Дата публикации 01.02.2022

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

П Р И К А З
27 декабря 2021 г.              Донецк                         № 162-НП

 

Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии и
Порядка проведения комплексного психолого-медико-педагогического
обследования детей

 

На основании части 5 статьи 39 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», подпункта 12.82 пункта 12 раздела II Положения о Министерстве образования и науки Донецкой Народной Республики, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 22 июля 2015 г. № 13-43 (с изменениями), с целью организации и оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развития и социальной адаптации,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить:

1.1. Положение о психолого-медико-педагогической комиссии (прилагается).

1.2. Порядок проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей (прилагается).

2. Контроль исполнения настоящего Приказа возложить на директора Департамента просвещения Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики.

3. Настоящий Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Министр                                                          М. Н. Кушаков

 

УТВЕРЖДЕНО

Приказом Министерства
образования и науки
Донецкой Народной Республики
от 27 декабря 2021 г. № 162-НП

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о психолого-медико-педагогической комиссии

 

I. Общие положения

 

  1. Положение о психолого-медико-педагогической комиссии (далее – Положение) регламентирует деятельность психолого-медико-педагогической комиссии (далее – комиссия).

 

  1. Комиссия создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее – обследование) и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.

 

  1. Комиссия является постоянно действующим консультативным органом. Формой работы комиссии являются заседания. Заседания проводятся в соответствии с графиком, утверждаемым руководителем комиссии.

 

  1. Создаются центральная и территориальные комиссии.

Центральная комиссия создается республиканским органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализацию государственной политики в сфере образования и науки, и осуществляет свою деятельность в пределах территории Донецкой Народной Республики.

Территориальные комиссии создаются органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, и осуществляют свою деятельность в пределах административно-территориальной единицы Донецкой Народной Республики.

 

  1. Количество территориальных комиссий определяется из расчета 1 комиссия на 10 тысяч детей, проживающих на соответствующей территории, но не менее 1 комиссии в пределах административно-территориальной единицы Донецкой Народной Республики.

 

  1. Комиссию возглавляет руководитель.

Руководитель центральной комиссии назначается приказом республиканского органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование и реализацию государственной политики в сфере образования и науки.

Руководитель территориальной комиссии назначается приказом соответствующего органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования.

 

  1. Минимальный количественный состав комиссии составляет не менее трех человек, включая руководителя. Состав комиссии формируется руководителем комиссии из числа педагогических и медицинских работников.

Состав центральной комиссии утверждается приказом республиканского органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование и реализацию государственной политики в сфере образования и науки.

Состав территориальной комиссии утверждается приказом соответствующего органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования.

Включение педагогических работников в состав центральной комиссии осуществляется республиканским органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализацию государственной политики в сфере образования и науки, по представлению руководителя центральной комиссии.

Включение педагогических работников в состав территориальной комиссии осуществляется соответствующим органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, по представлению руководителя территориальной комиссии.

Включение медицинских работников в состав комиссии осуществляется по письменному согласованию с республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере здравоохранения.

 

  1. Руководитель комиссии имеет право:

8.1. вносить предложения в республиканский орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализацию государственной политики в сфере образования и науки или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, по включению кандидатур в состав комиссии;

8.2. на свободу выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств и методов диагностики ребенка;

8.3. на осуществление научной, исследовательской и экспериментальной деятельности;

8.4. назначать ответственное лицо из членов комиссии, в обязанности которого входит ведение документации комиссии.

 

  1. Руководитель комиссии обязан:

9.1. осуществлять общее руководство работой комиссии;

9.2. организовать и координировать работу членов комиссии;

9.3. вести заседания комиссии;

9.4. принимать решения по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования ребенка;

9.5. руководствоваться нормативными правовыми актами и инструктивно-методическими документами по вопросам психолого-медико-педагогического сопровождения детей, должностной инструкцией руководителя.

 

  1. На время отсутствия руководителя центральной комиссии в связи с командировкой, отпуском, временной нетрудоспособностью или иными причинами, исполнение его обязанностей возлагается на одного из членов комиссии приказом республиканского органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование и реализацию государственной политики в сфере образования и науки.

На время отсутствия руководителя территориальной комиссии в связи с командировкой, отпуском, временной нетрудоспособностью или иными причинами, исполнение его обязанностей возлагается на одного из членов комиссии приказом соответствующего органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования.

 

  1. Члены комиссии имеют право:

11.1. на свободное выражение своего мнения;

11.2. вносить предложения по организации работы комиссии;

11.3. на бесплатное пользование информационными ресурсами, а также доступ к информационно-телекоммуникационным сетям и методическим материалам, необходимым для качественного осуществления деятельности;

11.4. на осуществление научной, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной деятельности, разработках и во внедрении инноваций.

 

  1. Члены комиссии обязаны:

12.1. участвовать в заседаниях комиссии;

12.2. принимать решения по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования ребенка;

12.3. выполнять возложенные на них функции на высоком профессиональном уровне, соблюдая этические и моральные нормы;

12.4. руководствоваться нормативными правовыми актами и инструктивно-методическими документами по вопросам психолого-медико-педагогического сопровождения детей.

 

  1. Республиканский орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализацию государственной политики в сфере образования и науки, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, организации, осуществляющие образовательную деятельность, комиссии информируют родителей (законных представителей) детей об основных направлениях деятельности, месте нахождения, порядке и графике работы комиссий путем размещения информации на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

 

  1. Информация о проведении обследования детей в комиссии, результаты обследования, а также иная информация, связанная с обследованием детей в комиссии, являются конфиденциальными. Предоставление указанной информации без письменного согласия родителей (законных представителей) детей третьим лицам не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законами Донецкой Народной Республики, регулирующими правоотношения в сфере защиты персональных данных и соблюдения врачебной тайны.

 

  1. Республиканский орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализацию государственной политики в сфере образования и науки, обеспечивает центральную комиссию (территориальные комиссии обеспечивают органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования) необходимыми помещениями, архитектурно доступными для лиц с ограниченными возможностями здоровья, оборудованием, компьютерной и оргтехникой, диагностическими материалами для организации ее деятельности.

 

II. Основные направления деятельности и права комиссии

 

  1. Основными направлениями деятельности комиссии являются:

16.1. проведение обследования детей в возрасте до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;

16.2. подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;

16.3. оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, учреждений здравоохранения, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (отклоняющимся от нормы, общественно опасным) поведением;

16.4. оказание врачебно-консультативным комиссиям содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;

16.5. участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.

 

  1. Центральная комиссия, кроме установленных пунктом 17 настоящего Положения основных направлений деятельности, осуществляет:

17.1. координацию и организационно-методическое обеспечение деятельности территориальных комиссий;

17.2. проведение обследования детей по направлению территориальной комиссии.

 

  1. Комиссия имеет право:

18.1. запрашивать у органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций и учреждений сведения, необходимые для осуществления своей деятельности;

18.2. вносить в республиканский орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализацию государственной политики в сфере образования и науки, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, предложения по вопросам совершенствования деятельности комиссии.

 

  1. Комиссия имеет печать и бланки со своим наименованием.

 

  1. Комиссией ведется учет:

20.1. лиц, записавшихся на обследование;

20.2. лиц, прошедших обследование;

20.3. выданных заключений.

 

  1. Комиссией ведется документация согласно номенклатуре дел.

 

  1. Комиссией формируется личное дело обследуемого, включающее документы, представленные родителями (законными представителями) для проведения обследования ребенка, протокол обследования и заключение комиссии.

 

 

Директор
Департамента просвещения                                        В. В. Пестрецов

 

УТВЕРЖДЕНО
Приказом Министерства
образования и науки
Донецкой Народной Республики
от 27 декабря 2021 г. № 162-НП

 

ПОРЯДОК
проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей

 

1. Порядок проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей (далее – Порядок) определяет последовательность организации и осуществления комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов (далее – обследование) до окончания ими образовательных организаций, реализующих основные или адаптированные общеобразовательные программы.

2. Обследование в психолого-медико-педагогической комиссии (далее – комиссия) осуществляется по письменному заявлению родителей (законных представителей) или по направлению образовательных организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, учреждений здравоохранения, других организаций с письменного согласия родителей (законных представителей) детей.
Обследование детей, достигших возраста 15 лет, проводится с их письменного согласия, предоставленного в комиссию непосредственно перед обследованием, оформленного в свободной форме.
Обследование детей, консультирование детей и их родителей (законных представителей) специалистами комиссии осуществляются бесплатно.

3. Для проведения обследования ребенка его родители (законные представители) представляют следующие документы:

3.1. копию паспорта или временного удостоверения личности гражданина Донецкой Народной Республики по форме, установленной Министерством внутренних дел Донецкой Народной Республики. При определенных случаях (отсутствие документа, удостоверяющего личность, в связи с его утратой, хищением, недействительность такого документа), адресной справки, выданной территориальными подразделениями Миграционной службы Министерства внутренних дел Донецкой Народной Республики (предоставляется с предъявлением оригинала);

3.2. копию документа, подтверждающего полномочия по представлению интересов несовершеннолетнего (в случае, когда документы для проведения обследования ребенка подаются в комиссию законными представителями (кроме родителей);

3.3. копию свидетельства о рождении ребенка или паспорта (с 14 лет) (предоставляется с предъявлением оригинала);

3.4. заявление о проведении обследования ребенка в комиссии;

3.5. согласие на обработку персональных данных ребенка и его родителя (законного представителя);

3.6. направление территориальной комиссии в центральную комиссию (при наличии);

3.7. направление образовательной организации, организации, оказывающей социальные услуги, учреждения здравоохранения, другой организации (при наличии);

3.8. заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии);

3.9. заключение (заключения) комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии);

3.10. выписку из истории развития ребенка с заключениями врачей, наблюдающих ребенка в учреждении здравоохранения по месту жительства (регистрации);

3.11. характеристику обучающегося, выданную образовательной организацией (для обучающихся образовательных организаций);

3.12. рабочие тетради ребенка с письменными работами по русскому языку, математике за текущий учебный год (для детей школьного возраста), результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка (для детей дошкольного возраста);

3.13. справку учреждения здравоохранения об отсутствии контактов с инфекционными больными.

4. Основанием для отказа в обследовании ребенка в комиссии является предоставление заявителем неполного пакета документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка. Родители (законные представители) ребенка об отказе комиссии в обследовании информируются письменно, в свободной форме, с указанием причины отказа непосредственно при подаче документов.

5. После устранения причин, послуживших основанием для отказа в проведении обследования ребенка, родитель (законный представитель) ребенка имеет право вновь обратиться в комиссию для обследования ребенка.

6. Информирование родителей (законных представителей) ребенка о дате, времени, месте и порядке проведения обследования, а также об их правах и правах ребенка, связанных с проведением обследования, осуществляется комиссией письменно, в свободной форме, непосредственно в день подачи документов для проведения обследования.

7. Обследование проводится в течение 15 рабочих дней с даты подачи документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка.

8. Обследование детей проводится в помещениях, где размещается комиссия.
Обследование детей с выездом по месту их проживания или обучения организовывается по письменному заявлению родителей (законных представителей) ребенка или руководителя образовательной организации. В обследовании детей с выездом по месту их проживания или обучения принимают участие не менее ½ членов комиссии.

9. Обследование детей проводится каждым членом комиссии индивидуально (последовательно) или несколькими членами комиссии одновременно. Процедура и продолжительность обследования определяются руководителем комиссии, исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей детей.

10. В случаях, когда вопрос об определении специальных условий обучения ребенка не может быть решен специалистами территориальной комиссии, территориальная комиссия непосредственно в день проведения обследования письменно, в свободной форме, с указанием причин рекомендует родителям (законным представителям) проведение обследования в центральной комиссии.

11. До начала заседания комиссии руководителем комиссии из числа членов комиссии назначается ответственное лицо, в обязанности которого входит ведение протокола обследования (Приложение 1) и подготовка заключения комиссии (Приложение 2).

12. В заключении комиссии, заполненном на бланке, указываются:

12.1. обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении и наличии либо отсутствии необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;

12.2. рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.

13. Обсуждение результатов обследования производится в отсутствие детей.

14. Комиссия правомочна принимать решения, если на заседании присутствует не менее 2/3 ее состава. Решение комиссии принимается открытым голосованием простым большинством голосов. В случае равенства голосов решающим является голос руководителя комиссии.

15. Протокол (в одном экземпляре) и заключение комиссии (в двух экземплярах) оформляются в день проведения обследования, подписываются членами комиссии и руководителем комиссии (лицом, исполняющим его обязанности) и заверяются печатью комиссии.

16. В заключении комиссии указывается общий вывод с учетом мнения каждого члена комиссии. Один экземпляр заключения комиссии выдается родителям (законным представителям) детей непосредственно в день оформления заключения под подпись.
Второй экземпляр заключения комиссии хранится в личном деле обследуемого.

17. Заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер.
Представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания в образовательных организациях условий для обучения и воспитания детей, рекомендованных в заключении.

18. Заключение комиссии действительно в течение календарного года с даты его подписания.

19. Комиссия оказывает детям, самостоятельно обратившимся в комиссию, консультативную помощь по вопросам оказания психолого-медико-педагогической помощи детям, в том числе информацию об их правах.

20. Родители (законные представители) детей имеют право:

20.1. присутствовать при обследовании детей в комиссии, обсуждении результатов обследования и вынесении комиссией заключения, высказывать свое мнение относительно рекомендаций по организации обучения и воспитания детей;

20.2. получать консультации членов комиссии по вопросам обследования детей и оказания им психолого-медико-педагогической помощи, в том числе информацию о своих правах и правах детей;

20.3. в случае несогласия с заключением территориальной комиссии обжаловать его в центральную комиссию;

20.4. в случае несогласия с заключением центральной комиссии обжаловать его в судебном порядке.

 

Директор
Департамента просвещения                                                       В. В. Пестрецов

 

Приложение 1

к Порядку проведения комплексного
психолого-медико-педагогического
обследования детей (пункт 11)

 

Бланк территориальной (центральной) психолого-медико-педагогической комиссии

Протокол обследования

 

от ___________________ 20___ года № _________

 

Дата проведения ПМПК_____________________________________________________

  1. ФИО ______________________________________________________________________
  2. Дата рождения ______________________________________________________________
  3. Адрес регистрации, телефон ___________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. Адрес фактического проживания ребенка________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. Инвалидность (№ документа, кем выдан, срок действия) ____________________________

_____________________________________________________________________________

  1. Кем направлен на комиссию ___________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. Перечень документов, представленных на ПМПК:

□ заявление о проведении или согласие на проведение обследования ребенка в комиссии;

□ копия паспорта родителя (законного представителя) или документа его заменяющего (предоставляются с предъявлением оригинала);

□ копия документа, подтверждающего полномочия законного представителя по представлению интересов ребенка (в случае, когда документы для проведения обследования ребенка подаются в комиссию законными представителями (кроме родителей);

□ копия паспорта или свидетельства о рождении ребенка (предоставляется с предъявлением оригинала);

□ направление образовательной организации, организации, оказывающей социальные услуги, учреждения здравоохранения, другой организации (при наличии);

□ заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии);

□ заключение (заключения) комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии);

□ выписка из истории развития ребенка с заключениями врачей, наблюдающих ребенка в учреждении здравоохранения по месту жительства (регистрации);

□ характеристика обучающегося, выданная образовательной организацией (для обучающихся образовательных организаций);

□ письменные работы по русскому (родному) языку, математике за текущий учебный год (для детей школьного возраста), результаты самостоятельной продуктивной деятельности (для детей дошкольного возраста);

□ согласие на обработку персональных данных ребенка и его родителя (законного представителя);

□ справка учреждения здравоохранения об отсутствии контактов с инфекционными больными;

□ ____________________________________________________________

□ ____________________________________________________________

  1. Краткие анамнестические сведения:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Основной и сопутствующие медицинские (клинические) диагнозы:

_____________________________________________________________________________

  1. Данные обследования учителя-дефектолога (обученность и обучаемость):

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы (рекомендуемый вариант ООП/АООП)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Данные логопедического обследования (соответствие речевого развития возрастной норме, наличие речевого нарушения, степень речевого недоразвития, возможности речевой коммуникации)

Логопедическое заключение

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы (потребность в логопедической коррекции)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Данные психологического обследования (степень соответствия/несоответствия уровня психического развития возрастной норме, вариант дизонтогенеза психики, стойкость нарушений познавательной деятельности, индивидуально-психологические проблемы, способные длительно нарушать процессы социопсихологической адаптации, специфические и неспецифические дисфункции, наличие и вероятность причины отклонений в поведении):

Выводы (потребность в создании специальных условий и возможность ребенка адаптироваться к требованиям определенного варианта АООП, потребность в психокоррекционных занятиях)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Особое мнение (в случае, если члены комиссии не пришли к консенсусу)

_____________________________________________________________________________

 

Руководитель комиссии      ____________________       ФИО
(подпись)

Члены комиссии:            ____________________       ФИО
(подпись)

____________________       ФИО
(подпись)

____________________       ФИО
(подпись)

 

Приложение 2

к Порядку проведения комплексного
психолого-медико-педагогического
обследования детей (пункт 11)

 

Бланк территориальной (центральной) психолого-медико-педагогической комиссии

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОМИССИИ

 

№ _____________ от _________________

Протокол № ______________________ от _________________

 

ФИО ребенка _________________________________________________________________________________________________________________

 

Дата рождения _______________________________________________________________________________________________________________

 

Основные особенности ребенка, определяющие необходимость создания специальных условий получения образования ______________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________

Нуждается/не нуждается в создании специальных условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации

 

Рекомендации ПМПК по созданию специальных условий обучения и воспитания ребенка в образовательной организации

 

  1. Образовательная программа: ____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________

 

  1. Форма обучения (в соответствии с рекомендациями врачебной комиссии): _____________________________________________________________________________________________________

 

  1. Режим обучения: __________________________________________________________________________________

 

  1. Обеспечение архитектурной доступности: _____________________________________________________________________________________________________________

 

  1. Специальные технические средства обучения: ___________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

 

  1. Предоставление услуг ассистента (помощника, тьютора):_____________________________________________________________________________________________

 

  1. Специальные учебники: ____________________________________________________________________________

 

  1. Другие специальные условия:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(какие именно)

 

  1. Особые условия проведения государственной итоговой аттестации:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(какие именно)

 

 

  1. Направления коррекционно-развивающей работы и психолого-педагогической помощи:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Срок повторного прохождения ПМПК ________________________________

 

Дата выдачи заключения ПМПК: ___________________________________

 

 

Руководитель ПМПК    ________________          _______________________

 

Члены ПМПК:

________________           _______________________

 

________________           _______________________

 

________________           _______________________

 

________________           _______________________

 

________________           _______________________

 

_________________          _______________________

 

М.П.

 

Претензий к процедуре обследования не имею. С рекомендациями ознакомлен(а). Заключение получено.

_____________________  (_______________________________________)

(подпись)                                           (расшифровка подписи)