Дата публикации | 15:20 28.12.2021 |
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
ЗАКОН
ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ПРАВ РЕБЕНКА В ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Принят Постановлением Народного Совета 24 декабря 2021 года
Настоящий Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Донецкой Народной Республики, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.
Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Понятия, используемые в настоящем Законе
Для целей настоящего Закона используются следующие понятия:
1) дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа); дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;
2) жертва торговли детьми и (или) эксплуатации детей – несовершеннолетний, пострадавший от торговли детьми и (или) эксплуатации детей, в том числе вовлеченный в торговлю детьми и (или) подвергаемый эксплуатации независимо от наличия или отсутствия его согласия на осуществление действий, связанных с торговлей детьми и (или) эксплуатацией детей;
3) ночное время – время с 22 до 6 часов местного времени;
4) организации отдыха детей и их оздоровления – организации сезонного действия или круглогодичного действия независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления (загородные лагеря отдыха детей и их оздоровления, детские оздоровительные центры, базы и комплексы, детские оздоровительно-образовательные центры, специализированные (профильные) лагеря (спортивно-оздоровительные и другие лагеря), санаторно-оздоровительные детские лагеря и иные организации), и лагеря, созданные образовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием), а также детские лагеря труда и отдыха, детские лагеря палаточного типа, детские специализированные (профильные) лагеря, детские лагеря различной тематической направленности (оборонно-спортивные лагеря, туристические лагеря, эколого-биологические лагеря, творческие лагеря, историко-патриотические лагеря, технические лагеря, краеведческие и другие лагеря), созданные при организациях социального обслуживания, санаторно-курортных организациях, общественных организациях (объединениях) и иных организациях. В целях настоящего Закона к организациям отдыха детей и их оздоровления приравниваются физические лица ‑ предприниматели, оказывающие услуги по организации отдыха детей и их оздоровления, в случае соблюдения требований, установленных настоящим Законом;
5) отдых детей и их оздоровление – совокупность мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей;
6) ребенок – лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия);
7) социальная адаптация ребенка – процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы;
8) социальная инфраструктура для детей – система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги гражданам, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, отдыха детей и их оздоровления, их развития, удовлетворения их общественных потребностей;
9) социальная реабилитация ребенка – мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем;
10) социальные службы для детей ‑ организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, организации обеспечения отдыха и оздоровления, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста), а также физические лица, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию граждан, в том числе детей;
11) торговля детьми – купля-продажа несовершеннолетнего, иные сделки в отношении несовершеннолетнего, а равно совершенные в целях его эксплуатации вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение;
12) эксплуатация детей – использование занятия проституцией несовершеннолетними и иные формы их сексуальной эксплуатации, рабский труд (услуги) несовершеннолетних, подневольное состояние несовершеннолетних, незаконное изъятие у несовершеннолетних органов и (или) тканей, незаконные действия по усыновлению (удочерению) детей, передаче несовершеннолетних под опеку или попечительство, на воспитание в приемные семьи, совершенные из корыстных побуждений.
Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Законом
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией основных гарантий прав и законных интересов ребенка в Донецкой Народной Республике.
Статья 3. Законодательство Донецкой Народной Республики об основных гарантиях прав ребенка в Донецкой Народной Республике
Законодательство Донецкой Народной Республики об основных гарантиях прав ребенка в Донецкой Народной Республике основывается на Конституции Донецкой Народной Республики и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики в сфере защиты прав и законных интересов ребенка.
Статья 4. Цели государственной политики в интересах детей
- Целями государственной политики в интересах детей являются:
1) осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Донецкой Народной Республики, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;
2) формирование правовых основ гарантий прав ребенка;
3) содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Донецкой Народной Республики достижениями отечественной и мировой культуры;
4) защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
- Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах:
1) законодательное обеспечение прав ребенка;
2) поддержка семьи, в том числе и материальная, в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха детей и их оздоровления, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;
3) ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;
4) поддержка общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.
Статья 5. Полномочия органов государственной власти Донецкой Народной Республики на осуществление гарантий прав ребенка в Донецкой Народной Республике
К полномочиям органов государственной власти Донецкой Народной Республики на осуществление гарантий прав ребенка в Донецкой Народной Республике относятся:
1) установление основ государственной политики в интересах детей и ее реализация;
2) выбор приоритетных направлений деятельности по обеспечению прав и законных интересов ребенка, охраны его здоровья и нравственности;
3) решение вопросов мер социальной поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
4) формирование и реализация республиканских программ защиты прав ребенка и поддержки детства и определение ответственных за исполнение таких программ органов, учреждений и организаций в соответствии с Законом Донецкой Народной Республики от 2 октября 2015 года № 80-IНС «О республиканских программах»;
5) установление порядка судебной защиты и судебная защита прав и законных интересов ребенка;
6) исполнение международных обязательств Донецкой Народной Республики и представительство интересов Донецкой Народной Республики в международных организациях по вопросам защиты прав ребенка;
7) установление основ государственного регулирования и государственного контроля организации отдыха детей и их оздоровления;
8) реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей-инвалидов;
9) организация и обеспечение отдыха детей и их оздоровления (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время);
10) разработка и утверждение списка рекомендуемых туристских маршрутов (других маршрутов передвижения) для прохождения группами туристов с участием детей в рамках осуществления самодеятельного туризма и для прохождения организованными группами детей, находящихся в организациях отдыха детей и их оздоровления, размещение его на официальном сайте уполномоченного Правительством Донецкой Народной Республики республиканского органа исполнительной власти в сети Интернет.
Глава 2. Основные направления обеспечения прав ребенка в Донецкой Народной Республике
Статья 6. Законодательные гарантии прав ребенка в Донецкой Народной Республике
Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республики, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Донецкой Народной Республики, настоящим Законом, Семейным кодексом Донецкой Народной Республики и другими нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.
Статья 7. Содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов
- Органы государственной власти Донецкой Народной Республики, должностные лица указанных органов в соответствии со своей компетенцией содействуют ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством Донецкой Народной Республики объема дееспособности ребенка посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов, проведения методической, информационной и иной работы с ребенком по разъяснению его прав и обязанностей, порядка защиты прав, установленных законодательством Донецкой Народной Республики, а также посредством поощрения исполнения ребенком обязанностей, поддержки практики правоприменения в сфере защиты прав и законных интересов ребенка.
- Органы исполнительной власти по вопросам защиты прав и законных интересов детей, устранения нарушений прав и законных интересов детей взаимодействуют между собой в порядке, установленном Правительством Донецкой Народной Республики.
- Родители ребенка (лица, их заменяющие) содействуют ему в осуществлении самостоятельных действий, направленных на реализацию и защиту его прав и законных интересов, с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством Донецкой Народной Республики объема дееспособности ребенка.
- Педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты, которые осуществляют функции по воспитанию, обучению, охране здоровья, социальной поддержке и социальному обслуживанию ребенка, содействию его социальной адаптации, социальной реабилитации, могут участвовать в установленном законодательством порядке в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в государственных органах и органах местного самоуправления.
- Общественные объединения (организации) и иные некоммерческие организации могут осуществлять деятельность по подготовке ребенка к реализации им своих прав и исполнению обязанностей.
Статья 8. Меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в сфере его образования и воспитания
- При осуществлении деятельности в сфере образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.
- Органы управления организациями, осуществляющими образовательную деятельность, не вправе препятствовать созданию по инициативе обучающихся в возрасте старше восьми лет общественных объединений обучающихся, за исключением детских общественных объединений, учреждаемых либо создаваемых политическими партиями, детских религиозных организаций.
- Обучающиеся организаций, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением обучающихся по образовательным программам дошкольного и начального общего образования, вправе самостоятельно или через своих выборных представителей обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
Статья 9. Обеспечение прав детей на охрану здоровья
В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики, в учреждениях здравоохранения государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей.
Статья 10. Защита прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессионального обучения и занятости
- В соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики органы исполнительной власти осуществляют мероприятия по обеспечению профессиональной ориентации, профессионального обучения детей, достигших возраста 14 лет.
- В случае приема на работу детей, достигших возраста 15 лет, им гарантируются вознаграждение за труд, охрана труда, сокращенное рабочее время, отпуск. Работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при совмещении работы с обучением, проведении ежегодного обязательного медицинского осмотра, квотировании рабочих мест для трудоустройства, расторжении трудового договора (контракта) и другие льготы, установленные законодательством Донецкой Народной Республики.
Статья 11. Обеспечение прав детей на отдых и оздоровление
- В целях повышения качества и безопасности отдыха детей и их оздоровления органы исполнительной власти, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры по:
1) принятию нормативных правовых актов, регулирующих деятельность организаций отдыха детей и их оздоровления;
2) созданию безопасных условий пребывания в организациях отдыха детей и их оздоровления;
3) обеспечению максимальной доступности услуг организаций отдыха детей и их оздоровления;
4) контролю соблюдения требований законодательства в сфере организации отдыха детей и их оздоровления.
- В целях повышения качества и безопасности отдыха детей и их оздоровления организация отдыха детей и их оздоровления обязана:
1) создавать безопасные условия пребывания в ней детей, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (в случае приема данных категорий детей в организацию отдыха детей и их оздоровления), присмотра и ухода за детьми;
2) обеспечивать их содержание и питание, организацию оказания первой помощи и медицинской помощи детям в период их пребывания в организации отдыха детей и их оздоровления в соответствии с требованиями законодательства Донецкой Народной Республики, в том числе в случае проведения в природной среде следующих мероприятий с участием детей: прохождения туристских маршрутов, других маршрутов передвижения, походов, экспедиций, слетов и иных аналогичных мероприятий;
3) обеспечивать выполнения требований санитарного законодательства, в том числе соблюдение требований о медицинских осмотрах работников организации отдыха детей и их оздоровления, требований по обеспечению антитеррористической защищенности, пожарной безопасности, охраны и службы безопасности, спасательных постов в местах купания детей, а также наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии деятельности, осуществляемой организацией отдыха детей и их оздоровления, санитарно-эпидемиологическим требованиям;
4) представлять сведения о своей деятельности в уполномоченный Правительством Донецкой Народной Республики республиканский орган исполнительной власти в сфере организации отдыха детей и их оздоровления (далее – уполномоченный орган в сфере организации отдыха детей и их оздоровления) для включения в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления;
5) исполнять иные обязанности, установленные законодательством Донецкой Народной Республики.
- Организации, не включенные в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления, не вправе оказывать услуги по организации отдыха детей и их оздоровления.
- Общественный контроль реализации мероприятий по обеспечению отдыха детей и их оздоровления осуществляется гражданами, общественными и иными организациями в соответствии с законодательством, регулирующим основы общественного контроля в Донецкой Народной Республике.
Органы государственной власти Донецкой Народной Республики и органы местного самоуправления в пределах установленной компетенции оказывают содействие гражданам, общественным и иным организациям в осуществлении общественного контроля в сфере защиты прав детей на отдых и оздоровление.
- Обращения родителей ребенка (лиц, их заменяющих) по вопросам организации отдыха детей и их оздоровления, направляемые в органы государственной власти Донецкой Народной Республики в письменной форме или в форме электронных документов, и ответы указанных органов на эти обращения по требованию заявителя подлежат размещению на официальных сайтах указанных органов в сети Интернет. Размещенные на официальных сайтах органов государственной власти Донецкой Народной Республики в сети Интернет обращения и ответы на эти обращения не должны содержать персональные данные заявителей и детей.
Статья 12. Полномочия уполномоченного органа и органов местного самоуправления в сфере организации отдыха детей и их оздоровления
- К полномочиям уполномоченного органа в сфере организации отдыха детей и их оздоровления относятся:
1) разработка и реализация основ государственной политики в сфере организации отдыха детей и их оздоровления, включая обеспечение безопасности их жизни и здоровья;
2) утверждение примерных положений об организациях отдыха детей и их оздоровления;
3) издание методических рекомендаций по обеспечению организации отдыха детей и их оздоровления;
4) утверждение примерной формы договора об организации отдыха детей и их оздоровления;
5) утверждение порядка формирования и ведения реестра организаций отдыха детей и их оздоровления;
6) проверка сведений, представленных организациями отдыха детей и их оздоровления для включения таких организаций в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления в соответствии с порядком формирования и ведения указанного реестра;
7) формирование и ведение реестра организаций отдыха детей и их оздоровления и его размещение на официальном сайте указанного органа в сети Интернет;
8) осуществление в пределах своих полномочий государственного контроля достоверности, актуальности и полноты сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления;
9) обеспечение координации деятельности республиканского органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному контролю и надзору в сфере образования и науки, органа исполнительной власти, осуществляющего государственную политику по вопросам государственного надзора соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, охраны труда, уполномоченного республиканского органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль соблюдения законодательства о защите прав потребителей, органа исполнительной власти, осуществляющего санитарно-эпидемиологический надзор и другие функции по обеспечению санитарного и эпидемиологического благополучия населения, республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере здравоохранения, республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, органов местного самоуправления Донецкой Народной Республики в сфере организации отдыха детей и их оздоровления, общественных организаций и объединений в порядке, утвержденном Правительством Донецкой Народной Республики;
10) установление требований к организации и проведению в природной среде следующих мероприятий с участием детей, являющихся членами организованной группы несовершеннолетних туристов: прохождения туристских маршрутов, других маршрутов передвижения, походов, экспедиций, слетов и иных аналогичных мероприятий, а также указанных мероприятий с участием организованных групп детей, проводимых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и организациями отдыха детей и их оздоровления, и к порядку уведомления уполномоченного органа в сфере организации отдыха детей и их оздоровления о месте, сроках и длительности проведения таких мероприятий;
11) организационное сопровождение деятельности межведомственной комиссии по вопросам организации отдыха детей и их оздоровления;
12) рассмотрение предложений межведомственной комиссии по вопросам организации отдыха детей и их оздоровления об исключении организаций отдыха детей и их оздоровления из реестра организаций отдыха детей и их оздоровления.
- Органы местного самоуправления осуществляют в пределах своих полномочий мероприятия по обеспечению организации отдыха детей их оздоровления, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Статья 13. Основания для включения организации в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления и исключения организации отдыха детей и их оздоровления из указанного реестра
- Основанием для включения организации в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления является осуществление деятельности в сфере организации отдыха детей и их оздоровления или намерение осуществлять такую деятельность в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики при наличии условий для ее осуществления, что подтверждается представлением в уполномоченный орган в сфере организации отдыха детей и их оздоровления сведений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
- Организации для включения в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления представляют в уполномоченный орган в сфере организации отдыха детей и их оздоровления следующие сведения:
1) фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя организации отдыха детей и их оздоровления либо физического лица – предпринимателя;
2) копии учредительных документов организации отдыха детей и их оздоровления, заверенные в установленном порядке;
3) полное и сокращенное (если имеется) наименования организации отдыха детей и их оздоровления, а в случае, если в учредительных документах организации отдыха детей и их оздоровления наименование указано на иностранном языке, также наименование организации отдыха детей и их оздоровления на этом языке (для юридических лиц);
4) адрес (местонахождение) организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе фактический адрес, контактный телефон, адреса электронной почты и официального сайта в сети Интернет (при наличии);
5) организационно-правовая форма и тип организации отдыха детей и их оздоровления;
6) идентификационный код юридического лица или идентификационный номер налогоплательщика;
7) оказываемые организацией отдыха детей и их оздоровления услуги по организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе по размещению, проживанию, питанию детей;
8) дата ввода в эксплуатацию объектов (зданий, строений, сооружений), используемых организацией отдыха детей и их оздоровления (для организаций отдыха детей и их оздоровления стационарного типа);
9) сведения о наличии заключения государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы о соответствии деятельности в сфере организации отдыха детей и их оздоровления, осуществляемой организацией отдыха детей и их оздоровления, санитарно-эпидемиологическим требованиям, а также дата выдачи указанного заключения;
10) информация о результатах проведения органами, осуществляющими государственный контроль (надзор), плановых и внеплановых проверок в текущем году (при наличии) и в предыдущем году;
11) сведения о наличии лицензии на медицинскую деятельность либо договора об оказании медицинской помощи, заключаемого между организацией отдыха детей и их оздоровления и учреждением здравоохранения;
12) сведения о наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности (в случае осуществления организацией образовательной деятельности по основным и дополнительным общеобразовательным программам, основным программам профессионального обучения);
13) сведения об обеспечении в организации отдыха детей и их оздоровления доступности услуг для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе условий для хранения лекарственных препаратов для медицинского применения и специализированных продуктов лечебного питания, передаваемых в указанную организацию родителями ребенка (лицами, их заменяющих), нуждающегося в соблюдении предписанного лечащим врачом режима лечения (в случае приема данных категорий детей в организацию отдыха детей и их оздоровления).
- В реестр организаций отдыха детей и их оздоровления подлежат включению организации отдыха детей и их оздоровления и (или) их филиалы, физические лица ‑ предприниматели в соответствии с порядком формирования и ведения реестра организаций отдыха детей и их оздоровления.
- Основаниями для отказа во включении организации в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления являются:
1) непредставление сведений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи;
2) представление недостоверных сведений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в случае выявления, уполномоченным органом в сфере организации отдыха детей и их оздоровления нарушений законодательства Донецкой Народной Республики в сфере организации отдыха детей и их оздоровления, которые могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью детей, находящихся в организации.
- Уполномоченный орган в сфере организации отдыха детей и их оздоровления в течение 20 рабочих дней со дня поступления сведений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, принимает решение о включении организации в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления либо о мотивированном отказе во включении организации в указанный реестр.
- Организация отдыха детей и их оздоровления обязана уведомить уполномоченный орган в сфере организации отдыха детей и их оздоровления об изменении сведений о данной организации, внесенных в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления, в течение 10 рабочих дней со дня возникновения таких изменений. Документы, подтверждающие достоверность таких изменений, могут быть представлены в форме электронных документов. Уполномоченный орган в сфере организации отдыха детей и их оздоровления в течение 10 рабочих дней со дня поступления уведомления об изменении сведений и документов, подтверждающих достоверность таких изменений, вносит изменения в сведения об организации отдыха детей и их оздоровления, содержащиеся в указанном реестре.
- Основаниями для исключения организации отдыха детей и их оздоровления из реестра организаций отдыха детей и их оздоровления являются:
1) прекращение деятельности в сфере организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе в случаях исключения организации отдыха детей и их оздоровления из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц – предпринимателей по основаниям, предусмотренным законодательством Донецкой Народной Республики, внесения изменений в учредительные документы организации отдыха детей и их оздоровления, если такие изменения повлекут невозможность осуществления деятельности в сфере организации отдыха детей и их оздоровления;
2) систематическое (два раза и более в течение календарного года) нарушение организацией отдыха детей и их оздоровления требований настоящего Закона, иных законов, невыполнение в установленный срок предписаний, выданных органами государственного контроля (надзора), об устранении нарушений законодательства Донецкой Народной Республики в сфере организации отдыха детей и их оздоровления, которые могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью детей, находящихся в организации отдыха детей и их оздоровления, и которые выявлены по итогам проведения плановых и внеплановых проверок указанной организации;
3) выявление уполномоченным органом в сфере организации отдыха детей и их оздоровления недостоверных сведений об указанной организации и (или) ее филиале, представленных для включения в указанный реестр, свидетельствующих об отсутствии необходимых условий для осуществления деятельности в сфере организации отдыха детей и их оздоровления.
Статья 14. Последствия исключения организации из реестра организаций отдыха детей и их оздоровления
- В случае исключения организации из реестра организаций отдыха детей и их оздоровления при отсутствии угрозы причинения вреда жизни и здоровью детей организация завершает исполнение обязательств по обеспечению отдыха детей и их оздоровления, если на момент исключения из реестра она приступила к их исполнению.
- В случае принятия решения об исключении организации, приступившей к исполнению обязательств по обеспечению отдыха детей и их оздоровления, из реестра организаций отдыха детей и их оздоровления при наличии угрозы причинения вреда жизни и здоровью детей уполномоченный орган в сфере организации отдыха детей и их оздоровления, совместно с заинтересованными органами исполнительной власти и иными уполномоченными органами в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики в рамках своих полномочий принимают меры по предотвращению причинения такого вреда, а также (при необходимости) по доставлению детей их родителям (лицам, их заменяющим).
- В случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, уполномоченный орган в сфере организации отдыха детей и их оздоровления, принявший решение об исключении организации из реестра организаций отдыха детей и их оздоровления, незамедлительно уведомляет об этом соответствующие государственные органы Донецкой Народной Республики.
- Организация, исключенная из реестра организаций отдыха детей и их оздоровления, в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, обязана принять меры по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью детей, а также содействовать уполномоченным органам в принятии соответствующих мер.
Статья 15. Обеспечение соблюдения требований законодательства в сфере организации отдыха детей и их оздоровления
В целях обеспечения соблюдения требований законодательства в сфере организации отдыха детей и их оздоровления республиканскими органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор в соответствии с установленными полномочиями, и их территориальными подразделениями осуществляется государственный надзор в соответствующей сфере деятельности по вопросам, связанным с образовательной, трудовой, транспортной деятельностью, защитой прав потребителей и санитарно-эпидемиологическим благополучием населения, безопасностью людей на водных объектах, выполнением требований пожарной безопасности на объектах отдыха детей и их оздоровления, качеством и безопасностью медицинской деятельности в организациях отдыха детей и их оздоровления, в соответствии с Законом Донецкой Народной Республики от 21 августа 2015 года № 76-IHC «О государственном надзоре в сфере хозяйственной деятельности».
Статья 16. Межведомственная комиссия по вопросам организации отдыха детей и их оздоровления
- Нормативным правовым актом Правительства Донецкой Народной Республики создается межведомственная комиссия по вопросам организации отдыха детей и их оздоровления, в состав которой включаются представители Народного Совета Донецкой Народной Республики, уполномоченного органа в сфере организации отдыха детей и их оздоровления, республиканского органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному контролю и надзору в сфере образования и науки, республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере физической культуры и спорта, республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере внутренних дел, органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор и контроль соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, уполномоченного республиканского органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль соблюдения законодательства о защите прав потребителей, органа исполнительной власти, осуществляющего санитарно-эпидемиологический надзор и другие функции по обеспечению санитарного и эпидемиологического благополучия населения, республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере здравоохранения, республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, представители органов местного самоуправления, уполномоченный по правам ребенка в Донецкой Народной Республике, и утверждается регламент ее деятельности.
Нормативным правовым актом Правительства Донецкой Народной Республики в состав межведомственной комиссии по вопросам организации отдыха детей и их оздоровления могут включаться представители общественных объединений.
- К полномочиям межведомственной комиссии по вопросам организации отдыха детей и их оздоровления относятся:
1) содействие координации деятельности органов, организаций и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи;
2) выезд к месту фактического оказания услуг по организации отдыха детей и их оздоровления в случае предоставления членами межведомственной комиссии по вопросам организации отдыха детей и их оздоровления информации о предоставлении таких услуг организацией, не включенной в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления, а также информации, свидетельствующей о возможных нарушениях законодательства Донецкой Народной Республики в сфере организации отдыха детей и их оздоровления;
3) проведение информационно-разъяснительной работы с руководителями организаций отдыха детей и их оздоровления, в том числе в форме ежегодных семинаров;
4) мониторинг состояния ситуации в сфере организации отдыха детей и их оздоровления;
5) анализ результатов мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей за летний период и по итогам календарного года;
6) разработка мероприятий, программ и предложений по повышению эффективности организации отдыха детей и их оздоровления;
7) информирование населения о результатах своей деятельности, в том числе путем размещения информации на официальном сайте Правительства Донецкой Народной Республики в сети Интернет;
8) определение приоритетности категорий детей, направляемых для отдыха и оздоровления за пределы территории Донецкой Народной Республики в составе организованных групп (в случае организации отдыха детей и их оздоровления республиканскими органами исполнительной власти Донецкой Народной Республики).
- Межведомственная комиссия по вопросам организации отдыха детей и их оздоровления вправе направлять в уполномоченный орган в сфере организации отдыха детей и их оздоровления предложения об исключении организаций отдыха детей и их оздоровления из реестра организаций отдыха детей и их оздоровления при наличии оснований, предусмотренных частью 7 статьи 13 настоящего Закона.
Статья 17. Защита прав и законных интересов ребенка при формировании социальной инфраструктуры для детей
- Органы исполнительной власти при принятии решений по вопросам социально-экономического развития соответствующего муниципального образования учитывают нормативы строительства объектов социальной инфраструктуры для детей. Такие нормативы устанавливаются Правительством Донецкой Народной Республики.
- Принятие органом исполнительной власти или органом местного самоуправления решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной или муниципальной собственностью, а также о реорганизации или ликвидации государственных организаций, муниципальных организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей, допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха детей и их оздоровления, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания.
Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной собственностью или муниципальной собственностью, а также о реорганизации или ликвидации государственных организаций, муниципальных организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей, включая критерии этой оценки, порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются Правительством Донецкой Народной Республики.
- Имущество, которое является государственной собственностью (земельные участки, здания, строения и сооружения, оборудование и иное имущество), которое относится к объектам социальной инфраструктуры для детей и возникновение, обособление или приобретение которого предназначено для целей образования, развития, отдыха детей и их оздоровления, оказания медицинской помощи детям и профилактики заболеваний у них, социальной защиты и социального обслуживания детей, может использоваться только в данных целях.
- Если государственная или муниципальная организация, образующая социальную инфраструктуру для детей, сдает в аренду, передает в безвозмездное пользование закрепленные за ней объекты собственности, заключению договора аренды и договора безвозмездного пользования должна предшествовать проводимая учредителем в порядке, установленном частью 2 настоящей статьи, оценка последствий заключения таких договоров для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха детей и их оздоровления, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания.
Договор аренды и договор безвозмездного пользования не могут заключаться, если в результате проведенной оценки последствий их заключения установлена возможность ухудшения указанных в абзаце первом настоящей части условий.
Указанное в абзаце первом настоящей части требование о проведении оценки последствий заключения договора безвозмездного пользования не распространяется на случай, указанный в части 3 статьи 38 Закона Донецкой Народной Республики от 19 июня 2015 года № 55-IНС «Об образовании».
- Порядок изменения назначения имущества, которое является муниципальной собственностью (земельные участки, здания, строения и сооружения, оборудование и иное имущество) и возникновение, обособление или приобретение которого связано с целями образования, развития, отдыха детей и их оздоровления, оказания медицинской помощи детям и профилактики заболеваний у них, социальной защиты и социального обслуживания детей, устанавливается органами местного самоуправления при условии предварительного создания (приобретения, изменения назначения) имущества, достаточного для обеспечения указанных целей.
- Изменение формы собственности имущества, которое относится к объектам социальной инфраструктуры для детей и является государственной или муниципальной собственностью, может осуществляться в установленном законом порядке.
Статья 18. Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию
- Органы государственной власти Донецкой Народной Республики принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от рекламы бестабачной никотиносодержащей продукции и электронных систем доставки никотина, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
- В целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, Законом Донецкой Народной Республики от 2 октября 2015 года № 79-IНС «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» устанавливаются требования к распространению среди детей информации, в том числе требования к осуществлению классификации информационной продукции, ее экспертизы, государственного надзора и контроля соблюдения законодательства Донецкой Народной Республики о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
- В целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка, защиты его от негативных воздействий республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию в порядке, утвержденном Правительством Донецкой Народной Республики проводится экспертиза (социальная, психологическая, педагогическая, санитарная) настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей.
Статья 19. Меры по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей
- В целях содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и формированию у них навыков здорового образа жизни органы государственной власти Донецкой Народной Республики, органы местного самоуправления, должностные лица указанных органов в соответствии с их компетенцией создают благоприятные условия для осуществления деятельности физкультурно-спортивных организаций, организаций культуры, организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей (включая места для их доступа к сети Интернет).
- Родители ребенка (лица, их заменяющие) обязаны заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Лица, осуществляющие мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию детей, содействию их социальной адаптации, социальной реабилитации и подобные мероприятия с участием детей (далее – лица, осуществляющие мероприятия с участием детей), в пределах их полномочий способствуют физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей.
Органы государственной власти Донецкой Народной Республики, органы местного самоуправления, должностные лица указанных органов в соответствии с их компетенцией оказывают содействие указанным лицам при осуществлении ими своих обязанностей по физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей.
- Законом в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию могут устанавливаться:
1) меры по недопущению нахождения детей на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или физических лиц ‑ предпринимателей, которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в других местах, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, бестабачной никотиносодержащей продукции, электронных систем доставки никотина и (или) табачных изделий, и в иных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию;
2) меры по недопущению нахождения детей в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или физических лиц ‑ предпринимателей, которые предназначены для обеспечения доступа к сети Интернет, а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, и в иных общественных местах без сопровождения родителей ребенка (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей;
3) порядок уведомления родителей ребенка (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, и (или) органов внутренних дел в случае обнаружения ребенка в местах, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части, в нарушение установленных требований, а также порядок доставления такого ребенка его родителям (лицам, их заменяющим) или лицам, осуществляющим мероприятия с участием детей, либо в случае отсутствия указанных лиц, невозможности установления их местонахождения или иных препятствующих незамедлительному доставлению ребенка указанным лицам обстоятельств в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по месту обнаружения ребенка.
- Для оценки предложений об определении мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, создается экспертная комиссия. Порядок формирования и порядок деятельности такой комиссии устанавливаются Правительством Донецкой Народной Республики.
- Органы местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи и в порядке, устанавливаемом законом, могут определять на территории соответствующего муниципального образования места, нахождение в которых детей в соответствии с частью 3 настоящей статьи не допускается.
- Законом за несоблюдение установленных требований к обеспечению родителями ребенка (лицами, их заменяющими), лицами, осуществляющими мероприятия с участием детей, а также юридическими лицами или физическими лицами ‑ предпринимателями, мер по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и предупреждению причинения им вреда устанавливается административная ответственность.
Статья 20. Меры по противодействию торговле детьми и эксплуатации детей
- Органы государственной власти Донецкой Народной Республики, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры по противодействию торговле детьми и эксплуатации детей.
- Органы государственной власти Донецкой Народной Республики, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией принимают меры по оказанию необходимой педагогической, психологической, медицинской, юридической помощи жертвам торговли детьми и (или) эксплуатации детей, их родителям (лицам, их заменяющим).
- Общественные объединения (организации) и иные некоммерческие организации могут оказывать содействие органам государственной власти Донецкой Народной Республики, органам местного самоуправления в осуществлении мер по противодействию торговле детьми и эксплуатации детей, оказанию необходимой педагогической, психологической, медицинской, юридической помощи жертвам торговли детьми и (или) эксплуатации детей, их родителям (лицам, их заменяющим).
- Граждане Донецкой Народной Республики, иностранные граждане, лица без гражданства несут уголовную, гражданско-правовую, дисциплинарную ответственность за совершение правонарушений, связанных с торговлей детьми и (или) эксплуатацией детей, в соответствии с законом Донецкой Народной Республики.
- Юридические лица несут ответственность за создание условий для торговли детьми и (или) эксплуатации детей, выразившееся в предоставлении помещений, транспортных средств или иных материальных средств, в создании бытовых условий для торговли детьми и (или) эксплуатации детей, в оказании услуг, содействующих торговле детьми и (или) эксплуатации детей, либо в финансировании торговли детьми и (или) эксплуатации детей, а также за изготовление, приобретение, хранение, перевозку, распространение, публичную демонстрацию, рекламирование материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних в соответствии с законом Донецкой Народной Республики. Настоящее положение распространяется на иностранные юридические лица в случаях, предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики.
- Применение мер ответственности к юридическому лицу за правонарушения, связанные с торговлей детьми и (или) эксплуатацией детей, изготовлением и (или) оборотом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних, не освобождает от ответственности за данные правонарушения виновное физическое лицо, равно как и привлечение физического лица к уголовной или иной ответственности за правонарушения, связанные с торговлей детьми и (или) эксплуатацией детей, изготовлением и (или) оборотом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних, не освобождает от ответственности за данные правонарушения юридическое лицо.
Статья 21. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
- Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется органами государственной власти Донецкой Народной Республики в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
Государство гарантирует судебную защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
- Общественные объединения (организации) и иные некоммерческие организации, в том числе международные объединения (организации) в лице своих отделений в Донецкой Народной Республике, осуществляют свою деятельность по защите прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Донецкой Народной Республики, законодательством Донецкой Народной Республики. Указанные объединения (организации) вправе в судебном порядке оспаривать неправомерные ущемляющие или нарушающие права детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, действия должностных лиц органов государственной власти Донецкой Народной Республики, организаций, граждан, в том числе родителей ребенка (лиц, их заменяющих), педагогических, медицинских, социальных работников и других специалистов в сфере работы с детьми.
- При регулировании внесудебных процедур, связанных с участием детей и (или) защитой их прав и законных интересов, а также при принятии решений о наказаниях, которые могут применяться к несовершеннолетним, совершившим правонарушения, должностные лица органов государственной власти Донецкой Народной Республики, местного самоуправления действуют в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, нормами, предусмотренными международными договорами Донецкой Народной Республики, в том числе в части гуманного обращения с несовершеннолетними, оказания им квалифицированной юридической помощи, законодательством Донецкой Народной Республики.
Обязательными являются обеспечение приоритета личного и социального благополучия ребенка, обеспечение специализации правоприменительных процедур (действий) с его участием или в его интересах, учет особенностей возраста и социального положения ребенка.
В случае освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности или от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия суд, принимая решение о применении указанных мер, за исключением такой меры, как помещение в образовательную организацию для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальное учебно-воспитательное учреждение открытого или закрытого типа), или учреждение здравоохранения, вправе признать необходимым проведение мероприятий по социальной реабилитации несовершеннолетнего.
Если ребенок, с участием которого или в интересах которого осуществляется правоприменительная процедура (действие), нуждается в педагогической, психологической, медицинской, юридической помощи, в социальной реабилитации, должностное лицо, осуществляющее правоприменительную процедуру (действие), независимо от предмета рассмотрения сообщает в компетентный орган о необходимости принятия соответствующих мер и просит уведомить его о предпринятых действиях.
Глава 3. Организационные основы гарантий прав ребенка
Статья 22. Органы исполнительной власти, осуществляющие гарантии прав ребенка в Донецкой Народной Республике
Компетенция органов исполнительной власти, которые осуществляют гарантии прав ребенка, реализуют государственную политику в интересах детей, в том числе осуществляют деятельность в сфере образования, охраны здоровья, социальной защиты, социального обслуживания, содействия социальной адаптации и социальной реабилитации детей, обеспечения их занятости и охраны труда, профилактики безнадзорности и правонарушений, организации детского и семейного отдыха, государственной поддержки общественных объединений (организаций), иных некоммерческих организаций и в других сферах в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики, устанавливается Правительством Донецкой Народной Республики.
Статья 23. Уполномоченный по правам ребенка в Донецкой Народной Республике
Уполномоченный по правам ребенка в Донецкой Народной Республике в пределах своих полномочий обеспечивает защиту прав и законных интересов детей.
Статья 24. Финансирование мероприятий по реализации государственной политики в интересах детей
Финансирование мероприятий по реализации государственной политики в интересах детей осуществляется за счет средств Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики в пределах выделенных ассигнований и иных источников, не запрещенных законодательством Донецкой Народной Республики.
Статья 25. Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Донецкой Народной Республике
- Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Донецкой Народной Республике ежегодно разрабатывается в целях обеспечения органов государственной власти Донецкой Народной Республики объективной систематизированной аналитической информацией о положении детей и семей, имеющих детей, в Донецкой Народной Республике и тенденциях его изменения.
- Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Донецкой Народной Республике представляется Правительством Донецкой Народной Республики Народному Совету Донецкой Народной Республики.
- Структура государственного доклада о положении детей и семей, имеющих детей, в Донецкой Народной Республике, требования к содержанию его разделов, системе используемых в нем показателей, порядок разработки, распространения, в том числе опубликования, предоставления для общественного обсуждения путем размещения на официальном сайте уполномоченного Правительством Донецкой Народной Республики республиканского органа исполнительной власти, на разработку данного доклада, в сети Интернет и представления результатов общественного обсуждения в Правительство Донецкой Народной Республики определяются Правительством Донецкой Народной Республики.
Глава 4. Гарантии исполнения настоящего Закона
Статья 26. Судебный порядок разрешения споров при исполнении настоящего Закона
- Родители ребенка (лица, их заменяющие), а также педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты, которые осуществляют функции по воспитанию, обучению, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка, содействуют его социальной адаптации, социальной реабилитации, вправе обратиться в установленном законодательством Донецкой Народной Республики порядке в суд с иском о возмещении ребенку вреда, причиненного его здоровью, имуществу, а также морального вреда.
- При рассмотрении в судах дел о защите прав и законных интересов ребенка судебный сбор не уплачивается.
Глава 5. Заключительные и переходные положения
Статья 27. Вступление в силу настоящего Закона
- Настоящий Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки введения в действие.
- Положения пункта 4 части 2 статьи 4 касательно общественных объединений (организаций), части 5 статьи 7, части 2 статьи 8, части 3 статьи 20, части 2 статьи 21 настоящего Закона вводятся в действие со дня вступления в силу закона, регулирующего деятельность общественных объединений (организаций).
- Положения части 4 статьи 11 настоящего Закона вводятся в действие со дня вступления в силу закона, регулирующего основы общественного контроля в Донецкой Народной Республике.
- Часть 6 статьи 17 настоящего Закона в части изменения формы собственности имущества, которое относится к объектам социальной инфраструктуры для детей и является государственной или муниципальной собственностью, вступает в силу со дня вступления в силу закона о приватизации государственного или муниципального имущества.
- Части 3 и 5 статьи 19 настоящего Закона вступают в силу со дня вступления в силу закона, регулирующего отношения, связанные с определением мер по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию на территории Донецкой Народной Республики.
- Часть 6 статьи 19 настоящего Закона вступает в силу со дня вступления в силу Кодекса Донецкой Народной Республики об административных правонарушениях.
- Положения пункта 3 части 2 статьи 4 и частей 5, 6 статьи 20 настоящего Закона в части административной ответственности юридических лиц вводятся в действие со дня вступления в силу Кодекса Донецкой Народной Республики об административных правонарушениях.
- Статья 23 настоящего Закона вступает в силу со дня вступления в силу закона, регулирующего деятельность Уполномоченного по правам ребенка в Донецкой Народной Республике.
Статья 28. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом
- Правительству Донецкой Народной Республики в течение четырех месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона:
1) привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом, принять нормативные правовые акты, предусмотренные настоящим Законом;
2) обеспечить приведение нормативных правовых актов других органов исполнительной власти в соответствие с настоящим Законом, принятие ими нормативных правовых актов, предусмотренных настоящим Законом.
- До приведения нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики в соответствие с настоящим Законом, они применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.
Статья 29. Переходные положения
- Настоящий Закон применяется к правоотношениям, возникшим после вступления его в силу.
- До вступления в силу закона, регулирующего вопросы приобретения и лишения гражданства Донецкой Народной Республики, гражданами Донецкой Народной Республики в понимании настоящего Закона являются лица, имеющие право на получение паспорта гражданина Донецкой Народной Республики в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
- До формирования органов местного самоуправления и вступления в силу закона, регулирующего вопросы их организации, полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные настоящим Законом, могут осуществляться местными администрациями в пределах, определенных Главой Донецкой Народной Республики.
Глава
Донецкой Народной Республики Д.В. Пушилин
г. Донецк
28 декабря 2021 года
№ 339-IIНС