Дата публикации | 18:00 26.04.2022 |
ЗАКОН
ОБ ОБРАЩЕНИИ С РАДИОАКТИВНЫМИ ОТХОДАМИ
Принят Постановлением Народного Совета 11 апреля 2022 года
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Сфера применения настоящего Закона
Настоящий Закон регулирует отношения в сфере обращения с радиоактивными отходами.
Статья 2. Правовое регулирование отношений в сфере обращения с радиоактивными отходами
- Отношения в сфере обращения с радиоактивными отходами регулируются настоящим Законом, законами, регулирующими правоотношения в сферах использования атомной энергии, радиационной безопасности населения, охраны окружающей среды, недр, обеспечения санитарного и эпидемического благополучия населения и другими законами.
- В соответствии с настоящим Законом и другими законами Глава Донецкой Народной Республики, Правительство Донецкой Народной Республики, а также органы исполнительной власти, осуществляющие нормативное правовое регулирование в сфере использования атомной энергии, вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере обращения с радиоактивными отходами.
- Если международным договором Донецкой Народной Республики установлены иные правила обращения с радиоактивными отходами, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, применяются правила международного договора.
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
- В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) барьер для обеспечения безопасности населения и окружающей среды (далее – барьер для обеспечения безопасности) – упаковка радиоактивных отходов, инженерная конструкция пункта хранения радиоактивных отходов и их отдельные части или элемент природного геологического образования, препятствующие распространению радионуклидов и (или) ионизирующего излучения в окружающую среду;
2) вывод из эксплуатации пункта хранения радиоактивных отходов – деятельность, которая осуществляется после удаления радиоактивных отходов из пункта их хранения и направлена на приведение его в состояние, исключающее дальнейшее использование этого пункта для хранения радиоактивных отходов и обеспечивающее безопасность населения и окружающей среды;
3) закрытие пункта захоронения радиоактивных отходов – деятельность по приведению пункта захоронения радиоактивных отходов в состояние, обеспечивающее безопасность населения и окружающей среды в течение периода потенциальной опасности размещенных в нем радиоактивных отходов, которая осуществляется после завершения технологических операций по размещению в нем радиоактивных отходов;
4) захоронение радиоактивных отходов (далее – захоронение) – безопасное размещение радиоактивных отходов в пункте захоронения радиоактивных отходов без намерения их последующего извлечения;
5) кондиционирование радиоактивных отходов – технологические операции по приведению радиоактивных отходов в физическую форму и состояние, пригодные для их захоронения и соответствующие критериям приемлемости;
6) критерии приемлемости радиоактивных отходов для их захоронения (далее – критерии приемлемости) – требования к физико-химическим свойствам радиоактивных отходов и упаковкам радиоактивных отходов, установленные в целях безопасного захоронения радиоактивных отходов и обязательные для исполнения;
7) накопленные радиоактивные отходы – радиоактивные отходы, образовавшиеся до дня вступления в силу настоящего Закона и внесенные в реестр радиоактивных отходов в порядке, установленном настоящим Законом;
8) обращение с радиоактивными отходами – деятельность по сбору, сортировке, переработке, кондиционированию, перевозке, хранению и захоронению радиоактивных отходов;
9) отработавший закрытый источник ионизирующего излучения – источник ионизирующего излучения, который не подлежит дальнейшему использованию и устройство которого исключает поступление содержащихся в нем радиоактивных веществ в окружающую среду;
10) перевод пункта консервации особых радиоактивных отходов в пункт захоронения радиоактивных отходов – изменение статуса пункта консервации особых радиоактивных отходов, допускаемое в случае наличия в таком пункте барьеров для обеспечения безопасности, изолирующих радиоактивные отходы от окружающей среды в течение периода их потенциальной опасности;
11) перевод пункта размещения особых радиоактивных отходов в пункт консервации особых радиоактивных отходов – изменение статуса пункта хранения радиоактивных отходов, связанное с завершением операций по созданию в пункте размещения особых радиоактивных отходов барьеров для обеспечения безопасности, предусмотренных соответствующим проектом;
12) переработка радиоактивных отходов – технологические операции, выполняемые в целях изменения физической формы, агрегатного состояния и (или) физико-химических свойств радиоактивных отходов для их последующего кондиционирования;
13) период потенциальной опасности радиоактивных отходов – срок, в течение которого уровни радиоактивности радиоактивных отходов снижаются до показателей, при которых не требуется радиационный контроль;
14) промежуточное хранение радиоактивных отходов – хранение не приведенных в соответствие с критериями приемлемости радиоактивных отходов;
15) пункт временного хранения радиоактивных отходов – пункт хранения удаляемых радиоактивных отходов, проектом которого определен срок его эксплуатации и предусмотрены порядок вывода из эксплуатации и меры по выводу его из эксплуатации;
16) пункт глубинного захоронения радиоактивных отходов – пункт захоронения радиоактивных отходов, включающий в себя сооружение, размещенное на глубине более ста метров от поверхности земли;
17) пункт долговременного хранения радиоактивных отходов – пункт хранения радиоактивных отходов, срок эксплуатации которого определен проектом, но порядок вывода из эксплуатации и меры по выводу из эксплуатации которого не предусмотрены;
18) пункт захоронения радиоактивных отходов – пункт хранения радиоактивных отходов, предназначенный для размещения радиоактивных отходов без намерения их последующего извлечения и обеспечивающий радиационную безопасность работников такого пункта, населения и окружающей среды в течение периода потенциальной опасности радиоактивных отходов;
19) пункт консервации особых радиоактивных отходов – природный объект или объект техногенного происхождения, в которых содержатся особые радиоактивные отходы, имеются барьеры для обеспечения безопасности, изолирующие радиоактивные отходы от окружающей среды в течение определенного соответствующим проектом срока эксплуатации указанных объектов;
20) пункт приповерхностного захоронения радиоактивных отходов – пункт захоронения радиоактивных отходов, включающий в себя сооружение, размещенное на одном уровне с поверхностью земли или на глубине до ста метров от поверхности земли;
21) пункт размещения особых радиоактивных отходов – природный объект или объект техногенного происхождения, содержащие особые радиоактивные отходы, не изолированные от окружающей среды, либо объект, содержащий особые радиоактивные отходы, срок изоляции которых от окружающей среды не установлен;
22) реестр радиоактивных отходов – систематизированный свод документированных сведений о радиоактивных отходах, полученных в результате инвентаризации радиоактивных отходов и мест их размещения, а также о радиоактивных отходах, переданных специализированной организации;
23) специализированная организация по обращению с радиоактивными отходами (далее – специализированная организация) – юридическое лицо государственной формы собственности, выполняющее работы и предоставляющее услуги по сбору, сортировке, переработке, кондиционированию, перевозке, хранению, захоронению радиоактивных отходов.
- Понятие «радиоактивные отходы» используется в значении, предусмотренном законом, регулирующим правоотношения в сфере использования атомной энергии. В целях настоящего Закона радиоактивными отходами также могут признаваться материалы с повышенным содержанием природных радионуклидов, образовавшиеся при осуществлении не связанных с использованием атомной энергии видов деятельности по добыче и переработке минерального и органического сырья с повышенным содержанием природных радионуклидов, в случае, если эти материалы не подлежат дальнейшему использованию.
- Понятие «пункт хранения радиоактивных отходов, хранилище радиоактивных отходов» (далее – пункты хранения радиоактивных отходов) используется в значении, предусмотренном законом, регулирующим правоотношения в сфере использования атомной энергии. В целях настоящего Закона к пунктам хранения радиоактивных отходов относятся также пункты размещения особых радиоактивных отходов и пункты консервации особых радиоактивных отходов.
Статья 4. Классификация радиоактивных отходов
- В целях настоящего Закона радиоактивные отходы подразделяются на:
1) удаляемые радиоактивные отходы – радиоактивные отходы, для которых риски, связанные с радиационным воздействием, иные риски, а также затраты, связанные с извлечением таких радиоактивных отходов из пунктов хранения радиоактивных отходов, последующим обращением с ними, в том числе захоронением, не превышают риски и затраты, связанные с захоронением таких радиоактивных отходов в месте их нахождения;
2) особые радиоактивные отходы – радиоактивные отходы, для которых риски, связанные с радиационным воздействием, иные риски, а также затраты, связанные с извлечением таких радиоактивных отходов из пункта хранения радиоактивных отходов, последующим обращением с ними, в том числе захоронением, превышают риски и затраты, связанные с захоронением таких радиоактивных отходов в месте их нахождения.
- Критерии отнесения радиоактивных отходов к особым радиоактивным отходам и к удаляемым радиоактивным отходам устанавливаются Правительством Донецкой Народной Республики.
- Удаляемые радиоактивные отходы для целей их захоронения классифицируются по следующим признакам:
1) в зависимости от периода полураспада содержащихся в радиоактивных отходах радионуклидов – долгоживущие радиоактивные отходы, короткоживущие радиоактивные отходы;
2) в зависимости от удельной активности – высокоактивные радиоактивные отходы, среднеактивные радиоактивные отходы, низкоактивные радиоактивные отходы, очень низкоактивные радиоактивные отходы;
3) в зависимости от агрегатного состояния – жидкие радиоактивные отходы, твердые радиоактивные отходы, газообразные радиоактивные отходы;
4) в зависимости от содержания ядерных материалов – радиоактивные отходы, содержащие ядерные материалы, и радиоактивные отходы, не содержащие ядерных материалов;
5) отработавшие закрытые источники ионизирующего излучения;
6) радиоактивные отходы, образовавшиеся при добыче и переработке урановых руд;
7) радиоактивные отходы, образовавшиеся при осуществлении не связанных с использованием атомной энергии видов деятельности по добыче и переработке минерального и органического сырья с повышенным содержанием природных радионуклидов.
- Критерии классификации удаляемых радиоактивных отходов с учетом технологических особенностей обращения с радиоактивными отходами устанавливаются Правительством Донецкой Народной Республики.
- Критерии отнесения твердых, жидких и газообразных отходов к радиоактивным отходам устанавливаются Правительством Донецкой Народной Республики.
Статья 5. Полномочия Правительства Донецкой Народной Республики в сфере обращения с радиоактивными отходами
Правительство Донецкой Народной Республики осуществляет следующие полномочия в сфере обращения с радиоактивными отходами:
1) принимает решения о проектировании, размещении, сооружении, об эксплуатации, о выводе из эксплуатации или закрытии пунктов хранения радиоактивных отходов;
2) относит по представлению республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, пункты хранения радиоактивных отходов к пунктам захоронения радиоактивных отходов, пунктам долговременного хранения радиоактивных отходов, пунктам размещения особых радиоактивных отходов, пунктам консервации особых радиоактивных отходов;
3) утверждает перечень платных услуг в сфере обращения с радиоактивными отходами;
4) устанавливает порядок передачи радиоактивных отходов на захоронение;
5) осуществляет контроль выполнения обязательств Донецкой Народной Республики по международным договорам Донецкой Народной Республики и координирует международное сотрудничество в сфере обращения с радиоактивными отходами;
6) устанавливает критерии отнесения твердых, жидких и газообразных отходов к радиоактивным отходам, критерии отнесения радиоактивных отходов к особым радиоактивным отходам и к удаляемым радиоактивным отходам, критерии классификации удаляемых радиоактивных отходов;
7) иные полномочия в соответствии с законами.
Статья 6. Полномочия органов исполнительной власти в сфере обращения с радиоактивными отходами
Органы исполнительной власти осуществляют следующие полномочия в сфере обращения с радиоактивными отходами:
1) обеспечивают безопасность при обращении с радиоактивными отходами;
2) организуют обеспечение физической защиты пунктов хранения радиоактивных отходов;
3) иные полномочия в соответствии с законами.
Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в сфере обращения с радиоактивными отходами
Органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в сфере обращения с радиоактивными отходами:
1) участвуют в принятии решений о размещении на территории соответствующего органа местного самоуправления пунктов хранения радиоактивных отходов в порядке, установленном законом, регулирующем правоотношения в сфере использования атомной энергии;
2) иные полномочия в соответствии с законами.
Статья 8. Государственные нормы и правила, регулирующие обращение с радиоактивными отходами
- Государственные нормы и правила, регулирующие обращение с радиоактивными отходами (далее – нормы и правила), устанавливают требования к обеспечению безопасности при обращении с радиоактивными отходами, в том числе:
1) критерии приемлемости;
2) требования к промежуточному хранению радиоактивных отходов;
3) требования к обеспечению безопасности при размещении, сооружении, эксплуатации, выводе из эксплуатации или закрытии пунктов хранения радиоактивных отходов;
4) требования к паспорту радиоактивных отходов;
5) требования к сбору, перевозке, хранению и захоронению отработавших закрытых источников ионизирующего излучения;
6) категории пунктов размещения особых радиоактивных отходов и пунктов консервации особых радиоактивных отходов;
7) требования к обеспечению безопасности пунктов размещения особых радиоактивных отходов и пунктов консервации особых радиоактивных отходов, в том числе с учетом особенностей отдельных пунктов хранения радиоактивных отходов;
8) порядок захоронения радиоактивных отходов;
9) требования к методам защиты населения и окружающей среды от рисков, связанных с радиационным воздействием радиоактивных отходов, на всех стадиях обращения с радиоактивными отходами;
10) требования к проектированию объектов, связанных с обращением с радиоактивными отходами, в части системной оценки их безопасности и оценки результатов такого проектирования;
11) требования к порядку предоставления организациями, осуществляющими обращение с радиоактивными отходами, сведений об инцидентах, связанных с обращением с радиоактивными отходами;
12) требования к содержанию и порядку предоставления планов вывода из эксплуатации объектов, связанных с обращением с радиоактивными отходами;
13) требования к содержанию и порядку предоставления планов закрытия пунктов захоронения радиоактивных отходов.
- Нормы и правила разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие в порядке, установленном законом, регулирующим правоотношения в сфере использования атомной энергии и положениями настоящего Закона.
Статья 9. Собственность на радиоактивные отходы и пункты хранения радиоактивных отходов
- Радиоактивные отходы находятся в собственности организации, в результате деятельности которой они образовались до момента их передачи специализированной организации. Радиоактивные отходы, переданные специализированной организации, находятся в государственной собственности.
- Пункты долговременного хранения радиоактивных отходов, пункты захоронения радиоактивных отходов, пункты размещения особых радиоактивных отходов и пункты консервации особых радиоактивных отходов находятся в государственной собственности. Пункты временного хранения радиоактивных отходов могут находится в государственной собственности или в собственности юридических лиц, зарегистрированных на территории Донецкой Народной Республики.
- В состав имущества пунктов хранения радиоактивных отходов как имущественного комплекса входит имущество, необходимое для обеспечения его безопасного функционирования, в том числе земельные участки, здания, сооружения, оборудование, права пользования участками недр, водными объектами и иными природными объектами.
- Собственники радиоактивных отходов, собственники пунктов хранения радиоактивных отходов обязаны обеспечивать безопасное обращение с радиоактивными отходами, безопасные эксплуатацию, вывод из эксплуатации, закрытие пунктов хранения радиоактивных отходов.
Глава 2. Государственная система обращения с радиоактивными отходами
Статья 10. Цель создания, принципы функционирования и состав государственной системы обращения с радиоактивными отходами
- Государственная система обращения с радиоактивными отходами создается в целях организации и обеспечения безопасного и экономически эффективного обращения с радиоактивными отходами, в том числе их захоронения.
- Государственная система обращения с радиоактивными отходами представляет собой совокупность субъектов, осуществляющих деятельность в сфере обращения с радиоактивными отходами, объектов инфраструктуры по обращению с радиоактивными отходами, а также установленных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики требований к обращению с радиоактивными отходами.
- Основными принципами функционирования государственной системы обращения с радиоактивными отходами являются:
1) приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущих поколений, окружающей среды от негативного воздействия радиоактивных отходов;
2) запрет на ввоз в Донецкую Народную Республики и вывоз из Донецкой Народной Республики радиоактивных отходов в целях их хранения, переработки и захоронения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 30 настоящего Закона;
3) ответственность организаций, в результате осуществления деятельности которых образуются радиоактивные отходы, за обеспечение безопасности при обращении с радиоактивными отходами вплоть до их передачи специализированной организации;
4) финансовое обеспечение деятельности по обращению с радиоактивными отходами, в том числе их захоронению, за счет средств организаций, в результате осуществления деятельности которых образуются такие радиоактивные отходы;
5) учет взаимозависимости стадии образования радиоактивных отходов и стадий обращения с ними;
6) доступность для граждан и общественных объединений информации, связанной с обеспечением безопасности и предотвращением аварий при обращении с радиоактивными отходами, а также иной информации об обращении с радиоактивными отходами, если эта информация не содержит сведений, составляющих государственную тайну.
Статья 11. Требования к захоронению радиоактивных отходов
- Радиоактивные отходы, за исключением короткоживущих радиоактивных отходов, удельная активность которых в результате распада радионуклидов за время хранения может быть снижена до уровня, при котором такие отходы перестают быть радиоактивными, подлежат обязательному захоронению в пунктах захоронения радиоактивных отходов.
- Захоронение твердых высокоактивных долгоживущих и твердых среднеактивных долгоживущих радиоактивных отходов осуществляется в пунктах глубинного захоронения радиоактивных отходов, обеспечивающих локализацию таких отходов в соответствии с Законом Донецкой Народной Республики от 12 июня 2015 года № 58-IHC «О недрах» (далее – Закон
«О недрах»). - Захоронение твердых низкоактивных радиоактивных отходов и твердых среднеактивных короткоживущих радиоактивных отходов может осуществляться в пунктах приповерхностного захоронения радиоактивных отходов.
- Захоронение радиоактивных отходов, образующихся при добыче и переработке урановых руд, и твердых очень низкоактивных радиоактивных отходов может осуществляться без их кондиционирования в пунктах приповерхностного захоронения радиоактивных отходов.
Статья 12. Требования к обеспечению безопасности пунктов захоронения радиоактивных отходов
- Пункты захоронения радиоактивных отходов относятся к объектам использования атомной энергии государственного значения.
- Выполнение работ по сооружению и эксплуатации пунктов глубинного захоронения радиоактивных отходов, закрытию таких пунктов захоронения осуществляется при наличии лицензии на пользование недрами, выданной в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики о недрах, и лицензии на право ведения работ в сфере использования атомной энергии, выданной в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики в сфере использования атомной энергии.
- Требования к обеспечению безопасности при размещении, сооружении, эксплуатации и закрытии пунктов захоронения радиоактивных отходов определяются соответствующими техническими регламентами, законодательством в сфере использования атомной энергии, нормами и правилами.
- Проектом пункта захоронения радиоактивных отходов должен быть предусмотрен периодический радиационный контроль на территории размещения такого пункта захоронения после его закрытия.
- После закрытия пункта захоронения радиоактивных отходов и истечения периода потенциальной опасности размещенных в нем радиоактивных отходов органы государственного регулирования безопасности принимают совместное решение о прекращении периодического радиационного контроля на территории размещения такого пункта захоронения.
Статья 13. Требования к организациям, осуществляющим обращение с радиоактивными отходами
- Обращение с радиоактивными отходами могут осуществлять организации, имеющие лицензии на право ведения работ в сфере использования атомной энергии.
- Оказание услуг по хранению радиоактивных отходов, приведенных в соответствие с критериями приемлемости, услуг по эксплуатации и закрытию пунктов захоронения радиоактивных отходов осуществляют специализированные организации.
- Стоимость услуг специализированных организаций по хранению радиоактивных отходов определяется Правительством Донецкой Народной Республики.
Статья 14. Государственный учет и контроль радиоактивных отходов
- Государственный учет и контроль радиоактивных отходов являются частью системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.
- Системой государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов предусматриваются государственный учет и контроль всех радиоактивных отходов, находящихся на территории Донецкой Народной Республики, в том числе регистрация радиоактивных отходов и пунктов хранения радиоактивных отходов.
- Государственный учет и контроль радиоактивных отходов, в том числе регистрация радиоактивных отходов и пунктов хранения радиоактивных отходов, осуществляются республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в порядке, установленном Правительством Донецкой Народной Республики.
Статья 15. Требования к регистрации радиоактивных отходов и пунктов хранения радиоактивных отходов
- Регистрация радиоактивных отходов и пунктов хранения радиоактивных отходов осуществляется в целях сбора и сохранения необходимых сведений о радиоактивных отходах, об их количестве и характеристиках, о пунктах хранения радиоактивных отходов и субъектах права собственности на такие пункты.
- Регистрация радиоактивных отходов и пунктов хранения радиоактивных отходов включает в себя ведение реестра радиоактивных отходов и реестра пунктов хранения радиоактивных отходов.
- В реестр радиоактивных отходов вносятся документированные сведения о переданных специализированной организации радиоактивных отходах и сведения о радиоактивных отходах, находящихся в пунктах хранения.
- В реестр пунктов хранения радиоактивных отходов вносятся документированные сведения о пунктах захоронения радиоактивных отходов, пунктах временного и долговременного хранения радиоактивных отходов, пунктах размещения особых радиоактивных отходов, пунктах консервации особых радиоактивных отходов, субъектах права собственности на такие пункты хранения, характеристиках радиоактивных отходов, размещенных в таких пунктах хранения.
- На приведенные в соответствие с критериями приемлемости радиоактивные отходы составляется паспорт. Паспорт радиоактивных отходов составляется на каждую упаковку радиоактивных отходов организацией, в результате деятельности которой образовались радиоактивные отходы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Требования к паспорту радиоактивных отходов устанавливаются нормами и правилами.
- Реестр радиоактивных отходов, реестр пунктов хранения радиоактивных отходов и паспорта радиоактивных отходов подлежат бессрочному хранению.
- Хранение реестра радиоактивных отходов, реестра пунктов хранения радиоактивных отходов и паспортов радиоактивных отходов осуществляется в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики об архивном деле.
Статья 16. Проведение радиационного контроля при обращении с радиоактивными отходами
- Радиационный контроль при обращении с радиоактивными отходами проводится в соответствии с нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.
- Специализированные организации, эксплуатирующие пункты захоронения радиоактивных отходов, проводят радиационный контроль в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения, установленных для таких пунктов захоронения, с учетом их последующего закрытия и необходимости проведения периодического радиационного контроля на период потенциальной опасности размещенных в них радиоактивных отходов.
- Требования к проведению периодического радиационного контроля после закрытия пунктов захоронения радиоактивных отходов и порядок его проведения устанавливаются специализированными организациями по согласованию с органами государственного регулирования безопасности.
Глава 3. Организационно-правовые основы обращения с радиоактивными отходами
Статья 17. Полномочия и функции органа государственного управления в сфере обращения с радиоактивными отходами
Орган государственного управления в сфере обращения с радиоактивными отходами:
1) осуществляет от имени Донецкой Народной Республики полномочия собственника находящихся в государственной собственности пунктов хранения радиоактивных отходов, за исключением их отчуждения;
2) осуществляет государственный учет и контроль радиоактивных отходов, в том числе регистрацию радиоактивных отходов и пунктов хранения радиоактивных отходов;
3) осуществляет деятельность по обеспечению безопасности при обращении с радиоактивными отходами и организации физической защиты пунктов хранения радиоактивных отходов;
4) обеспечивает разработку технических требований к пунктам захоронения радиоактивных отходов, к технологиям переработки, кондиционирования и хранения радиоактивных отходов;
5) запрашивает у органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и получает от них информацию, необходимую для формирования и ведения реестров радиоактивных отходов и пунктов хранения радиоактивных отходов;
6) осуществляет иные полномочия и функции в сфере обращения с радиоактивными отходами в соответствии с законами.
Статья 18. Полномочия и функции органов государственного регулирования безопасности при регулировании обращения с радиоактивными отходами
Органы государственного регулирования безопасности осуществляют следующие полномочия и функции при регулировании обращения с радиоактивными отходами:
1) разработка, утверждение и введение в действие норм и правил;
2) выдача организациям, осуществляющим обращение с радиоактивными отходами, эксплуатацию, вывод из эксплуатации и закрытие пунктов хранения радиоактивных отходов, разрешений (лицензий) на право ведения работ в сфере использования атомной энергии и определение условий действия таких разрешений (лицензий);
3) выдача работникам организаций, осуществляющих обращение с радиоактивными отходами, разрешений на право ведения работ в сфере использования атомной энергии в соответствии с перечнем должностей, установленным Правительством Донецкой Народной Республики;
4) осуществление надзора при обращении с радиоактивными отходами;
5) осуществление контроля за выполнением международных обязательств Донецкой Народной Республики при обращении с радиоактивными отходами;
6) осуществление иных полномочий и функций в соответствии с законами.
Статья 19. Специализированная организация по обращению с радиоактивными отходами
- Специализированная организация по обращению с радиоактивными отходами создается республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
- Специализированная организация по обращению с радиоактивными отходами осуществляет следующие виды деятельности:
1) обеспечивает безопасное обращение с принятыми на хранение, захоронение радиоактивными отходами;
2) выполняет функции заказчика проектирования и сооружения пунктов захоронения радиоактивных отходов;
3) выполняет работы по сбору, сортировке, переработке, кондиционированию, транспортированию, хранению и захоронению радиоактивных отходов;
4) обеспечивает эксплуатацию и вывод из эксплуатации пунктов хранения радиоактивных отходов, пунктов захоронения радиоактивных отходов;
5) иные виды деятельности в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
- Специализированная организация обязана:
1) принимать радиоактивные отходы на хранение, захоронение. Радиоактивные отходы, принимаемые на хранение, захоронение, должны соответствовать критериям приемлемости, а их захоронение должно быть оплачено. При приеме радиоактивных отходов на хранение, захоронение составляется акт приема-передачи радиоактивных отходов;
2) обеспечивать ядерную, радиационную, техническую, пожарную безопасность, охрану окружающей среды, соблюдение законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при эксплуатации пунктов хранения радиоактивных отходов, эксплуатации и выводе из эксплуатации пунктов захоронения радиоактивных отходов;
3) обеспечивать радиационный контроль на территориях размещения пунктов хранения радиоактивных отходов, пунктов захоронения радиоактивных отходов, в том числе периодический радиационный контроль после закрытия таких пунктов;
4) представлять по запросам юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления информацию по вопросам деятельности специализированной организации с учетом требований законодательства Донецкой Народной Республики о государственной тайне;
5) информировать органы государственной власти, органы местного самоуправления по вопросам безопасности при обращении с радиоактивными отходами и о радиационной обстановке на территории размещения пунктов хранения радиоактивных отходов.
Статья 20. Общие требования к организациям, в результате осуществления деятельности которых образуются радиоактивные отходы
- Организации, в результате осуществления деятельности которых образуются радиоактивные отходы, несут ответственность за безопасность при обращении с радиоактивными отходами до их передачи специализированной организации.
- Организации, в результате осуществления деятельности которых образуются радиоактивные отходы, обязаны:
1) ежегодно определять возможность дальнейшего использования образующихся в результате их деятельности материалов, веществ, оборудования, изделий, содержание радионуклидов в которых превышает уровни, установленные в соответствии с критериями отнесения твердых, жидких и газообразных отходов к радиоактивным отходам, установленными Правительством Донецкой Народной Республики, и относить их к радиоактивным отходам в случае невозможности дальнейшего использования;
2) обеспечивать безопасное обращение с радиоактивными отходами, в том числе их хранение в пределах установленных в соответствии с настоящим Законом сроков промежуточного хранения радиоактивных отходов;
3) до истечения сроков промежуточного хранения радиоактивных отходов осуществлять собственными силами или с привлечением специализированных организаций приведение радиоактивных отходов в соответствие с критериями приемлемости;
4) перевозить собственными силами или с привлечением специализированных организаций радиоактивные отходы к пункту хранения радиоактивных отходов, указанному специализированной организацией, и передавать радиоактивные отходы с их паспортами специализированной организации по акту приема-передачи.
- Организации, в результате осуществления деятельности которых образуются радиоактивные отходы, до истечения сроков промежуточного хранения радиоактивных отходов обязаны осуществить оплату их хранения или захоронения.
Статья 21. Финансовое обеспечение деятельности по обращению с радиоактивными отходами
Финансовое обеспечение деятельности по обращению с радиоактивными отходами осуществляется за счет средств Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики, средств местных бюджетов, собственных средств или привлеченных средств юридических лиц, средств физических лиц, а также иных не запрещенных законодательством Донецкой Народной Республики источников.
Глава 4. Обращение с радиоактивными отходами, образовавшимися до дня вступления в силу настоящего Закона
Статья 22. Первичная регистрация радиоактивных отходов и установление мест их размещения
- Целями первичной регистрации радиоактивных отходов и установления мест их размещения являются выявление наличия и объема радиоактивных отходов, установление условий их размещения.
- Первичная регистрация радиоактивных отходов и установление мест их размещения проводятся в отношении каждого пункта хранения радиоактивных отходов.
- Результаты первичной регистрации радиоактивных отходов и установления мест их размещения оформляются актом.
- Определение порядка и сроков проведения первичной регистрации радиоактивных отходов, образовавшихся до дня вступления в силу настоящего Закона, установление мест их размещения и утверждение формы акта первичной регистрации таких радиоактивных отходов осуществляются Правительством Донецкой Народной Республики.
- В отношении пунктов захоронения радиоактивных отходов определяются объем находящихся в них радиоактивных отходов и другие необходимые для внесения в реестр пунктов хранения радиоактивных отходов сведения.
- В отношении удаляемых радиоактивных отходов определяются объем и категории таких радиоактивных отходов, условия их размещения (пункт временного хранения радиоактивных отходов или пункт долговременного хранения радиоактивных отходов).
- В отношении особых радиоактивных отходов определяются объем таких радиоактивных отходов и условия их размещения (пункт размещения особых радиоактивных отходов или пункт консервации особых радиоактивных отходов).
- Принятие решения об отнесении радиоактивных отходов, находящихся в пункте долговременного хранения радиоактивных отходов, к особым радиоактивным отходам или удаляемым радиоактивным отходам может быть отложено до истечения определенного проектом срока эксплуатации пункта долговременного хранения радиоактивных отходов.
- На основании актов первичной регистрации радиоактивных отходов и установления мест их размещения по предложению органа государственного управления в сфере обращения с радиоактивными отходами Правительство Донецкой Народной Республики относит пункты хранения радиоактивных отходов к пунктам захоронения радиоактивных отходов, пунктам долговременного хранения радиоактивных отходов, пунктам размещения особых радиоактивных отходов, пунктам консервации особых радиоактивных отходов.
- На основании актов первичной регистрации радиоактивных отходов и установления мест их размещения, отнесения Правительством Донецкой Народной Республики пунктов хранения радиоактивных отходов к пунктам захоронения радиоактивных отходов, пунктам долговременного хранения радиоактивных отходов, пунктам размещения особых радиоактивных отходов, пунктам консервации особых радиоактивных отходов осуществляется регистрация накопленных радиоактивных отходов и пунктов хранения радиоактивных отходов.
Статья 23. Требования к обращению с накопленными радиоактивными отходами и пунктам их хранения
- Накопленные радиоактивные отходы, отнесенные к удаляемым радиоактивным отходам, должны быть извлечены, переработаны, кондиционированы и захоронены.
- В соответствии с требованиями, установленными законами, иными нормативными правовыми актами, должна быть обеспечена безопасность пунктов размещения особых радиоактивных отходов до перевода их в пункты консервации особых радиоактивных отходов или пункты захоронения радиоактивных отходов.
- Пункты размещения особых радиоактивных отходов должны быть переведены в пункты консервации особых радиоактивных отходов или пункты захоронения радиоактивных отходов. Решение о таком переводе принимается Правительством Донецкой Народной Республики по представлению органа государственного управления в сфере обращения с радиоактивными отходами.
- До истечения определенного проектом срока эксплуатации пункта долговременного хранения радиоактивных отходов орган государственного управления в сфере обращения с радиоактивными отходами должен принять решение о выводе из эксплуатации такого пункта хранения радиоактивных отходов либо представить в Правительство Донецкой Народной Республики предложение об изменении его статуса.
Глава 5. Обращение с отдельными видами радиоактивных отходов и требования к отдельным видам деятельности по обращению с радиоактивными отходами
Статья 24. Обращение с удаляемыми радиоактивными отходами
- Радиоактивные отходы, приведенные в соответствие с критериями приемлемости, подлежат захоронению или хранению специализированной организацией до ввода в эксплуатацию соответствующих пунктов захоронения радиоактивных отходов.
- В случае выявления несоответствия принимаемых для захоронения радиоактивных отходов критериям приемлемости организация, в результате осуществления деятельности которой образовались радиоактивные отходы, обязана обеспечить приведение их в соответствие с критериями приемлемости.
- Порядок определения соответствия радиоактивных отходов, принимаемых для захоронения, критериям приемлемости устанавливается республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах по согласованию с республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере здравоохранения.
Статья 25. Обращение с особыми радиоактивными отходами и требования к пунктам их хранения
- Обращение с особыми радиоактивными отходами осуществляется с учетом состояния пунктов размещения особых радиоактивных отходов, пунктов консервации особых радиоактивных отходов и потенциальной опасности размещенных в них радиоактивных отходов.
- Сооружение промышленных объектов и создание промышленных технологий, если это заведомо приводит к образованию особых радиоактивных отходов, запрещаются.
- Категории пунктов размещения особых радиоактивных отходов и пунктов консервации особых радиоактивных отходов, требования к обеспечению безопасности таких пунктов для населения и окружающей среды определяются нормами и правилами.
- Дополнительные требования к обеспечению безопасности отдельных пунктов размещения особых радиоактивных отходов и пунктов консервации особых радиоактивных отходов определяются нормативными правовыми актами органов государственного регулирования безопасности.
Статья 26. Обращение с радиоактивными отходами, образующимися при добыче и переработке урановых руд, и с очень низкоактивными радиоактивными отходами
- Организации, в результате осуществления деятельности которых по добыче и переработке урановых руд образуются радиоактивные отходы, и организации, эксплуатирующие особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты и осуществляющие деятельность, в результате которой образуются очень низкоактивные радиоактивные отходы, по решению Правительства Донецкой Народной Республики могут осуществлять захоронение указанных отходов в пунктах захоронения радиоактивных отходов, которые размещены на используемых такими организациями земельных участках. При захоронении радиоактивных отходов, образовавшихся при добыче и переработке урановых руд, и захоронении очень низкоактивных радиоактивных отходов заполнение паспортов радиоактивных отходов осуществляется ежегодно в течение периода эксплуатации пункта захоронения радиоактивных отходов и при закрытии пункта захоронения радиоактивных отходов. Заполненные паспорта радиоактивных отходов подлежат передаче специализированной организации.
- При передаче радиоактивных отходов, образующихся при добыче и переработке урановых руд, и очень низкоактивных радиоактивных отходов специализированной организации паспорт заполняется на всю партию передаваемых радиоактивных отходов.
Статья 27. Обращение с материалами с повышенным содержанием природных радионуклидов, образовавшимися при осуществлении не связанных с использованием атомной энергии видов деятельности по добыче и переработке минерального и органического сырья с повышенным содержанием природных радионуклидов
- С момента отнесения материалов с повышенным содержанием природных радионуклидов, образовавшихся при осуществлении не связанных с использованием атомной энергии видов деятельности по добыче и переработке минерального и органического сырья с повышенным содержанием природных радионуклидов, к радиоактивным отходам обращение с ними осуществляется в соответствии с требованиями, предусмотренными настоящим Законом.
- Безопасность обращения с материалами с повышенным содержанием природных радионуклидов, образовавшимися при осуществлении не связанных с использованием атомной энергии видов деятельности по добыче и переработке минерального и органического сырья с повышенным содержанием природных радионуклидов и не отнесенными к радиоактивным отходам, обеспечивается посредством проведения комплекса санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством в сфере охраны окружающей среды.
Статья 28. Обращение с отработавшими закрытыми источниками ионизирующего излучения
- Отработавший закрытый источник ионизирующего излучения должен быть передан на захоронение специализированной организации или для переработки организации – изготовителю закрытого источника ионизирующего излучения в порядке, установленном республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах по согласованию с республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере здравоохранения. Организация — изготовитель закрытого источника ионизирующего излучения, принявшая отработавший закрытый источник ионизирующего излучения для переработки, несет ответственность за безопасное обращение с таким источником и передачу специализированной организации радиоактивных отходов, образовавшихся при переработке такого источника.
- Передача отработавшего закрытого источника ионизирующего излучения на захоронение или для переработки осуществляется при наличии паспорта закрытого источника ионизирующего излучения. При отсутствии такого паспорта организация, в результате осуществления деятельности которой образовался отработавший закрытый источник ионизирующего излучения, должна обеспечить определение его характеристик в порядке, установленном республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
- Категории отработавших закрытых источников ионизирующего излучения и требования к их сбору, перевозке, хранению, захоронению определяются нормами и правилами.
Статья 29. Обращение с жидкими радиоактивными отходами и газообразными радиоактивными отходами
- Технические средства и организационные мероприятия, связанные с обращением с жидкими радиоактивными отходами, за исключением случаев, установленных настоящей статьей, должны обеспечивать их перевод в отвержденную форму, приведение в соответствие с критериями приемлемости и захоронение.
- Захоронение жидких низкоактивных радиоактивных отходов и жидких среднеактивных радиоактивных отходов в недрах в пределах горного отвода, в границах которого такие жидкие радиоактивные отходы должны быть локализованы, допускается исключительно в пунктах глубинного захоронения радиоактивных отходов, сооруженных и эксплуатируемых на день вступления в силу настоящего Закона. Жидкие радиоактивные отходы должны быть приведены в соответствие с критериями приемлемости для их захоронения в указанных пунктах захоронения. Захоронение радиоактивных отходов в указанных пунктах захоронения осуществляется в соответствии с Законом «О недрах», нормами и правилами.
- Обращение с газообразными радиоактивными отходами должно быть направлено на предотвращение поступления радиоактивных веществ в окружающую среду в количествах, превышающих нормативы допустимых выбросов.
- Технические средства и организационные мероприятия, связанные с обращением с газообразными радиоактивными отходами, определяются в соответствии с нормами и правилами.
Статья 30. Особенности ввоза в Донецкую Народную Республику и вывоза из Донецкой Народной Республики радиоактивных отходов
- Ввоз в Донецкую Народную Республику радиоактивных отходов в целях их хранения, переработки и захоронения запрещен, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
- В случае если закрытый источник ионизирующего излучения был ввезен в Донецкую Народную Республику, разрешается возврат отработавшего закрытого источника ионизирующего излучения в страну поставщика закрытого источника ионизирующего излучения. Порядок возврата отработавшего закрытого источника ионизирующего излучения в страну поставщика закрытого источника ионизирующего излучения устанавливается Правительством Донецкой Народной Республики.
- Разрешается возврат в Донецкую Народную Республику отработавших закрытых источников ионизирующего излучения, произведенных в Донецкой Народной Республике, в том числе для цели их переработки или захоронения. Финансирование мероприятий по возврату отработавших закрытых источников ионизирующего излучения, произведенных в Донецкой Народной Республике, осуществляется организацией – экспортером закрытого источника ионизирующего излучения. Порядок возврата в Донецкую Народную Республику отработавших закрытых источников ионизирующего излучения, произведенных в Донецкой Народной Республике, в том числе для цели их переработки или захоронения, устанавливается Правительством Донецкой Народной Республикой.
- Ввоз в Донецкую Народную Республику радиоактивных отходов в целях их хранения, переработки и захоронения, допускается исключительно в случае, если это предусмотрено международным договором Донецкой Народной Республики. Хранение, переработка и (или) захоронение таких радиоактивных отходов осуществляется на платной основе.
Глава 6. Ответственность за нарушение требований в сфере обращения с радиоактивными отходами
Статья 31. Виды и основания ответственности за нарушение требований в сфере обращения с радиоактивными отходами
Лица, виновные в нарушении установленных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами требований в сфере обращения с радиоактивными отходами, несут гражданско-правовую, уголовную, административную, дисциплинарную ответственность в соответствии с законом.
Статья 32. Возмещение ущерба, причиненного вследствие нарушения требований в сфере обращения с радиоактивными отходами
Ущерб, причиненный вследствие нарушения требований в сфере обращения с радиоактивными отходами жизни, здоровью или имуществу физических лиц, имуществу юридических лиц, окружающей среде, подлежит возмещению в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
Глава 7. Заключительные и переходные положения
Статья 33. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом
- Правительству Донецкой Народной Республики в течение девяти месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона:
1) привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом;
2) принять нормативные правовые акты, предусмотренные настоящим Законом;
3) обеспечить приведение нормативных правовых актов органов исполнительной власти в соответствие с настоящим Законом;
4) обеспечить принятие органами исполнительной власти нормативных правовых актов, предусмотренных настоящим Законом.
- До приведения законов и иных нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики в соответствие с настоящим Законом, они применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.
Статья 34. Переходные положения
- До формирования органов местного самоуправления и вступления в силу закона, регулирующего вопросы их организации, функции органов местного самоуправления, предусмотренные настоящим Законом, могут осуществляться местными администрациями в пределах, определенных Главой Донецкой Народной Республики.
- До вступления в силу закона, регулирующего вопросы приобретения и лишения гражданства Донецкой Народной Республики, гражданами Донецкой Народной Республики в понимании настоящего Закона являются лица, имеющие право на получение паспорта гражданина Донецкой Народной Республики в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
- 3. Определить, что в соответствии с настоящим Законом:
1) органом государственного управления в сфере обращения с радиоактивными отходами является республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
2) органами государственного регулирования безопасности являются республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах и республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере здравоохранения, в пределах их компетенции.
Статья 35. Внесение изменений в статью 48 Закона Донецкой Народной Республики «Об охране окружающей среды»
Внести в часть 3 статьи 48 Закона Донецкой Народной Республики от 30 апреля 2015 года № 38-IНС «Об охране окружающей среды» (опубликован на официальном сайте Народного Совета Донецкой Народной Республики
20 мая 2015 года) изменение, изложив ее в следующей редакции:
«3. Ввоз в Донецкую Народную Республику радиоактивных отходов из иностранных государств на основании договоров хранения, в том числе в целях захоронения, а также затопление радиоактивных отходов и ядерных материалов запрещаются, за исключением предусмотренным законом, регулирующим правоотношения в сфере обращении с радиоактивными отходами, случаев ввоза в Донецкую Народную Республику радиоактивных отходов в целях их хранения, переработки или захоронения.».
Глава
Донецкой Народной Республики Д.В. Пушилин
г. Донецк
22 апреля 2022 года
№ 375-IIНС