Дата публикации 16:30 15.04.2022

 

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

ЗАКОН

 

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

 

 

Принят Постановлением Народного Совета 15 апреля 2022 года

 

 

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

Настоящий Закон определяет правовое положение, порядок создания и деятельности государственных фондов развития промышленности, осуществляющих оказание финансовой поддержки субъектам деятельности в сфере промышленности в форме целевых займов и грантов, предоставляемых на условиях и в порядке, определенных Правительством Донецкой Народной Республики.

Статья 2. Правовое регулирование оказания финансовой поддержки в форме целевых займов и грантов

Правовое регулирование оказания финансовой поддержки в форме целевых займов и грантов основывается на Конституции Донецкой Народной Республики и осуществляется в соответствии с настоящим Законом, а также другими нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ним, бюджетным и гражданским законодательством Донецкой Народной Республики в рамках оказания финансовой поддержки субъектам деятельности в сфере промышленности.

Статья 3. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

1) грант – денежные средства, предоставляемые субъектам деятельности в сфере промышленности на безвозвратной и бесплатной основе в рамках настоящего Закона;

2) заемщик или грантополучатель – субъект деятельности в сфере промышленности, заключивший договор в целях получения целевого займа или гранта в рамках настоящего Закона;

3) компетентный республиканский орган исполнительной власти – республиканский орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленности и торговли;

4) мониторинг реализации проектов предприятий – действия государственных фондов развития промышленности при участии компетентного республиканского органа исполнительной власти, направленные на осуществление контроля целевого использования целевого займа или гранта в рамках, определенных законодательством Донецкой Народной Республики и (или) договором, в соответствии с которым предоставляется такой целевой заем или грант;

5) проект предприятия совокупность организационных, производственных, технических, финансовых, кадровых мероприятий, отраженных в едином документе, имеющих целью в установленный бюджет и сроки реализовать условия предоставления займа или гранта;

6) системообразующее предприятие — предприятие, продукция или услуги которого важны для жизнеобеспечения той или иной территории либо функционирования той или иной отрасли, либо социально-экономической системы региона;

7) субъекты деятельности в сфере промышленности – юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере машиностроения, металлургии, строительных и нерудных материалов, химической, легкой, фармацевтической, целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей промышленности, в сфере технического регулирования (стандартизации, сертификации) и единства измерений (метрологии) и оборонно-промышленного комплекса;

8) целевой заем (далее – заем) – заем, предоставляемый субъектам деятельности в сфере промышленности, на цели, определенные Правительством Донецкой Народной Республики, на возвратной и платной основе по ставке установленной Правительством Донецкой Народной Республики.

Статья 4. Государственные фонды развития промышленности

  1. Финансовую поддержку субъектам деятельности в сфере промышленности могут предоставлять государственные фонды развития промышленности, создаваемые Донецкой Народной Республикой в организационно-правовой форме фонда или автономной некоммерческой организации.
  2. Государственные фонды развития промышленности создаются и действуют в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
  3. Полномочия и функции учредителя государственного фонда развития промышленности от имени Донецкой Народной Республики выполняет Правительство Донецкой Народной Республики, которое вправе передать их компетентному органу.
  4. Государственные фонды развития промышленности предоставляют финансовую поддержку субъектам деятельности в сфере промышленности в любой соответствующей законодательству Донецкой Народной Республики форме, в том числе в форме займов, грантов, взносов в уставной капитал, финансовой аренды (лизинга).
  5. Государственные фонды развития промышленности, создаваемые Донецкой Народной Республикой, осуществляют финансовую поддержку субъектов деятельности в сфере промышленности за счет средств, выделенных из Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики распорядителю бюджетных средств, а также за счет иных не запрещенных законодательством Донецкой Народной Республики источников финансирования.
  6. Средства, полученные автономной некоммерческой организацией при возврате выданных ею займов, от уплаты заемщиком процентов за пользование займом, а также средства, полученные в случае истребования гранта (части гранта), могут быть использованы на оказание финансовой поддержки субъектам деятельности в сфере промышленности.

Глава 2. Деятельность автономной некоммерческой организации, направленная на предоставление финансовой поддержки

Статья 5. Особенности деятельности автономной некоммерческой организации, связанной с предоставлением займа или гранта

  1. Автономная некоммерческая организация в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики, уполномочена осуществлять:

1) прием, рассмотрение, анализ, предварительную проверку проектов предприятий, предоставленных субъектами деятельности в сфере промышленности;

2) организацию и проведение входной экспертизы и экспресс — оценки проектов предприятий, предоставленных субъектами деятельности, в сфере промышленности в порядке, установленном Правительством Донецкой Народной Республики;

3) организацию проведения комплексной экспертизы и формирования заключения по проектам предприятий, предоставленным субъектами деятельности в сфере промышленности, в порядке, установленном Правительством Донецкой Народной Республики;

4) создание совещательных органов — рабочих групп по отбору, сопровождению и мониторингу реализации проектов предприятий;

5) мониторинг за целевым использованием получателями займа или гранта совместно с компетентным республиканским органом исполнительной власти;

6) подготовку и направление обращений в компетентный республиканский орган исполнительной власти, по вопросам предоставления займов или грантов, в целях решения вопросов, связанных с невыполнением обязательств получателями займа или гранта;

7) подготовку докладов о планах деятельности автономной некоммерческой организации относительно предоставления займов или грантов и предоставление отчетности о результатах деятельности компетентному республиканскому органу исполнительной власти.

  1. Предоставление грантов или займов осуществляется автономной некоммерческой организацией путем заключения соответствующих договоров, в порядке, определенном Правительством Донецкой Народной Республики. Типовые формы договора целевого займа или предоставления гранта утверждаются компетентным республиканским органом исполнительной власти.
  2. Деятельность автономной некоммерческой организации по предоставлению грантов или займов не подлежит лицензированию и регистрации в Центральном Республиканском Банке Донецкой Народной Республики.

Статья 6. Информационно-консультационная поддержка субъектов деятельности в сфере промышленности

Предоставление информационно-консультационной поддержки компетентным республиканским органом исполнительной власти и государственными фондами развития промышленности может осуществляться в виде:

1) консультационной, информационной и иной предусмотренной законодательством поддержки, издания и (или) ведения каталогов, справочников, бюллетеней, баз данных, сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащих экономическую, правовую, производственно-технологическую информацию, необходимую для производства промышленной продукции, и информацию в сфере маркетинга;

2) организации проведения выставок, ярмарок, конференций или содействия в их проведении;

3) предоставления учебно-методического обеспечения;

4) иных мероприятий, связанных с предоставлением информационно-консультационной поддержки.

Глава 3. Реализация полномочий, направленная на предоставление финансовой поддержки

Статья 7. Особенности реализации полномочий компетентного республиканского органа исполнительной власти

Компетентный республиканский орган исполнительной власти, для достижения цели, установленной настоящим Законом, в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики, осуществляет следующие полномочия:

1) участвует в проведении комплексной экспертизы проектов предприятий;

2) участвует в подготовке заключений о результатах проведенной комплексной экспертизы проектов предприятий;

3) участвует в проведении мониторинга целевого использования средств субъектами деятельности в сфере промышленности, получившими заем или грант;

4)  подготавливает и направляет обращения, документы в Правительство Донецкой Народной Республики по вопросам, относящимся к деятельности государственных фондов развития промышленности;

5) подготавливает доклады о состоянии и развитии субъектов деятельности в сфере промышленности, предпринятых и планируемых для них мерах финансовой поддержки;

6) утверждает типовые формы договоров целевых займов и предоставления грантов;

7) согласовывает критерии эффективности реализации проекта предприятия субъектов деятельности в сфере промышленности;

8) утверждает форму проекта предприятия субъекта деятельности в сфере промышленности и формирует требования к содержанию проекта предприятия.

Статья 8. Особенности реализации полномочий Правительства Донецкой Народной Республики

  1. Правительство Донецкой Народной Республики в лице Межведомственной комиссии по оказанию поддержки субъектам предпринимательства осуществляет:

1) рассмотрение проектов предприятий субъектов деятельности в сфере промышленности, результатов комплексной экспертизы, предоставленных в Межведомственную комиссию по оказанию поддержки субъектам предпринимательства;

2) ранжирование проектов предприятий согласно методике, определенной Правительством Донецкой Народной Республики;

3) утверждение объема (изменение объема) и условий финансирования проектов предприятий за счет средств целевого займа или гранта;

4) принятие решения о предоставлении или отказе в предоставлении целевого займа или гранта;

5) заслушивание докладов и отчётов по направлению предоставления займов или грантов;

6) рассмотрение выявленных нарушений и отклонений в реализации проекта предприятия в целях принятия решений:

а) о досрочном возмещении израсходованных нецелевым образом средств займа (истребовании гранта) и рассмотрении вопроса о дальнейшем статусе реализации проекта предприятия;

б) о продлении сроков устранения допущенных заемщиками, грантополучателями нарушений, выявленных автономной некоммерческой организацией;

в) об изменении целевых показателей эффективности проекта предприятия;

г) об изменении графика/календарного плана погашения займа.

  1. Результатом работы Межведомственной комиссии является решение о предоставлении или отказе в предоставлении займа (гранта), которое направляется Правительству Донецкой Народной Республики, для принятия соответствующего распоряжения в течение (двух) рабочих дней с момента принятия такого решения. Срок вынесения решения Межведомственной комиссией о предоставлении займа (гранта) и принятия распоряжения Правительства Донецкой Народной Республики о предоставлении займа (гранта) составляет не более 10 (десяти) рабочих дней.

Статья 9. Проект предприятия

  1. Для получения займа, гранта, субъекты деятельности в сфере промышленности осуществляют подготовку проекта предприятия, который предоставляется в автономную некоммерческую организацию с целью и в установленные проектом бюджет и сроки осуществить запуск и (или) модернизацию как предприятия в целом, так и его одного или нескольких структурных подразделений (филиалов, цехов, производственных участков, отделов и так далее), а также сохранение и развитие технологических линий, производственного потенциала и стабильной его загрузки.
  2. Требования к содержанию проекта предприятия и форма проекта предприятия субъекта деятельности в сфере промышленности утверждается компетентным республиканским органом исполнительной власти.

Статья 10. Осуществление финансовой поддержки автономной некоммерческой организацией

  1. Автономная некоммерческая организация осуществляет финансовую поддержку субъектов деятельности в сфере промышленности путем выделения финансирования в форме грантов или займов за счет средств субсидий из Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики, выделенных в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики, а также за счет иных, не запрещенных законодательством Донецкой Народной Республики источников финансирования.
  2. Займы или гранты, предоставляемые в соответствии с настоящим Законом субъектам деятельности в сфере промышленности подлежат казначейскому сопровождению в порядке, предусмотренном законодательством.

Статья 11. Процедура предоставления грантов или займов автономной некоммерческой организацией

  1. Процедура предоставления займов или грантов автономной некоммерческой организацией, отбора проектов предприятий и проведения мониторинга реализации проектов предприятий, а также проведения входной экспертизы, экспресс-оценки, комплексной экспертизы осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами Правительства Донецкой Народной Республики.
  2. Основанием для предоставления денежных средств займа или гранта является договор, заключаемый между заемщиком или грантополучателем и автономной некоммерческой организацией на основании решения Межведомственной комиссии по оказанию поддержки субъектам предпринимательства и Распоряжения Правительства Донецкой Народной Республики.

Статья 12. Мониторинг реализации проектов предприятий

  1. Мониторинг реализации проекта предприятия осуществляется автономной некоммерческой организацией, с участием компетентного республиканского органа исполнительной власти, на протяжении всего хода реализации проекта предприятия и выполнения заемщиком или грантополучателем обязательств по договору предоставления займа или гранта до окончания срока его действия или досрочного расторжения.
  2. Процедура проведения мониторинга реализации проекта предприятия, а равно способ и объем предоставления информации заемщиком или грантополучателем к данному мониторингу определяются в соответствии с условиями договора.
  3. Уполномоченные представители автономной некоммерческой организации, компетентного республиканского органа исполнительной власти в период проведения мониторинга реализации проекта предприятия — заемщика или грантополучателя, в целях проверки выполнения ими договорных обязательств по договору целевого займа или предоставления гранта, осуществляют:

1) проверку наличия необходимого оборудования и фактического выполнения работ (услуг), закупка которых осуществлена за счет средств займа или гранта;

2) анализ полученной экономической эффективности реализации проекта предприятия;

3) изучение полученной от заемщика или грантополучателя информации по вопросу целевого использования выделенных средств;

4) иные действия, направленные на мониторинг целевого расходования средств займа или гранта.

Глава 4. Заключительные положения

Статья 13. Внесение изменений в некоторые законодательные акты Донецкой Народной Республики

  1. Внести в Закон Донецкой Народной Республики от 25 декабря 2015 года №99-IНС «О налоговой системе» (опубликован на официальном сайте Народного Совета Донецкой Народной Республики19 января 2016 года) следующие изменения:

1) подпункт 71.2.11 пункта 71.2 статьи 71 изложить в следующей редакции:

«71.2.11. суммы денежных средств или стоимость имущества, полученные субъектом хозяйствования в виде целевых государственных дотаций или государственной помощи, а также в форме грантов;»;

2) пункт 78.1 статьи 78 дополнить подпунктом 78.1.7 следующего содержания:

«78.1.7. автономных некоммерческих организаций, созданных в рамках Закона Донецкой Народной Республики «Об особенностях оказания государственной финансовой поддержки субъектам деятельности в сфере промышленности», которые получают доходы в виде:

а) субсидий, полученных из Республиканского бюджета;

б) средств от полученных процентов за пользование займом;

в) средств или имущества, поступающих безвозмездно или в виде безвозвратной финансовой помощи или добровольных пожертвований;

г) средств или имущества, поступающих от ведения основной деятельности, указанной в учредительных документах.».

  1. Внести изменения в часть 1 статьи 24 Закона Донецкой Народной Республики от 7 августа 2020 года № 174-IIНС «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (опубликован на официальном сайте Народного Совета Донецкой Народной Республики 11 августа 2020 года), дополнив его пунктом 3 следующего содержания:

«3) целевых займов или грантов, предоставляемых автономной некоммерческой организацией в рамках Закона Донецкой Народной Республики «Об особенностях оказания государственной финансовой поддержки субъектам деятельности в сфере промышленности» в порядке, определенном Правительством Донецкой Народной Республики.».

Статья 14. Заключительные положения

  1. Действующее законодательство в сфере закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых за бюджетные средства не распространяется на товары, работы и услуги, приобретаемые за счет средств, полученных автономной некоммерческой организацией из Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики и предоставленных субъектам деятельности в сфере промышленности в форме грантов или займов в рамках настоящего Закона.
  2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
  3. 3. Правительству Донецкой Народной Республики, в течение одного месяца со дня вступления в силу настоящего Закона обеспечить:

1) приведение своих нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом;

2) принятие нормативных правовых актов, предусмотренных настоящим Законом.

  1. Республиканскому органу исполнительной власти, реализующему государственную политику сфере в промышленности и торговли, в течение одного месяца со дня вступления в силу настоящего Закона обеспечить:

1) приведение своих нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом;

2) принятие нормативных правовых актов, предусмотренных настоящим Законом.

  1. До приведения законов и иных нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики в соответствие с настоящим Законом законы и иные нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.

 

 

 

 

Глава

Донецкой Народной Республики                                          Д.В. Пушилин

г. Донецк

15 апреля 2022 года

№ 362-IIНС