Дата публикации | 16:31 17.05.2016 |
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
ЗАКОН
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОПЕРАТИВНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЕ
Принят Постановлением Народного Совета 30 апреля 2016 года
(С изменениями, внесенными Законами
(По тексту Закона слова «Совет Министров» в соответствующем падеже заменены словом «Правительство» в соответствующем падеже согласно Закону от 12.03.2020 № 108-IIНС, слова «учебные заведения» в соответствующих числе и падеже заменены словами «образовательные организации» в соответствующих числе и падеже согласно Закону от 20.11.2020 № 211-IIHC)
Настоящий Закон определяет функции, состав, правовые основы организации и управления Государственной оперативно-спасательной службы, а также гарантии социальной и правовой защиты лиц рядового и начальствующего состава, государственных гражданских служащих и работников Государственной оперативно-спасательной службы.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Понятие Государственной оперативно-спасательной службы
- Государственная оперативно-спасательная служба – вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях Государственной оперативно-спасательной службы в государственных органах, организациях и образовательных организациях, осуществляющих функции в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
- Государственная оперативно-спасательная служба входит в систему республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Статья 2. Определение терминов
В настоящем Законе термины применяются в следующем значении:
1) гуманитарное разминирование – деятельность, выполняемая вне районов боевых действий во взаимодействии с органами местного самоуправления, которая приводит к устранению опасностей (рисков), связанных с взрывоопасными предметами, включающая проведение сплошного обследования местности и объектов с целью выявления взрывоопасных предметов, составление карт, поиск и обезвреживание взрывоопасных предметов, подготовку документации после проведения разминирования, в том числе на передачу разминированных территорий;
11) курсант – лицо, зачисленное в образовательную организацию высшего профессионального образования, находящуюся в ведении республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, на очную форму обучения и которому присвоено специальное звание рядового или младшего начальствующего состава Государственной оперативно-спасательной службы;
(Пункт 11 статьи 2 введен Законом от 20.11.2020 № 211-IIНС)
2) медико-психологическая реабилитация – комплекс лечебно-профилактических, реабилитационных и оздоровительных мероприятий, направленных на восстановление и сохранение психофизиологических функций организма, оптимальной работоспособности, социальной активности лиц рядового и начальствующего состава, государственных гражданских служащих и работников Государственной оперативно-спасательной службы;
3) медицинское обеспечение лиц рядового и начальствующего состава, государственных гражданских служащих и работников Государственной оперативно-спасательной службы – комплекс лечебных, лечебно-профилактических, включая медико-психологическую реабилитацию, санитарно-гигиенических, организационно-методических, противоэпидемических мероприятий и мероприятий медицинского снабжения, направленных на сохранение жизни и здоровья лиц рядового и начальствующего состава, государственных гражданских служащих и работников Государственной оперативно-спасательной службы, а также предоставление своевременной медицинской помощи и проведение медико-психологической реабилитации лиц рядового и начальствующего состава, государственных гражданских служащих и работников, привлеченных к ликвидации чрезвычайных ситуаций;
(Пункт 3 статьи 2 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 20.11.2020 № 211-IIНС)
4) органы управления Государственной оперативно-спасательной службы – создаваемые в установленном порядке структурные подразделения республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, и его подчиненных подразделений, предназначенные для непосредственного руководства деятельностью оперативных сил и средств по предназначению и реагированию на чрезвычайные ситуации в пределах предоставленных полномочий;
5) организации – предприятия, учреждения, организации, осуществляющие деятельность на территории Донецкой Народной Республики;
6) (Пункт 6 статьи 2 утратил силу в соответствии с Законом от 20.11.2020 № 211-IIНС)
7) силы оперативного реагирования Государственной оперативно-спасательной службы – силы и средства, создаваемые республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Статья 3. Правовые основы деятельности Государственной оперативно-спасательной службы
Правовой основой деятельности Государственной оперативно-спасательной службы являются Конституция Донецкой Народной Республики, Закон Донецкой Народной Республики от 13 февраля 2015 года № 07-IНС «О гражданской обороне», Закон Донецкой Народной Республики от 20 февраля 2015 года № 11-IНС «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Закон Донецкой Народной Республики от 13 февраля 2015 года № 06-IНС «О пожарной безопасности», настоящий Закон и нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики.
Статья 4. Основные принципы деятельности Государственной оперативно-спасательной службы
Государственная оперативно-спасательная служба осуществляет свою деятельность на принципах:
1) верховенства права, законности, гуманности, уважения к человеку, его конституционным правам и свободам;
2) гласности и открытости для общественного контроля;
3) централизованного руководства;
4) постоянной готовности органов управления и сил оперативного реагирования Государственной оперативно-спасательной службы к действиям по предназначению;
5) приоритетности задач спасения жизни и сохранения здоровья людей в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Статья 5. Цель создания Государственной оперативно-спасательной службы
Государственная оперативно-спасательная служба создается с целью решения задач при оперативном проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, при ведении военных действий или вследствие ведения военных действий и реализации предупредительных мер, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций или снижение их масштабов.
Статья 6. Основные задачи Государственной оперативно-спасательной службы
Основными задачами Государственной оперативно-спасательной службы являются:
1) участие в подготовке сил и средств гражданской обороны, единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, профилактики и тушению пожаров, а также обучения населения;
2) ликвидация чрезвычайных ситуаций и их последствий, организация и проведение аварийно-спасательных и поисково-спасательных работ, в том числе на водных объектах;
3) тушение пожаров, спасение людей и предоставление помощи при ликвидации аварий, катастроф, последствий стихийных бедствий и других видов опасных ситуаций, которые представляют угрозу жизни или здоровью населения или приводят к значительным материальным ущербам;
4) выполнение пиротехнических работ, связанных с выявлением, обезвреживанием и уничтожением взрывоопасных предметов, которые остались на территории Донецкой Народной Республики после проведения боевых (военных) действий, современных боеприпасов и подрывных средств (кроме взрывных устройств, которые используются в террористических целях), кроме территорий, которые предоставлены для размещения и постоянной деятельности воинских частей, учреждений, военных образовательных организаций, предприятий и организаций Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, других военных формирований, созданных в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики, а также гуманитарного разминирования;
5) проведение мероприятий по поддержанию сил оперативного реагирования в состоянии постоянной готовности к выполнению поставленных задач.
Статья 7. Организационные основы функционирования Государственной оперативно-спасательной службы
- Руководство деятельностью Государственной оперативно-спасательной службы осуществляет республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
- Государственная оперативно-спасательная служба состоит из органов управления, сил оперативного реагирования, образовательных организаций.
Органы управления включают:
1) структурные подразделения республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, осуществляющие постоянное руководство, подготовку, обеспечение деятельности Государственной оперативно-спасательной службы;
2) структурные подразделения подчиненных подразделений республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, осуществляющие повседневное руководство, подготовку действий сил оперативного реагирования в пределах своих полномочий.
Силы оперативного реагирования состоят из:
1) государственных пожарно-спасательных отрядов и государственных пожарно-спасательных частей, действующих в установленной зоне ответственности на местном уровне построения системы гражданской обороны и Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
2) спасательных подразделений республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, обеспечивающих реагирование на чрезвычайные ситуации и проведение пиротехнических работ.
Образовательные организации включают учебно-методические подразделения по подготовке специалистов Государственной оперативно-спасательной службы.
Статья 8. Полномочия Государственной оперативно-спасательной службы
К полномочиям Государственной оперативно-спасательной службы относятся:
1) осуществление в установленном порядке государственного надзора в сфере гражданской обороны, государственного надзора в сфере защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций; государственного пожарного надзора; надзора во внутренних водах и в территориальном море Донецкой Народной Республики за пользованием маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок; надзора за деятельностью аварийно-спасательных служб;
2) участие в работе комиссий по расследованию причин аварий (пожары и другое) и разработке мер по ликвидации их последствий;
3) осуществление аварийно-спасательного обслуживания объектов и отдельных территорий, а также предоставление платных услуг, не противоречащих и не препятствующих их основной деятельности, в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики;
4) определение местности для введения временного запрета или ограничения движения транспортных средств и пешеходов вблизи и в пределах зоны чрезвычайной ситуации, в месте тушения пожара, а также доступа граждан на отдельные объекты и территории;
5) использование специальных транспортных средств с установкой на них специальных звуковых и световых сигнальных устройств и нанесением цвето-графических знаков в порядке, определенном Правительством Донецкой Народной Республики;
6) проведение при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций документирования, кино- и видеосъемки, фотосъемки и звукозаписи.
Глава 2. Полномочия республиканских органов исполнительной власти, органов местного самоуправления
Статья 9. Полномочия Правительства Донецкой Народной Республики в отношении Государственной оперативно-спасательной службы
Правительство Донецкой Народной Республики через республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах:
1) определяет направления развития и обеспечения готовности Государственной оперативно-спасательной службы к действиям в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
2) обеспечивает выделение специальной техники, других материально-технических средств, финансовых средств, необходимых для функционирования Государственной оперативно-спасательной службы;
3) выделяет места для размещения на территории Донецкой Народной Республики подразделений Государственной оперативно-спасательной службы.
Статья 10. Полномочия республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах
Республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах:
1) осуществляет управление Государственной оперативно-спасательной службой;
2) осуществляет подготовку Государственной оперативно-спасательной службы к действиям по предназначению в мирное и военное время;
3) обеспечивает жизнедеятельность подразделений Государственной оперативно-спасательной службы, их функционирование, готовность, подготовку к выполнению поставленных задач, комплектование лицами рядового и начальствующего состава, государственными гражданскими служащими и работниками, снабжение специальной техникой, материалами, финансовыми и другими ресурсами и имуществом в пределах средств, предусмотренных Республиканским бюджетом Донецкой Народной Республики;
4) осуществляет контроль деятельности Государственной оперативно-спасательной службы;
5) осуществляет взаимодействие с республиканскими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями, общественными организациями по вопросам деятельности Государственной оперативно-спасательной службы.
Статья 11. Полномочия республиканских органов исполнительной власти в отношении Государственной оперативно-спасательной службы
- Республиканские органы исполнительной власти предоставляют необходимую материально-техническую помощь подразделениям Государственной оперативно-спасательной службы во время выполнения ими задач по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
- Предоставление необходимой материально-технической помощи и возмещение затрат осуществляется в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики.
Статья 12. Полномочия органов местного самоуправления в отношении Государственной оперативно-спасательной службы
Органы местного самоуправления:
1) рассматривают предложения республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах по размещению органов управления и подразделений Государственной оперативно-спасательной службы на соответствующих территориях;
2) содействуют решению задач обеспечения жизнедеятельности подразделений Государственной оперативно-спасательной службы, организуют в установленном порядке предоставление коммунальных услуг, предоставление другой помощи.
Глава 3. Финансовое и материально-техническое обеспечение Государственной оперативно-спасательной службы
Статья 13. Финансовое обеспечение Государственной оперативно-спасательной службы
Финансовое обеспечение Государственной оперативно-спасательной службы осуществляется из Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики, местных бюджетов, за счет средств, полученных в установленном порядке за постоянное и обязательное обслуживание на договорной основе объектов и территорий, средств от оплаты за предоставленные платные услуги, средств, полученных из других источников, не запрещенных действующим законодательством Донецкой Народной Республики.
Статья 14. Материально-техническое обеспечение Государственной оперативно-спасательной службы
- Государственная оперативно-спасательная служба обеспечивается специальной техникой, специальными средствами, средствами индивидуальной защиты лиц рядового и начальствующего состава, государственных гражданских служащих и работников, другими материально-техническими средствами, вещевым имуществом и продовольствием за счет средств Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики, предусмотренных на эти цели.
Порядок и нормы этого обеспечения устанавливаются республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
- Описание, образцы форменной одежды и соответствующих знаков различия лиц рядового и начальствующего состава службы гражданской защиты и нормы обеспечения форменной одеждой утверждаются республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
- Использование форменной одежды и знаков различия лиц рядового и начальствующего состава Государственной оперативно-спасательной службы посторонними лицами влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
Глава 4. Комплектование и прохождение службы в Государственной оперативно-спасательной службе
Статья 15. Комплектование Государственной оперативно-спасательной службы
- Состав Государственной оперативно-спасательной службы комплектуется лицами рядового и начальствующего состава, государственными гражданскими служащими в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики посредством назначения на должность, а также на конкурсной основе.
- Перечень должностей, подлежащих замещению лицами рядового и начальствующего состава, государственными гражданскими служащими Государственной оперативно-спасательной службы, утверждается руководителем республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
- Перечень должностей, подлежащих замещению лицами высшего начальствующего состава Государственной оперативно-спасательной службы, а также граничные специальные звания по этим должностям, утверждается Главой Донецкой Народной Республики.
(Статья 16 утратила силу в соответствии с Законом от 20.11.2020 № 211-IIНС)
Статья 17. Порядок прохождения службы лицами рядового и начальствующего состава, государственными гражданскими служащими и работниками Государственной оперативно-спасательной службы
- Порядок прохождения службы лицами рядового и начальствующего состава в органах и подразделениях Государственной оперативно-спасательной службы определяется настоящим Законом и положением о порядке прохождения Государственной оперативно-спасательной службы лицами рядового и начальствующего состава, утвержденным Главой Донецкой Народной Республики.
(Часть 1 статьи 17 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 20.11.2020 № 211-IIНС)
- На лиц рядового и начальствующего состава Государственной оперативно-спасательной службы распространяется Дисциплинарный Устав, утверждаемый Главой Донецкой Народной Республики.
- Прохождение службы государственными гражданскими служащими в Государственной оперативно-спасательной службе регулируется законодательством о труде и специальными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.
- Время прохождения службы в Государственной оперативно-спасательной службе засчитывается в общий стаж работы и стаж работы по специальности в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
- Трудовые отношения работников Государственной оперативно-спасательной службы регулируются законодательством о труде.
- Порядок повседневной деятельности Государственной оперативно-спасательной службы и ее функционирования во время выполнения задач по предназначению определяется уставом организации и несения службы, утвержденным республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
(Часть 6 статьи 17 введена Законом от 20.11.2020 № 211-IIНС)
Статья 18. Принятие на службу в Государственную оперативно-спасательную службу лиц рядового и начальствующего состава
- На службу в Государственную оперативно-спасательную службу принимаются в добровольном порядке лица, которые соответствуют требованиям, установленным положением о порядке прохождения Государственной оперативно-спасательной службы лицами рядового и начальствующего состава, утвержденным Главой Донецкой Народной Республики.
- Лица, принятые на службу в органы и подразделения Государственной оперативно-спасательной службы, в том числе курсанты образовательной организации высшего профессионального образования, находящейся в ведении республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, на время службы снимаются с воинского учета по мотивированному ходатайству данных органов и подразделений, направляемому в отделы военного комиссариата по месту жительства или месту пребывания указанных лиц, и зачисляются на специальный учет в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Порядок ведения специального учета указанных лиц определяется республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
- На службу не может быть принято лицо, которое имеет непогашенную или неснятую судимость.
- Относительно лиц, которые принимаются на службу в органы и подразделения Государственной оперативно-спасательной службы, проводится специальная проверка.
- Зачисление в образовательную организацию высшего профессионального образования, находящуюся в ведении республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, для обучения по очной форме обучения в должности курсанта является принятием на Государственную оперативно-спасательную службу.
- Обучение в образовательной организации высшего профессионального образования, находящейся в ведении республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, в должности курсанта осуществляется на основании договора об обучении, примерная форма которого утверждается Правительством Донецкой Народной Республики.
- Договор об обучении заключается в письменной форме.
- Договор об обучении должен содержать:
1) стороны и предмет договора;
2) права и обязанности сторон;
3) указание на обязательство Донецкой Народной Республики обеспечить получение лицом профессионального образования по профессии, специальности или направлению подготовки, необходимым для замещения соответствующей должности в органах управления или подразделениях республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
4) указание на запрещение привлекать курсанта образовательной организации высшего профессионального образования, находящейся в ведении республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, не достигшего возраста 18 лет, к выполнению задач, связанных с угрозой для его жизни или здоровья;
5) обязательство лица проходить Государственную оперативно-спасательную службу в органе управления или подразделении республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, направившем его на обучение, на период не менее срока обучения в должности курсанта – по окончании образовательной организации высшего профессионального образования, находящейся в ведении республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
6) форма обучения;
7) условия прохождения практики в республиканском органе исполнительной власти, реализующем государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
8) обязанность курсанта в случаях, предусмотренных настоящим Законом, возместить республиканскому органу исполнительной власти, реализующему государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, расходы на его обучение;
9) срок действия договора об обучении;
10) ответственность сторон договора об обучении за нарушение его условий.
- Договор об обучении наряду с условиями, указанными в части 8 настоящей статьи, может содержать иные условия по соглашению сторон этого договора.
- Заключение, изменение и расторжение договора об обучении осуществляются в соответствии с гражданским законодательством Донецкой Народной Республики.
Основания расторжения в одностороннем порядке образовательной организацией высшего профессионального образования, находящейся в ведении республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, договора об обучении указываются в договоре.
- При расторжении по инициативе курсанта договора об обучении либо в случае увольнения лица начальствующего состава с Государственной оперативно-спасательной службы в период исполнения обязательств по договору об обучении курсант обязан возместить республиканскому органу исполнительной власти, реализующему государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, расходы на его обучение, в том числе на вещевое имущество, коммунальные расходы, продовольственное обеспечение и другие расходы, связанные с содержанием курсантов, а также лишается специального звания службы гражданской защиты, за исключением случаев расторжения договора по одному из следующих оснований:
1) необходимость постоянного ухода за отцом, матерью, супругом (супругой), сыном (дочерью) или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением органа медико-социальной экспертизы в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), либо достигшими установленного законодательством Донецкой Народной Республики пенсионного возраста, либо являющимися инвалидами I или II группы при отсутствии возможности ухода со стороны других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
2) необходимость ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого курсант воспитывает без матери (отца);
3) состояние здоровья (болезнь) – на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности (о негодности) к службе в органах управления и подразделениях республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, и о невозможности продолжать обучение в должности курсанта.
- Участие курсантов образовательных организаций высшего профессионального образования, находящихся в ведении республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и выполнение ими других обязанностей, возложенных на республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, являются частью их подготовки, предусмотренной в соответствующих образовательных программах. К участию в таких мероприятиях и выполнению указанных обязанностей не допускаются курсанты, не достигшие возраста 18 лет.
(Статья 18 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 20.11.2020 № 211-IIНС)
Статья 19. Присяга лиц рядового и начальствующего состава Государственной оперативно-спасательной службы
Граждане, впервые назначаемые на должности рядового и начальствующего состава Государственной оперативно-спасательной службы, приносят Присягу следующего содержания:
«Я (фамилия, имя, отчество), вступая в ряды Государственной оперативно-спасательной службы, принимаю Присягу и торжественно клянусь соблюдать Конституцию и законы Донецкой Народной Республики, уважать и соблюдать права и свободы человека и гражданина, добросовестно выполнять приказы руководителей и возложенные на меня служебные обязанности, постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство.
Достойно переносить связанные с выполнением служебных обязанностей трудности, быть честным, мужественным, хранить государственную и служебную тайну.
Клянусь, не щадя своих сил, стоять на защите здоровья и жизни граждан, верно служить благородному делу спасения.
Если же я нарушу принятую мной Присягу, то готов нести ответственность по всей строгости закона».
Статья 20. Специальные звания лиц рядового и начальствующего состава Государственной оперативно-спасательной службы
- Лицам, состоящим в Государственной оперативно-спасательной службе, присваиваются следующие специальные звания:
1) рядовой состав – рядовой службы гражданской защиты;
2) младший начальствующий состав – младший сержант службы гражданской защиты, сержант службы гражданской защиты, старший сержант службы гражданской защиты, старшина службы гражданской защиты, прапорщик службы гражданской защиты, старший прапорщик службы гражданской защиты;
3) средний начальствующий состав – младший лейтенант службы гражданской защиты, лейтенант службы гражданской защиты, старший лейтенант службы гражданской защиты, капитан службы гражданской защиты;
4) старший начальствующий состав – майор службы гражданской защиты, подполковник службы гражданской защиты, полковник службы гражданской защиты;
5) высший начальствующий состав – генерал-майор службы гражданской защиты, генерал-лейтенант службы гражданской защиты, генерал-полковник службы гражданской защиты.
- Порядок присвоения специальных званий устанавливается Положением о порядке прохождении службы, утверждаемым Главой Донецкой Народной Республики.
(Часть 2 статьи 20 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 20.11.2020 № 211-IIНС)
Статья 21. Награждение лиц рядового и начальствующего состава, государственных гражданских служащих и работников Государственной оперативно-спасательной службы
- Лицам рядового и начальствующего состава, государственным гражданским служащим и работникам Государственной оперативно-спасательной службы, участвующим в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, за особые заслуги в деле спасения может быть присвоено почетное звание «Заслуженный спасатель Донецкой Народной Республики».
(Часть 1 статьи 21 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 20.11.2020 № 211-IIНС)
- Лица рядового и начальствующего состава, государственные гражданские служащие и работники Государственной оперативно-спасательной службы также могут быть награждены государственными наградами и ведомственными знаками отличия.
(Часть 2 статьи 21 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 20.11.2020 № 211-IIНС)
- Присвоение почетного звания «Заслуженный спасатель Донецкой Народной Республики» и награждение государственными наградами лиц рядового и начальствующего состава, государственных гражданских служащих и работников Государственной оперативно-спасательной службы производится Главой Донецкой Народной Республики по представлению руководителя республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
- Положение о почетном звании «Заслуженный спасатель Донецкой Народной Республики» утверждается Главой Донецкой Народной Республики.
- Положение о ведомственных знаках отличия утверждается руководителем республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Статья 22. Предельный возраст пребывания на службе лиц рядового и начальствующего состава Государственной оперативно-спасательной службы
- Предельный возраст пребывания на службе лиц рядового и начальствующего состава в органах и подразделениях Государственной оперативно-спасательной службы устанавливается:
1) для лиц рядового состава, младшего и среднего начальствующего состава – до 50 лет;
2) для лиц старшего начальствующего состава – до 55 лет;
3) для лиц высшего начальствующего состава – до 60 лет.
- В случае необходимости лица рядового и начальствующего состава Государственной оперативно-спасательной службы, имеющие высокую профессиональную подготовку, опыт практической работы в занимаемой должности, признанные годными по состоянию здоровья для прохождения службы, могут быть оставлены по их просьбе на службе свыше предельного возраста сроком до пяти лет.
- В исключительных случаях, перечень которых устанавливается республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, срок оставления на службе лиц рядового и начальствующего состава может быть продлен повторно до пяти лет.
Статья 23. Увольнение со службы лиц рядового и начальствующего состава Государственной оперативно-спасательной службы
- Увольнение со службы лиц рядового и начальствующего состава Государственной оперативно-спасательной службы проводится:
1) в запас Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики (с постановкой на воинский учет), если уволенные лица не достигли предельного возраста пребывания в запасе, установленного Законом Донецкой Народной Республики от 13 февраля 2015 года № 08-IНС «О воинской обязанности и военной службе», и по состоянию здоровья годны к военной службе;
2) в отставку, если уволенные лица достигли предельного возраста пребывания в запасе, установленного Законом Донецкой Народной Республики от 13 февраля 2015 года № 08-IНС «О воинской обязанности и военной службе», или признаны военно-врачебной комиссией негодными по состоянию здоровья к военной службе.
- Лица рядового и начальствующего состава увольняются со службы по следующим основаниям:
1) по достижении предельного возраста пребывания на службе;
2) по состоянию здоровья – на основании заключения военно-врачебной комиссии республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, о непригодности к службе или ограниченной годности к службе;
3) в связи с организационно-штатными мероприятиями – при ликвидации или реорганизации органов и подразделений Государственной оперативно-спасательной службы;
4) в связи с осуждением за преступление (после вступления в законную силу обвинительного приговора суда);
5) в связи со служебным несоответствием в аттестационном порядке;
6) за грубое нарушение служебной дисциплины;
7) по собственному желанию;
8) в связи с призывом на военную службу или направлением на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
9) в связи с непосредственным подчинением близкому лицу при невозможности перевода на другую должность;
10) по истечении срока нахождения лица рядового и начальствующего состава в распоряжении руководителя республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
11) в связи с избранием депутатом Народного Совета Донецкой Народной Республики, депутатом представительного органа муниципальных образований и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе;
12) в связи с отчислением курсантов из образовательной организации высшего профессионального образования, находящейся в ведении республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
(Часть 2 статьи 23 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 20.11.2020 № 211-IIНС)
Статья 24. Служебные удостоверения
- Лицам рядового и начальствующего состава, государственным гражданским служащим и работникам Государственной оперативно-спасательной службы выдаются служебные удостоверения.
- Образцы служебных удостоверений и порядок их выдачи устанавливается Правительством Донецкой Народной Республики.
(Часть 2 статьи 24 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 20.11.2020 № 211-IIНС)
Глава 5. Обучение и подготовка к действиям по предназначению
Статья 25. Организация первоначальной подготовки, переподготовки, повышения квалификации и курсы целевого назначения для лиц рядового и начальствующего состава Государственной оперативно-спасательной службы
- Первоначальная подготовка (специальное первоначальное обучение) лиц рядового и начальствующего состава Государственной оперативно-спасательной службы осуществляется в образовательных организациях республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах и за пределами Донецкой Народной Республики по образовательным программам для лиц, впервые принятых на службу.
- Переподготовка, повышение квалификации и курсы целевого назначения по программам дополнительного профессионального образования для лиц рядового и начальствующего состава Государственной оперативно-спасательной службы, осуществляется в образовательных организациях республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах и других образовательных учреждениях при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности и государственной аккредитации по соответствующим специальностям и видам работ.
- Переподготовка и курсы целевого назначения проводятся по мере необходимости, повышение квалификации – не реже одного раза в пять лет.
- Лицу, успешно прошедшему первоначальную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и курсы целевого назначения, выдается документ установленного образца.
- Требования к уровню профессиональной подготовки лиц рядового и начальствующего состава Государственной оперативно-спасательной службы определяются республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, государственными стандартами образования по соответствующим профессиям и должны быть гармонизированы с международными нормами.
- В зависимости от уровня профессиональной подготовки лицам рядового и начальствующего состава государственной оперативно-спасательной службы присваивается соответствующая классная квалификация.
- Порядок и условия присвоения классной квалификации устанавливаются республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
- Результаты повышения квалификации учитываются при проведении аттестации, продвижении по службе, присвоении специальных званий.
Статья 26. Подготовка к действиям по предназначению Государственной оперативно-спасательной службы
- Профессиональное обучение лиц рядового и начальствующего состава Государственной оперативно-спасательной службы носит беспрерывный характер и проводится на протяжении всей службы с целью постепенного углубления, расширения и пополнения их знаний, умений, навыков и профессиональных качеств с целью обеспечения успешного выполнения ими профессионально-служебных задач по предназначению.
- Подготовка лиц рядового и начальствующего состава Государственной оперативно-спасательной службы к выполнению профессионально-служебных задач по предназначению проводится на постоянной основе во время командно-штабных и тактико-специальных учений (тренировок), на занятиях в системе служебной подготовки, специальной подготовки по должности, подготовки личного состава дежурных смен, самостоятельного обучения и стажировки в должности.
- Организация и порядок подготовки лиц рядового и начальствующего состава Государственной оперативно-спасательной службы к выполнению профессионально-служебных задач по предназначению определяется республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Глава 6. Социальная и правовая защита лиц рядового и начальствующего состава, государственных гражданских служащих и работников Государственной оперативно-спасательной службы
Статья 27. Социальная и правовая защита лиц рядового и начальствующего состава, государственных гражданских служащих и работников Государственной оперативно-спасательной службы
Государство обеспечивает социальную и правовую защиту лиц рядового и начальствующего состава, государственных гражданских служащих и работников Государственной оперативно-спасательной службы и членов их семей в соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республики, настоящим Законом, иными законами и нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.
Статья 28. Обеспечение гражданских прав и свобод лиц рядового и начальствующего состава, государственных гражданских служащих и работников Государственной оперативно-спасательной службы
- Лица рядового и начальствующего состава Государственной оперативно-спасательной службы имеют право создавать свои общественные объединения согласно действующему законодательству Донецкой Народной Республики.
- Лицам рядового и начальствующего состава, государственным гражданским служащим и работникам Государственной оперативно-спасательной службы запрещается организовывать митинги, забастовки или в них участвовать.
- Лицам рядового и начальствующего состава и государственным гражданским служащим запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности.
(Часть 3 статьи 28 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 20.11.2020 № 211-IIНС)
- При осуществлении служебной деятельности лица рядового и начальствующего состава, государственные гражданские служащие и работники не должны быть связаны решениями политических партий, иных общественных объединений или движений, а также религиозных организаций.
Глава 7. Медицинское обеспечение и единовременное денежное пособие
Статья 29. Медицинское и санаторно-курортное обеспечение, медико-психологическая реабилитация лиц рядового и начальствующего состава, государственных гражданских служащих и работников Государственной оперативно-спасательной службы и членов их семей
- Медицинское обеспечение лиц рядового и начальствующего состава Государственной оперативно-спасательной службы государственным гражданским служащим и работникам органов и подразделений Государственной оперативно-спасательной службы организуется и осуществляется медицинскими подразделениями республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах и финансируется за счет средств Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики.
Квалифицированная и специализированная медицинская помощь лицам рядового и начальствующего состава, государственным гражданским служащим и работникам органов и подразделений Государственной оперативно-спасательной службы предоставляется в лечебных учреждениях Донецкой Народной Республики на договорной основе, в соответствии с действующим законодательством Донецкой Народной Республики.
- Лица рядового и начальствующего состава, государственные гражданские служащие и работники Государственной оперативно-спасательной службы обязаны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры.
Лица рядового и начальствующего состава проходят предварительные и периодические медицинские осмотры, государственные гражданские служащие и работники – периодические медицинские осмотры за счет средств, предусмотренных в Республиканском бюджете Донецкой Народной Республики на содержание республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Предварительный медицинский осмотр лица рядового и начальствующего состава Государственной оперативно-спасательной службы проходят в лечебно-профилактических учреждениях Министерства здравоохранения Донецкой Народной Республики.
Лица рядового и начальствующего состава Государственной оперативно-спасательной службы ежегодно проходят медицинский осмотр с дальнейшим проведением лечебно-профилактических мероприятий, в случае необходимости.
- Медико-психологическая реабилитация предоставляется в центрах медико-психологической реабилитации лицам рядового и начальствующего состава, государственным гражданским служащим и работникам Государственной оперативно-спасательной службы, которые принимали участие в проведении сложных аварийно-спасательных работ или привлекались к круглосуточному дежурству, связанному с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, при наличии показаний к медико-психологической реабилитации, в порядке, предусмотренном для прохождения медико-психологической реабилитации спасателями и лицами, не являющимися спасателями, устанавливаемом Правительством Донецкой Народной Республики.
(Часть 3 статьи 29 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 20.11.2020 № 211-IIНС)
- На санаторно-курортное лечение при наличии медицинских показаний имеют право лица рядового и начальствующего состава и члены их семей, к которым относятся супруга (супруг), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, признанные инвалидами I или II группы, проживающие с родителями.
Порядок прохождения санаторно-курортного лечения определяется Правительством Донецкой Народной Республики.
- Порядок очередности получения санаторно-курортных путевок и порядок их оплаты определяются республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
- В случае отсутствия на территории Донецкой Народной Республики санаторно-курортных учреждений лицам рядового и начальствующего состава, государственным гражданским служащим, работникам Государственной оперативно-спасательной службы и членам их семей предоставляется оздоровительный отдых в учреждениях, находящихся в ведении республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Лица рядового и начальствующего состава, государственные гражданские служащие и работники, уволенные с Государственной оперативно-спасательной службы, признанные лицами с инвалидностью I или II группы вследствие заболевания, травмы или ранения, связанных с прохождением службы, направляются на оздоровительный отдых независимо от вида пенсии, которую они получают. Лица с инвалидностью III группы, уволенные со службы по состоянию здоровья, которые получают пенсию по инвалидности, направляются на оздоровительный отдых при наличии медицинских показаний.
(Часть 6 статьи 29 введена Законом от 20.11.2020 № 211-IIНС)
- Порядок предоставления медицинской помощи лицам рядового и начальствующего состава, государственным гражданским служащим и работникам Государственной оперативно-спасательной службы, а также взаиморасчетов за ее предоставление устанавливается Правительством Донецкой Народной Республики.
Порядок медицинского обеспечения и организации оздоровительного отдыха лиц рядового и начальствующего состава, государственных гражданских служащих и работников Государственной оперативно-спасательной службы определяется республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
(Часть 7 статьи 29 введена Законом от 20.11.2020 № 211-IIНС)
Статья 30. Выплата единовременного денежного пособия в случае гибели, травмы или ранения, заболевания или инвалидности лиц рядового и начальствующего состава Государственной оперативно-спасательной службы
- В случае гибели лица рядового или начальствующего состава Государственной оперативно-спасательной службы при исполнении служебных обязанностей либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением им служебных обязанностей, семье погибшего (умершего), а в случае ее отсутствия – иждивенцам, в равных долях, выплачивается единовременное денежное пособие в размере трехлетнего должностного оклада погибшего (умершего) по последней должности, которую он занимал.
(Часть 1 статьи 30 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 20.11.2020 № 211-IIНС)
- В случае ранения (контузии, травмы или увечья), причиненного лицу рядового или начальствующего состава Государственной оперативно-спасательной службы при исполнении служебных обязанностей, а также инвалидности, наступившей в период прохождения службы или не позднее чем через три месяца после увольнения со службы либо по истечении этого срока, но вследствие заболевания или несчастного случая, имевших место в период прохождения службы, связанного с исполнением служебных обязанностей, в зависимости от степени потери трудоспособности, ему выплачивается единовременное денежное пособие в размерах: инвалидам I группы – двадцати четырех месячных должностных окладов, инвалидам II группы – восемнадцати месячных должностных окладов, инвалидам III группы – двенадцати месячных должностных окладов по последней должности, которую они занимали.
- Единовременное денежное пособие в случае ранения (контузии, травмы или увечья), причиненного лицу рядового или начальствующего состава Государственной оперативно-спасательной службы при исполнении служебных обязанностей, без установления группы инвалидности, но с частичной утратой трудоспособности, выплачивается в следующих размерах: при установлении 25 процентов профессиональной утраты трудоспособности – 25 процентов двенадцати месячных должностных окладов, при установлении 15 процентов профессиональной утраты трудоспособности – 15 процентов двенадцати месячных должностных окладов, при установлении 10 процентов профессиональной утраты трудоспособности – 10 процентов двенадцати месячных должностных окладов по последней должности, которую они занимали.
- Заключение о пригодности к службе лиц рядового и начальствующего состава и причинно-следственную связь ранения (контузии, травмы, увечья), смерти или заболевания с исполнением служебных обязанностей предоставляет военно-врачебная комиссия республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
(Часть 4 статьи 30 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 20.11.2020 № 211-IIНС)
- Единовременное денежное пособие государственным гражданским служащим и работникам, получившим трудовое увечье, профессиональное заболевание или погибшим при ликвидации аварий и чрезвычайных ситуаций, выплачивается:
в случае гибели – членам их семей, при отсутствии семьи – иждивенцам таких лиц – в размере пятилетнего должностного оклада и процентной надбавки за выслугу лет, погибших (умерших) по последней должности, которую они занимали, в равных долях;
в случае наступления инвалидности – пострадавшему выплачивается единовременное денежное пособие в размере: инвалидам I группы – тридцати шести месячных должностных окладов и процентной надбавки за выслугу лет, инвалидам II группы – двадцати четырех месячных должностных окладов и процентной надбавки за выслугу лет, инвалидам III группы – двенадцати месячных должностных окладов и процентной надбавки за выслугу лет.
- Если лица рядового и начальствующего состава Государственной оперативно-спасательной службы или члены их семей одновременно имеют право на получение единовременного денежного пособия по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, и единовременного денежного пособия или компенсационной выплаты, установленных другими законами, выплата соответствующих денежных сумм осуществляется по одному из оснований по выбору лица, имеющего право на получение таких выплат.
- К членам семьи погибшего относятся лица, которые совместно проживали с погибшим, были связаны общим бытом, имели взаимные права и обязанности, а именно: жена (муж), дети, не достигшие возраста 18 лет (учащиеся – в возрасте до 23 лет), либо дети старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, отец и мать. Супруги считаются семьей и тогда, когда муж и жена в связи с обучением, работой, лечением, необходимостью ухода за родителями, детьми и по другим уважительным причинам не проживают совместно.
Иждивенцами погибшего признаются лица, которые находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Иждивение детей не требует доказательств, за исключением детей, объявленных в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.
- Члены семьи погибшего (умершего), а также лица, находившиеся на его иждивении, имеющие право на получение единовременного денежного пособия, могут обратиться с заявлением о выплате пособия на протяжении шести месяцев со дня гибели (смерти) лица рядового и начальствующего состава, государственного гражданского служащего или работника Государственной оперативно-спасательной службы. По истечении шестимесячного срока единовременное денежное пособие выплачивается только по решению суда.
- Все выплаты, предусмотренные настоящей статьей, осуществляются за счет средств, выделяемых на содержание республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
- Порядок проведения выплат, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается Правительством Донецкой Народной Республики.
(Часть 10 статьи 30 введена Законом от 20.11.2020 № 211-IIНС)
Глава 8. Обеспечение жильем и оплата коммунальных услуг
Статья 31. Обеспечение жильем лиц рядового и начальствующего состава Государственной оперативно-спасательной службы
- Лицам рядового и начальствующего состава Государственной оперативно-спасательной службы и членам их семей, проживающим вместе с ними, предоставляется жилое помещение, которое должно соответствовать требованиям действующего законодательства Донецкой Народной Республики, за счет средств соответствующих бюджетов Донецкой Народной Республики.
К членам семьи лиц рядового и начальствующего состава Государственной оперативно – спасательной службы относятся супруг (супруга), их дети и родители, которые постоянно проживают с ними и ведут совместное хозяйство.
- Жилая площадь лицам рядового и начальствующего состава Государственной оперативно-спасательной службы, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в первоочередном порядке.
- До получения жилого помещения для постоянного проживания лицам рядового и начальствующего состава Государственной оперативно-спасательной службы предоставляются служебные жилые помещения или жилая площадь в общежитии.
- За лицами рядового и начальствующего состава Государственной оперативно-спасательной службы, обеспечиваемыми служебными жилыми помещениями на первые пять лет службы (не считая времени обучения в образовательных заведениях (учреждениях) профессионального образования), сохраняется право на жилые помещения государственного жилого фонда, занимаемые ими до поступления на службу. Лица рядового и начальствующего состава Государственной оперативно-спасательной службы не могут быть исключены из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства.
- Лица начальствующего состава Государственной оперативно-спасательной службы в звании полковника гражданской защиты и выше, либо уволенные со службы в звании полковника гражданской защиты и выше по болезни, возрасту или сокращению штатов, имеют право на дополнительную жилую площадь размером не менее 15 квадратных метров и не более 25 квадратных метров. Порядок предоставления дополнительной жилой площади или дополнительной комнаты и ее размеры устанавливаются законодательством Донецкой Народной Республики.
- Курсантам и слушателям высших образовательных организаций республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, которые имеют семью, предоставляется служебная жилая площадь в семейных общежитиях. В случае отсутствия семейных общежитий им выплачивается по месту службы денежная компенсация за поднаем (наем, аренду) жилого помещения в размерах, определенных Правительством Донецкой Народной Республики.
- Органы местного самоуправления в пределах определенных законом полномочий выделяют земельные участки и могут оказывать помощь в строительстве частного жилого дома и приобретении строительных материалов лицам рядового и начальствующего состава Государственной оперативно-спасательной службы, родителям лиц рядового и начальствующего состав, которые погибли или пропали без вести во время прохождения службы, а также лицам рядового и начальствующего состава Государственной оперативно-спасательной службы, которые стали инвалидами во время прохождения службы, если они изъявили желание построить индивидуальный жилой дом.
Статья 32. Оплата коммунальных услуг
- Снижение оплаты за пользование жильем (квартирная плата) и коммунальными услугами (водоснабжение, газ, электрическая, тепловая энергия и другие услуги) в жилых домах независимо от формы собственности, в пределах норм потребления, предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики, и стоимости топлива, в том числе жидкого, в пределах установленных норм для лиц, проживающих в домах, не имеющих централизованного отопления, на 25% предоставляется:
1) лицам рядового и начальствующего состава Государственной оперативно-спасательной службы и членам их семей, которые находятся на их иждивении;
2) родителям и членам семей лиц рядового, начальствующего состава органов и подразделений Государственной оперативно-спасательной службы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении служебных обязанностей;
3) лицам, уволенным из Государственной оперативно-спасательной службы по возрасту или по болезни, которые стали инвалидами при исполнении служебных обязанностей, и членам их семей.
- Льготы, предусмотренные частью первой настоящей статьи, предоставляются в порядке, устанавливаемом Правительством Донецкой Народной Республики.
Глава 9. Дополнительные гарантии социальной защиты
Статья 33. Дополнительные гарантии социальной защиты лиц рядового и начальствующего состава Государственной оперативно-спасательной службы
Органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные к установленным настоящим Законом гарантии социальной защиты лиц рядового и начальствующего состава Государственной оперативно-спасательной службы за счет средств местных бюджетов, а также средств иных источников, предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики.
Статья 34. Социальная защита членов семей лиц рядового и начальствующего состава Государственной оперативно-спасательной службы
- Дети погибших (умерших) при прохождении службы лиц рядового и начальствующего состава, а также дети погибших (умерших) во время выполнения служебных (трудовых) обязанностей при ликвидации последствий аварий и чрезвычайных ситуаций, государственных гражданских служащих и работников Государственной оперативно-спасательной службы имеют право на поступление в образовательные организации, в которых осуществляется обучение специалистов для республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, вне конкурса.
- Дети погибших или получивших увечье (ранения, травмы, контузии) при прохождении службы лиц рядового и начальствующего состава, а также дети погибших (умерших) во время выполнения служебных (трудовых) обязанностей при ликвидации последствий аварий и чрезвычайных ситуаций, государственных гражданских служащих и работников Государственной оперативно-спасательной службы пользуются преимущественным правом поступления в военные образовательные учреждения и образовательные организации, которые готовят специалистов в сфере гражданской обороны высшего и среднего профессионального образования при условии успешного прохождения вступительных испытаний и соответствия другим, установленным для поступающих, требованиям.
Статья 35. Проезд и размещение лиц рядового и начальствующего состава Государственной оперативно-спасательной службы
В случае служебных командировок лица рядового и начальствующего состава Государственной оперативно-спасательной службы, привлеченные к проведению спасательных и других неотложных работ, имеют право на внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта и размещение в гостиницах при условии предъявления служебного удостоверения и удостоверения о командировке.
Статья 36. Ветераны Государственной оперативно-спасательной службы
- Ветеранами Государственной оперативно-спасательной службы являются лица, которые прослужили в Государственной оперативно-спасательной службе, в том числе на военной службе, в государственной пожарной охране, органах и подразделениях гражданской защиты, органах внутренних дел, налоговой милиции, Государственной уголовно-исполнительной службе, Государственной службе специальной связи и защите информации бывшего СССР, Украины и Донецкой Народной Республики 25 и более лет в календарном или 30 и более лет в льготном исчислении (из которых не менее 20 лет составляет выслуга в календарном исчислении), и уволенные в запас или в отставку с Государственной оперативно-спасательной службы.
- Социальная защита ветеранов Государственной оперативно-спасательной службы предусматривается действующим законодательством Донецкой Народной Республики.
- Ветеранам Государственной оперативно-спасательной службы вручаются удостоверение и нагрудные знаки.
- Образцы удостоверений, нагрудных знаков и порядок их изготовления и вручения определяются Правительством Донецкой Народной Республики.
Глава 10. Денежное обеспечение и оплата труда сотрудников Государственной оперативно-спасательной службы и их пенсионное обеспечение
Статья 37. Денежное обеспечение лиц рядового и начальствующего состава и оплата труда государственных гражданских служащих и работников Государственной оперативно-спасательной службы
- Государство гарантирует оплату труда лицам рядового и начальствующего состава, государственным гражданским служащим и работникам Государственной оперативно-спасательной службы с целью создания достаточных материальных условий для независимого и добросовестного исполнения ими служебных обязанностей.
- Условия денежного обеспечения лиц рядового и начальствующего состава, условия денежного содержания государственных гражданских служащих, а также оплата труда работников Государственной оперативно-спасательной службы определяются Главой Донецкой Народной Республики, Правительством Донецкой Народной Республики, приказами республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Статья 38. Пенсионное обеспечение лиц рядового и начальствующего состава, государственных гражданских служащих и работников Государственной оперативно-спасательной службы
Пенсионное обеспечение лиц рядового и начальствующего состава, государственных гражданских служащих и работников Государственной оперативно-спасательной службы осуществляется в порядке и размерах, установленных законодательством Донецкой Народной Республики.
Глава 11. Рабочее время и предоставление отпуска
Статья 39. Рабочее время в органах и подразделениях Государственной оперативно-спасательной службы
- Для лиц рядового и начальствующего состава, государственных гражданских служащих и работников Государственной оперативно-спасательной службы устанавливается 40-часовая рабочая неделя.
- С установлением режимов повышенной готовности, чрезвычайной ситуации, а также в случае угрозы возникновения отдельных чрезвычайных ситуаций или при ликвидации их последствий, лица рядового и начальствующего состава, государственные гражданские служащие и работники Государственной оперативно-спасательной службы несут службу и работают сверх установленной продолжительности рабочего времени, а также в выходные и праздничные дни.
- Лицам рядового и начальствующего состава Государственной оперативно-спасательной службы за службу и работу в выходные и праздничные дни предоставляются другие дни отдыха.
- Государственным гражданским служащим и работникам Государственной оперативно-спасательной службы за службу (работу) сверх установленной продолжительности рабочего времени, а также в выходные и праздничные дни производится оплата труда в соответствии с законодательством о труде и другими специальными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.
Статья 40. Право лиц рядового и начальствующего состава, государственных гражданских служащих и работников на отпуск
- Лицам рядового и начальствующего состава Государственной оперативно-спасательной службы предоставляются отпуска согласно Положению о порядке прохождения службы, утверждаемого Главой Донецкой Народной Республики.
(Часть 1 статьи 40 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 20.11.2020 № 211-IIНС)
- Государственным гражданским служащим и работникам Государственной оперативно-спасательной службы предоставляются отпуска в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
Глава 12. Международное сотрудничество
Статья 41. Международное сотрудничество Государственной оперативно-спасательной службы с иностранными государствами
- Интересы Государственной оперативно-спасательной службы в рамках международного сотрудничества с другими государствами представляются Правительством Донецкой Народной Республики и республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в соответствии с правами и полномочиями, предусмотренными законодательством Донецкой Народной Республики.
- Международное сотрудничество Государственной оперативно-спасательной службы предполагает участие сотрудников в программах по обмену опытом в сфере гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; повышение квалификации сотрудников Государственной оперативно-спасательной службы; оказание помощи иностранным государствам в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе на приграничных территориях, а также по другим вопросам и программам в сфере осуществления деятельности Государственной оперативно-спасательной службы, которые осуществляются на основании международных договоров.
Глава 13. Контроль и надзор за деятельностью Государственной оперативно-спасательной службы
Статья 42. Контроль деятельности Государственной оперативно-спасательной службы
Контроль деятельности Государственной оперативно-спасательной службы осуществляется в порядке, предусмотренном Конституцией и законодательством Донецкой Народной Республики.
Статья 43. Надзор за соблюдением законности деятельности органов и подразделений Государственной оперативно-спасательной службы
Надзор за деятельностью Государственной оперативно-спасательной службы осуществляется в порядке, предусмотренном Конституцией и законодательством Донецкой Народной Республики.
Глава 14. Ответственность
Статья 44. Ответственность за нарушение настоящего Закона
Лица, виновные в нарушении требований настоящего Закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
Глава 15. Заключительные и переходные положения
- Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
- Внести изменения в следующие законодательные акты Донецкой Народной Республики:
1) В Законе Донецкой Народной Республики от 13 февраля 2015 года № 06-IНС «О пожарной безопасности» (опубликован на официальном сайте Народного Совета Донецкой Народной Республики 27 февраля 2015 года):
а) слова «Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики» во всех случаях и во всех падежах заменить текстом следующего содержания: «республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере обеспечения пожарной безопасности» во всех случаях в соответствующих падежах;
б) слова «республиканский орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности» во всех случаях и во всех падежах заменить текстом следующего содержания: «республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере пожарной безопасности» во всех случаях в соответствующих падежах;
в) слова «Министром по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики» во всех случаях и во всех падежах заменить текстом следующего содержания: «республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере обеспечения пожарной безопасности» во всех случаях в соответствующих падежах;
г) слова «Законом Донецкой Народной Республики «О статусе военнослужащего» во всех случаях заменить словами «Законом Донецкой Народной Республики от 18 марта 2016 года «О Государственной оперативно-спасательной службе»;
д) часть 3 статьи 16 изложить в следующей редакции:
«Порядок учета пожаров и их последствий устанавливается Правительством Донецкой Народной Республики»;
е) часть 2 статьи 20 изложить в следующей редакции:
«Государственная пожарная охрана формируется на базе существующих пожарно-спасательных подразделений республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере обеспечения пожарной безопасности, основными задачами которых является предупреждение и тушение пожаров»;
ж) часть 4 статьи 20 изложить в следующей редакции:
«Государственная пожарная охрана состоит из подразделений республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере обеспечения пожарной безопасности, основными задачами которых является предупреждение и тушение пожаров»;
з) часть 5 статьи 20 исключить;
и) в части 6 статьи 23 слова «Правительством Донецкой Народной Республики» заменить словами «Законом Донецкой Народной Республики от 18 марта 2016 года «О Государственной оперативно-спасательной службе»;
к) в части 1 статьи 24 слова «Положением «О прохождении службы личным составом Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики», утверждаемым» заменить словами «положением о порядке прохождения службы, утверждаемым Правительством Донецкой Народной Республики»;
л) в части 1 статьи 36 после слова «осуществляется» дополнить текст словом «лечебными»;
м) в части 3 статьи 36 после слов «предоставляется в» дополнить текст словом «лечебными».
2) в Законе Донецкой Народной Республики от 13 февраля 2015 года № 07-IНС «О гражданской обороне» (опубликован на официальном сайте Народного Совета Донецкой Народной Республики 27 февраля 2015 года):
а) статью 16 изложить в следующей редакции:
«Государственная оперативно-спасательная служба – вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях Государственной оперативно-спасательной службы в государственных органах, организациях и учебных заведениях, осуществляющих функции в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах».
3) в Законе Донецкой Народной Республики от 3 апреля 2015 года
№ 32-IНС «О системе государственной службы Донецкой Народной Республики» (опубликован на официальном сайте Народного Совета Донецкой Народной Республики 21 апреля 2015 года):
а) пункт 1 статьи 2 дополнить абзацем следующего содержания:
«Государственная оперативно-спасательная служба»;
б) дополнить статьей 7-1 следующего содержания:
«Статья 7-1. Государственная оперативно-спасательная служба
Государственная оперативно-спасательная служба – вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях Государственной оперативно-спасательной службы в государственных органах, организациях и учебных заведениях, осуществляющих функции в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах»;
в) пункт 2 статьи 8 дополнить абзацем следующего содержания:
«должности Государственной оперативно-спасательной службы»;
г) пункт 4 статьи 8 после слов «правоохранительной службы» дополнить словами «, Государственной оперативно-спасательной службы»;
д) пункт 1 статьи 9 дополнить абзацем следующего содержания:
«перечни типовых должностей Государственной оперативно-спасательной службы»;
е) пункт 1 статьи 20 дополнить абзацем следующего содержания:
«Определение Государственной оперативно-спасательной службы как вида государственной службы, содержащееся в статье 7–1 настоящего Закона, применяется со дня вступления в силу закона Донецкой Народной Республики об этом виде службы».
4) в Законе Донецкой Народной Республики от 29 июня 2015 годя
№ 65-IНС «О профессиональных союзах» (опубликован на официальном сайте Народного Совета Донецкой Народной Республики 10 августа 2015 года):
а) в часть 3 статьи 4 после слов «сотрудников органов внутренних дел Донецкой Народной Республики» дополнить текстом следующего содержания: «лиц рядового и начальствующего состава Государственной оперативно-спасательной службы»
Глава
Донецкой Народной Республики А.В. Захарченко
г. Донецк
16 мая 2016
№ 127-IНС