Дата публикации 17:30 16.03.2016

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

ЗАКОН

 

О ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ

 

 

Принят Постановлением Народного Совета 12 февраля 2016 года

 

(С изменениями, внесенными Законом от 24.04.2020 № 125-IIНС)

 

(По тексту Закона слова «Совет Министров» в соответствующем падеже заменены словом «Правительство» в соответствующем падеже, слова «республиканский орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализацию государственной политики в сфере транспорта» в соответствующем падеже заменены словами «республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере транспорта» в соответствующем падеже, слова «Министерство иностранных дел Донецкой Народной Республики» в соответствующем падеже заменены словами  «республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере международных отношений» в соответствующем падеже, слова «Государственная автомобильная инспекция Министерства внутренних дел Донецкой Народной Республики» в соответствующем падеже заменены словами «орган исполнительной власти, осуществляющий государственный контроль, надзор и специальные разрешительные функции в сфере обеспечения безопасности дорожного движения» в соответствующем падеже, слова «Министерство внутренних дел Донецкой Народной Республики» в соответствующем падеже заменены словами «республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере внутренних дел» в соответствующем падеже согласно Закону от 24.04.2020 № 125-IIНС)

 

Настоящий Закон определяет правовые, организационные, социальные и экономические основы деятельности, связанной с перевозкой опасных грузов железнодорожным, морским, речным, автомобильным и воздушным транспортом в Донецкой Народной Республике и направлен на повышение уровня безопасности перевозок, предупреждение транспортных происшествий, дорожно-транспортных происшествий, авиационных происшествий и аварийных случаев при осуществлении этих перевозок.

(Преамбула с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 24.04.2020 № 125-IIНС)

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Определение терминов

В настоящем Законе приведенные ниже термины употребляются в таком значении:

1) аварийный случай – событие с судном, приведшее к бедствию в результате воздействия непреодолимых стихийных явлений природы или экстремально тяжелых гидрометеорологических условий плавания, различных повреждений судна, смещения груза и изменения его физико-технических свойств в процессе морской или речной перевозки, посадки или касания о грунт, повреждения судном береговых сооружений, средств навигационного оборудования, другого судна, потери буксируемого объекта и намотки сетей и троса на винт;

2) авиационное происшествие – событие, связанное с использованием воздушного судна, которое имеет место с момента, когда какое-либо лицо вступило на борт с намерением совершить полет, до момента, когда все лица, находившиеся на борту с целью совершения полета, покинули воздушное судно;

3) другие участники перевозки опасных грузов – юридическое или физическое лицо, которое заполняет опасными грузами тару, готовит упаковки к перевозке, осуществляет грузовые операции с опасными грузами, классификацию, маркировку опасных грузов, транспортных средств, контейнеров и цистерн с такими грузами, осуществляет оформление перевозочных документов, краткосрочное хранение опасных грузов на всех этапах перемещения или выполняет другие операции с опасными грузами;

4) маршруты перевозки опасных грузов – железнодорожные пути, автомобильные дороги, внутренние водные пути, морское и воздушное пространство, где разрешено движение транспортных средств, перевозящих опасные грузы;

5) международная перевозка опасных грузов – перевозка опасных грузов с территории Донецкой Народной Республики на территорию иностранного государства; с территории иностранного государства на территорию Донецкой Народной Республики; транзитом через территорию Донецкой Народной Республики;

6) места хранения опасных грузов – специально оборудованные места, площадки, складские помещения и сооружения, где хранятся принятые до (после) перевозки опасные грузы;

7) опасные вещества – вещества, отнесенные к таким классам: класс 1 – взрывчатые вещества и изделия; класс 2 – газы; класс 3 – легковоспламеняющиеся жидкости; класс 4.1 – легковоспламеняющиеся твердые вещества; класс 4.2 – вещества, склонные к самовозгоранию; класс 4.3 – вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при соприкосновении с водой; класс 5.1 – окисляющие вещества; класс 5.2 – органические пероксиды; класс 6.1 – токсичные (ядовитые) вещества; класс 6.2 – инфекционные вещества; класс 7 – радиоактивные материалы; класс 8 – едкие и (или) коррозийные вещества; класс 9 – прочие опасные вещества и изделия;

8) опасный груз – вещества, материалы, изделия, отходы производственной и другой деятельности, тара из-под них, которые вследствие присущих им свойств при наличии определенных факторов могут при перевозке послужить причиной взрыва, пожара, повреждения технических средств, устройств, сооружений и других объектов, причинить материальный ущерб и вред окружающей среде, а также привести к гибели, травмированию, отравлению людей, животных, и которые в установленном порядке, в зависимости от степени их влияния на окружающую среду или человека, отнесены к одному из классов опасных веществ;

9) отправитель опасного груза – указанное в перевозочных документах юридическое или физическое лицо, которое подготавливает и передает опасный груз для перевозки;

10) перевозка опасных грузов – деятельность, связанная с перемещением опасных грузов от места их изготовления или хранения к месту назначения с подготовкой груза, тары, транспортных средств и экипажа, приемом груза, осуществлением грузовых операций и краткосрочным хранением грузов на всех этапах перемещения;

11) перевозчик опасного груза – юридическое или физическое лицо, которое осуществляет перевозку опасного груза;

12) получатель опасного груза – указанное в перевозочных документах юридическое или физическое лицо, которое получает опасный груз от перевозчика;

13) субъект перевозки опасных грузов – юридическое или физическое лицо, которое отправляет, перевозит, получает опасные грузы или осуществляет другие операции, связанные с перевозкой опасных грузов (отправитель, перевозчик, получатель, другие участники перевозки опасных грузов);

14) транспортное происшествие – событие, возникшее при движении железнодорожного подвижного состава или с его участием и повлекшее за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.

(Статья 1 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 24.04.2020 № 125-IIНС)

Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

  1. Действие настоящего Закона распространяется на следующие виды деятельности:

1) государственное управление и государственное регулирование безопасности в сфере перевозки опасных грузов;

2) выполнение работ и оказание услуг, связанных с перевозкой опасных грузов;

3) обеспечение международных обязательств в сфере перевозки опасных грузов.

  1. Действие настоящего Закона не распространяется на:

1) технологические перемещения опасных грузов автомобильным и железнодорожным транспортом на территории предприятий, организаций, осуществляющих их производство, переработку, хранение, применение или уничтожение, если такие перемещения осуществляются без выезда на автомобильные дороги общего пользования, а также улицы городов и населенных пунктов, ведомственные дороги, на которых разрешено движение транспортных средств общего пользования, железнодорожные пути общего пользования;

2) перевозки опасных грузов Вооруженными Силами Донецкой Народной Республики, органами государственной безопасности, органами внутренних дел, органами и подразделениями по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики для обеспечения государственной безопасности, жизни и здоровья граждан Донецкой Народной Республики;

3) перевозки опасных грузов, количество которых не превышает нормы, предусмотренные нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики и международным законодательством в сфере перевозки опасных грузов на соответствующем виде транспорта.

Статья 3. Законодательство в сфере перевозки опасных грузов

Законодательство в сфере перевозки опасных грузов состоит из настоящего Закона, других законов Донецкой Народной Республики, международных договоров, обязательных на территории Донецкой Народной Республики, подзаконных нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики, определяющих условия перевозки опасных грузов, требования к типам и оборудованию транспортных средств, условиям хранения и погрузки опасных грузов, порядок подготовки, переподготовки, обучения, повышения и подтверждения квалификации работников, занятых перевозкой опасных грузов, порядок получения разрешений на осуществление указанных перевозок.

Статья 4. Задачи законодательства в сфере перевозки опасных грузов

Основными задачами законодательства в сфере перевозки опасных грузов являются:

1) определение основных принципов и направлений государственной политики в сфере перевозки опасных грузов;

2) определение правовых основ государственного управления и государственного регулирования безопасности в сфере перевозки опасных грузов;

3) установление прав, обязанностей и ответственности субъектов перевозки опасных грузов.

Статья 5. Основные направления государственной политики в сфере перевозки опасных грузов

Основными направлениями государственной политики в сфере перевозки опасных грузов являются:

1) выполнение требований экологической, химической, радиационной и пожарной безопасности, обеспечение охраны и сохранности, защиты здоровья людей, охраны труда, санитарно-эпидемического благополучия населения и безопасности движения;

2) определение особенностей регулирования предпринимательской деятельности по перевозке опасных грузов, установление критериев, норм, правил, требований к работам и услугам по перевозке опасных грузов, контроль соблюдения условий перевозки, а также создание системы страхования ответственности за вред, который может быть причинен при перевозке опасных грузов;

3) обеспечение социальной защиты работников, занятых перевозкой опасных грузов, и лиц, пострадавших от транспортных происшествий, дорожно-транспортных происшествий, авиационных происшествий и аварийных случаев при перевозке опасных грузов.

(Пункт 3 статьи 5 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 24.04.2020 № 125-IIНС)

Глава 2. Государственное управление и государственное регулирование безопасности в сфере перевозки опасных грузов

Статья 6. Государственное регулирование безопасности в сфере перевозки опасных грузов

Государственное регулирование безопасности в сфере перевозки опасных грузов включает:

1) формирование нормативной правовой базы, регламентирующей перевозку опасных грузов;

2) формирование системы информационного обеспечения органов управления в сфере перевозки опасных грузов;

3) разработку и реализацию программ, направленных на обеспечение безопасности перевозки опасных грузов, предупреждение возникновения транспортных происшествий, дорожно-транспортных происшествий, авиационных происшествий, аварийных случаев и ликвидацию их последствий;

(Пункт 3 статьи 6 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 24.04.2020 № 125-IIНС)

4) установление требований по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов;

5) лицензирование в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики;

6) стандартизацию и сертификацию в сфере перевозки опасных грузов;

7) организацию специального обучения работников субъектов перевозки опасных грузов, обеспечение контроля за его проведением;

8) соблюдение принципов международного сотрудничества в сфере перевозки опасных грузов.

Статья 7. Органы государственного управления и государственного регулирования безопасности в сфере перевозки опасных грузов

Государственное управление и государственное регулирование безопасности в сфере перевозки опасных грузов осуществляют Правительство Донецкой Народной Республики, органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также специально уполномоченные государственные органы в соответствии с их компетенцией.

Статья 8. Компетенция Правительства Донецкой Народной Республики в сфере перевозки опасных грузов

К компетенции Правительства Донецкой Народной Республики в сфере перевозки опасных грузов относится:

1) проведение государственной политики в сфере перевозки опасных грузов;

2) разработка и осуществление республиканской программы обеспечения безопасности перевозки опасных грузов;

3) принятие мер по предотвращению незаконной международной перевозки опасных грузов;

4) направление и координация работы органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственное управление и государственное регулирование безопасности в сфере перевозки опасных грузов;

4¹) утверждение порядка расследования причин авиационных происшествий на воздушном транспорте, аварийных случаев на морском и речном транспорте по направлению республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере транспорта;

(Пункт 41 статьи 8 введен Законом от 24.04.2020 № 125-IIНС)

5) выполнение иных функций, предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 9. Специально уполномоченные государственные органы в сфере перевозки опасных грузов

Специально уполномоченными органами в сфере перевозки опасных грузов являются республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере транспорта, и иные органы исполнительной власти, указанные в статьях 11 и 12 настоящего Закона, в соответствии с их компетенцией.

 

Статья 10. Компетенция республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере транспорта

К компетенции республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере транспорта, по вопросам перевозки опасных грузов относится:

1) организация разработки, утверждение нормативных правовых актов по вопросам перевозки опасных грузов железнодорожным, морским, речным и воздушным транспортом, а также согласование нормативов и правил экологической и радиационной безопасности, защиты здоровья людей и санитарно-эпидемического благополучия населения при перевозке опасных грузов;

2) контроль и надзор за соблюдением правил перевозки опасных грузов и требований нормативных правовых актов по обеспечению безопасности на железнодорожном, морском, речном и воздушном транспорте;

3) принятие в установленном порядке решений об условиях перевозки опасных грузов железнодорожным, морским, речным и воздушным транспортом, если такие условия не предусмотрены в соответствующих нормативных правовых актах Донецкой Народной Республики;

4) информирование через республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере международных отношений соответствующие международные органы и комитеты по перевозке опасных грузов о результатах классификации опасных грузов в Донецкой Народной Республике, которые ранее не были признаны такими, и об изменениях в классификации опасных грузов;

5) осуществление международного сотрудничества в сфере перевозки опасных грузов;

6) организация специального обучения работников субъектов перевозки опасных грузов на железнодорожном, морском, речном, воздушном транспорте и обеспечение контроля за его проведением;

7) установление требований к центрам специального обучения и органам, уполномоченным проводить проверку знаний, осуществление их аккредитации и регистрации в пределах компетенции;

8) утверждение формы свидетельства (сертификата) о прохождении специального обучения работников субъектов перевозки опасных грузов на железнодорожном, морском, речном, воздушном транспорте, выдаваемого органом, уполномоченным проводить проверку знаний;

9) согласование нормативных правовых актов по вопросам перевозки опасных грузов автомобильным транспортом и специального обучения работников субъектов перевозки опасных грузов автомобильным транспортом;

10) требование к перевозчику приостанавливать перевозку опасных грузов железнодорожным, морским, речным и воздушным транспортом в случае транспортных происшествий, авиационных происшествий и аварийных случаев, а также в случае выявления условий, угрожающих общественной безопасности при перевозке опасных грузов, на период до их устранения;

(Пункт 10 статьи 10 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 24.04.2020 № 125-IIНС)

10¹) разработка порядка классификации, расследования, контроля и учета транспортных происшествий, авиационных происшествий и аварийных случаев по видам транспорта;

(Пункт 101 статьи 10 введен Законом от 24.04.2020 № 125-IIНС)

10²) создание комиссий и участие в комиссиях по расследованию транспортных происшествий, авиационных происшествий и аварийных случаев, за исключением аварийных случаев с маломерными судами, в пределах своих полномочий;

(Пункт 102 статьи 10 введен Законом от 24.04.2020 № 125-IIНС)

10³) участие в комиссиях по расследованию дорожно-транспортных происшествий;

(Пункт 103 статьи 10 введен Законом от 24.04.2020 № 125-IIНС)

11) выполнение иных функций, предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 11. Компетенция иных органов исполнительной власти в сфере перевозки опасных грузов

К компетенции иных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере перевозки опасных грузов, относится:

1) в сфере промышленной безопасности:

а) участие в определении условий безопасной перевозки опасных грузов и ликвидации последствий транспортных происшествий, дорожно-транспортных происшествий, авиационных происшествий и аварийных случаев, возникших в процессе их перевозки; в случае перевозки автомобильным транспортом – по согласованию с органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль, надзор и специальные разрешительные функции в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае перевозки другими видами транспорта – по согласованию с республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере транспорта;

б) определение порядка перевозки отдельных грузов, отнесенных к их компетенции в соответствии с нормативными правовыми актами; в случае перевозки опасных грузов автомобильным транспортом – по согласованию с органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль, надзор и специальные разрешительные функции в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае перевозки другими видами транспорта – по согласованию с республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере транспорта;

2) в сфере труда и социальной политики:

а) организация и осуществление государственного надзора за соблюдением требований законодательства об охране труда относительно деятельности, связанной с перевозкой опасных грузов;

б) участие в разработке проектов нормативных правовых актов по вопросам перевозки опасных грузов;

3) в сфере экологии, природных ресурсов, здравоохранения:

а) разработка и утверждение нормативов и правил экологической, химической и радиационной безопасности, защиты здоровья людей и санитарно-эпидемического благополучия населения при перевозке опасных грузов и ликвидации последствий транспортных происшествий, дорожно-транспортных происшествий, авиационных происшествий и аварийных случаев, произошедших при их перевозке, осуществление надзора и контроля за выполнением этих нормативов и правил; в случае перевозки автомобильным транспортом указанные нормативы и правила согласовываются с органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль, надзор и специальные разрешительные функции в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае перевозки другими видами транспорта – с республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере транспорта;

б) выполнение иных функций, предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики.

(Статья 11 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 24.04.2020 № 125-IIНС)

Статья 12. Компетенция органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль, надзор и специальные разрешительные функции в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в сфере перевозки опасных грузов автомобильным транспортом

К компетенции органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль, надзор и специальные разрешительные функции в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в сфере перевозки опасных грузов автомобильным транспортом относится:

1) разработка и предоставление на утверждение республиканскому органу исполнительной власти, реализующему государственную политику в сфере внутренних дел по согласованию с республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере транспорта, нормативных правовых актов по вопросам перевозки опасных грузов автомобильным транспортом и специального обучения работников субъектов перевозки опасных грузов автомобильным транспортом;

2) разработка и предоставление на утверждение республиканскому органу исполнительной власти, реализующему государственную политику в сфере внутренних дел формы свидетельства (сертификата) о прохождении специального обучения работников субъектов перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, выдаваемого органом, уполномоченным проводить проверку знаний;

3) осуществление аккредитации центров специального обучения работников субъектов перевозки опасных грузов автомобильным транспортом и их регистрации в пределах полномочий;

4) организация специального обучения работников субъектов перевозки опасных грузов автомобильным транспортом и осуществление контроля за его проведением;

5) контроль за безопасностью дорожного движения во время перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, соблюдением законодательства в указанной сфере;

6) разработка и выдача в установленном порядке согласований маршрутов движения транспортных средств во время перевозки опасных грузов в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики и международным законодательством в сфере перевозки опасных грузов на соответствующем виде транспорта;

7) осмотр специализированных транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, и выдача соответствующего свидетельства о допуске транспортных средств к перевозке определенных опасных грузов;

8) требование к перевозчику приостанавливать перевозку опасных грузов автомобильным транспортом в случае дорожно-транспортных происшествий, а также в случае выявления условий, угрожающих общественной безопасности при перевозке опасных грузов, на период до их устранения;

(Пункт 8 статьи 12 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 24.04.2020 № 125-IIНС)

9) выполнение иных функций, предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 13. Компетенция органов местного самоуправления в сфере перевозки опасных грузов

Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции, определенной законодательством Донецкой Народной Республики, в сфере перевозки опасных грузов осуществляют:

1) реализацию государственных программ обеспечения перевозки опасных грузов, разработку и реализацию местных программ обеспечения перевозки опасных грузов;

2) обеспечение выполнения требований законодательства Донецкой Народной Республики в сфере перевозки опасных грузов на соответствующей территории;

3) принятие своевременных мер по устранению причин и условий, приводящих к нарушению законодательства Донецкой Народной Республики в сфере перевозки опасных грузов на соответствующей территории;

4) выполнение иных функций, предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 14. Стандартизация и сертификация в сфере перевозки опасных грузов

  1. Стандартизации подлежат общетехнические и организационно-методические требования, в частности относительно терминологии, классификации опасных грузов и методов классификационных испытаний, упаковок (тары, крупногабаритной тары, контейнеров средней грузоподъемности для массовых грузов), контейнеров, цистерн, средств упаковки для перевозки опасных грузов и методов их испытаний и маркировки.
  2. Разработка, утверждение, пересмотр, внесение изменений в стандарты, замена стандартов на все виды продукции и отходы, которые относятся к опасным грузам, а также стандартов, касающихся перевозки опасных грузов, осуществляются в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики о стандартизации.
  3. Стандарты, касающиеся перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, согласовываются с органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль, надзор и специальные разрешительные функции в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере транспорта.
  4. Стандарты, касающиеся перевозки опасных грузов железнодорожным, морским, речным и воздушным транспортом, согласовываются республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере транспорта.
  5. Упаковка (тара, крупногабаритная тара, контейнеры средней грузоподъемности для массовых грузов), контейнеры, цистерны и средства упаковки, которые могут по результатам испытаний использоваться для перевозки опасных грузов, должны иметь сертификаты соответствия.
  6. Организация работ по сертификации в сфере перевозки опасных грузов осуществляется республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере транспорта, в рамках созданной им системы сертификации.

Статья 15. Лицензирование в сфере перевозки опасных грузов

  1. Лицензирование в сфере перевозки опасных грузов осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Донецкой Народной Республики.
  2. В сфере перевозки опасных грузов лицензированию подлежат следующие виды хозяйственной деятельности:

1) предоставление услуг по перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом;

2) погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте;

3) предоставление услуг по перевозке грузов воздушным транспортом;

4) деятельность по внутренним перевозкам опасных грузов грузовыми автомобилями, прицепами и полуприцепами;

5) деятельность по международным перевозкам опасных грузов грузовыми автомобилями, прицепами и полуприцепами;

6) предоставление услуг по перевозке опасных грузов речным и морским транспортом;

7) погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на речном, морском транспорте.

  1. Деятельность, связанная с перевозкой опасных грузов, подлежащая лицензированию, без лицензии либо с нарушением лицензионных условий, запрещается.

Статья 16. Специальное обучение работников субъектов перевозки опасных грузов

  1. Специальное обучение проходят работники субъектов перевозки опасных грузов, которые занимаются классификацией, упаковкой, маркировкой, оформлением транспортных документов, отправлением, перевозкой и приемом опасных грузов, проведением грузовых и иных операций, связанных с перевозкой опасных грузов.
  2. Специальное обучение работников субъектов перевозки опасных грузов осуществляют центры специального обучения.
  3. По результатам прохождения специального обучения работников субъектов перевозки опасных грузов органом, уполномоченным проводить проверку знаний, выдается свидетельство (сертификат).
  4. Порядок проведения специального обучения работников субъектов перевозки опасных грузов устанавливается Правительством Донецкой Народной Республики.
  5. Финансирование специального обучения осуществляется субъектами перевозки опасных грузов.

Глава 3. Права и обязанности субъектов перевозки опасных грузов

Статья 17. Права и обязанности отправителя опасных грузов

  1. Отправитель опасных грузов имеет право на:

1) передачу опасного груза перевозчику и (или) получателю для перевозки его в соответствии с установленным порядком;

2) перевозку опасного груза, предоставленного им для перевозки, в определенный договором (нормативным актом) срок;

3) возмещение убытков, возникших вследствие потери или повреждения опасного груза, или безосновательного отказа от принятия опасного груза к перевозке.

  1. Отправитель опасных грузов обязан:

1) осуществлять мероприятия по сохранности, охране и безопасности опасных грузов до передачи их перевозчику;

2) предоставлять перевозчику необходимые документы с достоверной информацией об опасном грузе;

3) обеспечивать подготовку груза к отправлению, передавать перевозчику опасный груз в соответствующей упаковке (таре, крупногабаритной таре, контейнерах средней грузоподъемности для массовых грузов), контейнере, цистерне;

4) обеспечивать при перевозке в определенных случаях охрану и сопровождение опасного груза;

5) обеспечивать проведение специального обучения, повышение квалификации лиц, занимающихся отправлением опасных грузов, и их медицинского осмотра;

6) предоставлять в установленном порядке необходимую информацию об отправлении опасных грузов другим субъектам перевозки и органам государственного управления, указанным в статьях 7, 10, 11 и 12 настоящего Закона;

7) возмещать затраты и убытки, причиненные вследствие нарушения им законодательства в сфере перевозки опасных грузов;

8) передавать опасный груз для перевозки опасных грузов автомобильным транспортом только при наличии у перевозчика соответствующего документа о согласовании маршрута перевозки, выданного органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль, надзор и специальные разрешительные функции в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики и международным законодательством в сфере перевозки опасных грузов на соответствующем виде транспорта;

9) обеспечивать размещение и крепление опасного груза на транспортном средстве в соответствии с требованиями законодательства Донецкой Народной Республики.

Статья 18. Права и обязанности перевозчика опасных грузов

  1. Перевозчик опасных грузов имеет право на:

1) получение в установленном порядке достоверной информации о продукции или отходах, которые относятся к опасным грузам и передаются ему для перевозки;

2) своевременное получение опасного груза с соответствующими документами, содержащими полную информацию о грузе;

3) проведение предусмотренной законодательством всесторонней проверки опасного груза, принимаемого к перевозке, и документов на него;

4) отказ в принятии к перевозке опасного груза в случае несоответствия груза или документов на него установленным требованиям;

5) возмещение убытков, причиненных ему вследствие предоставления отправителем недостоверной информации о грузе или несвоевременного принятия его получателем;

6) применение повышенных тарифов на работы и услуги в сфере перевозки опасных грузов в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

  1. Перевозчик опасных грузов обязан:

1) принимать опасные грузы к перевозке, если груз и документы на него отвечают установленным требованиям;

2) обеспечивать размещение и крепление опасного груза на транспортном средстве в соответствии с требованиями, предусмотренными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики и международным законодательством в сфере перевозки опасных грузов на соответствующем виде транспорта;

3) обеспечивать перевозку опасных грузов в установленном порядке определенными транспортными средствами (подвижным составом);

4) разрабатывать маршруты и режимы перевозки опасных грузов и согласовывать их до передачи опасного груза к перевозке автомобильным транспортом – с органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль, надзор и специальные разрешительные функции в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае перевозки другими видами транспорта – с республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере транспорта;

5) обеспечивать своевременный осмотр автомобильных транспортных средств в органе исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль, надзор и специальные разрешительные функции в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и получение соответствующего разрешительного документа установленного образца о допуске к перевозке опасного груза;

6) при перевозке не отклоняться от согласованного маршрута, соблюдать безопасные условия движения и постоянно контролировать состояние транспортного средства (подвижного состава, судна) и груза;

7) перевозить в установленный срок опасный груз и передавать его получателю;

8) обеспечивать надлежащее краткосрочное хранение опасного груза на всех этапах перемещения;

9) в соответствующих случаях осуществлять меры по охране и обеспечению сохранности опасного груза;

10) обеспечивать проведение повышения квалификации работников, задействованных в процессе перевозки опасных грузов, и их медицинского осмотра;

11) обеспечивать проведение специального обучения работников, задействованных в процессе перевозки опасных грузов, с получением разрешительного документа установленного образца, предоставляющего право на выполнение работ в сфере перевозки опасных грузов;

12) предоставлять в установленном порядке необходимую информацию о перевозке опасных грузов другим субъектам перевозки и органам государственного управления, указанным в статьях 7, 11 настоящего Закона: при осуществлении перевозки автомобильным транспортом – органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль, надзор и специальные разрешительные функции в сфере обеспечения безопасности дорожного движения; при осуществлении перевозки железнодорожным, морским, речным и воздушным транспортом – республиканскому органу исполнительной власти, реализующему государственную политику в сфере транспорта;

13) возмещать затраты и убытки, причиненные вследствие нарушения им законодательства в сфере перевозки опасных грузов;

14) информировать о транспортных происшествиях, дорожно-транспортных происшествиях, авиационных происшествиях и аварийных случаях в сроки, установленные республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере транспорта;

(Пункт 14 части 2 статьи 18 изложен в новой редакции в соответствии с Законом от 24.04.2020 № 125-IIНС)

14¹) оказывать содействие в расследовании причин транспортных происшествий, дорожно-транспортных происшествий, авиационных происшествий и  аварийных случаев;

(Пункт 141 части 2 статьи 18 введен Законом от 24.04.2020 № 125-IIНС)

15) приостанавливать перевозку опасных грузов самостоятельно или по требованию органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль, надзор и специальные разрешительные функции в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, ‒ при осуществлении перевозки автомобильным транспортом и республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере транспорта, ‒ при осуществлении перевозки железнодорожным, морским, речным и воздушным транспортом в случае транспортных происшествий, дорожно-транспортных происшествий, авиационных происшествий и аварийных случаев, а также при обнаружении вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на безопасность перевозки опасных грузов до полного устранения причины, повлекшей приостановку перевозки опасных грузов.

(Пункт 15 части 2 статьи 18 изложен в новой редакции в соответствии с Законом от 24.04.2020 № 125-IIНС)

Статья 19. Права и обязанности получателя опасных грузов

  1. Получатель опасных грузов имеет право на:

1) своевременное получение опасного груза с соответствующими документами на него;

2) возмещение убытков за утрату, повреждение, задержку перевозки опасного груза.

  1. Получатель опасных грузов обязан:

1) своевременно принять опасный груз, прибывший в его адрес, и документы на него;

2) осуществлять мероприятия по сохранности и обеспечению безопасности опасных грузов;

3) обеспечивать проведение специального обучения, повышение квалификации лиц, занимающихся приемом опасных грузов, и их медицинского осмотра;

4) предоставлять в установленном порядке необходимую информацию о получении опасных грузов другим субъектам перевозки и органам государственного управления, указанным в статьях 7, 10, 11 и 12 настоящего Закона;

5) возмещать затраты и убытки, причиненные вследствие несвоевременного принятия опасных грузов и нарушения им законодательства в сфере перевозки опасных грузов.

Статья 20. Права и обязанности других участников перевозки опасных грузов

  1. Другие участники перевозки опасных грузов имеют право на получение достоверной информации об опасном грузе и не приступать к выполнению работ с ними до получения всех необходимых документов и других данных, необходимых для осуществления установленной деятельности.
  2. Другие участники перевозки опасных грузов обязаны:

1) обеспечивать проведение специального обучения работников, задействованных в процессе перевозки опасных грузов, ведение учета пройденного специального обучения данными лицами;

2) обеспечивать осуществление операций, связанных с перевозкой опасных грузов работниками, которые прошли специальное обучение;

3) обеспечивать размещение и крепление опасного груза в контейнере, на транспортном средстве в соответствии с требованиями законодательства Донецкой Народной Республики;

4) передавать в установленном порядке информацию о деятельности, связанной с перевозкой опасных грузов отправителям, перевозчикам, получателям.

Глава 4. Перевозка опасных грузов

Статья 21. Условия перевозки опасных грузов

Условия перевозки опасных грузов определяются нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность транспорта. В случае отсутствия таких актов, опасный груз допускается к перевозке на условиях, установленных по решению органов государственного управления, указанных в статьях 10, 11 и 12 настоящего Закона.

Статья 22. Требования к транспортным средствам, используемым для перевозки опасных грузов

Транспортные средства, используемые для перевозки опасных грузов, должны соответствовать требованиям государственных стандартов, международному законодательству в сфере перевозки опасных грузов, правилам перевозки опасных грузов, безопасности, охраны труда и экологии, а также в установленных законодательством Донецкой Народной Республики случаях иметь соответствующую маркировку и разрешительный документ установленного образца о допуске к перевозке опасных грузов.

Статья 23. Требования к осуществлению отдельных видов деятельности в сфере перевозки опасных грузов

  1. При осуществлении видов деятельности, предусмотренных пунктами 2 и 7 части второй статьи 15 настоящего Закона, субъект хозяйствования должен иметь:

1) на праве собственности или ином законном основании погрузо-разгрузочные устройства, оборудование и сооружения, соответствующие установленным требованиям технической и эксплуатационной документации к погрузочно-разгрузочным устройствам и сооружениям, а также другие производственные объекты, необходимые для осуществления данных видов деятельности;

2) в штате руководителей и специалистов, прошедших специальное обучение, предусмотренное частью первой статьи 16 настоящего Закона, деятельность которых связана с осуществлением лицензируемой деятельности.

  1. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 2 части второй статьи 15 настоящего Закона, субъект хозяйствования должен иметь:

1) специализированное подразделение по ликвидации чрезвычайных происшествий или соответствующий договор со сторонними специализированными организациями;

2) в местах осуществления лицензируемой деятельности средства противопожарной защиты, противопожарное оборудование и инвентарь, необходимые для ликвидации пожара, содержащиеся в работоспособном состоянии;

3) в штате на каждом объекте, на котором осуществляется лицензируемая деятельность, должностное лицо, ответственное за погрузку, размещение, крепление и выгрузку опасных грузов, прошедшее аттестацию в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики;

4) в штате лицо, ответственное за ведение учета происшествий и их анализ, включая причины их возникновения, при осуществлении лицензируемой деятельности.

  1. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 7 части второй статьи 15 настоящего Закона, субъект хозяйствования должен иметь:

1) на судах и иных плавучих средствах (при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности, предполагающей использование плавучих кранов и судов, включая суда-бункеровщики), судовые документы, определенные законодательством Донецкой Народной Республики, в зависимости от места осуществления лицензируемого вида деятельности (морская перевозка грузов или речная перевозка грузов);

2) план действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов – в случае осуществления погрузки (разгрузки), транспортировки нефти и нефтепродуктов;

3) план предупреждения и ликвидации аварийных ситуаций при работе с опасными грузами – в случае осуществления погрузки (разгрузки) опасных грузов конкретного класса;

4) в штате лицо, осуществляющее контроль за соблюдением требований по обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения окружающей среды, и (или) ответственного за безопасную эксплуатацию судов на речных путях, имеющего морское или речное профессиональное образование;

5) укомплектованные суда-бункеровщики членами экипажа прошедшими специальную подготовку по перевозке нефти и нефтепродуктов, имеющими дипломы и другие разрешительные документы, в зависимости от места осуществления лицензируемого вида деятельности (морская перевозка грузов или речная перевозка грузов).

Статья 24. Документы на перевозку опасных грузов

  1. Перевозка опасных грузов допускается при наличии соответственно оформленных документов, перечень и порядок предоставления которых определяется нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики, регулирующими деятельность транспорта.
  2. Перевозочные и сопроводительные документы оформляются на официальном языке Донецкой Народной Республики, если иное не предусмотрено международными договорами Донецкой Народной Республики.

Статья 25. Охрана и сопровождение опасных грузов

Охрана и сопровождение опасных грузов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере перевозки опасных грузов, в зависимости от их классификации и вида транспорта, которым они перевозятся.

Статья 26. Страхование ответственности субъектов перевозки опасных грузов и работников, принимающих участие в перевозке таких грузов

  1. Ответственность субъектов перевозки опасных грузов подлежит обязательному страхованию в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики.
  2. Страхователи ответственности субъектов перевозки опасных грузов определяются сторонами в договоре.
  3. Здоровье и жизнь работников, которые принимают участие в перевозке опасных грузов, подлежат обязательному страхованию от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания в установленном законодательством порядке.

Статья 27. Ликвидация последствий транспортных происшествий, дорожно-транспортных происшествий, авиационных происшествий и аварийных случаев, которые возникают во время перевозки опасных грузов

Ликвидацию последствий транспортных происшествий, дорожно-транспортных происшествий, авиационных происшествий и аварийных случаев, которые возникают при перевозке опасных грузов, осуществляют, в зависимости от категории транспортных происшествий, дорожно-транспортных происшествий, авиационных происшествий и аварийных случаев и в соответствии с планом ликвидации ее последствий, республиканский орган исполнительной власти, проводящий государственную политику в сфере гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, субъекты перевозки опасных грузов, другие предприятия, учреждения и организации, которые привлекаются к ликвидации последствий таких транспортных происшествий, дорожно-транспортных происшествий, авиационных происшествий и аварийных случаев, или перевозчик самостоятельно или с привлечением соответствующих предприятий, учреждений и организаций.

(Статья 27 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 24.04.2020 № 125-IIНС)

Статья 28. Расследование причин транспортных происшествий, авиационных происшествий и аварийных случаев при перевозке опасных грузов

  1. По каждому факту возникновения транспортных происшествий, авиационных происшествий и аварийных случаев при перевозке опасных грузов проводится расследование их причин.
  2. Под расследованием причин транспортных происшествий, авиационных происшествий и аварийных случаев при перевозке опасных грузов необходимо понимать комплекс мероприятий, который проводят в целях установления причин транспортных происшествий, авиационных происшествий и аварийных случаев, включающий сбор и анализ информации, подготовку заключений, и разработку рекомендаций по обеспечению безопасности движения поездов, авиационной безопасности и безопасности судоходства.
  3. Целью расследования транспортных происшествий, авиационных происшествий и аварийных случаев при перевозке опасных грузов не является привлечение виновных к административной или уголовной ответственности.
  4. Порядок расследования причин транспортных происшествий на железнодорожном транспорте, авиационных происшествий на воздушном транспорте, аварийных случаев на морском и речном транспорте разрабатывается республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере транспорта, и утверждается Правительством Донецкой Народной Республики.

(Статья 28 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 24.04.2020 № 125-IIНС)

Статья 29. Разрешение споров, возникающих в сфере перевозки опасных грузов

Споры, возникающие в сфере перевозки опасных грузов, решаются в соответствии с действующим законодательством Донецкой Народной Республики.

 

Статья 30. Ответственность в сфере перевозки опасных грузов

За нарушение законодательства о перевозке опасных грузов субъекты перевозки опасных грузов несут ответственность в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 31. Контроль и надзор за организацией безопасной перевозки опасных грузов

Контроль и надзор за организацией безопасной перевозки опасных грузов осуществляется республиканскими органами исполнительной власти, указанными в статьях 10, 12 настоящего Закона, в пределах их компетенции.

Статья 32. Международные перевозки опасных грузов и международное сотрудничество в сфере перевозки опасных грузов

  1. Международные перевозки опасных грузов осуществляются в соответствии с настоящим Законом, другими законами и нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики, а также международными договорами Донецкой Народной Республики.
  2. Если международным договором Донецкой Народной Республики установлены иные правила, чем те, что содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
  3. Донецкая Народная Республика принимает участие в международном сотрудничестве в сфере перевозки опасных грузов в соответствии с нормами международного права.
  4. Транзит опасных грузов через территорию Донецкой Народной Республики осуществляется в прямом сообщении одним видом транспорта без перегрузки на другой.

Глава 5. Заключительные и переходные положения

Статья 33. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 34. Переходные положения

  1. До приведения законов Донецкой Народной Республики, других нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом, они применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.
  2. Нормы статьи 26 вступают в силу с момента начала осуществления деятельности страховых компаний на территории Донецкой Народной Республики и вступления в силу законодательства Донецкой Народной Республики, регулирующего отношения в сфере страхования.

 

 

 

 

Глава

Донецкой Народной Республики                                                     А.В. Захарченко

 

 

г. Донецк

9 марта 2016 года

№ 104-IНС