Дата публикации | 15:50 12.09.2017 |
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
СОВЕТ МИНИСТРОВ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июня 2017 г. № 7-7
Об утверждении Порядка осуществления государственного
мониторинга состояния недр Донецкой Народной Республики
Руководствуясь статьями 77 и 78 Конституции Донецкой Народной Республики и Законом Донецкой Народной Республики от 07 августа 2015 г. № 72-IHC «О нормативных правовых актах», в соответствии с главой 10, статьей 63 Закона Донецкой Народной Республики от 30 апреля 2015 г. № 38-IHC «Об охране окружающей среды», Совет Министров Донецкой Народной Республики
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Порядок осуществления государственного мониторинга состояния недр Донецкой Народной Республики (прилагается).
2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня официального опубликования.
Председатель
Совета Министров А. В. Захарченко
УТВЕРЖДЕН
Постановлением
Совета Министров
Донецкой Народной Республики
от 15 июня 2017 г. № 7-7
Порядок осуществления государственного мониторинга
состояния недр Донецкой Народной Республики
1. Государственный мониторинг состояния недр (далее — ГМСН) представляет собой систему регулярных наблюдений, сбора, накопления, обработки и анализа информации, оценки состояния геологической среды и прогноза ее изменений под влиянием естественных природных факторов, недропользования и других видов хозяйственной деятельности. ГМСН является составной частью (подсистемой) комплексной системы мониторинга окружающей природной среды.
2. Целью ГМСН является информационное обеспечение управления республиканским фондом недр и рационального недропользования в части, вытекающей из задач и функций ГМСН.
3. Основными задачами ГМСН являются:
— получение, обработка и анализ данных о состоянии недр;
— оценка состояния недр и прогнозирование его изменений;
— своевременное выявление и прогнозирование развития природных и техногенных процессов, влияющих на состояние недр;
— учет состояния недр по объектам недропользования, запасов подземных вод и их движения;
— разработка, обеспечение реализации и анализ эффективности мероприятий по обеспечению экологически безопасного недропользования и охраны недр, а также по предотвращению или снижению негативного воздействия опасных геологических процессов;
— регулярное информирование органов государственной власти, организаций, недропользователей и других субъектов хозяйственной деятельности об изменениях состояния недр в установленном порядке;
— межведомственное взаимодействие и международное сотрудничество в сфере экологически безопасного природопользования.
4. Система государственного мониторинга состояния недр включает следующие подсистемы:
— мониторинг подземных вод;
— мониторинг опасных экзогенных геологических процессов;
— мониторинг опасных эндогенных геологических процессов;
— мониторинг месторождений углеводородов;
— мониторинг месторождений твердых полезных ископаемых;
— мониторинг участков недр, используемых для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых;
— мониторинг участков недр, испытывающих воздействие хозяйственной деятельности, не связанной с недропользованием;
— мониторинг геологической среды континентального шельфа.
а) Подсистема мониторинга подземных вод (подземных водных объектов) предназначена для оценки состояния подземных вод и прогноза изменения этого состояния, в том числе эксплуатируемых месторождений подземных вод; учета эксплуатационных запасов подземных вод и их использования; ведение государственного водного кадастра по разделу «подземные воды». Мониторинг подземных вод одновременно является составной частью государственного мониторинга водных объектов. Результаты мониторинга водных объектов в необходимых случаях учитываются в системе ГМСН.
б) Подсистема мониторинга опасных экзогенных геологических процессов предназначена для выявления, учета, оценки состояния и прогнозирования развития опасных экзогенных геологических процессов.
в) Подсистема мониторинга опасных эндогенных геологических процессов предназначена для оперативного контроля изменения напряженно-деформированного состояния горных пород сейсмоактивных зон с целью прогноза сильных землетрясений.
г) Подсистема мониторинга месторождений углеводородов предназначена для оценки текущего состояния разрабатываемых месторождений нефти и газа и прогнозирования изменений этого состояния, включая загрязнение недр нефтепродуктами; учета состояния участков недр по объектам недропользования, связанным с добычей углеводородов.
д) Подсистема мониторинга месторождений твердых полезных ископаемых предназначена для оценки текущего состояния разрабатываемых месторождений и прогнозирования изменений этого состояния, включая наблюдения за состоянием массива горных пород и деформациями земной поверхности в соответствии с требованиями республиканского органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр; учета состояния участков недр по объектам недропользования, связанным с добычей твердых полезных ископаемых.
е) Подсистема мониторинга участков недр, используемых для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, предназначена для оценки состояния недр и прогноза изменения этого состояния при строительстве и эксплуатации подземных сооружений, при строительстве и эксплуатации нефте- и газохранилищ в пластах горных пород, при захоронении радиоактивных и иных опасных отходов в глубоких подземных горизонтах, а также при размещении в недрах промышленных и бытовых отходов.
ж) Подсистема мониторинга участков недр, испытывающих воздействие хозяйственной деятельности, не связанной с недропользованием, предназначена для оценки состояния недр и прогноза изменения этого состояния, включая загрязнение недр, активизацию экзогенных и эндогенных процессов, под воздействием различных объектов хозяйственной деятельности.
з) Подсистема мониторинга геологической среды континентального шельфа предназначена для оценки изменения состава и свойств донных отложений; состояния подземных вод и развития экзогенных геологических процессов в пределах шельфа, влияния разработки месторождений полезных ископаемых на шельфе на другие компоненты окружающей природной среды (морские воды, биоту и др.).
5. Организацию работ по государственному мониторингу состояния недр осуществляет республиканский орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр во взаимодействии с другими специально уполномоченными органами государственной власти в области охраны окружающей природной среды и природопользования.
По вопросам ведения ГМСН с республиканским органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр взаимодействует в пределах компетенции:
— Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики в части координации действий при возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера;
— Министерство здравоохранения Донецкой Народной Республики — при ведении социально-гигиенического мониторинга в части оценки качества воды подземных источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, а также состояния подземных вод, относящихся к природным лечебным ресурсам;
— республиканский орган исполнительной власти Донецкой Народной Республики, проводящий государственную политику и осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере земельных отношений, осуществлению землеустройства, государственной регистрации и ведению Государственного земельного кадастра, оценки земель, геодезии и картографии;
— республиканский орган исполнительной власти Донецкой Народной Республики, который реализует государственную политику по охране окружающей среды — при ведении мониторинга поверхностных вод суши, морской среды, атмосферы и почв в части оценки влияния изменения состояния указанных компонентов окружающей природной среды на состояние недр; при строительстве и эксплуатации подземных сооружений, при строительстве и эксплуатации нефте- и газохранилищ в пластах горных пород, при захоронении радиоактивных и иных опасных отходов в глубоких подземных горизонтах, а также при размещении в недрах промышленных и бытовых отходов;
— республиканский орган исполнительной власти Донецкой Народной Республики, который реализует государственную политику в сфере горного надзора и промышленной безопасности — при ведении мониторинга месторождений углеводородов, минеральных, теплоэнергетических и промышленных подземных вод, твердых полезных ископаемых, а также участков недр, используемых для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых; при строительстве и эксплуатации подземных сооружений, при строительстве и эксплуатации нефте- и газохранилищ в пластах горных пород, при захоронении радиоактивных и иных опасных отходов в глубоких подземных горизонтах, а также при размещении в недрах промышленных и бытовых отходов.
6. Нормативное, методическое и организационное обеспечение ведения ГМСН осуществляет республиканский орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр.
7. Государственный мониторинг состояния недр осуществляется на республиканском, муниципальном и объектном (локальном) уровнях.
а) Порядок организационного и финансового обеспечения работ по ведению ГМСН на республиканском уровне определяет Совет Министров Донецкой Народной Республики.
б) На муниципальном уровне ведение ГМСН обеспечивают органы местного самоуправления Донецкой Народной Республики во взаимодействии с республиканским органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр совместно со специально уполномоченными органами в области охраны окружающей природной среды и природопользования Донецкой Народной Республики.
в) Ведение объектного (локального) мониторинга состояния недр осуществляют недропользователи и иные субъекты хозяйственной деятельности, влияющие на состояние недр. Условия, объемы и виды мониторинга определяются в процессе получения участков недр в недропользование.
8. Информационной основой осуществления ГМСН являются сведения о состоянии недр, полученные при выполнении геологоразведочных, горнодобывающих и всех других видов работ, связанных с государственным геологическим изучением и использованием недр, и данные по наблюдательным пунктам, объединяемым в государственную опорную, ведомственные, муниципальные и локальные (объектные) наблюдательные сети.
а) Пункты наблюдений, участки и полигоны государственной опорной сети, созданные за счет средств республиканского бюджета, являются государственной собственностью и размещаются на площадях как с естественным, так и с нарушенным состоянием недр.
б) Наблюдательные пункты ведомственных и муниципальных сетей находятся в ведении соответствующих ведомств Донецкой Народной Республики.
в) Организации вне зависимости от ведомственной принадлежности и форм собственности, выполняющие геологоразведочные, горнодобывающие и другие виды работ, связанные с изучением и использованием недр (пользователи недр), передают данные о состоянии недр в систему мониторинга республиканского органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр.
9. Информация о состоянии недр, получаемая при ведении ГМСН, относится к республиканским информационным ресурсам ГМСН, являющимся составной частью республиканского фонда геологической информации.
10. Порядок и условия поступления в информационный фонд ГМСН конфиденциальной и закрытой информации, содержащей государственную тайну, определяются действующим законодательством.
11. Информация о состоянии недр, получаемая при ведении ГМСН, ежегодно представляется республиканским органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр в обобщенном виде органам государственной власти Донецкой Народной Республики для использования при принятии решений в области природопользования.
12. Информационные ресурсы ГМСН используются при подготовке Государственных докладов о состоянии минерально-сырьевой базы Донецкой Народной Республики, о состоянии окружающей природной среды Донецкой Народной Республики, о состоянии и использовании земель Донецкой Народной Республики, при осуществлении государственного геологического и водного контроля.
13. Финансирование работ по функционированию и развитию системы государственного мониторинга состояния недр осуществляется за счет:
— средств республиканских программ, в которых предусмотрены мероприятия по ведению ГМСН;
— собственных средств недропользователей и других субъектов хозяйственной деятельности;
— прочих источников финансирования, не запрещенных действующим законодательством Донецкой Народной Республики.