Дата Публикации | 08.12.2020 |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПРИКАЗ
18 ноября 2020 г. Донецк № 158-НП
Об утверждении Государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования по специальности
38.02.06 Финансы
С целью обеспечения единства образовательного пространства Донецкой Народной Республики, преемственности и вариативности основных образовательных программ соответствующего уровня образования, государственных гарантий уровня и качества образования, руководствуясь пунктом 6 части 1 статьи 6, статьей 9 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», в соответствии с подпунктом 12.56 пункта 12 раздела II Положения о Министерстве образования и науки Донецкой Народной Республики, утверждённого Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 22 июля 2015 г. № 13-43 (с изменениями),
ПРИКАЗЫВАЮ:
- Утвердить Государственный образовательный стандарт
среднего профессионального образования по специальности
02.06 Финансы (прилагается).
- Признать утратившим силу Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 25 сентября 2015 г. № 585 «Об утверждении Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 02.06 Финансы, зарегистрированный в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 08 октября 2015 г., регистрационный № 596, с 01 июля 2023 года.
Установить, что образовательные организации среднего профессионального образования осуществляют реализацию образовательных программ в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности
38.02.06 Финансы, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 25 сентября 2015 г. № 585, зарегистрированным в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 08 октября 2015 г., регистрационный № 596, до 01 июля 2023 года, для обучающихся, принятых на обучение до вступления в силу настоящего Приказа.
- Контроль исполнения настоящего Приказа возложить на
заместителя Министра образования и науки Донецкой Народной
Республики Варюхина В.Н.
- Настоящий Приказ вступает в силу со дня его
официального опубликования.
Министр М. Н. Кушаков
УТВЕРЖДЕН
Приказом
Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики
от 18 ноября 2020 г. № 158-НП
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 38.02.06 ФИНАНСЫ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящий государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее — ГОС СПО) представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию (далее — СПО) по специальности 38.02.06 Финансы (далее — специальность).
1.2. Получение СПО по специальности допускается только в профессиональных образовательных организациях (далее — образовательная организация).
1.3. Обучение по программе подготовки специалистов среднего звена (далее — образовательная программа) в образовательной организации осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах обучения.
1.4. Содержание СПО по специальности определяется образовательной программой, разрабатываемой и утверждаемой образовательной организацией самостоятельно в соответствии с настоящим ГОС СПО и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (далее — ПООП).
1.5. При разработке образовательной программы образовательная организация формирует требования к результатам ее освоения в части профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов (при наличии), квалификационных требований по соответствующим должностям, профессиям и специальностям.
1.6. Область профессиональной деятельности, в которой выпускники, освоившие образовательную программу, могут осуществлять профессиональную деятельность: финансы и экономика.
1.7. При реализации образовательной программы образовательная организация может применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
При обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
1.8. Реализация образовательной программы осуществляется образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевой формы.
1.9. Реализация образовательной программы образовательной организацией осуществляется на государственном языке Донецкой Народной Республики в соответствии с частью 2 статьи 12 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании».
1.10. Срок получения образования по образовательной программе в очной форме обучения, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет:
на базе основного общего образования — 2 года 10 месяцев;
на базе среднего общего образования — 1 год 10 месяцев.
Срок получения образования по образовательной программе в очно-заочной и заочной формах обучения, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, увеличивается по сравнению со сроком получения образования в очной форме обучения:
не более чем на 1,5 года при получении образования на базе основного общего образования;
не более чем на 1 год при получении образования на базе среднего общего образования.
При обучении по индивидуальному учебному плану срок получения образования по образовательной программе, вне зависимости от формы обучения, составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения. При обучении по индивидуальному учебному плану обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья срок получения образования может быть увеличен не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения.
Конкретный срок получения образования и объем образовательной программы, реализуемый за один учебный год, в очно-заочной и заочной формах обучения, по индивидуальному учебному плану, в том числе при ускоренном обучении, определяются образовательной организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.
1.11. Образовательная программа, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается образовательной организацией на основе требований государственного образовательного стандарта среднего общего образования и ГОС СПО с учетом получаемой специальности.
1.12. Образовательная организация разрабатывает образовательную программу в соответствии с выбранной квалификацией специалиста среднего звена, указанной в Перечне специальностей, по которым осуществляется реализация профессиональных программ подготовки специалистов среднего звена в образовательных организациях Донецкой Народной Республики, утвержденном приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 25 июня 2015 г. № 281, зарегистрированным в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 14 июля 2015 г., регистрационный № 286, с изменениями: финансист.
II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
2.1. Структура образовательной программы включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную часть).
Обязательная часть образовательной программы направлена на формирование общих и профессиональных компетенций, предусмотренных главой III настоящего ГОС СПО, и должна составлять не более 70 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение.
Вариативная часть образовательной программы (не менее 30 процентов) дает возможность расширения основного(ых) вида(ов) деятельности, к которым должен быть готов выпускник, освоивший образовательную программу, согласно квалификации, указанной в пункте 1.12 настоящего ГОС СПО (далее — основные виды деятельности), углубления подготовки обучающегося, а также получения дополнительных компетенций, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами рынка труда.
Конкретное соотношение объемов обязательной части и вариативной части образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно в соответствии с требованиями настоящего пункта, а также с учетом примерной основной образовательной программы (далее – ПООП).
2.2. Образовательная программа имеет следующую структуру:
общий гуманитарный и социально-экономический цикл;
математический и общий естественнонаучный цикл;
общепрофессиональный цикл;
профессиональный цикл;
государственная итоговая аттестация, которая завершается присвоением квалификации специалиста среднего звена, указанной в пункте 1.12 настоящего ГОС СПО.
Структура и объем образовательной программы приводятся в приложении 1.
2.3. Перечень, содержание, объем и порядок реализации дисциплин (модулей) образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно с учетом ПООП по соответствующей специальности.
Для определения объема образовательной программы образовательной организацией может быть применена система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 32-36 академическим часам.
2.4. В общем гуманитарном и социально-экономическом, математическом и общем естественнонаучном, общепрофессиональном и профессиональном циклах (далее — учебные циклы) образовательной программы выделяется объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем по видам учебных занятий (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар), практики (в профессиональном цикле) и самостоятельной работы обучающихся.
На проведение учебных занятий и практик при освоении учебных циклов образовательной программы в очной форме обучения должно быть выделено не менее 70 процентов от объема учебных циклов образовательной программы, предусмотренного приложением 1 к настоящему ГОС СПО, в очно-заочной форме обучения — не менее 25 процентов, в заочной форме — не менее 10 процентов.
В учебные циклы включается промежуточная аттестация обучающихся, которая осуществляется в рамках освоения указанных циклов в соответствии с разработанными образовательной организацией фондами оценочных средств, позволяющими оценить достижения запланированных по отдельным дисциплинам (модулям) и практикам результатов обучения.
2.5. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла образовательной программы должна предусматривать изучение следующих дисциплин: «Основы философии», «История», «Психология общения», «Иностранный язык в профессиональной деятельности», «Физическая культура».
Общий объем дисциплины «Физическая культура» не может быть менее 160 академических часов. Для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья образовательная организация устанавливает особый порядок освоения дисциплины «Физическая культура» с учетом состояния их здоровья.
2.6. При формировании образовательной программы образовательная организация должна предусматривать включение адаптационных дисциплин, обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
2.7. Освоение общепрофессионального цикла образовательной программы в очной форме обучения должно предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в объеме 68 академических часов, из них на освоение основ военной службы (для юношей) — 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
Образовательной программой для подгрупп девушек может быть предусмотрено использование 70 процентов от общего объема времени дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», предусмотренного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
2.8. Профессиональный цикл образовательной программы включает профессиональные модули, которые формируются в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными настоящим ГОС СПО.
В профессиональный цикл образовательной программы входят следующие виды практик: учебная практика и производственная практика.
Учебная и производственная практики проводятся при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и реализовываются как в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Часть профессионального цикла образовательной программы, выделяемого на проведение практик, определяется образовательной организацией в объеме не менее 25 процентов от профессионального цикла образовательной программы.
2.9. Государственная итоговая аттестация по основной образовательной программе среднего профессионального образования проводится в форме: защиты выпускной квалификационной работы; государственного экзамена (вводится по усмотрению образовательной организации).
III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
3.1. В результате освоения образовательной программы у выпускника должны быть сформированы общие и профессиональные компетенции.
3.2. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими общими компетенциями (далее — ОК):
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
3.3. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен быть готов к выполнению основных видов деятельности, предусмотренных настоящим ГОС СПО:
финансово-экономическое планирование в секторе государственного и муниципального управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Донецкой Народной Республики;
ведение расчетов с бюджетами бюджетной системы Донецкой Народной Республики;
участие в управлении финансами организаций и осуществление финансовых операций;
участие в организации и осуществлении финансового контроля.
3.4. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими профессиональными компетенциями (далее — ПК), соответствующими основным видам деятельности:
а) финансово-экономическое планирование в секторе государственного и муниципального управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Донецкой Народной Республики:
ПК 1.1. Рассчитывать показатели проектов бюджетов бюджетной системы Донецкой Народной Республики.
ПК 1.2. Обеспечивать исполнение бюджетов бюджетной системы Донецкой Народной Республики.
ПК 1.3. Осуществлять контроль за совершением операций со средствами бюджетов бюджетной системы Донецкой Народной Республики.
ПК 1.4. Составлять плановые документы государственных и муниципальных учреждений и обоснования к ним.
ПК 1.5. Обеспечивать финансово-экономическое сопровождение деятельности по осуществлению закупок для государственных и муниципальных нужд;
б) ведение расчетов с бюджетами бюджетной системы Донецкой Народной Республики:
ПК 2.1. Определять налоговую базу, суммы налогов, сборов, страховых взносов, сроки их уплаты и сроки представления налоговых деклараций и расчетов.
ПК 2.2. Обеспечивать своевременное и полное выполнение обязательств по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Донецкой Народной Республики.
ПК 2.3. Осуществлять налоговый контроль, в том числе в форме налогового мониторинга;
в) участие в управлении финансами организаций и осуществление финансовых операций:
ПК 3.1. Планировать и осуществлять мероприятия по управлению финансовыми ресурсами организации.
ПК 3.2. Составлять финансовые планы организации.
ПК 3.3. Оценивать эффективность финансово-хозяйственной деятельности организации, планировать и осуществлять мероприятия по ее повышению.
ПК 3.4. Обеспечивать осуществление финансовых взаимоотношений с организациями, органами государственной власти и местного самоуправления.
ПК 3.5. Обеспечивать финансово-экономическое сопровождение деятельности по осуществлению закупок для корпоративных нужд;
г) участие в организации и осуществлении финансового контроля:
ПК 4.1. Разрабатывать план и программу проведения контрольных мероприятий, оформлять результаты проведенных контрольных мероприятий, вырабатывать рекомендации по устранению недостатков и рисков, оценивать эффективность контрольных процедур.
ПК 4.2. Осуществлять предварительный, текущий и последующий контроль хозяйственной деятельности объектов финансового контроля.
ПК 4.3. Участвовать в ревизии финансово-хозяйственной деятельности объекта финансового контроля.
ПК 4.4. Обеспечивать соблюдение требований законодательства в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.
3.5. Минимальные требования к результатам освоения основных видов деятельности образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 38.02.06 Финансы указаны в приложении 2 к настоящему ГОС СПО.
3.6. Образовательная организация самостоятельно планирует результаты обучения по отдельным дисциплинам (модулям) и практикам, которые должны быть соотнесены с требуемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников). Совокупность запланированных результатов обучения должна обеспечивать выпускнику освоение всех ОК и ПК, предусмотренных настоящим ГОС СПО.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
4.1. Требования к условиям реализации образовательной программы включают в себя общесистемные требования, требования к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению, кадровым и финансовым условиям реализации образовательной программы.
4.2. Общесистемные требования к условиям реализации образовательной программы:
а) образовательная организация должна располагать на праве собственности или ином законном основании материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов учебной деятельности обучающихся, предусмотренных учебным планом, с учетом ПООП;
б) в случае реализации образовательной программы с использованием сетевой формы требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации образовательной программы с использованием сетевой формы;
в) в случае реализации образовательной программы, на созданных образовательной организацией в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях, требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.
4.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы:
а) специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой, в том числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы, мастерские и лаборатории, оснащенные оборудованием, техническими средствами обучения и материалами, учитывающими требования настоящего ГОС СПО;
б) помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду образовательной организации (при наличии).
В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается применение специально оборудованных помещений, позволяющих обучающимся осваивать ОК и ПК;
в) образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения;
г) библиотечный фонд образовательной организации должен быть укомплектован печатными изданиями и (или) электронными изданиями по каждой дисциплине (модулю) из расчета одно печатное издание и (или) электронное издание по каждой дисциплине (модулю) на одного обучающегося.
В качестве основной литературы образовательная организация может использовать учебники, учебные пособия, предусмотренные ПООП.
В случае наличия электронной информационно-образовательной среды допускается замена печатного библиотечного фонда предоставлением права одновременного доступа не менее 25 процентов обучающихся к электронно-библиотечной системе (электронной библиотеке);
д) обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами, адаптированными к ограничениям их здоровья;
е) образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем учебным дисциплинам (модулям);
ж) рекомендации по иному материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы определяются ПООП.
4.4. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы:
а) реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на иных условиях, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.6 настоящего ГОС СПО (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет);
б) квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам (при наличии) согласно части 1 статьи 43 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании».
Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 44, пунктом 7 части 1 статьи 45 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.6 настоящего ГОС СПО, с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.
Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих опыт деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.6 настоящего ГОС СПО, в общем числе педагогических работников, обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей образовательной программы, может быть не менее 25 процентов.
4.5. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы: прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований бюджета Донецкой Народной Республики является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 65 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании».
4.6. Требования к применяемым механизмам оценки качества образовательной программы:
а) качество образовательной программы определяется в рамках системы внутренней оценки, а также системы профессионально-общественной аккредитации образовательных программ на добровольной основе;
б) в целях совершенствования образовательной программы образовательная организация при проведении регулярной внутренней оценки качества образовательной программы может привлекать работодателей и их объединения, иных юридических и (или) физических лиц, включая педагогических работников образовательной организации;
в) профессионально-общественная аккредитация образовательной программы может осуществляться работодателями, их объединениями, а также уполномоченными ими организациями, с целью признания качества и уровня подготовки выпускников, освоивших образовательную программу, отвечающими требованиям профессиональных стандартов (при наличии), требованиям рынка труда к специалистам соответствующего профиля.
Заместитель Министра образования и
науки Донецкой Народной Республики В. Н. Варюхин
Приложение 1
к Государственному образовательному стандарту
среднего профессионального образования по специальности 38.02.06 Финансы
(пункт 2.2, пункт 2.4)
СТРУКТУРА И ОБЪЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Структура образовательной программы | Объем образовательной программы в академических часах |
Общий гуманитарный и социально-экономический цикл | не менее 324 |
Математический и общий естественнонаучный цикл | не менее 108 |
Общепрофессиональный цикл | не менее 468 |
Профессиональный цикл | не менее 1008 |
Государственная итоговая аттестация | 216 |
Общий объем образовательной программы: | |
на базе среднего общего образования | 2952 |
на базе основного общего образования, включая получение среднего общего образования в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта среднего общего образования | 4464 |
Приложение 2
к Государственному образовательному стандарту среднего
профессионального образования по специальности
38.02.06 Финансы (пункт 3.5)
МИНИМАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 38.02.06 ФИНАНСЫ
Основной вид деятельности | Требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
1 | 2 |
Финансово-экономическое планирование в секторе государственного и муниципального управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Донецкой Народной Республики | знать:
законодательные и иные нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам организации бюджетного процесса, межбюджетных отношений, финансово-экономического планирования; основные положения законодательства Донецкой Народной Республики и нормативные правовые акты, регулирующие деятельность в сфере закупок; структуру бюджетной системы Донецкой Народной Республики, принципы ее построения; участников бюджетного процесса Донецкой Народной Республики, муниципальных образований и их полномочия; сущность и структуру бюджетной классификации Донецкой Народной Республики и порядок ее применения; порядок формирования доходов и расходов бюджетов бюджетной системы Донецкой Народной Республики и основы их разграничения между звеньями бюджетной системы; порядок определения дефицита бюджетов бюджетной системы Донецкой Народной Республики и источников его финансирования; особенности правового положения государственных и муниципальных унитарных предприятий, бюджетных учреждений; порядок формирования государственного (муниципального) задания и определения размеров субсидий, выделяемых из бюджетов бюджетной системы Донецкой Народной Республики; формы и условия предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Донецкой Народной Республики и местных бюджетов, бюджетов субъектов Донецкой Народной Республики и местных бюджетов; порядок составления, рассмотрения и утверждения бюджетов бюджетной системы Донецкой Народной Республики; основы исполнения бюджетов бюджетной системы Донецкой Народной Республики; |
1 | 2 |
порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи;
процедуры исполнения бюджетов бюджетной системы Донецкой Народной Республики по доходам и расходам; порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Донецкой Народной Республики; действующие нормативные правовые акты, регулирующие порядок планирования и финансирования деятельности государственных и муниципальных учреждений; типы государственных и муниципальных учреждений и порядок их деятельности; методику расчета основных показателей деятельности государственных и муниципальных учреждений; порядок установления и применения систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений; методику определения расходов на оплату труда и других затрат на содержание учреждений; порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет государственных и муниципальных унитарных предприятий; порядок составления, утверждения и ведения плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений; особенности составления закупочной документации, методы определения и обоснования начальных (максимальных) цен контракта и порядок организации проведения закупок; уметь: использовать бюджетное законодательство, подзаконные нормативные правовые акты в своей профессиональной деятельности; проводить мониторинг исполнения бюджетов бюджетной системы Донецкой Народной Республики, бюджетных смет и планов бюджетных и автономных учреждений; применять бюджетную классификацию Донецкой Народной Республики в профессиональной деятельности; составлять сводные перечни главных распорядителей (распорядителей) и получателей бюджетных средств, главных администраторов и администраторов доходов бюджета и источников финансирования дефицита бюджета; формировать государственные (муниципальные) задания для государственных (муниципальных) учреждений с использованием базовых и ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ и определять размеры субсидий; формировать реестры расходных обязательств муниципального образования; проектировать предельные объемы бюджетных средств по
|
|
1 | 2 |
главным распорядителям (распорядителям) средств бюджетов, государственным и муниципальным учреждениям;
проводить мониторинг целевых программ, финансируемых из бюджетов бюджетной системы Донецкой Народной Республики; определять дефицит бюджета и источники его финансирования; составлять сводную бюджетную роспись; оформлять платежные документы (электронные заявки на кассовые расходы и платежные поручения) для проведения кассовых выплат; проводить проверку платежных документов получателя бюджетных средств, представленных для проведения кассовых выплат; руководствоваться действующими нормативными правовыми актами, регулирующими порядок планирования и финансирования деятельности государственных и муниципальных учреждений; рассчитывать основные показатели деятельности бюджетных учреждений; исчислять расходы на оплату труда работников государственных и муниципальных учреждений; использовать утвержденные методики определения расходов на содержание бюджетных учреждений; составлять бюджетные сметы унитарных предприятий; составлять планы финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений; производить расчеты потребностей для осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд; обобщать и анализировать информацию о ценах на товары, работы, услуги в сфере закупок; описывать объект закупки и обосновывать начальную (максимальную) цену закупки; осуществлять мониторинг поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в сфере закупок; иметь практический опыт в: определении показателей проектов бюджетов бюджетной системы Донецкой Народной Республики, бюджетных смет казенных учреждений, планов финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений; организации исполнения бюджетов бюджетной системы Донецкой Народной Республики; осуществлении контроля за своевременным совершением операций со средствами бюджетов бюджетной системы Донецкой Народной Республики, их целевым и эффективным использованием; планировании и обеспечении закупок для государственных и муниципальных нужд;
|
|
1 | 2 |
Ведение расчетов с бюджетами бюджетной системы Донецкой Народной Республики | знать:
законодательство и иные нормативные правовые акты о налогах, сборах и страховых взносах; нормативные правовые акты, определяющие порядок исчисления и уплаты налоговых и других обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Донецкой Народной Республики; нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области организации налогового контроля; порядок формирования налоговой базы для исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов; элементы налогообложения, источники уплаты налогов, сборов и страховых взносов; порядок формирования базы для расчетов страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов Донецкой Народной Республики ставки налогов и сборов, тарифы страховых взносов; налоговые льготы, используемые при определении налоговой базы и исчислении налогов и сборов; порядок исчисления и перечисления в бюджет налогов, сборов и страховых взносов и сроки их уплаты; порядок заполнения платежных поручений по перечислению налогов, сборов, страховых взносов и других обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Донецкой Народной Республики; порядок формирования и представления налоговой отчетности; порядок формирования и представления отчетности по уплате страховых взносов; порядок проведения налогового контроля в форме налогового мониторинга; коды бюджетной классификации для определенных налогов, сборов и страховых взносов, а также пеней и штрафов; порядок заполнения налоговых деклараций и расчетов и сроки их представления; методику расчетов пеней и штрафов; процедуру проведения мониторинга уплаченных налогов, сборов, страховых взносов и других обязательных платежей в бюджет бюджетной системы Донецкой Народной Республики и во внебюджетные фонды; содержание, основные элементы и систему организации налогового контроля; порядок проведения налогового контроля и меры ответственности за совершение налоговых правонарушений; методику проведения камеральных и выездных налоговых проверок; виды программного обеспечения, используемого при
|
1 | 2 |
осуществлении расчетов по платежам в бюджеты бюджетной системы Донецкой Народной Республики;
уметь: ориентироваться в законодательных и иных нормативных правовых актах о налогах, сборах и страховых взносах; ориентироваться в законодательных и иных нормативных правовых актах, определяющих порядок исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Донецкой Народной Республики; ориентироваться в законодательных и иных нормативных правовых актах, определяющих порядок организации налогового контроля; определять налоговую базу и рассчитывать налоги, сборы и страховые взносы, в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики; применять налоговые льготы; определять источники уплаты налогов, сборов и страховых взносов; формировать налоговую отчетность; формировать учетную политику для целей налогообложения; рассчитывать страховые взносы в бюджеты государственных внебюджетных фондов Донецкой Народной Республики; организовывать оптимальное ведение налогового учета; осуществлять контроль за своевременностью и полнотой уплаты налогов, сборов и страховых взносов в форме налогового мониторинга; применять положения международных договоров об устранении двойного налогообложения; определять режимы налогообложения; определять элементы налогообложения; оформлять бухгалтерскими проводками начисления и перечисления сумм налогов, сборов и страховых взносов; заполнять платежные поручения по перечислению налогов, сборов и страховых взносов в бюджетную систему Донецкой Народной Республики и внебюджетные фонды; выбирать и применять коды бюджетной классификации для определения налогов, сборов и страховых взносов, а также пеней и штрафов; соблюдать сроки и порядок начисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов; заполнять налоговую декларацию и рассчитывать налоги, проводить мониторинг уплаченных налогов, сборов и страховых взносов в бюджет бюджетной системы Донецкой Народной Республики и внебюджетные фонды; выполнять контрольные процедуры в целях обеспечения соблюдения законодательства о налогах, сборах и страховых взносах; |
|
1 | 2 |
оценивать соответствие производимых хозяйственных операций и эффективность использования активов организации правовой и нормативной базе в области налогообложения;
оценивать правильность проведения и учета финансово-хозяйственных операций; вырабатывать по результатам внутреннего контроля эффективные рекомендации по устранению выявленных нарушений налогового законодательства; использовать программное обеспечение в налоговых расчетах; иметь практический опыт в: исчислении суммы налогов, сборов и страховых взносов, подлежащих уплате в бюджетную систему Донецкой Народной Республики и внебюджетные фонды; оформлении налоговых деклараций, расчетов, отчетов по страховым взносам во внебюджетные фонды в установленные законодательством сроки; организации и проведении контроля за соблюдением законодательства о налогах, сборах и страховых взносах; |
|
Участие в управлении финансами организаций и осуществление финансовых операций | знать:
нормативные правовые акты, регулирующие финансовую деятельность организаций; основные положения законодательства Донецкой Народной Республики и нормативные правовые акты, регулирующие деятельность в сфере закупок; сущность финансов организаций, их место в финансовой системе государства; принципы, формы и методы организации финансовых отношений; характеристику капитала организации и его элементов, принципы оптимизации структуры капитала; характеристику доходов и расходов организации; сущность и виды прибыли организации; систему показателей рентабельности; сущность инвестиционной деятельности организации, методы оценки эффективности инвестиционных проектов; формы и методы анализа финансово-хозяйственной деятельности; методологию финансового планирования деятельности организации; особенности проведения закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц; способы снижения (предотвращения) финансовых рисков; принципы и технологию организации безналичных расчетов; виды кредитования деятельности организации, принципы использования кредитных ресурсов, процедуру технико-экономического обоснования кредита;
|
1 | 2 |
принципы и механизмы использования средств бюджета и государственных внебюджетных фондов;
экономическую сущность и виды страхования организаций, особенности заключения договоров страхования; теорию и практику применения методов, приемов и процедур последующего контроля; информационные технологии в профессиональной деятельности; уметь: использовать нормативные правовые акты, регулирующие финансовую деятельность организаций; участвовать в разработке финансовой политики организации; осуществлять поиск источников финансирования деятельности организации; определять цену капитала организации, оценивать эффективность использования отдельных его элементов; определять потребность в оборотных средствах, проводить мероприятия по ускорению оборачиваемости оборотных средств; определять показатели результатов финансово-хозяйственной деятельности организации; формировать инвестиционную политику организации, разрабатывать инвестиционные проекты, проводить оценку эффективности инвестиционных проектов; анализировать финансово-хозяйственную деятельность организаций; осуществлять финансовое планирование деятельности организаций; обеспечивать подготовку и реализовывать мероприятия по снижению (предотвращению) финансовых рисков; осуществлять организацию и выполнение финансовых расчетов; определять необходимость использования кредитных ресурсов, осуществлять технико-экономическое обоснование кредита; использовать средства государственной (муниципальной) финансовой поддержки по целевому назначению, анализировать эффективность их использования; обеспечивать организацию страхования финансово-хозяйственной деятельности, оценивать варианты условий страхования; разрабатывать закупочную документацию; обобщать полученную информацию, цены на товары, работы, услуги, статистически ее обрабатывать и формулировать аналитические выводы; осуществлять проверку необходимой документации для проведения закупочной процедуры;
|
|
1 | 2 |
проверять необходимую документацию для заключения контрактов;
осуществлять мониторинг поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в сфере закупок; использовать информационные технологии в процессе формирования и использования финансовых ресурсов организаций и осуществления финансовых операций; иметь практический опыт в: формировании финансовых ресурсов организаций и осуществлении финансовых операций; |
|
Участие в организации и осуществлении финансового контроля | знать:
нормативные и иные акты, регулирующие организационно-правовые положения и финансовую деятельность объектов финансового контроля; нормативные и иные акты, регламентирующие деятельность органов, осуществляющих финансовый контроль; требования законодательства Донецкой Народной Республики и иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере закупок; структуру, полномочия и методы работы органов, осуществляющих финансовый контроль, порядок их взаимодействия; особенности организации и проведения контрольных мероприятий органами, осуществляющими финансовый контроль; методики проведения экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности объектов финансового контроля; состав бухгалтерской, финансовой и статистической отчетности объектов финансового контроля; методы проверки хозяйственных операций; методы контроля сохранности товарно-материальных ценностей; значение, задачи и общие принципы аудиторского контроля; порядок использования государственной (муниципальной) собственности; основные контрольные мероприятия в ходе реализации процедур по исполнению бюджетов бюджетной системы Донецкой Народной Республики; основные контрольные мероприятия при осуществлении закупок для государственных (муниципальных) нужд; уметь: осуществлять контроль за формированием и использованием средств бюджетов бюджетной системы Донецкой Народной Республики; использовать методы экономического анализа; применять программное обеспечение при организации и осуществлении финансового контроля; |
1 | 2 |
проводить проверки, ревизии финансово-хозяйственной деятельности объектов финансового контроля в соответствии с видом и программой контрольного мероприятия;
осуществлять предварительный и текущий контроль за операциями по исполнению бюджетов; применять различные методы и приемы контроля и анализа финансово-хозяйственной деятельности объектов финансового контроля; проводить внутренний контроль и аудит с учетом особенностей организаций; оформлять результаты проведенных контрольных мероприятий путем составления актов и справок; осуществлять контроль за реализацией материалов проведенных ревизий и проверок; подготавливать рекомендации, направленные на повышение эффективности использования средств бюджетов бюджетной системы Донецкой Народной Республики; проводить мероприятия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства Донецкой Народной Республики в сфере финансов; проверять необходимую документацию для проведения закупочной процедуры и заключения контрактов; осуществлять проверку соблюдения требований законодательства при проведении закупочных процедур; иметь практический опыт в: организации и проведении финансового контроля; осуществлении расчетов и проведении анализа основных показателей, характеризующих состояние государственных и муниципальных финансов, финансов организаций; обобщении результатов анализа основных показателей финансово-экономической деятельности объектов финансового контроля, разработке и осуществлении мер, направленных на повышение эффективности использования финансовых ресурсов; планировании, анализе и контроле финансово-хозяйственной деятельности объектов финансового контроля; применении законодательства и иных нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики, регулирующих деятельность в сфере закупок. |