Дата публикации | 14:30 20.09.2022 |
ЗАКОН
О РЕФЕРЕНДУМЕ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПО ВОПРОСУ О ВХОЖДЕНИИ В СОСТАВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРАВАХ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Принят Постановлением Народного Совета 20 сентября 2022 года
Статья 1. Общие положения
- Референдум Донецкой Народной Республики в соответствии с частью 3 статьи 2 Конституции Донецкой Народной Республики является высшим непосредственным выражением власти народа.
- Референдум Донецкой Народной Республики по вопросу о вхождении
в состав Российской Федерации на правах субъекта Российской Федерации (далее – Референдум) проводится в целях реализации общепризнанного права народа на самоопределение. - Государством гарантируются свободное волеизъявление
на Референдуме, защита демократических принципов и права на участие
в Референдуме.
Статья 2. Назначение Референдума
- В соответствии с пунктом 11 статьи 69 Конституции Донецкой Народной Республики Референдум назначается Народным Советом Донецкой Народной Республики.
- Решение о назначении Референдума принимается большинством голосов от числа избранных депутатов Народного Совета Донецкой Народной Республики, оформляется постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики, доводится до всеобщего сведения и подлежит официальному опубликованию (обнародованию)
на официальном сайте Народного Совета Донецкой Народной Республики
и (или) Главы Донецкой Народной Республики (если иное не установлено
в указанном постановлении) в день его принятия. - Народный Совет Донецкой Народной Республики определяет формулировку вопроса, выносимого на Референдум, день (дни) голосования
на Референдуме, а также вправе установить формы голосования в указанный день (дни) голосования исходя из необходимости обеспечения условий для реализации участниками Референдума своего права на участие в голосовании
и безопасности для участников Референдума, членов комиссий Референдума, наблюдателей, представителей средств массовой информации.
Статья 3. Принципы проведения Референдума
- Участие в Референдуме является свободным и добровольным. Участники Референдума принимают участие в голосовании на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
- Никто не вправе оказывать воздействие на участника Референдума
с целью принудить его к участию или неучастию в Референдуме, препятствовать его свободному волеизъявлению. - Подготовка и проведение Референдума осуществляются открыто
и гласно. - Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации, международные организации и международные общественные движения не вправе осуществлять деятельность, препятствующую подготовке
и проведению Референдума, а также в иных формах препятствовать участию
в голосовании.
Участие в кампании Референдума указанных лиц и представителей указанных организаций в качестве иностранных (международных) наблюдателей регулируется настоящим Законом и решениями Центральной избирательной комиссии Донецкой Народной Республики.
Статья 4. Юридическая сила решения, принятого на Референдуме
- Решение Центральной избирательной комиссии Донецкой Народной Республики о результатах Референдума подлежит официальному опубликованию (обнародованию).
- Решение, принятое на Референдуме, вступает в силу со дня его официального опубликования (обнародования) и действует на всей территории Донецкой Народной Республики.
- Решение, принятое на Референдуме, является общеобязательным
и не нуждается в дополнительном утверждении со стороны каких-либо государственных органов и должностных лиц.
Статья 5. Право на участие в Референдуме
Правом на участие в Референдуме обладают граждане Донецкой Народной Республики, в том числе находящиеся за пределами территории Донецкой Народной Республики, достигшие на день (последний день) голосования возраста 18 лет, за исключением граждан, признанных судом недееспособными.
Статья 6. Система комиссий Референдума, статус членов комиссий Референдума
- Подготовку и проведение Референдума, обеспечение реализации права на участие в Референдуме осуществляют следующие комиссии Референдума, перечисленные в порядке от вышестоящих к нижестоящим:
1) Центральная избирательная комиссия Донецкой Народной Республики;
2) территориальные комиссии Референдума (далее – территориальные комиссии);
3) участковые комиссии Референдума (далее – участковые комиссии).
- Руководство деятельностью комиссий Референдума осуществляет Центральная избирательная комиссия Донецкой Народной Республики, которая осуществляет полномочия комиссии Референдума, организует и обеспечивает подготовку и проведение Референдума.
- Центральная избирательная комиссия Донецкой Народной Республики:
1) утверждает порядок подготовки и проведения Референдума;
2) организует подготовку и проведение голосования на Референдуме, осуществляет контроль обеспечения реализации прав участников Референдума;
3) обеспечивает открытость и гласность при подготовке и проведении Референдума, в том числе создает условия для осуществления наблюдения
за подготовкой и проведением Референдума, установлением итогов голосования на Референдуме и определением результатов Референдума;
4) устанавливает порядок и сроки образования участков Референдума,
в том числе за пределами территории Донецкой Народной Республики
(при наличии соответствующих возможностей для организации голосования
за пределами указанной территории), образует участки для голосования
на Референдуме;
5) определяет порядок и сроки формирования и деятельности территориальных и участковых комиссий, число их членов;
6) обеспечивает информирование участников Референдума о подготовке и проведении Референдума, в том числе обеспечивает доведение до участников Референдума информации об участках Референдума, местах нахождения участковых комиссий, помещений для голосования;
7) устанавливает порядок составления списков участников Референдума, внесения в них изменений и уточнений;
8) утверждает форму и текст, количество бюллетеней для голосования
на Референдуме, а также способы их защиты;
9) устанавливает порядок изготовления и доставки бюллетеней
для голосования на Референдуме, контроля их изготовления и доставки, передачи в нижестоящие комиссии;
10) устанавливает порядок финансового обеспечения подготовки
и проведения Референдума;
11) устанавливает размер и порядок выплаты дополнительной оплаты труда (вознаграждения) лицам, замещающим государственные должности
в Центральной избирательной комиссии Донецкой Народной Республики, членам территориальных и участковых комиссий Референдума, государственным гражданским служащим, а также работникам Центральной избирательной комиссии Донецкой Народной Республики за работу
по подготовке и проведению Референдума;
12) утверждает формы документов, связанных с подготовкой
и проведением Референдума, образцы печатей нижестоящих комиссий;
13) определяет результаты Референдума;
14) принимает инструкции и иные нормативные правовые акты
по вопросам, связанным с организацией и проведением Референдума;
15) реализует иные полномочия, связанные с подготовкой и проведением Референдума.
- В случае несоблюдения положений настоящего Закона, решений вышестоящей комиссии, совершения иных действий, влекущих угрозу нарушения права на участие в Референдуме, вышестоящей комиссией может быть принято решение о расформировании нижестоящей комиссии
и формировании ее нового состава или возложении полномочий такой комиссии на иную комиссию. - Деятельность комиссий Референдума по подготовке и проведению Референдума осуществляется исходя из необходимости создания максимальных возможных условий для реализации участниками Референдума права на участие в голосовании.
- Решения комиссий по вопросам подготовки и проведения Референдума, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения органами государственной власти (в том числе органами исполнительной власти), государственными органами, органами местного самоуправления (органами, осуществляющими полномочия органов местного самоуправления), организациями, их должностными лицами, участниками Референдума.
- Органы государственной власти (в том числе органы исполнительной власти), государственные органы, органы местного самоуправления (органы, осуществляющие полномочия органов местного самоуправления), организации, их должностные лица обязаны оказывать содействие комиссиям Референдума
в реализации их полномочий по вопросам подготовки и проведения Референдума, а также по вопросу материально-технического обеспечения подготовки и проведения Референдума (включая предоставление комиссиям
на безвозмездной основе необходимых помещений, транспортных средств, средств связи, технического оборудования). - Решения вышестоящих комиссий Референдума, принятые в пределах их компетенции, обязательны для нижестоящих комиссий Референдума.
- Вмешательство в деятельность комиссий Референдума не допускается.
- В целях информирования участников Референдума со дня официального опубликования (обнародования) решения о назначении Референдума до дня официального опубликования (обнародования) решения Центральной избирательной комиссией Донецкой Народной Республики
о результатах Референдума государственные организации телерадиовещания
и редакции государственных периодических печатных изданий безвозмездно предоставляют Центральной избирательной комиссии Донецкой Народной Республики эфирное время и печатную площадь в следующем объеме:
1) организации телерадиовещания – не менее 15 минут эфирного времени ежедневно на каждом из своих каналов;
2) редакции периодических печатных изданий – не менее 20 процентов
от еженедельного объема печатной площади.
- К государственным организациям телерадиовещания, периодическим печатным изданиям относятся организации телерадиовещания, периодические печатные издания, учредителями (соучредителями) которых либо их редакций являются государственные органы и (или) организации, получающие
в течение года, предшествующего году проведения Референдума, и (или) в год проведения Референдума средства Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики на осуществление своей деятельности. - Полномочия члена комиссии Референдума могут быть прекращены
в любое время по решению вышестоящей комиссии Референдума. - Полномочия участковой комиссии могут быть возложены
на вышестоящую территориальную комиссию в соответствии с решением территориальной комиссии. В указанном случае такие участковые комиссии
не формируются.
Статья 7. Наблюдение. Международное наблюдение
- В целях наблюдения за проведением голосования и подсчетом голосов участников Референдума, установлением итогов голосования на Референдуме, определением результатов Референдума Общественная палата Донецкой Народной Республики назначает наблюдателей.
Общественная палата Донецкой Народной Республики вправе назначить наблюдателя в Центральную избирательную комиссию Донецкой Народной Республики, а также до трех наблюдателей в каждую нижестоящую комиссию.
Порядок и сроки представления списка назначенных наблюдателей
в соответствующую комиссию Референдума, объем сведений о назначенных наблюдателях устанавливаются Центральной избирательной комиссией Донецкой Народной Республики.
Наблюдателями, назначаемыми Общественной палатой Донецкой Народной Республики, не вправе являться лица, не обладающие правом
на участие в Референдуме, и члены комиссий Референдума.
- Иностранные (международные) наблюдатели аккредитуются Центральной избирательной комиссией Донецкой Народной Республики при наличии приглашения и разрешения на въезд.
Приглашения иностранным (международным) наблюдателями вправе направить Глава Донецкой Народной Республики, Народный Совет Донецкой Народной Республики, Общественная палата Донецкой Народной Республики, Министерство иностранных дел Донецкой Народной Республики, Центральная избирательная комиссия Донецкой Народной Республики.
Порядок аккредитации и деятельности иностранных (международных) наблюдателей устанавливается Центральной избирательной комиссией Донецкой Народной Республики.
Статья 8. Информирование
- Информирование участников Референдума о порядке и сроках подготовки и проведения Референдума, дне (днях), месте и времени голосования, сроках и порядке совершения действий по участию
в Референдуме, подготовке Референдума, об иных вопросах, связанных с его подготовкой и проведением, осуществляют комиссии Референдума.
Информирование участников Референдума также осуществляют органы государственной власти (в том числе органы исполнительной власти), государственные органы, органы местного самоуправления (органы, осуществляющие полномочия органов местного самоуправления), средства массовой информации, физические и юридические лица.
- Содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации или распространяемых иным способом, должно быть объективным и достоверным.
- Для присутствия при проведении голосования и подсчете голосов представители средств массовой информации аккредитуются в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Донецкой Народной Республики.
Статья 9. Финансовое обеспечение подготовки и проведения Референдума
- Расходы, связанные с подготовкой и проведением Референдума, обеспечением реализации Центральной избирательной комиссией Донецкой Народной Республики своих полномочий, осуществляются за счет средств, выделенных на эти цели из Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики.
- Главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных
в Республиканском бюджете Донецкой Народной Республики на подготовку
и проведение Референдума, является Центральная избирательная комиссия Донецкой Народной Республики. - Средства, выделенные из Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики на подготовку и проведение Референдума, поступают
в распоряжение Центральной избирательной комиссии Донецкой Народной Республики в соответствии с утвержденной сводной бюджетной росписью Донецкой Народной Республики. - Средства на подготовку и проведение Референдума перечисляются
на счет, открываемый Центральной избирательной комиссии Донецкой Народной Республики в Центральном Республиканском Банке Донецкой Народной Республики по балансовому счету № 40301 «Средства избирательных комиссий (комиссий референдума)».
Плата за услуги по открытию счета и проведению операций по этому счету не взимается.
Республиканское казначейство Донецкой Народной Республики перечисляет средства Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики, учтенные на лицевом счете Центральной избирательной комиссии Донецкой Народной Республики, на счет Центральной избирательной комиссии Донецкой Народной Республики, открытый в Центральном Республиканском Банке Донецкой Народной Республики, в соответствии с утвержденными лимитами бюджетных обязательств на текущий финансовый год.
Расходование средств осуществляется Центральной избирательной комиссией Донецкой Народной Республики со счета, открытого в Центральном Республиканском Банке Донецкой Народной Республики, согласно утвержденной смете расходов.
Порядок составления и утверждения сметы расходов, формирования отчетов о расходовании средств определяется Центральной избирательной комиссией Донецкой Народной Республики.
- Председатель Центральной избирательной комиссии Донецкой Народной Республики распоряжается средствами, выделенными
из Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики на подготовку
и проведение Референдума, несет ответственность за их целевое использование и представление отчетов о расходовании указанных средств
в порядке и сроки, установленные законодательством Донецкой Народной Республики. - Членам комиссий Референдума, лицам, замещающим государственные должности в Центральной избирательной комиссии Донецкой Народной Республики, государственным гражданским служащим, а также работникам Центральной избирательной комиссии Донецкой Народной Республики, работникам комиссий Референдума выплачивается дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу по подготовке и проведению Референдума.
- Комиссии могут привлекать граждан к выполнению работ и оказанию услуг, связанных с подготовкой и проведением Референдума, обеспечением полномочий комиссий, по гражданско-правовым договорам.
- Положения законодательства Донецкой Народной Республики
о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых за бюджетные средства, не распространяются на закупки товаров, работ
и услуг, связанных с подготовкой и проведением Референдума. - Суммы, выплачиваемые членам комиссий, работающим в комиссиях
не на постоянной (штатной) основе, а также лицам, оказывающим услуги либо выполняющим работы по гражданско-правовым договорам, уплачиваемые этим лицам за выполненные ими работы, оказанные услуги, непосредственно связанные с подготовкой и проведением Референдума, не подлежат обложению подоходным налогом и единым взносом на общеобязательное государственное социальное страхование. - Средства, выделенные из Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики на подготовку и проведение Референдума
и не израсходованные на начало очередного финансового года, возвращаются
в доход Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики, если иное не установлено законодательством Донецкой Народной Республики.
Статья 10. Помещение для голосования
- Помещение для голосования безвозмездно предоставляется участковой комиссии органами государственной власти (в том числе органами исполнительной власти), государственными органами, органами местного самоуправления (органами, осуществляющими полномочия органов местного самоуправления), командиром воинской части, руководителем, иными органами и организациями.
- Требования к оснащению помещений для голосования устанавливаются Центральной избирательной комиссией Донецкой Народной Республики.
Статья 11. Бюллетень
- Текст бюллетеня для голосования на Референдуме печатается
на государственном языке Донецкой Народной Республики. - В бюллетене воспроизводится текст вопроса Референдума
и указываются варианты волеизъявления участника Референдума.
Статья 12. Порядок голосования
- Участник Референдума включается в список участников Референдума только на одном участке Референдума.
Каждый участник Референдума имеет право получить один бюллетень.
Участник Референдума не вправе передавать свой бюллетень для голосования другим лицам. Получение бюллетеня для голосования от других лиц (за исключением лица, уполномоченного на выдачу бюллетеня члена комиссии), поощрение или принуждение участников Референдума к передаче бюллетеня для голосования другим лицам запрещаются.
- Голосование проводится путем внесения участником Референдума
в бюллетень любого знака в квадрат, относящийся к тому из вариантов волеизъявления, в отношении которого сделан выбор. - Заполненный бюллетень опускается участником Референдума
в опечатанный (опломбированный) ящик для голосования. - В целях создания максимальных удобств для участников Референдума голосование может проводиться в порядке и сроки, установленные Центральной избирательной комиссией Донецкой Народной Республики:
в помещении для голосования;
вне помещения для голосования, в том числе на территориях, пригодных к оборудованию для проведения голосования (на придомовых территориях,
на территориях общего пользования и в иных местах); в населенных пунктах, где отсутствуют помещения для голосования.
При проведении голосования на территориях, пригодных к оборудованию для проведения голосования (на придомовых территориях, на территориях общего пользования и в иных местах), а также в населенных пунктах, где отсутствуют помещения для голосования, голосование в помещении для голосования не проводится.
- Время голосования в помещении для голосования и вне помещения голосования определяется Центральной избирательной комиссией Донецкой Народной Республики.
По решению Центральной избирательной комиссии Донецкой Народной Республики время голосования может быть изменено, в том числе
по предложению территориальной комиссии.
- Иные особенности голосования устанавливаются Центральной избирательной комиссией Донецкой Народной Республики. Организация голосования должна исключать возможность нарушения права на участие
в Референдуме, в том числе возможность искажения волеизъявления участников Референдума. - В случае возникновения на участке Референдума в день (дни) голосования ситуации, которая может привести к нанесению вреда жизни
и здоровью членов комиссии Референдума, участников Референдума, участковая комиссия может приостановить голосование на данном участке референдума до момента, когда такая ситуация будет устранена, о чем незамедлительно должна быть проинформирована соответствующая территориальная комиссия.
Статья 13. Подсчет голосов и установление итогов голосования
- Подсчет голосов и установление итогов голосования осуществляются открыто и гласно.
При осуществлении указанных процедур вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий, государственные гражданские служащие Центральной избирательной комиссии Донецкой Народной Республики, наблюдатели, аккредитованные иностранные (международные) наблюдатели, аккредитованные представители средств массовой информации.
- Форма протокола об итогах голосования, результатах Референдума утверждается Центральной избирательной комиссией Донецкой Народной Республики.
- Подсчет голосов начинается сразу после окончания времени голосования в день голосования (если голосование проводится в течение нескольких дней – в последний день голосования) и осуществляется членами участковой комиссии.
- Протокол участковой комиссии об итогах голосования составляется
и подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем, в нем указываются дата и время (часы и минуты) его подписания, ставится печать участковой комиссии. - Протокол участковой комиссии об итогах голосования после его подписания незамедлительно доставляется в территориальную комиссию
с иными прилагающимися к нему документами. - На основании протоколов участковых комиссий территориальная комиссия устанавливает итоги голосования на соответствующей территории.
- Если протокол участковой комиссии об итогах голосования составлен с нарушением требований, предъявляемых к его составлению, составляется протокол об итогах голосования с отметкой «Повторный», а при наличии иных нарушений при установлении итогов голосования может быть проведен повторный подсчет голосов с составлением протокола об итогах голосования с отметкой «Повторный подсчет голосов». Указанные действия по решению территориальной комиссии осуществляются участковой комиссией или территориальной комиссией самостоятельно.
- Если при проведении голосования или установлении итогов голосования были допущены нарушения, которые не позволяют
с достоверностью определить результаты волеизъявления участников Референдума, территориальная комиссия или Центральная избирательная комиссия Донецкой Народной Республики вправе признать итоги голосования на соответствующем участке для голосования недействительными. - В случае угрозы для безопасности членов комиссии,
беспрепятственного осуществления ими подсчета голосов и установления итогов голосования подсчет голосов по соответствующему участку для голосования, территории, составление протокола об итогах голосования может осуществляться членами вышестоящей комиссии. В этом случае комиссия осуществляет полномочия соответствующей нижестоящей комиссии.
В случае если указанные обстоятельства возникли в ходе подсчета голосов, составления протокола об итогах голосования, указанные действия приостанавливаются, бюллетени для голосования и вся имеющаяся документация участковой комиссии незамедлительно доставляются
в территориальную комиссию (а территориальной комиссии – в Центральную избирательную комиссию Донецкой Народной Республики), члены которой заново осуществляют подсчет голосов и составление протокола об итогах голосования по данному участку для голосования, территории.
- Иные особенности подсчета голосов, установления итогов голосования устанавливаются Центральной избирательной комиссией Донецкой Народной Республики.
Статья 14. Определение результатов Референдума
- На основании данных, содержащихся в протоколах территориальных комиссий об итогах голосования, Центральная избирательная комиссия Донецкой Народной Республики после предварительной проверки правильности составления указанных протоколов путем суммирования содержащихся в них данных, не позднее чем через 5 дней после дня
(последнего дня) голосования определяет результаты Референдума, составляет протокол о результатах Референдума, на основании которых принимает решение о результатах Референдума.
Суммирование данных, содержащихся в протоколах территориальных комиссий, осуществляют непосредственно члены Центральной избирательной комиссии Донецкой Народной Республики.
- Вопрос, вынесенный на Референдум, считается одобренным, если в его поддержку проголосовало более половины участников Референдума, включенных в списки участников Референдума.
Число (количество) участников Референдума, принявших участие
в голосовании, определяется по числу (количеству) бюллетеней для голосования на Референдуме в ящиках для голосования.
- Порядок и сроки хранения бюллетеней для голосования
на Референдуме, протоколов, решений комиссий и иных документов, связанных с проводимым Референдумом, уничтожения указанных документов устанавливаются Центральной избирательной комиссией Донецкой Народной Республики.
Статья 15. Обеспечение безопасности при подготовке и проведении Референдума
- Правоохранительные органы обеспечивают безопасность граждан
и общественный порядок на территории участка Референдума, охрану помещений для голосования, помещений и документации комиссий Референдума, обеспечивают безопасность членов комиссий Референдума, проводящих голосование вне помещения для голосования. - Лица, нарушающие настоящий Закон, а также создающие помехи для участия в голосовании участников Референдума, для деятельности комиссий Референдума по проведению голосования, подсчету голосов и установлению итогов голосования, могут быть удалены из помещения для голосования, помещения, в котором осуществляется подсчет голосов, по решению соответствующей комиссии Референдума. Исполнение указанного решения обеспечивается правоохранительными органами.
- При проведении голосования, в том числе вне помещения для голосования, в здании и перед зданием, в котором располагается помещение для голосования, а также при установлении итогов голосования фото- и (или) видеосъемка участников Референдума, членов комиссий, документов, содержащих персональные данные участников Референдума, запрещаются,
за исключением фото- и (или) видеосъемки участников Референдума, членов комиссий, осуществляемой аккредитованными представителями средств массовой информации.
Осуществление фото- и (или) видеосъемки участников Референдума, членов комиссий Референдума аккредитованными представителями средств массовой информации допускается только при получении предварительного согласия участника Референдума, члена комиссии Референдума.
Фото- и (или) видеосъемка работы членов комиссии со списком участников референдума, иными документами комиссии должны осуществляться аккредитованными представителями средств массовой информации таким образом, чтобы сохранялась конфиденциальность персональных данных участников референдума, которые в них содержатся.
- Если деятельность средства массовой информации (ее представителя), иностранного (международного) наблюдателя противоречит Конституции Донецкой Народной Республики или законодательству Донецкой Народной Республики, создает угрозу суверенитету, безопасности, территориальной целостности, национальному единству и национальным интересам Донецкой Народной Республики, аккредитация представителя указанного средства массовой информации не осуществляется, а иностранному (международному) наблюдателю отказывается в аккредитации (действие выданного аккредитационного удостоверения прекращается).
Статья 16. Обжалование нарушений права граждан на участие
в Референдуме
Решения, действия (бездействие) комиссий Референдума, органов государственной власти (в том числе органов исполнительной власти), государственных органов, органов местного самоуправления (органов, осуществляющих полномочия органов местного самоуправления), организаций и их должностных лиц, нарушающие право граждан на участие в Референдуме, могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством
об административном судопроизводстве.
Статья 17. Вступление в силу настоящего Закона
- Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
- Законы и иные нормативные акты Донецкой Народной Республики, применяются в части, не противоречащей положениям настоящего Закона.
Глава
Донецкой Народной Республики Д.В. Пушилин
г. Донецк
20 сентября 2022 года
№ 410-IIНС