Дата публикации | 17:36 19.01.2016 |
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
ЗАКОН
О КУЛЬТУРЕ
Принят Постановлением Народного Совета 25 декабря 2015 года
(С изменениями, внесенными Законами
(По тексту Закона слова «Совет Министров» в соответствующем падеже заменены словом «Правительство» в соответствующем падеже согласно Закону от 12.03.2020 № 108-IIНС)
Настоящий Закон регулирует общественные отношения в сфере создания, возрождения, сохранения, развития, распространения и освоения культуры в Донецкой Народной Республике и определяет правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в данной сфере, а также основные принципы государственной политики в области культуры.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе применяются следующие понятия и термины:
1) библиотека – информационное, культурное, образовательное учреждение, организация, предприятие (далее – организация) или их структурное подразделение, располагающее организованным фондом печатных и электронных образцов письменности, документов, предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам, а также имеющее доступ к другим источникам информации, в задачи которого входит обеспечение информационных, научных, образовательных и культурных потребностей пользователей библиотеки;
2) библиотечное дело – отрасль информационной, культурно-просветительской и образовательной деятельности, направленная на создание и развитие сети библиотек, формирование и обработку, упорядочение и хранение их фондов, организацию библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, подготовку и повышение квалификации кадров работников библиотек, научное и методическое обеспечение развития библиотечной деятельности;
3) государственная политика в сфере культуры – комплекс мер, принимаемых государственными органами, направленных на создание, возрождение, сохранение, развитие, распространение и освоение культурных ценностей, который включает деятельность государства, связанную с планированием, организацией, реализацией и обеспечением культурной жизни государства и общества, способствующую поддержанию, сохранению и развитию всех видов творческой деятельности граждан, формированию личности на основе освоения лучших образцов отечественной и мировой культуры;
4) Государственный реестр культурного достояния – свод наиболее значимых объектов Государственного реестра недвижимых памятников, наиболее ценных и важных предметов Музейного Фонда, книг и изданий Библиотечного Фонда, документов Архивного Фонда, а также иные формы материальных и духовных культурных ценностей, позволяющих в самом полном объеме отобразить самобытные черты культуры народов Донбасса, содержательно выразить ее неповторимый характер, способствующих воспитанию патриотизма и высоких нравственных идеалов, имеющих особое значение для истории и культуры Донецкой Народной Республики (далее – Государственный Реестр);
5) духовная сфера – система представлений о мире и человеке, о человеческом обществе и отношениях людей, о ценностях и их иерархии, а также система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство;
6) информационная среда – совокупность средств массовой информации, радио – и телевещание, информационно-телекоммуникационные сети общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационная сеть Интернет, текстовые и визуальные материалы, информация, а также созданные и создаваемые цифровые архивы, библиотеки, оцифрованные музейные фонды, базы данных;
7) искусство – творческая художественная деятельность в сферах литературы, архитектуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, музыки, танца, театра, кино, фото и других видах деятельности человека, отображающих действительность в художественных образах;
8) кинематография – отрасль культуры, объединяющая творческую, научную, производственную, образовательную деятельность, направленная на создание и использование аудиовизуальных произведений в любой форме и различных жанрах;
9) концертные организации – организации, осуществляющие концертную, музыкально-просветительскую и гастрольную деятельность на территории Донецкой Народной Республики и за ее пределами, а именно: публичное исполнение произведений культуры, литературы и искусства; способствующие популяризации художественных коллективов и отдельных исполнителей, с целью пропаганды и сохранения лучших образцов мирового музыкального и культурного наследия;
10) культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и способствующих гармоничному развитию личности, воспитанию патриотизма и удовлетворению эстетических потребностей и интересов граждан;
11) культурно-досуговые организации – центры повседневного общения в сфере досуговой деятельности (клубы, парки культуры и отдыха, дома и дворцы культуры, центры (дома) народного творчества и другие), развития личности, самодеятельного художественного народного творчества, деятельность которых регулируется в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики;
12) культурные блага – условия и услуги, предоставляемые юридическими и физическими лицами для удовлетворения культурных потребностей граждан, культурных сообществ и общества в целом;
13) культурная деятельность (деятельность в сфере культуры) – творческая, научная, образовательная, культурно-досуговая, библиотечная, музейная, театральная, хозяйственная, информационная, концертная и развлекательная деятельность по созданию, распространению, сохранению, изучению, освоению и популяризации культурных ценностей и предоставлению культурных благ в области культурного наследия, народного творчества, литературы, театрального, музыкального, изобразительного, циркового искусства, архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства, дизайна, кинематографии, фотоискусства, средств массовой информации, культурных (творческих) индустрий, народных художественных промыслов и ремесел, культурного досуга, народного художественного творчества, фольклора, нематериального культурного наследия, музейного, архивного, библиотечного дела, эстетического воспитания, художественного образования, педагогической деятельности в сфере культуры, международного культурного сотрудничества;
14) культурное достояние – культурные ценности, особо ценные объекты культуры (произведения искусства, фонды и коллекции, объекты культурного наследия), а также организации культуры, творческие коллективы, деятели культуры, имеющие общегосударственное особое значение для истории и культуры страны, включенные в Государственный реестр;
15) культурное наследие – совокупность предметов, явлений и произведений, имеющих историческую и культурную ценность. Культурное наследие включает в себя материальное культурное наследие (здания и сооружения, образцы инженерных, технических решений, градостроительные объекты, памятники промышленной архитектуры, исторические и культурные ландшафты, археологические памятники, монументы, скульптурные памятники, мемориальные сооружения, произведения изобразительного, прикладного и народного искусства, документы, книги, фотографии – все предметы материального мира, сохраняющие представление об особенностях жизни людей в прошедшие эпохи) и нематериальное культурное наследие (языки и диалекты, традиции, обычаи и верования, фольклор, традиционные уклады жизни и представления об устройстве мира народов, народностей, этнических групп, литература, музыкальное, театральное, кинематографическое наследие, созданная в стране уникальная система подготовки творческих кадров);
16) культурное пространство – сфера, в которой в соответствии с законодательством проводится культурная деятельность, и удовлетворяются культурные, информационные и досуговые потребности граждан, которая включает радио, телевидение, периодические печатные издания, книгоиздательскую продукцию, рынок культурных благ, культурно-творческую среду, среду искусства, а также информационно-телекоммуникационные сети общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационная сеть Интернет;
17) культурное разнообразие – неповторимость и многообразие форм культуры, современных и исторических, запечатленных в объектах культурного наследия, проявляющиеся в особенностях, присущих различным социально-демографическим группам, этническим, территориальным и иным культурным сообществам, в особенности коренным народам и представителям национальных культур, являющиеся общим достоянием и источником развития человечества;
18) культурное сообщество – форма культурного самоопределения, представляющая собой свободное объединение граждан, относящих себя к определенной культуре (носителей культуры), разделяющих общие ценности, традиции, верования, на основе их добровольной самоорганизации в любых формах в целях совместного участия в культурной жизни в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики;
19) культурные ценности – нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты;
20) музеи – научно-исследовательское и культурно-образовательное учреждение, созданное для изучения, сохранения, использования и популяризации музейных предметов и музейных коллекций с научной и образовательной целью, приобщения граждан к достижениям отечественного и мирового культурного наследия;
21) народное художественное творчество – одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиции народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народного художественного творчества.
22) научная деятельность в сфере культуры – индивидуальная или коллективная деятельность, связанная с изучением культурного наследия и (или) его интерпретацией;
23) научный работник (сотрудник) в сфере культуры – физическое лицо, чья профессиональная деятельность направлена на научное изучение, реконструкцию, реставрацию интерпретацию и охрану культурного наследия;
24) нематериальное культурное наследие (нематериальные объекты культуры) – совокупность форм культурной деятельности человеческого сообщества, формирующая у его представителей чувства самобытности и преемственности, выраженная как в физической форме (обряды, особенности быта, фольклор и др.), так и не заключенная в физическую форму (язык, песни, устное народное творчество);
25) объекты государственной культурной политики – объекты материального и нематериального культурного наследия;
26) объект культурного наследия – созданный человеком природный или природно-антропогенный объект материальной или духовной культуры, дошедший до нашего времени от предшествующих поколений и представляющий собой ценность в археологическом, этнологическом, историческом, архитектурном, художественно-эстетическом отношении, сохранивший свою аутентичность, независимо от степени сохранности объекта, а также его элементы, связанные с ним движимые предметы, занимаемая им территория (акватория), комплекс (ансамбль) таких объектов или место связанное со значимым событием;
27) организации культуры – юридические лица любой организационно-правовой формы и формы собственности, созданные в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики, основной деятельностью которых является деятельность в сфере культуры и искусства, а также структурные подразделения юридических лиц, функции которых заключаются в осуществлении деятельности в сфере культуры и искусства;
28) особый правовой режим объектов культурного достояния – меры, принимаемые государством по сохранению, содержанию, восстановлению, охране и использованию объектов историко-культурного наследия;
29) отраслевая система поощрения – форма морального и материального стимулирования работников культуры и искусства за вклад в развитие отрасли;
30) представители национальных культур – группы людей, имеющие общее происхождение, проживающие на территории государства и являющиеся его гражданами, которые объединились для сохранения, возрождения и развития культурной, языковой, религиозной самобытности этнического сообщества;
31) работник культуры – физическое лицо, профессиональная деятельность которого связана с созданием, сохранением, научным изучением, развитием, распространением, использованием культурных ценностей и приобщением к ним граждан;
32) сохранение культурного наследия – обеспечение юридической и физической сохранности объектов материального культурного наследия, сбор, документирование и изучение объектов нематериального культурного наследия, вовлечение в культурный и научный оборот объектов культурного наследия;
33) социально значимые мероприятия в области культуры – мероприятия по проведению памятных и юбилейных дат, дней культуры, фестивалей, смотров, конкурсов, выставок, открытие новых музеев, музейных экспозиций и увековечение памяти видных деятелей государства на республиканском уровне и за рубежом;
34) субъекты государственной культурной политики – органы государственной власти Донецкой Народной Республики и органы местного самоуправления, образовательные, научные организации, организации и учреждения культуры, общественные объединения и организации, иные организации, осуществляющие деятельность в области искусства, народного творчества, науки, образования, просвещения, воспитания, семейных отношений, работы с детьми и молодежью;
35) субъекты культурной деятельности – государственные органы, юридические лица и граждане, участвующие в деятельности в сфере культуры;
36) творческая деятельность – индивидуальная или коллективная деятельность в сфере культуры, связанная с созданием культурных ценностей и (или) их интерпретацией;
37) творческий работник – физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого работника, независимо от того, состоит или нет в трудовых или гражданско-правовых отношениях с организациями культуры и является или нет членом какого-либо объединения творческих работников;
38) творческий союз – общественное объединение профессиональных творческих работников одного или нескольких жанров культуры, создаваемое на основе их индивидуального членства;
39) театры – организации культуры, основной деятельностью которых является подготовка и показ спектаклей, других публичных произведений и предоставление сопутствующих этому услуг, в целях формирования и удовлетворения духовных потребностей зрителей в сценическом искусстве, а также развитие театрального искусства;
40) цирк – организация культуры, основная деятельность которого направлена на создание и публичное представление цирковых произведений;
41) цирковая деятельность – деятельность в области циркового дела, связанная с созданием, публичным исполнением, публичным показом цирковых произведений, обеспечением условий для развития циркового творчества, подготовкой профессиональных кадров, пропагандой лучших образцов циркового искусства.
Статья 2. Правовое регулирование отношений в сфере культуры
- Правовое регулирование отношений в сфере культуры основывается на положениях Конституции Донецкой Народной Республики и осуществляется настоящим Законом, иными законами и нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.
- Если международным договором в сфере культуры установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, иными законами и нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики, применяются правила международного договора.
- Установленные настоящим Законом нормы распространяются на всех физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере культуры на территории Донецкой Народной Республики, вне зависимости от их организационно-правовой формы и формы собственности.
- Особенности, связанные с осуществлением отдельных видов деятельности в сфере культуры, регулируются соответствующим законодательством Донецкой Народной Республики, принимаемым в соответствии с настоящим Законом.
- Отношения в сфере культуры, касающиеся правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, регулируются гражданским законодательством Донецкой Народной Республики.
Статья 3. Основные принципы деятельности государства в сфере культуры
Деятельность государства в сфере культуры основывается на следующих принципах:
1) признание, обеспечение и защита прав и свобод человека в сфере культуры;
2) признание равного права на существование и развитие культур, равенства прав и свобод в сфере культуры для всех этнических, социально-демографических и иных культурных сообществ;
3) признание основополагающей роли культуры в творческом развитии и самореализации личности;
4) признание основополагающей роли культуры в обеспечении социальной сплоченности и устойчивого развития общества;
5) признание культуры стратегическим ресурсом инновационного развития Донецкой Народной Республики;
6) обеспечение единства информационного пространства и доступности информации в сфере культуры как ключевого условия реализации права на участие в культурной жизни;
7) обеспечение условий для поддержания, сохранения и развития культурного разнообразия посредством постоянного взаимодействия и обмена между культурами и равноправного диалога между различными культурными сообществами;
8) защита национального культурного достояния;
9) обеспечения выявления, изучения и сохранения, а также развития культурного наследия как источника творческой активности личности и культурного разнообразия;
10) невмешательство в творческую деятельность со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, за исключением случаев, когда таковая может попирать нравственные устои общества, национальные или религиозные чувства, носить экстремистский характер или провоцировать социальную нестабильность, угрожая безопасности Донецкой Народной Республики;
11) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления за сохранение и развитие культуры;
12) соблюдение международных договоров Донецкой Народной Республики в сфере культуры.
Статья 4. Равное достоинство культур представителей национальных культур и иных этнических общностей Донецкой Народной Республики, их прав и свобод в области культуры
Донецкая Народная Республика признает равное достоинство культур, равные права и свободы в области культуры всех проживающих в ней народов и иных этнических групп, представителей национальных культур, способствует созданию равных условий для научного изучения, сохранения и развития этих культур, обеспечивает и укрепляет целостность культуры посредством законодательного регулирования государственной культурной политики и государственных программ сохранения и развития культуры.
Статья 5. Языки в сфере культуры
- Применение государственного языка Донецкой Народной Республики в сфере культуры гарантируется Конституцией Донецкой Народной Республики.
(Часть 1 статьи 5 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 11.09.2020 № 187-IIНС)
- Государство обеспечивает всестороннее развитие и функционирование государственного языка Донецкой Народной Республики в сфере культуры, гарантирует свободное использование языков всех представителей национальных культур Донецкой Народной Республики.
(Часть 2 статьи 5 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 11.09.2020 № 187-IIНС)
Глава 2. Права, свободы, обязанности человека, этнических групп, представителей национальных культур, и иных культурных сообществ Донецкой Народной Республики в сфере культуры и государственные гарантии их реализации
Статья 6. Неотъемлемость и гарантированность прав и свобод в сфере культуры
- В соответствии с общепризнанными принципами международного права, а также в соответствии с положениями Конституции Донецкой Народной Республики в Донецкой Народной Республике признаются и гарантируются права и свободы человека, этнических групп, представителей национальных культур в сфере культуры.
- Права и свободы человека в сфере культуры неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
- Государство гарантирует равенство прав и свобод человека в сфере культуры независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав человека в сфере культуры по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Статья 7. Право на творчество
- Каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями. Право человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе.
- Профессиональные и непрофессиональные творческие работники равноправны в области авторского права и смежных прав, на интеллектуальную собственность, охрану секретов мастерства, свободу распоряжения результатами своего труда, поддержку государства. Профессиональная и непрофессиональная (любительская) творческая деятельность граждан осуществляется на коллективной или индивидуальной основе.
- Государство гарантирует каждому свободу всех видов творчества, право на все виды и формы творческой деятельности в соответствии с его интересами и способностями, за исключением случаев, когда проявление свободы творчества может оскорблять национальные или религиозные чувства, а также носить экстремистский характер или провоцировать социальную нестабильность, угрожая безопасности государства.
Статья 8. Право на приобщение к культурным ценностям
- Каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности. Ограничения доступности культурных ценностей по соображениям секретности или особого режима пользования устанавливается законодательством Донецкой Народной Республики.
- Государство гарантирует каждому право на пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Для детей дошкольного возраста, детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вследствие военных действий, детей-инвалидов, инвалидов I и II групп, инвалидов детства, инвалидов вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, детей военнослужащих, которые погибли при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболеваний, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, в том числе при участии в проведении контртеррористических операций и (или) иных мероприятий по борьбе с терроризмом, детей погибших шахтеров, лиц, признанных в установленном порядке малоимущими, республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере культуры, устанавливается Порядок организации льготного посещения организаций культуры.
- Порядок доступа к Архивному Фонду, Музейному Фонду, Библиотечному Фонду, Фильмофонду Донецкой Народной Республики определяется законодательством Донецкой Народной Республики.
Статья 9. Право на участие в культурной жизни
- Каждый имеет право на участие в культурной жизни посредством:
1) свободного определения своего образа жизни, основанного на тех или иных ценностях, традициях и верованиях;
2) свободного осуществления любого вида профессиональной и непрофессиональной (любительской) творческой деятельности;
3) личного участия в любых видах культурной деятельности, предусмотренных настоящим Законом;
4) создания культурных ценностей и пользования ими;
5) пользования любыми культурными благами;
6) свободного определения своей принадлежности к любому культурному сообществу и участия в его деятельности;
7) иных форм индивидуального или коллективного участия в культурной жизни.
Статья 10. Право на культурную самобытность
Каждый человек, представители национальных культур, этнические группы, иные культурные сообщества имеют право на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, сохранение, развитие и защиту государством своей культурной самобытности.
Статья 11. Право на образование в сфере культуры и искусства
- Каждый имеет право на образование в сфере культуры и искусства. Донецкая Народная Республика поддерживает различные формы образования и самообразования в сфере культуры и искусства.
- Государство создает физическим лицам условия для реализации их права на образование в сфере культуры и искусства, выбор его формы и способов его получения путем формирования системы образовательных организаций сферы культуры государственной, муниципальной, частной и иных форм собственности в сфере культуры.
Статья 12. Право создавать организации культуры
В Донецкой Народной Республике гарантируется право на создание разных по форме собственности и видам деятельности в сфере культуры организаций и учреждений культуры. Юридические и физические лица, имеют право создавать организации культуры для осуществления любых видов культурной деятельности, предусмотренных настоящим Законом, в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики.
Статья 121. Право на организацию творческих мероприятий
Организации различных форм собственности и организационно-правовых форм, если это не противоречит их учредительным документам, а также физические лица вправе организовывать и проводить творческие мероприятия на территории Донецкой Народной Республики. Творческому мероприятию может быть присвоен статус «международный», «республиканский», «городской», «районный» в порядке, установленном Правительством Донецкой Народной Республики.
(Статья 121 введена Законом от 03.08.2018 № 250-IНС)
Статья 13. Право на объединение в культурные сообщества, создание общественных объединений в области культуры
- Граждане имеют право на объединение в культурные сообщества, в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики, на основе общности образа жизни, ценностей, традиций, верований, профессии, на создание ассоциаций, творческих союзов, гильдий или иных общественных объединений в области культуры. Граждане имеют право свободно определять свою принадлежность к тому или иному культурному сообществу (сообществам).
- Государство создает физическим лицам условия для реализации их права на образование в сфере культуры и искусства, выбор его формы и способов его получения путем формирования системы образовательных организаций сферы культуры государственной, муниципальной, частной и иных форм собственности.
- Указанные культурные сообщества вправе:
1) разрабатывать и представлять в соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения о сохранении и развитии национальной культуры;
2) проводить фестивали, выставки и другие аналогичные мероприятия;
3) содействовать организации национального краеведения, охране национальных исторических и культурных памятников, созданию этнографических и иных музеев;
4) создавать национальные клубы, студии и коллективы искусства, организовывать библиотеки, клубы, кружки, студии по изучению национальных языков, республиканские и иные ассоциации.
- Государство поощряет создание и деятельность культурных сообществ, общественных объединений в области культуры как важного элемента культурного разнообразия, создает государственные гарантии их деятельности, осуществляемой в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
Статья 14. Право собственности в сфере культуры
Порядок приобретения, условия владения, пользования и распоряжения объектами собственности в сфере культуры регламентируется законодательством Донецкой Народной Республики. Право собственности на объекты культурного наследия может быть ограничено законом в интересах защиты культурного наследия.
Статья 15. Право на индивидуальную предпринимательскую деятельность в сфере культуры
Каждый имеет право на индивидуальную предпринимательскую деятельность в сфере культуры, направленную на производство, сохранение, тиражирование и распространение культурных благ в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики.
Статья 16. Право на осуществление благотворительной деятельности в сфере культуры
- Физические и юридические лица на основе добровольности вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность.
- Физические лица вправе заниматься меценатством – способствовать развитию культуры на безвозмездной основе, оказывая материальную помощь из личных средств.
- Органы государственной власти и органы местного самоуправления Донецкой Народной Республики содействуют формированию целевого капитала в сфере культуры и развитию благотворительности и меценатства.
Статья 17. Право на вывоз и ввоз культурных ценностей, результатов своей творческой деятельности
Каждый имеет право вывозить за пределы Донецкой Народной Республики и ввозить на ее территорию культурные ценности, результаты своей творческой деятельности в целях экспонирования, публичного представления в иных формах, для осуществления реставрационных работ и научных исследований, в иных необходимых случаях, а также в целях продажи в порядке, устанавливаемом законодательством Донецкой Народной Республики, в том числе в соответствии с международными договорами Донецкой Народной Республики.
Статья 18. Право на культурную деятельность в зарубежных странах
Граждане Донецкой Народной Республики имеют право осуществлять культурную деятельность в зарубежных странах, создавать организации культуры на территории других государств, если последнее не противоречит законодательству этих государств. Донецкая Народная Республика поддерживает культурную деятельность граждан Донецкой Народной Республики за пределами Донецкой Народной Республики.
Статья 19. Приоритетность прав и свобод человека в сфере культуры по отношению к правам государства, организаций и этнических общностей
Права и свободы человека в сфере культуры приоритетны по отношению к правам в этой сфере государства, общественных объединений, религиозных объединений, профессиональных союзов и иных организаций, а также этнических групп и представителей национальных культур, проживающих на территории Донецкой Народной Республики.
Статья 20. Обязанности в сфере культуры
- Субъекты культурной деятельности обязаны:
1) соблюдать требования законодательства Донецкой Народной Республики относительно осуществления деятельности в сфере культуры;
2) заботиться о сохранении народных традиций и преумножения национального культурного достояния, охране культурного наследия Донецкой Народной Республики;
3) уважать культуру, языки, традиции, обычаи народов и национальных групп Донецкой Народной Республики;
4) заботиться об эстетическом воспитании и культурном развитии детей, приобщение их к ценностям отечественной и мировой культуры.
Статья 21. Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в сфере культуры
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Донецкой Народной Республике правами и несут возложенные на них обязанности в сфере культуры наравне с гражданами Донецкой Народной Республики, за исключением случаев, установленных законодательством и международными договорами Донецкой Народной Республики.
Статья 22. Обязанности государства по обеспечению прав граждан на деятельность в сфере культуры
- Государство гарантирует гражданам право на деятельность в сфере культуры путем обеспечения права на участие в культурной жизни, доступа к культурным ценностям, получения образования по специальностям сферы культуры и искусства.
- Государственные органы способствуют пропаганде культурного наследия Донецкой Народной Республики в средствах массовой информации и организациях культуры.
Глава 3. Работники культуры
Статья 23. Работники в сфере культуры
- Работник культуры – творческий работник или работник учреждения культуры или иное физическое лицо, которое осуществляет деятельность в сфере культуры.
- Творческий работник – физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого работника, независимо от того, состоит оно или нет в трудовых или гражданско-правовых отношениях и является или нет членом какого-либо объединения творческих работников.
- Профессиональный и непрофессиональный творческий работник равноправны в правах на результаты интеллектуальной деятельности, в свободе распоряжения результатами своего труда и участия в творческих конкурсах и иных формах государственной поддержки творческой деятельности.
- Преподавательская деятельность, основанная на передаче опыта собственной творческой деятельности, приравнивается к творческой деятельности.
Особенности занятия творческой и педагогической деятельностью в сфере культуры устанавливаются законодательством.
Статья 24. Социальные гарантии работникам в сфере культуры
- В целях оказания государственной поддержки работникам культуры, направленной на повышение уровня профессионального мастерства, поощрения мастеров искусств, лауреатов фестивалей, смотров и творческих конкурсов органы государственной власти, а также органы местного самоуправления в рамках своей компетенции вправе в порядке, установленном законодательством Донецкой народной Республики:
- предоставлять индивидуальные гранты;
- учреждать именные премии за особые достижения в сфере культуры;
- устанавливать надбавки к должностным окладам работников культуры;
- устанавливать повышенные тарифные ставки работника государственных учреждений культуры, в том числе работающим в сельской местности;
- применять формы материального стимулирования за высокие показатели эффективности выполнения трудовых обязанностей;
- осуществлять иные меры государственной поддержки.
- Работникам в сфере культуры, работающим в государственных и муниципальных учреждениях культуры, в порядке, установленном законодательством Донецкой народной Республики, государство обеспечивает:
1) работу на полную тарифную ставку;
2) создание надлежащих условий труда, его оплату;
3) правовую, социальную, профессиональную защиту;
4) назначение и выплату пенсий в соответствии с законодательством, в том числе пенсии по выслуге лет;
5) другие гарантии, установленные законодательством Донецкой Народной Республики.
- Заработная плата работника в сфере культуры, педагогического работника образовательного учреждения сферы культуры состоит из должностного оклада (тарифной ставки), надбавки за почетное звание, доплат за особый характер работы, ученую степень, выслугу лет в зависимости от стажа работы в государственных и муниципальных учреждениях культуры, учебных заведениях сферы культуры, других надбавок и доплат из фонда материального стимулирования за высокие показатели выполнения трудовых обязанностей, премий, вознаграждений за творческую деятельность, предусмотренных законодательством.
Условия оплаты труда работников в сфере культуры государственных и муниципальных учреждений культуры, учебных заведений сферы культуры определяются Правительством Донецкой Народной Республики.
- Работники в сфере культуры, педагогические работники учреждений образования сферы культуры, которые работают в государственных и муниципальных учреждениях культуры, имеют право на помощь для оздоровления при предоставлении ежегодного отпуска в размере должностного оклада, а также на материальную помощь для решения социально-бытовых вопросов и доплату за выслугу лет в размерах и порядке, которые устанавливаются Правительством Донецкой Народной Республики.
- Работники государственных и муниципальных учреждений культуры, педагогические работники учреждений образования сферы культуры, которые работают в сельской местности и поселках городского типа, а также пенсионеры, которые ранее работали в государственных и муниципальных учреждениях культуры, учебных заведениях сферы культуры в таких населенных пунктах и проживают в них, имеют право на бесплатное получение в собственность земельного участка в соответствии с законодательством.
- Работникам государственных и муниципальных учреждений культуры, педагогическим работникам учреждений образования сферы культуры, работающим в сельской местности и поселках городского типа, а также пенсионерам, которые ранее работали в государственных и муниципальных учреждениях культуры, учебных заведениях сферы культуры в таких населенных пунктах и проживают в них, государство обеспечивает в соответствии с законодательством бесплатное пользование жильем с отоплением и освещением в пределах установленных норм.
При определении стажа выслуги лет допускается суммирование стажа за периоды работы в учреждениях культуры, образования, искусства.
Статья 25. Особенности трудовых отношений и трудоустройства в организациях культуры
- Руководители учреждений культуры назначаются на должность путем заключения с ними трудового договора (контракта). Заключение контракта регулируется законодательством Донецкой Народной Республики.
- Формирование кадрового состава (художественного и артистического, кроме технического персонала) учреждений культуры осуществляется на конкурсной основе. По результатам конкурса заключается трудовой договор в порядке, определенном законодательством Донецкой Народной Республики.
- Перечень должностей руководителей структурных подразделений, специалистов, работников, которые обеспечивают и непосредственно выполняют творческие функции, определяется законодательством Донецкой Народной Республики.
Статья 26. Творческие союзы, иные объединения работников культуры
- Работники культуры и творческие работники имеют право создавать общественные объединения, в том числе творческие и профессиональные союзы.
- Государство содействует созданию и деятельности общественных объединений работников культуры и творческих работников. Никакое общественное объединение не имеет преимуществ перед другим общественным объединением работников культуры и творческих работников в отношениях с государством.
- Государство гарантирует общественным объединениям работников культуры и творческих работников участвовать в разработке государственной культурной политики, проводит консультации с данными объединениями при разработке мероприятий в области занятости, профессиональной подготовки, охраны труда, социальной защиты работников культуры и творческих работников, не вмешивается в деятельность данных объединений, если иное не предусмотрено законодательством Донецкой Народной Республики.
- Государство оказывает поддержку общественным объединениям работников культуры путем целевого финансирования отдельных общественно полезных программ по заявкам данных объединений, заключения любых видов договоров, в том числе договоров о выполнении работ или предоставлении услуг, а также путем социального заказа на осуществление на основе творческого конкурса отдельных мероприятий, предусмотренных государственными целевыми и иными программами в сфере культуры.
- В правовом, социально-экономическом и других отношениях государство содействует работникам культуры и работникам, не являющимися членами каких-либо общественных объединений работников культуры и творческих работников, так же, как и членам таких объединений.
Статья 27. Непрофессиональные (любительские) творческие объединения и коллективы
Непрофессиональные (любительские) творческие объединения и коллективы создаются по инициативе граждан, общественных объединений, организаций культуры, местных представительных и исполнительных органов и функционируют в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
Глава 4. Деятельность в сфере культуры
Статья 28. Виды деятельности в сфере культуры
- Видами деятельности в области культуры в Донецкой Народной Республике являются:
1) профессиональное и непрофессиональное (любительское) творчество, в том числе художественная литература, сценическое, театральное, музыкальное, хореографическое, пластическое, музыкальное, изобразительное искусство, фотоискусство, другие виды и жанры искусства;
2) создание и распространение аудиовизуальной продукции (кинематография, телевидение и иное);
3) издательская деятельность в сфере культуры;
4) культурно-досуговая деятельность;
5) эстетическое воспитание граждан;
6) образование в сфере культуры и искусства, педагогическая деятельность в сфере культуры и искусства;
7) научно-исследовательская деятельность в сфере культуры и искусства;
8) сохранение, использование, популяризация и государственная охрана культурного наследия Донецкой Народной Республики;
9) музейная деятельность;
10) библиотечная деятельность;
11) театральна и концертная деятельность;
12) деятельность по изготовлению и реставрации художественных и декоративных изделий;
13) деятельность в сфере декоративно-прикладного искусства, дизайна, архитектуры;
14) цирковая деятельность;
15) информационная деятельность, направленная на популяризацию сферы культуры;
16) иные виды культурной деятельности основной целью, которой является создание, сохранение, распространение и использование культурных ценностей, культурного наследия и культурных благ.
Статья 29. Субъекты деятельности в сфере культуры
- Субъектами деятельности в сфере культуры являются:
1) государственные органы исполнительной власти;
2) органы местного самоуправления;
3) организации культуры, а также иные организации всех форм собственности, уставы (положения) которых предусматривают осуществление деятельности в сфере культуры;
4) творческие работники;
5) научные сотрудники и методические работники, в частности, музейных, библиотечных, научно-методических и учебно-методических, архивных учреждений, историко-культурных заповедников;
6) педагогические работники образовательных организаций сферы культуры;
7) художники, которые работают на основе художественного любительства;
8) работники культуры;
10) физические лица, объединения граждан, осуществляющих деятельность в сфере культуры.
Статья 30. Образование в сфере культуры и искусства
- Органы государственной власти Донецкой Народной Республики, органы местного самоуправления обеспечивают развитие образования в сфере культуры и искусства, а также реализацию прав физических лиц на образование в сфере культуры и искусства путем:
1) выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации предпрофессиональных программ в области культуры и искусств в части финансирования расходов на оплату труда работников школ искусств по видам искусств (школы искусств, музыкальные, художественные и хореографические школы), расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами Донецкой Народной Республики;
2) предоставления бесплатного, на основе творческого конкурса, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных, учебно-методических учреждениях в сфере культуры и искусства в пределах государственных образовательных стандартов для лиц, получающих образование соответствующего уровня впервые, а также второго бесплатного высшего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования в случаях, предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики.
Статья 31. Научно-исследовательская и методическая деятельность в сфере культуры и искусства
- В Донецкой Народной Республике поддерживается научно-исследовательская и методическая деятельность в сфере культуры и искусства.
- Органы государственной власти, органы местного самоуправления обеспечивают развитие научно-исследовательской и методической деятельности в сфере культуры и искусства посредством системы мер государственной и муниципальной поддержки научных исследований и методической деятельности в сфере культуры и искусства, создание условий для создания, функционирования и развития научно-исследовательских и методических организаций и служб в сфере культуры и искусства.
Статья 32. Общие условия создания, реорганизации и ликвидации организаций культуры и особенности управления организациями культуры
- Организациями культуры в Донецкой Народной Республике являются организации разных форм собственности и организационно-правовых форм, осуществляющие один или несколько видов деятельности в сфере культуры, предусмотренных настоящим Законом. Общие условия создания, реорганизации и ликвидации организаций культуры определяются законодательством Донецкой Народной Республики.
- Учредительные документы организаций культуры должны содержать указание на один или несколько видов деятельности в сфере культуры в качестве основной деятельности соответствующих организаций. Организации культуры свободны и независимы в выборе видов своей культурной деятельности. Организации культуры вместе с основной деятельностью имеют право заниматься иными видами деятельности, не запрещенными законодательством Донецкой Народной Республики, и если они соответствуют основным целям создания организации, в том числе оказывать платные услуги. Перечень платных услуг определяется законодательством Донецкой Народной Республики.
- Государственными организациями культуры признаются организации культуры, учрежденные Донецкой Народной Республикой. Иные организации культуры являются негосударственными.
- Структура, порядок формирования и деятельности органов управления организаций культуры устанавливается в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики их уставом (положением). Уставом (положением) организации культуры может предусматриваться создание коллегиальных органов этой организации (попечительских, наблюдательных, художественных советов и других) и могут определяться их функции.
- Организации культуры ведут билетное хозяйство. Порядок ведения билетного хозяйства, реализации билетов, механизм оформления отчетной документации по расчетным операциям, связанным с реализацией билетов устанавливается республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере культуры.
Статья 33. Театры
- На территории Донецкой Народной Республики создаются и осуществляют деятельность театры, которые отличаются по видам театрального искусства, форме собственности и другим признакам.
- Театры самостоятельно планируют свою деятельность и определяют перспективы развития исходя из целей, предусмотренных уставом, (положением), наличия собственных творческих и хозяйственных ресурсов и необходимости творческо-производственного и социального развития.
- Театр независим в выборе художественного направления и репертуара. Театры самостоятельно формируют свою экономическую программу, определяют порядок реализации билетов, услуг и продукции, устанавливают на них цены, в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики и настоящим Законом. Финансирование театров осуществляется из соответствующих бюджетов, а также из внебюджетных источников, в соответствии с бюджетным законодательством Донецкой Народной Республики, на безвозмездной и безвозвратной основе.
Финансирование деятельности театров осуществляется учредителем (учредителями) в порядке, предусмотренном действующим законодательством Донецкой Народной Республики.
Статья 34. Концертные организации
- Основными задачами концертных организаций являются музыкально-эстетическое воспитание, обеспечение условий для создания высокохудожественных программ и номеров, организация концертов профессиональных художественных коллективов и отдельных исполнителей, осуществление музыкально-просветительской деятельности.
- Концертные организации самостоятельны в проведении творческих программ и выборе репертуара.
- В целях вовлечения граждан в сферу культурной жизни из Республиканского бюджета государственным концертным организациям выделяются субсидии на покрытие убытков, связанных с предоставлением услуг по обеспечению доступности концертных мероприятий для всех слоев населения, пропагандой классического, народного, музыкального и хореографического искусства, в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики.
Статья 35. Библиотечное дело
- На территории Донецкой Народной Республики создаются государственные и муниципальные библиотеки, образующие сеть базовых общедоступных (публичных) библиотек, а также иные виды библиотек в соответствии с действующим законодательством Донецкой Народной Республики.
- Библиотеки своей деятельностью обеспечивают реализацию прав граждан на бесплатное библиотечное обслуживание, установленных действующим законодательством, уставами (положениями), правилами пользования библиотеками и действующим законодательством Донецкой Народной Республики.
- Государство поддерживает библиотечное дело и его развитие путем гарантированного финансирования библиотек, льготной налоговой, кредитной и ценовой политики, финансирует создание информационных сетей и телекоммуникационных систем для информационного обмена, вхождения в мировые глобальные компьютерные сети, объединения и обеспечения доступности распределенных библиотечных ресурсов, поддерживает необходимое материально-техническое обеспечение библиотек.
- Библиотеки в соответствии с целями и задачами, предусмотренными в их уставах (положениях) имеют право самостоятельно:
1) определять содержание, направления и конкретные формы своей деятельности;
2) осуществлять хозяйственную деятельность путем расширения перечня предоставляемых пользователям библиотек дополнительных платных и арендных услуг и социально-творческого развития библиотек при условии, что это не наносит ущерба их основной деятельности на основе нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики;
3) изымать и реализовывать документы из своих фондов в соответствии с порядком исключения документов, согласованным с учредителями библиотек в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. При этом библиотеки независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности не имеют права списывать и реализовывать документы, отнесенные к книжным памятникам;
4) образовывать в порядке, установленном действующим законодательством Донецкой Народной Республики, библиотечные общественные объединения и входить в общественные объединения, образованные другими библиотеками в целях содействия развитию библиотечного обслуживания, профессиональной консолидации, защиты своих социальных и профессиональных прав.
- Финансовые и другие средства, поступившие в библиотеку из дополнительных источников, не влекут за собой уменьшение бюджетного финансирования. Неиспользованные за отчетный период финансовые средства не могут быть изъяты у библиотеки и не учитываются в объеме финансирования на следующий отчетный период и должны использоваться исключительно на осуществление уставной деятельности библиотеки.
Статья 36. Музеи
- На территории Донецкой Народной Республики могут создаваться музеи разных профилей, в том числе музеи частных коллекций. Ансамбли и комплексы недвижимых историко-культурных объектов, имеющие особую историческую, научную, культурную и художественную значимость, могут быть объявлены историко-культурными и (или) природными заповедниками, заповедниками-музеями.
Статус историко-культурных и природных заповедников, заповедников-музеев определяется в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики.
- Музейные экспонаты и музейные коллекции включаются в состав Музейного Фонда и являются неотъемлемой частью культурного наследия Донецкой Народной Республики.
- Запрещается передача музейных экспонатов из государственных музеев в частную собственность.
- Государственные музеи и музеи-заповедники вправе реализовывать товары (работы, услуги), не относящиеся к их основной деятельности, плата за которые не носит обязательного характера и определяется по соглашению с физическими и юридическими лицами. Деньги от реализации таких товаров (работ, услуг) могут оставаться в распоряжении государственных музеев и музеев-заповедников.
- В соответствии с частью 4 настоящей статьи государственные музеи и музеи-заповедники имеют право на:
1) изготовление копий со всех видов носителей, форматов, стандартов и их обработку;
2) предоставление услуг информационно-телекоммуникационной сети Интернет на основании договора с оператором связи;
3) проведение фото- и видеосъемок;
4) реализацию сувенирной и полиграфической продукции;
5) реализацию научной учебно-методической литературы и других пособий, изданных музеями и музеями-заповедниками.
- Порядок поступления и использования средств от реализации товаров (работ, услуг), относящихся к основной деятельности, но выполнение и обеспечение которых не предусмотрено бюджетным финансированием государственных музеев и музеев-заповедников, определяется законодательством Донецкой Народной Республики.
- Порядок и условия доступа к музейным экспонатам и музейным коллекциям, находящимся в хранилище музея, и другие отношения в области музейного дела регулируются в порядке, установленном уполномоченным органом.
- В целях обеспечения хранения историко-культурных объектов из Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики государственным музеям выделяются субсидии на покрытие убытков, связанных с обеспечением сохранности, учета, комплектования и реставрации историко-культурных ценностей, в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики.
Статья 37. Цирки
- Основными задачами цирковых организаций являются формирование и показ цирковых программ, аттракционов и отдельных цирковых номеров, пропаганда достижений циркового искусства в Донецкой Народной Республике и за рубежом, создание условий для развития любительского циркового движения.
- Цирки, независимо от форм собственности, свободно и самостоятельно планируют свою творческую деятельность, режим работы, способы и места публичного исполнения цирковых произведений в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
- Финансирование деятельности цирковых организаций, в зависимости от их форм собственности и статуса, осуществляется за счет средств Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики, местных бюджетов, а также средств предприятий, организаций, граждан и их объединений в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики.
Статья 38. Культурно-досуговые организации
- Основной задачей культурно-досуговых организаций является удовлетворение духовных, эстетических и культурных запросов населения.
- Деятельность культурно-досуговых организаций направлена на:
1) сохранение, пропаганду и развитие народного творчества, этнокультурных традиций и обрядов, их адаптацию к современным историческим и социально-экономическим условиям;
2) организацию праздничных и концертных мероприятий, акций, презентаций, фестивалей, конкурсов, выставок декоративно-прикладного и изобразительного искусства;
3) организацию научно-практической, информационно-методической работы;
4) изучение, обобщение, популяризацию передового опыта в культурно –досуговой деятельности и народном творчестве, его внедрение и распространение;
5) пропаганду лучших коллективов народного творчества через участие в республиканских, международных праздниках, конкурсах, фестивалях;
6) поддержку этнокультурных объединений;
7) поддержку инновационных проектов и программ в области культурно-досуговой деятельности, различных культурных акций, инициатив, направленных на сохранение и развитие национальных культур.
- Не допускается ликвидация культурно-досуговых организаций, финансируемых за счет бюджетных средств, если такая ликвидация делает невозможным обеспечение минимального объема культурных услуг населению.
- В целях вовлечения граждан в сферу культурной жизни из бюджетных средств государственным культурно-досуговым организациям выделяются бюджетные субсидии на покрытие убытков, связанных с предоставлением услуг по обеспечению доступности культурно-досуговых мероприятий для населения, в порядке, установленном бюджетным законодательством Донецкой Народной Республики.
Статья 39. Гастрольная деятельность творческих коллективов и исполнителей
- Гастрольная деятельность творческих коллективов и исполнителей на территории Донецкой Народной Республики осуществляется на договорной основе.
- Зарубежные гастроли проводятся творческими коллективами и отдельными исполнителями на основе договоров, обеспечивающих соблюдение авторского права и смежных прав.
- Порядок организации гастрольной деятельности на территории Донецкой Народной Республики утверждается Правительством Донецкой Народной Республики.
(Часть 3 статьи 39 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 03.08.2018 № 250-IНС)
Статья 40. Народное художественное творчество
- Отнесение изделий к изделиям народного художественного творчества осуществляется на основе заключений художественно-экспертных советов по народному художественному творчеству.
- Права физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области народного художественного творчества, защищаются в порядке, предусмотренном законодательством Донецкой Народной Республики.
Статья 41. Культура сельской местности
- В Донецкой Народной Республике сельская культура определяется как базовый источник возрождения и развития исторических традиций народного творчества, аутентичного фольклора, обычаев, обрядов, праздников, традиционных промыслов и ремесел, архитектурных форм национального градостроения, образцов декоративно-прикладного искусства.
- В Донецкой Народной Республике обеспечивается приоритет в развитии культуры в сельской местности, формировании сети государственных и муниципальных учреждений культуры, создании условий для эстетического образования и культурного обслуживания населения на уровне, определяемом требованиями норматива обеспеченности сельских населенных пунктов объектами культуры.
- Государственные и муниципальные учреждения культуры в сельской местности пользуются правом приоритетного развития, кадрового и материально-технического обеспечения. Местные органы власти и управления культурой обеспечивают организационную и финансовую поддержку развития традиционной культуры и создают условия для открытия творческих мастерских и школ народных мастеров.
Глава 5. Базовая сеть организаций культуры
Статья 42. Назначение и функционирование базовой сети организаций культуры
- Базовая сеть организаций культуры формируется с целью:
1) обеспечения развития сферы культуры, всех жанров и видов искусства;
2) соблюдения прав граждан в сфере культуры, обеспечения доступности культурного достояния, культурных благ и художественного творчества путем соблюдения государственных социальных нормативов в сфере обслуживания организациями культуры.
- Базовая сеть организаций культуры формируется органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в порядке, определенном законодательством Донецкой Народной Республики. Существующие организации культуры и образовательные организации в сфере культуры и искусств автоматически включаются в базовую сеть.
- Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления при формировании и обеспечении функционирования базовой сети организаций культуры руководствуются государственными социальными нормативами в сфере обслуживания организациями культуры, предусмотренными законодательством Донецкой Народной Республики о государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях. Исключение организаций культуры из базовой сети возможно только по согласованию с республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере культуры.
Статья 43. Уровни базовой сети организаций культуры
- К базовой сети учреждений культуры общегосударственного уровня относятся государственные, в том числе национальные (библиотеки, музеи, галереи, заповедники, цирки, театры, филармонии, музыкальные коллективы и ансамбли, культурно-информационные, учебно-методические, культурно-досуговые учреждения, учебные заведения культуры и искусства, киностудии, художественные галереи, выставки национального (общегосударственного) значения и т.д.), другие учреждения культуры.
- К базовой сети организаций культуры местного уровня относятся муниципальные учреждения культуры (библиотеки, музеи, галереи, заповедники, выставочные залы, театры, филармонии, концертные организации, творческие коллективы, кинотеатры, кино-видеопрокатные предприятия, объединения, дворцы и дома культуры, другие клубные учреждения, методические службы и центры, учебные заведения сферы культуры, школы искусств по видам искусств (школы искусств, музыкальные, художественные и хореографические школы), парки культуры и отдыха и т.п.).
Статья 44. Перечни организаций культуры базовой сети
На основании государственных социальных нормативов обеспечения населения организациями культуры и культурными услугами республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере культуры, утверждает перечень организаций культуры базовой сети общегосударственного уровня. Органы местного самоуправления утверждают перечни организаций культуры базовой сети местного уровня.
Статья 45. Статус «Государственный» и «Академический»
- Статус «Государственный» и статус «Академический» может быть предоставлен нескольким организациям культуры в зависимости от их количества в соответствующей группе (театры, филармонии, библиотеки, музеи, галереи, заповедники, цирки, музыкальные коллективы и ансамбли, киностудии, клубные и методические учреждения). Порядок предоставления статуса «Государственный» и «Академический» организациям культуры определяется законодательством Донецкой Народной Республики.
- Республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере культуры, подает в установленном порядке ходатайство Главе Донецкой Народной Республике о предоставлении организации культуры статуса «Государственный», «Академический».
Глава 6. Культурные ценности, культурное достояние и культурное наследие Донецкой Народной Республики
Статья 46. Библиотечный, музейный, архивный и иные фонды
- В Донецкой Народной Республике формируются и охраняются государством библиотечный, музейный, архивный, кино-, фото- и иные фонды в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
- Указанные фонды могут состоять из государственной и негосударственной частей. Государство обеспечивает целостность (неделимость) и не отчуждаемость государственных частей этих фондов, их сохранение, функционирование и развитие. Государственная часть этих фондов находится в государственной собственности и не может передаваться полностью или частично в иные формы собственности.
Статья 47. Обязанности по сохранению культурного наследия
- Все физические и юридические лица обязаны заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
- Органы государственной власти обеспечивают государственную охрану объектов культурного наследия в порядке, устанавливаемом законодательством Донецкой Народной Республике. Государственная охрана объектов культурного наследия представляет систему правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия.
- Государство законодательно регулирует права и обязанности собственников объектов культурного наследия, являющихся объектами материальной культуры, и обладает преимущественным правом приобретения таких объектов, находящихся в частной собственности.
- Государство оказывает содействие собственникам объектов культурного наследия в содержании и сохранности таких объектов.
- Государственный контроль в отношении объектов культурного наследия осуществляется в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
- Порядок разграничения собственности на объекты культурного наследия, находящиеся в государственной или муниципальной собственности определяется законодательством Донецкой Народной Республики.
Статья 48. Особо ценные объекты культурного наследия
- Объекты культурного наследия, представляющие собой уникальную историческую, археологическую, архитектурную, художественную, научную, эстетическую ценность, могут быть отнесены к особо ценным объектам культурного наследия.
- Отнесение объектов культурного наследия к особо ценным объектам культурного наследия является особой формой государственной поддержки культурного наследия Донецкой Народной Республики.
- Порядок отнесения объектов культурного наследия к особо ценным объектам культурного наследия устанавливается законодательством Донецкой Народной Республики.
- Правомочия по владению, пользованию, распоряжению особо ценными объектами культурного наследия изменяются решениями Правительства Донецкой Народной Республики по согласованию с собственниками особо ценных объектов культурного наследия (в случае, если собственником является не государство). Решение принимается на основании заключений независимых экспертных комиссий с учетом интересов целостности исторически сложившихся коллекций и других собраний, условий их хранения, наибольшей доступности для физических лиц, происхождения объекта.
Статья 49. Государственный реестр культурного достояния
- В целях сохранения культурного наследия объекты, указанные в настоящем Законе, имеющие особую ценность, вносятся в Государственный реестр.
- Местные органы власти, а также исследовательские организации, занимающиеся изучением памятников (исторических, археологических, архитектурных и других), обязаны предоставлять в уполномоченный орган сведения об объектах, подлежащих занесению в Государственный реестр. По мере выявления новых объектов и предметов предоставляется новая информация с необходимыми сведениями.
- Ходатайства физических и (или) юридических лиц о включении объектов в Государственный реестр являются обязательными для рассмотрения уполномоченным органом. Подача указанных ходатайств является основанием для временного придания таким объектам особого режима до решения вопроса по существу, но не более чем на два месяца.
Статья 50. Особый правовой режим объектов культурного достояния
- Коллекции или собрания предметов, в комплексе представляющие особую художественную или историческую ценность, не могут быть разрознены.
Уничтожение, перемещение, изменение, воспроизведение или реставрирование объектов культурного достояния, внесенных в Государственный реестр, не допускаются без специального разрешения уполномоченного органа, выдаваемого на основании рекомендации экспертной комиссии, создаваемой им по каждому конкретному объекту.
- Не допускается использование объектов культурного достояния каким-либо образом, не совместимым с их историческим, художественным и религиозным назначением. Предметы, принадлежащие религиозно-культовым организациям и являющиеся объектами национального культурного достояния, могут использоваться с учетом их культового назначения.
- Особый правовой режим объектов культурного достояния не распространяется на объекты авторского права и смежных прав.
- Преимущественное право использования архитектурных памятников принадлежит организациям культуры.
- Обязанности по надлежащему поддержанию состояния и сохранения объектов культурного достояния возлагаются на их собственников. Если собственник объекта культурного достояния не принимает мер по его сохранению, в частности, в связи с невозможностью создания необходимых для этого условий, суд по иску соответствующего органа охраны культурного достояния может принять решение о его выкупе. Выкупленный объект культурного достояния переходит в собственность государства.
- Объекты культурного достояния, находящиеся в государственной собственности, приватизации не подлежат.
- За умышленное уничтожение, разрушение или порчу объектов и предметов культурного достояния физические и юридические лица несут ответственность в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики.
Статья 51. Порядок и основания отчуждения объектов материальной культуры из государственной и муниципальной собственности
- Не подлежат отчуждению из государственной собственности, в том числе в порядке приватизации:
1) особо ценные объекты культурного наследия;
2) памятники, ансамбли и достопримечательные места, включенные в Государственный реестр культурного достояния;
3) объекты материальной культуры, являющиеся государственной собственностью и входящие в состав музейного, архивного фондов Донецкой Народной Республики, библиотечных, кино-, фото- и иных фондов, а также здания и сооружения, в которых осуществляются хранение, изучение и публичное представление данных объектов;
4) историко-культурные заповедники;
5) государственные, муниципальные библиотеки и библиотеки образовательных организаций, включая помещения и здания, в которых они расположены;
6) государственные и муниципальные театры, цирки, включая здания, в которых они расположены;
7) объекты археологического наследия.
- Перечень не подлежащих отчуждению объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности, утверждается Правительством Донецкой Народной Республики и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статья 52. Вывоз и ввоз культурных ценностей
Порядок ввоза и вывоза (временного вывоза) культурных ценностей определяется законодательством Донецкой Народной Республики.
Глава 7. Государственная политика и экономическое регулирование в сфере культуры
Статья 53. Государственная политика в сфере культуры
- Целями государственной политики в сфере культуры являются:
1) обеспечение конституционных прав и свобод человека, этнических групп и представителей национальных культур, проживающих на территории Донецкой Народной Республики в сфере культуры;
2) сохранение и поощрение культурного разнообразия (на основе гарантии свободы выражения мнений, плюрализма средств информации и коммуникации, языкового разнообразия, равного доступа к возможностям для художественного творчества, к знаниям, в том числе с использованием цифровых технологий, и обеспечения физическим лицам, этническим группам и представителям национальных культур, проживающих на территории Донецкой Народной Республики, доступа к средствам выражения и распространения идей);
3) сохранение, поддержка и развитие культурного наследия;
4) обеспечение и поддержка системы образования в сфере культуры и искусства;
5) обеспечение равноправия культурных сообществ, их взаимной толерантности и условий для межкультурного диалога (полилога) и транскультурного взаимодействия;
6) развитие индустрий культуры, обеспечивающих культурное содержание сфер досуга и развлечений, поддержка конкурентоспособности этнических форм массовой и популярной культуры;
7) развитие культурного туризма как деятельности, имеющей целью приобщение людей к культурному наследию, популяризацию культурного наследия;
8) обеспечение стабильных условий развития всех форм государственно-частного партнерства, привлечение и эффективное использование государственных, муниципальных и частных ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические ресурсы для развития сферы культуры;
9) обеспечение развития информационных и коммуникационных технологий в сфере культуры, в особенности телевидения и информационно-телекоммуникационной сети Интернет, обеспечивающих участие культуры в процессах глобализации, приобщение населения к ценностям мировой культуры, а также сохранение и развитие единого культурного пространства на территории Донецкой Народной Республики;
10) оптимальное применение имеющихся в распоряжении государства и общества возможностей по сохранению культурных и нравственных ценностей, укреплению духовного единства народа Донецкой Народной Республики, этнических групп и представителей национальных культур, проживающих на территории Донецкой Народной Республики;
11) повышение уровня базовых культурных навыков жизнедеятельности, достижение высокого уровня творческой самореализации, внутренней ответственности и роста профессионализма граждан Донецкой Народной Республики.
- Основными принципами государственной политики Донецкой Народной Республики в области культуры являются:
1) государственная поддержка культуры, обеспечение и защита прав граждан Донецкой Народной Республики на осуществление деятельности в области культуры и участие в культурной жизни;
2) свобода творческой деятельности граждан, как на профессиональной, так и непрофессиональной (любительской) основе в соответствии со своими интересами и способностями;
3) равенство прав и возможностей граждан в создании, возрождении, сохранении, развитии, распространении и использовании культурных ценностей;
4) охрана исторического и культурного наследия и обеспечение преемственности в их развитии;
5) развитие культурных связей с соотечественниками, проживающими за рубежом, как одного из факторов сохранения целостности и взаимообогащения национальной культуры Донецкой Народной Республики;
6) создание правовых гарантий для сохранения исторического наследия народа и этнических диаспор, развития и воспроизводства творческого потенциала общества;
7) свобода объединения в творческие союзы, иные общественные объединения в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики;
8) развитие системы воспитания, способствующей приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, эстетическому и патриотическому воспитанию детей, учащейся молодежи;
9) содействие организациям культуры в формировании благоприятной среды для их функционирования в рыночных условиях.
- Органы государственной власти и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в творческий процесс субъектов культурной деятельности.
- Государственная культурная политика формируется на основе научного анализа культурного наследия, современного состояния культуры и тенденций ее развития с учетом мнений профессиональных и творческих объединений в сфере культуры, с привлечением общественности. Государственная политика не может быть направлена на ограничение прав и свобод субъектов культурной деятельности.
Статья 54. Экономическое обеспечение деятельности в сфере культуры
- Государство принимает меры экономического обеспечения сохранения и развития культуры, к которым относятся:
1) бюджетное финансирование сферы культуры;
2) установление налоговых льгот в сфере культуры;
3) предоставление государственных грантов в сфере культуры;
4) кредитование сферы культуры;
5) государственные инвестиции в сферу культуры;
6) установление особенностей ценообразования в сфере культуры;
7) установление особенностей предоставления услуг в сфере культуры;
8) иные меры экономического регулирования.
- Основой реализации государственных гарантий сохранения и развития культуры является бюджетное финансирование сферы культуры, которое осуществляется в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики. Расходные обязательства государства в сфере культуры определяются в соответствии с бюджетным законодательством Донецкой Народной Республики.
- В целях поддержки развития культуры государство законодательно регулирует предоставление налоговых и иных льгот и преимуществ организациям культуры. Характер, размеры и порядок предоставления таких льгот определяются законодательством Донецкой Народной Республики.
Статья 55. Финансирование деятельности в сфере культуры
- Финансирование государственных организаций культуры осуществляется за счет средств Республиканского и местных бюджетов, средств, поступающих в виде благотворительной и спонсорской помощи, иных средств, используемых в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики.
- Финансирование негосударственных организаций культуры осуществляется за счет реализации услуг, средств учредителей и других, не запрещенных законодательством Донецкой Народной Республики источников.
- Фонды развития культуры могут привлекать негосударственные средства в порядке, предусмотренном законодательством Донецкой Народной Республики.
- Государственная поддержка культурных проектов, то есть произведений или мероприятий, имеющих значимость для культуры, осуществляется в форме субсидий и грантов на основе творческих конкурсов, учитывающей специфику творчества и уникальный (авторский) характер каждого замысла.
- Гранты в сфере культуры представляют собой форму целевой поддержки на безвозмездной и безвозвратной основе культурных проектов физических и юридических лиц по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей в сфере литературы, изобразительного искусства и дизайна, архитектуры, музыкального, хореографического, театрального и циркового искусства, кино, музейного и библиотечного дела, художественных промыслов и ремесел, народного творчества, инновационных культурных практик, образования и научных исследований в сфере культуры, иных видов деятельности в области культуры.
- В пределах своих полномочий органы государственной власти, органы местного самоуправления вправе объединять денежные средства из бюджетных и внебюджетных источников для совместной поддержки проведения мероприятий и реализации творческих проектов в сфере культуры.
- Предоставление субсидий и грантов в сфере культуры происходит в порядке, обеспечивающим необходимые условия для проведения проверки и контроля целевого использования средств и предоставления отчетности о реализации культурных проектов.
Статья 56. Платные услуги учреждений культуры
- Цены (тарифы) на платные услуги и продукцию, включая цены на билеты, организации культуры устанавливают самостоятельно на основе Методики расчета стоимости платных услуг организаций культуры, утвержденной республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере культуры.
- Органы государственной власти стимулируют понижение цен на услуги в сфере культуры и применение ценовых льгот для социально незащищенных категорий физических лиц, определяют порядок установления таких цен и льгот, их перечень.
- Платные виды основной деятельности некоммерческих учреждений культуры, осуществляемые в соответствии с их учредительными документами, не рассматриваются как виды предпринимательской деятельности, так как доход от этих видов деятельности полностью направляется на содержание и развитие данных учреждений культуры.
Статья 57. Собственность и иные имущественные права в сфере культуры
- В Донецкой Народной Республике допускаются все формы собственности на имущество, используемое для осуществления культурной деятельности.
- Земельные участки, занимаемые государственными и муниципальными учреждениями культуры, предоставляются им безвозмездно на праве постоянного (бессрочного) пользования в порядке, предусмотренном законодательством Донецкой Народной Республики, на весь срок существования данных учреждений культуры.
Статья 58. Инвестиции в сфере культуры
- В Донецкой Народной Республике обеспечивается выделение государственных инвестиций в укрепление и развитие материально-технической базы культуры.
- Распределение государственных инвестиций по объектам культуры осуществляется соответствующими органами государственной власти исходя из приоритетов государственной культурной политики и принятых целевых программ. Строительство, реконструкция и техническое переоснащение объектов культуры осуществляются на конкурсной основе при соблюдении открытости и гласности обсуждения альтернативных вариантов. Публичное обсуждение альтернативных вариантов может быть организовано в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на официальном сайте республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере культуры.
Статья 59. Фонды развития культуры
Физические лица и юридические лица, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе учреждать фонды развития культуры в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
Глава 8. Международное сотрудничество
Статья 60. Международное сотрудничество в сфере культуры
- Донецкая Народная Республика содействует развитию международного сотрудничества в области культуры. Международное сотрудничество Донецкой Народной Республики в сфере культуры осуществляется в соответствии с международными договорами и законодательством Донецкой Народной Республики.
- Приоритетными направлениями международного сотрудничества в сфере культуры являются: повышение конкурентоспособности творческих работников и произведений отечественной культуры, гастрольная и выставочная деятельность, подготовка и стажировка творческих работников и специалистов в сфере культуры, научный обмен в сфере изучения культурного наследия, совместное производство культурных ценностей и культурных благ и обмен ими, реставрация уникальных памятников истории и культуры, создание и внедрение новых технологий, технических средств, оборудования для культурной деятельности.
Статья 61. Культурные ценности за пределами Донецкой Народной Республики
В соответствии с международными договорами и внутренним законодательством Донецкая Народная Республика осуществляет целенаправленную политику по возвращению незаконно вывезенных с ее территории культурных ценностей. Все незаконно вывезенные за пределы Донецкой Народной Республики культурные ценности подлежат возвращению в Донецкую Народную Республику независимо от их местонахождения, времени и обстоятельств вывоза.
Статья 62. Участие в международных организациях в области культуры
- На территории Донецкой Народной Республики могут создаваться и действовать филиалы, представительства международных некоммерческих культурных объединений в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
- Организации культуры принимают участие в международном сотрудничестве на основании многосторонних и двухсторонних соглашений, а также в работе международных культурных организаций и объединений путем:
1) осуществления взаимного обмена информацией, изучением международного опыта организации работы;
2) проведения гастролей за рубежом, в том числе обменных гастролей с зарубежными партнерами;
3) участие в международных конференциях, конгрессах, фестивалях;
4) осуществления прочей совместной деятельности в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
Глава 9. Ответственность за нарушение законодательства о культуре
Статья 63. Ответственность за нарушение законодательства о культуре
Ответственность за нарушение положений настоящего Закона определяется в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
Глава 10. Заключительные и переходные положения
Статья 64. Порядок вступления в силу настоящего Закона
- Порядок осуществления выплат, предоставления льгот и социальных гарантий, предусмотренных частями первой, четвертой, пятой, шестой статьи 24, пунктами 1, 2 части первой статьи 30, частью 3 статьи 34, статьей 35, частью 8 статьи 36, частью 4 статьи 38, частью 4 статьи 55, статьей 58 настоящего Закона, определяется соответствующими законами Донецкой Народной Республики и актами Правительства Донецкой Народной Республики.
- Рекомендовать Главе Донецкой Народной Республики и поручить Правительству Донецкой Народной Республики привести в соответствие с настоящим Законом изданные ими нормативные правовые акты.
- Правительству Донецкой Народной Республики в двухмесячный срок со дня официального опубликования:
1) обеспечить приведение республиканскими органами исполнительной власти своих нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом;
2) принять иные меры, необходимые для реализаций положений настоящего Закона.
- Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики до приведения их в соответствие с настоящим Законом применяются в части, не противоречащей настоящему Закону, если иное не установлено Конституцией Донецкой Народной Республики.
- Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава
Донецкой Народной Республики А.В. Захарченко
г. Донецк
18 января 2016 года
№ 98-IНС