Дата публикации | 17:01 25.06.2015 |
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
ЗАКОН
О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ТЕРРОРИЗМУ
Принят Постановлением Народного Совета 15 мая 2015 года
(С изменениями, внесенными Законами
(По тексту Закона слова «Совет Министров» в соответствующем падеже заменены словом «Правительство» в соответствующем падеже согласно Закону от 12.03.2020 № 108-IIНС, слова «орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности» в соответствующем падеже заменены словами «республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере государственной безопасности» в соответствующем падеже, согласно Закону от 19.06.2020 № 160—IIНС)
Настоящий Закон устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики в борьбе с терроризмом.
Статья 1. Правовая основа противодействия терроризму
- Правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Донецкой Народной Республики, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Донецкой Народной Республики, настоящий Закон, нормативные правовые акты Главы Донецкой Народной Республики, нормативные правовые акты Правительства Донецкой Народной Республики, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других органов государственной власти.
Статья 2. Основные принципы противодействия терроризму
- Противодействие терроризму в Донецкой Народной Республике основывается на следующих основных принципах:
1) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
2) законность;
3) приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;
4) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;
5) системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;
6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;
7) приоритет мер предупреждения терроризма;
8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;
9) сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;
10) конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;
11) недопустимость политических уступок террористам;
12) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;
13) соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
Статья 3. Основные понятия
- В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) терроризм – идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий;
2) террористическая деятельность – деятельность, включающая в себя:
а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;
б) подстрекательство к террористическому акту;
в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;
г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;
д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;
е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности;
ж) (Подпункт «ж» пункта 2 статьи 3 утратил силу в соответствии с Законом от 19.06.2020 № 160-IIНС)
3) террористический акт – совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях;
(Пункт 3 статьи 3 изложен в новой редакции в соответствии с Законом от 19.06.2020 № 160-IIНС)
4) противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по:
а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);
б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);
в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;
5) контртеррористическая операция – комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта;
6) международная террористическая деятельность-террористическая деятельность, осуществляемая:
а) террористом или террористической организацией на территории более чем одного государства или наносящая ущерб интересам более чем одного государства;
б) гражданами одного государства в отношении граждан другого государства или на территории другого государства;
в) за пределами территорий государств, гражданами которых являются террорист и его жертва;
7) борьба с терроризмом-деятельность уполномоченных органов государственной власти Донецкой Народной Республики по выявлению, предупреждению, пресечению террористической деятельности, раскрытию и расследованию преступлений террористического характера;
8) террорист-физическое лицо, участвующее в осуществлении террористической деятельности.
9) антитеррористическая защищенность объекта (территории) – состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования села, поселка, района в городе, города, района, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
(Пункт 9 статьи 3 введен Законом от 19.06.2020 № 160-IIНС)
Статья 4. Международное сотрудничество Донецкой Народной Республики в области борьбы с терроризмом
- Донецкая Народная Республика в соответствии с международными договорами Донецкой Народной Республики сотрудничает в области противодействия терроризму с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями.
- Донецкая Народная Республика, руководствуясь интересами обеспечения безопасности личности, общества и государства, преследует на своей территории лиц, обвиняемых (подозреваемых) в причастности к терроризму, в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
Статья 5. Организационные основы противодействия терроризму
- Глава Донецкой Народной Республики:
1) определяет основные направления государственной политики в области противодействия терроризму;
2) устанавливает компетенцию органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, по борьбе с терроризмом;
3) принимает решение в установленном порядке об использовании за пределами территории Донецкой Народной Республики формирований Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики и подразделений специального назначения для борьбы с террористической деятельностью, осуществляемой против Донецкой Народной Республики либо граждан Донецкой Народной Республики или лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Донецкой Народной Республики;
4) координирует деятельность органов государственной власти по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений;
5) организует поддержание в состоянии постоянной готовности к эффективному использованию сил и средств органов исполнительной власти, предназначенных для минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;
6) организует участие органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в проведении учений в целях усиления взаимодействия указанных органов при осуществлении мер по противодействию терроризму;
7) осуществляет иные полномочия по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.
- Правительство Донецкой Народной Республики:
1) определяет компетенцию органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, в области противодействия терроризму;
2) организует разработку и осуществление мер по предупреждению терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;
3) организует обеспечение деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по противодействию терроризму необходимыми силами, средствами и ресурсами;
4) устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля их выполнения, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий);
5) устанавливает порядок взаимодействия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, физических и юридических лиц при проверке информации об угрозе совершения террористического акта, а также информирования субъектов противодействия терроризму о выявленной угрозе совершения террористического акта;
6) по результатам мониторинга общественно-политических, социально-экономических и иных процессов, происходящих в Донецкой Народной Республике, принимает меры по устранению предпосылок для возникновения конфликтов, способствующих совершению террористических актов и формированию социальной базы терроризма;
7) организует в Донецкой Народной Республике принятие мер по выявлению и устранению факторов, способствующих возникновению и распространению идеологии терроризма;
8) участвует в социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате террористического акта, совершенного на территории Донецкой Народной Республики, и лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, и в возмещении вреда, причиненного физическим и юридическим лицам в результате террористического акта;
9) организует обучение граждан, проживающих на территории Донецкой Народной Республики, методам предупреждения угрозы террористического акта, минимизации и ликвидации последствий его проявлений;
10) организует выполнение юридическими и физическими лицами требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий);
11) организует работу по оказанию медицинской и иной помощи лицам, пострадавшим в результате террористического акта, совершенного на территории Донецкой Народной Республики, и лицам, участвующим в его пресечении, проведение аварийно-спасательных работ, восстановление нормального функционирования и экологической безопасности поврежденных или разрушенных объектов в случае совершения террористического акта на территории Донецкой Народной Республики;
12) осуществляет международное сотрудничество в целях изучения вопросов профилактики терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений.
- Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
- Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
- В целях обеспечения координации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по противодействию терроризму, минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений по решению Главы Донецкой Народной Республики может формироваться коллегиальный орган в составе представителей органов государственной власти и иных лиц. Функции указанного органа реализуются в соответствии с положением о нем, утверждаемым Главой Донецкой Народной Республики. Решения данного органа, принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами. Неисполнение или нарушение указанных решений влечет ответственность, предусмотренную законом.
- В целях своевременного информирования населения о возникновении угрозы террористического акта и организации деятельности по противодействию его совершению, осуществляемой органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и коллегиальным органом, формируемым в соответствии с частью 5 настоящей статьи, могут устанавливаться уровни террористической опасности, предусматривающие принятие не ограничивающих права и свободы человека и гражданина дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства. Порядок установления уровней террористической опасности и содержание дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства определяются Главой Донецкой Народной Республики.
(Статья 5 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 19.06.2020 № 160-IIНС)
Статья 51. Полномочия органов местного самоуправления в области противодействия терроризму
Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений:
1) разрабатывают и реализуют республиканские программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений;
2) организуют и проводят в муниципальных образованиях информационно-пропагандистские мероприятия по разъяснению сущности терроризма и его общественной опасности, а также по формированию у граждан неприятия идеологии терроризма, в том числе путем распространения информационных материалов, печатной продукции, проведения разъяснительной работы и иных мероприятий;
3) участвуют в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, организуемых органами исполнительной власти;
4) обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности;
5) направляют предложения по вопросам участия в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в органы исполнительной власти;
6) осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.
(Статья 51 введена Законом от 19.06.2020 № 160-IIНС)
Статья 6. Применение Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики в борьбе с терроризмом
- В борьбе с терроризмом Вооруженные Силы Донецкой Народной Республики могут применяться для:
1) пресечения полетов воздушных судов, используемых для совершения террористического акта либо захваченных террористами;
2) пресечения террористических актов во внутренних водах и в территориальном море Донецкой Народной Республики, на объектах морской производственной деятельности;
3) участия в проведении контртеррористической операции в порядке, предусмотренном настоящим Законом;
4) пресечения международной террористической деятельности за пределами территории Донецкой Народной Республики.
Статья 7. Пресечение террористических актов в воздушной среде
- Вооруженные Силы Донецкой Народной Республики применяют оружие и боевую технику в порядке, установленном нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики, в целях устранения угрозы террористического акта в воздушной среде или в целях пресечения такого террористического акта.
- В случае, если воздушное судно не реагирует на радиокоманды наземных пунктов управления прекратить нарушение правил использования воздушного пространства Донецкой Народной Республики и (или) на радиокоманды и визуальные сигналы поднятых на его перехват летательных аппаратов Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики либо отказывается подчиниться радиокомандам и визуальным сигналам без объяснения причин, Вооруженные Силы Донецкой Народной Республики применяют оружие и боевую технику для пресечения полета указанного воздушного судна путем принуждения его к посадке. Если воздушное судно не подчиняется требованиям о посадке и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, оружие и боевая техника применяются для пресечения полета указанного воздушного судна путем его уничтожения.
- В случае, если имеется достоверная информация о возможном использовании воздушного судна для совершения террористического акта или о захвате воздушного судна и при этом были исчерпаны все обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для его посадки, и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, Вооруженные Силы Донецкой Народной Республики применяют оружие и боевую технику для пресечения полета указанного воздушного судна путем его уничтожения.
Статья 8. Пресечение террористических актов во внутренних водах, в территориальном море Донецкой Народной Республики и при обеспечении безопасности морского судоходства
- Вооруженные Силы Донецкой Народной Республики применяют оружие и боевую технику в порядке, установленном нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики, в целях устранения угрозы террористического акта во внутренних водах, в территориальном море в целях пресечения такого террористического акта.
- В случае, если морские или речные суда и корабли (плавательные средства) не реагируют на команды и (или) сигналы прекратить нарушение правил использования водного пространства Донецкой Народной Республики либо отказываются подчиниться требованиям об остановке, оружие военных кораблей (летательных аппаратов) Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики применяется для принуждения к остановке плавательного средства в целях устранения угрозы террористического акта. Если плавательное средство не подчиняется требованиям об остановке и (или) невозможно принудить его к остановке и при этом были исчерпаны все обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для его остановки, и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, оружие военных кораблей (летательных аппаратов) Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики применяется для пресечения движения плавательного средства путем его уничтожения.
Статья 9. Участие Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики в проведении контртеррористической операции
- Подразделения и воинские части Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики привлекаются для участия в проведении контртеррористической операции по решению руководителя контртеррористической операции в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.
- Соединения Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики привлекаются для участия в проведении контртеррористической операции по решению Главы Донецкой Народной Республики в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.
- Подразделения, воинские части и соединения Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, привлеченные для участия в проведении контртеррористической операции, применяют боевую технику, оружие и специальные средства в соответствии с нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.
Статья 10. Выполнение Вооруженными Силами Донецкой Народной Республики задач по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Донецкой Народной Республики
- Вооруженные Силы Донецкой Народной Республики в соответствии с международными договорами Донецкой Народной Республики, настоящим Законом осуществляют пресечение международной террористической деятельности за пределами территории Донецкой Народной Республики посредством:
1) применения вооружения с территории Донецкой Народной Республики против находящихся за ее пределами террористов и (или) их баз;
2) использования формирований Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики для выполнения задач по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Донецкой Народной Республики.
- Решение о применении Вооруженными Силами Донецкой Народной Республики вооружения с территории Донецкой Народной Республики против находящихся за ее пределами террористов и (или) их баз принимается Главой Донецкой Народной Республики.
- Решение об использовании за пределами территории Донецкой Народной Республики формирований Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, применяемых для выполнения задач по пресечению международной террористической деятельности (далее – формирования Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики), принимается Главой Донецкой Народной Республики на основании соответствующего постановления Народного Совета Донецкой Народной Республики.
- Общая численность формирований Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, районы их действий, стоящие перед ними задачи, срок их пребывания за пределами территории Донецкой Народной Республики и порядок замены определяются Главой Донецкой Народной Республики.
- Решение об отзыве формирований Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики принимается Главой Донецкой Народной Республики в случае:
1) выполнения ими поставленных задач по пресечению международной террористической деятельности;
2) нецелесообразности их дальнейшего пребывания за пределами территории Донецкой Народной Республики.
- Глава Донецкой Народной Республики информирует Народный Совет Донецкой Народной Республики об отзыве формирований Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики.
- Формирования Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, направляемые за пределы территории Донецкой Народной Республики, комплектуются на добровольной основе военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. Указанные военнослужащие проходят предварительную специальную подготовку.
- Обеспечение формирований Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики материально-техническими средствами и предоставление входящим в их состав военнослужащим медицинского и иных видов обеспечения осуществляет Правительство Донецкой Народной Республики.
- Для обеспечения деятельности формирований Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики Правительство Донецкой Народной Республики по поручению Главы Донецкой Народной Республики принимает решение о направлении за пределы территории Донецкой Народной Республики на добровольной основе гражданского персонала. Правительство Донецкой Народной Республики определяет районы действий указанного персонала, стоящие перед ним задачи, срок его пребывания за пределами территории Донецкой Народной Республики, порядок замены, а также решает вопросы его обеспечения.
- Решение об отзыве гражданского персонала, направляемого за пределы территории Донецкой Народной Республики в соответствии с частью 9 настоящей статьи, принимается Главой Донецкой Народной Республики одновременно с решением об отзыве формирований Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики. Решение об отзыве указанного гражданского персонала принимается Главой Донецкой Народной Республики или по его поручению Правительством Донецкой Народной Республики также в случае, если дальнейшее пребывание этого персонала за пределами территории Донецкой Народной Республики становится нецелесообразным.
- (Часть 11 статьи 10 утратила силу в соответствии с Законом от 19.06.2020 № 160-IIНС)
Статья 11. Правовой режим контртеррористической операции
- В целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства по решению должностного лица, принявшего в соответствии с частью 2 статьи 12 настоящего Закона решение о проведении контртеррористической операции, в пределах территории ее проведения может вводиться правовой режим контртеррористической операции на период ее проведения.
- Решение о введении правового режима контртеррористической операции (включая определение территории (перечня объектов), в пределах которой (на которых) такой режим вводится, и перечня применяемых мер и временных ограничений) и решение об отмене правового режима контртеррористической операции подлежат незамедлительному обнародованию.
- На территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, в порядке, предусмотренном законодательством Донецкой Народной Республики, на период проведения контртеррористической операции допускается применение следующих мер и временных ограничений:
1) проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов – доставление указанных лиц в органы внутренних дел Донецкой Народной Республики (иные компетентные органы) для установления личности;
2) удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов, а также отбуксировка транспортных средств;
3) усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, имеющих особую материальную, историческую, научную, художественную или культурную ценность;
4) ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации об обстоятельствах совершения террористического акта, о лицах, его подготовивших и совершивших, и в целях предупреждения совершения других террористических актов;
5) использование транспортных средств, принадлежащих организациям независимо от форм собственности (за исключением транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств и международных организаций), а в неотложных случаях и транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, для предотвращения акта терроризма, для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в учреждения здравоохранения, для преследования и задержания лиц, подозреваемых в совершении террористического акта, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей, а также для проезда к месту происшествия. Порядок возмещения расходов, связанных с таким использованием транспортных средств, определяется Правительством Донецкой Народной Республики;
6) приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества;
7) приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничение использования сетей связи и средств связи;
8) временное отселение физических лиц, проживающих в пределах территории, на которой введен правовой режим контртеррористической операции, в безопасные районы с обязательным предоставлением таким лицам стационарных или временных жилых помещений;
9) введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других карантинных мероприятий;
10) ограничение движения транспортных средств и пешеходов на улицах, дорогах, отдельных участках местности и объектах;
11) беспрепятственное проникновение лиц, проводящих контртеррористическую операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности для осуществления мероприятий по борьбы с терроризмом;
12) проведение при проходе (проезде) на территорию, в пределах которой введен правовой режим контртеррористической операции, и при выходе (выезде) с указанной территории личного досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, а также досмотра транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;
13) ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные или сильнодействующие вещества, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
14) задержание физических лиц, совершивших или совершающих правонарушения либо иные действия, направленные на воспрепятствование законным требованиям лиц, проводящих контртеррористическую операцию, а также действия, связанные с несанкционированным проникновением или попыткой проникновения в зону проведения контртеррористической операции;
15) ограничение или приостановление частной детективной (сыскной) и охранной деятельности.
(Пункт 15 части 3 статьи 11 введен Законом от 19.06.2020 № 160-IIНС)
- На отдельных участках территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, могут устанавливаться (вводиться) как весь комплекс мер и временных ограничений, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, так и отдельные меры и временные ограничения.
- Правовой режим контртеррористической операции может вводиться в целях пресечения и раскрытия преступления, предусмотренного статьей 235, частью 4 статьи 240 Уголовного кодекса Донецкой Народной Республики, и (или) сопряженного с осуществлением террористической деятельности преступления, предусмотренного статьями 322, 323, 324, 431 Уголовного кодекса Донецкой Народной Республики (далее — преступления террористической направленности), минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства. В этих случаях при введении правового режима контртеррористической операции применяются положения, предусмотренные настоящей статьей и статьями 12 — 19 настоящего Закона.
(Часть 5 статьи 11 введена Законом от 19.06.2020 № 160-IIНС)
Статья 12. Условия проведения контртеррористической операции
- Контртеррористическая операция проводится для пресечения террористического акта и преступлений террористической направленности в случае принятия решения о ее проведении в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
(Часть 1 статьи 12 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 19.06.2020 № 160-IIНС)
- Решения о проведении контртеррористической операции и о ее прекращении принимает руководитель республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере государственной безопасности, либо по его указанию иное должностное лицо республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере государственной безопасности, либо руководитель территориального органа безопасности, если руководителем республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере государственной безопасности, не принято другое решение.
(Часть 2 статьи 12 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 19.06.2020 № 160-IIНС)
- В случае, если для проведения контртеррористической операции требуются значительные силы и средства и она охватывает территорию, на которой проживает значительное число людей, руководитель республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере государственной безопасности уведомляет о введении правового режима контртеррористической операции и о территории, в пределах которой она проводится, Главу Донецкой Народной Республики, Председателя Правительства Донецкой Народной Республики, Председателя Народного Совета Донецкой Народной Республики, Генерального прокурора Донецкой Народной Республики и, при необходимости, иных должностных лиц.
Статья 13. Руководство контртеррористической операцией
- Лицо, принявшее в соответствии с частью 2 статьи 12 настоящего Закона решение о проведении контртеррористической операции, является руководителем контртеррористической операции и несет персональную ответственность за ее проведение. В период проведения контртеррористической операции ее руководитель может быть заменен только по решению руководителя республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере государственной безопасности.
(Часть 1 статьи 13 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 19.06.2020 № 160-IIНС)
- Руководитель контртеррористической операции:
1) определяет структуру и порядок работы оперативного штаба на период проведения контртеррористической операции, а также задачи и функции должностных лиц, включенных в состав оперативного штаба на период проведения контртеррористической операции;
2) определяет состав сил и средств, необходимых для проведения контртеррористической операции, а также принимает решение о привлечении к участию в работе оперативного штаба иных лиц;
3) отдает распоряжения оперативному штабу о подготовке расчетов и предложений по проведению контртеррористической операции;
4) в порядке, определяемом нормативными правовыми актами республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере государственной безопасности, согласованными с органами исполнительной власти, ведающими вопросами обороны, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, привлекает силы и средства этих органов, а также иных органов исполнительной власти, необходимые для проведения контртеррористической операции и минимизации последствий террористического акта;
5) определяет представителя оперативного штаба, ответственного за поддержание связи с представителями средств массовой информации и общественности;
6) определяет территорию (объекты), в пределах которой (на которых) вводится правовой режим контртеррористической операции, и устанавливает комплекс мер и временных ограничений, предусмотренных частью 3 статьи 11 настоящего Закона;
7) отдает боевое распоряжение (боевой приказ) о применении группировки сил и средств, создаваемой в соответствии со статьей 15 настоящего Закона;
8) реализует иные полномочия по руководству контртеррористической операцией.
Статья 14. Компетенция оперативного штаба
- Руководитель оперативного штаба и его состав определяются в порядке, установленном Главой Донецкой Народной Республики по представлению руководителя республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере государственной безопасности.
(Часть 1 статьи 14 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 19.06.2020 № 160-IIНС)
- Оперативный штаб:
1) осуществляет сбор сведений об обстановке, обобщение, анализ и оценку информации в целях определения характера и масштаба готовящегося или совершаемого террористического акта;
2) подготавливает расчеты и предложения по проведению контртеррористической операции;
3) разрабатывает план проведения контртеррористической операции и после утверждения указанного плана организует контроль за его исполнением;
4) подготавливает боевые распоряжения (боевые приказы), другие документы, определяющие порядок подготовки и проведения контртеррористической операции, правовой режим контртеррористической операции;
5) организует взаимодействие привлекаемых для проведения контртеррористической операции сил и средств;
6) принимает другие меры по предотвращению и минимизации последствий террористического акта.
Статья 15. Силы и средства, привлекаемые для проведения контртеррористической операции
- Пресечение террористического акта осуществляется силами и средствами органов государственной безопасности, а также создаваемой группировки сил и средств.
- Для проведения контртеррористической операции по решению руководителя контртеррористической операции создается группировка сил и средств.
- В состав группировки сил и средств могут включаться подразделения, воинские части и соединения Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, подразделения органов исполнительной власти, ведающих вопросами безопасности, обороны, внутренних дел, юстиции, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, и других органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики.
- Единое управление силами и средствами, входящими в состав группировки, включая переподчинение представителей и подразделений органов исполнительной власти, указанных в части 3 настоящей статьи, осуществляет руководитель контртеррористической операции. Все военнослужащие, сотрудники и специалисты, привлекаемые для проведения контртеррористической операции, с момента начала контртеррористической операции и до ее окончания подчиняются руководителю контртеррористической операции.
- С момента, когда руководителем контртеррористической операции отдан приказ о проведении контртеррористической операции, руководители подразделений, входящих в состав группировки сил и средств, непосредственно управляют возглавляемыми ими подразделениями и приданными им силами. Вмешательство любого другого лица независимо от занимаемой должности, за исключением руководителя контртеррористической операции, в управление данными подразделениями не допускается.
- Участвующие в контртеррористической операции подразделения органов исполнительной власти, указанных в части 3 настоящей статьи, применяют боевую технику, оружие и специальные средства в соответствии с нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.
Статья 16. Ведение переговоров в ходе контртеррористической операции
- В целях сохранения жизни и здоровья людей возможно ведение переговоров с террористами лицами, специально уполномоченными на то руководителем контртеррористической операции.
- При ведении переговоров с террористами в качестве условия прекращения ими террористического акта не должны рассматриваться вопросы о выдаче террористам каких-либо физических лиц, о передаче террористам оружия и иных средств и предметов, применение которых может создать угрозу жизни и здоровью людей, а также вопросы выполнения политических требований террористов.
- Ведение переговоров с террористами не может служить основанием или условием их освобождения от ответственности за совершенные деяния.
Статья 17. Окончание контртеррористической операции
- Контртеррористическая операция считается оконченной в случае, если террористический акт пресечен (прекращен) и ликвидирована угроза жизни, здоровью, имуществу и иным охраняемым законом интересам людей, находящихся на территории, в пределах которой проводилась контртеррористическая операция.
- При наличии условий, указанных в части 1 настоящей статьи, руководитель контртеррористической операции объявляет контртеррористическую операцию оконченной.
(Часть 2 статьи 17 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 19.06.2020 № 160-IIНС)
Статья 18. Возмещение вреда, причиненного в результате террористического акта
- Государство осуществляет в порядке, установленном Правительством Донецкой Народной Республики, компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта.
(Часть 1 статьи 18 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 19.06.2020 № 160-IIНС)
- 11. Возмещение вреда, включая моральный вред, причиненного в результате террористического акта, осуществляется в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, за счет средств лица, совершившего террористический акт, а также за счет средств его близких родственников, родственников и близких лиц при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены ими в результате террористической деятельности и (или) являются доходом от такого имущества. На требование о возмещении вреда, причиненного в результате террористического акта жизни или здоровью граждан, исковая давность не распространяется. Срок исковой давности по требованиям о возмещении вреда, причиненного имуществу в результате террористического акта, устанавливается в пределах сроков давности привлечения к уголовной ответственности за совершение указанного преступления.
(Часть 11 статьи 18 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 19.06.2020 № 160-IIНС)
- 12. Республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере государственной безопасности, вправе истребовать сведения о законности происхождения денег, ценностей, иного имущества и доходов от них у близких родственников, родственников и близких лиц лица, совершившего террористический акт, при наличии достаточных оснований полагать, что данное имущество получено в результате террористической деятельности и (или) является доходом от такого имущества, и проводить проверку на предмет достоверности таких сведений. Указанные лица обязаны представлять истребуемые сведения. Право истребовать указанные сведения действует только в отношении денег, ценностей, иного имущества и доходов, которые были получены не ранее установленного факта начала участия лица, совершившего террористический акт, в террористической деятельности. В случае отсутствия достоверных сведений о законности происхождения денег, ценностей, иного имущества и доходов от них соответствующие материалы направляются в органы прокуратуры Донецкой Народной Республики. Генеральный прокурор Донецкой Народной Республики или подчиненные ему прокуроры при получении указанных материалов в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обращаются в суд с заявлением об обращении в доход Донецкой Народной Республики денег, ценностей, иного имущества и доходов от них, в отношении которых лицом не представлены сведения, подтверждающие законность их приобретения.
(Часть 12 статьи 18 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 19.06.2020 № 160-IIНС)
- Возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, осуществляется за счет средств Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики в порядке, установленном Правительством Донецкой Народной Республики.
(Часть 2 статьи 18 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 19.06.2020 № 160-IIНС)
- Вред, причиненный при пресечении террористического акта правомерными действиями здоровью и имуществу лица, участвующего в террористическом акте, а также вред, вызванный смертью этого лица, возмещению не подлежит.
Статья 19. Социальная реабилитация лиц, пострадавших в результате террористического акта, и лиц, участвующих в борьбе с терроризмом
- Социальная реабилитация лиц, пострадавших в результате террористического акта, а также лиц, указанных в статье 20 настоящего Закона, включает в себя психологическую, медицинскую и профессиональную реабилитацию, правовую помощь, содействие в трудоустройстве, предоставление жилья, проводится в целях социальной адаптации лиц, пострадавших в результате террористического акта, и их интеграции в общество и осуществляется за счет средств Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики в порядке, определяемом Правительством Донецкой Народной Республики, и иных источников, предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики.
(Часть 1 статьи 19 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 19.06.2020 № 160-IIНС)
- Для лиц, указанных в статье 20 настоящего Закона, законами и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики помимо социальной реабилитации могут быть предусмотрены реабилитационные мероприятия иного характера.
Статья 20. Категории лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, подлежащих правовой и социальной защите
- Лица, участвующие в борьбе с терроризмом, находятся под защитой государства и подлежат правовой и социальной защите. К указанным лицам относятся:
1) военнослужащие, сотрудники и специалисты органов исполнительной власти и иных государственных органов, осуществляющих борьбу с терроризмом;
2) лица, содействующие на постоянной или временной основе органам исполнительной власти, осуществляющим борьбу с терроризмом, в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании террористических актов и минимизации их последствий;
3) члены семей лиц, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части, если необходимость в обеспечении их защиты вызвана участием указанных лиц в борьбе с терроризмом.
- Социальная защита лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, осуществляется с учетом правового статуса таких лиц, устанавливаемого законами и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики, в порядке, установленном Правительством Донецкой Народной Республики.
Статья 21. Возмещение вреда лицам, участвующим в борьбе с терроризмом, и меры их социальной защиты
- Возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу лиц, указанных в статье 20 настоящего Закона, в связи с их участием в борьбе с терроризмом, осуществляется в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики в порядке, установленном Правительством Донецкой Народной Республики.
- В случае гибели лица, принимавшего участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, членам семьи погибшего и лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере, установленном Правительством Донецкой Народной Республики, а также гарантируется сохранение очереди на получение жилья, компенсаций по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг, если имелось право на получение таких компенсаций. Нетрудоспособным членам семьи погибшего и лицам, находившимся на его иждивении, назначается пенсия по случаю потери кормильца.
- В случае, если лицо, принимавшее участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, получило увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности, этому лицу за счет средств Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики выплачивается единовременное пособие в размере, установленном Правительством Донецкой Народной Республики, и назначается пенсия в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
(Часть 3 статьи 21 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 19.06.2020 № 160-IIНС)
- В случае, если лицо, принимавшее участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, получило ранение, не повлекшее за собой наступления инвалидности, этому лицу выплачивается единовременное пособие в размере, установленном Правительством Донецкой Народной Республики.
- В случае, если имущество лица, принимавшего участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, утрачено или повреждено, это лицо имеет право на возмещение его стоимости в порядке, установленном Правительством Донецкой Народной Республики.
- При одновременном возникновении в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики нескольких оснований для указанных единовременных выплат выплата осуществляется по одному основанию по выбору получателя.
Статья 22. Правомерное причинение вреда
- Лишение жизни лица, совершающего террористический акт, а также причинение вреда здоровью или имуществу такого лица либо иным охраняемым законом интересам личности, общества или государства при пресечении террористического акта либо осуществлении иных мероприятий по борьбе с терроризмом действиями, предписываемыми или разрешенными законодательством Донецкой Народной Республики, являются правомерными.
Статья 23. Льготное исчисление выслуги лет, гарантии и компенсации лицам, участвующим в борьбе с терроризмом
- Военнослужащим и сотрудникам органов исполнительной власти и иных государственных органов, проходящим (проходившим) службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих (осуществлявших) борьбу с терроризмом, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсий один день службы засчитывается за полтора дня, а время непосредственного участия в контртеррористических операциях – из расчета один день службы за три дня.
- Периоды непосредственного участия военнослужащих и сотрудников органов исполнительной власти и иных государственных органов в контртеррористических операциях для льготного исчисления выслуги лет (трудового стажа) для назначения пенсий устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Донецкой Народной Республики.
- Военнослужащим и сотрудникам органов исполнительной власти и иных государственных органов, непосредственно участвующим в борьбе с терроризмом, Главой Донецкой Народной Республики и Правительством Донецкой Народной Республики устанавливаются оклады по воинским должностям (должностные оклады) с учетом повышения, а также могут устанавливаться дополнительные гарантии и компенсации.
Статья 24. Ответственность организаций за причастность к терроризму
- В Донецкой Народной Республике запрещаются создание и деятельность организаций, цели или действия которых направлены на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма или совершение преступлений, предусмотренных статьями 229–235, 237, 240, 254, 255, 322–326, 329–3301, 431 и 432 Уголовного кодекса Донецкой Народной Республики.
(Часть 1 статьи 24 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 19.06.2020 № 160-IIНС)
- Организация признается террористической и подлежит ликвидации (ее деятельность – запрещению) по решению суда на основании заявления Генерального прокурора Донецкой Народной Республики или подчиненного ему прокурора в случае, если от имени или в интересах организации осуществляются организация, подготовка и совершение преступлений, предусмотренных статьями 229–235, 237, 240, 254, 255, 322–326, 329–3301, 431 и 432 Уголовного кодекса Донецкой Народной Республики, а также в случае, если указанные действия осуществляет лицо, которое контролирует реализацию организацией ее прав и обязанностей. Решение суда о ликвидации организации (запрете ее деятельности) распространяется на региональные и другие структурные подразделения организации. Террористической организацией, деятельность которой подлежит запрещению (а при наличии организационно-правовой формы – ликвидации), также признается террористическое сообщество в случае вступления в законную силу обвинительного приговора по уголовному делу в отношении лица за создание сообщества, предусмотренного статьей 233 Уголовного кодекса Донецкой Народной Республики, за руководство этим сообществом или участие в нем.
(Часть 2 статьи 24 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 19.06.2020 № 160-IIНС)
- Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество организации, ликвидируемой по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, подлежит конфискации и обращению в доход государства в порядке, установленном Правительством Донецкой Народной Республики. Решение о конфискации указанного имущества и его обращении в доход государства выносится судом одновременно с решением о ликвидации организации.
- Положения настоящей статьи распространяются на иностранные и международные организации, а также на их отделения, филиалы и представительства в Донецкой Народной Республики.
- Республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере государственной безопасности, ведет единый список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики террористическими. Копия вступившего в законную силу судебного решения по делу о признании организации террористической и о ее ликвидации (запрете ее деятельности) или копия вступившего в законную силу приговора по уголовному делу о преступлениях, предусмотренных статьей 233 Уголовного кодекса Донецкой Народной Республики, в течение пяти дней со дня вступления в законную силу соответствующего судебного решения или возвращения дела из суда апелляционной инстанции направляется судом первой инстанции в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере государственной безопасности. Указанный список подлежит опубликованию на официальных сайтах Донецкой Народной Республики, определенных Правительством Донецкой Народной Республики, в течение десяти дней со дня поступления копии соответствующего судебного решения в указанный республиканский орган исполнительной власти.
(Часть 5 статьи 24 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 19.06.2020 № 160-IIНС)
(Статья 25 утратила силу в соответствии с Законом от 19.06.2020 № 160-IIНС)
Статья 26. Вознаграждение за содействие борьбе с терроризмом
- Лицам, оказывающим содействие в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании террористического акта, выявлении и задержании лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших такой акт, из средств Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики может выплачиваться денежное вознаграждение.
- Источники финансирования выплат денежного вознаграждения устанавливаются Правительством Донецкой Народной Республики.
- Размер, основания и порядок выплат денежного вознаграждения определяются республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере государственной безопасности.
(Статья 26 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 19.06.2020 № 160-IIНС)
Статья 27. Информирование общественности о террористическом акте
- При проведении контртеррористической операции информирование общественности о террористическом акте осуществляется представителем оперативного штаба, ответственным за поддержание связи с представителями средств массовой информации и общественности, в формах и объеме, определяемых руководителем контртеррористической операции.
- Не допускается распространение через средства массовой информации или иным способом информации:
а) способной затруднить проведение контртеррористической операции и создать угрозу жизни и здоровью людей, оказавшихся в пределах территории проведения контртеррористической операции или находящихся за пределами указанной территории;
б) о силах и средствах, привлекаемых к проведению контртеррористической операции, а также о лицах, оказывающих содействие в проведении указанной операции;
в) раскрывающей специальные технические приемы и тактику проведения контртеррористической операции.
(Статья 28 утратила силу в соответствии с Законом от 19.06.2020 № 160-IIНС)
Статья 29. Вступление в силу настоящего Закона
- Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 30. Переходные положения
- До формирования органов местного самоуправления и вступления в силу закона, регулирующего вопросы их организации, функции органов местного самоуправления, предусмотренные настоящим Законом, осуществляются местными администрациями в пределах, определенных Главой Донецкой Народной Республики.
До вступления в силу закона, регулирующего вопросы организации органов местного самоуправления, муниципальными образованиями в понимании настоящего Закона являются село, поселок, район в городе, город, район.
- До вступления в силу закона, регулирующего вопросы приобретения и лишения гражданства Донецкой Народной Республики, гражданами Донецкой Народной Республики в понимании настоящего Закона являются лица, имеющие право на получение паспорта гражданина Донецкой Народной Республики в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
(Статья 30 введена Законом от 19.06.2020 № 160-IIНС)
Глава
Донецкой Народной Республики А.В. Захарченко
г. Донецк
29 мая 2015 года
№ 46-IНС