Дата публикации | 14:50 30.12.2020 |
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
ЗАКОН
О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИХ РАБОТНИКОВ
Принят Постановлением Народного Совета 28 декабря 2020 года
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Сфера действия настоящего Закона
- Действие настоящего Закона распространяется на государственные и муниципальные унитарные предприятия (далее – унитарные предприятия) в случае перепрофилирования их деятельности или изменения организации производства и труда, а также в иных случаях, определенных Правительством Донецкой Народной Республики. Перечень указанных в настоящей статье унитарных предприятий утверждается Правительством Донецкой Народной Республики по представлению государственных органов, наблюдательных советов государственных корпораций и государственных концернов.
- Действие настоящего Закона распространяется на высвобождаемых работников унитарных предприятий, включенных в перечень в соответствии с частью 1 настоящей статьи, а также работодателей, осуществляющих трудоустройство указанных работников.
Статья 2. Основные понятия, используемые для целей настоящего Закона
Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
1) новое рабочее место – рабочее место, которое создано юридическим лицом, физическим лицом – предпринимателем в целях трудоустройства высвобождаемых работников унитарных предприятий;
2) высвобождаемый работник унитарного предприятия
(далее – высвобождаемый работник) – работник, трудовой договор с которым расторгается в связи с перепрофилированием деятельности унитарных предприятий или изменением организации производства и труда, а также в иных случаях, определенных Правительством Донецкой Народной Республики;
3) работодатель:
а) юридическое лицо, физическое лицо – предприниматель, которое трудоустраивает на имеющиеся рабочие места по направлению территориальных органов органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию государственной политики в сфере занятости населения и трудовой миграции, высвобождаемых работников;
б) юридическое лицо, физическое лицо – предприниматель, которое создает новые рабочие места в целях трудоустройства по направлению территориальных органов органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию государственной политики в сфере занятости населения и трудовой миграции, высвобождаемых работников.
Глава 2. Меры государственной поддержки
Статья 3. Виды мер государственной поддержки
В соответствии с настоящим Законом могут предоставляться следующие дополнительные меры государственной поддержки:
1) списание задолженности унитарных предприятий по налогам, сборам и иным обязательным платежам, а также установление льгот по применению налогового законодательства;
2) оказание содействия в трудоустройстве высвобождаемых работников;
3) реализация мероприятий по профессиональному обучению высвобождаемых работников для дальнейшего трудоустройства в других отраслях;
4) материальное обеспечение высвобождаемых работников на период переобучения;
5) предоставление высвобождаемым работникам льготных условий для выхода на пенсию;
6) предоставление субсидий, льгот и преференций для работодателей, осуществляющих трудоустройство высвобождаемых работников;
7) иные меры государственной поддержки в соответствии с настоящим Законом, нормативными правовыми актами Правительства Донецкой Народной Республики.
Статья 4. Списание задолженности унитарных предприятий по налогам, сборам, взносам и иным обязательным платежам
- Задолженность унитарных предприятий, включенных в перечень в соответствии с частью 1 статьи 1 настоящего Закона, перед Республиканским бюджетом Донецкой Народной Республики по налогам, сборам, взносам и иным обязательным платежам, а также по начисленным в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики и неуплаченным штрафным (финансовым) санкциям, пеням на эту задолженность, может быть признана безнадежной задолженностью Правительством Донецкой Народной Республики и списана в порядке, предусмотренном Законом Донецкой Народной Республики от 25 декабря 2015 года № 99-IHC «О налоговой системе».
- Период работы на унитарном предприятии, за который списывается задолженность перед Республиканским бюджетом Донецкой Народной Республики по уплате единого взноса на общеобязательное социальное страхование в соответствии с частью 1 настоящей статьи, засчитывается в страховой стаж при назначении (перерасчете) пенсии лицам, которые работали на унитарном предприятии в данный период.
Статья 5. Льготы по применению налогового законодательства
- Льготы по применению налогового законодательства в отношении унитарного предприятия, а также в отношении лиц, состоящих в трудовых отношениях с таким унитарным предприятием, устанавливаются Правительством Донецкой Народной Республики.
- Высвобождаемым работникам обеспечивается:
1) засчитывание в страховой стаж периода работы на унитарном предприятии для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством независимо от уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, а также финансирование из Фонда социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Донецкой Народной Республики для предоставления материального обеспечения застрахованным лицам по страховым случаям;
2) проведение расчета средней заработной платы для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством исходя из начисленной заработной платы независимо от уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование;
3) финансирование Фондом социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Донецкой Народной Республики всех видов выплат, предусмотренных законодательством об общеобязательном социальном страховании, пострадавшим на производстве работникам унитарных предприятий независимо от уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование.
- Особенности предоставления льгот, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Донецкой Народной Республики.
Статья 6. Работники, которым предоставляются меры государственной поддержки
- Меры государственной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются высвобождаемым работникам унитарных предприятий, включенных в перечень в соответствии с частью 1 статьи 1 настоящего Закона.
- Меры государственной поддержки, предусмотренные статьями 7 – 9 настоящего Закона, предоставляются высвобождаемым работникам:
1) работавшим на унитарном предприятии на день принятия решения о включении в перечень в соответствии с частью 1 статьи 1 настоящего Закона, за исключением временных (до двух месяцев) работ, сезонных работ и работ временного характера по направлению территориальных органов органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию государственной политики в сфере занятости населения и трудовой миграции;
2) работавшим на унитарном предприятии на день принятия решения о включении в перечень в соответствии с частью статьи 1 настоящего Закона и избранным на выборные должности в профсоюзный орган унитарного предприятия, при этом освобожденным от основной работы.
Статья 7. Трудоустройство высвобождаемых работников
- Трудоустройство высвобождаемых работников осуществляется путем:
1) перевода на работу в другие организации с учетом профессии (специальности) и квалификации или с последующим профессиональным обучением или профессиональной переподготовкой;
2) приема на работу работодателями, создавшими в соответствии с настоящим Законом новые рабочие места в целях трудоустройства высвобождаемых работников;
3) содействия территориальных органов органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию государственной политики в сфере занятости населения и трудовой миграции, в подборе подходящей работы и предоставлении других государственных услуг в сфере содействия занятости населения, в том числе организации профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования.
- Высвобождаемые работники имеет право на трудоустройство в первоочередном порядке на унитарные предприятия соответствующей отрасли.
- Высвобождаемые работники имеют право в первоочередном порядке пройти профессиональное обучение, получить дополнительное профессиональное образование по направлению территориальных органов органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию государственной политики в сфере занятости населения и трудовой миграции, а также иные социальные гарантии, предусмотренные законодательством Донецкой Народной Республики.
Статья 8. Материальное обеспечение высвобождаемых работников
- Высвобождаемому работнику выплачивается выходное пособие в размере одного его среднего месячного заработка.
В случае предупреждения высвобождаемого работника о расторжении с ним трудового договора позднее чем за два месяца, указанному работнику выплачивается выходное пособие в размере его трех средних месячных заработков.
- Высвобождаемым работникам, не имеющим права на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством, при их обращении в территориальные органы органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию государственной политики в сфере занятости населения и трудовой миграции, и постановке на учет в качестве лиц, ищущих работу, выплачивается материальное обеспечение в минимальном размере оплаты труда сроком не более шести месяцев, в порядке, установленном Правительством Донецкой Народной Республики.
Статья 9. Пенсионное обеспечение высвобождаемых работников
- При отсутствии возможности для трудоустройства высвобождаемых работников, не достигших возраста, дающего права на пенсию по возрасту, и имеющих страховой стаж не менее 35 и 30 лет для мужчин и женщин соответственно либо имеющих необходимый общий и льготный стаж, дающий право на пенсию по возрасту на льготных условиях за работу в соответствии с законодательством, может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на пенсию по возрасту, в том числе на льготных условиях, но не ранее чем за три года до наступления соответствующего возраста (далее – досрочная пенсия).
Назначение досрочной пенсии осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики по направлению территориальных органов органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию государственной политики в сфере занятости населения и трудовой миграции, на основании личного заявления лица, обратившегося за назначением пенсии, в сроки, предусмотренные законодательством.
При приеме (поступлении) получателя досрочной пенсии на работу ее выплата прекращается с даты трудоустройства.
После увольнения с работы выплата досрочной пенсии возобновляется со дня, следующего за днем увольнения, если заявление о возобновлении выплаты пенсии предоставлено в течение трех месяцев с даты увольнения; с даты обращения, если заявление о возобновлении выплаты пенсии предоставлено по истечении трех месяцев с даты увольнения.
- Финансирование расходов Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики, связанных с досрочным назначением пенсий высвободившимся работникам, осуществляется из Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики в пределах утвержденных ассигнований.
Статья 10. Меры государственной поддержки, предоставляемые работодателям в связи с трудоустройством высвобождаемых работников
- Меры государственной поддержки работодателям, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, предоставляются им при условии заключения с высвобождаемыми работниками трудового договора на срок не менее 12 месяцев.
- Государственная поддержка работодателей осуществляется путем:
1) предоставления субсидии для создания новых рабочих мест и трудоустройства на них по направлению территориальных органов органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию государственной политики в сфере занятости населения и трудовой миграции, высвободившихся работников при условии создания не более 100 новых рабочих мест в год;
2) предоставления субсидии на срок не более 6 месяцев для компенсации (возмещения) фактически понесенных расходов на выплату заработной платы, оплату первых пяти дней временной нетрудоспособности и уплату суммы единого взноса на общеобязательное социальное страхование высвобождаемым работникам, трудоустроенным на имеющиеся свободные рабочие места (вакантные должности) по направлению территориальных органов органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию государственной политики в сфере занятости населения и трудовой миграции;
3) предоставления льгот и преференций в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
- Предоставление одной из мер государственной поддержки, указанных в пунктах 1 и 2 части 2 настоящей статьи, осуществляется по выбору работодателей в порядке, установленном Правительством Донецкой Народной Республики.
Глава 3. Заключительные и переходные положения
Статья 11. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом
- Правительству Донецкой Народной Республики в течение одного месяца со дня вступления в силу настоящего Закона:
1) привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом, принять свои нормативные правовые акты, предусмотренные настоящим Законом;
2) обеспечить приведение нормативных правовых актов органами исполнительной власти Донецкой Народной Республики в соответствие с настоящим Законом, принятие ими нормативных правовых актов, предусмотренных настоящим Законом.
- До приведения нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики в соответствие с настоящим Законом, они применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.
Статья 12. Внесение изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О занятости населения»
Внести в Закон Донецкой Народной Республики от 29 мая 2015 года № 50-IHC «О занятости населения» (опубликован на официальном сайте Народного Совета Донецкой Народной Республики 10 июня 2015 года) следующие изменения:
1) в части 1 статьи 7:
а) пункт 5 изложить в следующей редакции:
«5) социальной защиты граждан в случае наступления безработицы, в том числе путем предоставления права досрочного выхода на пенсию;»;
б) дополнить пунктом 10 следующего содержания:
«10) предоставления материального обеспечения лицам, ищущим работу, которые не достигли права на пенсию, в том числе на льготных условиях, и не считаются занятыми, в период прохождения профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, а также в других случаях, предусмотренных законодательством.»;
2) пункт 4 части 1 статьи 9 изложить в следующей редакции:
«4) установление норм социальной поддержки и материального обеспечения безработных и лиц, ищущих работу;»;
3) дополнить статьей 121 следующего содержания:
«Статья 121. Условия досрочного выхода на пенсию
- По направлению территориальных органов органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию государственной политики в сфере занятости населения и трудовой миграции, при отсутствии возможности трудоустройства лиц, ищущим работу, дающего право на пенсию по возрасту либо на пенсию по возрасту на льготных условиях, и имеющим установленный законодательством страховой или необходимый общий и льготный стаж, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на пенсию по возрасту, в том числе на пенсию по возрасту на льготных условиях, но не ранее чем за три года до наступления соответствующего возраста.
- Порядок выдачи территориальными органами органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию государственной политики в сфере занятости населения и трудовой миграции, направлений о досрочном назначении пенсии устанавливается республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере трудовых отношений и социальной защиты населения.
- Действие настоящей статьи распространяется на работников, указанных в законе, устанавливающем дополнительные меры государственной поддержки государственных и муниципальных унитарных предприятий и их работников.».
Статья 13. Переходные положения
Действие настоящего Закона распространяется на государственные (республиканские) предприятия, которые на день вступления в силу настоящего Закона не привели свои учредительные документы в соответствии с Законом Донецкой Народной Республики от 7 августа 2020 года № 174-IIHC
«О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
Глава
Донецкой Народной Республики Д.В. Пушилин
г. Донецк
30 декабря 2020 года
№ 235-IIНС