Дата публикации | 18.11.2021 |
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ БАНК
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
28 октября 2021 г. г. Донецк № 367
Об утверждении Требований к подготовке и обучению кадров по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма субъектов первичного финансового мониторинга, регулирование и надзор за которыми осуществляется Центральным Республиканским Банком Донецкой Народной Республики (кроме банковских учреждений)
В соответствии с пунктами 46, 52 части 1 статьи 4, частью 1 статьи 8, пунктом 22 части 2 статьи 21 Закона Донецкой Народной Республики «О Центральном Республиканском Банке Донецкой Народной Республики», абзацем четвертым подпункта 2.6.8.1 пункта 2.6 раздела II Временного положения о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 04 декабря 2015 г. № 24-3 (в редакции Постановления Президиума Правительства Донецкой Народной Республики от 20 июля 2020 г. № 35-2), с целью установления основных условий, предъявляемых к подготовке и обучению кадров субъектов первичного финансового мониторинга в отношении которых регулирование и надзор (контроль) осуществляет Центральный Республиканский Банк Донецкой Народной Республики (кроме банковских учреждений) по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, Правление Центрального Республиканского Банка Донецкой Народной Республики
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
- Утвердить Требования к подготовке и обучению кадров по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма субъектов первичного финансового мониторинга, регулирование и надзор за которыми осуществляется Центральным Республиканским Банком Донецкой Народной Республики (кроме банковских учреждений) (далее – Требования) (прилагаются).
- Действующие у субъектов первичного финансового мониторинга, в отношении которых регулирование и надзор (контроль) осуществляет Центральный Республиканский Банк Донецкой Народной Республики (кроме банковских учреждений), на момент вступления в силу настоящего Постановления программы обучения работников подведомственных субъектов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма должны быть приведены в соответствие с Требованиями путем утверждения программы подготовки и обучения кадров в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Постановления.
- Лица, замещающие на день вступления в силу настоящего Постановления должности, указанные в подпунктах «а» — «г», «е», «и» пункта 2.2 раздела II и пунктах 2.3 — 2.5 раздела II Требований, либо выполняющие функции, указанные в пунктах 2.3 — 2.5 раздела II Требований, и не прошедшие вводный (первичный) инструктаж на день вступления в силу настоящего Постановления, должны пройти однократное обучение в форме вводного (первичного) инструктажа в течение одного месяца со дня утверждения субъектом первичного финансового мониторинга программы подготовки и обучения кадров в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Для лиц, подлежащих обучению в соответствии с Требованиями и отсутствующих на день утверждения субъектом первичного финансового мониторинга программы подготовки и обучения кадров в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма на рабочем месте в связи с отпуском, служебной командировкой либо временной нетрудоспособностью, установленный абзацем первым настоящего пункта срок начинает исчисляться с первого рабочего дня, следующего за днем окончания отпуска, служебной командировки либо периода временной нетрудоспособности.
- Признать утратившим силу Постановление Правления Центрального Республиканского Банка Донецкой Народной Республики от 19 сентября 2016 г. № 234 «Об утверждении Правил по подготовке и обучению кадров в субъектах первичного финансового мониторинга в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», зарегистрированное в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 05 октября 2016 г., регистрационный номер № 1601.
- Контроль выполнения настоящего Постановления возложить на директора Департамента финансового мониторинга Лотохову В.А.
- Настоящее Постановление вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования.
Председатель А.В. Петренко
УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением Правления
Центрального Республиканского
Банка Донецкой Народной Республики
от 28 октября 2021 г. № 367
Требования к подготовке и обучению кадров по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма субъектов первичного финансового мониторинга, регулирование и надзор за которыми осуществляется Центральным Республиканским Банком Донецкой Народной Республики (кроме банковских учреждений)
I. Общие положения
1.1. Требования к подготовке и обучению кадров по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма субъектов первичного финансового мониторинга, регулирование и надзор за которыми осуществляется Центральным Республиканским Банком Донецкой Народной Республики (кроме банковских учреждений) (далее – Требования) разработаны на основании Закона Донецкой Народной Республики «О Центральном Республиканском Банке Донецкой Народной Республики», Временного положения о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 04 декабря 2015 г. № 24-3 (в редакции Постановления Президиума Правительства Донецкой Народной Республики от 20 июля 2020г. № 35-2) (далее – Временное положение), и устанавливают основные условия, предъявляемые к подготовке и обучению кадров субъектов первичного финансового мониторинга в отношении которых регулирование и надзор (контроль) осуществляет Центральный Республиканский Банк Донецкой Народной Республики (кроме банковских учреждений) (далее – подведомственные субъекты) по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ).
1.2. Подведомственными субъектами в соответствии с настоящими Требованиями и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, а также с учетом характера и особенностей деятельности подведомственного субъекта, характера и особенностей деятельности их клиентов проводятся мероприятия, направленные на подготовку и обучение работников по ПОД/ФТ.
1.3. Целью обучения работников подведомственных субъектов по ПОД/ФТ является получение знаний по ПОД/ФТ, необходимых для исполнения ими нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики в сфере ПОД/ФТ, а также внутренних нормативных документов подведомственных субъектов по ПОД/ФТ.
1.4. В случаях, предусмотренных настоящими Требованиями, подведомственные субъекты разрабатывают программу подготовки и обучения кадров в сфере ПОД/ФТ (далее – программа подготовки и обучения по ПОД/ФТ).
II. Формирование перечня работников, которые проходят обязательную подготовку и обучение в целях ПОД/ФТ
2.1. Подведомственные субъекты определяют перечень работников, которые проходят обязательную подготовку и обучение в целях ПОД/ФТ (далее – Перечень).
Перечень утверждается руководителем подведомственного субъекта.
2.2. В Перечень включаются работники (при наличии соответствующих должностей в штате подведомственного субъекта) (далее при совместном упоминании – основной состав работников):
а) руководитель подведомственного субъекта;
б) руководитель обособленного подразделения подведомственного субъекта (филиала);
в) заместитель руководителя подведомственного субъекта (филиала), курирующий в соответствии с письменно оформленным распределением обязанностей вопросы организации и осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ;
г) главный бухгалтер (бухгалтер) подведомственного субъекта (филиала) либо работник, осуществляющий функции по ведению бухгалтерского учета;
д) специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ подведомственного субъекта, осуществляющее функции ответственного работника по ПОД/ФТ (далее –ответственный работник);
е) работники структурного подразделения по ПОД/ФТ, в случае формирования такого структурного подразделения под руководством ответственного работника;
ж) контролер;
з) работники службы внутреннего контроля подведомственного субъекта (филиала);
и) руководитель юридического подразделения подведомственного субъекта (филиала) либо юрисконсульт подведомственного субъекта;
к) руководитель службы безопасности подведомственного субъекта (филиала);
л) иные работники подведомственного субъекта (филиала) по усмотрению его руководителя с учетом особенностей деятельности подведомственного субъекта (филиала) и деятельности его клиентов.
2.3. Некредитной финансовой организацией, осуществляющей деятельность субъекта страхового дела (далее – страховая организация) в дополнение к основному составу работников в Перечень включаются следующие работники (при наличии соответствующих должностей в штате организации):
а) руководитель и заместитель руководителя структурного подразделения страховой организации (обособленного подразделения (филиала)), работники которого указаны в подпунктах «б» и «в» настоящего пункта;
б) работники службы внутреннего аудита страховой организации (обособленного подразделения (филиала));
в) работники страховой организации (обособленного подразделения (филиала)), которые в соответствии с должностными обязанностями выполняют хотя бы одну из следующих функций:
заключение договоров страхования;
совершение сделок и (или) операций со страховыми резервами и (или) собственными средствами (капиталом).
2.4. Ломбардом в дополнение к основному составу работников в Перечень включаются работники ломбарда (обособленного подразделения) (при наличии соответствующих должностей в штате организации), которые в соответствии с должностными обязанностями выполняют хотя бы одну из следующих функций:
заключение договоров займа;
совершение сделок по реализации невостребованных вещей.
2.5. Некредитной финансовой организацией, осуществляющей деятельность по обмену валют, в дополнение к основному составу работников в Перечень включаются работники, осуществляющие деятельность по обмену валют, в том числе работники филиала (при наличии соответствующих должностей в штате организации), которые в соответствии с должностными обязанностями выполняют функции по обмену валют.
III. Формы и сроки обучения
3.1. Обучение подведомственные субъекты проводят в следующих формах:
вводный (первичный) инструктаж;
целевой (внеплановый) инструктаж;
повышение квалификации (плановый инструктаж).
3.2. Вводный (первичный) инструктаж проводится в целях ознакомления работников подведомственного субъекта с нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики в сфере ПОД/ФТ, а также внутренними нормативными документами по ПОД/ФТ подведомственного субъекта.
Вводный (первичный) инструктаж проводится однократно ответственным работником в течение одного месяца со дня приема работника на работу на должности, указанные в подпунктах «а» — «г», «е», «и» пункта 2.2 раздела II и пунктах 2.3 — 2.5 раздела II настоящих Требований, либо для выполнения функций, указанных в пунктах 2.3 — 2.5 раздела II настоящих Требований, а также со дня перевода на такие должности либо для выполнения таких функций.
3.3. Целевой (внеплановый) инструктаж работники подведомственного субъекта проходят в целях получения знаний, необходимых для соблюдения ими нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики в сфере ПОД/ФТ, а также формирования и совершенствования системы внутреннего контроля подведомственных субъектов, программ его осуществления и внутренних нормативных документов подведомственных субъектов, принятых в целях ПОД/ФТ.
Обучение в форме целевого (внепланового) инструктажа обязаны пройти:
лицо, планирующее осуществлять функции ответственного работника, до начала осуществления таких функций;
лица, указанные в подпунктах «а», «б» пункта 2.2 раздела II настоящих Требований, до назначения на соответствующую должность;
работники, указанные в подпунктах «е», «з» пункта 2.2 раздела II и в пунктах 2.3 — 2.5 раздела II настоящих Требований, в течение года со дня назначения на соответствующие должности либо возложения на них соответствующих должностных обязанностей.
3.4. Целевой (внеплановый) инструктаж работников подведомственных субъектов, указанных в настоящих Требованиях, проводится ответственным работником в следующих случаях:
при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики в сфере ПОД/ФТ в части вопросов, относящихся к соответствующим сферам деятельности подведомственных субъектов;
при утверждении подведомственным субъектом новых или изменении действующих правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и программ его осуществления;
при переводе работника на другую постоянную работу (временную работу) в рамках подведомственного субъекта, предусматривающую выполнение функций, отличных от выполняемых им до такого перевода, в случае, когда для обеспечения соблюдения нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики в сфере ПОД/ФТ при выполнении работником новых функций требуется проведение целевого (внепланового) инструктажа;
при поручении работнику подведомственного субъекта работы, выполняемой работниками подведомственного субъекта, указанными в пунктах 2.2 — 2.5 раздела II настоящих Требований, и не обусловленной заключенным с ним трудовым договором, когда выполнение такой работы не влечет за собой изменения условий такого договора.
Объем, сроки проведения и содержание целевого (внепланового) инструктажа определяются подведомственным субъектом самостоятельно с учетом норм пункта 3.3 настоящего раздела и абзаца седьмого настоящего пункта в каждом конкретном случае во внутренних нормативных документах.
Для лиц, подлежащих обучению в соответствии с настоящими Требованиями и отсутствующих на рабочем месте в связи с отпуском, служебной командировкой либо временной нетрудоспособностью, срок для проведения целевого (внепланового) инструктажа начинает исчисляться с рабочего дня, следующего за днем окончания отпуска, служебной командировки либо периода временной нетрудоспособности.
3.5. Повышение квалификации (плановый инструктаж) осуществляется в форме участия в семинарах и иных обучающих мероприятиях.
Ответственные работники подведомственных субъектов проходят повышение квалификации (плановый инструктаж) не реже одного раза в календарный год.
Включенные в Перечень работники страховых организаций и профессиональных участников рынка ценных бумаг проходят повышение квалификации (плановый инструктаж) не реже одного раза в календарный год.
Другие работники подведомственных субъектов, включенные в Перечень, проходят повышение квалификации (плановый инструктаж) не реже одного раза в два календарных года.
3.6. Вводный (первичный) и целевой (внеплановый) инструктаж работников подведомственных субъектов проводятся в соответствии с программой подготовки и обучения по ПОД/ФТ, разработанной подведомственным субъектом в соответствии с настоящими Требованиями.
3.7. Обучение работников подведомственных субъектов в форме целевого (внепланового) инструктажа и повышения квалификации (планового инструктажа) осуществляется самим подведомственным субъектом.
IV. Программа подготовки и обучения по ПОД/ФТ и учет прохождения работниками обучения
4.1. Подведомственные субъекты, разрабатывают программу подготовки и обучения по ПОД/ФТ.
Программа подготовки и обучения по ПОД/ФТ утверждается руководителем подведомственного субъекта.
4.2. Программа подготовки и обучения по ПОД/ФТ предусматривает:
а) изучение нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики в сфере ПОД/ФТ;
б) изучение правил и программ осуществления внутреннего контроля в подведомственном субъекте при исполнении работником должностных обязанностей, а также мер ответственности, которые могут быть применены к работнику подведомственного субъекта за неисполнение нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики в сфере ПОД/ФТ и внутренних нормативных документов подведомственного субъекта, принятых в целях организации и осуществления внутреннего контроля;
в) изучение типологий, характерных схем и способов отмывания преступных доходов и финансирования терроризма, а также критериев выявления и признаков необычных сделок;
г) проверку знаний работников подведомственного субъекта по ПОД/ФТ.
4.3. Программа подготовки и обучения по ПОД/ФТ на периодической основе (не реже одного раз в год) подвергается анализу ответственным работником.
4.4. Подведомственными субъектами первичная проверка знаний работников подведомственного субъекта по ПОД/ФТ проводится не ранее чем через десять рабочих дней, но не позднее двух месяцев с даты проведения вводного (первичного) инструктажа.
Форма и порядок проведения проверки знаний работников подведомственного субъекта по ПОД/ФТ определяются подведомственным субъектом самостоятельно.
4.5. Подведомственными субъектами осуществляется учет прохождения их работниками обучения.
Порядок ведения такого учета устанавливается руководителем подведомственного субъекта.
Факт проведения с работником подведомственного субъекта обучения в формах, предусмотренных пунктом 3.1 раздела III настоящих Требований, подтверждается его собственноручной подписью в документе, форму и содержание которого подведомственный субъект устанавливает самостоятельно.
4.6. Документы, свидетельствующие о прохождении работником подведомственного субъекта обучения по ПОД/ФТ, хранятся у подведомственного субъекта в течение всего времени его работы у подведомственного субъекта и не менее трех лет со дня прекращения им трудовых отношений с подведомственным субъектом.
Порядок и форма хранения указанных документов определяются подведомственным субъектом самостоятельно во внутренних нормативных документах.
Заместитель директора Департамента
финансового мониторинга О.В. Данилюк