Дата публикации 16:31 15.04.2022

 

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

ЗАКОН

 

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Принят Постановлением Народного Совета 15 апреля 2022 года

 

(С изменениями, внесенными Законом

от 24.06.2022 № 385-IIНС)

 

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

Настоящий Закон определяет правовое положение, порядок создания и деятельности государственных фондов развития промышленности, осуществляющих оказание финансовой поддержки субъектам деятельности в сфере промышленности в форме целевых займов и грантов, предоставляемых на условиях и в порядке, определенных Правительством Донецкой Народной Республики.

Статья 2. Правовое регулирование оказания финансовой поддержки в форме целевых займов и грантов

Правовое регулирование оказания финансовой поддержки в форме целевых займов и грантов основывается на Конституции Донецкой Народной Республики и осуществляется в соответствии с настоящим Законом, а также другими нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ним, бюджетным и гражданским законодательством Донецкой Народной Республики.

(Статья 2 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 24.06.2022 № 385-IIНС)

Статья 3. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

1) грант – денежные средства, предоставляемые субъектам деятельности в сфере промышленности на безвозвратной (при соблюдении условий выдачи гранта) и бесплатной основе в рамках настоящего Закона;

(Пункт 1 статьи 3 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 24.06.2022 № 385-IIНС)

2) заемщик или грантополучатель – субъект деятельности в сфере промышленности, заключивший договор в целях получения целевого займа или гранта в рамках настоящего Закона;

3) компетентный республиканский орган исполнительной власти – республиканский орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленности и торговли;

31) комплексная экспертиза проекта предприятия – анализ производственно-технологических, маркетинговых, финансово-экономических, правовых и иных аспектов проекта предприятия, проводимый для определения целесообразности и обоснованности предоставления целевого займа, гранта;

(Пункт 31 статьи 3 введен Законом от 24.06.2022 № 385-IIНС)

4) мониторинг реализации проектов предприятий – действия государственных фондов развития промышленности при участии компетентного республиканского органа исполнительной власти, направленные на осуществление контроля целевого использования целевого займа или гранта;

(Пункт 4 статьи 3 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 24.06.2022 № 385-IIНС)

41) ранжирование проектов предприятий – процедура оценки и определения приоритетности проектов предприятий;

(Пункт 41 статьи 3 введен Законом от 24.06.2022 № 385-IIНС)

5) проект предприятия обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления финансирования, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план);

(Пункт 5 статьи 3 изложен в новой редакции в соответствии с Законом от 24.06.2022 № 385-IIНС)

6) (Пункт 6 статьи 3 утратил силу в соответствии с Законом от 24.06.2022 № 385-IIНС);

7) субъекты деятельности в сфере промышленности – юридические лица, филиалы юридических лиц – нерезидентов, аккредитованных на территории Донецкой Народной Республики, физические лица – предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере машиностроения, металлургии, строительных и нерудных материалов, химической, легкой, фармацевтической, целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей промышленности и иных сферах перерабатывающей (обрабатывающей) промышленности, в сфере технического регулирования (стандартизации, сертификации) и единства измерений (метрологии), оборонно-промышленного комплекса;

(Пункт 7 статьи 3 изложен в новой редакции в соответствии с Законом от 24.06.2022 № 385-IIНС)

8) целевой заем (далее – заем) – денежные средства, предоставляемые субъектам деятельности в сфере промышленности на возвратной и платной основе по ставке, установленной Правительством Донецкой Народной Республики;

(Пункт 8 статьи 3 изложен в новой редакции в соответствии с Законом от 24.06.2022 № 385-IIНС)

9) экспресс-оценка проекта предприятия – предварительный анализ (проверка) соответствия проектов предприятий, а также их заявителей требованиям предоставления займов, грантов.

(Пункт 9 статьи 3 введен Законом от 24.06.2022 № 385-IIНС)

Статья 4. Государственные фонды развития промышленности

  1. Финансовую поддержку субъектам деятельности в сфере промышленности предоставляют государственные фонды развития промышленности, создаваемые Донецкой Народной Республикой в организационно-правовой форме фонда или государственного автономного учреждения.
  2. Государственные фонды развития промышленности создаются и действуют в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
  3. Полномочия и функции учредителя государственного фонда развития промышленности от имени Донецкой Народной Республики выполняет Правительство Донецкой Народной Республики, которое вправе делегировать часть полномочий и функций учредителя компетентному республиканскому органу исполнительной власти.
  4. Государственные фонды развития промышленности, созданные в организационно-правовой форме государственного автономного учреждения (далее – учреждение), являются юридическими лицами и от своего имени могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде.

Собственником имущества учреждения является Донецкая Народная Республика. Учреждение не вправе самостоятельно распоряжаться закрепленным за ним имуществом. Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Донецкой Народной Республики.

  1. К компетенции учредителя в отношении учреждения относится:

1) осуществление прав собственника имущества;

2) утверждение устава учреждения, внесение в него дополнений и изменений;

3) рассмотрение и одобрение предложений руководителя учреждения о создании филиалов, об открытии представительств учреждения;

4) ликвидация учреждения;

5) утверждение передаточного акта или разделительного баланса;

6) назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;

7) назначение руководителя учреждения и прекращение его полномочий, а также заключение и прекращение трудового договора с ним;

8) осуществление иных полномочий, предусмотренных нормативными правовыми актами Правительства Донецкой Народной Республики, принятыми в соответствии с настоящим Законом.

  1. Учредительным документом учреждения является устав, который должен в том числе содержать следующие сведения: о наименовании учреждения, указывающем на характер его деятельности,
    а также на собственника его имущества; об указании на тип – «государственное автономное учреждение»; о местонахождении учреждения; об органе, осуществляющем функции и полномочия учредителя учреждения; о предмете и цели деятельности учреждения; об исчерпывающем перечне видов деятельности, которые учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано; о структуре, компетенции органов учреждения, порядке их формирования, сроках полномочий и порядке их деятельности; об ответственности учреждения по своим обязательствам
    и обязательствам учредителя.
  2. В случае ликвидации учреждения его имущество передается учредителю.
  3. Устав государственного фонда развития промышленности, созданного в организационно-правовой форме фонда (далее – фонд), утверждается учредителем и должен в том числе содержать сведения:
    о наименовании фонда, включающем слово «фонд», местонахождении, предмете и целях его деятельности; об органах фонда; о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения от исполнения обязанностей; об особенностях создания, регистрации, деятельности, структуры органов управления фонда; о порядке управления имуществом фонда, осуществлении учредителем своих прав.
  4. В случае ликвидации фонда его имущество передается учредителю.
  5. Финансирование государственных фондов развития промышленности осуществляется за счет:

1) средств субсидий из Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики в порядке, определенном Правительством Донецкой Народной Республики;

2) средств, полученных при возврате выданных займов, от уплаты заемщиком процентов за пользование займом;

3) средств, полученных в случае истребования гранта (части гранта);

4) иных незапрещенных источников.

  1. Операции со средствами, указанными в части 10 настоящей статьи, поступающими государственным фондам развития промышленности, а также средствами, полученными субъектами деятельности в сфере промышленности – заемщиками (грантополучателями) от государственных фондов развития промышленности, учитываются на лицевых счетах, открытых государственными фондами развития промышленности и субъектами деятельности в сфере промышленности – заемщиками (грантополучателями) в Республиканском казначействе Донецкой Народной Республики, и подлежат казначейскому сопровождению в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
  2. Деятельность государственных фондов развития промышленности по предоставлению грантов, займов не подлежит лицензированию, государственные фонды развития промышленности не подлежат регистрации в Центральном Республиканском Банке Донецкой Народной Республики.

(Статья 4 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 24.06.2022 № 385-IIНС)

Глава 2. Деятельность государственных фондов развития промышленности

(Наименование Главы 2 изложено в новой редакции в соответствии с Законом от 24.06.2022 № 385-IIНС)

Статья 5. Права и обязанности государственных фондов развития промышленности

  1. Государственные фонды развития промышленности:

1) осуществляют прием, учет проектов предприятий, проведение их входной экспертизы и экспресс-оценки;

2) проводят совместно с компетентным республиканским органом исполнительной власти комплексную экспертизу проектов предприятий, мониторинг реализации проектов предприятий;

3) осуществляют подготовку и заключение договоров между заемщиками (грантополучателями) и государственными фондами развития промышленности (далее – договор займа, гранта);

4) производят выдачу (перечисление) займов, грантов;

5) осуществляют подготовку докладов, справок и иных аналитических материалов по вопросам предоставления займов, грантов;

6) осуществляют претензионную и исковую деятельность;

7) направляют обращения в компетентный республиканский орган исполнительной власти по вопросам предоставления займов, грантов.

  1. Государственные фонды развития промышленности осуществляют иные права и обязанности, предусмотренные настоящим Законом, а также принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Донецкой Народной Республики, компетентного республиканского органа исполнительной власти.

(Статья 5 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 24.06.2022 № 385-IIНС)

Статья 6. Информационно-консультационная поддержка субъектов деятельности в сфере промышленности

Предоставление информационно-консультационной поддержки компетентным республиканским органом исполнительной власти и государственными фондами развития промышленности может осуществляться в виде:

1) консультационной, информационной и иной предусмотренной законодательством поддержки, издания и (или) ведения каталогов, справочников, бюллетеней, баз данных, сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащих экономическую, правовую, производственно-технологическую информацию, необходимую для производства промышленной продукции, и информацию в сфере маркетинга;

2) организации проведения выставок, ярмарок, конференций или содействия в их проведении;

3) предоставления учебно-методического обеспечения;

4) иных мероприятий, связанных с предоставлением информационно-консультационной поддержки.

Глава 3. Реализация полномочий, направленная на предоставление финансовой поддержки

Статья 7. Полномочия компетентного республиканского органа исполнительной власти

  1. Компетентный республиканский орган исполнительной власти осуществляет:

1) координацию и контроль деятельности государственных фондов развития промышленности;

2) совместно с уполномоченными представителями государственных фондов развития промышленности проведение комплексной экспертизы проектов предприятий, мониторинга реализации проектов предприятий;

3) ранжирование проектов предприятий;

4) направление и представление в Межведомственную комиссию по оказанию поддержки субъектам предпринимательства
(далее – Межведомственная комиссия) проектов предприятий, заключений комплексной экспертизы к ним, материалов ранжирования, предложений о внесении изменений в договоры займа, гранта или об их досрочном расторжении;

5) анализ эффективности деятельности государственных фондов развития промышленности по вопросам выдачи займов, грантов;

6) направление в Правительство Донецкой Народной Республики ежегодных отчетов об эффективности мер финансовой поддержки субъектов деятельности в сфере промышленности, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, а также эффективности деятельности государственных фондов развития промышленности;

7) информационно-консультационную поддержку государственных фондов развития промышленности и субъектов деятельности в сфере промышленности по вопросам выдачи займов, грантов.

  1. Компетентный республиканский орган исполнительной власти осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, а также принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Донецкой Народной Республики.

(Статья 7 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 24.06.2022 № 385-IIНС)

Статья 8. Особенности осуществления полномочий Правительством Донецкой Народной Республики

  1. Правительство Донецкой Народной Республики в лице Межведомственной комиссии:

1) рассматривает проекты предприятий, заключения комплексной экспертизы к ним, материалы ранжирования проектов предприятий;

2) одобряет предоставление займов, грантов (отказывает в одобрении);

3) одобряет внесение изменений в договоры займа, гранта или их досрочное расторжение (отказывает в одобрении);

4) рассматривает (заслушивает) аналитическую информацию (доклады, отчеты) компетентного республиканского органа исполнительной власти, государственных фондов развития промышленности по вопросам их деятельности, связанной с выдачей займов, грантов;

5) осуществляет иные полномочия, предусмотренные нормативными правовыми актами Правительства Донецкой Народной Республики, принятыми в соответствии с настоящим Законом.

  1. Положение о Межведомственной комиссии утверждается Правительством Донецкой Народной Республики.

(Статья 8 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 24.06.2022 № 385-IIНС)

Статья 9. Проект предприятия

  1. Для получения займа, гранта, субъекты деятельности в сфере промышленности осуществляют подготовку проекта предприятия, который предоставляется в государственный фонд развития промышленности с целью и в установленные проектом бюджет и сроки осуществить запуск и (или) модернизацию как предприятия в целом, так и его одного или нескольких структурных подразделений (филиалов, цехов, производственных участков, отделов и так далее), а также сохранение и развитие технологических линий, производственного потенциала и стабильной его загрузки.

(Часть 1 статьи 9 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 24.06.2022 № 385-IIНС)

  1. (Часть 2 статьи 9 утратила силу в соответствии с Законом от 24.06.2022 № 385-IIНС)

(Статья 10 утратила силу в соответствии с Законом от 24.06.2022 № 385-IIНС)

Статья 11. Порядок предоставления займов, грантов

  1. Для получения займа, гранта субъекты деятельности в сфере промышленности предоставляют в государственный фонд развития промышленности проект предприятия, который подлежит входной экспертизе, экспресс-оценке, комплексной экспертизе, отбору (ранжированию), рассмотрению Межведомственной комиссией.
  2. Правовым основанием предоставления займа, гранта является договор займа, гранта, который заключается на основании протокольного решения Межведомственной комиссии об одобрении предоставления займа, гранта. Договор займа, гранта содержит в том числе следующие обязательные положения:

1) цели и условия предоставления займа, гранта;

2) размер займа, гранта, ставка по займу;

3) обязательства заемщика (грантополучателя) о целевом использовании займа, гранта, обеспечении достижения установленных договором займа, гранта целевых показателей эффективности проекта предприятия;

4) порядок осуществления мониторинга реализации проекта предприятия;

5) ответственность заемщика (грантополучателя), правовые последствия несоблюдения условий договора займа, гранта;

6) случаи, порядок и сроки возврата (истребования) займа, гранта.

  1. Порядок предоставления займов, грантов, а также проведения, входной экспертизы, экспресс-оценки, комплексной экспертизы, отбора (ранжирования) проектов предприятий устанавливается Правительством Донецкой Народной Республики.
  2. Форма и требования к содержанию проекта предприятия, форма заявки на предоставление займа, гранта, а также примерная форма договора займа, гранта утверждаются компетентным республиканским органом исполнительной власти.
  3. В целях обеспечения контроля соблюдения заемщиком (грантополучателем) обязательств по договору займа, гранта в отношении проекта предприятия осуществляется мониторинг его реализации.

(Статья 11 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 24.06.2022 № 385-IIНС)

Статья 12. Мониторинг реализации проектов предприятий

  1. Мониторинг реализации проекта предприятия осуществляется государственными фондами развития промышленности с участием компетентного республиканского органа исполнительной власти, на протяжении всего хода реализации проекта предприятия и выполнения заемщиком или грантополучателем обязательств по договору предоставления займа или гранта до окончания срока его действия или досрочного расторжения.

(Часть 1 статьи 12 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 24.06.2022 № 385-IIНС)

  1. Процедура проведения мониторинга реализации проекта предприятия, а равно способ и объем предоставления информации заемщиком или грантополучателем к данному мониторингу определяются в соответствии с условиями договора.
  2. Уполномоченные представители государственного фонда развития промышленности, компетентного республиканского органа исполнительной власти в период проведения мониторинга реализации проекта предприятия — заемщика или грантополучателя, в целях проверки выполнения ими договорных обязательств по договору целевого займа или предоставления гранта, осуществляют:

1) проверку наличия необходимого оборудования и фактического выполнения работ (услуг), закупка которых осуществлена за счет средств займа или гранта;

2) анализ полученной экономической эффективности реализации проекта предприятия;

3) изучение полученной от заемщика или грантополучателя информации по вопросу целевого использования выделенных средств;

4) иные действия, направленные на мониторинг целевого расходования средств займа или гранта.

(Часть 3 статьи 12 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 24.06.2022 № 385-IIНС)

Глава 4. Заключительные положения

Статья 13. Внесение изменений в некоторые законодательные акты Донецкой Народной Республики

  1. Внести в Закон Донецкой Народной Республики от 25 декабря 2015 года №99-IНС «О налоговой системе» (опубликован на официальном сайте Народного Совета Донецкой Народной Республики19 января 2016 года) следующие изменения:

1) подпункт 71.2.11 пункта 71.2 статьи 71 изложить в следующей редакции:

«71.2.11. суммы денежных средств или стоимость имущества, полученные субъектом хозяйствования в виде целевых государственных дотаций или государственной помощи, а также в форме грантов;»;

2) пункт 78.1 статьи 78 дополнить подпунктом 78.1.7 следующего содержания:

«78.1.7. автономных некоммерческих организаций, созданных в рамках Закона Донецкой Народной Республики «Об особенностях оказания государственной финансовой поддержки субъектам деятельности в сфере промышленности», которые получают доходы в виде:

а) субсидий, полученных из Республиканского бюджета;

б) средств от полученных процентов за пользование займом;

в) средств или имущества, поступающих безвозмездно или в виде безвозвратной финансовой помощи или добровольных пожертвований;

г) средств или имущества, поступающих от ведения основной деятельности, указанной в учредительных документах.».

  1. Внести изменения в часть 1 статьи 24 Закона Донецкой Народной Республики от 7 августа 2020 года № 174-IIНС «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (опубликован на официальном сайте Народного Совета Донецкой Народной Республики 11 августа 2020 года), дополнив его пунктом 3 следующего содержания:

«3) целевых займов или грантов, предоставляемых автономной некоммерческой организацией в рамках Закона Донецкой Народной Республики «Об особенностях оказания государственной финансовой поддержки субъектам деятельности в сфере промышленности» в порядке, определенном Правительством Донецкой Народной Республики.».

Статья 14. Заключительные положения

  1. Действующее законодательство в сфере закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых за бюджетные средства не распространяется на товары, работы и услуги, приобретаемые за счет средств, полученных государственными фондами развития промышленности из Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики и предоставленных субъектам деятельности в сфере промышленности в форме грантов или займов в рамках настоящего Закона.

(Часть 1 статьи 14 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 24.06.2022 № 385-IIНС)

  1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
  2. 3. Правительству Донецкой Народной Республики, в течение одного месяца со дня вступления в силу настоящего Закона обеспечить:

1) приведение своих нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом;

2) принятие нормативных правовых актов, предусмотренных настоящим Законом.

  1. Республиканскому органу исполнительной власти, реализующему государственную политику сфере в промышленности и торговли, в течение одного месяца со дня вступления в силу настоящего Закона обеспечить:

1) приведение своих нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом;

2) принятие нормативных правовых актов, предусмотренных настоящим Законом.

  1. До приведения законов и иных нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики в соответствие с настоящим Законом законы и иные нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.

 

 

Глава

Донецкой Народной Республики                                          Д.В. Пушилин

г. Донецк

15 апреля 2022 года

№ 362-IIНС