Дата публикации | 01.02.2022 |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
П Р И К А З
27 декабря 2021 г. Донецк № 162-НП
Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии и
Порядка проведения комплексного психолого-медико-педагогического
обследования детей
На основании части 5 статьи 39 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», подпункта 12.82 пункта 12 раздела II Положения о Министерстве образования и науки Донецкой Народной Республики, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 22 июля 2015 г. № 13-43 (с изменениями), с целью организации и оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развития и социальной адаптации,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить:
1.1. Положение о психолого-медико-педагогической комиссии (прилагается).
1.2. Порядок проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей (прилагается).
2. Контроль исполнения настоящего Приказа возложить на директора Департамента просвещения Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики.
3. Настоящий Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Министр М. Н. Кушаков
УТВЕРЖДЕНО
Приказом Министерства
образования и науки
Донецкой Народной Республики
от 27 декабря 2021 г. № 162-НП
ПОЛОЖЕНИЕ
о психолого-медико-педагогической комиссии
I. Общие положения
- Положение о психолого-медико-педагогической комиссии (далее – Положение) регламентирует деятельность психолого-медико-педагогической комиссии (далее – комиссия).
- Комиссия создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее – обследование) и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.
- Комиссия является постоянно действующим консультативным органом. Формой работы комиссии являются заседания. Заседания проводятся в соответствии с графиком, утверждаемым руководителем комиссии.
- Создаются центральная и территориальные комиссии.
Центральная комиссия создается республиканским органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализацию государственной политики в сфере образования и науки, и осуществляет свою деятельность в пределах территории Донецкой Народной Республики.
Территориальные комиссии создаются органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, и осуществляют свою деятельность в пределах административно-территориальной единицы Донецкой Народной Республики.
- Количество территориальных комиссий определяется из расчета 1 комиссия на 10 тысяч детей, проживающих на соответствующей территории, но не менее 1 комиссии в пределах административно-территориальной единицы Донецкой Народной Республики.
- Комиссию возглавляет руководитель.
Руководитель центральной комиссии назначается приказом республиканского органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование и реализацию государственной политики в сфере образования и науки.
Руководитель территориальной комиссии назначается приказом соответствующего органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования.
- Минимальный количественный состав комиссии составляет не менее трех человек, включая руководителя. Состав комиссии формируется руководителем комиссии из числа педагогических и медицинских работников.
Состав центральной комиссии утверждается приказом республиканского органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование и реализацию государственной политики в сфере образования и науки.
Состав территориальной комиссии утверждается приказом соответствующего органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования.
Включение педагогических работников в состав центральной комиссии осуществляется республиканским органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализацию государственной политики в сфере образования и науки, по представлению руководителя центральной комиссии.
Включение педагогических работников в состав территориальной комиссии осуществляется соответствующим органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, по представлению руководителя территориальной комиссии.
Включение медицинских работников в состав комиссии осуществляется по письменному согласованию с республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере здравоохранения.
- Руководитель комиссии имеет право:
8.1. вносить предложения в республиканский орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализацию государственной политики в сфере образования и науки или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, по включению кандидатур в состав комиссии;
8.2. на свободу выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств и методов диагностики ребенка;
8.3. на осуществление научной, исследовательской и экспериментальной деятельности;
8.4. назначать ответственное лицо из членов комиссии, в обязанности которого входит ведение документации комиссии.
- Руководитель комиссии обязан:
9.1. осуществлять общее руководство работой комиссии;
9.2. организовать и координировать работу членов комиссии;
9.3. вести заседания комиссии;
9.4. принимать решения по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования ребенка;
9.5. руководствоваться нормативными правовыми актами и инструктивно-методическими документами по вопросам психолого-медико-педагогического сопровождения детей, должностной инструкцией руководителя.
- На время отсутствия руководителя центральной комиссии в связи с командировкой, отпуском, временной нетрудоспособностью или иными причинами, исполнение его обязанностей возлагается на одного из членов комиссии приказом республиканского органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование и реализацию государственной политики в сфере образования и науки.
На время отсутствия руководителя территориальной комиссии в связи с командировкой, отпуском, временной нетрудоспособностью или иными причинами, исполнение его обязанностей возлагается на одного из членов комиссии приказом соответствующего органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования.
- Члены комиссии имеют право:
11.1. на свободное выражение своего мнения;
11.2. вносить предложения по организации работы комиссии;
11.3. на бесплатное пользование информационными ресурсами, а также доступ к информационно-телекоммуникационным сетям и методическим материалам, необходимым для качественного осуществления деятельности;
11.4. на осуществление научной, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной деятельности, разработках и во внедрении инноваций.
- Члены комиссии обязаны:
12.1. участвовать в заседаниях комиссии;
12.2. принимать решения по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования ребенка;
12.3. выполнять возложенные на них функции на высоком профессиональном уровне, соблюдая этические и моральные нормы;
12.4. руководствоваться нормативными правовыми актами и инструктивно-методическими документами по вопросам психолого-медико-педагогического сопровождения детей.
- Республиканский орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализацию государственной политики в сфере образования и науки, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, организации, осуществляющие образовательную деятельность, комиссии информируют родителей (законных представителей) детей об основных направлениях деятельности, месте нахождения, порядке и графике работы комиссий путем размещения информации на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
- Информация о проведении обследования детей в комиссии, результаты обследования, а также иная информация, связанная с обследованием детей в комиссии, являются конфиденциальными. Предоставление указанной информации без письменного согласия родителей (законных представителей) детей третьим лицам не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законами Донецкой Народной Республики, регулирующими правоотношения в сфере защиты персональных данных и соблюдения врачебной тайны.
- Республиканский орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализацию государственной политики в сфере образования и науки, обеспечивает центральную комиссию (территориальные комиссии обеспечивают органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования) необходимыми помещениями, архитектурно доступными для лиц с ограниченными возможностями здоровья, оборудованием, компьютерной и оргтехникой, диагностическими материалами для организации ее деятельности.
II. Основные направления деятельности и права комиссии
- Основными направлениями деятельности комиссии являются:
16.1. проведение обследования детей в возрасте до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;
16.2. подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;
16.3. оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, учреждений здравоохранения, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (отклоняющимся от нормы, общественно опасным) поведением;
16.4. оказание врачебно-консультативным комиссиям содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;
16.5. участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.
- Центральная комиссия, кроме установленных пунктом 17 настоящего Положения основных направлений деятельности, осуществляет:
17.1. координацию и организационно-методическое обеспечение деятельности территориальных комиссий;
17.2. проведение обследования детей по направлению территориальной комиссии.
- Комиссия имеет право:
18.1. запрашивать у органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций и учреждений сведения, необходимые для осуществления своей деятельности;
18.2. вносить в республиканский орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализацию государственной политики в сфере образования и науки, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, предложения по вопросам совершенствования деятельности комиссии.
- Комиссия имеет печать и бланки со своим наименованием.
- Комиссией ведется учет:
20.1. лиц, записавшихся на обследование;
20.2. лиц, прошедших обследование;
20.3. выданных заключений.
- Комиссией ведется документация согласно номенклатуре дел.
- Комиссией формируется личное дело обследуемого, включающее документы, представленные родителями (законными представителями) для проведения обследования ребенка, протокол обследования и заключение комиссии.
Директор
Департамента просвещения В. В. Пестрецов
УТВЕРЖДЕНО
Приказом Министерства
образования и науки
Донецкой Народной Республики
от 27 декабря 2021 г. № 162-НП
ПОРЯДОК
проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей
1. Порядок проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей (далее – Порядок) определяет последовательность организации и осуществления комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов (далее – обследование) до окончания ими образовательных организаций, реализующих основные или адаптированные общеобразовательные программы.
2. Обследование в психолого-медико-педагогической комиссии (далее – комиссия) осуществляется по письменному заявлению родителей (законных представителей) или по направлению образовательных организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, учреждений здравоохранения, других организаций с письменного согласия родителей (законных представителей) детей.
Обследование детей, достигших возраста 15 лет, проводится с их письменного согласия, предоставленного в комиссию непосредственно перед обследованием, оформленного в свободной форме.
Обследование детей, консультирование детей и их родителей (законных представителей) специалистами комиссии осуществляются бесплатно.
3. Для проведения обследования ребенка его родители (законные представители) представляют следующие документы:
3.1. копию паспорта или временного удостоверения личности гражданина Донецкой Народной Республики по форме, установленной Министерством внутренних дел Донецкой Народной Республики. При определенных случаях (отсутствие документа, удостоверяющего личность, в связи с его утратой, хищением, недействительность такого документа), адресной справки, выданной территориальными подразделениями Миграционной службы Министерства внутренних дел Донецкой Народной Республики (предоставляется с предъявлением оригинала);
3.2. копию документа, подтверждающего полномочия по представлению интересов несовершеннолетнего (в случае, когда документы для проведения обследования ребенка подаются в комиссию законными представителями (кроме родителей);
3.3. копию свидетельства о рождении ребенка или паспорта (с 14 лет) (предоставляется с предъявлением оригинала);
3.4. заявление о проведении обследования ребенка в комиссии;
3.5. согласие на обработку персональных данных ребенка и его родителя (законного представителя);
3.6. направление территориальной комиссии в центральную комиссию (при наличии);
3.7. направление образовательной организации, организации, оказывающей социальные услуги, учреждения здравоохранения, другой организации (при наличии);
3.8. заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии);
3.9. заключение (заключения) комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии);
3.10. выписку из истории развития ребенка с заключениями врачей, наблюдающих ребенка в учреждении здравоохранения по месту жительства (регистрации);
3.11. характеристику обучающегося, выданную образовательной организацией (для обучающихся образовательных организаций);
3.12. рабочие тетради ребенка с письменными работами по русскому языку, математике за текущий учебный год (для детей школьного возраста), результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка (для детей дошкольного возраста);
3.13. справку учреждения здравоохранения об отсутствии контактов с инфекционными больными.
4. Основанием для отказа в обследовании ребенка в комиссии является предоставление заявителем неполного пакета документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка. Родители (законные представители) ребенка об отказе комиссии в обследовании информируются письменно, в свободной форме, с указанием причины отказа непосредственно при подаче документов.
5. После устранения причин, послуживших основанием для отказа в проведении обследования ребенка, родитель (законный представитель) ребенка имеет право вновь обратиться в комиссию для обследования ребенка.
6. Информирование родителей (законных представителей) ребенка о дате, времени, месте и порядке проведения обследования, а также об их правах и правах ребенка, связанных с проведением обследования, осуществляется комиссией письменно, в свободной форме, непосредственно в день подачи документов для проведения обследования.
7. Обследование проводится в течение 15 рабочих дней с даты подачи документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка.
8. Обследование детей проводится в помещениях, где размещается комиссия.
Обследование детей с выездом по месту их проживания или обучения организовывается по письменному заявлению родителей (законных представителей) ребенка или руководителя образовательной организации. В обследовании детей с выездом по месту их проживания или обучения принимают участие не менее ½ членов комиссии.
9. Обследование детей проводится каждым членом комиссии индивидуально (последовательно) или несколькими членами комиссии одновременно. Процедура и продолжительность обследования определяются руководителем комиссии, исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей детей.
10. В случаях, когда вопрос об определении специальных условий обучения ребенка не может быть решен специалистами территориальной комиссии, территориальная комиссия непосредственно в день проведения обследования письменно, в свободной форме, с указанием причин рекомендует родителям (законным представителям) проведение обследования в центральной комиссии.
11. До начала заседания комиссии руководителем комиссии из числа членов комиссии назначается ответственное лицо, в обязанности которого входит ведение протокола обследования (Приложение 1) и подготовка заключения комиссии (Приложение 2).
12. В заключении комиссии, заполненном на бланке, указываются:
12.1. обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении и наличии либо отсутствии необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;
12.2. рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.
13. Обсуждение результатов обследования производится в отсутствие детей.
14. Комиссия правомочна принимать решения, если на заседании присутствует не менее 2/3 ее состава. Решение комиссии принимается открытым голосованием простым большинством голосов. В случае равенства голосов решающим является голос руководителя комиссии.
15. Протокол (в одном экземпляре) и заключение комиссии (в двух экземплярах) оформляются в день проведения обследования, подписываются членами комиссии и руководителем комиссии (лицом, исполняющим его обязанности) и заверяются печатью комиссии.
16. В заключении комиссии указывается общий вывод с учетом мнения каждого члена комиссии. Один экземпляр заключения комиссии выдается родителям (законным представителям) детей непосредственно в день оформления заключения под подпись.
Второй экземпляр заключения комиссии хранится в личном деле обследуемого.
17. Заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер.
Представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания в образовательных организациях условий для обучения и воспитания детей, рекомендованных в заключении.
18. Заключение комиссии действительно в течение календарного года с даты его подписания.
19. Комиссия оказывает детям, самостоятельно обратившимся в комиссию, консультативную помощь по вопросам оказания психолого-медико-педагогической помощи детям, в том числе информацию об их правах.
20. Родители (законные представители) детей имеют право:
20.1. присутствовать при обследовании детей в комиссии, обсуждении результатов обследования и вынесении комиссией заключения, высказывать свое мнение относительно рекомендаций по организации обучения и воспитания детей;
20.2. получать консультации членов комиссии по вопросам обследования детей и оказания им психолого-медико-педагогической помощи, в том числе информацию о своих правах и правах детей;
20.3. в случае несогласия с заключением территориальной комиссии обжаловать его в центральную комиссию;
20.4. в случае несогласия с заключением центральной комиссии обжаловать его в судебном порядке.
Директор
Департамента просвещения В. В. Пестрецов
Приложение 1
к Порядку проведения комплексного
психолого-медико-педагогического
обследования детей (пункт 11)
Бланк территориальной (центральной) психолого-медико-педагогической комиссии
Протокол обследования
от ___________________ 20___ года № _________
Дата проведения ПМПК_____________________________________________________
- ФИО ______________________________________________________________________
- Дата рождения ______________________________________________________________
- Адрес регистрации, телефон ___________________________________________________
_____________________________________________________________________________
- Адрес фактического проживания ребенка________________________________________
_____________________________________________________________________________
- Инвалидность (№ документа, кем выдан, срок действия) ____________________________
_____________________________________________________________________________
- Кем направлен на комиссию ___________________________________________________
_____________________________________________________________________________
- Перечень документов, представленных на ПМПК:
□ заявление о проведении или согласие на проведение обследования ребенка в комиссии;
□ копия паспорта родителя (законного представителя) или документа его заменяющего (предоставляются с предъявлением оригинала);
□ копия документа, подтверждающего полномочия законного представителя по представлению интересов ребенка (в случае, когда документы для проведения обследования ребенка подаются в комиссию законными представителями (кроме родителей);
□ копия паспорта или свидетельства о рождении ребенка (предоставляется с предъявлением оригинала);
□ направление образовательной организации, организации, оказывающей социальные услуги, учреждения здравоохранения, другой организации (при наличии);
□ заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии);
□ заключение (заключения) комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии);
□ выписка из истории развития ребенка с заключениями врачей, наблюдающих ребенка в учреждении здравоохранения по месту жительства (регистрации);
□ характеристика обучающегося, выданная образовательной организацией (для обучающихся образовательных организаций);
□ письменные работы по русскому (родному) языку, математике за текущий учебный год (для детей школьного возраста), результаты самостоятельной продуктивной деятельности (для детей дошкольного возраста);
□ согласие на обработку персональных данных ребенка и его родителя (законного представителя);
□ справка учреждения здравоохранения об отсутствии контактов с инфекционными больными;
□ ____________________________________________________________
□ ____________________________________________________________
- Краткие анамнестические сведения:
____________________________________________________________________________________________________________________________________
- Основной и сопутствующие медицинские (клинические) диагнозы:
_____________________________________________________________________________
- Данные обследования учителя-дефектолога (обученность и обучаемость):
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выводы (рекомендуемый вариант ООП/АООП)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Данные логопедического обследования (соответствие речевого развития возрастной норме, наличие речевого нарушения, степень речевого недоразвития, возможности речевой коммуникации)
Логопедическое заключение
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выводы (потребность в логопедической коррекции)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Данные психологического обследования (степень соответствия/несоответствия уровня психического развития возрастной норме, вариант дизонтогенеза психики, стойкость нарушений познавательной деятельности, индивидуально-психологические проблемы, способные длительно нарушать процессы социопсихологической адаптации, специфические и неспецифические дисфункции, наличие и вероятность причины отклонений в поведении):
Выводы (потребность в создании специальных условий и возможность ребенка адаптироваться к требованиям определенного варианта АООП, потребность в психокоррекционных занятиях)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особое мнение (в случае, если члены комиссии не пришли к консенсусу)
_____________________________________________________________________________
Руководитель комиссии ____________________ ФИО
(подпись)
Члены комиссии: ____________________ ФИО
(подпись)
____________________ ФИО
(подпись)
____________________ ФИО
(подпись)
Приложение 2
к Порядку проведения комплексного
психолого-медико-педагогического
обследования детей (пункт 11)
Бланк территориальной (центральной) психолого-медико-педагогической комиссии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОМИССИИ
№ _____________ от _________________
Протокол № ______________________ от _________________
ФИО ребенка _________________________________________________________________________________________________________________
Дата рождения _______________________________________________________________________________________________________________
Основные особенности ребенка, определяющие необходимость создания специальных условий получения образования ______________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
Нуждается/не нуждается в создании специальных условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации
Рекомендации ПМПК по созданию специальных условий обучения и воспитания ребенка в образовательной организации
- Образовательная программа: ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________
- Форма обучения (в соответствии с рекомендациями врачебной комиссии): _____________________________________________________________________________________________________
- Режим обучения: __________________________________________________________________________________
- Обеспечение архитектурной доступности: _____________________________________________________________________________________________________________
- Специальные технические средства обучения: ___________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
- Предоставление услуг ассистента (помощника, тьютора):_____________________________________________________________________________________________
- Специальные учебники: ____________________________________________________________________________
- Другие специальные условия:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(какие именно)
- Особые условия проведения государственной итоговой аттестации:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(какие именно)
- Направления коррекционно-развивающей работы и психолого-педагогической помощи:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Срок повторного прохождения ПМПК ________________________________
Дата выдачи заключения ПМПК: ___________________________________
Руководитель ПМПК ________________ _______________________
Члены ПМПК:
________________ _______________________
________________ _______________________
________________ _______________________
________________ _______________________
________________ _______________________
_________________ _______________________
М.П.
Претензий к процедуре обследования не имею. С рекомендациями ознакомлен(а). Заключение получено.
_____________________ (_______________________________________)
(подпись) (расшифровка подписи)