Дата публикации 17:30 25.04.2016

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

ЗАКОН

ОБ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБАХ

И СТАТУСЕ СПАСАТЕЛЕЙ

 

Принят Постановлением Народного Совета 18 марта 2016 года

 

(С изменениями, внесенными Законами

 от 12.03.2020 № 108-IIНС,

от 07.08.2020 № 177-IIНС)

 

(По тексту Закона слова «Совет Министров» в соответствующем падеже заменены словом «Правительство» в соответствующем падеже согласно Закону от 12.03.2020 № 108-IIНС)

 

Настоящий Закон:

определяет общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб на территории Донецкой Народной Республики, регулирует отношения в этой сфере между органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами Донецкой Народной Республики;

устанавливает права, обязанности и ответственность спасателей, определяет основы государственной политики в сфере правовой и социальной защиты спасателей, других лиц, принимающих участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и членов их семей.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Законе понятия используются в следующем значении:

1) аварийно-спасательные работы – действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов; характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения;

2) аварийно-спасательная служба – совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему;

3) аварийно-спасательные средства – техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, в том числе специализированные средства связи и управления, техника, оборудование, снаряжение, имущество и методические материалы, видео-, кино-, фото- материалы по технологии аварийно-спасательных работ, а также программные продукты и базы данных для электронных вычислительных машин и иные средства, предназначенные для проведения аварийно-спасательных работ;

4) авария – опасное происшествие техногенного характера, которое повлекло гибель людей или создает на отдельной территории угрозу жизни и здоровью людей, приводит к разрушениям зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, способствует сверхнормативным выбросам загрязняющих веществ в окружающую среду;

5) государственная военизированная горноспасательная служба – государственная специализированная профессиональная аварийно-спасательная служба, предназначенная для осуществления в установленном порядке горноспасательного обслуживания угольных шахт, рудников, разрезов, обогатительных и брикетных фабрик, других предприятий по добыче и переработке угля независимо от форм собственности в период их строительства, реконструкции, эксплуатации, ликвидации или консервации;

6) государственная служба медицины катастроф – аварийно-спасательная служба, в которую входят медицинские силы и средства республиканского и территориального уровня, независимо от вида деятельности и ведомственной принадлежности, специально определенные для оказания экстренной медицинской помощи населению в чрезвычайной ситуации;

7) зона чрезвычайной ситуации – территория, акватория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация;

8) ликвидация чрезвычайных ситуаций – аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов;

9) неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций – деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности;

10) непрофессиональные объектовые аварийно-спасательные службы – службы, которые создаются из числа инженерно-технических и других опытных работников предприятий, учреждений, организаций, которые приобрели необходимые знания и навыки проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и способны по состоянию здоровья выполнять работы в экстренных ситуациях;

11) неспециализированные аварийно-спасательные службы – профессиональная или непрофессиональная аварийно-спасательная служба, которая имеет подготовленных спасателей и соответствующие аварийно-спасательные средства и предназначены для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, которые не требуют соответствующей специализации;

12) постоянное и обязательное обслуживание государственными аварийно-спасательными службами – организация и осуществление аварийно-спасательной службой аварийно-спасательного обслуживания объектов и (или) отдельных территорий с целью своевременного реагирования и выполнения аварийно-спасательных работ при возникновении на объекте и (или) отдельных территориях чрезвычайной ситуации, а также профилактической работы по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характеров и повышению уровня готовности объекта к спасению людей и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

13) потенциально опасный объект – объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаро-взрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации, а также другие объекты, которые при определенных обстоятельствах могут создать реальную угрозу возникновения чрезвычайной ситуации;

14) предупреждение чрезвычайных ситуаций – комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения;

15) профессиональная аварийно-спасательная служба – аварийно-спасательная служба, работники которой работают по трудовому договору, а спасатели, кроме того, проходят профессиональную, специальную физическую, медицинскую и психологическую подготовку;

16) реагирование на чрезвычайную ситуацию – скоординированные действия по реализации планов действий, уточненных в условиях конкретного вида и уровня чрезвычайной ситуации с целью предоставления неотложной помощи пострадавшим, устранения угрозы жизни и здоровью людей;

17) спасатель – лицо, подготовленное и аттестованное на проведение аварийно-спасательных работ;

18) специализированная аварийно-спасательная служба – профессиональная аварийно-спасательная служба, которая имеет подготовленных спасателей и соответствующие аварийно-спасательные средства и предназначена для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ с особым риском для жизни и здоровья (тушение газовых фонтанов, проведение водолазных и горноспасательных работ);

19) статус спасателей – совокупность прав и обязанностей спасателей, установленных законодательством Донецкой Народной Республики и гарантированных государством. Особенности статуса спасателей определяются возложенными на них обязанностями по участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и связанной с этим угрозой их жизни и здоровью;

20) чрезвычайная ситуация – обстановка на определенной территории, предприятии, учреждении, организации или на водном объекте (далее – объекты и (или) отдельные территории), сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;

21) военизированная аварийно-спасательная служба – профессиональная аварийно-спасательная служба, основанная на принципах единоначалия, централизации управления, личной ответственности, которая имеет подготовленных спасателей и соответствующие аварийно-спасательные средства и предназначена для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ с особым риском для жизни и здоровья.

Статья 2. Правовые основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб и деятельности спасателей

  1. Правовые основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб и деятельности спасателей составляют Конституция Донецкой Народной Республики, настоящий Закон, Закон Донецкой Народной Республики от 20 февраля 2015 года № 11-IНС «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и иные нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики.
  2. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать нормативные правовые акты, регулирующие вопросы создания и деятельности аварийно-спасательных служб и деятельности спасателей.

 

Статья 3. Основные принципы деятельности аварийно-спасательных служб и спасателей

Основными принципами деятельности аварийно-спасательных служб и спасателей являются:

1) принцип гуманизма и милосердия, предусматривающий приоритетность задач спасения жизни и сохранения здоровья людей, защиты природной среды при возникновении чрезвычайных ситуаций;

2) принцип единоначалия руководства аварийно-спасательными службами;

3) принцип оправданного риска и обеспечения безопасности при проведении аварийно-спасательных и неотложных работ;

4) принцип постоянной готовности аварийно-спасательных служб к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации.

Статья 4. Виды аварийно-спасательных работ

К аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие, перечень которых может быть дополнен решением Правительства Донецкой Народной Республики.

Глава 2. Аварийно-спасательные службы

Статья 5. Задачи аварийно-спасательных служб

  1. Основными задачами аварийно-спасательных служб, которые в обязательном порядке возлагаются на них, являются:

1) поддержание органов управления, сил и средств аварийно-спасательных служб в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

2) контроль готовности обслуживаемых объектов и (или) отдельных территорий к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

3) ликвидация чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах и (или) отдельных территориях.

  1. В соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики на аварийно-спасательные службы могут возлагаться задачи по:

1) участию в разработке планов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах и (или) отдельных территориях, планов взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и (или) отдельных территориях;

2) участию в подготовке решений по созданию, размещению, определению номенклатурного состава и объемов резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

3) пропаганде знаний в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участию в подготовке населения и работников предприятий, учреждений и организаций к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;

4) участию в разработке нормативных документов по вопросам организации и проведения аварийно-спасательных и неотложных работ;

5) разработке предложений органам государственной власти по вопросам правового и технического обеспечения деятельности аварийно-спасательных служб, социальной защиты спасателей и других работников аварийно-спасательных служб.

Статья 6. Виды аварийно-спасательных служб

  1. Аварийно-спасательные службы могут быть:

1) по виду деятельности:

а) профессиональными или непрофессиональными;

б) специализированными или неспециализированными;

2) по форме собственности:

а) государственными;

б) коммунальными;

в) общественных организаций;

г) объектовыми.

  1. Специальными видами аварийно-спасательных служб являются:

1) военизированная аварийно-спасательная служба;

2) государственная служба медицины катастроф;

3) государственная военизированная горноспасательная служба.

Статья 7. Создание аварийно-спасательных служб

  1. Государственные специализированные профессиональные аварийно-спасательные службы создаются республиканскими органами исполнительной власти.

Коммунальные аварийно-спасательные службы создаются как профессиональные – для аварийно-спасательного обслуживания территорий и объектов коммунальной собственности по решению органов местного самоуправления.

Общественные аварийно-спасательные службы создаются как профессиональные – общественными организациями, уставными задачами которых является участие в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Государственные, коммунальные аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные службы общественных организаций действуют на основании своих положений (уставов), которые утверждаются соответствующими республиканскими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и общественными организациями, которые создают эти службы, и согласовываются с республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

  1. На предприятиях, в учреждениях и организациях с вредными и опасными условиями труда, повышенным риском возникновения аварий могут создаваться объектовые аварийно-спасательные службы из работников данных предприятий, учреждений и организаций. Объектовые аварийно-спасательные службы действуют на основе положений о них, которые утверждаются руководителями соответствующих предприятий, учреждений и организаций и согласовываются с республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
  2. Создание, реорганизация, ликвидация, а также перепрофилирование (переаттестация) аварийно-спасательных служб осуществляются по согласованию с республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
  3. Государственные, коммунальные аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные службы общественных организаций приобретают статус юридического лица с момента государственной регистрации в порядке, предусмотренном законодательством Донецкой Народной Республики.

 

 

Статья 8. Состав аварийно-спасательных служб

  1. Состав и структуру аварийно-спасательных служб определяют создающие их республиканские органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, общественные организации исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также требований законодательства Донецкой Народной Республики.

Состав и структура аварийно-спасательных служб подлежат обязательному согласованию с республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

  1. В состав аварийно-спасательных служб входят органы управления и их силы, самостоятельные подразделения и вспомогательные подразделения, обеспечивающие решение стоящих перед аварийно-спасательными службами задач. Кроме того, в состав аварийно-спасательных служб могут входить научные организации, образовательные организации по подготовке спасателей, учреждения по подготовке поисковых собак и организации по производству аварийно-спасательных средств.

Статья 9. Комплектование аварийно-спасательных служб

  1. Комплектование аварийно-спасательных служб осуществляется на добровольной основе.
  2. В профессиональные аварийно-спасательные службы на должности спасателей, в образовательные учреждения по подготовке спасателей для обучения принимаются лица, имеющие среднее общее образование, признанные при медицинском освидетельствовании годными к работе и соответствующие установленным требованиям к уровню их профессиональной и физической подготовки, а также требованиям, предъявляемым к их морально-психологическим качествам.
  3. К непосредственному исполнению обязанностей спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах допускаются лица, достигшие возраста 18 лет, имеющие среднее общее образование, прошедшие профессиональное обучение согласно программе профессиональной подготовки (переподготовки) спасателей и аттестованные в установленном порядке на проведение аварийно-спасательных работ.

(Часть 3 статьи 9 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 07.08.2020 № 177-IIНС)

  1. Прием граждан в профессиональные аварийно-спасательные службы на должности спасателей, особенности и режим работы спасателей, порядок и условия оплаты труда, социальные гарантии и льготы спасателям определяются трудовым договором, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.

Трудовой договор со спасателем, помимо оснований, предусмотренных законодательством и трудовым договором, может быть расторгнут по инициативе администрации аварийно-спасательной службы также в случае однократного необоснованного отказа спасателя от участия в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

  1. Личный состав профессиональных аварийно-спасательных служб делится на основной и вспомогательный.

К основному личному составу профессиональной аварийно-спасательной службы относятся работники, которые организуют и выполняют аварийно-спасательные работы и обеспечивают готовность аварийно-спасательных служб к их проведению. К вспомогательному личному составу профессиональной аварийно-спасательной службы относятся работники, которые обеспечивают деятельность, связанную с выполнением возложенных на аварийно-спасательную службу задач, профессиональную и медико-психологическую подготовку спасателей, и прикреплены к этим службам.

Для проведения поисковых, аварийно-спасательных и восстановительных работ основной личный состав всех аварийно-спасательных служб обеспечивается специальной одеждой, снаряжением и средствами индивидуальной защиты за счет средств, выделенных на содержание этих служб, по нормам и образцам, установленным законодательством Донецкой Народной Республики.

  1. Уровень подготовки основного личного состава профессиональных аварийно-спасательных служб, объем знаний, умений и практических навыков спасателей определяется государственными стандартами образования по соответствующим профессиям и учебным программам, требования которых должны быть гармонизированы с международными нормами. Качество подготовки спасателя удостоверяется соответствующим документом, определяемым законодательством Донецкой Народной Республики.
  2. Объектовые аварийно-спасательные службы комплектуются из инженерно-технических и других опытных работников, которые получили необходимые знания и навыки в проведении аварийно-спасательных работ и способны по состоянию здоровья выполнять работы в экстремальных условиях.

Статья 10. Регистрация аварийно-спасательных служб

  1. Все аварийно-спасательные службы подлежат обязательной регистрации.
  2. Регистрацию аварийно-спасательных служб в установленном порядке осуществляет республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
  3. Порядок регистрации аварийно-спасательных служб определяется Правительством Донецкой Народной Республики.

Статья 11. Аттестация аварийно-спасательных служб

  1. Все аварийно-спасательные службы подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Донецкой Народной Республики.
  2. Аварийно-спасательные службы, не прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации, к обслуживанию объектов и (или) отдельных территорий по договору не допускаются и к проведению аварийно-спасательных работ не привлекаются.
  3. Приостанавливается в установленном законом порядке полностью или частично деятельность предприятий, учреждений, организаций в случае, если подготовка и состояние профессиональных аварийно-спасательных служб, созданных указанными предприятиями, учреждениями, организациями, не отвечают требованиям, установленным законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 12. Деятельность аварийно-спасательных служб

  1. Аварийно-спасательные службы в своей деятельности руководствуются законодательством Донецкой Народной Республики.
  2. В связи с особым характером деятельности аварийно-спасательных служб руководство ими предполагает неукоснительное выполнение всеми работниками аварийно-спасательных служб приказов и распоряжений, отдаваемых руководителями указанных служб.
  3. Прекращение работ как средство разрешения коллективного трудового спора в профессиональных аварийно-спасательных службах не допускается.
  4. Профессиональные аварийно-спасательные службы могут осуществлять свою деятельность по обслуживанию объектов и (или) отдельных территорий на платной договорной основе.

Перечень объектов и (или) отдельных территорий, которые подлежат постоянному и обязательному обслуживанию государственными аварийно-спасательными службами, утверждается Правительством Донецкой Народной Республики по представлению республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Перечень объектов и (или) отдельных территорий, которые подлежат обслуживанию коммунальными аварийно-спасательными службами на территории муниципальных образований, утверждаются органами местного самоуправления и согласовываются с республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Предприятия, учреждения и организации, независимо от формы собственности, постоянное обслуживание которых является обязательным, согласно утвержденному Правительством Донецкой Народной Республики перечню объектов и (или) отдельных территорий, заключают с государственными аварийно-спасательными службами договоры о постоянном и обязательном обслуживании на платной основе.

Руководители предприятий, учреждений и организаций, входящих в перечень объектов и (или) отдельных территорий, которые подлежат постоянному и обязательному обслуживанию государственными аварийно-спасательными службами на договорной основе, но не обслуживаются, несут ответственность согласно законодательству Донецкой Народной Республики.

  1. Предприятия, учреждения, организации, ведущие подземные горные работы, должны обслуживаться специализированными профессиональными горноспасательными службами на основе платных договоров.
  2. Средства, полученные профессиональными аварийно-спасательными службами, созданными республиканскими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления за выполнение договоров по обслуживанию объектов и (или) отдельных территорий, подлежат зачислению в доход соответствующих бюджетов Донецкой Народной Республики.
  3. Готовность профессиональных аварийно-спасательных служб к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации проверяется в ходе аттестации, а также в ходе проверок, осуществляемых в пределах своих полномочий республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, и органами местного самоуправления, специально уполномоченными на решение задач в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
  4. Порядок деятельности, задачи, функции и полномочия государственных военизированных горноспасательных служб, требования к их составу, структуре, комплектованию, оснащенности и постоянной готовности, условия их размещения, несения дежурства спасателями указанных служб устанавливаются Правительством Донецкой Народной Республики с учетом специфики проведения аварийно-спасательных и горноспасательных работ на объектах ведения горных работ.

(Часть 8 статьи 12 введена Законом от 07.08.2020 № 177-IIНС)

Статья 13. Предоставление платных услуг аварийно-спасательными службами

  1. Государственные и коммунальные аварийно-спасательные службы могут предоставлять платные услуги, которые не противоречат и не препятствуют их основной деятельности.
  2. Перечень платных услуг и порядок их предоставления аварийно-спасательными службами утверждается Правительством Донецкой Народной Республики.
  3. Использование полученных от предоставления этих услуг средств осуществляется в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 14. Привлечение аварийно-спасательных служб к ликвидации чрезвычайных ситуаций

  1. Привлечение аварийно-спасательных служб к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с:

1) планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на обслуживаемых аварийно-спасательными службами объектах и (или) отдельных территориях;

2) планами взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и (или) отдельных территориях;

3) планами ликвидации аварий;

4) планами действий (взаимодействия) при поиске и спасении людей и судов во внутренних водах и в территориальном море;

5) установленным порядком действий при возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций;

6) решением уполномоченных должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и общественных организаций, осуществляющих руководство деятельностью аварийно-спасательных служб, либо имеющих на то установленные законодательством Донецкой Народной Республики полномочия на основе запроса органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, на территории которых сложились чрезвычайные ситуации или к полномочиям которых отнесена ликвидация указанных чрезвычайных ситуаций, на основе запроса руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций либо по согласованию с указанными органами и руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций.

  1. Привлечение профессиональных аварийно-спасательных служб к ликвидации чрезвычайных ситуаций за пределами Донецкой Народной Республики осуществляется по решению Правительства Донецкой Народной Республики в соответствии с нормами международного права на основе международных договоров.

Статья 15. Руководство работами по ликвидации чрезвычайной ситуации

  1. Руководство всеми силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайной ситуации, и организацию их взаимодействия осуществляет руководитель ликвидации чрезвычайной ситуацией.
  2. Руководство работами по ликвидации чрезвычайной ситуации осуществляется на основании плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций соответствующего уровню чрезвычайной ситуации.
  3. Руководитель аварийно-спасательной службы, прибывший в зону чрезвычайной ситуации первым, принимает на себя полномочия руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации и исполняет их до прибытия руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, определенного законодательством Донецкой Народной Республики, планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации, или лица, назначенного органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями предприятий, учреждений, организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация данной чрезвычайной ситуации.
  4. Решения руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, направленные на ликвидацию чрезвычайной ситуации, являются обязательными для всех физических и юридических лиц, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, если иное не предусмотрено законодательством Донецкой Народной Республики.
  5. Никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации по руководству работами по ликвидации чрезвычайной ситуации, иначе как отстранив его в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо.
  6. Полномочия руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации определяются Правительством Донецкой Народной Республики, органами местного самоуправления, руководством предприятий, учреждений, организаций в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
  7. В случае крайней необходимости руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации вправе самостоятельно принимать решения:

1) о проведении эвакуационных мероприятий;

2) об остановке деятельности предприятий, учреждений, организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;

3) о проведении аварийно-спасательных работ на объектах и (или) отдельных территориях предприятий, учреждений, организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;

4) об ограничении доступа людей в зоны чрезвычайных ситуаций;

5) о разбронировании резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций, предприятий, учреждений, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;

6) об использовании в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики, средств связи, транспортных средств и иного имущества предприятий, учреждений, организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;

7) о привлечении в установленном порядке к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций объектовых аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных служб общественных организаций, а также спасателей, не входящих в состав указанных служб, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ;

8) о привлечении на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия к проведению аварийно-спасательных работ;

9) о принятии других необходимых мер, обусловленных развитием чрезвычайных ситуаций и ходом работ по их ликвидации.

Руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации обязан принять все меры по незамедлительному информированию соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководства предприятий, учреждений, организаций о принятых им в случае крайней необходимости решениях.

  1. Руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации, руководитель аварийно-спасательной службы имеют право на полную и достоверную информацию о чрезвычайной ситуации, необходимую для организации работ по ее ликвидации.
  2. В случае технологической невозможности проведения всего объема аварийно-спасательных работ руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации может принимать решения о приостановке аварийно-спасательных работ в целом или их части, предприняв в первоочередном порядке все возможные меры по спасению находящихся в зоне чрезвычайной ситуации людей.
  3. После ликвидации чрезвычайной ситуации руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации подает органу, который его назначил, отчет о принятых решениях и произошедших событиях во время ликвидации чрезвычайной ситуации.

Статья 16. Руководство аварийно-спасательными работами по ликвидации аварий

  1. Руководство работами по ликвидации аварий, спасению людей и снижению воздействия опасных факторов на людей и территории на объектах с вредными и опасными условиями труда, повышенным риском возникновения аварий осуществляется ответственным руководителем работ по локализации и ликвидации аварии.
  2. Ответственным руководителем работ по локализации и ликвидации аварий является технический руководитель предприятия, учреждения, организации, в сфере управления которого находятся потенциально опасные объекты.
  3. До прибытия ответственного руководителя работ по локализации и ликвидации аварий его обязанности выполняет диспетчер или другое лицо, назначенное приказом предприятия, учреждения, организации.
  4. Аварийно-спасательные службы, которые привлекаются в установленном порядке к выполнению аварийно-спасательных работ на объекте, подчиняются ответственному руководителю работ по локализации и ликвидации аварий.

Статья 17. Возмещение аварийно-спасательным службам расходов на ликвидацию чрезвычайных ситуаций

Возмещение расходов на перевозку и размещение привлекаемых к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций аварийно-спасательных служб, материально-техническое, финансовое и иное обеспечение, а также на оплату труда спасателей, работников аварийно-спасательных служб, выплату им вознаграждений, предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков, медицинское обеспечение и выплаты по временной нетрудоспособности спасателям, пострадавшим при проведении указанных работ, производится в соответствии с договорами на обслуживание объектов и (или) отдельных территорий или из средств соответствующих бюджетов Донецкой Народной Республики, выделенных на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, в случае, если такой договор не заключен.

(Статья 17 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 07.08.2020 № 177-IIНС)

Статья 18. Содействие аварийно-спасательным службам в осуществлении их деятельности

  1. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации обязаны оказывать всемерное содействие аварийно-спасательным службам, следующим в зоны чрезвычайных ситуаций и проводящим работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе предоставлять им необходимые транспортные и материальные средства.
  2. Оперативный транспорт профессиональных аварийно-спасательных служб должен иметь светографическую раскраску установленного образца и специальные звуковые и световые сигналы согласно требованиям, установленным Правительством Донецкой Народной Республики.
  3. При следовании к месту проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций оперативный транспорт профессиональных аварийно-спасательных служб пользуется правом беспрепятственного проезда, правом первоочередного обеспечения горюче-смазочными материалами на аэродромах, автозаправочных станциях, в морских портах, а также правом первоочередного проведения ремонтных работ на станциях технического обслуживания, аэродромах, в морских портах независимо от форм их собственности.
  4. В целях обеспечения постоянной готовности профессиональных аварийно-спасательных служб к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций спасатели аварийно-спасательных служб призываются на специальные сборы в сроки, согласованные с руководителями указанных служб.

 

Статья 19. Ответственность аварийно-спасательных служб

Профессиональные аварийно-спасательные службы, обслуживающие предприятия, учреждения, организации по договорам, несут материальную ответственность за ущерб, нанесенный указанным юридическим лицам неправильными действиями в ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также в случае, предусмотренном частью 3 статьи 11 настоящего Закона. Размер ущерба и порядок его возмещения определяются в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 20. Координация деятельности аварийно-спасательных служб

  1. Координация деятельности аварийно-спасательных служб на территории Донецкой Народной Республики осуществляется в целях:

1) оперативного привлечения необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций сил и средств;

2) выработки согласованных предложений органам государственной власти по совершенствованию законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также в сфере социальной защиты спасателей и членов их семей;

3) унификации нормативной правовой базы деятельности аварийно-спасательных служб;

4) проведения единой государственной политики в сфере производства аварийно-спасательных средств и в вопросах материально-технического обеспечения аварийно-спасательных служб;

5) отработки взаимодействия между аварийно-спасательными службами и другими силами при проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на соответствующих территориях;

6) решения вопросов подготовки спасателей, должностных лиц аварийно-спасательных служб, принимающих участие в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

  1. Координацию деятельности аварийно-спасательных служб республиканских органов исполнительной власти осуществляет республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
  2. Координацию деятельности всех аварийно-спасательных служб на территориях органов местного самоуправления осуществляют комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления.

Статья 21. Перепрофилирование или ликвидация аварийно-спасательных служб

  1. Основаниями для перепрофилирования на другой вид аварийно-спасательных работ или ликвидации профессиональных аварийно-спасательных служб являются прекращение функционирования обслуживаемых ими предприятий, учреждений, организаций или устранение опасности возникновения чрезвычайных ситуаций, для предупреждения и ликвидации которых предназначены указанные службы.
  2. Решения о перепрофилировании или ликвидации профессиональных аварийно-спасательных служб принимают создавшие их республиканские органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации по согласованию с республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, и комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления, на которые в соответствии со статьей 20 настоящего Закона возложены функции координации деятельности указанных служб.
  3. При принятии решений о ликвидации аварийно-спасательных служб общественных организаций руководство общественных организаций информируют республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления, на которые в соответствии со статьей 20 настоящего Закона возложены функции координации деятельности указанных служб.

Статья 22. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности аварийно-спасательных служб

  1. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности профессиональных аварийно-спасательных служб осуществляется за счет средств соответствующего бюджета Донецкой Народной Республики, а также бюджетов предприятий, учреждений и организаций, в том числе общественных организаций, создающих аварийно-спасательные службы, средств от предоставления платных услуг, а также других средств, не запрещенных законодательством Донецкой Народной Республики.
  2. Оснащение техникой и материально-техническими средствами аварийно-спасательных служб осуществляется соответствующими руководителями и начальниками этих служб (подразделений, являющихся юридическими лицами) на основании установленных норм (штата, табелей) для решения стоящих перед службой задач. Данные нормы определяют необходимое количество материально-технических средств и материалов для эффективного ведения аварийно-спасательных работ на обслуживаемых объектах и (или) отдельных территориях, поддержания необходимого уровня профессиональной подготовки личного состава (спасателей).
  3. Финансовое обеспечение деятельности коммунальных профессиональных аварийно-спасательных служб, в том числе прав и гарантий спасателей, осуществляется на договорной основе за счет осуществления уставной деятельности и иных источников финансирования, не противоречащих законодательству Донецкой Народной Республики.
  4. Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб обеспечиваются питанием при ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке и на условиях, определенных законодательством Донецкой Народной Республики.
  5. Финансовое обеспечение деятельности объектовых аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных служб общественных организаций, в том числе прав и гарантий спасателей, осуществляется за счет средств предприятий, учреждений, организаций и общественных организаций, создавших указанные службы, а также за счет иных источников финансирования, не противоречащих законодательству Донецкой Народной Республики.
  6. Государственные аварийно-спасательные службы могут обеспечиваться форменной одеждой по нормам и образцам, которые утверждаются республиканскими органами исполнительной власти, создавшими эти службы.
  7. Приобретение и выдача спасателям экипировки, не имеющей сертификата соответствия, не допускается.

Статья 23. Порядок разрешения споров по вопросам деятельности аварийно-спасательных служб

Споры по вопросам деятельности аварийно-спасательных служб разрешаются органами государственной власти в соответствии с их полномочиями в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 24. Аварийно-спасательные службы Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики и воинских формирований

  1. Аварийно-спасательные службы Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики и воинских формирований, созданных в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики, создаются и функционируют в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
  2. Требования к состоянию здоровья, физической и профессиональной подготовке личного состава аварийно-спасательных служб Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики и воинских формирований, а также гарантии их социальной защиты не могут быть ниже установленных настоящим Законом для спасателей аналогичных гражданских профессиональных аварийно-спасательных служб.
  3. Привлечение аварийно-спасательных служб Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики и воинских формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

Глава 3. Спасатели и их статус

Статья 25. Спасатели

  1. Граждане Донецкой Народной Республики приобретают статус спасателей на основании решения, определенных Правительством Донецкой Народной Республики, аттестационных органов по результатам аттестации после прохождения указанными гражданами медицинского освидетельствования, выполнения нормативов по физической подготовке, профессионального обучения согласно программе профессиональной подготовки (переподготовки) спасателей и аттестации на проведение аварийно-спасательных работ.

(Часть 1 статьи 25 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 07.08.2020 № 177-IIНС)

  1. Гражданам Донецкой Народной Республики при принятии решения о присвоении им статуса спасателей органами аттестации выдаются удостоверение установленного образца, книжка спасателя, жетон с нанесенными на него фамилией, именем и отчеством, группой крови и регистрационным номером спасателя.
  2. Книжка спасателя предназначена для учета участия спасателя в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Положения о книжке, жетоне и удостоверении спасателя утверждаются республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

 

 

Статья 26. Аттестация спасателей

  1. Спасатели проходят первичную, периодическую и внеочередную аттестацию в порядке, устанавливаемом Правительством Донецкой Народной Республики.
  2. Первичной аттестации подлежат граждане, решившие стать спасателями.
  3. Периодическая аттестация спасателей проводится по истечении срока их аттестации, но не реже одного раза в три года.
  4. Внеочередная аттестация спасателей проводится в случае изменения вида выполняемой ими аварийно-спасательной работы.
  5. В случае отказа в аттестации спасателя аттестационной комиссией составляется протокол, в котором указываются причины, по которым отказано в аттестации, изымается удостоверение спасателя и делается соответствующая запись в книжке спасателя.

Статья 27. Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация спасателей

Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 28. Права спасателей

  1. Спасатели, привлеченные к работам по ликвидации чрезвычайных ситуаций, имеют право на внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта при следовании к месту проведения указанных работ и обратно.
  2. В ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций спасатели имеют право на:

1) полную и достоверную информацию, необходимую для выполнения ими своих обязанностей;

2) беспрепятственный проход на территорию и производственные объекты предприятий, учреждений, организаций, в жилые помещения для проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

3) требование от всех лиц, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, соблюдения установленных мер безопасности;

4) экипировку и оснащение в соответствии с технологией проведения аварийно-спасательных работ;

5) использование для спасения людей и в случае крайней необходимости в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики, средств связи, транспорта, специальной техники, имущества и иных материальных средств предприятий, учреждений, организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций.

  1. Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, которые принимали участие в проведении сложных аварийно-спасательных работ или привлекались к круглосуточному дежурству, связанному с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, имеют право на прохождение медико-психологической реабилитации, предоставляемой в центрах медико-психологической реабилитации, при наличии соответствующих показаний, за счет средств, выделяемых на содержание аварийно-спасательных служб, в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, которые в течение года принимали участие в проведении сложных аварийно-спасательных работ, перечень которых определяется республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, могут ежегодно проходить санаторно-курортное лечение. Указанное санаторно-курортное лечение, а также проезд к месту лечения (и обратно) осуществляются за счет средств, которые выделяются на содержание аварийно-спасательных служб, а также средств, которые поступают от предоставления платных услуг аварийно-спасательными службами.

Порядок прохождения спасателями санаторно-курортного лечения определяется Правительством Донецкой Народной Республики.

Возмещение за неиспользованное санаторно-курортное лечение запрещается.

  1. Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб имеют право на совершенствование своих теоретических знаний, практических навыков, профессионального мастерства в рабочее время в установленном порядке.
  2. Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, пострадавшие в ходе исполнения служебных обязанностей, имеют право на первоочередное медицинское обслуживание.
  3. Спасатели имеют право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
  4. Никто не имеет права принуждать спасателей к выполнению задач и работ, не относящихся к их служебным обязанностям.

Статья 29. Обязанности спасателей

  1. Спасатели обязаны:

1) быть в готовности к участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, совершенствовать свою физическую, специальную, медицинскую, психологическую подготовку;

2) совершенствовать навыки действий в составе аварийно-спасательных служб;

3) неукоснительно соблюдать технологию проведения аварийно-спасательных работ;

4) активно вести поиск пострадавших, принимать меры по их спасению, оказывать им первую медицинскую помощь и другие виды помощи;

5) неукоснительно выполнять приказы, отдаваемые в ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций руководителями аварийно-спасательных служб, в составе которых спасатели принимают участие.

  1. Обязанности спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб определяются соответствующими уставами, наставлениями и являются составной частью трудового договора.
  2. Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб обязаны проходить периодический медицинский осмотр. Периодичность медицинских осмотров и порядок их проведения устанавливаются республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере здравоохранения.

По просьбе работника основного личного состава профессиональной аварийно-спасательной службы проводится внеочередной медицинский осмотр, если такое лицо считает, что ухудшение состояния его здоровья связано с выполнением им профессиональных обязанностей или препятствует дальнейшему прохождению службы.

Внеочередной медицинский осмотр работника профессиональной аварийно-спасательной службы может проводиться по инициативе работодателя, если состояние здоровья такого лица препятствует дальнейшему прохождению службы или выполнению служебных обязанностей.

(Часть 3 статьи 29 введена Законом от 07.08.2020 № 177-IIНС)

Статья 30. Режим работы (службы) и отдыха спасателей

  1. В повседневной деятельности режим работы (службы) спасателей аварийно-спасательных служб определяется правилами внутреннего трудового распорядка, графиками дежурств, расписаниями занятий или иных мероприятий по специальной подготовке.
  2. Режим работы спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб в течение рабочего дня и рабочего года определяется действующими медицинскими требованиями и санитарно-гигиеническими нормами.
  3. При проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций режим работы и продолжительность рабочего дня спасателей могут быть изменены и устанавливаются руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций с учетом характера чрезвычайных ситуаций, особенностей проведения работ по их ликвидации и медицинских рекомендаций.
  4. Режим отдыха спасателей аварийно-спасательных служб определяется согласно законодательству Донецкой Народной Республики.

Статья 31. Оплата труда спасателей

  1. Оплата труда спасателей государственных и коммунальных аварийно-спасательных служб, а также аварийно-спасательных служб общественных организаций производится в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
  2. Размер заработной платы спасателей объектовых аварийно-спасательных служб не может быть ниже размера заработной платы работников ведущих рабочих специальностей предприятий, учреждений и организаций, создавших эти службы.
  3. Оплата труда спасателей, которые были привлечены в индивидуальном порядке или в составе объектовых аварийно-спасательных служб, за время их участия в проведении аварийно-спасательных работ, а также за время необходимой профессиональной подготовки осуществляется согласно заключенным договорам органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, которые привлекли спасателей к проведению указанных работ, за счет средств, выделяемых на проведение аварийно-спасательных работ и работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий из расчета среднемесячного заработка по месту основной работы.

Статья 32. Право на жилище

  1. Спасателям государственных профессиональных аварийно-спасательных служб и коммунальных аварийно-спасательных служб, а также проживающим совместно с ними членам семей жилые помещения по нормам, предусмотренным жилищным законодательством, за счет государственного, муниципального или ведомственного жилищных фондов соответственно принадлежности указанных служб предоставляются в первоочередном порядке.
  2. Семьи погибших (умерших) при исполнении должностных обязанностей спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, а также семьи спасателей, привлеченных к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и погибших (умерших) в ходе проведения указанных работ, нуждавшиеся в получении жилья (улучшении жилищных условий), сохраняют право на его получение (улучшение жилищных условий).
  3. Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб имеют право в первоочередном порядке на установку квартирных телефонов по действующим тарифам, а также на предоставление места для их детей в детском дошкольном учреждении.
  4. Условия и порядок реализации прав на жилище спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб устанавливаются законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 33. Выплата единовременного денежного пособия в случае гибели (смерти) спасателя и при наступлении инвалидности

  1. Единовременное денежное пособие выплачивается:

1) в случае гибели спасателя при исполнении служебных обязанностей либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением служебных обязанностей, – членам семьи погибшего (умершего), а за отсутствием членов семьи – иждивенцам такого лица выплачивается в равных долях одноразовое денежное пособие в размере пятилетнего должностного оклада и процентной надбавки за выслугу лет погибших (умерших) по последней должности, которую они занимали;

2) в случае наступления инвалидности при исполнении служебных обязанностей спасателям, уволенными со службы, выплачивается единовременное денежное пособие в размере: инвалидам I группы – тридцати шести месячных должностных окладов и процентной надбавки за выслугу лет, инвалидам II группы – двадцати четырех месячных должностных окладов и процентной надбавки за выслугу лет, инвалидам III группы – двенадцати месячных должностных окладов и процентной надбавки за выслугу лет.

  1. Выплата единовременного денежного пособия спасателям государственных аварийно-спасательных служб осуществляется за счет средств, выделяемых на их содержание.
  2. Выплата единовременного денежного пособия спасателям коммунальных аварийно-спасательных служб осуществляется за счет средств местных бюджетов.
  3. Выплата единовременного денежного пособия спасателям объектовых и аварийно-спасательных служб общественных организаций осуществляется за счет средств предприятий, учреждений, организаций и общественных организаций, создавших указанные службы.
  4. Выплата единовременного денежного пособия спасателям, которые были привлечены к проведению аварийно-спасательных работ в индивидуальном порядке или в составе объектовых аварийно-спасательных служб, осуществляется согласно части 9 настоящей статьи.

(Часть 5 статьи 33 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 07.08.2020 № 177-IIНС)

  1. Если спасатели аварийно-спасательной службы или члены семей погибших (умерших) спасателей одновременно имеют право на получение единовременного денежного пособия по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, и единовременного денежного пособия или компенсационной выплаты, установленных другими законами, выплата соответствующих денежных сумм осуществляется по одному из оснований по выбору лица, имеющего право на получение таких выплат.
  2. Родственники, имеющие право на получение единовременного денежного пособия, могут обратиться с заявлением о выплате пособия на протяжении шести месяцев со дня гибели (смерти) спасателя. По истечении шестимесячного срока единовременное денежное пособие выплачивается только по решению суда.
  3. К членам семьи погибшего относятся лица, которые совместно проживали с погибшим, были связаны общим бытом, имели взаимные права и обязанности, а именно: жена (муж), дети, не достигшие возраста 18 лет (учащиеся – в возрасте до 23 лет), либо дети старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, отец и мать. Супруги считаются семьей и тогда, когда муж и жена в связи с обучением, работой, лечением, необходимостью ухода за родителями, детьми и по другим уважительным причинам не проживают совместно.

Иждивенцами погибшего признаются лица, которые находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Иждивение детей не требует доказательств, за исключением детей, объявленных в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.

  1. Порядок проведения выплат, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается Правительством Донецкой Народной Республики.

(Часть 9 статьи 33 введена Законом от 07.08.2020 № 177-IIНС)

Статья 34. Социальная защита членов семей спасателей

  1. За семьями погибших (умерших) спасателей сохраняется право на получение жилья.
  2. Пенсионное обеспечение членов семей спасателей по случаю потери кормильца осуществляется в соответствии с пенсионным законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 35. Присвоение спасателям почетного звания «Заслуженный спасатель Донецкой Народной Республики»

  1. Спасателям может быть присвоено почетное звание «Заслуженный спасатель Донецкой Народной Республики».
  2. Присвоение почетного звания «Заслуженный спасатель Донецкой Народной Республики» производится Главой Донецкой Народной Республики по представлению руководителя республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, сформированного на основе ходатайств руководителей органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и общественных организаций.
  3. Положение о почетном звании «Заслуженный спасатель Донецкой Народной Республики» утверждается Главой Донецкой Народной Республики.

Статья 36. Дополнительные правовые и социальные гарантии спасателей

  1. На личный состав профессиональных аварийно-спасательных служб, который обслуживает предприятия, учреждения и организации с вредными и опасными условиями труда, распространяются гарантии прав граждан на охрану труда, установленные законодательством об охране труда для работников этих предприятий, учреждений и организаций.
  2. За лицами, имеющими статус спасателя, при общем стаже работы в профессиональных аварийно-спасательных службах свыше 20 лет после их выхода на пенсию, а также в случае увечья, которое настало во время или вследствие выполнения служебных обязанностей, сохраняется право на льготы согласно действующему законодательству Донецкой Народной Республики.
  3. Решением республиканских органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, а также общественных организаций, которые создают профессиональные аварийно-спасательные службы, для спасателей могут устанавливаться дополнительные гарантии социальной защиты.

Статья 37. Привлечение лиц, не являющихся спасателями, к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций

  1. В случае крайней необходимости отдельные лица, не являющиеся спасателями, могут с их письменного согласия привлекаться к участию в проведении аварийно-спасательных работ в установленном порядке.
  2. Решения о привлечении лиц, не являющихся спасателями, к проведению аварийно-спасательных работ принимают руководители республиканских органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
  3. На лиц, которые привлекались к проведению аварийно-спасательных работ, распространяются права, предусмотренные частями 2 и 3 статьи 28 настоящего Закона.

(Часть 3 статьи 37 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 07.08.2020 № 177-IIНС)

Статья 38. Ответственность в сфере проведения аварийно-спасательных работ

  1. В случае проведения аварийно-спасательных работ неаттестованными аварийно-спасательными службами, допуска к ним неаттестованных спасателей соответствующие должностные лица этих служб несут ответственность согласно законодательству Донецкой Народной Республики.
  2. Спасатели, виновные в неисполнении служебных обязанностей, умышленном причинении при проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций вреда здоровью спасаемых граждан, нанесении ущерба окружающей среде, материальным и культурным ценностям, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
  3. Спасатели, которые выполняют свои функции согласно предоставленным им правам и обязанностям, не несут ответственности за причиненные убытки во время проведения аварийно-спасательных работ.

Глава 4. Контроль и надзор за деятельностью аварийно-спасательных служб

Статья 39. Контроль и надзор за деятельностью аварийно-спасательных служб

  1. Контроль и надзор за деятельностью аварийно-спасательных служб независимо от вида и формы собственности осуществляет республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
  2. Контроль за деятельностью коммунальных, объектовых аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных служб общественных организаций осуществляют республиканские органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и руководители предприятий, организаций, учреждений, в том числе общественные организации, создавшие эти службы.

Глава 5. Международное сотрудничество

Статья 40. Представительство в международных организациях

Представительство в международных организациях интересов Донецкой Народной Республики по вопросам, связанным с организацией и выполнением аварийно-спасательных работ, а также работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, другими органами исполнительной власти согласно их полномочиям.

Статья 41. Порядок предоставления помощи иностранным государствам по ликвидации чрезвычайных ситуаций

  1. Условия предоставления другим государствам помощи по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий определяются международными договорами.
  2. Порядок привлечения аварийно-спасательных служб для оказания помощи иностранным государствам по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, пересечения государственной границы Донецкой Народной Республики определяются законодательством Донецкой Народной Республики и международными договорами.

Статья 42. Получение Донецкой Народной Республикой помощи для ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий

  1. Условия получения Донецкой Народной Республикой помощи для ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий определяются международными договорами и законодательством Донецкой Народной Республики.
  2. Льготы относительно налогообложения и обложения ввозной пошлиной оборудования, средств связи, транспортных средств, средств индивидуальной и коллективной защиты спасателей и других материально-технических ценностей, предназначенных для проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, которые передаются как помощь другими государствами и международными организациями, определяются соответствующими законами Донецкой Народной Республики.
  3. Использование указанного имущества не по назначению запрещается.

Глава 6. Заключительные положения

  1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
  2. Правительству Донецкой Народной Республики в трехмесячный срок со дня официального опубликования настоящего Закона разработать и утвердить нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения, которые возникают при реализации этого Закона.

 

 

 

Глава

Донецкой Народной Республики                                                 А.В. Захарченко

 

г. Донецк

20 апреля 2016

№ 115-IНС