Дата публикации | 02.07.2021 |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
П Р И К А З
23 июня 2021 г. Донецк № 80-НП
О внесении изменений в Государственный образовательный стандарт среднего общего образования
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6, статьей 9 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», руководствуясь подпунктом 12.56 пункта 12 раздела II Положения о Министерстве образования и науки Донецкой Народной Республики, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 22 июля 2015 года № 13-43 (с изменениями), с целью обеспечения единства образовательного пространства Донецкой Народной Республики, преемственности и вариативности основных образовательных программ, полной интеграции республиканской системы образования в образовательное пространство Российской Федерации
ПРИКАЗЫВАЮ:
- Утвердить Изменения к Государственному образовательному стандарту среднего общего образования, утвержденному Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07 августа 2020 года № 121-НП, зарегистрированным в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 13 августа 2020 года, регистрационный № 4001 (прилагаются).
- Контроль исполнения настоящего Приказа оставляю за собой.
- Настоящий Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Врио Министра А.В. Удовенко
УТВЕРЖДЕНЫ
Приказом Министерства
образования и науки
Донецкой Народной Республики
от 23 июня 2021 г. № 80-НП
Изменения в Государственный образовательный стандарт
среднего общего образования
- В пункт 3 раздела I Государственного образовательного стандарта среднего общего образования внести следующие изменения:
- 1.1. абзац второй изложить в новой редакции:
«формирования гражданской идентичности обучающихся;»;
1.2. в абзаце третьем после слов «единства образовательного пространства» дополнить словами «Российской Федерации и».
- В подпункт г) пункта 9 раздела II Государственного образовательного стандарта среднего общего образования внести следующие изменения:
2.1. в абзаце третьем после слова «закрепленным» дополнить словами «Конституцией Российской Федерации и»;
2.2. в абзаце десятом слово «народом» заменить словом «народами»;
2.3. в абзаце пятьдесят седьмом:
после слов «экономических событиях» дополнить словами «в России,»;
слово «Республики» заменить словом «Республике»;
2.4. в абзаце шестьдесят третьем:
после слов «об экономике» дополнить словами «Российской Федерации и»;
после слов «в экономике» дополнить словами «России и Донецкой Народной Республики»;
2.5. в абзаце шестьдесят восьмом:
после слов «представлений о» дополнить словами «Конституции Российской Федерации и»;
после слов «личности в» дополнить словами «Российской Федерации и»;
2.6. в абзаце восемьдесят втором:
после слов «государственное устройство» дополнить словами «Российской Федерации и»;
после слов «свобод в» дополнить словами «Российской Федерации и»;
2.7. в абзаце восемьдесят четвертом после слова «законодательству» дополнить словами «Российской Федерации и»;
2.8. абзацы с восемьдесят пятого по девяностый признать утратившими силу;
2.9. дополнить абзацами с девяносто первого по сотый следующего содержания:
«Россия в мире» (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения интегрированного учебного предмета «Россия в мире» должны отражать:
сформированность представлений о России в разные исторические периоды на основе знаний в области обществознания, истории, географии, культурологии и пр.;
сформированность знаний о месте и роли России как неотъемлемой части мира в контексте мирового развития, как определяющего компонента формирования российской идентичности;
сформированность взгляда на современный мир с точки зрения интересов России, понимания ее прошлого и настоящего;
сформированность представлений о единстве и многообразии многонационального российского народа; понимание толерантности и мультикультурализма в мире;
сформированность умений использования широкого спектра социально-экономической информации для анализа и оценки конкретных ситуаций прошлого и настоящего;
сформированность умений сравнительного анализа исторических событий, происходивших в один исторический период в разных социокультурных общностях, и аналогичных исторических процессов, протекавших в различные хронологические периоды;
сформированность способности отличать интерпретации прошлого, основанные на фактическом материале, от заведомых искажений, не имеющих документального подтверждения;
сформированность представлений об особенностях современного глобального общества, информационной политике и механизмах создания образа исторической и современной России в мире;
сформированность умений реконструкции и интерпретации прошлого России на основе источников, владение умениями синтеза разнообразной исторической информации для комплексного анализа и моделирования на ее основе вариантов дальнейшего развития России.».
- Подпункт ж) пункта 9 раздела II Государственного образовательного стандарта среднего общего образования изложить в новой редакции:
«ж) Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности.
Изучение учебных предметов «Физическая культура», «Экология» и «Основы безопасности жизнедеятельности» должно обеспечить:
сформированность экологического мышления, навыков здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни, понимание рисков и угроз современного мира;
знание правил и владение навыками поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера;
владение умением сохранять эмоциональную устойчивость в опасных и чрезвычайных ситуациях, а также навыками оказания первой помощи пострадавшим;
умение действовать индивидуально и в группе в опасных и чрезвычайных ситуациях;
морально-психологическую, профессиональную и физическую готовность к защите Родины.
«Физическая культура» (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения базового курса физической культуры должны отражать:
умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга, в том числе в подготовке к выполнению нормативов Государственного физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне Донецкой Народной Республики» (ГТО ДНР);
владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью;
владение основными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств;
владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности;
владение техническими приемами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности;
для слепых и слабовидящих обучающихся:
сформированность приемов осязательного и слухового самоконтроля в процессе формирования трудовых действий;
сформированность представлений о современных бытовых тифлотехнических средствах, приборах и их применении в повседневной жизни;
для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
овладение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью с учетом двигательных, речедвигательных и сенсорных нарушений;
овладение доступными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств;
овладение доступными физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности;
овладение доступными техническими приемами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности.
«Экология» (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения интегрированного учебного предмета «Экология» должны отражать:
сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, об экологических связях в системе «человек — общество — природа»;
сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;
владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;
владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;
сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.
Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается по двум учебным программам: «Основы безопасности жизнедеятельности/ Начальная военная подготовка» (для юношей) и «Основы безопасности жизнедеятельности/ Медико-санитарная подготовка» (для девушек). Требования к предметным результатам освоения учебных программ должны отражать:
сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как о жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также как о средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора;
знание основ государственной системы, законодательства, направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз;
сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения;
сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;
знание распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
знание факторов, пагубно влияющих на здоровье человека, исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т.д.);
владение основными мерами защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
умение предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники;
умение применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
знание основ обороны государства и воинской службы: законодательство об обороне государства и воинской обязанности граждан; права и обязанности гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставные отношения, быт военнослужащих, порядок несения службы и воинские ритуалы, строевая, огневая и тактическая подготовка;
знание основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе;
мотивацию к службе в рядах Народной милиции Донецкой Народной Республики, военно-профессиональную ориентацию обучающихся;
владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (при травмах, отравлениях и различных видах поражений в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике.».
- В пункт 18 раздела III Государственного образовательного стандарта среднего общего образования внести следующие изменения:
4.1. абзац сто десятый изложить в новой редакции: ««Россия в мире» (базовый уровень).»;
4.2. в абзаце сто двадцатом исключить слова «начальная военная подготовка/медико-санитарная подготовка -»;
4.3. в абзаце сто двадцать третьем исключить слова «Начальная военная подготовка/Медико-санитарная подготовка -»;
4.4. в абзаце сто двадцать четвертом после слова ««Искусство»,» дополнить словами ««Мировая художественная культура»,».
Директор
Департамента просвещения В.В. Пестрецов