательством Донецкой Народной Республики;
  • молодой специалист – гражданин в возрасте до 35 лет включительно (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6 настоящего Закона), завершивший обучение по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессионального обучения, впервые устраивающийся на работу в соответствии с полученной квалификацией;
  • самореализация молодежи – применение молодыми гражданами имеющихся у них способностей и приобретенных ими знаний, умений, навыков, компетенций и опыта в целях удовлетворения их потребностей в профессиональном, социальном и личном развитии;
  • специалист по работе с молодежью – гражданин, имеющий соответствующую профессиональную квалификацию, осуществляющий трудовую деятельность в инфраструктуре молодежной политики;
  • субъекты, осуществляющие деятельность в сфере молодежной политики – молодежь, молодые семьи, молодежные общественные объединения, органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, в том числе объединения юридических лиц, работодателей, профессиональные союзы и их объединения, институты гражданского общества, редакции средств массовой информации, а также физические лица, в том числе физические лица – предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере молодежной политики;
  • талантливая молодежь – молодые граждане, обладающие неординарными, выдающимися способностями в сфере науки, культуры, литературы, искусства, спорта, иных сферах, признанные победителями республиканских и международных конкурсов, государственных, республиканских олимпиад.

 

 

Статья 3. Правовая основа регулирования отношений в сфере молодежной политики

Правовую основу регулирования отношений в сфере молодежной политики составляют Конституция Донецкой Народной Республики, настоящий Закон, международные договоры Донецкой Народной Республики, а также иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере реализации прав молодежи.

Статья 4. Цели молодежной политики

Целями молодежной политики являются:

  • защита прав и законных интересов молодежи;
  • обеспечение равных условий для духовного, культурного, интеллектуального, психического, профессионального, социального и физического развития и самореализации молодежи;
  • создание условий для участия молодежи в политической, социально-экономической, научной, спортивной и культурной жизни общества;
  • повышение уровня межнационального и межконфессионального согласия в молодежной среде;
  • формирование системы нравственных и смысловых ориентиров, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, проявлениям ксенофобии, коррупции, дискриминации по признакам социальной, религиозной, расовой, языковой, национальной принадлежности и другим негативным социальным явлениям;
  • формирование культуры семейных отношений и поддержка молодых семей, способствующие улучшению демографической ситуации.

Статья 5. Принципы молодежной политики

Принципами молодежной политики являются:

  • сочетание интересов личности, общества и государства, обеспечение сбалансированности интересов и прав молодежи, молодых семей, молодежных общественных объединений и интересов и прав иных граждан, общественных объединений и организаций;
  • взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность в сфере молодежной политики;
  • комплексный, научный и стратегический подходы при формировании и реализации молодежной политики;
  • открытость и равный доступ молодежи, молодых семей, молодежных общественных объединений к соответствующим мерам государственной поддержки;
  • приоритетность государственной поддержки граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к категории граждан, имеющих право на получение социальной помощи, молодых семей;
  • обязательность участия молодежи, молодых семей, молодежных общественных объединений в формировании и реализации молодежной политики.

Статья 6. Основные направления реализации молодежной политики

  1. Основными направлениями реализации молодежной политики являются:
  • воспитание гражданственности, патриотизма, преемственности традиций, уважения к историческим, национальным и иным традициям народов;
  • обеспечение межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия в молодежной среде, профилактика и предупреждение проявлений экстремизма в деятельности молодежных общественных объединений;
  • поддержка молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, инвалидов из числа молодых граждан, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • поддержка инициатив молодежи;
  • содействие общественной деятельности, направленной на поддержку молодежи;
  • организация досуга, отдыха, оздоровления молодежи, формирование условий для занятий физической культурой, спортом, содействие здоровому образу жизни молодежи;
  • предоставление социальных услуг молодежи;
  • содействие решению жилищных проблем молодежи, молодых семей;
  • поддержка молодых семей;
  • содействие образованию молодежи, научной, научно-технической деятельности молодежи;
  • организация подготовки специалистов по работе с молодежью;
  • выявление, сопровождение и поддержка талантливой молодежи;
  • развитие института наставничества;
  • обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи, содействие трудоустройству молодых граждан, в том числе посредством студенческих трудовых отрядов, профессиональному развитию молодых специалистов;
  • поддержка и содействие предпринимательской деятельности молодежи;
  • поддержка деятельности молодежных общественных объединений;
  • содействие участию молодежи в добровольческой (волонтерской) деятельности;
  • содействие международному сотрудничеству в сфере молодежной политики;
  • предупреждение правонарушений и антиобщественных действий молодежи;
  • поддержка деятельности по созданию и распространению в средствах массовой информации, в том числе в сети Интернет, произведений науки, искусства, литературы и других произведений, направленных на
    укрепление гражданской идентичности и духовно-нравственных ценностей молодежи;
  • проведение научно-аналитических исследований по вопросам молодежной политики.
    1. Реализация основных направлений молодежной политики, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики с учетом социальных потребностей молодежи, в том числе в рамках республиканских программ, предусматривающих мероприятия по поддержке молодежи, молодых семей и молодежных общественных объединений, с использованием инфраструктуры молодежной политики.
    2. Настоящим Законом, другими законами, указами Главы Донецкой Народной Республики, постановлениями Правительства Донецкой Народной Республики при реализации молодежной политики, в том числе при установлении мер поддержки отдельным категориям молодых граждан, молодых семей, молодых специалистов, может устанавливаться иной максимальный возраст, чем предусмотрено пунктами 2, 4, 6, 8 и 11 статьи 2 настоящего Закона, но не менее 35 лет включительно.
    3. Молодой семье меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством Донецкой Народной Республики, оказываются вне зависимости от оказания мер государственной поддержки молодым гражданам – членам указанной молодой семьи.
    4. Государственная поддержка молодежных общественных объединений осуществляется в соответствии законом, регулирующим правоотношения в сфере государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений.

 

 

Статья 7. Участие молодежи в реализации молодежной политики

Молодежь участвует в реализации молодежной политики, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий, позволяющих обеспечить возможность дистанционного участия, в следующих формах:

  • участие в деятельности молодежных совещательно-консультативных органов и иных органов, созданных при органах государственной
    власти и органах местного самоуправления, а также при международных организациях;
  • организация и проведение республиканских молодежных и международных молодежных форумов, иных форумов, а также
    других мероприятий в сфере молодежной политики, участие в таких мероприятиях;
  • проведение научно-аналитических исследований по вопросам молодежной политики;
  • подготовка и реализация молодежных инициатив, создание молодежных общественных объединений, формирование органов молодежного самоуправления при профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования в порядке, предусмотренном законодательством Донецкой Народной Республики и их учредительными документами.

Статья 8. Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих молодежную политику

  1. К полномочиям Правительства Донецкой Народной Республики в сфере реализации молодежной политики относятся:

1) утверждение отраслевых республиканских программ, содержащих мероприятия по работе с молодежью;

2) иные полномочия в соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республики, настоящим Законом, иными законами и указами Главы Донецкой Народной Республики.

  1. К полномочиям республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере молодежной политики, относятся:

1) формирование и реализация молодежной политики;

2) разработка республиканских программ;

3) разработка и утверждение нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики в сфере молодежной политики в пределах своих полномочий;

4) проведение социологических исследований, организация и осуществление мониторинга реализации молодежной политики
на республиканском уровне, организация подготовки и
дополнительного профессионального образования специалистов по работе с молодежью;

5) координация деятельности по реализации основных направлений молодежной политики;

6) иные полномочия, установленные настоящим Законом, иными законами, нормативными правовыми актами Главы Донецкой Народной Республики, Правительства Донецкой Народной Республики.

  1. Полномочия иных органов государственной власти, осуществляющих молодежную политику, определяются в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
  2. Органы местного самоуправления участвуют в реализации молодежной политики в соответствии с полномочиями, установленными законом.

Статья 9. Информационное обеспечение реализации молодежной политики

  1. Органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации, осуществляющие деятельность в сфере молодежной политики, обеспечивают открытость и доступность информации о реализации молодежной политики.
  2. Информация о реализации молодежной политики включает в себя данные официального статистического учета, касающиеся реализации молодежной политики, данные мониторинга реализации молодежной политики и иные данные, получаемые при осуществлении своих функций органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, осуществляющими деятельность в сфере
    молодежной политики. Информационное обеспечение реализации молодежной политики осуществляется в том числе посредством государственной автоматизированной информационной системы (далее – информационная система).
  3. Информационная система содержит следующую информацию:

1) сведения об органах государственной власти и организациях, осуществляющих деятельность в сфере молодежной политики;

2) сведения об информационных ресурсах, используемых для обеспечения открытости и доступности информации о реализации молодежной политики;

3) сведения о мероприятиях и программах в сфере молодежной политики, об их реализации;

4) сведения о мерах государственной поддержки в сфере молодежной политики, об их реализации;

5) иные сведения, определяемые Правительством Донецкой Народной Республики.

  1. Поставщиками информации в информационную систему являются субъекты, осуществляющие деятельность в сфере молодежной политики, указанные в части 2 настоящей статьи.
  2. Посредством информационной системы могут обеспечиваться в том числе:

1) информирование субъектов, осуществляющих деятельность в сфере молодежной политики, о мерах государственной поддержки, мероприятиях и программах в сфере молодежной политики, об органах государственной
власти и организациях, осуществляющих деятельность в сфере молодежной политики;

2) реализация мероприятий и программ в сфере молодежной политики, а также реализация мер государственной поддержки;

3) сбор, обработка и анализ информации о молодежной политике и положении молодежи в целях совершенствования молодежной политики.

  1. Оператором информационной системы является республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере молодежной политики.
  2. Правительство Донецкой Народной Республики устанавливает порядок функционирования информационной системы, в том числе:

1) требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования информационной системой;

2) порядок представления поставщиками информации сведений, включаемых в информационную систему;

3) условия и порядок предоставления доступа к информации, содержащейся в информационной системе, в том числе порядок обеспечения доступа к открытой и общедоступной информации с использованием сети Интернет.

Статья 10. Мониторинг реализации молодежной политики

  1. Мониторинг реализации молодежной политики представляет собой систематическую, комплексную и плановую деятельность по сбору, обобщению, анализу и оценке информации о положении молодежи, молодых семей и молодежных общественных объединений, об обеспечении межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия в молодежной среде, о предотвращении формирования экстремистских молодежных объединений и иных проявлений идеологии экстремизма, национализма в целях подготовки доклада о положении молодежи в Донецкой Народной Республике.
  2. Доклад о положении молодежи в Донецкой Народной Республике доводится до сведения органов государственной власти, органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность в сфере молодежной политики, и подлежит размещению на официальном сайте республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере молодежной политики.
  3. Организация мониторинга реализации молодежной политики осуществляется:

1) на республиканском уровне – республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере молодежной политики;

2) на муниципальном уровне – органами местного самоуправления.

  1. Порядок осуществления мониторинга реализации молодежной политики и подготовки доклада о положении молодежи в Донецкой Народной Республике, а также перечни обязательной информации, подлежащей мониторингу и включению в доклад о положении молодежи, утверждаются Правительством Донецкой Народной Республики.

Статья 11. Молодежные совещательно-консультативные органы

  1. Молодежные совещательно-консультативные органы могут принимать участие в реализации молодежной политики.
  2. Молодежные совещательно-консультативные органы могут разрабатывать предложения по:

1) направлению социально-экономического развития Донецкой Народной Республики, муниципальных образований;

2) основным направлениям реализации молодежной политики;

3) иным вопросам реализации молодежной политики.

  1. Молодежные совещательно-консультативные органы имеют право участвовать в обсуждении проектов нормативных правовых актов по вопросам реализации молодежной политики.
  2. Порядок образования и деятельности молодежных совещательно-консультативных органов определяется органами государственной власти или органами местного самоуправления, при которых они создаются.

Статья 12. Международное сотрудничество в сфере молодежной политики

  1. Международное сотрудничество в сфере молодежной политики осуществляется в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
  2. Донецкая Народная Республика содействует развитию международного сотрудничества в сфере молодежной политики.
  3. Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления осуществляют взаимодействие в сфере молодежной политики с международными организациями, иностранными государственными органами в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики, в следующих формах:

1) разработка и реализация программ и проектов в сфере молодежной политики;

2) поддержание международных связей и содействие обеспечению представительства интересов молодых граждан Донецкой Народной Республики в международных и межгосударственных организациях по вопросам международного сотрудничества, международных молодежных обменов;

3) обмен опытом в сфере молодежной политики;

4) иные формы, предусмотренные законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 13. Порядок вступления в силу настоящего Закона

  1. Настоящий Закон вступает в силу в день, следующий за днем его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки введения в действие.
  2. Положения пункта 7 статьи 2 настоящего Закона в части признания граждан лицами из малоимущих семей и малоимущими одиноко проживающими гражданами вводятся в действие со дня вступления в силу закона, регулирующего отношения в сфере государственной социальной помощи.
  3. Пункт 17 части 1 статьи 6 настоящего Закона вступает в силу со дня вступления в силу закона, регулирующего отношения в сфере добровольчества (волонтерства).
  4. Часть 5 статьи 6 настоящего Закона вступает в силу со дня вступления в силу закона, регулирующего правоотношения в сфере государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений.

Статья 14. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом

  1. Правительству Донецкой Народной Республики в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона:

1) привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом; принять нормативные правовые акты, предусмотренные настоящим Законом;

2) обеспечить приведение нормативных правовых актов республиканских и иных органов исполнительной власти в соответствие с настоящим Законом; обеспечить принятие республиканскими и иными органами исполнительной власти нормативных правовых актов, предусмотренных настоящим Законом.

  1. До приведения законов и иных нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом они применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.

Статья 15. Заключительные положения

Правительством Донецкой Народной Республики устанавливаются порядок и сроки ввода в эксплуатацию информационной системы, предусмотренной статьей 9 настоящего Закона. До ввода в эксплуатацию указанной информационной системы обеспечение открытости и доступности информации о реализации молодежной политики осуществляется в порядке, установленном Правительством Донецкой Народной Республики.

 

 

Статья 16. Переходные положения

  1. До формирования органов местного самоуправления и вступления в силу закона, регулирующего вопросы их организации, функции органов местного самоуправления, предусмотренные настоящим Законом, могут осуществляться местными администрациями в пределах, определенных Главой Донецкой Народной Республики.
  2. До вступления в силу закона, регулирующего вопросы организации органов местного самоуправления, муниципальными образованиями в понимании настоящего Закона являются село, поселок, район в городе, город, район.
  3. До вступления в силу закона, регулирующего вопросы приобретения и лишения гражданства Донецкой Народной Республики, гражданами Донецкой Народной Республики в понимании настоящего Закона являются лица, имеющие право на получение паспорта гражданина Донецкой Народной Республики в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
  4. До вступления в силу закона, регулирующего отношения в сфере государственной социальной помощи, под трудной жизненной ситуацией в понимании настоящего Закона подразумевается обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно.

 

Глава

Донецкой Народной Республики                                             Д.В. Пушилин

г. Донецк

27 сентября 2022 года

№ 415-IIНС