Дата публикации | 18:06 02.12.2015 |
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
ЗАКОН
ОБ ОБОРОНЕ
Принят Постановлением Народного Совета 14 августа 2015 года
(С изменениями, внесенными Законами
(По тексту Закона слова «Совет Министров» в соответствующем падеже заменены словом «Правительство» в соответствующем падеже согласно Закону от 12.03.2020 № 108-IIНС)
Настоящий Закон определяет основы и организацию обороны Донецкой Народной Республики, полномочия и функции органов государственной власти Донецкой Народной Республики, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан Донецкой Народной Республики в сфере обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства Донецкой Народной Республики в сфере обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны Донецкой Народной Республики.
РАЗДЕЛ I
ОСНОВЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБОРОНЫ
Статья 1. Основы обороны
- В настоящем Законе под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, технических, научных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Донецкой Народной Республики, целостности и неприкосновенности ее территории.
- Оборона организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республики, законами Донецкой Народной Республики, настоящим Законом, и иными нормативными правовыми актами, а также международными договорами Донецкой Народной Республики.
- В целях обороны устанавливаются воинская обязанность граждан Донецкой Народной Республики и военно-транспортная обязанность республиканских органов исполнительной власти, муниципальных органов и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств.
- В целях обороны создаются Вооруженные Силы Донецкой Народной Республики.
- К обороне привлекаются внутренние войска Министерства внутренних дел Донецкой Народной Республики (далее – другие войска).
- Для выполнения отдельных задач в сфере обороны привлекаются инженерно-технические, дорожно-строительные воинские формирования при республиканских органах исполнительной власти, а также спасательные подразделения республиканского органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в сфере гражданской обороны, органы государственной службы безопасности, органы государственной охраны, государственный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Донецкой Народной Республики (далее – органы), а также создаваемые на военное время специальные формирования.
- Вооруженные Силы Донецкой Народной Республики, другие войска, воинские формирования и органы выполняют задачи в сфере обороны в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики.
- Другие войска, воинские формирования и органы привлекаются к совместной с Вооруженными Силами Донецкой Народной Республики оперативной и мобилизационной подготовке в целях подготовки к выполнению задач по защите Донецкой Народной Республики от вооруженного нападения.
- Создание и существование формирований, имеющих военную организацию или вооружение и военную технику, либо в которых предусматривается прохождение военной службы, не предусмотренных законами, запрещаются и преследуются по закону.
- Земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, других войск, воинских формирований и органов, находятся в государственной собственности.
- Земли и другие природные ресурсы, находящиеся в собственности Донецкой Народной Республики, муниципальных образований, в частной собственности, могут быть изъяты для нужд Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, других войск, воинских формирований и органов только в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
- Имущество Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, других войск, воинских формирований и органов является государственной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Статья 2. Организация обороны
- Организация обороны включает:
1) прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы;
2) разработку основных направлений военной политики и положений военной доктрины Донецкой Народной Республики;
3) правовое регулирование в сфере обороны;
4) строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, других войск, воинских формирований и органов, а также планирование их применения;
5) разработку, производство и совершенствование систем управления Вооруженными Силами Донецкой Народной Республики, другими войсками, воинскими формированиями и органами, вооружения и военной техники, создание их запасов, а также планирование использования радиочастотного спектра;
6) планирование перевода органов государственной власти Донецкой Народной Республики, органов местного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени;
7) мобилизационную подготовку органов государственной власти Донецкой Народной Республики, муниципальных органов и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны;
8) создание запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов для военных и мобилизационных нужд;
9) планирование и осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне;
10) оперативное оборудование территории Донецкой Народной Республики в целях обороны;
11) обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну в сфере обороны;
12) развитие науки в интересах обороны;
13) координацию деятельности органов государственной власти Донецкой Народной Республики и муниципальных органов в сфере обороны;
14) финансирование расходов на оборону, а также контроль за расходованием средств, выделенных на оборону, и деятельностью Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, других войск, воинских формирований и органов, осуществляемый в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики;
15) международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны;
16) другие мероприятия в сфере обороны.
Статья 3. Законодательство Донецкой Народной Республики в сфере обороны
- Законодательство Донецкой Народной Республики в сфере обороны основывается на Конституции Донецкой Народной Республики, международных договорах Донецкой Народной Республики, настоящем Законе, а также других законах и иных нормативных правовых актах Донецкой Народной Республики в сфере обороны.
- Законы действуют независимо от их объявления приказами и иными правовыми актами органов управления Вооруженными Силами Донецкой Народной Республики, другими войсками, воинскими формированиями и органами.
РАЗДЕЛ II
ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В СФЕРЕ ОБОРОНЫ
Статья 4. Полномочия Главы Донецкой Народной Республики в сфере обороны
- Глава Донецкой Народной Республики является Главнокомандующим Вооруженными Силами Донецкой Народной Республики.
- Глава Донецкой Народной Республики:
1) определяет основные направления военной политики Донецкой Народной Республики;
2) утверждает военную доктрину Донецкой Народной Республики;
3) осуществляет руководство Вооруженными Силами Донецкой Народной Республики, другими войсками, воинскими формированиями и органами;
4) в случаях агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Донецкой Народной Республики, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Донецкой Народной Республики, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории Донецкой Народной Республики или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Народному Совету Донецкой Народной Республики и Правительству Донецкой Народной Республики, отдает приказ Главнокомандующего Вооруженными Силами Донецкой Народной Республики о ведении военных действий;
5) исполняет полномочия в области обеспечения режима военного положения в соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республики и настоящим Законом;
6) принимает в соответствии с законами Донецкой Народной Республики решение о привлечении Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, других войск, воинских формирований и органов к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению;
7) утверждает концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, других войск, воинских формирований и органов, План применения Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, Мобилизационный план Донецкой Народной Республики и его основные показатели, а также планы перевода (мобилизационные планы) на работу в условиях военного времени органов государственной власти Донецкой Народной Республики, органов местного самоуправления и экономики страны, планы создания запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов, а также План оперативного оборудования территории Донецкой Народной Республики в целях обороны;
8) утверждает государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса;
9) утверждает единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах Донецкой Народной Республики, других войсках, воинских формированиях и органах, и общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками (капитанами 1 ранга) в Вооруженных Силах Донецкой Народной Республики, других войсках, воинских формированиях и органах, присваивает высшие воинские звания, назначает военнослужащих на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, освобождает их от воинских должностей и увольняет их с военной службы в порядке, предусмотренном законом;
10) утверждает структуру, состав Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, других войск, воинских формирований и органов до объединения включительно, штатную численность военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, других войск, воинских формирований и органов;
11) принимает решение о дислокации и передислокации Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, других войск, воинских формирований от соединения и выше;
12) утверждает общевоинские уставы, Устав Военной полиции Донецкой Народной Республики, Положения «О Боевом знамени воинской части», «О порядке прохождения военной службы», «О военных советах», «О военном комиссариате», «О военно-транспортной обязанности»;
13) утверждает Положение «О республиканском органе исполнительной власти, реализующем государственную политику в сфере обороны», определяет вопросы координации деятельности в сфере обороны;
14) утверждает Положение «О территориальной обороне Донецкой Народной Республики» и План гражданской обороны;
15) ведет переговоры и подписывает международные договоры Донецкой Народной Республики в сфере обороны, включая договоры о совместной обороне, коллективной безопасности, сокращении и ограничении вооруженных сил и вооружений, об участии Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики в операциях по поддержанию мира и международной безопасности;
16) издает указы о призыве граждан Донецкой Народной Республики на военную службу, военные сборы (с указанием численности призываемых граждан Донецкой Народной Республики и их распределения между Вооруженными Силами Донецкой Народной Республики, другими войсками, воинскими формированиями и органами), а также об увольнении с военной службы граждан Донецкой Народной Республики, проходящих военную службу по призыву в порядке, предусмотренном законом;
17) принимает решение о создании мобилизационных людских резервов Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, других войск, воинских формирований и органов и устанавливает численность резервистов с указанием их распределения между Вооруженными Силами Донецкой Народной Республики, другими войсками, воинскими формированиями и органами по представлению соответствующих республиканских органов исполнительной власти, а также устанавливает особенности формирования мобилизационных людских резервов в органах Министерства государственной безопасности Донецкой Народной Республики
18) устанавливает перечень организаций, осуществляющих деятельность в интересах обороны страны и безопасности государства, и государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, в которые военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут направляться не на воинские должности, а также общее количество военнослужащих, направляемых не на воинские должности в каждые из указанных организаций и образовательных учреждений;
19) осуществляет иные полномочия в сфере обороны, возложенные на него Конституцией и законами Донецкой Народной Республики.
Статья 5. Полномочия Народного Совета Донецкой Народной Республики в сфере обороны
- Народный Совет:
1) рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые Законом «О бюджете Донецкой Народной Республики» на соответствующий год;
2) принимает законы в сфере обороны;
3) осуществляет иные полномочия в сфере обороны, возложенные на него Конституцией и законами Донецкой Народной Республики.
Статья 6. Полномочия Правительства Донецкой Народной Республики в сфере обороны
- Правительство Донецкой Народной Республики:
1) осуществляет меры по обеспечению обороны и несет в пределах своих полномочий ответственность за состояние и обеспечение Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, других войск, воинских формирований и органов;
2) руководит деятельностью по вопросам обороны подведомственных ему республиканских органов исполнительной власти;
3) разрабатывает и представляет в Народный Совет Донецкой Народной Республики предложения по расходам на оборону в бюджете Донецкой Народной Республики;
4) организует оснащение Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, других войск, воинских формирований и органов вооружением и военной техникой по их заказам;
5) организует обеспечение Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, других войск, воинских формирований и органов материальными средствами, энергетическими и другими ресурсами и услугами по их заказам;
6) организует разработку и выполнение государственных программ вооружения и развития оборонного промышленного комплекса;
7) организует разработку и выполнение планов перевода (мобилизационных планов) республиканских органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики, муниципальных органов и экономики страны на работу в условиях военного времени, а также планов создания запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов;
8) осуществляет руководство мобилизационной подготовкой республиканских органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики, муниципальных органов и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны;
9) осуществляет контроль за подготовкой организаций к выполнению государственного оборонного заказа по выпуску продукции в военное время, за выполнением государственного оборонного заказа организациями, за созданием, развитием и сохранением мобилизационных мощностей, а также за созданием воинских формирований при республиканских органах исполнительной власти и подготовкой транспортных средств, подлежащих передаче Вооруженным Силам Донецкой Народной Республики в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики;
10) устанавливает мобилизационные задания республиканским органам исполнительной власти;
11) принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации государственных организаций оборонного промышленного комплекса, научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций и определяет порядок их реорганизации и ликвидации;
12) определяет условия финансово-хозяйственной деятельности организаций Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, других войск, воинских формирований и органов;
13) принимает решение о создании военных образовательных учреждений профессионального образования, учебных военных центров, факультетов военного обучения (военных кафедр) при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
14) утверждает положения об учебных военных центрах, факультетах военного обучения (военных кафедрах) при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
15) организует разработку планов размещения на территории Донецкой Народной Республики объектов с ядерными зарядами, а также объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов;
16) определяет порядок выполнения республиканскими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, а также собственниками транспортных средств военно-транспортной обязанности, подготовки граждан Донецкой Народной Республики к военной службе, воинского учета, призыва на военную службу и альтернативную гражданскую службу, проведения военных сборов;
17) утверждает положения о воинском учете, призыве на военную службу, подготовке граждан Донецкой Народной Республики к военной службе, а также перечень военно-учетных специальностей;
18) определяет организацию, задачи и осуществляет общее планирование гражданской и территориальной обороны;
19) определяет порядок предоставления и использования для нужд Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, других войск, воинских формирований и органов земель и других природных ресурсов;
20) устанавливает порядок передачи, предоставления в аренду, продажи и ликвидации вооружения и военной техники, оборонных объектов и другого военного имущества;
21) организует контроль за экспортом вооружения и военной техники, стратегических материалов, технологий и продукции двойного назначения;
22) определяет порядок расходования средств, выделяемых на оборону из бюджета Донецкой Народной Республики, а также источники финансирования Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, других войск, воинских формирований и органов, привлекаемых к выполнению задач, не связанных с их предназначением;
23) ведет международные переговоры по вопросам военного сотрудничества и заключает соответствующие межправительственные соглашения;
24) устанавливает порядок компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Донецкой Народной Республики, в связи с использованием их имущества для нужд обороны;
25) осуществляет иные полномочия в сфере обороны, возложенные на него Конституцией Донецкой Народной Республики, законодательством Донецкой Народной Республики и указами Главы Донецкой Народной Республики.
РАЗДЕЛ III
ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ПРЕДПРИЯТИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ, ОБЯЗАННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В СФЕРЕ ОБОРОНЫ
Статья 7. Функции органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики и органов местного самоуправления в сфере обороны
- Органы исполнительной власти Донецкой Народной Республики и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами военного управления в пределах своей компетенции обеспечивают исполнение законодательства Донецкой Народной Республики в сфере обороны.
Статья 8. Функции организаций и обязанности их должностных лиц в сфере обороны
- Организации независимо от форм собственности в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики:
1) выполняют договорные обязательства, предусмотренные государственным контрактом, заключенным на выполнение государственного оборонного заказа на создание объектов военной инфраструктуры, обеспечение энергетическими и другими ресурсами, производство, поставки и ремонт вооружения и военной техники, другого военного имущества, а также договорные обязательства по подрядным работам и предоставлению услуг для нужд Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, других войск, воинских формирований и органов;
2) выполняют мобилизационные задания по подготовке и созданию на военное время специальных формирований;
3) обеспечивают и принимают участие в выполнении мероприятий по гражданской и территориальной обороне;
4) осуществляют мероприятия, предусмотренные планами перевода экономики страны (мобилизационными планами) на работу в условиях военного времени, планами и заданиями накопления материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов, на основе договоров, заключаемых с республиканскими органами исполнительной власти, которым эти задания установлены Правительством Донецкой Народной Республики;
5) исполняют военно-транспортную обязанность в порядке, устанавливаемом Правительством Донецкой Народной Республики;
6) осуществляют воинский учет работников и в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики предоставляют для нужд обороны здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящиеся в их собственности, с последующей компенсацией понесенных расходов в порядке, устанавливаемом Правительством Донецкой Народной Республики.
- Должностные лица организаций независимо от форм собственности:
1) должны исполнять свои обязанности в сфере обороны, предусмотренные для них законодательством Донецкой Народной Республики;
2) создают работникам необходимые условия для исполнения ими воинской обязанности в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики;
3) оказывают содействие в создании организаций, деятельность которых направлена на укрепление обороны.
Статья 9. Права и обязанности граждан Донецкой Народной Республики в сфере обороны
- Граждане Донецкой Народной Республики:
1) исполняют воинскую обязанность в соответствии с законом;
2) принимают участие в мероприятиях по гражданской и территориальной обороне;
3) могут создавать организации и общественные объединения, содействующие укреплению обороны;
4) предоставляют в военное время для нужд обороны по требованию республиканских органов исполнительной власти здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящиеся в их собственности, с последующей компенсацией понесенных расходов в порядке, устанавливаемом Правительством Донецкой Народной Республики.
РАЗДЕЛ IV
ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ, ДРУГИЕ ВОЙСКА, ВОИНСКИЕ ФОРМИРОВАНИЯ И ОРГАНЫ
Статья 10. Вооруженные Силы Донецкой Народной Республики и их предназначение
- Вооруженные Силы Донецкой Народной Республики – государственная военная организация, составляющая основу обороны Донецкой Народной Республики.
- Вооруженные Силы Донецкой Народной Республики предназначены для отражения агрессии, направленной против Донецкой Народной Республики, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Донецкой Народной Республики, а также для выполнения задач в соответствии с законами и международными договорами Донецкой Народной Республики.
- В целях защиты интересов Донецкой Народной Республики и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности формирования Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики могут оперативно использоваться за пределами территории Донецкой Народной Республики в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Донецкой Народной Республики и настоящим Законом для решения следующих задач:
1) отражение вооруженного нападения на формирования Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, другие войска или органы, дислоцированные за пределами территории Донецкой Народной Республики;
2) отражение или предотвращение вооруженного нападения на другое государство, обратившееся к Донецкой Народной Республике с соответствующей просьбой;
3) защита граждан Донецкой Народной Республики за пределами территории Донецкой Народной Республики от вооруженного нападения на них;
4) борьба с пиратством и обеспечение безопасности судоходства.
- Привлечение Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению производится Главой Донецкой Народной Республики в соответствии с законами.
- Применение Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики для выполнения задач в соответствии с международными договорами Донецкой Народной Республики осуществляется на условиях и в порядке, оговоренных в этих договорах и установленных законодательством Донецкой Народной Республики.
- Деятельность Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики осуществляется в соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республики, законами, указами Главы Донецкой Народной Республики и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.
- Часть состава Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики может входить в объединенные вооруженные силы или находиться под объединенным командованием в соответствии с международными договорами Донецкой Народной Республики.
Статья 11. Оперативное использование формирований Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики за пределами территории Донецкой Народной Республики
- Решение об оперативном использовании за пределами территории Донецкой Народной Республики в соответствии с пунктом 3 статьи 10 настоящего Закона формирований Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики принимается Главой Донецкой Народной Республики на основании соответствующего постановления Народного Совета Донецкой Народной Республики.
- Общая численность формирований Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, районы их действий, стоящие перед ними задачи и срок использования этих формирований определяются Главой Донецкой Народной Республики.
- Комплектование формирований Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики военнослужащими, гражданским персоналом, обеспечение материально-техническими средствами и предоставление входящим в их состав военнослужащим и гражданскому персоналу медицинского и иных видов обеспечения осуществляет республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере обороны.
(Часть 3 статьи 11 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 21.09.2018 № 252-IНС)
- Решение о досрочном отзыве формирований Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики принимается Главой Донецкой Народной Республики либо по его поручению республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере обороны.
(Часть 4 статьи 11 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 21.09.2018 № 252-IНС)
Статья 12. Обеспечение полетов воздушных судов Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики
- Аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики (организация и обслуживание воздушного движения, обеспечение авиационной электросвязи, предоставление аэронавигационной и метеорологической информации, поиск и спасание), радио- и светотехническое, инженерно-авиационное, аэродромное, аварийно-спасательное и другое обеспечение полетов таких воздушных судов (за исключением полетов, связанных с коммерческими воздушными перевозками) осуществляются без взимания платы.
Статья 13. Общий состав Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики
- Вооруженные Силы Донецкой Народной Республики состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики.
Статья 14. Управления объединений, управления соединений и воинские части Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики в качестве юридических лиц
- Управление объединения, управление соединения и воинская часть Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики могут являться юридическим лицом в форме казенного учреждения.
- Решение о создании в качестве юридического лица управления сформированного объединения, управления сформированного соединения или сформированной воинской части Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, а также о реорганизации или ликвидации указанного юридического лица принимается руководителем республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере обороны.
(Часть 2 статьи 14 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 21.09.2018 № 252-IНС)
- В случае переформирования (расформирования) объединения, соединения или воинской части Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики осуществляется реорганизация (ликвидация) соответствующего юридического лица.
- Управления объединений, управления соединений и воинские части Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики в качестве юридических лиц действуют на основании общих положений, утверждаемых руководителем республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере обороны.
(Часть 4 статьи 14 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 21.09.2018 № 252-IНС)
Статья 15. Комплектование Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики личным составом
- Личный состав Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики включает военнослужащих и лиц гражданского персонала (государственных гражданских служащих и работников) Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики.
- Комплектование Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики осуществляется в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики:
1) военнослужащими – путем призыва граждан Донецкой Народной Республики на военную службу по экстерриториальному принципу и путем добровольного поступления граждан Донецкой Народной Республики (иностранных граждан) на военную службу;
2) государственными гражданскими служащими;
3) работниками.
- Перечень воинских должностей, которые могут замещаться гражданским персоналом Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики (за исключением воинских должностей, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, воинских должностей, которые могут замещаться государственными гражданскими служащими), устанавливается руководителем республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере обороны.
(Часть 3 статьи 15 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 21.09.2018 № 252-IНС)
- Для мобилизационного развертывания Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики создается запас военно-обученных людских ресурсов.
Статья 16. Руководство и управление Вооруженными Силами Донецкой Народной Республики
- Руководство Вооруженными Силами Донецкой Народной Республики осуществляет Глава Донецкой Народной Республики – Главнокомандующий Вооруженными Силами Донецкой Народной Республики.
Главнокомандующий Вооруженными Силами Донецкой Народной Республики в пределах своих полномочий издает приказы и директивы Главнокомандующего Вооруженными Силами Донецкой Народной Республики, обязательные для исполнения Вооруженными Силами Донецкой Народной Республики, другими войсками, воинскими формированиями и органами.
- Управление Вооруженными Силами Донецкой Народной Республики осуществляет руководитель республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере обороны.
(Часть 2 статьи 16 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 21.09.2018 № 252-IНС)
- Руководство и управление Вооруженными Силами Донецкой Народной Республики, обучение личного состава Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики осуществляются на государственном языке Донецкой Народной Республики.
(Часть 3 статьи 16 с изменениями, внесенными в соответствии с законами от 21.09.2018 № 252-IНС, от 11.09.2020 № 187-IIНС)
- Руководство и управление Вооруженными Силами Донецкой Народной Республики в военное время осуществляются в соответствии с законами, нормативными правовыми актами Главы Донецкой Народной Республики и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.
Статья 17. Дислокация Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики
- Дислокация объединений, соединений и воинских частей Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики осуществляется в соответствии с задачами обороны и социально-экономическими условиями мест дислокации.
- Передислокация воинских частей и подразделений в пределах территорий, переданных в пользование республиканскому органу исполнительной власти, реализующему государственную политику в сфере обороны, осуществляется по решению его руководителя, а от соединения и выше – по решению Главы Донецкой Народной Республики.
(Часть 2 статьи 17 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 21.09.2018 № 252-IНС)
- Дислокация объединений, соединений и воинских частей Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики за пределами территории Донецкой Народной Республики допускается на основе международных договоров Донецкой Народной Республики.
Статья 18. Другие войска, воинские формирования и органы
- Создание (упразднение), деятельность и комплектование других войск, воинских формирований и органов, а также управление ими осуществляется в соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республики, законами, нормативными правовыми актами Главы Донецкой Народной Республики и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.
- Другие войска, воинские формирования и органы:
1) участвуют в разработке Плана применения Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, Плана оперативного оборудования территории Донецкой Народной Республики в целях обороны, государственных программ вооружения и развития оборонно-промышленного комплекса;
2) участвуют совместно с Вооруженными Силами Донецкой Народной Республики в отражении агрессии против Донецкой Народной Республики в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики;
3) организуют подготовку к совместным с Вооруженными Силами Донецкой Народной Республики действиям в целях обороны;
4) участвуют в подготовке граждан Донецкой Народной Республики к военной службе;
5) обеспечивают осуществление мероприятий по оперативному оборудованию территории Донецкой Народной Республики и по подготовке коммуникаций в целях обороны;
6) привлекаются к совместной с Вооруженными Силами Донецкой Народной Республики оперативной и мобилизационной подготовке;
7) выполняют иные задачи в сфере обороны в соответствии с законами и нормативными правовыми актами Главы Донецкой Народной Республики.
- Вопросы координации деятельности других войск, воинских формирований и органов по выполнению задач в сфере обороны, а также координации строительства и развития других войск и воинских формирований определяются Главой Донецкой Народной Республики.
РАЗДЕЛ V
СОСТОЯНИЕ ВОЙНЫ. ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. МОБИЛИЗАЦИЯ. ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА.
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОБОРОНА
Статья 19. Состояние войны
- Состояние войны объявляется законом в случае вооруженного нападения на Донецкую Народную Республику другого государства или группы государств, а также в случае необходимости выполнения международных договоров Донецкой Народной Республики.
- С момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий наступает военное время, которое истекает с момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения.
Статья 20. Военное положение
- Основания и порядок введения и отмены военного положения, а также режим военного положения определяется Конституцией Донецкой Народной Республики и законом.
- Вооруженные Силы Донецкой Народной Республики, другие войска, воинские формирования и органы применяются в период действия военного положения в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Донецкой Народной Республики, законами, актами Главы Донецкой Народной Республики и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.
Статья 21. Мобилизация
- Порядок мобилизационной подготовки и проведения мобилизации определяется Законом Донецкой Народной Республики «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Донецкой Народной Республике» от 26.02.2015 года № 10-IНС, другими законами, актами Главы Донецкой Народной Республики и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.
Статья 22. Гражданская оборона
- Задачи, организация и ведение гражданской обороны определяются в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
Статья 23. Территориальная оборона
- Территориальная оборона организуется в целях защиты населения, объектов и коммуникаций на территории Донецкой Народной Республики от действий противника, диверсионных или террористических актов, а также введения и поддержания режимов чрезвычайного положения и военного положения.
- Общие задачи и организация территориальной обороны определяются законодательством Донецкой Народной Республики.
РАЗДЕЛ VI
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 24. Ограничение деятельности политических партий и общественных объединений в Вооруженных Силах Донецкой Народной Республики, других войсках, воинских формированиях и органах
- Деятельность политических партий, других общественных объединений, преследующих политические цели, а также образование их структур в Вооруженных Силах Донецкой Народной Республики, других войсках, воинских формированиях и органах запрещается.
- В Вооруженных Силах Донецкой Народной Республики, других войсках, воинских формированиях и органах запрещается ведение любой политической пропаганды и агитации, в том числе предвыборной.
- Запрещается использование штатных должностей и финансовых средств Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, других войск, воинских формирований и органов для создания структур и осуществления деятельности политических партий, а также других общественных объединений, преследующих политические цели.
Статья 25. Военная полиция Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики
- Военная полиция Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики (далее – военная полиция) предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод военнослужащих Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, лиц гражданского персонала, граждан, проходящих военные сборы в Вооруженных Силах Донецкой Народной Республики, обеспечения в Вооруженных Силах Донецкой Народной Республики законности, правопорядка, воинской дисциплины, безопасности дорожного движения, охраны объектов Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, а также в пределах своей компетенции противодействия преступности и защиты других охраняемых законом правоотношений в сфере обороны.
- Основные направления деятельности, функции и полномочия военной полиции определяются законами, общевоинскими уставами, Уставом военной полиции Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.
- Руководство военной полицией осуществляет руководитель республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере обороны.
(Часть 3 статьи 25 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 21.09.2018 № 252-IНС)
- Военная полиция входит в состав Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики. Организационная структура, состав и штатная численность органов и подразделений военной полиции определяются руководителем республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере обороны в пределах установленной штатной численности военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики.
(Часть 4 статьи 25 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 21.09.2018 № 252-IНС)
- Военнослужащие военной полиции имеют право применять физическую силу, в том числе приемы борьбы, специальные средства, огнестрельное оружие, боевую и специальную технику в случаях и порядке, которые предусмотрены законами, общевоинскими уставами и Уставом военной полиции Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики.
Статья 26. Обеспечение законности в Вооруженных Силах Донецкой Народной Республики, других войсках, воинских формированиях и органах
- Надзор за законностью и расследование дел о преступлениях в Вооруженных Силах Донецкой Народной Республики, других войсках, воинских формированиях и органах осуществляются Генеральным прокурором Донецкой Народной Республики и подчиненными ему прокурорами.
- Рассмотрение гражданских и уголовных дел в Вооруженных Силах Донецкой Народной Республики, других войсках, воинских формированиях и органах осуществляют суды в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
Статья 27. Финансовое обеспечение обороны
- Реализация мероприятий в сфере обороны в соответствии с настоящим Законом является расходным обязательством Донецкой Народной Республики.
- Расходы на выполнение Вооруженными Силами Донецкой Народной Республики задач, не связанных с их предназначением, осуществляются по решениям Правительства Донецкой Народной Республики в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
Статья 28. Ответственность за нарушение законодательства Донецкой Народной Республики в сфере обороны
- Должностные лица органов государственной власти Донецкой Народной Республики, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и граждане, виновные в невыполнении возложенных на них обязанностей по обороне или препятствующие выполнению задач обороны, несут ответственность в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
Статья 29. Вступление в силу настоящего Закона
- Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
- Предложить Главе Донецкой Народной Республики и поручить Правительству Донецкой Народной Республики привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.
РАЗДЕЛ VII
ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- До принятия законодательства Донецкой Народной Республики, регулирующего вопросы гражданства, в понимании подпункта 26 статьи 6, подпункта 3 пункта 3 статьи 10 и подпункта 4 пункта 2 статьи 18 настоящего Закона гражданами Донецкой Народной Республики являются лица, официально проживающие на территории, на которую распространяется суверенитет Донецкой Народной Республики.
- До принятия законодательства Донецкой Народной Республики, регулирующего вопросы гражданства, в понимании части 3 статьи 1, пункта 16 части 2 статьи 4 и статьи 9, и пункта 1 части 2 статьи 15 настоящего Закона гражданами Донецкой Народной Республики являются лица, достигшие 18-летнего возраста, официально проживающие на территории, на которую распространяется суверенитет Донецкой Народной Республики.
Глава
Донецкой Народной Республики А.В. Захарченко
г. Донецк
2 ноября 2015 года
№ 84-IНС