Дата публикации | 07.12.2021 |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
П Р И К А З
15 октября 2021 г. Донецк №126-НП
О внесении изменений в Государственный образовательный стандарт
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6, статьей 9 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», руководствуясь подпунктом 12.56 пункта 12 раздела II Положения о Министерстве образования и науки Донецкой Народной Республики, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 22 июля 2015 года № 13-43 (с изменениями), с целью обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации и Донецкой Народной Республики, преемственности и вариативности основных образовательных программ (в том числе адаптированных образовательных программ), полной интеграции республиканской системы образования в образовательное пространство Российской Федерации
ПРИКАЗЫВАЮ:
- Утвердить Изменения к Государственному образовательному стандарту образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденному Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07 августа 2020 года № 123-НП, зарегистрированным в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 13 августа 2020 года, регистрационный № 4003, которые прилагаются.
- Контроль исполнения настоящего Приказа возложить на директора Департамента просвещения Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики Пестрецова В. В.
- Настоящий Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Министр М. Н. Кушаков
УТВЕРЖДЕНЫ
Приказом
Министерства образования и науки
Донецкой Народной Республики
от 15 октября 2021 г. № 126-НП
Изменения к Государственному образовательному стандарту
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
- Внести в Государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 13 августа 2020 года № 123-НП, зарегистрированным в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 13 августа 2020 года, регистрационный № 4003 (далее – Стандарт), следующие изменения:
1.1. В абзаце четвертом пункта 1.1 раздела I Стандарта слова «по индивидуальному учебному плану,» исключить.
1.2. В пункте 1.2 раздела I Стандарта слова «потребностей народов Донецкой Народной Республики» заменить словами «региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Донецкой Народной Республики и Российской Федерации».
1.3. В подпункте б) пункта 1.3 раздела I Стандарта слова «(включая учебно-методическое и информационное обеспечение)» заменить словами «и иным».
1.4. В пункте 1.4 раздела I Стандарта слова «, включая образовательные потребности инвалидов, а также значимость образования для дальнейшего развития и социализации указанных лиц» исключить.
1.5. Абзац второй пункта 1.7 раздела I Стандарта после слова ««Домоводство»» дополнить словами «, «Речь и альтернативная коммуникация»».
1.6. Абзац третий пункта 1.9 раздела I Стандарта после слов «Донецкой Народной Республики» дополнить словами «и Российской Федерации».
1.7. Абзац семнадцатый пункта 2.8 раздела II Стандарта после слова «области» дополнить словами «, внеурочную деятельность».
1.8. В абзаце пятом подпункта е) пункта 2.9 раздела II Стандарта слово «национальную» заменить словами «этническую и региональную».
1.9. Абзац пятый пункта 2.10 раздела II Стандарта после слов «обучающихся» дополнить словами «, в том числе этнокультурные».
1.10. В абзаце втором пункта 2.12 раздела II Стандарта слова «календарном учебном графике» заменить словами «годовом календарном учебном плане».
1.11. В абзаце первом пункта 3.1 раздела III Стандарта слова «(включая учебно-методическое и информационное обеспечение), психолого-педагогическим» заменить словами «и иным».
1.12. Абзац второй пункта 3.1 раздела III Стандарта признать утратившим силу.
1.13. Абзац второй подпункта а) пункта 3.4 раздела III Стандарта признать утратившим силу.
1.14. Абзац второй пункта 4.3 раздела IV Стандарта признать утратившим силу.
- Внести в Приложение к Стандарту (далее – Приложение) следующие изменения:
2.1. В «Варианте 1 АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1АООП)» графы 1 «На основе настоящего Стандарта организация разрабатывает в соответствии со спецификой своей образовательной деятельности один или несколько вариантов АООП с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (пункт 2.3. Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – Стандарта)» Приложения слова «При реализации 1АООП в форме обучения ребенка на дому или семейного образования обязательным является расширение его жизненного опыта и социальных контактов в доступных для него пределах. На основе Стандарта создается 1АООП, которая при необходимости индивидуализируется (СИПР), к которой может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы, учитывающие образовательные потребности групп или отдельных обучающихся с умственной отсталостью. Обязательным элементом структуры индивидуального учебного плана должна являться
коррекционно-развивающая область, реализующаяся через содержание коррекционных курсов (занятий, программ). Выбор коррекционных курсов (занятий, программ) и их количественное соотношение самостоятельно определяется организацией исходя из особых образовательных потребностей обучающихся на основании рекомендаций ПМПК и (или) ИПР (при наличии).» исключить.
2.2. В «Варианте 2 АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития (интеллектуальными нарушениями) (2АООП)» графы 2 «На основе настоящего Стандарта организация разрабатывает в соответствии со спецификой своей образовательной деятельности один или несколько вариантов АООП с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (пункт 2.3. Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – Стандарта)» Приложения слова «2АООП» заменить словом «АООП».
2.3. В «Варианте 2 АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития (интеллектуальными нарушениями) (2АООП)» графы 2 «На основе настоящего Стандарта организация разрабатывает в соответствии со спецификой своей образовательной деятельности один или несколько вариантов АООП с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (пункт 2.3. Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – Стандарта)» Приложения слова «Обязательным элементом структуры СИПР должна являться коррекционно-развивающая область, реализующаяся через содержание коррекционных курсов (занятий, программ). Выбор коррекционных курсов (занятий, программ) и их количественное соотношение самостоятельно определяется организацией исходя из особых образовательных потребностей обучающихся на основании рекомендаций ПМПК и (или) ИПР (при наличии).» исключить.
2.4. Дополнить таблицу после строки
«
Вариант 1 предполагает, что обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья, в пролонгированные сроки.
Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. Организация должна обеспечить требуемые для этой категории обучающихся условия обучения и воспитания. Одним из важнейших условий обучения ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в среде других обучающихся является готовность к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с ними. При реализации 1АООП в форме обучения ребенка на дому или семейного образования обязательным является расширение его жизненного опыта и социальных контактов в доступных для него пределах. На основе Стандарта создается 1АООП, которая при необходимости индивидуализируется (СИПР), к которой может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы, учитывающие образовательные потребности групп или отдельных обучающихся с умственной отсталостью. Обязательным элементом структуры индивидуального учебного плана должна являться коррекционно-развивающая область, реализующаяся через содержание коррекционных курсов (занятий, программ). Выбор коррекционных курсов (занятий, программ) и их количественное соотношение самостоятельно определяется организацией исходя из особых образовательных потребностей обучающихся на основании рекомендаций ПМПК и (или) ИПР (при наличии).
|
Вариант 2 предполагает, что обучающийся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья, в пролонгированные сроки.
Для обучающихся, получающих образование по варианту 2 АООП, характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания. При реализации 2АООП в форме обучения ребенка на дому или семейного образования обязательным является расширение его жизненного опыта и социальных контактов в доступных для него пределах. Обязательной является специальная организация среды для реализации особых образовательных потребностей обучающегося, развитие его жизненной компетенции в разных социальных сферах (образовательной, семейной, досуговой, трудовой и других). Обучающийся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить вариант 1 АООП, получает образование по варианту 2 АООП, на основе которой организация разрабатывает СИПР, учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося. В случае, если у обучающегося имеется готовность к освоению содержания варианта 1 АООП, то в СИПР могут быть включены отдельные темы, разделы, предметы данного варианта АООП. Обязательным элементом структуры СИПР должна являться коррекционно-развивающая область, реализующаяся через содержание коррекционных курсов (занятий, программ). Выбор коррекционных курсов (занятий, программ) и их количественное соотношение самостоятельно определяется организацией исходя из особых образовательных потребностей обучающихся на основании рекомендаций ПМПК и (или) ИПР (при наличии). |
»
новыми строками следующего содержания:
«
На основе стандарта организация может разработать в соответствии со спецификой своей образовательной деятельности один или несколько вариантов АООП с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) | |
На основе Стандарта создается АООП, которая при необходимости индивидуализируется (СИПР), к которой может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы, учитывающие образовательные потребности групп или отдельных обучающихся с умственной отсталостью. |
Обучающийся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить вариант 1 АООП, получает образование по варианту 2 АООП, на основе которой организация разрабатывает СИПР, учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося. В случае, если у обучающегося имеется готовность к освоению содержания варианта 1 АООП, то в СИПР могут быть включены отдельные темы, разделы, предметы данного варианта АООП. |
».
2.5. В «Варианте 2 АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития (интеллектуальными нарушениями) (2АООП)» графы 2 «АООП включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений (пункт 2.6. Стандарта)» Приложения слова «В отдельных случаях соотношение объема обязательной части СИПР и части, формируемой участниками образовательных отношений, определяется индивидуальными образовательными возможностями обучающегося. Обязательная часть АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжелыми и множественными нарушениями развития составляет не менее 60%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений не более 40% от общего объема АООП.» исключить.
2.6. В «Варианте 1 АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1АООП)» графы 1 «Учебный план включает обязательные предметные области и коррекционно-развивающую область (подпункт в пункта 2.9. Стандарта)» Приложения слова «Родной язык.» исключить.
2.7. В «Варианте 1 АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1АООП)» графы 1 «Учебный план включает обязательные предметные области и коррекционно-развивающую область (подпункт в пункта 2.9. Стандарта)» Приложения после слова «Математика» слова «и информатика» исключить.
2.8. В «Варианте 1 АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1АООП)» графы 1 «Учебный план включает обязательные предметные области и коррекционно-развивающую область (подпункт в пункта 2.9. Стандарта)» Приложения после слова «Математика» дополнить словами «(Математика и информатика)»
2.9. В «Варианте 1 АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1АООП)» графы 1 «Учебный план включает обязательные предметные области и коррекционно-развивающую область (подпункт в пункта 2.9. Стандарта)» Приложения слова «Информатика. Формирование начальных представлений о компьютерной и цифровой грамотности.» заменить словами «Формирование начальных представлений о компьютерной грамотности.».
2.10. В «Варианте 1 АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1АООП)» графы 1 «Учебный план включает обязательные предметные области и коррекционно-развивающую область (подпункт в пункта 2.9. Стандарта)» Приложения после слов «экономической географии» дополнить словами «России и Донецкой Народной Республики».
2.11. В «Варианте 1 АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1АООП)» графы 1 «Учебный план включает обязательные предметные области и коррекционно-развивающую область (подпункт в пункта 2.9. Стандарта)» Приложения после слова «История» дополнить словом «Отечества».
2.12. В «Варианте 1 АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1АООП)» графы 1 «Учебный план включает обязательные предметные области и коррекционно-развивающую область (подпункт в пункта 2.9. Стандарта)» Приложения слова «Формирование представлений о наиболее значимых исторических событиях в жизни России и Донецкой Народной Республики и ее народа, о примерах служения своему Отечеству в борьбе за свободу и независимость.» заменить словами «Формирование представлений о наиболее значимых исторических событиях в жизни нашей страны, о традициях, трудовых и героических делах народов, проживающих на территории нашей Родины, о примерах служения своему Отечеству в борьбе за свободу и независимость.».
2.13. В «Варианте 1 АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1АООП)» графы 1 «Учебный план включает обязательные предметные области и коррекционно-развивающую область (подпункт в пункта 2.9. Стандарта)» Приложения слова «Уроки гражданственности и духовности Донбасса. Формирование представлений о наиболее значимых исторических событиях в жизни нашей страны, о традициях, трудовых и героических делах народа, о примерах служения своему Отечеству в борьбе за свободу и независимость. Воспитание патриотизма. Обеспечение активного участия граждан Республики в поддержании ее безопасности. Воспитание нравственного, ответственного гражданина Донецкой Народной Республики.» исключить.
2.14. В «Варианте 2 АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития (интеллектуальными нарушениями) (2АООП)» графы 2 «Учебный план включает обязательные предметные области и коррекционно-развивающую область (подпункт в пункта 2.9. Стандарта)» Приложения слова «Предметная область: Человек и общество. Основные задачи реализации содержания: Уроки гражданственности и духовности Донбасса. Формирование представлений о жизни нашей страны, о ее традициях, выдающихся людях, о примерах служения своему Отечеству в борьбе за свободу и независимость. Воспитание патриотизма.» заменить словами «Не предусматривается.».
2.15. В «Варианте 2 АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития (интеллектуальными нарушениями) (2АООП)» графы 2 «Учебный план включает обязательные предметные области и коррекционно-развивающую область (подпункт в пункта 2.9. Стандарта)» Приложения после слов «Донецкая Народная Республика» дополнить словами «и Россия».
2.16. В «Варианте 1 АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1АООП)» графы 1 «Учебный план включает обязательные предметные области и коррекционно-развивающую область (подпункт в пункта 2.9. Стандарта)» Приложения слова «Изобразительное искусство.» заменить словом «Рисование.».
2.17. В «Варианте 1 АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1АООП)» графы 1 «Учебный план включает обязательные предметные области и коррекционно-развивающую область (подпункт в пункта 2.9. Стандарта)» Приложения после слов «осуществляется исходя из» дополнить словом «региональных».
2.18. В «Варианте 1 АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1АООП)» графы 1 «Учебный план включает обязательные предметные области и коррекционно-развивающую область (подпункт в пункта 2.9. Стандарта)» Приложения слова после слов «организацией с учетом» дополнить словом «региональных».
2.19. В «Варианте 1 АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1АООП)» графы 1 «Учебный план включает обязательные предметные области и коррекционно-развивающую область (подпункт в пункта 2.9. Стандарта)» Приложения слова «(1-4 классы)» исключить.
2.20. В «Варианте 1 АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1АООП)» графы 1 «Учебный план включает обязательные предметные области и коррекционно-развивающую область (подпункт в пункта 2.9. Стандарта)» Приложения слова «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (5-12 классы)» исключить.
2.21. В «Варианте 1 АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1АООП)» графы 1 «Учебный план включает обязательные предметные области и коррекционно-развивающую область (подпункт в пункта 2.9. Стандарта)» Приложения слова «Основы безопасности жизнедеятельности. Осознание значимости безопасного поведения. Формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни. Формирование убеждения в неприятии экстремизма и терроризма. Понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека. Умение оказать посильную первую помощь.» исключить.
2.22. В «Варианте 1 АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1АООП)» графы 1 «Коррекционно-развивающая область и основные задачи реализации содержания (абзац восьмой подпункта в пункта 2.9. Стандарта)» Приложения слова «Коррекционный курс «Общественно-полезный (производительный) труд». Формирование первичных навыков социально-бытовых видов трудовой деятельности. Привлечение обучающихся к самостоятельному труду в условиях обычных производственных отношений. Формирование определенной системы знаний по тому или иному виду труда (профессии). Воспитание нравственных, личностных качеств, обеспечивающих достаточно успешное включение воспитанников в производительный труд. Формирование соответствующих профессионально — трудовых умений и навыков. Коррекция недостатков познавательной деятельности и психофизического развития на основе трудовой деятельности.» исключить.
2.23. В «Варианте 1 АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1АООП)» графы 1 «Коррекционно-развивающая область и основные задачи реализации содержания (абзац восьмой подпункта в пункта 2.9. Стандарта)» Приложения слова «, физика и химия в быту, общественно-полезный (производительный) труд» исключить.
2.24. В «Варианте 1 АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1АООП)» графы 1 «Коррекционно-развивающая область и основные задачи реализации содержания (абзац восьмой подпункта в пункта 2.9. Стандарта)» Приложения слова «история и культура родного края; занимательная информатика; компьютерная грамотность и другие» заменить словами «этнокультурные (история и культура родного края; занимательная информатика; компьютерная грамотность и другие)».
2.25. В «Варианте 2 АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития (интеллектуальными нарушениями) (2АООП)» графы 2 «Коррекционно-развивающая область и основные задачи реализации содержания (абзац восьмой подпункта в пункта 2.9. Стандарта)» Приложения слова
««Альтернативная и дополнительная коммуникация»» заменить словами ««Альтернативная коммуникация»».
2.26. В «Варианте 1 АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1АООП)» графы 1 «Программа формирования базовых учебных действий (подпункт г пункта 2.9. Стандарта)» Приложения слова «(9, 12 классы)» заменить словами «(9, 12 (13) классы)».
2.27. В наименовании «Требования к условиям реализации АООП (пункт 3.1. Стандарта)» Приложения после слов «Требования к» дополнить словом «специальным».
2.28. В «Варианте 1 АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1АООП)» и «Варианте 2 АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития (интеллектуальными нарушениями) (2АООП)» графы 1 и графы 2 «Требования к кадровым условиям (пункт 3.4. Стандарта)» Приложения после слов «в штатное расписание» слово «специалиста» заменить словом «инженера».
2.29. В «Варианте 1 АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1АООП)» графы 1 «Личностные результаты освоения АООП (пункт 4.2. Стандарта)» Приложения после слов «осознание себя как гражданина Донецкой Народной Республики» дополнить словами «и России».
2.30. В «Варианте 2 АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития (интеллектуальными нарушениями) (2АООП)» графы 2 «Предметные результаты освоения АООП (пункт 4.3. Стандарта)» Приложения после слов «о стране проживания – Донецкой Народной Республике» дополнить словами «и России».
2.31. В «Варианте 2 АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития (интеллектуальными нарушениями) (2АООП)» графы 2 «Предметные результаты освоения АООП (пункт 4.3. Стандарта)» Приложения после слов «и выдающихся людях Донецкой Народной Республики» дополнить словами «и России».
2.32. В «Варианте 1 АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1АООП)» графы 1 «Предметные результаты освоения АООП (пункт 4.3. Стандарта)» Приложения после слов «экологических проблемах Донецкой Народной Республики» дополнить словами «и России».
2.33. В «Варианте 1 АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1АООП)» графы 1 «Предметные результаты освоения АООП (пункт 4.3. Стандарта)» Приложения после слов «настоящем Донецкой Народной Республики» дополнить словами «и России».
2.34. В «Варианте 2 АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития (интеллектуальными нарушениями) (2АООП)» графы 2 «Предметные результаты освоения АООП (пункт 4.3. Стандарта)» Приложения после слов «из бумаги, дерева, ткани, глины» дополнить словами «и другие, с учетом особенностей региона».
Директор Департамента просвещения В. В. Пестрецов