Дата публикации 07.12.2021

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

П Р И К А З

9 ноября 2021 г.                     Донецк                                   № 136-НП

Об утверждении Государственного образовательного стандарта высшего
образования – специалитет по специальности
40.05.03 Судебная экспертиза

 

С целью обеспечения единства образовательного пространства Донецкой Народной Республики, преемственности и вариативности основных образовательных программ соответствующего уровня образования, государственных гарантий уровня и качества образования, руководствуясь пунктом 6 части 1 статьи 6 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», в соответствии с подпунктом 12.56 пункта 12 раздела II Положения о Министерстве образования и науки Донецкой Народной Республики, утверждённого Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 22 июля 2015 года № 13-43 (с изменениями),

 

ПРИКАЗЫВАЮ:

 

  1. Утвердить Государственный образовательный стандарт высшего образования – специалитет по специальности 40.05.03 Судебная экспертиза (прилагается).

 

  1. Признать утратившим силу Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 04 апреля 2016 года № 305 «Об утверждении Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 40.05.03 Судебная экспертиза (квалификация «судебный эксперт»)», зарегистрированный в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 22 апреля 2016 года, регистрационный номер № 1198.

 

  1. Настоящий Приказ вступает в силу со дня официального опубликования.

 

 

Врио Министра                                                    Л. Н. Волкова

 

Лист согласования прилагается.

 

УТВЕРЖДЕН

Приказом
Министерства образования и науки
Донецкой Народной Республики
от «09» ноября 2021 г. № 136-НП

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ –

СПЕЦИАЛИТЕТ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

40.05.03 СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА

 

I. Общие положения

 

1.1. Настоящий государственный образовательный стандарт высшего образования (далее – ГОС ВО) представляет собой совокупность обязательных требований при реализации основных профессиональных образовательных программ  высшего образования – программ специалитета по специальности 40.05.03 Судебная экспертиза (далее соответственно – программа специалитета, специальность).

 

1.2. Получение образования по программе специалитета допускается только в образовательной организации высшего образования (далее — Организация).

 

1.3. Обучение по программе специалитета в Организации осуществляется в очной форме.

 

1.4. Содержание высшего образования по специальности определяется программой специалитета, разрабатываемой и утверждаемой Организацией самостоятельно. При разработке программы специалитета Организация формирует требования к результатам ее освоения в виде универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций выпускников (далее вместе — компетенции).

Организация разрабатывает программу специалитета в соответствии с ГОС ВО с учетом соответствующей примерной основной образовательной программы (далее — ПООП).

 

1.5. Программа специалитета, реализуемая в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка в государственных образовательных организациях, находящихся в ведении государственных органов, указанных в части 1 статьи 78 Закона Донецкой Народной Республики от 19.06.2015 г. №55-IHC «Об Образовании» (далее — государственные организации, осуществляющие подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка), разрабатывается на основе требований, предусмотренных указанным законом Донецкой Народной Республики, а также квалификационных требований к военно­-профессиональной подготовке, специальной профессиональной подготовке выпускников, устанавливаемых государственным органом, в ведении которого находятся соответствующие организации[1].

 

1.6. При реализации программы специалитета Организация вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, с учетом положений абзаца второго настоящего пункта.

Реализация программы специалитета с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий не допускается.

Электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, применяемые при обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее — инвалиды и лица с ОВЗ), должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.

 

1.7. Реализация программы специалитета осуществляется Организацией как самостоятельно, так и посредством сетевой формы.

 

1.8. Программа специалитета реализуется на государственном языке Донецкой Народной Республики, если иное не определено локальным нормативным правовым актом Организации.

 

1.9. Срок получения образования по программе специалитета (вне зависимости от применяемых образовательных технологий):

включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, составляет 5 лет;

при обучении по индивидуальному учебному плану инвалидов и лиц с ОВЗ может быть увеличен по их заявлению не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования, установленным для соответствующей формы обучения.

 

1.10. Объем программы специалитета составляет 300 зачетных единиц (далее — з. е.), вне зависимости от применяемых образовательных технологий, реализации программы специалитета с использованием сетевой формы, реализации программы специалитета по индивидуальному учебному плану.

Объем программы специалитета, реализуемый за один учебный год, составляет не более 70 з. е. вне зависимости от применяемых образовательных технологий, реализации программы специалитета с использованием сетевой формы, реализации программы специалитета по индивидуальному учебному плану (за исключением ускоренного обучения), а при ускоренном обучении — не более 80 з.е.

В государственных организациях, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, объем программы специалитета, реализуемый за один учебный год по очной форме, составляет не более 75 з.е.

 

1.11. Организация самостоятельно определяет в пределах сроков и объемов, установленных пунктами 1.9 и 1.10 раздела I настоящего ГОС ВО:

срок получения образования по программе специалитета по индивидуальному учебному плану, в том числе при ускоренном обучении;

объем программы специалитета, реализуемый за один учебный год.

 

1.12. Область профессиональной деятельности и сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу специалитета (далее — выпускники), могут осуществлять профессиональную деятельность:

09 Юриспруденция (в сферах: правоохранительной деятельности; обороны и безопасности государства).

Выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность в других областях профессиональной деятельности и (или) сферах профессиональной деятельности при условии соответствия уровня их образования и полученных компетенций требованиям к квалификации работника.

 

1.13. В рамках освоения программы специалитета выпускники должны готовиться к решению задач профессиональной деятельности следующих типов: правоприменительный, экспертный, технико-криминалистический, консультационный.

В дополнение к указанным типам задач профессиональной деятельности выпускники также могут готовиться к решению задач профессиональной деятельности следующих типов: правоохранительный, информационно-­аналитический, профилактический, оперативно-служебный, организационно-­управленческий.

 

1.14. При разработке программы специалитета Организация выбирает специализацию программы специалитета из следующего перечня:

Криминалистические экспертизы;

Инженерно-технические экспертизы;

Экспертизы веществ, материалов и изделий;

Экономические экспертизы;

Речеведческие экспертизы.

 

1.15. Программа специалитета, содержащая сведения, составляющие государственную тайну, разрабатывается и реализуется с соблюдением требований, предусмотренных законодательством[2] Донецкой Народной Республики в области защиты государственной тайны.

 

II. Требования к структуре программы специалитета

 

2.1. Структура программы специалитета включает следующие блоки:

Блок 1 «Дисциплины (модули)»;

Блок 2 «Практика»;

Блок 3 «Государственная итоговая аттестация».

Объем программы специалитета приведен в Приложении 1 к настоящему ГОС ВО.

 

2.2. Программа специалитета должна обеспечивать реализацию дисциплин (модулей) по философии, истории (истории России, всеобщей истории), иностранному языку, теории государства и права, теории судебной экспертизы, судебной фотографии и видеозаписи, участию специалиста в процессуальных действиях, уголовному праву, уголовному процессу, гражданскому праву, гражданскому процессу, криминалистике, административному праву, гражданскому процессу, криминалистике, административному праву, безопасности жизнедеятельности, а также по трасологии и трасологической экспертизе, технико-криминалистической экспертизе документов, дактилоскопии и дактилоскопической экспертизе, судебной баллистике и судебно-баллистической экспертизе, судебной экспертизе холодного и метательного оружия, почерковедению и почерковедческой экспертизе, габитоскопии и портретной экспертиз, специальной профессиональной или военно-профессиональной подготовке для специализации «Криминалистические экспертизы» в рамках Блока 1 «Дисциплины (модули)».

В государственных организациях, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, допускается исключение дисциплины (модуля) по безопасности жизнедеятельности.

 

2.3. Программа специалитета должна обеспечивать реализацию дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту:

в объеме не менее 2 з. е. в рамках Блока 1 «Дисциплины (модули)»; в объеме не менее 328 академических часов, которые являются обязательными для освоения, не переводятся в з. е. и не включаются в объем программы специалитета, в рамках элективных дисциплин (модулей).

Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в порядке, установленном Организацией. Для инвалидов и лиц с ОВЗ Организация устанавливает особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту с учетом состояния их здоровья.

В государственных организациях, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, вместо дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту в рамках Блока 1 «Дисциплины (модули)» реализуется дисциплина (модуль) «Физическая подготовка» в объеме не менее 11 з.е.

 

2.4. В Блок 2 «Практика» входят учебная и производственная практики (далее вместе — практики).

Типы учебной практики:

ознакомительная практика;

практика по профилю профессиональной деятельности;

оперативно-служебная практика.

Типы производственной практики:

практика по профилю профессиональной деятельности;

оперативно-служебная практика;

преддипломная практика.

 

2.5. В дополнение к типам практик, указанным в пункте 2.4 раздела II настоящего ГОС ВО, ПООП может также содержать рекомендуемые типы практик.

 

2.6. Организация:

выбирает один или несколько типов учебной практики и один или несколько типов производственной практики из перечня, указанного в пункте 2.4 раздела II настоящего ГОС ВО;

вправе выбрать один или несколько типов учебной практики и (или) производственной практики из рекомендуемых ПООП (при наличии);

вправе установить дополнительный тип (типы) учебной и (или) производственной практик;

устанавливает объемы практик каждого типа.

 

2.7. В Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» входят подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена и (или) выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы в соответствии с программой специалитета.

 

2.8. При разработке программы специалитета обучающимся обеспечивается возможность освоения элективных дисциплин (модулей) и факультативных дисциплин (модулей).

Факультативные дисциплины (модули) не включаются в объем программы специалитета.

 

2.9. В государственных организациях, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, особенности организации и продолжительность проведения практик, а также возможность освоения элективных дисциплин (модулей) и факультативных дисциплин (модулей) определяются в порядке организации и осуществления образовательной деятельности по программе специалитета, устанавливаемом государственным органом, в ведении которого находятся соответствующие организации.

 

2.10. В рамках программы специалитета выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

К обязательной части программы специалитета относятся дисциплины (модули) и практики, обеспечивающие формирование общепрофессиональных компетенций, определяемых настоящим ГОС ВО.

В обязательную часть программы специалитета включаются, в том числе:

дисциплины (модули), указанные в пункте 2.2 раздела II настоящего ГОС ВО;

дисциплины (модули) по физической культуре и спорту (дисциплина (модуль) «Физическая подготовка»), реализуемые в рамках Блока 1 «Дисциплины (модули)».

Дисциплины (модули) и практики, обеспечивающие формирование универсальных компетенций, определенных настоящим ГОС ВО, а также профессиональных компетенций, определенных Организацией самостоятельно, могут включаться в обязательную часть программы специалитета и (или) в часть, формируемую участниками образовательных отношений.

Объем обязательной части без учета объема государственной итоговой аттестации должен составлять не менее 40 процентов общего объема программы специалитета.

 

2.11. Организация должна предоставлять инвалидам и лицам с ОВЗ (по их заявлению) возможность обучения по программе специалитета, учитывающей особенности их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

 

2.12. Реализация части (частей) программы специалитета и проведение государственной итоговой аттестации, в рамках которой (которых) до обучающихся доводятся сведения ограниченного доступа и (или) в учебных целях используются секретные образцы вооружения, военной техники, их комплектующие изделия, не допускаются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

 

III. Требования к результатам освоения программы специалитета

 

3.1. В результате освоения программы специалитета у выпускника должны быть сформированы компетенции, установленные программой специалитета.

 

3.2. Программа специалитета должна устанавливать универсальные компетенции, которые представлены в Приложении 2 к настоящему ГОС ВО.

 

3.3. Программа специалитета должна устанавливать общепрофессиональные компетенции, которые представлены в Приложении 3 к настоящему ГОС ВО.

 

3.4. Профессиональные компетенции определяются Организацией самостоятельно на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников (при наличии) (за исключением профессиональных компетенций, формируемых в рамках программ специалитета, указанных в пункте 1.5 раздела I настоящего ГОС ВО).

В государственных организациях, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, перечень профессиональных компетенций, формируемых в рамках специализаций программы специалитета, указанных в пункте 1.14 раздела I настоящего ГОС ВО, определяется на основе квалификационных требований к военно-профессиональной, специальной профессиональной подготовке выпускников, устанавливаемых государственным органом, в ведении которого находятся соответствующие организации.

При определении профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов Организация осуществляет выбор профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, из числа профессиональных стандартов, действующих в Донецкой Народной Республике.

Из каждого выбранного профессионального стандарта Организация выделяет одну или несколько обобщенных трудовых функций (далее — ОТФ), соответствующих профессиональной деятельности выпускников, на основе установленных профессиональным стандартом для ОТФ уровня квалификации и требований раздела «Требования к образованию и обучению». ОТФ может быть выделена полностью или частично.

 

3.5. При отсутствии профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, профессиональные компетенции определяются Организацией на основе анализа требований к профессиональным компетенциям, предъявляемых к выпускникам на рынке труда, обобщения отечественного и зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники, иных источников.

 

3.6. Совокупность компетенций, установленных программой специалитета, должна обеспечивать выпускнику способность осуществлять профессиональную деятельность в области профессиональной деятельности и не менее чем в одной сфере профессиональной деятельности, установленных в соответствии с пунктом 1.12 раздела I настоящего ГОС ВО, и решать задачи профессиональной деятельности всех типов, указанных в абзаце первом пункта 1.13 раздела I настоящего ГОС ВО, а также может обеспечивать выпускнику способность решать задачи профессиональной деятельности одного или нескольких типов, указанных в абзаце втором пункта 1.13 раздела I настоящего ГОС ВО.

 

3.7. Организация устанавливает в программе специалитета индикаторы достижения компетенций[3]  (далее – ИДК) самостоятельно.

 

3.8. Организация самостоятельно планирует результаты обучения по дисциплинам (модулям) и практикам, которые должны быть соотнесены с установленными в программе специалитета ИДК.

Совокупность запланированных результатов обучения по дисциплинам (модулям) и практикам должна обеспечивать формирование у выпускника всех компетенций, установленных программой специалитета.

 

IV. Требования к условиям реализации программы специалитета

 

4.1. Требования к условиям реализации программы специалитета включают в себя общесистемные требования, требования к материально- техническому и учебно-методическому обеспечению, требования к кадровым и финансовым условиям реализации программы специалитета, а также требования к применяемым механизмам оценки качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся по программе специалитета.

 

4.2. Общесистемные требования к реализации программы специалитета указаны в пунктах 4.3 – 4.5 раздела IV настоящего ГОС ВО.

 

4.3. Организация должна располагать на праве собственности или ином законном основании материально-техническим обеспечением образовательной деятельности (помещениями и оборудованием) для реализации программы специалитета по Блоку 1 «Дисциплины (модули)» и Блоку 3 «Государственная итоговая аттестация» в соответствии с учебным планом.

 

4.4. Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационно-образовательной среде Организации из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»), как на территории Организации, так и вне ее. Условия для функционирования электронной информационно- образовательной среды могут быть созданы с использованием ресурсов иных организаций.

Электронная информационно-образовательная среда Организации должна обеспечивать:

доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), программам практик, электронным учебным изданиям и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах дисциплин (модулей), программах практик;

формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение его работ и оценок за эти работы.

В случае реализации программы специалитета с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий электронная информационно-образовательная среда Организации должна дополнительно обеспечивать:

фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы специалитета;

проведение учебных занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействия посредством сети «Интернет».

Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно­ коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих.

В государственных организациях, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, формирование, использование и эксплуатация электронной информационно-образовательной среды, доступ обучающихся к электронной информационно-образовательной среде, а также к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, к компьютерной технике, подключенной к локальным сетям и (или) сети «Интернет», организуются государственным органом, в ведении которого находятся соответствующие организации.

 

4.5. При реализации программы специалитета в сетевой форме требования к реализации программы специалитета должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы специалитета в сетевой форме.

 

4.6. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программы специалитета указаны в пунктах 4.7 – 4.11 раздела IV настоящего ГОС ВО.

 

4.7. Помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения учебных занятий, предусмотренных программой специалитета, оснащенные оборудованием и техническими средствами обучения, а также материально-техническими средствами, в том числе криминалистической и специальной техникой, табельным оружием, специальными средствами, необходимыми для осуществления специальной профессиональной или военно-профессиональной подготовки обучающихся в государственных организациях, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей).

Минимально необходимый для реализации программы специалитета перечень материально-технического обеспечения включает в себя специально оборудованные помещения для проведения учебных занятий, в том числе: лаборатории и полигоны:

судебной фотографии и судебной видеозаписи;

— лаборатории судебной экспертизы (по видам экспертиз в соответствии со специализацией программы специалитета);

криминалистического исследования документов;

кабинеты:

иностранных языков;

информатики (компьютерные классы);

криминалистики;

спортивный зал;

библиотека;

специальная библиотека (библиотека литературы ограниченного доступа) — при реализации программы специалитета, содержащей сведения ограниченного доступа;

для специализации «Криминалистические экспертизы» также: лаборатории:

трасологической экспертизы;

технико-криминалистической экспертизы документов;

дактилоскопической экспертизы;

судебно-баллистической экспертизы;

судебной экспертизы холодного и метательного оружия;

почерковедческой экспертизы;

габитоскопии и портретной экспертизы;

выделенное помещение (класс, аудитория) для проведения учебных занятий, в ходе которых до обучающихся доводятся сведения, составляющие государственную тайну;

тир (для стрельбы из табельного оружия).

Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа к электронной информационно- образовательной среде Организации.

Допускается частичная замена оборудования его виртуальным аналогом[4].

 

4.8. Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит обновлению при необходимости).

 

4.9. При использовании в образовательном процессе печатных изданий библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 0,25 экземпляра каждого из изданий, указанных в рабочих программах дисциплин (модулей), программах практик, на одного обучающегося из числа лиц, одновременно осваивающих соответствующую дисциплину (модуль), проходящих соответствующую практику.

 

4.10. Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит обновлению (при необходимости).

Доступ обучающихся к профессиональным базам данных и информационным справочным системам в государственных организациях, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, организуется государственным органом, в ведении которого находятся соответствующие организации.

 

4.11. Обучающиеся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

 

4.12. Требования к кадровым условиям реализации программы специалитета указаны в пунктах 4.13 – 4.17 раздела IV настоящего ГОС ВО.

 

4.13. Реализация программы специалитета обеспечивается педагогическими работниками Организации, а также лицами, привлекаемыми Организацией к реализации программы специалитета на иных условиях.

 

4.14. Квалификация педагогических работников Организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах (при наличии).

В государственных организациях, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, квалификационные характеристики должностей руководителей и педагогических работников высшего образования и дополнительного профессионального образования определяются в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики, в сфере обороны и безопасности обеспечения законности и правопорядка.

 

4.15. Не менее 70 процентов численности педагогических работников Организации, участвующих в реализации программы специалитета, и лиц, привлекаемых Организацией к реализации программы специалитета на иных условиях (исходя из количества замещаемых ставок, приведенного к целочисленным значениям), должны вести научную, учебно-методическую и (или) практическую работу, соответствующую профилю преподаваемой дисциплины (модуля).

 

4.16. Не менее 1 процента численности педагогических работников Организации, участвующих в реализации программы специалитета и лиц, привлекаемых Организацией к реализации программы специалитета на иных условиях (исходя из количества замещаемых ставок, приведенного к целочисленным значениям), должны являться руководителями и (или) работниками иных организаций, осуществляющими трудовую деятельность в профессиональной сфере, соответствующей профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники (иметь стаж работы в данной профессиональной сфере не менее 3 лет).

 

4.17. Не менее 50 процентов численности педагогических работников Организации и лиц, привлекаемых к образовательной деятельности Организации на иных условиях (исходя из количества замещаемых ставок, приведенного к целочисленным значениям) и участвующих в реализации основных образовательных программ высшего образования, должны иметь ученую степень (в том числе ученую степень, полученную в иностранном государстве и признаваемую в Донецкой Народной Республике) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное в иностранном государстве и признаваемое в Донецкой Народной Республике).

В государственных организациях, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, к педагогическим работникам с учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются преподаватели военно-профессиональных и специально-профессиональных дисциплин (модулей) без ученых степеней и (или) ученых званий, имеющие профильное высшее образование, опыт военной службы (службы в правоохранительных органах) в области и с объектами профессиональной деятельности, соответствующими программе специалитета, не менее 10 лет, воинское (специальное) звание не ниже «майор» («майор полиции», «майор внутренней службы», «капитан 3 ранга», а также имеющие боевой опыт, или государственные (ведомственные) награды, или государственные (отраслевые) почетные звания, или государственные премии.

В числе педагогических работников с ученой степенью доктора наук и (или) ученым званием профессора могут учитываться преподаватели военно-профессиональных дисциплин (модулей), специально-профессиональных дисциплин (модулей) с ученой степенью кандидата наук, имеющие или государственные (ведомственные) награды, или государственные (отраслевые) почетные звания, или государственные премии.

 

4.18. Требования к финансовым условиям реализации программы специалитета: финансовое обеспечение реализации программы специалитета должно осуществляться в соответствии со статьей 95 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании».

 

4.19. Требования к применяемым механизмам оценки качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся по программе специалитета указаны в пунктах 4.20 – 4.23 раздела IV настоящего ГОС ВО.

 

4.20. Качество образовательной деятельности и подготовки обучающихся по программе специалитета определяется в рамках системы внутренней оценки, а также системы внешней оценки[5].

 

4.21. В целях совершенствования программы специалитета Организация при проведении регулярной внутренней оценки качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся по программе специалитета привлекает работодателей и (или) их объединения, иных юридических и (или) физических лиц, включая педагогических работников Организации.

В рамках внутренней системы оценки качества образовательной деятельности по программе специалитета обучающимся предоставляется возможность оценивания условий, содержания, организации и качества образовательного процесса в целом и отдельных дисциплин (модулей) и практик.

 

4.22. Внешняя оценка качества образовательной деятельности по программе специалитета в рамках процедуры государственной аккредитации осуществляется с целью подтверждения соответствия образовательной деятельности по программе специалитета требованиям настоящего ГОС ВО.

 

4.23. Внешняя оценка качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся по программе специалитета может осуществляться в рамках профессионально-общественной аккредитации, проводимой работодателями, их объединениями, а также уполномоченными ими организациями, в том числе иностранными организациями, либо авторизованными национальными профессионально-общественными организациями, входящими в международные структуры, с целью признания качества и уровня подготовки выпускников, отвечающими требованиям профессиональных стандартов (при наличии), требованиям рынка труда к специалистам соответствующего профиля.

В государственных организациях, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, внешняя оценка качества программы специалитета может осуществляться в рамках профессионально-общественной аккредитации, проводимой работодателями, их объединениями, а также уполномоченными ими организациями, с целью признания качества и уровня подготовки выпускников, отвечающими требованиям профессиональных стандартов (при наличии), требованиям рынка труда к специалистам соответствующего профиля.

 

 

Директор Департамента науки и
высшего профессионального образования                           Е. П. Чучко

 

 

[1] Часть 2 статьи 78 Закона Донецкой Народной Республики от 19.06.2015 г. № 55-IHC «Об Образовании»

[2] Законодательство Донецкой Народной Республики — система нормативных правовых актов, принятых в установленном порядке, и международных договоров, заключенных в установленном порядке, регулирующих общественные отношения на территории Донецкой Народной Республики и за ее пределами (определено пунктом 6 части 1 статьи 1 Закона Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 г. № 72-IHC «О нормативных правовых актах».

[3] Индикаторы достижения компетенций – это характеристики, уточняющие и раскрывающие формулировку компетенции в виде конкретных действий, а именно в виде знаний, умений и (или) владения навыками, выполняемых выпускником, освоившим данную компетенцию.

[4] Виртуальный аналог оборудования – программный продукт, имитирующий функционирование оборудования, который может использоваться для проведения лекций, практических и лабораторных работ и подготовки обучающихся к работе с реальным оборудованием.

[5] Система внешней оценки – это процедуры государственной аккредитации и профессионально-общественной аккредитации, проводимые в соответствии со статей 88 и частями 3 – 9 статьи 92 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании».

 

Приложение 1

к Государственному образовательному
стандарту высшего образования —
специалитета по специальности 40.05.03
Судебная экспертиза
(пункт 2.1 раздела II)

 

 

Объем программы специалитета

 

Структура программы специалитета

Объем программы специалитета и ее блоков в з. е.

Блок 1 Дисциплины (модули) не менее 210
Блок 2 Практика не менее 24
Блок 3 Государственная итоговая аттестация 6-9
Объем программы специалитета 300

 

Приложение 2

к Государственному образовательному
стандарту высшего образования –
специалитета по специальности 40.05.03
Судебная экспертиза
(пункт 3.2 раздела III)

 

 

Универсальные компетенции, которые должны быть установлены программой специалитета

 

Наименование категории (группы) универсальных компетенций

Код и наименование универсальной компетенции выпускника

1 2
Системное и критическое мышление УК-1. Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
Разработка и реализация проектов УК-2. Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
Командная работа и лидерство УК-3. Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
Коммуникация УК-4. Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия
Межкультурное

взаимодействие

УК-5. Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение) УК-6. Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки и образования в течение всей жизни
УК-7. Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
Безопасность

жизнедеятельности

УК-8. Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
Инклюзивная

компетентность

УК-9. Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах
Экономическая культура, в том числе финансовая грамотность УК-10. Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
Гражданская

позиция

УК-11. Способен формировать нетерпимое отношение к коррупционному поведению

 

 

Приложение 3

к Государственному образовательному
стандарту высшего образования –
специалитета по специальности 40.05.03
Судебная экспертиза
(пункт 3.3 раздела III)

 

 

Общепрофессиональные компетенции, которые должны быть установлены программой специалитета

 

Наименование категории (группы) общепрофессиональных компетенций Код и наименование общепрофессиональной компетенции выпускника
Ценностно­

мотивационная

ориентация

 

ОПК-1. Способен на основе анализа основных этапов и закономерностей исторического развития государства, его места и роли в контексте всеобщей истории формировать устойчивые внутренние мотивы профессионально-служебной деятельности, базирующиеся на гражданской позиции, патриотизме, ответственном отношении к выполнению профессионального долга
ОПК-2. Способен анализировать мировоззренческие, социальные и личностно-значимые проблемы в целях формирования ценностных, этических основ профессионально-служебной деятельности
Правоприменительная

деятельность

ОПК-3. Способен оперировать основными общеправовыми понятиями и категориями, анализировать и толковать нормы права, давать юридическую оценку фактам и обстоятельствам
ОПК-4. Способен составлять процессуальные и служебные документы
ОПК-5. Способен применять нормы материального и процессуального права в точном соответствии с правовыми принципами и действующими нормативными правовыми актами с учетом специфики отдельных отраслей права
Технико­-

криминалистическая

деятельность

ОПК-6. Способен использовать технико-криминалистические методы и средства, тактические приемы производства следственных действий в соответствии с методиками раскрытия и расследования отдельных видов и групп преступлений, выполнять функции специалиста при проведении процессуальных и непроцессуальных действий
Экспертная

деятельность

ОПК-7. Способен использовать знания теоретических, методических, процессуальных и организационных основ судебной экспертизы, криминалистики при производстве судебных экспертиз и исследований
Консультационная

деятельность

ОПК-8. Способен консультировать субъекты правоприменительной и правоохранительной деятельности по вопросам назначения и производства судебных экспертиз, а также в части возможностей применения методов и средств судебных экспертных исследований для установления фактических обстоятельств расследуемых правонарушений
Информационно-коммуникационные технологии для
профессиональной
деятельности
ОПК-9. Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности