Дата регистрации в Минюсте | №3274 от 04.07.2019 г. |
Дата публикации | 12:48 08.07.2019 |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
П Р И К А З
11 июня 2019 г. Донецк № 807
Об утверждении Государственного образовательного стандарта подготовки кадров высшей квалификации по программе ординатуры по специальности 31.08.13 Детская кардиология (квалификация: врач-детский кардиолог, врач-кардиоревматолог детский)
С целью обеспечения единства образовательного пространства Донецкой Народной Республики, преемственности и вариативности основных и дополнительных образовательных программ соответствующего уровня образования, государственных гарантий уровня и качества образования, в соответствии с подпунктом 12.57 пункта 12 раздела II Положения о Министерстве образования и науки Донецкой Народной Республики, утверждённого Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 22 июля 2015 года № 13-43 (с изменениями), руководствуясь пунктом 6 части 1 статьи 6, частью 10 статьи 79 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» (с изменениями),
ПРИКАЗЫВАЮ:
- Утвердить Государственный образовательный стандарт подготовки кадров высшей квалификации по программе ординатуры по специальности 31.08.13 Детская кардиология (квалификация: врач-детский кардиолог, врач-кардиоревматолог детский) (прилагается).
- Контроль исполнения настоящего Приказа возложить на Первого заместителя Министра Кушакова М.Н.
- Настоящий Приказ вступает в силу со дня официального опубликования.
Министр Е.В. Горохов
УТВЕРЖДЁН
Приказом
Министерства образования и науки
Донецкой Народной Республики
от 11 июня 2019 г. № 807
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ
ПО ПРОГРАММЕ ОРДИНАТУРЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
31.08.13 ДЕТСКАЯ КАРДИОЛОГИЯ
(КВАЛИФИКАЦИЯ: ВРАЧ-ДЕТСКИЙ КАРДИОЛОГ,
ВРАЧ-КАРДИОРЕВМАТОЛОГ ДЕТСКИЙ)
- ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий Государственный образовательный стандарт подготовки кадров высшей квалификации по программе ординатуры представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации дополнительной профессиональной образовательной программы – программы подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре (далее – программа ординатуры) по специальности 31.08.13 Детская кардиология (квалификация: врач-детский кардиолог, врач-кардиоревматолог детский) (далее – специальность) образовательными организациями высшего профессионального образования и научными организациями (далее – образовательными организациями).
1.2. Реализацию дополнительных профессиональных образовательных программ образовательная организация осуществляет только при наличии соответствующей лицензии на ведение образовательной деятельности по программам дополнительного профессионального образования – программам ординатуры, выданной лицензирующим органом республиканского органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование и реализацию государственной политики в сфере образования и науки Донецкой Народной Республики.
- ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО – высшее профессиональное образование;
УК – универсальные компетенции;
ПК – профессиональные компетенции;
ПСК – профессионально-специализированные компетенции;
ГОС – государственный образовательный стандарт;
сетевая форма – сетевая форма реализации образовательных программ, предусмотренная статьёй 13 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании»;
з.е. – зачетная единица.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ ОРДИНАТУРЫ
3.1. Дополнительное профессиональное образование по программам ординатуры в рамках специальности (в том числе инклюзивное образование инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья) может быть получено только в образовательных организациях. Получение дополнительного профессионального образования по программам ординатуры в рамках специальности в форме самообразования не допускается.
3.2. Обучение по программам ординатуры в рамках специальности в образовательных организациях осуществляется в очной форме.
3.3. Объём программы ординатуры вне зависимости от применяемых образовательных технологий, реализации программы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность с использованием сетевой формы, реализации обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренного обучения, составляет 120 з.е.
Объём программы ординатуры, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.
3.4. Срок получения образования по программе ординатуры в рамках специальности, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, независимо от применяемых образовательных технологий, составляет 2 года.
3.5. Срок получения образования по программе ординатуры при обучении по индивидуальному учебному плану устанавливается образовательной организацией самостоятельно, но не более срока, предусмотренного пунктом 3.4 настоящего ГОС. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья срок получения образования по индивидуальным учебным планам может быть увеличен не более чем на шесть месяцев.
Объём программы ординатуры за один учебный год при обучении по индивидуальному учебному плану по программе ординатуры по специальности не может составлять более 75 з.е.
3.6. При реализации программ ординатуры по специальности могут применяться электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. При обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приёма-передачи информации в доступных для них формах.
По специальности не допускается реализация программ ординатуры с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
3.7. При реализации программ ординатуры по специальности может применяться сетевая форма.
- ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ПРОГРАММЫ ОРДИНАТУРЫ
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников программ ординатуры включает:
охрану здоровья граждан путём обеспечения оказания высококвалифицированной медицинской помощи.
Объектами профессиональной деятельности выпускников программ ординатуры являются:
физические лица (пациенты) в возрасте от 0 до 18 лет (дети) и в возрасте старше 18 лет (далее – взрослые);
родители (законные представители) пациентов (далее – родители (законные представители);
совокупность средств и технологий, направленных на создание условий для охраны здоровья граждан.
4.2. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники программ ординатуры:
профилактическая;
диагностическая;
лечебная;
реабилитационная;
психолого-педагогическая;
организационно-управленческая.
Программа ординатуры включает в себя все виды профессиональной деятельности, к которым готовится ординатор.
4.3. Выпускник, освоивший программу ординатуры, готов решать следующие профессиональные задачи:
профилактическая деятельность:
предупреждение возникновения заболеваний среди населения путём проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий;
участие в проведении профилактических медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения;
проведение сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья детей и подростков различных возрастно-половых групп, характеризующих состояние их здоровья;
диагностическая деятельность:
диагностика заболеваний и патологических состояний пациентов на основе владения пропедевтическими, лабораторными, инструментальными и иными методами исследования;
диагностика неотложных состояний;
диагностика беременности;
проведение медицинской экспертизы;
лечебная деятельность:
оказание специализированной медицинской помощи пациентам;
участие в оказании скорой медицинской помощи при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства;
участие в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе участие в медицинской эвакуации;
реабилитационная деятельность:
проведение медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения;
психолого-педагогическая деятельность:
формирование у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих;
организационно-управленческая деятельность:
применение основных принципов организации оказания медицинской помощи в учреждениях здравоохранения и их структурных подразделениях;
организация и управление деятельностью учреждений здравоохранения, и (или) их структурных подразделений;
организация проведения медицинской экспертизы;
участие в организации оценки качества оказания медицинской помощи пациентам;
ведение учётно-отчётной документации в учреждениях здравоохранения;
создание в учреждениях здравоохранения и (или) их структурных подразделениях благоприятных условий для пребывания пациентов и трудовой деятельности медицинского персонала с учётом требований техники безопасности и охраны труда;
соблюдение основных требований информационной безопасности.
- ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОРДИНАТУРЫ
5.1. В результате освоения программы ординатуры у выпускника должны быть сформированы универсальные и профессиональные компетенции.
5.2. Выпускник программы ординатуры должен обладать следующими универсальными компетенциями (УК):
готовность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (УК-1);
готовность к управлению коллективом, восприятию социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий (УК-2);
готовность к участию в педагогической деятельности по программам среднего и высшего медицинского образования или среднего и высшего фармацевтического образования, а также по дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее образование в порядке, установленном органом исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (УК-3).
5.3. Выпускник программы ординатуры должен обладать профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа ординатуры:
профилактическая деятельность:
готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний и травм у детей, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (ПК-1);
готовность к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения за детьми (ПК-2);
готовность к проведению противоэпидемических мероприятий, организации защиты населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях (ПК-3);
готовность к применению социально-гигиенических методик сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья детей. (ПК-4);
диагностическая деятельность:
готовность к определению у пациентов патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10 пересмотра, принятой Сорок третьей сессией Всемирной Ассамблеи Здравоохранения (ПК-5);
лечебная деятельность:
готовность к определению тактики ведения, ведению и лечению пациентов, нуждающихся в оказании кардиологической медицинской помощи (ПК-6);
готовность к участию в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе участию в медицинской эвакуации (ПК-7);
реабилитационная деятельность:
готовность к применению природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов у пациентов, нуждающихся в медицинской реабилитации и санаторно-курортном лечении (ПК-8);
психолого-педагогическая деятельность:
готовность к формированию у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих (ПК-9);
организационно-управленческая деятельность:
готовность к применению основных принципов организации и управления в сфере охраны здоровья граждан, в учреждениях здравоохранения и их структурных подразделениях (ПК-10);
готовность к проведению оценки качества оказания медицинской помощи с использованием основных медико-статистических показателей (ПК-11);
готовность к организации медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинской эвакуации (ПК-12).
5.4. При разработке программы ординатуры образовательная организация включает в набор планируемых результатов освоения программы ординатуры все универсальные и профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована данная программа ординатуры.
5.5. При разработке программы ординатуры организация вправе дополнить набор компетенций выпускников в части программы, формируемой участниками образовательных отношений.
5.6. При разработке программы ординатуры образовательная организация самостоятельно устанавливает требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям) и практикам с учётом требований настоящего ГОС.
- ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ОРДИНАТУРЫ
6.1. Структура программы ординатуры включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную).
6.2. Структура программы ординатуры по специальности 31.08.13 Детская кардиология (квалификация: врач-детский кардиолог, врач-кардиоревматолог детский) состоит из трёх блоков (см. приложение).
6.3. Дисциплины (модули) и практики, относящиеся к базовой части программы ординатуры, являются обязательными для освоения обучающимся. Набор дисциплин (модулей), относящихся к базовой части программы ординатуры, образовательная организация определяет самостоятельно в объёме, установленном настоящим ГОС, с учётом соответствующей дополнительной профессиональной образовательной программы.
В рамках базовой части Блока 1 программы ординатуры должны быть реализованы следующие дисциплины (модули): «Общественное здоровье и здравоохранение», «Педагогика», «Медицина чрезвычайных ситуаций», «Патология». Объём, содержание и порядок реализации указанных дисциплин (модулей) определяются образовательной организацией самостоятельно.
6.4. Дисциплины (модули) и практики, относящиеся к вариативной части программы ординатуры, образовательная организация определяет самостоятельно, в том числе для формирования специализации программы (при наличии), в объёме, установленном настоящим ГОС. После выбора обучающимся специализации программы набор соответствующих выбранной специализации дисциплин (модулей) и практик становится обязательным для освоения обучающимся.
6.5. В Блок 2 «Практики» входит производственная (клиническая) практика. Способы проведения производственной практики (клинической) практики: стационарная; выездная.
При разработке программ ординатуры образовательная организация выбирает способы проведения практик в зависимости от вида (видов) деятельности, на который (которые) ориентирована образовательная программа. Образовательная организация имеет право установить иные способы проведения практик дополнительно к установленным в настоящем ГОС.
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик согласуется с требованием их доступности для данных обучающихся.
Практики, предусмотренные программами ординатуры, осуществляются в соответствии с порядком организации и проведения практической подготовки по дополнительным профессиональным образовательным программам и в соответствии с настоящим ГОС.
6.6. В Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» входят подготовка к сдаче государственного экзамена и его сдача.
6.7. В случае реализации программ ординатуры с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий проведение практик и государственной итоговой аттестации с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий не допускается.
6.8. При разработке и реализации программ ординатуры образовательная организация должна обеспечить обучающимся возможность освоения дисциплин (модулей) по выбору, в том числе специализированных адаптационных дисциплин (модулей) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в объёме не менее 30 процентов от объёма вариативной части Блока 1 «Дисциплины (модули)».
6.9. Количество часов, отведенных на занятия лекционного типа в целом по Блоку 1 «Дисциплины (модули)» должно составлять не более 10 процентов от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию этого блока.
6.10. Порядок разработки и реализации программ ординатуры определяются образовательной организацией на основе:
Перечня специальностей подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 14 июля 2015 г. № 309, зарегистрированным Министерством юстиции Донецкой Народной Республики 27 июля 2015 г., регистрационный № 314 (в редакции Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17 апреля 2018 № 348, зарегистрированного Министерством юстиции Донецкой Народной Республики 14 мая 2018 г., регистрационный № 2587);
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам профессионального образования — программам ординатуры, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 12 декабря 2016 г. № 1255, зарегистрированным Министерством юстиции Донецкой Народной Республики 28 декабря 2016 г., регистрационный № 1804.
vii. Требования к условиям реализации программЫ ОРДИНАТУРЫ
7.1. Требования к кадровым условиям реализации программы ординатуры:
7.1.1. Доля штатных преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должна составлять не менее 70 процентов от общего количества преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс в образовательной организации.
7.1.2. Доля преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих учёную степень (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности), в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по программе ординатуры, должна быть не менее 65 процентов.
7.1.3. Доля преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по программе ординатуры, должна составлять не менее 70 процентов.
7.1.4. Доля преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа действующих руководителей и работников профильных организаций (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет) в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по программе ординатуры, должна быть не менее 10 процентов.
7.2. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программы ординатуры:
7.2.1. Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам и (или) электронным библиотекам, содержащим все издания основной литературы, перечисленные в рабочих программах дисциплин (модулей), практик, сформированным на основании прямых договорных отношений с правообладателями.
В случае если доступ к необходимым в соответствии с рабочими программами дисциплин (модулей) и практик изданиям не обеспечивается через электронно-библиотечные системы, библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчёта не менее 50 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик на 100 обучающихся.
В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационно-образовательной среде, содержащей все электронные образовательные ресурсы, перечисленные в рабочих программах дисциплин (модулей), практик, размещенные на основе прямых договорных отношений с правообладателями.
7.2.2. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет, как на территории образовательной организации, так и вне её.
7.2.3. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать одновременный доступ не менее 25 процентов, обучающихся по специальности.
7.2.4. По специальности допускается использование литературы со сроком первого издания не более 10 лет до момента начала обучения по дисциплине (модулю), за исключением дисциплин (модулей), направленных на формирование универсальных компетенций.
7.2.5. Обучающимся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению).
7.2.6. Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом программного обеспечения (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению). При необходимости лицензирования программного обеспечения образовательная организация должна иметь количество лицензий, необходимое для обеспечения аудиторной и самостоятельной работы обучающихся. В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий должен быть обеспечен удаленный доступ к использованию программного обеспечения.
7.2.7. Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
7.2.8. Минимально необходимый для реализации программ ординатуры перечень материально-технического обеспечения включает в себя специально оборудованные помещения для проведения учебных занятий, в том числе:
аудитории, оборудованные мультимедийными и иными средствами обучения, позволяющими использовать симуляционные технологии, с типовыми наборами профессиональных моделей и результатов лабораторных и инструментальных исследований в количестве, позволяющем обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью, индивидуально;
аудитории, оборудованные фантомной и симуляционной техникой, имитирующей медицинские манипуляции и вмешательства, в количестве, позволяющем обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью, индивидуально;
анатомический зал и (или) помещения, предусмотренные для работы с биологическими моделями;
помещения, предусмотренные для оказания медицинской помощи пациентам, в том числе связанные с медицинскими вмешательствами, оснащенные специализированным оборудованием и (или) медицинскими изделиями (тонометр, стетоскоп, фонендоскоп, термометр, медицинские весы, ростомер, набор и укладка для экстренных профилактических и лечебных мероприятий, электрокардиограф, облучатель бактерицидный, электронные весы для детей до года, пособия для оценки психофизического развития ребенка, аппарат для измерения артериального давления с детскими манжетками, пеленальный стол, сантиметровые ленты, аппарат для суточного мониторирования артериального давления, ЭКГ, электрокардиограф, эхокардиограф, кардиологическая линейка для анализа электрокардиограммы) и расходным материалом в количестве, позволяющем обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью, индивидуально.
7.2.9. Выполнение требований к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению в случае реализации образовательной программы в сетевой форме должно обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого образовательными и иными организациями, участвующими в реализации образовательной программы в сетевой форме.
7.2.10. В случае реализации программы ординатуры в образовательной организации и иных учреждениях, выполнение требований к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации программы ординатуры должно обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения указанных организаций.
Образовательная организация, использующая материально-техническую базу иных учреждений, обязана заключить с ними договор на её использование.
7.2.11. Образовательная организация в соответствии с ДБН В.2.2-3-97 обязана обеспечить реализацию программ ординатуры помещениями площадью не менее чем 2,5 кв.м. на одного обучающегося, в том числе по сетевой форме, и с учётом применяемых образовательных технологий.
7.3. Финансирование программы ординатуры осуществляется за счёт бюджетных ассигнований Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики или за счёт средств физических и (или) юридических лиц.
Первый заместитель
Министра образования и науки
Донецкой Народной Республики М.Н. Кушаков
Приложение
к Государственному образовательному
стандарту подготовки кадров высшей
квалификации по программе ординатуры
по специальности 31.08.13 Детская
кардиология (квалификация: врач-детский
кардиолог, врач-кардиоревматолог
детский) (пункт 6.2)
Структура программы ординатуры
по специальности 31.08.13 Детская кардиология
(квалификация: врач-детский кардиолог, врач-кардиоревматолог детский)
Структура программы ординатуры | Объем программы ординатуры в з.е. | |
Блок 1 | «Дисциплины (модули)» | 42-48 |
Базовая часть | 33-39 | |
Вариативная часть | 6-12 | |
Блок 2 | Практики | 69-75 |
Базовая часть | 60-66 | |
Вариативная часть | 6-12 | |
Блок 3 | Государственная итоговая аттестация | 3 |
Базовая часть | 3 | |
Объем программы ординатуры | 120 |