Дата публикации | 11:00 03.07.2020 |
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ
РЕСПУБЛИКИ «О ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ»
Принят Постановлением Народного Совета 26 июня 2020 года
Статья 1
Внести в Закон Донецкой Народной Республики от 5 июня 2015 года № 54-ІНС «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (опубликован на официальном сайте Народного Совета Донецкой Народной Республики 19 июня 2015 года) следующие изменения:
1) пункт 2 части 1 статьи 1 изложить в следующей редакции:
«2) авария – разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ;»;
2) в статье 3:
а) часть 3 изложить в следующей редакции:
«3. В случае если при проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, капитальном ремонте, консервации или ликвидации опасного производственного объекта требуется отступление от требований промышленной безопасности, установленных нормативными правовыми актами в области промышленной безопасности и охраны труда, таких требований недостаточно и (или) они не установлены, лицом, осуществляющим подготовку проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, могут быть установлены требования промышленной безопасности к его эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации в обосновании безопасности опасного производственного объекта.
Обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности. Применение обоснования безопасности опасного производственного объекта без положительных заключений экспертизы промышленной безопасности такого обоснования и внесенных в него изменений (при их наличии) не допускается.
Организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, направляется в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере промышленной безопасности, охраны труда и государственного горного надзора, обоснование безопасности опасного производственного объекта при его регистрации в государственном реестре, а изменения, внесенные в обоснование безопасности опасного производственного объекта, направляются в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере промышленной безопасности, охраны труда и государственного горного надзора, в течение десяти рабочих дней со дня получения положительного заключения экспертизы промышленной безопасности.»;
б) дополнить частью 5 следующего содержания:
«5. Республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере промышленной безопасности, охраны труда и государственного горного надзора, издает нормативные правовые акты в области промышленной безопасности, содержащие разъяснение требований промышленной безопасности и рекомендации по их применению.»;
3) часть 3 статьи 4 изложить в следующей редакции:
«3. Нормы и правила в области промышленной безопасности утверждаются республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере промышленной безопасности, охраны труда и государственного горного надзора, в порядке, определенном Правительством Донецкой Народной Республики, и устанавливают обязательные требования к:
1) деятельности в области промышленной безопасности, в том числе в сфере неразрушающего и разрушающего контроля, работникам опасных производственных объектов, экспертам в области промышленной безопасности;
2) безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, в том числе порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
3) обоснованию безопасности опасного производственного объекта.»;
4) часть 6 статьи 7 изложить в следующей редакции:
«6. Технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, подлежат экспертизе промышленной безопасности:
1) до начала эксплуатации такого технического устройства на опасном производственном объекте;
2) в процессе эксплуатации такого технического устройства на опасном производственном объекте в следующих случаях:
а) истечение срока службы или превышение количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;
б) отсутствие в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;
в) после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала такого технического устройства либо восстановительного ремонта после аварии на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.»;
5) в статье 9:
а) в пункте 3 части 1 слова «частью 3» заменить словами «частью 5»;
б) абзац седьмой части 2 признать утратившим силу;
6) дополнить статьей 91 следующего содержания:
«Статья 91. Подготовка и аттестация работников в области промышленной безопасности
- Работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте (далее – работники), в целях поддержания уровня квалификации и подтверждения знания требований промышленной безопасности обязаны не реже одного раза в три года проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности.
- Порядок проведения подготовки и аттестации в области промышленной безопасности и категории работников, подлежащих такой аттестации, устанавливается Правительством Донецкой Народной Республики по представлению республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере промышленной безопасности, охраны труда и государственного горного надзора.
Подготовка иных категорий работников в области промышленной безопасности осуществляется в соответствии с требованиями к таким работникам, установленными нормами и правилами в области промышленной безопасности.
- Первичная аттестация работников в области промышленной безопасности проводится не позднее одного месяца с даты:
1) назначения на соответствующую должность;
2) перевода на другую работу, если при исполнении трудовых обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации;
3) заключения трудового договора с другим работодателем, если при исполнении трудовых обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации.
- Внеочередная аттестация работников в области промышленной безопасности проводится в случаях, определенных порядком проведения подготовки и аттестации в области промышленной безопасности, установленным в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
- Аттестация работников в области промышленной безопасности проводится в объеме требований промышленной безопасности, необходимых для исполнения ими трудовых обязанностей.
При аттестации работников в области промышленной безопасности проводится проверка знания требований промышленной безопасности в соответствии с областями аттестации, определяемыми республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере промышленной безопасности, охраны труда и государственного горного надзора.
- Аттестация работников в области промышленной безопасности проводится аттестационными комиссиями, формируемыми республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере промышленной безопасности, охраны труда и государственного горного надзора, иными республиканскими органами исполнительной власти, реализующими функции отраслевого управления организациями, осуществляющими эксплуатацию опасных производственных объектов, или аттестационными комиссиями, формируемыми организациями, или их обособленными подразделениями (филиалами), осуществляющими деятельность в области промышленной безопасности.
- Работники, не прошедшие аттестацию в области промышленной безопасности, не допускаются к работе на опасных производственных объектах.
Работники, не прошедшие аттестацию в области промышленной безопасности, вправе обжаловать решения соответствующей аттестационной комиссии в судебном порядке в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
- Если в организации, осуществляющей деятельность в области промышленной безопасности, аттестационная комиссия не сформирована, то аттестация ее работников в области промышленной безопасности проводится аттестационной комиссией республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере промышленной безопасности, охраны труда и государственного горного надзора, или по решению указанного органа в аттестационной комиссии республиканского органа исполнительной власти, соответствующего отраслевой принадлежности такой организации.»;
7) часть 3 статьи 11 изложить в следующей редакции:
«3. Республиканские органы исполнительной власти, реализующие функции отраслевого управления организациями, осуществляющими эксплуатацию опасных производственных объектов, разрабатывают и утверждают по согласованию с республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере промышленной безопасности, охраны труда и государственного горного надзора, отраслевые положения о системе управления промышленной безопасностью и охраной труда и обеспечивают их функционирование.
Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, обязаны создать систему управления промышленной безопасностью и охраной труда, разработать и утвердить положение о системе управления промышленной безопасностью и охраной труда, а также обеспечивать функционирование такой системы.
Отраслевые положения и положения организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, о системе управления промышленной безопасностью и охраной труда разрабатываются в соответствии с типовым положением о системе управления промышленной безопасностью и охраной труда, разрабатываемым и утверждаемым республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере промышленной безопасности, охраны труда и государственного горного надзора.»;
8) в статье 16:
а) пункт 1 части 9 изложить в следующей редакции:
«1) истечение срока исполнения юридическим лицом, физическим
лицом – предпринимателем выданного республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере промышленной безопасности, охраны труда и государственного горного надзора, предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований либо поступление в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере промышленной безопасности, охраны труда и государственного горного надзора, уведомления об исполнении такого предписания;»;
б) часть 9 дополнить пунктом 5 следующего содержания:
«5) письменное заявление организации, осуществляющей деятельность в области промышленной безопасности, в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере промышленной безопасности, охраны труда и государственного горного надзора, об осуществлении мероприятия государственного надзора по ее желанию.»;
в) в части 10 слова «основанию, указанному в пункте 2» заменить словами «основаниям, указанным в пунктах 2 и 4»;
г) в части 11 слова «в пункте 2» заменить словами «в пунктах 2 и 4»;
9) Переходные положения дополнить:
а) частью 5 следующего содержания:
«5. До принятия Кодекса Донецкой Народной Республики об административных правонарушениях установить следующие виды ответственности за нарушения в области промышленной безопасности:
1) нарушение требований промышленной безопасности или лицензионных условий на осуществление видов деятельности в сфере промышленной безопасности опасных производственных объектов –
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч российских рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч российских рублей;
2) нарушение требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, образованию, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на опасных производственных объектах –
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч российских рублей; на должностных лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч российских рублей;
3) грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов –
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч российских рублей;
4) дача заведомо ложного заключения экспертизы промышленной безопасности, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния –
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч российских рублей;
5) совершение в охранных зонах магистральных трубопроводов действий, запрещенных законодательством Донецкой Народной Республики, либо выполнение в охранных зонах магистральных трубопроводов работ без соответствующего разрешения предприятия трубопроводного транспорта или без его уведомления –
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч российских рублей; на должностных лиц – от пятисот тысяч до восьмисот тысяч российских рублей; на физических лиц – предпринимателей – от пятисот тысяч до восьмисот тысяч российских рублей.
Примечания:
- Под грубым нарушением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов понимается нарушение требований промышленной безопасности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей. Понятие грубого нарушения условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов устанавливается Правительством Донецкой Народной Республики в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
- Для целей настоящей части под должностными лицами в организациях, не являющихся органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, понимается лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа организации, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации или в его структурных подразделениях. В случае, когда полномочия единоличного исполнительного органа организации осуществляет юридическое лицо (управляющая организация), под должностным лицом понимается лицо, к должностным обязанностям которого относятся вопросы технической политики и промышленной безопасности. В случае отсутствия такого лица в управляющей организации под должностным лицом понимается лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа управляющей организации.
- Эксперты в сфере промышленной безопасности, совершившие при проведении экспертизы промышленной безопасности административные правонарушения, предусмотренные настоящей частью, несут административную ответственность как должностные лица.
- Под магистральными трубопроводами понимаются трубопроводы высокого давления (свыше 3 килограмм-сил на квадратный сантиметр), из которых газ и нефтепродукты поступают в распределительные трубопроводы среднего и низкого давления.
- За административные правонарушения, предусмотренные настоящей частью, за исключением предусмотренных пунктом 5 настоящей части, физические лица – предприниматели несут административную ответственность как должностные лица.»;
б) частью 6 следующего содержания:
«6. Дела об административных правонарушениях, указанных в пунктах 1, 2, 3 (в части грубого нарушения требований промышленной безопасности), 4, 5 части 5 Переходных положений настоящего Закона, рассматривает республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере промышленной безопасности, охраны труда и государственного горного надзора.
Дела об административном правонарушении, предусмотренном пунктом 3 (в части грубого нарушения условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов) части 5 Переходных положений, рассматриваются судьями судов общей юрисдикции. Порядок и сроки рассмотрения указанных дел, а также порядок их обжалования определяется действующим законодательством в сфере административных правонарушений.
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 5 Переходных положений, составляются должностными лицами республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере промышленной безопасности, охраны труда и государственного горного надзора, в пределах предоставленных полномочий.»;
в) частью 7 следующего содержания:
«7. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере промышленной безопасности, охраны труда и государственного горного надзора, вправе:
1) руководитель, его первый заместитель, заместители руководителя республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере промышленной безопасности, охраны труда и государственного горного надзора;
2) руководители структурных подразделений республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере промышленной безопасности, охраны труда и государственного горного надзора, их заместители;
3) главные государственные инспекторы, ведущие государственные инспекторы, государственные инспекторы в структурных подразделениях республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере промышленной безопасности, охраны труда и государственного горного надзора;
4) главные специалисты, ведущие специалисты республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере промышленной безопасности, охраны труда и государственного горного надзора, в пределах предоставленных полномочий.»;
г) частью 8 следующего содержания:
«8. Рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных пунктом 1 (в части нарушения лицензионных условий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов), пунктами 3 – 5 части 5 настоящих Переходных положений, в том числе нарушений лицензионных условий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, от имени республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере промышленной безопасности, охраны труда и государственного горного надзора, вправе исключительно руководитель, его первый заместитель, заместители руководителя республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере промышленной безопасности, охраны труда и государственного горного надзора.»;
10) часть 1 приложения 1 дополнить:
а) пунктом 10 следующего содержания:
«10) ведутся работы по генерации электроэнергии;»;
б) пунктом 11 следующего содержания:
«11) эксплуатируется оборудование с напряжением 6 киловольт и выше.»;
11) в приложении 2:
а) пункт 2 части 4 изложить в следующей редакции:
«2) III класс опасности – для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,2 мегапаскаля включительно или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,6 мегапаскаля включительно.»;
б) в части 5 слова «в части 2 Приложения 1» заменить словами
«в пункте 2 части 1 приложения 1»;
в) в части 6 слова «в части 3 Приложения 1» заменить словами
«в пункте 3 части 1 приложения 1»;
г) в части 7 слова «в части 4 Приложения 1» заменить словами
«в пункте 4 части 1 приложения 1»;
д) в части 8 слова «в части 5 Приложения 1» заменить словами
«в пункте 5 части 1 приложения 1»;
е) в части 9 слова «в части 6 Приложения 1» заменить словами
«в пункте 6 части 1 приложения 1»;
ж) в части 11 слова «в части 8 Приложения 1» заменить словами
«в пункте 8 части 1 приложения 1»;
з) дополнить частью 15 следующего содержания:
«15. Для опасных производственных объектов, указанных в пункте 7 приложения 1 к настоящему Закону, устанавливается II класс опасности.»;
и) дополнить частью 16 следующего содержания:
«16. Для опасных производственных объектов, указанных в пункте 9 части 1 приложения 1 к настоящему Закону, на которых эксплуатируется оборудование с напряжением 6 киловольт и выше устанавливаются следующие классы опасности:
1) I класс опасности для объектов, на которых эксплуатируется оборудование с напряжением 330 киловольт и выше;
2) II класс опасности для объектов, на которых эксплуатируется оборудование с напряжением от 110 до 220 киловольт (включительно);
3) III класс опасности для объектов, на которых эксплуатируется оборудование с напряжением от 6 до 35 киловольт (включительно).»;
12) по тексту слова «Совет Министров» в соответствующем падеже заменить словом «Правительство» в соответствующем падеже;
13) по тексту слова «республиканский орган исполнительной власти в области промышленной безопасности» в соответствующем падеже заменить словами «республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере промышленной безопасности, охраны труда и государственного горного надзора» в соответствующем падеже.
Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки введения в действие.
Пункт 10, подпункты «з» и «и» пункта 11 статьи 1 настоящего Закона вступают в силу через 6 месяцев со дня его официального опубликования.
Глава
Донецкой Народной Республики Д.В. Пушилин
г. Донецк
2 июля 2020 года
№ 162-IIНС