Дата публикации | 13:30 10.11.2021 |
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«О НЕДРАХ»
Принят Постановлением Народного Совета 3 ноября 2021 года
Статья 1
Внести в Закон Донецкой Народной Республики от 12 июня 2015 года № 58-IHC «О недрах» (опубликован на официальном сайте Народного Совета Донецкой Народной Республики 13 июля 2015 года) следующие изменения:
1) в части 1 статьи 1:
а) дополнить пунктом 11 следующего содержания:
«11) геологическая информация – данные о геологическом строении недр, составе, свойствах и условиях залегания горных пород, полезных ископаемых, их количестве и качестве, подземных водах и газах, геофизических и геохимических полях, геологических процессах и явлениях, экологическом состоянии геологической среды, движении запасов полезных ископаемых при их добыче;»;
б) в пункте 5 слова «при помощи технических средств» исключить;
в) в пункте 12 слова «минералогические образования» заменить словами «минеральные образования»;
г) в пункте 15 слова «(нефть, природный газ, бурый уголь, горючие сланцы, железные руды, бокситы, урановые руды, калийные соли, рубины, мел, мергель и другие)» исключить;
2) часть 2 статьи 51 изложить в следующей редакции:
«2. Порядок ведения Республиканского фонда геологической информации и распоряжения геологической информацией утверждается Правительством Донецкой Народной Республики.»;
3) в статье 8:
а) в пункте 2 слова «определение порядка и» исключить;
б) пункт 5 изложить в следующей редакции:
«5) утверждение участков недр, выставляемых на аукционы на право пользования участками недр;»;
в) в пункте 7 слова «, содержащих полезные ископаемые общереспубликанского и местного значения» исключить;
г) пункт 101 признать утратившим силу;
д) в пункте 14 слова «и критериев признания запасов полезных ископаемых незначительными» исключить;
е) пункт 18 признать утратившим силу;
ж) пункт 202 признать утратившим силу;
4) в статье 9:
а) в пункте 71 слово «разработка» заменить словами «расчет размера вреда, разработка»;
б) пункт 8 изложить в следующей редакции:
«8) разработка инструкций и других нормативных правовых актов, методических рекомендаций в сфере геологического изучения, рационального использования и охраны недр, утверждаемых в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики;»;
в) пункт 111 признать утратившим силу;
г) в пункте 112 слова «, ведение данного фонда» заменить словами «и распоряжение геологической информацией»;
д) в пункте 131 слова «, а также критериев относительно признания запасов полезных ископаемых незначительными» исключить;
е) в пункте 14 слово «, проявлений» исключить;
ж) в пункте 17 слово «осуществление» заменить словами «организация и осуществление»;
з) дополнить пунктом 20 следующего содержания:
«20) рассмотрение дел об административных правонарушениях в сфере геологического изучения, рационального использования и охраны недр в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики.»;
5) дополнить статьей 91 следующего содержания:
«Статья 91. Полномочия республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере промышленной безопасности, охраны труда и государственного горного надзора
К полномочиям республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере промышленной безопасности, охраны труда и государственного горного надзора, относятся:
1) разработка проектов нормативных правовых актов в сфере недропользования;
2) осуществление государственного горного надзора, включая вопросы предупреждения и устранения вредного влияния горных работ на население, окружающую среду, здания и сооружения, а также государственного надзора за соблюдением норм и правил при составлении и реализации проектов по добыче и переработке полезных ископаемых, использованию недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
3) обобщение практики применения законодательства по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, и разработка предложений по его совершенствованию;
4) проверка знаний правил и норм охраны труда у специалистов и руководителей организаций по добыче полезных ископаемых, в том числе использующих недра в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
5) выдача горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений и иных целей, не связанных с добычей полезных ископаемых;
6) разработка норм, правил и иных документов по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую среду, здания и сооружения, а также по вопросам охраны недр;
7) согласование:
а) годовых планов развития горных работ (годовые программы работ), в том числе нормативов потерь полезных ископаемых при их добыче и переработке;
б) заданий на проектирование и проектов на строительство, реконструкцию и ликвидацию (консервацию) предприятий по добыче и переработке минерального сырья;
в) застройки площадей залегания полезных ископаемых общереспубликанского значения, а также строительства на участках их залегания сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
г) проектов мер охраны зданий, сооружений и природных объектов от вредного влияния горных разработок, которые предусматривают оставление предохранительных целиков под объектами;
д) проектов правил, норм, стандартов, разработанных органами исполнительной власти, по вопросам осуществления государственного горного надзора;
8) участие в отборе отработанных горных выработок и естественных подземных полостей для размещения в них объектов, не связанных с добычей полезных ископаемых;
9) осуществление учета предоставляемых горных отводов;
10) иные полномочия в соответствии с законами Донецкой Народной Республики.»;
6) в пункте 1 части 1 статьи 14 слова «, в том числе опытно-промышленной разработки» исключить;
7) в статье 15:
а) в части 5 слова «и горный отвод», «для пользования недрами» исключить;
б) в части 8 слова «в порядке, установленном Правительством Донецкой Народной Республики» заменить словами «в соответствии с Порядком выдачи лицензий на пользование недрами»;
8) часть 2 статьи 16 признать утратившей силу;
9) в пункте 2 части 2 статьи 18 слова «, в том числе опытно-промышленной разработки» исключить;
10) в статье 19:
а) в части 5 слова «, республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере геологического изучения и рационального пользования недрами» исключить;
б) часть 6 изложить в следующей редакции:
«6. Порядок проведения аукционов на право пользования участками недр устанавливается Правительством Донецкой Народной Республики.»;
в) в части 10 слова «субъектов хозяйствования» заменить словами «субъектов предпринимательской деятельности»;
г) часть 13 изложить в следующей редакции:
«13. Предоставление лицензий на пользование недрами субъекту предпринимательской деятельности, который получил имущественный комплекс в аренду, осуществляется без проведения аукциона на срок действия такой лицензии.»;
д) в части 14 слово «угледобывающего» исключить;
е) часть 15 признать утратившей силу;
11) в статье 20:
а) пункт 7 части 1 признать утратившим силу;
б) пункт 10 части 1 признать утратившим силу;
12) в части 7 статьи 21 слова «государственного значения» исключить, слово «второй» заменить цифрой «2»;
13) в абзаце первом статьи 24 слова «субъектов хозяйствования» заменить словами «субъектов предпринимательской деятельности»;
14)в статье 25:
а) в части 1 слова «субъекту хозяйствования» заменить словами «субъекту предпринимательской деятельности»;
б) в пункте 7 части 1 слова «субъектами хозяйствования» заменить словами «субъектами предпринимательской деятельности»;
в) часть 1 дополнить пунктом 8 следующего содержания:
«8) реорганизация юридического лица – пользователя недр, основанного на государственной форме собственности, на основании распорядительных документов уполномоченного органа, в сфере управления которого находится такое юридическое лицо.»;
г) в части 3 слова «субъектам хозяйствования» заменить словами «субъектам предпринимательской деятельности»;
15) в статье 27:
а) в части 3 слова «до оформления земельного участка» заменить словами «до государственной регистрации прав на земельные участки»;
б) дополнить частью 4 следующего содержания:
«4. Проведение инженерных изысканий, геологического изучения недр осуществляется без предоставления земельных участков в пользование (аренду) на основании соглашения, заключенного с органом, наделенным полномочиями по распоряжению землями (по согласованию с землепользователем) или собственником земли. Сроки и место проведения работ по геологическому изучению определяются соглашением сторон.»;
16) в пункте 2 части 1 статьи 32 слова «на глубине до 40 метров» исключить;
17) статью 33 изложить в следующей редакции:
«Статья 33. Геологическое изучение и добыча сопутствующих полезных ископаемых местного значения и подземных вод пользователями недр в границах предоставленных им горных отводов и (или) геологических отводов для собственных нужд, размещение в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технических нужд, при геологическом изучении и добыче углеводородного сырья
- Пользователи недр, осуществляющие геологическое изучение и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение и добычу полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с настоящим Законом горных отводов и (или) геологических отводов имеют право на основании утвержденного технического проекта для собственных производственных и технологических нужд осуществлять добычу полезных ископаемых местного значения, учтенных в государственном балансе полезных ископаемых. При этом полезные ископаемые вносятся в лицензию как сопутствующие полезные ископаемые.
- Пользователи недр, осуществляющие геологическое изучение и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение и добычу полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с настоящим Законом горных отводов и (или) геологических отводов имеют право на основании утвержденного технического проекта для собственных производственных и технологических нужд осуществлять добычу подземных и дренажных вод.
- Пользователи недр, осуществляющие геологическое изучение и добычу углеводородного сырья или по совмещенной лицензии геологическое изучение и добычу полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с настоящим Законом горных отводов и (или) геологических отводов имеют право на основании утвержденного технического проекта размещать в пластах горных пород попутные воды и воды, использованные для собственных производственных и технологических нужд, при геологическом изучении и добыче углеводородного сырья.»;
18) пункт 2 части 2 статьи 34 изложить в следующей редакции:
«2) обеспечивать полноту геологического изучения, рациональное, комплексное использование и охрану недр с предоставлением ежегодной отчетности в виде баланса запасов полезных ископаемых и сведений о результатах проводившихся геологических исследований в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере геологического изучения, рационального использования и охраны недр;»;
19) в статье 37:
а) в части 2 слова «пунктами 1 и 4» заменить словами «пунктами 1, 3 и 4»;
б) в части 3 цифру «3,» исключить, слова «по истечении» заменить словами «в срок до»;
20) статью 39 дополнить частью 6 следующего содержания:
«6. В случае предоставления лицензии без проведения аукциона в целях разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, за исключением предоставляемых на праве краткосрочного (сроком до одного года) пользования участков недр, расчет размера разового платежа за пользование недрами и оплата его пользователем недр осуществляется после завершения разведки и утверждения запасов полезного ископаемого. Добыча полезных ископаемых до оплаты разового платежа не допускается.»;
21) в статье 41:
а) часть 1 после слов «стоимости лицензии» дополнить словами «на добычу полезных ископаемых», слова «республиканским органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр» заменить словами «республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере геологического изучения, рационального использования и охраны недр»;
б) дополнить частью 3 следующего содержания:
«3. В случае предоставления лицензии без проведения аукциона в целях геологического изучения и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, плата за выдачу лицензии на пользование недрами взимается раздельно за выдачу лицензии на геологическое изучение в размере, установленном Правительством Донецкой Народной Республики и после завершения разведки и утверждения запасов полезного ископаемого в размере начальной цены стоимости лицензии на аукционе.»;
22) в статье 42:
а) часть 3 изложить в следующей редакции:
«3. Геологическое изучение недр, предусмотренное отраслевыми республиканскими программами, осуществляется за счет средств Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики и других источников финансирования.»;
б) в абзаце первом части 5 слова «Региональные геологические изучения» заменить словами «Региональное геологическое изучение»;
в) в абзаце втором части 5 слова «геологических работ» заменить словами «работ по геологическому изучению недр»;
г) дополнить частью 6 следующего содержания:
«6. Опытно-промышленная разработка месторождения полезных ископаемых или его части проводится в процессе геологического изучения недр в соответствии с проектом геологоразведочных работ.
Проект геологоразведочных работ согласовывается и регистрируется республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере геологического изучения, рационального использования и охраны недр.»;
23) в статье 44:
а) в части 2 слова «республиканский орган исполнительной власти, реализующий политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр» заменить словами «республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере геологического изучения, рационального использования и охраны недр»;
б) часть 3 признать утратившей силу;
24) в статье 45 слова «в порядке, установленном Правительством Донецкой Народной Республики» заменить словами «на основании лицензии на пользование недрами»;
25) статью 46 изложить в следующей редакции:
«Статья 46. Установление факта открытия месторождения полезных ископаемых общереспубликанского значения
Установление факта открытия месторождения полезных ископаемых общереспубликанского значения осуществляется по представлению республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере геологического изучения, рационального использования и охраны недр, по результатам государственной экспертизы запасов открытого месторождения полезного ископаемого.»;
26) раздел II дополнить статьей 461 следующего содержания:
«Статья 461. Государственное денежное вознаграждение за открытие месторождения полезных ископаемых
Физические лица, определенные в установленном Правительством Донецкой Народной Республики порядке в качестве лиц, участвовавших в финансируемом за счет средств Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики, за счет средств государственного бюджета Украины и составлявшей союзный бюджет части государственного бюджета СССР открытии неизвестного ранее месторождения полезных ископаемых (за исключением месторождения полезных ископаемых местного значения), запасы полезных ископаемых которого поставлены на государственный баланс, имеют право на государственное денежное вознаграждение. Выплата указанного вознаграждения осуществляется за счет средств Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики в порядке и размере, которые установлены Правительством Донецкой Народной Республики.»;
27) в наименовании раздела III слова «ЗАПАСОВ И ПРОЯВЛЕНИЙ» заменить словами «ПРОЯВЛЕНИЙ И ЗАПАСОВ»;
28) статью 47 признать утратившей силу;
29) статью 48 изложить в следующей редакции:
«Статья 48. Государственный учет месторождений и проявлений полезных ископаемых
- Месторождения, в том числе техногенные, и проявления полезных ископаемых подлежат учету в государственном кадастре месторождений и проявлений полезных ископаемых.
- Государственный учет месторождений и проявлений полезных ископаемых осуществляет республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере геологического изучения, рационального использования и охраны недр, в государственном кадастре месторождений и проявлений полезных ископаемых.
- Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых содержит сведения о каждом месторождении, включенном в Республиканский фонд месторождений полезных ископаемых, относительно количества и качества запасов полезных ископаемых и содержащихся в них компонентах, горнотехнических, гидрогеологических и иных условий разработки месторождения и его геолого-экономическую оценку, а также сведения о каждом проявлении полезных ископаемых.»;
30) в статье 49:
а) в части 1 слова «имеющим промышленное значение,» исключить;
б) часть 2 изложить в следующей редакции:
«2. Государственный баланс запасов полезных ископаемых ведется республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере геологического изучения, рационального использования и охраны недр, на основе геологической информации и отчетности, предоставляемой пользователями недр, осуществляющими геологическое изучение недр, разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу.»;
31) статью 50 изложить в следующей редакции:
«Статья 50. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых и геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр
- Запасы полезных ископаемых и кондиции для оценки запасов полезных ископаемых, геологическая информация о предоставляемых в пользование участках недр, подлежат государственной экспертизе.
- Добыча полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов. Результаты проведения государственной экспертизы запасов оформляются заключением государственной экспертизы, которое является основанием для их постановки на государственный баланс запасов полезных ископаемых.
- Государственной экспертизе подлежит также геологическая информация об участках недр, для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Предоставление таких участков недр в пользование для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, разрешается только после проведения государственной экспертизы геологической информации, результаты которой оформляются заключением государственной экспертизы.
- Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых и геологической информации об участках недр проводится по заявлению пользователей недр.
- Проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере геологического изучения, рационального использования и охраны недр, в порядке, установленном Правительством Донецкой Народной Республики.»;
32) в статье 53:
а) в части 1 слова «и иного» исключить;
б) часть 2 изложить в следующей редакции:
«2. Проектирование горнодобывающих объектов производится после оформления горного отвода.»;
33) в статье 54:
а) пункт 5 части 1 изложить в следующей редакции:
«5) геологическое изучение недр (эксплуатационная разведка) в процессе строительства и эксплуатации горнодобывающих объектов путем ведения геологической и маркшейдерской документации;»;
б) в пункте 6 части 1 слово «грунтового» заменить словом «почвенного»;
в) в части 3 слово «введении» заменить словом «вводе», слово «первой» заменить цифрой «1»;
34) в статье 57:
а) в наименовании слова «при разработке» заменить словами «к разработке»;
б) в пункте 4 части 1 слова «недопущение порчи» заменить словом «сохранность», слова «которые консервируются» заменить словами «находящихся на консервации»;
в) в пункте 5 части 1 слово «сохранение» заменить словом «хранение», слова «которые имеют полезные компоненты и временно не используются» заменить словами «содержащих временно не используемые полезные компоненты»;
35) в статье 58:
а) в абзаце третьем части 1 слова «безопасность жизни и здоровья» заменить словами «безопасность для жизни и здоровья»;
б) абзац второй части 3 изложить в следующей редакции:
«Сведения об оставшихся запасах подлежат передаче в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере геологического изучения, рационального использования и охраны недр, для учета в государственном балансе запасов полезных ископаемых.»;
в) в части 4 слово «гарантирующие» заменить словом «обеспечивающие»;
36) в статье 601:
а) в части 3 после слов «состояния недр» дополнить словами «организуется и»;
б) дополнить частью 4 следующего содержания:
«4. Государственный мониторинг состояния недр осуществляется на основании мониторинга, проводимого пользователями недр в соответствии с разработанной и утвержденной ими программой проведения мониторинга состояния недр, согласованной с республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере геологического изучения, рационального использования и охраны недр.»;
в) дополнить частью 5 следующего содержания:
«5. Результаты мониторинга оформляются в виде отчетов по мониторингу состояния недр и предоставляются пользователями недр на электронных и бумажных носителях в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере геологического изучения, рационального использования и охраны недр.»;
37) статью 62 изложить в следующей редакции:
«Статья 62. Условия застройки площадей залегания полезных ископаемых
- Строительство объектов капитального строительства на земельных участках, расположенных за границами населенных пунктов, размещение подземных сооружений за границами населенных пунктов разрешаются только после получения заключения республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере геологического изучения, рационального использования и охраны недр, об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки.
- Застройка земельных участков, которые расположены за границами населенных пунктов и находятся на площадях залегания полезных ископаемых, а также размещение за границами населенных пунктов в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений допускается на основании разрешения республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере геологического изучения, рационального использования и охраны недр.
- Самовольная застройка земельных участков, указанных в части 2 настоящей статьи, прекращается без возмещения произведенных затрат и затрат по рекультивации территории и демонтажу возведенных объектов.
- Условия проектирования и строительства зданий, сооружений, промышленных комплексов и других объектов в границах существующих населенных пунктов регулируется градостроительным законодательством Донецкой Народной Республики.»;
38) часть 1 статьи 63 изложить в следующей редакции:
«1. Отношения в сфере использования и охраны особо охраняемых геологических объектов регулируются Законом Донецкой Народной Республики от 30 апреля 2015 года № 43-IНС «Об особо охраняемых природных территориях».»;
39)статью 64 изложить в следующей редакции:
«Статья 64. Государственный контроль в сфере геологического изучения, рационального использования и охраны недр
- Задачами государственного контроля в сфере геологического изучения, рационального использования и охраны недр (далее – государственный геологический контроль) являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений пользователями недр требований законодательства о недрах, норм и правил в сфере охраны и использования недр.
- Государственный геологический контроль осуществляется республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр (далее – орган государственного геологического контроля).
- Орган государственного геологического контроля осуществляет государственный геологический контроль по вопросам:
1) соблюдения требований законодательства Донецкой Народной Республики о недрах при проведении комплекса мероприятий по геологическому изучению, рациональному использованию и охране недр, в том числе соблюдения условий, определенных в лицензии на пользование недрами;
2) ведения работ методами и способами, которые бы исключали неоправданные потери полезных ископаемых, снижение их качества, чрезмерное разрушение почвенного покрова и загрязнение окружающей среды;
3) применения рациональных, экологически безопасных технологий добычи полезных ископаемых и извлечения имеющихся в них компонентов, которые имеют промышленное значение;
4) сохранности разведочных горных выработок и буровых скважин, геологической и технической документации, образцов руд и горных пород, керна, дубликатов проб полезных ископаемых, которые используются при дальнейшем изучении недр, разведке и разработке месторождений полезных ископаемых;
5) своевременности и правильности учета работ по геологическому изучению недр, инженерно-геологическим, гидрогеологическим и изыскательским работам;
6) охраны участков недр, представляющих особую научную и культурную ценность, соблюдения условий содержания природных геологических заповедников, стратотипических разрезов, отдельных геологических памятников природы, а также охраны особо охраняемых геологических объектов до создания или объявления их особо охраняемыми природными территориями или объектами;
7) наличия и соблюдения требований к метрологическим поверкам средств геофизических, гидрогеологических, лабораторных измерений и приборов учета;
8) соблюдения условий поставок на экспорт минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов;
9) соблюдения стадийности и комплексности поисковых, разведочных и других работ по геологическому изучению недр, геолого-экономической оценке месторождений полезных ископаемых, включая полноту изучения горнотехнических, гидрогеологических, инженерно-геологических условий разработки месторождений полезных ископаемых, к проектам строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
10) ликвидации или консервации горных выработок и скважин, не подлежащих использованию;
11) соблюдения порядка и условий использования геологической информации о недрах;
12) соблюдения правил эксплуатации устройств измерения и опломбирования средств учета;
13) достоверности содержания геологической и иной первичной документации (юридической, уставной, статистической, разрешительной, картографической, отчетной, проектной, исследовательской, экспертной);
14) своевременности предоставления отчетности, а также геологической информации о недрах в Республиканский фонд геологической информации;
15) достоверности информации, включаемой в отчетность организациями, осуществляющими поиск, оценку и разведку месторождений полезных ископаемых, а также их добычу;
16) соблюдения требований порядка осуществления государственного мониторинга состояния недр Донецкой Народной Республики, утвержденного Правительством Донецкой Народной Республики.
- Руководитель органа государственного геологического контроля имеет право:
1) на основании акта проверки прекращать все виды работ по геологическому изучению недр, которые проводятся с нарушением стандартов и правил и могут повлечь за собой порчу месторождений, существенное снижение эффективности работ или привести к значительному ущербу;
2) приостанавливать, ограничивать или прекращать пользование недрами в случае нарушения условий, предусмотренных в лицензии на пользование недрами, а также требований законодательства Донецкой Народной Республики о недрах;
3) давать обязательные для выполнения указания (предписания) об устранении недостатков и нарушений, произведенных во время геологического изучения и использования недр, выявленных и отраженных в акте проверки;
4) запрашивать у пользователей недр информацию по вопросам геологического изучения, рационального использования и охраны недр;
5) направлять в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере государственной безопасности, республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере налогообложения и таможенного дела, а также в правоохранительные органы и органы контроля и надзора сведения о выявленных нарушениях условий пользования недрами, а также о случаях самовольного пользования недрами и застройки площадей залегания полезных ископаемых;
6) направлять в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере охраны окружающей среды, информацию для ограничения, приостановления или запрещения несанкционированного сброса в недра сточных вод, вредных веществ и отходов производства;
7) передавать документы и материалы в компетентные органы для рассмотрения вопроса о привлечении к гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности лиц, виновных в нарушении установленного законодательством порядка ведения работ по геологическому изучению, рациональному использованию и охране недр;
8) рассматривать от имени органа государственного геологического контроля дела об административных правонарушениях.
- Уполномоченные должностные лица органа государственного геологического контроля, осуществляющие государственный геологический контроль в пределах своей компетенции, имеют право:
1) проверять работы по геологическому изучению и использованию недр, в том числе не связанные с добычей полезных ископаемых, а также юридическую, геологическую, уставную, статистическую, разрешительную, картографическую, отчетную, исследовательскую, экспертную, производственно-техническую и проектно-сметную документацию;
2) посещать для проведения государственного геологического контроля при предъявлении служебного удостоверения предприятия, учреждения и другие объекты независимо от формы собственности и сферы управления, осуществляющие геологическое изучение и рациональное использование недр, в том числе, военные, оборонные и другие режимные объекты, посещение которых регулируется специальными нормативными правовыми актами;
3) оформлять предписания по устранению выявленных нарушений условий пользования недрами при проведении работ по геологическому изучению, рациональному использованию и охране недр;
4) составлять протоколы об административных правонарушениях в сфере недропользования в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики.
- Порядок осуществления государственного геологического контроля определяется положениями Закона Донецкой Народной Республики от 21 августа 2015 года № 76-IНС «О государственном надзоре в сфере хозяйственной деятельности» (далее – Закона «О государственном надзоре в сфере хозяйственной деятельности»).»;
40) статью 65 изложить в следующей редакции:
«Статья 65. Осуществление государственного геологического контроля
- Орган государственного геологического контроля проводит плановые и внеплановые проверки по осуществлению государственного геологического контроля руководствуясь требованиями Закона «О государственном надзоре в сфере хозяйственной деятельности».
- Плановые проверки по осуществлению государственного геологического контроля проводятся в соответствии с годовым планом, который утверждается органом государственного геологического контроля до 1 декабря года, который предшествует плановому.
- Срок осуществления плановой проверки не может превышать 15 рабочих дней, а для физических лиц – предпринимателей – пяти рабочих дней.
- Внеплановые проверки по осуществлению государственного геологического контроля проводятся на основании:
1) предоставления недропользователем письменного заявления в орган государственного геологического контроля об осуществлении проверки государственного геологического контроля по его желанию;
2) выявления и подтверждения недостоверности данных, предоставленных в отчетности, предусмотренной законодательством Донецкой Народной Республики о недрах, поданной недропользователем во время проверки;
3) проверки выполнения недропользователем предписаний относительно устранения нарушений требований законодательства Донецкой Народной Республики о недрах, оформленных по результатам проведения плановых проверок органом государственного геологического контроля;
4) обращения физического или юридического лица о нарушении недропользователями его законных прав;
5) своевременного непредставления недропользователем документов отчетности, предусмотренной законодательством Донецкой Народной Республики о недрах, если отсутствуют письменные пояснения наличия уважительных причин, препятствующих подаче отчетности;
6) невыполнения недропользователями условий лицензий на пользование недрами.
- Срок осуществления внеплановой проверки не может превышать 10 рабочих дней, а относительно физического лица – предпринимателя – двух рабочих дней.
- В случае отказа недропользователя подписать акт о выявлении нарушений уполномоченное должностное лицо органа государственного геологического контроля, которое осуществило проверку, вносит в такой акт соответствующую запись.
- Один экземпляр акта о выявлении нарушений со всеми к нему приложениями вручается недропользователю или уполномоченному им лицу, а второй – хранится в органе государственного геологического контроля.
В случае отказа принять акт о выявлении нарушений он направляется недропользователю по почте заказным письмом с уведомлением о вручении в адрес, указанный недропользователем, а на экземпляре акта, который остается в органе государственного геологического контроля, проставляется соответствующий исходящий номер и дата направления.
- Лица, препятствующие осуществлению государственного геологического контроля, применяющие угрозы насилия или насильственные действия по отношению к уполномоченным должностным лицам органа государственного геологического контроля, несут установленную гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность.»;
41) в статье 66:
а) часть 2 статьи 66 изложить в следующей редакции:
«2. В настоящем Законе под государственным горным надзором подразумевается государственный надзор за безопасным ведением работ по геологическому изучению, использованию и охране недр. Порядок осуществления государственного горного надзора регламентируется Законом «О государственном надзоре в сфере хозяйственной деятельности».»;
б) дополнить частью 3 в следующего содержания:
«3. Задачами государственного горного надзора являются:
1) осуществление государственного надзора за:
а) безопасным ведением работ по геологическому изучению, использованию недр;
б) ведением работ по ликвидации (консервации) объектов недропользования, соблюдением требований по обеспечению охраны недр, а при консервации – также требований, обеспечивающих сохранность горных выработок на время консервации;
в) исполнением проектов подработки зданий, сооружений и природных объектов от вредного влияния горных разработок;
г) обеспечением производства геолого-маркшейдерских работ, предотвращением аварий и несчастных случаев при ведении горных работ;
д) осуществлением производственного контроля в организациях, ведущих горные работы и работы в подземных условиях, в части геологического и маркшейдерского обеспечения горных работ;
е) пользованием недрами и застройкой площадей залегания полезных ископаемых;
ж) разработкой месторождений (включая гидроминеральные) в части добычи полезных ископаемых и комплексного использования полезных ископаемых;
з) соблюдением пользователями недр, установленных законодательством Донецкой Народной Республики требований в сфере охраны зданий, сооружений и природных объектов от вредного влияния горных разработок, стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую среду;
и) соблюдением согласованных годовых планов развития горных работ (годовые программы работ), а также установленных нормативов потерь полезных ископаемых при их добыче и переработке;
к) соблюдением требований (норм, правил) по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами;
л) установлением опасных зон при ведении горных работ;
2) осуществление государственного надзора за деятельностью физических и юридических лиц:
а) имеющих лицензию на пользование недрами или заключивших соглашение о разделе продукции;
б) получивших право пользования недрами в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики;
в) являющихся пользователями недр, ведущих добычу и первичную переработку полезных ископаемых, независимо от объемов добычи и переработки;
г) ведущих проходку горных выработок, строительство горных предприятий, подземных сооружений и объектов по переработке минерального сырья;
д) ведущих работы, связанные с пользованием недрами, оказывающие вредное влияние на население, окружающую среду, здания и сооружения, включая строительство подземных гаражей, складов, торговых комплексов;
е) ведущих специальные горные работы;
ж) имеющих разрешения на застройку площадей залегания полезных ископаемых (в части соблюдения условий разрешений);
з) ведущих работы по геологическому изучению недр (в части безопасного ведения работ);
и) имеющих на балансе законсервированные объекты недропользования, объекты горнотехнической рекультивации;
3) осуществление государственного надзора:
а) на объектах открытой и подземной добычи полезных ископаемых, а также на накопителях отходов добычи, включая отвалы, хвосто- и шламохранилища, терриконы, амбары и другое;
б) на объектах переработки минерального сырья, включая обогатительные, брикетные фабрики и установки, дробильно-сортировочные комплексы и другое;
в) на ликвидированных или законсервированных шахтах, рудниках, скважинах, связанных с пользованием недрами и являющихся источником потенциальной опасности для населения и окружающей природной среды;
г) на объектах, не связанных с добычей полезных ископаемых, включая полигоны подземного захоронения отходов, подземные хранилища газа, промышленной продукции и продуктов питания;
д) на строящихся подземных коллекторах глубокого заложения, выработках метро, подземных выработках специального назначения и другое;
е) в зданиях и сооружениях на площадях залегания полезных ископаемых, а также находящихся в зоне вредного влияния горных разработок;
ж) в отношении маркшейдерских знаков и наблюдательных станций, знаков геодезической сети в пределах горного отвода и другое.».
Статья 2
Правительству Донецкой Народной Республики в течение четырех месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона:
1) привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом, а также принять нормативные правовые акты, предусмотренные настоящим Законом;
2) обеспечить приведение нормативных правовых актов органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики в соответствие с настоящим Законом, а также принятие ими нормативных правовых актов, предусмотренных настоящим Законом.
Глава
Донецкой Народной Республики Д.В. Пушилин
г. Донецк
08 ноября 2021 года
№ 329-IIНС