Дата публикации 19.03.2021

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

П Р И К А З

20  февраля  2021 г.              Донецк                                       № 28-НП

 

 

 

Об утверждении Государственного образовательного стандарта

среднего профессионального образования по специальности

08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий

С целью обеспечения единства образовательного пространства Донецкой Народной Республики, преемственности и вариативности основных образовательных программ соответствующего уровня образования, государственных гарантий уровня и качества образования, а также интеграции среднего профессионального образования Донецкой Народной Республики в образовательное пространство Российской Федерации и гармонизации законодательства Донецкой Народной Республики и Российской Федерации, руководствуясь пунктом 6 части 1 статьи 6, статьей 9 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», в соответствии с подпунктом 12.56 пункта 12 раздела II Положения о Министерстве образования и науки Донецкой Народной Республики, утверждённого Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 22 июля 2015 г. № 13-43 (с изменениями),

 

ПРИКАЗЫВАЮ:

 

  1. Утвердить Государственный образовательный стандарт
    среднего профессионального образования по специальности
    02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий (далее – Стандарт) (прилагается).

 

  1. Установить, что Стандарт, утвержденный настоящим приказом, применяется образовательными организациями среднего профессионального образования для обучения лиц, зачисленных после 01 января 2021 года.

 

  1. Контроль исполнения настоящего Приказа возложить на
    заместителя Министра образования и науки Донецкой Народной
    Республики Удовенко А.В.

 

  1. Настоящий Приказ вступает в силу со дня его
    официального опубликования.

 

 

 

Министр                                                                             М. Н. Кушаков

 

 

 

 

УТВЕРЖДЕН

Приказом

Министерства образования и науки

Донецкой Народной Республики

от 20  февраля  2021г. № 28-НП

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 08.02.09 МОНТАЖ, НАЛАДКА

И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ

ПРОМЫШЛЕННЫХ И ГРАЖДАНСКИХ ЗДАНИЙ

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. Настоящий государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее — ГОС СПО) представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию (далее — СПО) по специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий (далее — специальность).

 

1.2. Получение СПО по специальности допускается только в профессиональных образовательных организациях (далее — образовательная организация).

 

1.3. Обучение по программе подготовки специалистов среднего звена (далее — образовательная программа) в образовательной организации осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах обучения.

 

1.4. Содержание СПО по специальности определяется образовательной программой, разрабатываемой и утверждаемой образовательной организацией самостоятельно в соответствии с настоящим ГОС СПО и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (далее — ПООП).

 

1.5. При разработке образовательной программы образовательная организация формирует требования к результатам ее освоения в части профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов (при наличии), квалификационных требований по соответствующим должностям, профессиям и специальностям.

 

1.6. Области профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие образовательную программу, могут осуществлять профессиональную деятельность: строительство и жилищно-коммунальное хозяйство, сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности.

 

1.7. При реализации образовательной программы образовательная организация может применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

При обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.

 

1.8. Реализация образовательной программы осуществляется образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевой формы.

 

1.9. Реализация образовательной программы образовательной организацией осуществляется на государственном языке Донецкой Народной Республики в соответствии с частью 2 статьи 12 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании».

 

1.10. Срок получения образования по образовательной программе в очной форме обучения, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет:

на базе основного общего образования — 3 года 10 месяцев;

на базе среднего общего образования — 2 года 10 месяцев.

Срок получения образования по образовательной программе, предусматривающей получение в соответствии с пунктом 1.12 настоящего ГОС СПО квалификации специалиста среднего звена «старший техник», увеличивается на 1 год.

Срок получения образования по образовательной программе в очно-заочной и заочной формах обучения, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, увеличивается по сравнению со сроком получения образования в очной форме обучения:

не более чем на 1,5 года при получении образования на базе основного общего образования;

не более чем на 1 год при получении образования на базе среднего общего образования.

При обучении по индивидуальному учебному плану срок получения образования по образовательной программе, вне зависимости от формы обучения, составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения. При обучении по индивидуальному учебному плану обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья срок получения образования может быть увеличен не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения.

Конкретный срок получения образования и объем образовательной программы, реализуемый за один учебный год, в очно-заочной и заочной формах обучения, по индивидуальному учебному плану, в том числе при ускоренном обучении, определяются образовательной организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.

 

1.11. Образовательная программа, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается образовательной организацией на основе требований государственного образовательного стандарта среднего общего образования и ГОС СПО с учетом получаемой специальности.

 

1.12. Образовательная организация разрабатывает образовательную программу в соответствии с выбранной квалификацией специалиста среднего звена, указанной в Перечне специальностей, по которым осуществляется реализация профессиональных программ подготовки специалистов среднего звена в образовательных организациях Донецкой Народной Республики, утвержденном приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 25 июня 2015 г. № 281, зарегистрированным в  Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 14 июля 2015 г., регистрационный № 286, с изменениями: техник; старший техник.

 

II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

2.1. Структура образовательной программы включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную часть).

Обязательная часть образовательной программы направлена на формирование общих и профессиональных компетенций, предусмотренных главой III настоящего ГОС СПО, и должна составлять не более 70 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение.

Вариативная часть образовательной программы (не менее 30 процентов) дает возможность расширения основного(ых) вида(ов) деятельности, к которым должен быть готов выпускник, освоивший образовательную программу, согласно выбранной квалификации, указанной в пункте 1.12 настоящего ГОС СПО (далее — основные виды деятельности), углубления подготовки обучающегося, а также получения дополнительных компетенций, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами рынка труда.

Конкретное соотношение объемов обязательной части и вариативной части образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно в соответствии с требованиями настоящего пункта, а также с учетом ПООП.

 

2.2. Образовательная программа имеет следующую структуру:

общий гуманитарный и социально-экономический цикл;

математический и общий естественнонаучный цикл;

общепрофессиональный цикл;

профессиональный цикл;

государственная итоговая аттестация, которая завершается присвоением квалификации специалиста среднего звена, указанной          в пункте 1.12 настоящего ГОС СПО.

Структура и объем образовательной программы приводятся                   в приложении 1.

 

2.3. Перечень, содержание, объем и порядок реализации дисциплин (модулей) образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно с учетом ПООП по соответствующей специальности.

Для определения объема образовательной программы образовательной организацией может быть применена система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 32 — 36 академическим часам.

 

2.4. В общем гуманитарном и социально-экономическом, математическом и общем естественнонаучном, общепрофессиональном и профессиональном циклах (далее — учебные циклы) образовательной программы выделяется объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем по видам учебных занятий (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар), практики             (в профессиональном цикле) и самостоятельной работы обучающихся.

На проведение учебных занятий и практик при освоении учебных циклов образовательной программы в очной форме обучения должно быть выделено не менее 70 процентов от объема учебных циклов образовательной программы, предусмотренного приложением 1 к настоящему ГОС СПО, в очно-заочной форме обучения — не менее 25 процентов, в заочной форме —   не менее 10 процентов.

В учебные циклы включается промежуточная аттестация обучающихся, которая осуществляется в рамках освоения указанных циклов в соответствии с разработанными образовательной организацией фондами оценочных средств, позволяющими оценить достижения запланированных по отдельным дисциплинам (модулям) и практикам результатов обучения.

 

2.5. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла образовательной программы должна предусматривать изучение следующих дисциплин: «Основы философии», «История», «Психология общения», «Иностранный язык в профессиональной деятельности», «Физическая культура».

Общий объем дисциплины «Физическая культура» не может быть менее 160 академических часов. Для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья образовательная организация устанавливает особый порядок освоения дисциплины «Физическая культура» с учетом состояния их здоровья.

 

2.6. При формировании образовательной программы образовательная организация должна предусматривать включение адаптационных дисциплин, обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

 

2.7. Освоение общепрофессионального цикла образовательной программы в очной форме обучения должно предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в объеме 68 академических часов, из них на освоение основ военной службы (для юношей) — 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.

Образовательной программой для подгрупп девушек может быть предусмотрено использование 70 процентов от общего объема времени дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», предусмотренного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.

 

2.8. Профессиональный цикл образовательной программы включает профессиональные модули, которые формируются в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными настоящим ГОС СПО.

В профессиональный цикл образовательной программы входят следующие виды практик: учебная практика и производственная практика.

Учебная и производственная практики проводятся при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и реализовываются как в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Часть профессионального цикла образовательной программы, выделяемого на проведение практик, определяется образовательной организацией в объеме не менее 25 процентов от профессионального цикла образовательной программы.

 

2.9. Государственная итоговая аттестация по основной образовательной программе среднего профессионального образования проводится в форме: защиты выпускной квалификационной работы; государственного экзамена (вводится по усмотрению образовательной организации).

 

III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

3.1. В результате освоения образовательной программы у выпускника должны быть сформированы общие и профессиональные компетенции.

 

3.2. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими общими компетенциями (далее — ОК):

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

 

3.3. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен быть готов к выполнению основных видов деятельности согласно получаемой квалификации специалиста среднего звена (приложение 2), указанной в пункте 1.12 настоящего ГОС СПО.

К основным видам деятельности также относится освоение одной или нескольких профессий рабочих, должностей служащих, указанных в перечне профессий рабочих, должностей служащих, рекомендуемых к освоению в рамках программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий (приложение 3).

 

3.4. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими профессиональными компетенциями (далее — ПК), соответствующими основным видам деятельности, указанным                в приложении 2 к настоящему ГОС СПО:

 

а) организация и выполнение работ по эксплуатации и ремонту электроустановок:

ПК 1.1. Организовывать и осуществлять эксплуатацию электроустановок промышленных и гражданских зданий.

ПК 1.2. Организовывать и производить работы по выявлению неисправностей электроустановок промышленных и гражданских зданий.

ПК 1.3. Организовывать и производить ремонт электроустановок промышленных и гражданских зданий;

 

б) организация и выполнение работ по монтажу и наладке электрооборудования промышленных и гражданских зданий:

ПК 2.1. Организовывать и производить монтаж силового электрооборудования промышленных и гражданских зданий с соблюдением технологической последовательности.

ПК 2.2. Организовывать и производить монтаж осветительного электрооборудования промышленных и гражданских зданий с соблюдением технологической последовательности.

ПК 2.3. Организовывать и производить наладку и испытания устройств электрооборудования промышленных и гражданских зданий.

ПК 2.4. Участвовать в проектировании силового и осветительного электрооборудования;

 

в) организация и выполнение работ по монтажу, наладке и эксплуатации электрических сетей:

ПК 3.1. Организовывать и производить монтаж воздушных и кабельных линий с соблюдением технологической последовательности.

ПК 3.2. Организовывать и производить наладку и испытания устройств воздушных и кабельных линий.

ПК 3.3. Организовывать и производить эксплуатацию электрических сетей.

ПК 3.4. Участвовать в проектировании электрических сетей;

 

г) организация деятельности производственного подразделения электромонтажной организации:

ПК 4.1. Организовывать работу производственного подразделения.

ПК 4.2. Контролировать качество выполнения электромонтажных работ.

ПК 4.3. Участвовать в расчетах основных технико-экономических показателей.

ПК 4.4. Обеспечивать соблюдение правил техники безопасности при выполнении электромонтажных и наладочных работ;

 

д) организация работ по автоматизации и диспетчеризации систем энергоснабжения промышленных и гражданских зданий:

ПК 5.1. Организовывать работы по автоматизации и диспетчеризации систем энергоснабжения промышленных и гражданских зданий.

ПК 5.2. Участвовать в аппаратной реализации связи с устройствами ввода/вывода систем автоматизации и диспетчеризации электрооборудования.

ПК 5.3. Осуществлять программирование и испытания устройств автоматизации и диспетчеризации электрооборудования промышленных и гражданских зданий.

ПК 5.4. Обеспечивать соблюдение правил техники безопасности при выполнении электромонтажных и наладочных работ.

 

3.5. Обучающиеся, осваивающие образовательную программу, осваивают также профессию рабочего (одну или несколько) в соответствии с перечнем профессий рабочих, должностей служащих, рекомендуемых к освоению в рамках программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий (приложение 3).

 

3.6. Минимальные требования к результатам освоения основных  видов деятельности образовательной программы указаны в приложении 4    к настоящему ГОС СПО.

 

3.7. Образовательная организация самостоятельно планирует результаты обучения по отдельным дисциплинам (модулям) и практикам, которые должны быть соотнесены с требуемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников). Совокупность запланированных результатов обучения должна обеспечивать выпускнику освоение всех ОК и ПК в соответствии с получаемой квалификацией специалиста среднего звена, указанной в пункте 1.12 настоящего ГОС СПО.

 

IV. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

4.1. Требования к условиям реализации образовательной программы включают в себя общесистемные требования, требования к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению, кадровым и финансовым условиям реализации образовательной программы.

 

4.2. Общесистемные требования к условиям реализации образовательной программы:

 

а) образовательная организация должна располагать на праве собственности или ином законном основании материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов учебной деятельности обучающихся, предусмотренных учебным планом, с учетом ПООП;

 

б) в случае реализации образовательной программы с использованием сетевой формы требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации образовательной программы с использованием сетевой формы;

 

в) в случае реализации образовательной организацией образовательной программы, на созданных в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях, требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.

 

4.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы:

 

а) специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой, в том числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы, мастерские и лаборатории, оснащенные оборудованием, техническими средствами обучения и материалами, учитывающими требования настоящего ГОС СПО;

 

б) помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду образовательной организации (при наличии).

В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается применение специально оборудованных помещений, позволяющих обучающимся осваивать ОК и ПК;

 

в) образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения;

 

г) библиотечный фонд образовательной организации должен быть укомплектован печатными изданиями и (или) электронными изданиями по каждой дисциплине (модулю) из расчета одно печатное издание и (или) электронное издание по каждой дисциплине (модулю) на одного обучающегося.

В качестве основной литературы образовательная организация может использовать учебники, учебные пособия, предусмотренные ПООП.

В случае наличия электронной информационно-образовательной среды допускается замена печатного библиотечного фонда предоставлением права одновременного доступа не менее 25 процентов обучающихся к электронно-библиотечной системе (электронной библиотеке);

 

д) обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами, адаптированными к ограничениям их здоровья;

 

е) образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем учебным дисциплинам (модулям);

 

ж) рекомендации по иному материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы определяются ПООП.

 

4.4. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы:

 

а) реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на иных условиях, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.6 настоящего ГОС СПО (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет);

 

б) квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам (при наличии) согласно части 1 статьи 43 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании».

Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 44, пунктом 7 части 1 статьи 45 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.6 настоящего     ГОС СПО, с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.

Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих опыт деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.6 настоящего     ГОС СПО, в общем числе педагогических работников, обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей образовательной программы, должна быть не менее 25 процентов.

 

4.5. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы: прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований бюджета Донецкой Народной Республики является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 65 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании».

 

4.6. Требования к применяемым механизмам оценки качества образовательной программы:

 

а) качество образовательной программы определяется в рамках системы внутренней оценки, а также системы профессионально- общественной аккредитации образовательных программ на добровольной основе;

 

б) в целях совершенствования образовательной программы образовательная организация при проведении регулярной внутренней оценки качества образовательной программы может привлекать работодателей и их объединения, иных юридических и (или) физических лиц, включая педагогических работников образовательной организации;

 

в) профессионально-общественная аккредитация образовательной программы может осуществляться работодателями, их объединениями, а также уполномоченными ими организациями, с целью признания качества и уровня подготовки выпускников, освоивших образовательную программу, отвечающими требованиям профессиональных стандартов (при наличии), требованиям рынка труда к специалистам соответствующего профиля.

 

 

 

Заместитель Министра образования и

науки Донецкой Народной Республики                                А.В. Удовенко

 

 

 

 

Приложение 1

к Государственному образовательному

стандарту среднего профессионального

образования по специальности
08.02.09 Монтаж, наладка и

эксплуатация электрооборудования

промышленных и гражданских зданий

(пункт 2.2, пункт 2.4)

(скачать)

 

СТРУКТУРА И ОБЪЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

Структура образовательной программы Объем образовательной программы в академических часах
при получении квалификации специалиста среднего звена «техник» при получении квалификации специалиста среднего звена «старший техник»
Общий гуманитарный и социально-экономический цикл не менее 468 не менее 504
Математический и общий естественнонаучный цикл не менее 144 не менее 180
Общепрофессиональный цикл не менее 612 не менее 648
Профессиональный цикл не менее 1728 не менее 2664
Государственная итоговая аттестация 216 216
Общий объем образовательной программы:
на базе среднего общего образования 4464 5940
на базе основного общего образования, включая получение среднего общего образования в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта среднего общего образования 5940 7416

 

 

 

 

Приложение 2

к Государственному образовательному

стандарту среднего профессионального

образования по специальности 08.02.09

Монтаж, наладка и эксплуатация

электрооборудования промышленных и

гражданских зданий (пункт 3.3, пункт 3.4)

(скачать)

 

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОГЛАСНО

ПОЛУЧАЕМОЙ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТА СРЕДНЕГО ЗВЕНА

 

Основные виды деятельности Наименование квалификации(й) специалиста среднего звена
Организация и выполнение работ по эксплуатации и ремонту электроустановок техник

старший техник

Организация и выполнение работ по монтажу и наладке электрооборудования промышленных и гражданских зданий техник

старший техник

Организация и выполнение работ по монтажу, наладке и эксплуатации электрических сетей техник

старший техник

Организация деятельности производственного подразделения электромонтажной организации техник

старший техник

Организация работ по автоматизации и диспетчеризации систем энергоснабжения промышленных и гражданских зданий старший техник

 

 

 

 

 

Приложение 3

к Государственному образовательному

стандарту среднего профессионального

образования по специальности 08.02.09

Монтаж, наладка и эксплуатация

электрооборудования промышленных и

гражданских зданий (пункт 3.3, пункт 3.5)

(скачать)

 

ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ, ДОЛЖНОСТЕЙ СЛУЖАЩИХ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ К ОСВОЕНИЮ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

08.02.09 МОНТАЖ, НАЛАДКА И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ И ГРАЖДАНСКИХ ЗДАНИЙ

 

Код по Перечню профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение 1 Наименование профессий рабочих, должностей служащих
19806 Электромонтажник по освещению и осветительным сетям
19812 Электромонтажник по силовым сетям и электрооборудованию
19861 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования

___________________________

1 Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение в образовательных организациях Донецкой Народной Республики, утвержденный приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики
от 25 июня 2015 г. № 282, зарегистрированным в Министерстве юстиции Донецкой Народной
Республики 14 июля 2015 года, регистрационный № 287, с изменениями.

 

 

 

 

Приложение 4

к Государственному образовательному

стандарту среднего профессионального

образования по специальности
08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация

электрооборудования промышленных и

гражданских зданий (пункт 3.6)

(скачать)

МИНИМАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ

ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 08.02.09 МОНТАЖ, НАЛАДКА И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ И ГРАЖДАНСКИХ ЗДАНИЙ

Основной вид деятельности Требования к знаниям, умениям, практическому опыту
1 2
Организация и выполнение работ по эксплуатации и ремонту электроустановок знать:

классификацию кабельных изделий и область их применения;

устройство, принцип действия и основные технические характеристики электроустановок;

правила технической эксплуатации осветительных установок, электродвигателей, электрических сетей;

условия приемки электроустановок в эксплуатацию;

перечень основной документации для организации работ;

требования техники безопасности при эксплуатации электроустановок;

устройство, принцип действия и схемы включения измерительных приборов;

типичные неисправности электроустановок и способы их устранения;

технологическую последовательность производства ремонтных работ;

назначение и периодичность ремонтных работ;

методы организации ремонтных работ;

уметь:

оформлять документацию для организации работ и по результатам испытаний в действующих электроустановках с учетом требований техники безопасности;

осуществлять коммутацию в электроустановках по принципиальным схемам;

читать и выполнять рабочие чертежи электроустановок;

производить электрические измерения на различных этапах эксплуатации электроустановок;

планировать работу бригады по эксплуатации электроустановок;

контролировать режимы работы электроустановок;

выявлять и устранять неисправности электроустановок;

планировать мероприятия по выявлению и устранению неисправностей с соблюдением требований техники безопасности;

1 2
  планировать и проводить профилактические осмотры электрооборудования;

планировать ремонтные работы;

выполнять ремонт электроустановок с соблюдением требований техники безопасности;

контролировать качество проведения ремонтных работ;

иметь практический опыт в:

организации и выполнении работ по эксплуатации и ремонту электроустановок;

Организация и выполнение работ по монтажу и наладке электрооборудования промышленных и гражданских зданий знать:

требования приемки строительной части под монтаж электрооборудования;

отраслевые нормативные документы по монтажу электрооборудования;

номенклатуру наиболее распространенного электрооборудования, кабельной продукции и электромонтажных изделий;

технологию работ по монтажу электрооборудования в соответствии с нормативными документами;

методы организации проверки и настройки электрооборудования;

нормы приемо-сдаточных испытаний электрооборудования;

перечень документов, входящих в проектную документацию;

основные методы расчета и условия выбора электрооборудования;

правила оформления текстовых и графических документов;

уметь:

составлять отдельные разделы проекта производства работ;

анализировать нормативные правовые акты при составлении технологических карт на монтаж электрооборудования;

выполнять монтаж силового и осветительного электрооборудования в соответствии с проектом производства работ, рабочими чертежами, требованиями нормативных правовых актов и техники безопасности;

выполнять приемо-сдаточные испытания;

оформлять протоколы по завершению испытаний;

выполнять работы по проверке и настройке электрооборудования;

выполнять расчет электрических нагрузок;

осуществлять выбор электрооборудования на разных уровнях напряжения;

подготавливать проектную документацию на объект с использованием персонального компьютера;

иметь практический опыт в:

организации и выполнении монтажа и наладки

1 2
  электрооборудования;

проектировании электрооборудования промышленных и гражданских зданий;

Организация и выполнение работ по монтажу, наладке и эксплуатации электрических сетей знать:

требования приемки строительной части под монтаж линий;

отраслевые нормативные документы по монтажу и приемо-сдаточным испытаниям электрических сетей;

номенклатуру наиболее распространенных воздушных проводов, кабельной продукции и электромонтажных изделий;

технологию работ по монтажу воздушных и кабельных линий в соответствии с современными нормативными требованиями;

методы наладки устройств воздушных и кабельных линий;

основные методы расчета и условия выбора электрических сетей;

нормативные правовые документы, регламентирующие деятельность по эксплуатации линий электропередачи, трансформаторных подстанций и распределительных пунктов;

технические характеристики элементов линий электропередачи и технические требования, предъявляемые к их работе;

методы устранения неисправностей в работе линий электропередачи и ликвидации аварийных ситуаций;

технологии производства работ по техническому обслуживанию и ремонту линий электропередачи;

технологии производства работ по эксплуатации элементов линий электропередачи;

конструктивные особенности и технические характеристики трансформаторных подстанций и распределительных пунктов, применяемые на сетях 0,4-20 кВ;

технологии производства работ по техническому обслуживанию и ремонту трансформаторных подстанций и распределительных пунктов;

уметь:

составлять отдельные разделы проекта производства работ;

анализировать нормативные правовые акты при составлении технологических карт на монтаж воздушных и кабельных линий;

выполнять монтаж воздушных и кабельных линий в соответствии с проектом производства работ, рабочими чертежами, требованиями нормативных документов и техники безопасности;

выполнять приемо-сдаточные испытания;

оформлять протоколы по завершении испытаний;

1 2
  выполнять работы по проверке и настройке устройств воздушных и кабельных линий;

выполнять расчет электрических нагрузок электрических сетей, осуществлять выбор токоведущих частей на разных уровнях напряжения;

выполнять проектную документацию с использованием персонального компьютера;

обосновывать своевременный вывод линий электропередачи в ремонт, составлять акты и дефектные ведомости;

диагностировать техническое состояние и остаточный ресурс линий электропередачи и конструктивных элементов посредством визуального наблюдения и инструментальных обследований, и испытаний;

контролировать режимы функционирования линий электропередачи, определять неисправности в их работе;

составлять заявки на необходимое оборудование, запасные части, инструмент, материалы и инвентарь для выполнения плановых работ по эксплуатации линий электропередачи;

разрабатывать предложения по оперативному, текущему и перспективному планированию работ по техническому обслуживанию и ремонту линий электропередачи;

обеспечивать рациональное расходование материалов, запасных частей, оборудования, инструмента и приспособлений;

контролировать исправное состояние, эффективную и безаварийную работу линий электропередачи;

проводить визуальное наблюдение, инструментальное обследование и испытание трансформаторных подстанций и распределительных пунктов;

оценивать техническое состояние оборудования, инженерных систем, зданий и сооружений трансформаторных подстанций и распределительных пунктов;

обосновывать своевременный вывод трансформаторных подстанций и распределительных пунктов для ремонта;

иметь практический опыт в:

организации и выполнении монтажа, наладки и эксплуатации электрических сетей;

проектировании электрических сетей;

Организация деятельности производственного подразделения электромонтажной организации

 

знать:

структуру и функционирование электромонтажной организации;

методы управления трудовым коллективом и структурными подразделениями;

способы стимулирования работы членов бригады;

методы контроля качества электромонтажных работ;

правила технической эксплуатации и техники безопасности при выполнении электромонтажных работ;

1 2
  правила техники безопасности при работе в действующих электроустановках;

виды и периодичность проведения инструктажей;

состав, порядок разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации;

виды износа основных фондов и их оценка;

основы организации, нормирования и оплаты труда;

издержки производства и себестоимость продукции;

уметь:

разрабатывать и проводить мероприятия по приемке и складированию материалов, конструкций, по рациональному использованию строительных машин и энергетических установок, транспортных средств;

организовывать подготовку электромонтажных работ;

составлять графики проведения электромонтажных, эксплуатационных, ремонтных и пуско-наладочных работ;

контролировать и оценивать деятельность членов бригады и подразделения в целом;

контролировать технологическую последовательность электромонтажных работ и соблюдение требований правил устройства электроустановок и других нормативных документов;

оценивать качество выполненных электромонтажных работ;

проводить корректирующие действия;

составлять калькуляции затрат на производство и реализацию продукции;

составлять сметную документацию, используя нормативно-справочную литературу;

рассчитывать основные показатели производительности труда;

проводить различные виды инструктажа по технике безопасности;

осуществлять допуск к работам в действующих электроустановках;

организовать рабочее место в соответствии с правилами техники безопасности;

иметь практический опыт в:

организации деятельности электромонтажной бригады;

составлении смет;

контроле качества электромонтажных работ;

проектировании электромонтажных работ;

Организация работ по автоматизации и диспетчеризации систем энергоснабжения промышленных и гражданских зданий знать:

основы построения систем автоматического управления;

элементную базу контроллеров и способы их программирования;

средства взаимодействия контроллеров с промышленными сетями;

основы автоматических и телемеханических устройств

1 2
  электроснабжения на базе промышленных контроллеров;

основы диспетчеризации электроснабжения промышленных предприятий;

энергосберегающие технологии и автоматизацию учета энергоресурсов;

меры безопасности при эксплуатации и техническом обслуживании оборудования автоматических систем;

уметь:

производить работы по эксплуатации и техническому обслуживанию систем автоматизации и диспетчеризации;

производить работы по автоматизации оперативного управления, текущей эксплуатации и аварийного управления;

оптимизировать работу электрооборудования;

выполнять диспетчеризацию по контролю уровней напряжений, токов, потребляемой мощности, качества электроэнергии;

вести наблюдение за положением коммутационного оборудования и правильностью выполнения переключений, отображение и архивирование параметров режима, коммерческий учет электроэнергии, сбор и передачу данных в диспетчерские управления;

иметь практический опыт в:

организации работ по автоматизации и диспетчеризации систем энергоснабжения.