Дата публикации 17:32 06.06.2015

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

ЗАКОН

 

 

ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ

 

 

Принят Постановлением Народного Совета 30 апреля 2015 года

 

(С изменениями, внесенными Законами

 от 13.09.2019 № 60-IIНС,

от 14.11.2019 № 69-IIНС)

 

(По тексту Закона слова «Совет Министров» в соответствующем падеже заменены словом «Правительство» в соответствующем падеже согласно Закону от 13.09.2019 № 60-IIНС)

 

Настоящий Закон регулирует правовые отношения в области создания, организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения и воспроизводства уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, пропаганды природоохранных знаний, экологического воспитания населения.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам национального достояния Донецкой Народной Республики.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Законодательство Донецкой Народной Республики об особо охраняемых природных территориях

  1. Законодательство Донецкой Народной Республики об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Донецкой Народной Республики, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики.
  2. Отношения, возникающие при пользовании земли, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством Донецкой Народной Республики. Имущественные отношения в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

  1. Особо охраняемые природные территории – участки земли, водного и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
  2. Режим особой охраны – система ограничений хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в границах особо охраняемых природных территорий и их охранных зон.
  3. Функциональное зонирование особо охраняемой природной территории – устанавливаемые в границах особо охраняемой природной территории зоны с дифференцированным режимом хозяйственной и иной деятельности, не противоречащей целям создания и функционирования особо охраняемой природной территории.
  4. Положение об особо охраняемой природной территории – правовой акт, содержащий сведения о наименовании, местонахождении, площади, границах, режиме особой охраны конкретной особо охраняемой природной территории, природных объектах, находящихся в ее границах, функциональных зонах, иную информацию.

В случаях, если для управления особо охраняемой природной территорией создается специальная администрация, положение об особо охраняемой природной территории является уставом такой администрации.

  1. План развития и размещения особо охраняемых природных территорий – утверждаемая республиканским органом исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды, документация по организации, размещению и развитию системы особо охраняемых природных территорий в Донецкой Народной Республики, включающая графический и текстовый материалы.
  2. Комплексное экологическое обследование территории – сбор, анализ и обобщение информации о природных и природно-антропогенных комплексах и объектах, об их природоохранном, научном, эстетическом, рекреационном, оздоровительном значении с целью последующей разработки документации, обосновывающей необходимость организации либо реорганизации особо охраняемой природной территории, проведение корректировки границ и площади, а также изменение статуса особо охраняемой природной территории.
  3. Проект организации особо охраняемой природной территории –проектная документация, которая разрабатывается на основании научно-обоснованного комплексного исследования особо охраняемой природной территории с целью определения и обоснования мероприятий по деятельности, охране, восстановлению и использованию ее природных комплексов и объектов в течение 5 лет, а также стратегии развития особо охраняемой природной территории на 10 лет.
  4. Резервирование земель – ограничение хозяйственного оборота и прав на земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в целях их последующего отвода под создание и организацию особо охраняемых природных территорий.
  5. Заповедные урочища – лесные, степные, болотные и другие отдельные целостные ландшафты, имеющие научное, природоохранное и эстетическое значение.
  6. Заповедание – процесс подготовки природных территорий (комплексов, объектов) к ограничению или прекращению их хозяйственного использования с целью присвоения таким территориям статуса особо охраняемых природных территорий.
  7. Биосферная особо охраняемая природная территория (биосферный резерват) – это особо охраняемые природные территории международного значения, входящие во всемирную сеть биосферных резерватов, включающие в себя экологические системы, имеющие общеевропейское или межгосударственное значение и требующие особой защиты.
  8. Национальный природный парк – это природоохранные, рекреационные, культурно-просветительские, научно-исследовательские учреждения государственного значения, которые создаются с целью сохранения, восстановления и эффективного использования природных комплексов и объектов, которые имеют особую природоохранную, оздоровительную, историко-культурную, научную, образовательную и эстетическую ценность.
  9. Государственный природный заказник – это природные участки, в пределах которых запрещены или ограниченны отдельные виды хозяйственной деятельности с целью охраны одного или нескольких видов живых существ, биогеоценозов, экологических компонентов или общего характера охраняемой местности.
  10. Ландшафтно-рекреационный парк комплекс природных участков искусственно созданных объектов и озелененных территорий, основной функцией которых является организация отдыха населения.
  11. Памятник природы – это отдельные уникальные природные образования, которые имеют особое природоохранное, научное, эстетическое и познавательное значение с целью сохранения их в природном состоянии.
  12. Дендрологический парк – территории, на которых на открытом грунте культивируются древесные и кустарниковые растения.
  13. Ботанический сад – территория, на которой с научно-исследовательской, просветительной и учебной целью культивируются, изучаются и демонстрируются коллекции живых растений разных частей света и различных климатических зон.
  14. Парк-памятник садово-паркового искусства – историко-культурные памятники, которые органично включают в свой состав растения, особенности ландшафта (холмы, источники воды и водопады, долины ручьев или рек, камни, скалы, дальние пейзажные перспективы, иногда заболоченные участки), архитектурные сооружения, скульптуры, цветники.

Статья 3. Классификация особо охраняемых природных территорий

  1. При принятии решений о создании особо охраняемых природных территорий учитывается:

1) значение соответствующей территории для сохранения биологического разнообразия, в том числе редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов растительного и животного мира и среды их обитания;

2) наличие в границах соответствующей территории участков природных ландшафтов и культурных ландшафтов, представляющих собой особую эстетическую, научную и культурную ценность;

3) наличие в границах соответствующей территории геологических, минералогических и палеонтологических объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность;

4) наличие в границах соответствующей территории уникальных природных комплексов и объектов, в том числе одиночных природных объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность.

  1. К особо охраняемым территориям Донецкой Народной Республики относятся природные территории, комплексы, объекты и искусственно созданные природные объекты.
  2. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий:

1) биосферные особо охраняемые природные территории (биосферные резерваты);

2) государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники;

3) национальные природные парки;

4) государственные природные заказники;

5) ландшафтно-рекреационные парки;

6) памятники природы;

7) заповедные урочища;

8) дендрологические парки и ботанические сады;

9) парки-памятники садово-паркового искусства.

  1. Особо охраняемые природные территории могут иметь международное, государственное или местное значение и находиться в ведении соответственно государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом, а также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.
  2. Государственные природные заповедники, в том числе биосферные особо охраняемые природные территории (биосферные резерваты), биосферные заповедники, и национальные природные парки относятся к особо охраняемым природным территориям государственного значения. Государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям государственного значения или особо охраняемым природным территориям местного значения. Ландшафтно-рекреационные парки, заповедные урочища, парки-памятники относятся к особо охраняемым природным территориям местного значения.
  3. Органы государственной власти согласовывают с Главой Донецкой Народной Республики, уполномоченным органом исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды решение о создании особо охраняемых природных территорий, об изменении режима их особой охраны. Также согласовывают с органом исполнительной власти в сфере государственной безопасности и обороны, если предполагается, что в границах особо охраняемых природных территорий, будут находиться земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики.
  4. Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. Порядок создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон устанавливается Правительством Донецкой Народной Республики. Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждается органом государственной власти, принимающим решение о ее создании.

Статья 4. Формы собственности на особо охраняемые природные территории

  1. Особо охраняемые природные территории и расположенные на них природные ресурсы, комплексы и объекты являются собственностью народа Донецкой Народной Республики и не подлежат разгосударствлению и приватизации.
  2. Государственные природные заповедники, в том числе биосферные особо охраняемые природные территории (биосферные резерваты), биосферные заповедники, национальные природные парки, государственные природные заказники находятся в государственной собственности; ландшафтно-рекреационные парки, памятники природы, заповедные урочища, дендрологические парки и ботанические сады, а также парки-памятники садово-паркового искусства могут находиться как в государственной собственности, так и в других видах собственности, предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики.
  3. В случае изменения форм собственности на земельные участки, на которых находятся ландшафтно-рекреационные парки, памятники природы, заповедные урочища, дендрологические парки и ботанические сады, а также парки-памятники садово-паркового искусства, собственники земельных участков обязаны обеспечивать режим их особой охраны и сохранения с соответствующей перерегистрацией охранного обязательства.

Статья 5. Правовые основы функционирования особо охраняемых природных территорий

  1. Задачи, научный профиль, характер функционирования и режим особо охраняемых природных территорий определяются настоящим Законом и положениями о них, разработанными в установленном порядке и утвержденными уполномоченным республиканским органом исполнительной власти.
  2. Государственные природные заповедники, в том числе биосферные особо охраняемые природные территории (биосферные резерваты), биосферные заповедники, национальные природные парки, государственные природные заказники, дендрологические парки и ботанические сады государственного значения, а также ландшафтно-рекреационные парки являются юридическими лицами, в которых образуются администрации для управления их деятельностью.
  3. Дендрологические парки и ботанические сады, в том числе местного значения, памятники природы, заповедные урочища, парки-памятники садово-паркового искусства в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики могут быть юридическими лицами.

Статья 6. Охрана особо охраняемых природных территорий

Особо охраняемые природные территории, категории которых определены настоящим Законом, подлежат  комплексной охране, порядок осуществления которой определяется положением о каждой из таких территорий.

 

 

Статья 7. Земли особо охраняемых природных территорий

  1. Земли особо охраняемых природных территорий – участки суши и водного пространства с природными комплексами и объектами, которые имеют особенную природоохранную, экологическую, научную, эстетическую, рекреационную и другую ценность и которым в соответствии с действующим законодательством Донецкой Народной Республики присвоен статус природоохранных земель.
  2. На землях особо охраняемых природных территорий запрещается какая-либо деятельность, которая негативно влияет или может негативно влиять на состояние природных и историко-культурных комплексов и объектов или препятствует их использованию по целевому назначению.
  3. Границы особо охраняемых природных территорий, комплексов и объектов устанавливаются в натуре в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики. До установления границ в натуре границы особо охраняемых природных территорий, определяются в соответствии с проектами их создания.
  4. На использование земельного участка или его части в границах особо охраняемых природных территорий может быть установлено ограничение (обременение) в объеме, предусмотренном законодательством Донецкой Народной Республики или договором. Ограничения (обременения) подлежат государственной регистрации и действуют на протяжении срока, установленного законодательством Донецкой Народной Республики или договором.
  5. Нанесенные в результате ограничения (обременение) в землепользовании потери возмещаются в порядке, установленном земельным законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 8. Основные способы охраны территорий и объектов особо охраняемых природных территорий

  1. Сохранение особо охраняемых природных территорий обеспечивается путем:

1) установления заповедного режима;

2) организации систематического мониторинга состояния заповедных природных комплексов и объектов;

3) проведения комплексных исследований с целью разработки научных основ их охраны и эффективного использования;

4) соблюдения требований по их охране в период осуществления хозяйственной, управленческой и другой деятельности, разработки проектной и проектно-планировочной документации, землеустройства, лесоустройства, проведения экологических экспертиз;

5) внедрения экономических механизмов стимулирования их охраны;

6) осуществления государственного надзора (контроля) и общественного контроля за соблюдением режима их особой охраны и использования;

7) установления повышенной меры ответственности за нарушения режима их особой охраны и использования, а также за уничтожение или повреждение заповедных природных комплексов и объектов;

8) внедрения широкого международного сотрудничества в этой сфере;

9) проведения других природоохранных мероприятий, не противоречащих целям и задачам особо охраняемой природной территории.

Статья 9. Виды использования территорий и объектов особо охраняемых природных территорий

  1. Особо охраняемые природные территории с соблюдением требований, установленных настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики, могут использоваться:

1) в природоохранных целях;

2) в научно-исследовательских целях;

3) в оздоровительных и рекреационных целях;

4) для пропаганды природоохранных знаний, экологического воспитания населения;

5) с целью мониторинга окружающей среды.

  1. Установленные частью первой настоящей статьи основные виды использования, а также заготовка древесины, тростника, лекарственных и других ценных растений, их плодов, сена, выпас скота, охота, рыболовство и другие виды использования могут осуществляться лишь при условии, что эта деятельность не противоречит целевому назначению особо охраняемых природных территорий, установленным требованиям к охране, восстановлению, воспроизводству и использованию их природных комплексов и объектов.
  2. Порядок использования природных ресурсов в границах особо охраняемых природных территорий определяется республиканским органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере охраны окружающей среды и утверждается Правительством Донецкой Народной Республики.

Статья 10. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий

  1. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.
  2. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется в целях оценки состояния особо охраняемых природных территорий, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного надзора (контроля) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития территорий.
  3. Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий устанавливается уполномоченным республиканским органом исполнительной власти и утверждается Правительством Донецкой Народной Республики.

Глава 2. Управление в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий

Статья 11. Управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий

  1. Государственное управление особо охраняемыми природными территориями осуществляет республиканский орган исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды, а также его территориальные подразделения.
  2. Управление особо охраняемыми природными территориями, находящимися в государственной собственности, а также ландшафтно-рекреационными парками осуществляют их специальные администрации. Специальные администрации возглавляют руководители, которые назначаются по согласованию с республиканским органом исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды.
  3. По согласованию с республиканским органом исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды специальные администрации могут создаваться для управления особо охраняемыми природными территориями местного значения или такое управление осуществляется органом, на который возложено охранное обязательство особо охраняемой природной территории.
  4. В состав специальной администрации по управлению особо охраняемыми природными территориями, входят соответствующие научные, рекреационные, эколого-просветительские подразделения, службы государственной охраны, хозяйственного и другого обслуживания.
  5. Специальные администрации осуществляют управление в соответствии с положениями об особо охраняемых природных территориях и проектами их организации.
  6. Управление особо охраняемыми природными территориями, природными комплексами и объектами, в которых не созданы специальные администрации, осуществляется предприятиями, учреждениями и организациями, в ведении которых находятся эти территории и объекты.

Статья 12. Порядок создания особо охраняемых природных территорий

  1. Порядок создания особо охраняемых природных территорий включает подготовку и представление ходатайства о создании или объявлении особо охраняемых природных территорий, его согласование со всеми заинтересованными лицами и принятие соответствующего решения.
  2. Подготовка и представление ходатайства о создании или объявлении особо охраняемых природных территорий может осуществляться республиканским органом исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды, научными учреждениями, природоохранными общественными объединениями или другими заинтересованными предприятиями, учреждениями, организациями. Ходатайство направляется в республиканский орган исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды для предварительного изучения и рассмотрения.
  3. Ходатайство должно содержать обоснование необходимости создания или объявления особо охраняемой природной территории конкретной категории, характеристику природоохранной, научной, эстетической и другой ценности природных комплексов и объектов, ведомости о местонахождении, размеры, характер использования природных ресурсов, собственников и пользователей природных ресурсов и земельных участков, а также соответствующий картографический материал.

К ходатайству прилагаются документы, которые подтверждают и дополняют обоснования необходимости создания или объявления особо охраняемой природной территории.

  1. В случае согласования ходатайства республиканским органом исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды, его территориальными подразделениями, проводится согласование ходатайства с собственниками и первичными пользователями природных ресурсов, собственниками и пользователями земельных участков, в границах территорий, рекомендованных для заповедания.
  2. Согласованное в установленном порядке ходатайство о создании или объявлении особо охраняемой природной территории направляется в соответствующий орган исполнительной власти, который принимает соответствующее решение.
  3. Решение о создании или объявлении государственных природных заповедников, в том числе биосферных заповедников, национальных природных парков, государственных природных заказников и других объектов государственного значения принимается Указом Главы Донецкой Народной Республики. Решение о создании биосферных заповедников и биосферных особо охраняемых природных территорий (биосферных резерватов) принимается с учетом международных договоров, участником которых является Донецкая Народная Республика.

Решение о создании или объявлении особо охраняемых природных территорий, природных комплексов и объектов местного значения принимается республиканским органом исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды.

  1. Порядок отведения земельных участков для организации особо охраняемых природных территорий в случаях предусмотренных настоящим Законом определяется земельным законодательством Донецкой Народной Республики.
  2. Особо охраняемые природные территории или их части, которые созданы или объявлены без отведения занимаемых ими земельных участков, передаются под охрану предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам республиканским органом исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды с оформлением охранного обязательства. Форма и порядок оформления охранного обязательства определяются республиканским органом исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды.

Статья 13. Изменение границ, категории и ликвидация статуса особо охраняемых природных территорий

Изменение границ, категории и ликвидации статуса особо охраняемых природных территорий проводится в том же порядке, который предусмотрен статьей 12 настоящего Закона, на основании соответствующего экспертного заключения.

Статья 14. Резервирование ценных для заповедания природных территорий

  1. С целью недопущения уничтожения или разрушения (разорения) в результате хозяйственной деятельности ценных для заповедания природных территорий до принятия в установленном порядке решений об организации или объявлении особо охраняемых природных территорий, природных комплексов и объектов проводится их резервирование.
  2. Территории, которые подлежат резервированию с целью дальнейшего заповедания, остаются в ведении собственников и пользователей земельных участков и используются по целевому назначению с соблюдением особенных требований охраны таких территорий, что устанавливается решением о резервировании. При этом собственникам и пользователям природных ресурсов с целью возмещения затрат, связанных с ограничением хозяйственной деятельности, могут устанавливаться льготы, предусмотренные законодательством Донецкой Народной Республики.
  3. Решения о резервировании принимаются органами, уполномоченными принимать решения о создании и объявлении соответствующих территорий в порядке, установленном статьей 12 настоящего Закона.

Статья 15. Права граждан в вопросах охраны и использования особо охраняемых природных территорий

  1. Граждане Донецкой Народной Республики в вопросах охраны и использования особо охраняемых природных территорий имеют право на:

1) участие в обсуждении проектов нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики в вопросах развития заповедного дела, формировании особо охраняемых природных территорий;

2) участие в разработке и реализации мероприятий по охране и эффективному использованию, недопущению негативного влияния на них хозяйственной деятельности;

3) внесение предложений о включении в состав особо охраняемых природных территорий наиболее ценных природных территорий и объектов;

4) ознакомление и посещение особо охраняемых природных территорий, осуществление других видов использования с соблюдением установленных требований к заповедному режиму;

5) участие в осуществлении общественного контроля за охраной особо охраняемых природных территорий, внесение предложений о привлечении к ответственности виновных в нарушении требований охраны особо охраняемых природных территорий.

  1. Законодательством Донецкой Народной Республики могут быть определены и другие права граждан в вопросах охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

Статья 16. Участие граждан, а также общественных объединений и некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды, в организации, охране и использовании особо охраняемых природных территорий

  1. Граждане, а также общественные объединения и некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, вправе оказывать содействие органам государственной власти, органам местного самоуправления в осуществлении мероприятий по организации, охране и использованию особо охраняемых природных территорий.
  2. Участие в управлении особо охраняемыми природными территориями граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций осуществляется путем:

1) внесения предложений по организации новых природных территорий, природных комплексов и объектов, обеспечение их охраной, эффективного использования и воссоздания;

2) содействия государственным органам в их деятельности в данной сфере;

3) участия в установленном порядке в проведении экологической экспертизы объектов, которые негативно влияют или могут повлиять на состояние природных территорий;

4) участия в контроле за соблюдением режима таких территорий.

Глава 3. Биосферные особо охраняемые природные территории (биосферные резерваты)

Статья 17. Общие положения

  1. Биосферные особо охраняемые природные территории (биосферные резерваты) относятся к особо охраняемым природным территориям международного значения и входят во всемирную сеть биосферных резерватов. Они включают экологические системы, имеющие общеевропейское или межгосударственное, следовательно, национальное значение и требуют особой защиты.

Биосферные особо охраняемые природные территории (биосферные резерваты) создаются путем преобразования национальных парков при возможном включении природных заповедников и других особо охраняемых природных территорий (акваторий) с сохранением их основных функций.

  1. Природные ресурсы и недвижимое имущество, расположенное в границах заповедных зон биосферных особо охраняемых природных территорий (биосферных резерватов), является государственной собственностью и изымается из гражданского оборота. Территории акватории других функциональных зон могут находиться в иных формах собственности, предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики.
  2. Положение о биосферных особо охраняемых природных территориях (биосферном резервате) утверждается республиканским органом исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды.

Статья 18. Основные задачи биосферных особо охраняемых природных территорий (биосферных резерватов)

  1. На биосферные особо охраняемые природные территории (биосферные резерваты) возлагается выполнение следующих основных задач:

1) сохранение биологического и ландшафтного разнообразия;

2) обеспечение сбалансированного (устойчивого) развития региона;

3) создание условий для выполнения двух первых задач.

Статья 19. Порядок создания биосферных особо охраняемых природных территорий (биосферных резерватов)

  1. Создание биосферных особо охраняемых природных территорий (биосферных резерватов) и расширение их территорий осуществляется решением Правительства Донецкой Народной Республики.
  2. Биосферные особо охраняемые природные территории (биосферные резерваты) могут быть созданы также путем преобразования государственных природных заповедников и национальных парков с включением в их состав других особо охраняемых природных территорий.
  3. Материалы о создании биосферных особо охраняемых природных территорий (биосферных резерватов) утверждаются международным координационным советом программы МАВ (Человек и Биосфера ЮНЕСКО) и объект вносится во Всемирную сеть биосферных резерватов.

Статья 20. Режим охраны биосферных особо охраняемых природных территорий (биосферных резерватов)

  1. Режим биосферной особо охраняемой природной территории (биосферного резервата) предусматривает зонирование его территории, в соответствии с Положением о данном объекте, утвержденным республиканским органом исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды. Согласно концепции развития биосферных особо охраняемых природных территорий (биосферных резерватов) предлагается выделения трех основных зон:

1) заповедная (природная) которая предназначена для сохранения и возрождения аборигенной биоты, в ее границах запрещена любая хозяйственная деятельность. В целом режим особой охраны соответствует требованиям заповедной зоны национальных парков и территории государственных природных и биосферных заповедников;

2) буферная, которая, как правило, окружает заповедную или соприкасается с ней мозаично. Главной ее чертой является согласованность режима с целями заповедной зоны, соответствует требованиям зон особо охраняемых, рекреационной и охраны объектов культурного наследия национального парка;

3) транзитная (переходная) в которой размещаются населенные пункты и осуществляется традиционная хозяйственная деятельность, если она не противоречит целям охраны природы и сбалансированного развития. Требования особой охраны соответствуют режиму зон хозяйственного назначения и традиционного экстенсивного природопользования национальных парков.

  1. Дифференцированный режим особой охраны (функциональное зонирование) биосферных особо охраняемых природных территорий (биосферных резерватов) устанавливается республиканским органом исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды.

Статья 21. Управление биосферными особо охраняемыми природными территориями (биосферными резерватами)

  1. Управление биосферными особо охраняемыми природными территориями (биосферными резерватами) осуществляется специальными администрациями, которые создаются в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики.
  2. Земельные участки в границах заповедной и буферной зон предоставляются специальным администрациям биосферных особо охраняемых природных территорий (биосферных резерватов) в постоянное (бессрочное) пользование в соответствие с законодательством Донецкой Народной Республики. В границах транзитной (хозяйственной) зоны также могут находиться земельные участки иных собственников и пользователей без изъятия из хозяйственного использования.
  3. За посещение территории физическими лицами, за исключением участков, расположенных в границах населенных пунктов, администрация биосферной особо охраняемой природной территории (биосферного резервата) имеют право взимать плату, порядок ее взимания устанавливается республиканским органом исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды. Собранные средства являются собственностью биосферной особо охраняемой природной территории (биосферного резервата) и расходуются в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

Все виды использования природных ресурсов в границах биосферной особо охраняемой природной территории (биосферного резервата) (включая рыбный промысел, дерево заготовку, сенокошение, спортивную охоту) осуществляется в транзитной зоне по разрешениям, выдаваемым администрациями биосферных особо охраняемых природных территорий (биосферных резерватов), после утверждения лимитов республиканским органом исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды.

Глава 4. Государственные природные заповедники

Статья 22. Статус и задачи государственных природных заповедников

  1. Государственные природные заповедники относятся к особо охраняемым природным территориям государственного значения и являются природоохранными, научно-исследовательскими учреждениями, создаваемые с целью сохранения в природном состоянии типичных или уникальных природных комплексов и объектов со всей совокупностью их компонентов. В границах государственных природных заповедников природная среда сохраняется в естественном состоянии и полностью запрещается экономическая и иная деятельность, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
  2. Природные ресурсы и недвижимое имущество, расположенные в границах государственных природных заповедников, являются государственной собственностью.
  3. Участки земли и водного пространства со всеми природными ресурсами полностью изымаются из хозяйственного использования и предоставляются заповедникам в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики.
  4. Положение о государственном природном заповеднике утверждается республиканским органом исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды.
  5. Основными задачами государственных природных заповедников является осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов, организация и проведение научных исследований, осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), экологическое просвещение, содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей среды и заповедного дела.
  6. На государственные природные заповедники возлагается также координация и проведение научных исследований на территориях заказников, памятников природы и заповедных урочищ.

Статья 23. Режим особой охраны территорий государственных природных заповедников

  1. На территории государственного природного заповедника запрещается любая хозяйственная и иная деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике и проекте организации его территории. А именно:

1) строительство сооружений, дорог, линейных и других объектов транспорта и связи, не связанных с деятельностью природных заповедников, разведение костров, обустройство мест отдыха населения, стоянка автотранспорта, а также проезд и проход посторонних лиц, прогон домашнего скота, передвижение механических транспортных средств, за исключением дорог общего пользования, лесосплав, пролет самолетов и вертолетов ниже 2000 метров над землей, преодоление самолетами звукового барьера над территорией заповедника и другие виды искусственного шумового влияния, превышающего установленные нормативы;

2) геологоразведочные работы, разработка полезных ископаемых, нарушение почвенного покрова и гидрологического и гидрохимического режимов, уничтожение геологических обнажений, применение химических веществ, все виды лесопользования, а также заготовка кормовых трав, лекарственных и других растений, цветов, семян, тростника, выпас домашнего скота, отлов и уничтожение диких животных, нарушение условий их поселений, гнездования, другие виды пользования растительным и животным миром, приводящим к нарушениям в природных экосистемах;

3) охота, рыболовля, туризм, интродукция новых видов животных и растений, проведение мероприятий с целью новых видов животных и растений, проведение мероприятий с целью увеличения численности отдельных видов животных сверх допустимой научно обоснованной емкости угодий, сбор коллекционных и других материалов, за исключением материалов, необходимых для выполнения научных исследований.

  1. Для сохранения и воссоздания коренных природных комплексов, проведения научно-исследовательских работ на территориях государственных природных заповедников в соответствии с проектами их организации допускаются мероприятия и деятельность, направленные на:

1) сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;

2) поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность;

3) предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам;

4) осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);

5) проведение научных исследований и наблюдений;

6) ведение эколого-просветительской работы;

7) осуществление государственного надзора (контроля) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;

8) сбор коллекционных и других материалов;

9) сооружение в установленном порядке строений и других объектов, необходимых для выполнения поставленных перед заповедником задач.

Проектом организации территории заповедника и охраны его природных комплексов может быть предусмотрено выделение земельных участков для удовлетворения хозяйственных нужд заповедника и его работников в сенокосах, выпасах, огородах и топливе в соответствии с установленными нормативами.

Проекты организации территории природных заповедников и охраны их природных комплексов разрабатываются специализированными проектными организациями и утверждаются республиканским органом исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды.

  1. В государственных природных заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы.

Размеры этих участков определяются исходя из необходимости сохранения всего природного комплекса в естественном состоянии.

  1. На специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался государственный природный заповедник, допускается деятельность, которая направлена на обеспечение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории, и осуществляется в соответствии с утвержденным индивидуальным положением о данном государственном природном заповеднике.
  2. Пребывание на территориях государственных природных заповедников физических лиц, не являющихся работниками государственных бюджетных учреждений (специальных администраций), осуществляющих управление государственными природными заповедниками, должностными лицами органа исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды, допускается только при наличии разрешения государственных бюджетных учреждений (специальных администраций), осуществляющих управление государственными природными заповедниками, или государственного органа исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники.

За посещение физическими лицами территорий государственных природных заповедников в целях познавательного туризма государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление государственными природными заповедниками, взимается плата, порядок определения которой устанавливается Правительством Донецкой Народной Республики.

Статья 24. Государственные природные биосферные заповедники

  1. Статус государственных природных биосферных заповедников имеют государственные природные заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов.
  2. Государственные природные биосферные заповедники создаются на базе природных заповедников, национальных природных парков с включением в их состав территорий и объектов других категорий и других земель и включаются в установленном порядке во Всемирную сеть биосферных резерватов в рамках программ ЮНЕСКО «Человек и биосфера».
  3. Конкретный режим особой охраны территорий государственного природного биосферного заповедника устанавливается в соответствии с положением о государственном природном биосферном заповеднике, утверждаемым республиканским органом исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды.

Статья 25. Структура территории и особенности управления государственными природными биосферными заповедниками

  1. Для биосферных заповедников устанавливается дифференцированный режим охраны, воссоздания и использования природных территорий в соответствии с функциональным зонированием:

1) заповедная зона – включает территории, предназначенные для сохранения и воссоздания наиболее ценных природных и минимально нарушенных антропогенными факторами природных комплексов, генофонда растительного и животного мира; ее режим определяется в соответствии с требованиями, установленными для природных заповедников;

2) буферная зона – включает территории, выделенные с целью предотвращения негативного влияния на заповедную зону хозяйственной деятельности на прилегающих территориях; ее режим определяется в соответствии с требованиями, установленными для охранных зон природных заповедников;

3) зона антропогенных ландшафтов – включает территории традиционного землепользования, лесопользования, водопользования, мест поселения, рекреации и других видов хозяйственной деятельности; в ней запрещается охота.

  1. В границах территорий биосферных заповедников могут выделяться зоны регулированного заповедного режима, в состав которых включаются ландшафтно-рекреационные парки, заказники, заповедные урочища с соблюдением требований по их охране, установленных настоящим Законом.
  2. Зонирование территории биосферных заповедников проводится в соответствии с проектом организации территории биосферного заповедника и охраны его природных комплексов.
  3. В проекте организации территории биосферного заповедника и охраны его природных комплексов определяются и обосновываются мероприятия по внедрению природоохранной, научно-исследовательской, рекреационной, хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики и международными договорами.
  4. Проекты организации территории биосферного заповедника и охраны его природных комплексов разрабатываются специализированными проектными организациями и утверждаются республиканским органом исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды.
  5. Научные исследования, наблюдения за состоянием окружающей среды, и другая деятельность биосферных заповедников осуществляются с учетом международных программ.

Статья 26. Управление государственными природными заповедниками

  1. Управление государственными природными заповедниками осуществляется государственными бюджетными учреждениями (специальными администрациями), созданными в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики.
  2. Земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах государственных природных заповедников предоставляются государственным бюджетным учреждениям (специальным администрациям), осуществляющим управление государственными природными заповедниками, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
  3. Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и лесные участки, предоставленные государственным бюджетным учреждениям (специальным администрациям), осуществляющим управление государственными природными заповедниками, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики.

Глава 5. Национальные природные парки

Статья 27. Статус и задачи национальных природных парков

  1. Национальные природные парки относятся к особо охраняемым природным территориям государственного значения. Национальные природные парки – природоохранные, рекреационные, культурно-просветительские, научно-исследовательские организации, создаваемые с целью сохранения, восстановления и эффективного использования природных комплексов и объектов, имеющих особую природоохранную, оздоровительную, историко-культурную, научную, просветительскую и эстетическую ценность.
  2. Природные ресурсы и недвижимое имущество, расположенные в границах национальных природных парков и находящиеся в государственной собственности, изымаются из хозяйственного оборота, если иное не предусмотрено законодательством Донецкой Народной Республики.
  3. В состав территорий национальных природных парков могут включаться участки земли и водного пространства других собственников и землепользователей.
  4. Запрещается изменение целевого назначения земельных участков, находящихся в границах национальных природных парков, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики.
  5. Положение о национальном природном парке утверждается республиканским органом исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды.
  6. На национальные природные парки возлагаются следующие основные задачи:

1) сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;

2) сохранение историко-культурных объектов;

3) экологическое просвещение населения;

4) создание условий для регулируемого туризма и отдыха с соблюдением режима охраны заповедных природных комплексов и объектов;

5) разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения;

6) осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);

7) восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.

Статья 28. Структура и режим особой охраны территорий национальных природных парков

  1. На территории национальных природных парков с учетом природоохранной, оздоровительной, научной, рекреационной, историко-культурной и других ценностей природных территорий, комплексов и объектов, их особенностей устанавливается дифференцированный режим охраны, восстановление и использования в соответствии с функциональным зонированием:

1) заповедной зоны, которая предназначена для сохранения и восстановления природной среды в естественном состоянии, охраны и воссоздания наиболее ценных природных комплексов и в границах которой запрещается осуществление любой хозяйственной деятельности;

2) зоны регулируемой рекреации, в границах которой проводятся краткосрочный отдых и оздоровление населения, осмотр особенно живописных и памятных мест; в этой зоне разрешается обустройство и соответствующее оборудование туристических маршрутов и экологических троп. На территории зоны запрещается вырубка леса главного пользования, промышленное рыболовство, охота, другая деятельность, которая может негативно повлиять на состояние природных комплексов и объектов заповедной зоны;

3) зоны стационарной рекреации, которая предназначена для размещения отелей, мотелей, кемпингов, пансионатов, баз отдыха. других объектов обслуживания посетителей парка. На территории зоны запрещается какая-либо хозяйственная деятельность, которая не связаны с целевым назначением этой функциональной зоны или может негативно повлиять на состояние природных комплексов и объектов заповедной оны и зоны регулируемой рекреации;

4) зоны хозяйственного назначения, в границах которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение функционирования государственного бюджетного учреждения (специальной администрации), осуществляющего управление национальным природным парком, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального природного парка. На территории зоны хозяйственного назначения хозяйственная и другая деятельность осуществляется с соблюдением требований и ограничений, установленных для зон антропогенных ландшафтов биосферных заповедников.

  1. На территориях национальных природных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе:

1) разведка и разработка полезных ископаемых;

2) деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений;

3) деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического режима;

4) предоставление на территориях национальных природных парков садоводческих и дачных участков;

5) строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, за исключением объектов, размещение которых предусмотрено частью 1 настоящей статьи, объектов, связанных с функционированием национальных природных парков и с обеспечением функционирования, расположенных в их границах населенных пунктов;

6) заготовка древесины (за исключением заготовки гражданами древесины для собственных нужд), заготовка живицы, промысловая охота, промышленное рыболовство и прибрежное рыболовство, заготовка пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), других недревесных лесных ресурсов (за исключением заготовки гражданами таких ресурсов для собственных нужд), деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций, интродукция живых организмов в целях их акклиматизации;

7) движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием национальных парков, прогон домашних животных вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест, сплав древесины по водотокам и водоемам;

8) организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий, организация туристических стоянок и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест;

9) вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность.

  1. На территории зоны регулированной рекреации, стационарной рекреации и хозяйственной зоны запрещается какая-либо деятельность, которая приводит или может привести к ухудшению состояния окружающей среды и снижения рекреационной ценности территории национального природного парка.
  2. Зонирование территории национального природного парка, рекреационная и другая деятельность на его территории проводятся в соответствии с Положением о национальном природном парке и Проекте организации территории, охраны, воссоздания и рекреационного использования его природных комплексов и объектов, которые утверждаются республиканским органом исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды.
  3. За посещение физическими лицами территорий национальных природных парков (за исключением участков, расположенных в границах населенных пунктов) в целях туризма и отдыха государственными бюджетными учреждениями (специальными администрациями), осуществляющими управление национальными природными парками, взимается плата, порядок определения которой устанавливается республиканским органом исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды.

Статья 29. Управление национальными природными парками

  1. Управление национальными природными парками осуществляется государственными бюджетными учреждениями (специальными администрациями), созданными в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики.
  2. Земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах национальных природных парков предоставляются государственным бюджетным учреждениям (специальным администрациям), осуществляющим управление национальными природными парками, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики. В границах национальных природных парков также могут находиться земельные участки иных собственников и пользователей без изъятия из хозяйственного использования.
  3. Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и лесные участки, предоставленные государственным бюджетным учреждениям (специальным администрациям), осуществляющим управление национальными природными парками, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики.

 

 

Статья 30. Организация рекреационной деятельности на территориях национальных природных парков

  1. Организация рекреационной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, на территориях национальных природных парков осуществляется с соблюдением режима особой охраны национальных природных парков.
  2. Рекреационная деятельность на территории национальных природных парков организовывается специальными подразделениями государственных бюджетных учреждений (специальных администраций) парков, а также другими предприятиями, учреждениями и организациями на основании договоров с администрацией парка.

Глава 6. Охранные зоны особо охраняемых природных территорий

Статья 31. Задачи охранных зон территорий и объектов особо охраняемых природных территорий

  1. Для обеспечения необходимого режима охраны природных комплексов и объектов биосферных особо охраняемых природных территорий (биосферных резерватов) и природных заповедников, предупреждения негативного влияния хозяйственной деятельности на прилегающих к ним территориях устанавливаются охранные зоны.
  2. В случае необходимости охранные зоны могут устанавливаться на территориях, прилегающих к отдельным участкам национальных природных парков, а также вокруг заказников, ботанических садов, зоологических парков.
  3. Размеры охранных зон определяются в соответствии с целевым назначением на основе специальных исследований ландшафтов и хозяйственной деятельности на прилегающих территориях.

Статья 32. Основные требования к режиму охранных зон особо охраняемых природных территорий

  1. Режим охранных зон особо охраняемых природных территорий определяется с учетом характера хозяйственной деятельности на прилегающих территориях на основании оценки ее влияния на окружающую природную среду.
  2. В охранных зонах не допускается строительство промышленных и других объектов, охота, развитие хозяйственной деятельности, которая может привести к негативному влиянию на особо охраняемые природные территории. Оценка такого влияния на особо охраняемые природные территории осуществляется на основании экологической экспертизы, которая проводится в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики.
  3. Положения, определяющие режим каждой из охранных зон, утверждаются государственными органами, принимающими решение об их выделении.
  4. Охранные зоны особо охраняемых природных территорий учитываются при разработке проектно-планировочной и проектной документации.

Глава 7. Научно-исследовательские работы на особо охраняемых природных территориях

Статья 33. Цель научных исследований на особо охраняемых природных территориях

  1. Научно-исследовательская работа на особо охраняемых природных территориях проводится с целью изучения естественных природных процессов, обеспечения проведения постоянных наблюдений за их изменениями, экологического прогнозирования, разработки научных основ охраны, восстановления и использования природных ресурсов и особо ценных объектов.

Статья 34. Основы обеспечения организации научных исследований на особо охраняемых природных территориях

  1. Основные направления научных исследований в особо охраняемых природных территориях определяются с учетом программ и планов научно-исследовательских работ, которые утверждаются республиканским органом исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды.
  2. Для ведения научных исследований в составе администраций особо охраняемых природных территорий создаются соответствующие научные подразделения, структура, штаты, смета затрат которых утверждаются органами, в подчинении которых находятся соответствующие особо охраняемые природные территории.
  3. Научные исследования в особо охраняемых природных территориях могут осуществляться сторонними научно-исследовательскими организациями на основе единых программ и планов научно-исследовательских работ или специальных договоров между этими организациями или предприятиями и администрациями особо охраняемых природных территорий. В случае отсутствия администраций такие договоры заключаются заинтересованными научными организациями и предприятиями с органами, в подчинении которых находятся соответствующие особо охраняемые природные территории.
  4. На территории особо охраняемых территорий, в составе администрации которых отсутствуют специальные научные подразделения, исследования организовываются научными подразделениями администраций особо охраняемых природных территорий, расположенных в этих регионах.
  5. Для решения научных и научно-исследовательских проблем при администрациях особо охраняемых природных территориях создаются научные или научно-технические советы, в состав которых включаются ведущие научные работники и специалисты. Состав таких советов, их задачи и порядок деятельности определяются органами, в подчинении которых находятся особо охраняемые природные территории.
  6. Учебно-воспитательная работа учебных заведений в особо охраняемых природных территориях проводится на основе договоров.

Статья 35. Летопись природы особо охраняемых природных территорий

  1. Основной формой обобщения результатов научных исследований и наблюдений за состоянием и изменениями природных комплексов, выполняемых в особо охраняемых природных территориях, являются Летописи природы, материалы которых используются для оценки состояния окружающей среды, разработки мероприятий по охране и эффективному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
  2. Порядок подготовки и программа Летописи природы утверждаются республиканским органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Глава 8. Государственные природные заказники

Статья 36. Статус и задачи государственных природных заказников

  1. Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
  2. Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков.
  3. Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе могут быть:

1) комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);

2) биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;

3) палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;

4) гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;

5) геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.

  1. Управление государственными природными заказниками осуществляется государственными бюджетными учреждениями (специальными администрациями), в том числе осуществляющими управление государственными природными заповедниками и национальными природными парками.

Статья 37. Структура и режим особой охраны территорий государственных природных заказников

  1. На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается охота и любая другая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
  2. Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника определяются положением о нем, утверждаемым республиканским органом исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды.
  3. Хозяйственная, научная и другая деятельность, которая не противоречит целям и задачам заказника, проводится с соблюдением общих требований по охране окружающей среды.
  4. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную ответственность, установленную законодательством Донецкой Народной Республики.

Глава 9. Ландшафтно-рекреационные парки

Статья 38. Статус и задачи ландшафтно-рекреационных парков

  1. Ландшафтно-рекреационный парк является природоохранным рекреационным объектом государственного или местного значения, который создается в целях сохранения в природном состоянии типичных или уникальных природных комплексов и объектов, а также обеспечения условий для организованного отдыха населения.
  2. Ландшафтно-рекреационный парк организуется, как правило, без изъятия земельных участков, водных или других природных объектов у их собственников, владельцев и пользователей.

В случае необходимости изъятие земельных участков, водных или других объектов для нужд ландшафтно-рекреационного парка проводится в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

  1. На ландшафтно-рекреационные парки возлагается выполнение таких задач:

1) сохранение ценных природных и историко-культурных комплексов и объектов;

2) создание условий для эффективного туризма, отдыха и других видов рекреационной деятельности в природных условиях с соблюдением режима охраны заповедных природных комплексов и объектов;

3) содействие экологическому образованию и воспитанию населения.

Статья 39. Структура и режим особой охраны территорий ландшафтно-рекреационных парков

  1. На территориях ландшафтно-рекреационных парков с учетом природоохранной, оздоровительной, научной, рекреационной, историко-культурной и других ценностей природных комплексов и объектов, проводится зонирование с учетом требований, установленных для территорий национальных природных парков.
  2. На территориях ландшафтно-рекреационных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры.
  3. В границах ландшафтно-рекреационных парков могут быть запрещены или ограничены виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической, эстетической, культурной и рекреационной ценности их территорий.
  4. Конкретные особенности, зонирование и режим каждого ландшафтно-рекреационного парка определяются положением об этом парке, утверждаемым органами, которые приняли решение о создании парка, по согласованию с республиканским органом исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды.
  5. Проект организации территории ландшафтно-рекреационного парка, охраны, воссоздания и рекреационного использования его природных комплексов и объектов и порядок его реализации утверждаются органом, который принял решение об организации парка.

Глава 10. Памятники природы

Статья 40. Статус и задачи памятников природы

  1. Памятники природы – уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.
  2. Памятники природы могут быть государственного или местного значения.
  3. Объявление памятников природы проводится без изъятия земельных участков, водных и других природных объектов у их собственников или пользователей.

Статья 41. Режим особой охраны территорий памятников природы

  1. На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы и которая может привести к деградации или изменения первичного их состояния.
  2. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, водных и других природных объектов, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.
  3. Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков, водных и других природных объектов, на обеспечение установленного режима особой охраны памятников природы государственного или местного значения возмещаются за счет средств соответствующего бюджета, а также средств государственных внебюджетных фондов.

(Часть 3 статьи 41 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 14.11.2019 № 69-IIНС)

Глава 11. Заповедные урочища

Статья 42. Статус и задачи заповедных урочищ

  1. Заповедными урочищами объявляются лесные, степные, болотные и другие обособленные целостные ландшафты, которые имеют важное научное, природоохранное и эстетическое значение, с целью сохранения их в естественном состоянии.
  2. Объявление заповедных урочищ проводится без изъятия земельных участков, водных и других природных объектов у их собственников или пользователей.

Статья 43. Режим особой охраны заповедных урочищ

  1. На территории заповедных урочищ запрещается любая деятельность, которая нарушает природные процессы, проходящие в природных комплексах урочища, в соответствии с требованиями, установленными для государственных природных заповедников.
  2. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, водных и других природных объектов, на которых находятся заповедные урочища, принимают на себя обязательства по обеспечению режима их особой охраны.

 

 

 

Глава 12. Дендрологические парки и ботанические сады

Статья 44. Статус и задачи дендрологических парков и ботанических садов

  1. Дендрологические парки и ботанические сады являются особо охраняемыми природными территориями, созданными для формирования специальных коллекций растений в целях сохранения растительного мира и его разнообразия, наиболее эффективного научного, культурного, рекреационного использования.
  2. Природные ресурсы и недвижимое имущество, расположенные в границах дендрологических парков и ботанических садов, ограничиваются в гражданском обороте, если иное не предусмотрено законодательством Донецкой Народной Республики.
  3. Земельные участки со всеми природными ресурсами в границах дендрологических парков и ботанических садов предоставляются государственным учреждениям, осуществляющим управление дендрологическими парками и ботаническими садами, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
  4. Дендрологические парки и ботанические сады являются научно-исследовательскими природоохранными учреждениями.
  5. Управление дендрологическими парками и ботаническими садами осуществляется государственными органами исполнительной власти и/или подведомственными им государственными учреждениями, а также государственными научными организациями и государственными образовательными организациями высшего образования.
  6. Положение о дендрологическом парке и ботаническом саде государственного значения утверждается уполномоченным республиканским органам исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды.

 

Статья 45. Режим особой охраны территорий дендрологических парков и ботанических садов

  1. На территориях дендрологических парков и ботанических садов запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности природных объектов.
  2. Территории дендрологических парков и ботанических садов могут быть разделены на различные функциональные зоны, в том числе:

1) заповедную, посещение которой запрещено, кроме случаев, когда оно связано с проведением научных наблюдений;

2) экспозиционную, посещение которой разрешается в порядке, определенном соответствующими органами и учреждениями, осуществляющими управление дендрологическими парками или ботаническими садами;

3) научно-экспериментальную, доступ в которую имеют только научные сотрудники дендрологических парков или ботанических садов, а также специалисты других научно-исследовательских учреждений;

4) административно-хозяйственную.

  1. Задачи, научный профиль, особенности правового положения, организационное устройство, зонирование и особенности режима особой охраны конкретного дендрологического парка и ботанического сада определяются в положениях о них, утверждаемых соответствующими органами исполнительной власти, принявшими решения об образовании этих учреждений.

Глава 13. Парки-памятники садово-паркового искусства

Статья 46. Статус и задачи парков-памятников садово-паркового искусства

  1. Парками-памятниками садово-паркового искусства объявляются наиболее значимые и ценные образцы паркового строительства с целью охраны их и использования в эстетических, воспитательных, научных, природоохранных и оздоровительных целях.
  2. Парки-памятники садово-паркового искусства государственного значения являются природоохранными рекреационными учреждениями.
  3. Объявление парков-памятников садово-паркового искусства проводится с изъятием в установленном порядке или без изъятия земельных участков, водных и других природных объектов у их собственников или пользователей.
  4. На территории парков-памятников садово-паркового искусства могут проводиться научные исследования.
  5. Парки-памятники садово-паркового искусства могут быть государственного и местного значения. Содержание парков-памятников садово-паркового искусства осуществляется в соответствии с проектами, которые разрабатываются специализированными научными и проектными учреждениями и утверждаются органами, в подчинении которых они находятся по согласованию с республиканским органом исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды.

Статья 47. Режим особой охраны парков-памятников садово-паркового искусства

  1. На территории парков-памятников садово-паркового искусства запрещается любая деятельность, которая не связана с выполнением возложенных на них задач и угрожает их сохранению.
  2. На территории парков-памятников садово-паркового искусства обеспечивается проведение экскурсий и массовый отдых населения, осуществляется надзор (контроль) за насаждениями, включая санитарные рубки, рубки реконструкции и надзор (контроль) за посадкой деревьев и кустарников идентичного видового состава, осуществляются меры по предупреждению самосева, сохранения композиций из деревьев, кустарников и цветов, травяных газонов.
  3. На территории парков-памятников садово-паркового искусства может проводиться зонирование в соответствии с требованиями, установленными для ботанических садов.
  4. Собственники или пользователи земельных участков, водных и других природных объектов, объявленных парками-памятниками садово-паркового искусства, принимают на себя обязательства по обеспечению режима их охраны и сохранения.

Глава 14. Экономическое обеспечение организации особо охраняемых природных территорий

Статья 48. Экономические механизмы обеспечения организации и функционирования особо охраняемых природных территорий

  1. Эффективная организация и функционирование особо охраняемых природных территорий, их природных комплексов и объектов обеспечивается на основе использования таких экономических механизмов:

1) экономического обоснования организации и развития особо охраняемых природных территорий;

2) экономической оценки территорий и объектов, ведения их кадастра;

3) дифференцированного определения источников и нормативов финансирования организации и функционирования природных комплексов и объектов;

4) предоставление соответствующим предприятиями, учреждениям и организациям, обеспечивающим функционирование природных объектов, налоговых и других льгот;

5) компенсации в установленном порядке убытков, принесенных нарушением законодательства Донецкой Народной Республики об особо охраняемых природных территориях.

 

Статья 49. Финансирование мероприятий, связанных с функционированием особо охраняемых природных территорий

  1. Финансирование мероприятий, связанных с функционирование особо охраняемых природных территорий, их комплексов и объектов государственного значения, осуществляется за счет средств Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики.

(Часть 1 статьи 49 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 14.11.2019 № 69-IIНС)

  1. Финансирование мероприятий, связанных с функционирование особо охраняемых природных территорий, их комплексов и объектов местного значения, осуществляется за счет средств соответствующего местного бюджета.
  2. Для финансирования мероприятий, связанных с функционированием особо охраняемых природных территорий, их комплексов и объектов, могут привлекаться средства государственных внебюджетных и благотворительных фондов, средства предприятий, учреждений, организаций и граждан.

(Часть 3 статьи 49 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 14.11.2019 № 69-IIНС)

  1. Затраты, связанные с обеспечением режима охраны особо охраняемых природных территорий, в которых не созданы специальные администрации по их управлению, осуществляются за счет предприятий, учреждений, организаций, других собственников и пользователей земельными участками, на территории которых они находятся и с кем оформлены охранные обязательства.

Статья 50. Собственные средства, полученные в процессе функционирования особо охраняемых природных территорий

  1. Средства, полученные в процессе функционирования особо охраняемых территорий, от научной, природоохранной, туристическо-экскурсионной, рекреационной, рекламно-издательской деятельности в границах заповедных территорий и объектов в соответствии с режимом их охраны и целевого назначения, являются их собственными средствами. Эти средства не подлежат изъятию и используются только для осуществления мероприятий по охране соответствующих территорий и объектов, а также могут быть направлены на мероприятия по созданию условий для рекреационной деятельности и популяризации заповедного дела.
  2. За посещение особо охраняемых природных территорий, их комплексов и объектов по согласованию со специально уполномоченными государственными органами специальные администрации могут устанавливать плату.
  3. Для финансирования природоохранных мероприятий могут создаваться целевые экологические фонды. Такие фонды формируются за счет:

1) части штрафов и денежных взысканий за ущерб, нанесенный им в результате нарушений природоохранного законодательства Донецкой Народной Республики, в размере 70% общей суммы штрафов и денежных взысканий;

2) средства, полученные от реализации конфискованного или изъятого в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики, имущества, которое было снаряжением или предметом экологического правонарушения;

3) части платежей предприятий, учреждений и организаций за загрязнение соответствующих природных территорий, что определяется на основании эколого-экономической оценки их влияния на окружающую природную среду;

4) целевые и другие добровольные взносы предприятий, учреждений, организаций, в том числе международных и зарубежных, и граждан.

  1. Средства указанных экологических фондов могут использоваться только для целевого финансирования мероприятий, направленных на обеспечение охраны заповедных территорий, развитие научных исследований, эколого-образовательных работ.
  2. Положение об экологических фондах утверждается республиканским органом исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды.

 

 

Статья 51. Предоставление налоговых и других льгот

  1. Предоставление налоговых льгот регулируется налоговым законодательством Донецкой Народной Республики.
  2. Возмещение убытков собственникам и пользователям земельными участками и потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства регулируется земельным и лесным законодательством Донецкой Народной Республики.

Глава 15. Организация охраны особо охраняемых природных территорий

Статья 52. Государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий

  1. Задачами государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, их уполномоченными представителями (далее – юридические лица), физическими лицами-предпринимателями и гражданами, установленных в соответствии с международными договорами, настоящим Законом, другими законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики, требований в области охраны окружающей среды, касающихся:

1) режима особо охраняемой природной территории;

2) особого правового режима использования земельных участков, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий;

3) режима охранных зон особо охраняемых природных территорий.

  1. На особо охраняемых природных территориях государственного значения государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий ведется государственным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный экологический контроль в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики об охране окружающей среды в порядке, установленном Правительством Донецкой Народной Республики.
  2. На особо охраняемых природных территориях местного значения государственный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий ведется соответствующим территориальным подразделением государственного органа исполнительной власти, осуществляющего государственный экологический контроль в соответствии с законодательством об охране окружающей среды в порядке, установленном Правительством Донецкой Народной Республики.

Статья 53. Права государственных инспекторов в сфере охраны окружающей среды

  1. Государственные инспекторы в сфере охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством, имеют право:

1) запрашивать и получать информацию и документы, связанные с соблюдением юридическими лицами, физическими лицами-предпринимателями и гражданами требований законодательства Донецкой Народной Республики об особо охраняемых природных территориях;

2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля о назначении проверки посещать расположенные на особо охраняемых природных территориях здания, помещения, сооружения и иные подобные объекты, проводить их обследования, а также проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;

3) выдавать юридическим лицам, физическим лицам-предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства Донецкой Народной Республики об особо охраняемых природных территориях, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда животным, растениям и окружающей среде, соблюдения режимов особо охраняемых природных территорий;

4) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушением законодательства Донецкой Народной Республики об особо охраняемых природных территориях, в рамках своей компетенции рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений в рамках своей компетенции;

5) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушением законодательства Донецкой Народной Республики об особо охраняемых природных территориях, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;

6) предъявлять иски к юридическим и физическим лицам о взыскании в пользу государственных природных заповедников и национальных парков средств в счет возмещения ущерба, нанесенного природным комплексам и объектам государственных природных заповедников и национальных природных парков вследствие нарушений установленного режима государственных природных заповедников и национальных парков;

7) задерживать на территориях государственных природных заповедников, национальных природных парков и их охранных зон граждан, нарушивших законодательство Донецкой Народной Республики об особо охраняемых природных территориях, и доставлять указанных граждан в правоохранительные органы;

8) производить на территориях государственных природных заповедников, национальных природных парков и их охранных зон досмотр транспортных средств, личных вещей граждан в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики;

9) изымать у граждан, нарушивших законодательство Донецкой Народной Республики об особо охраняемых природных территориях, продукцию и орудия незаконного природопользования, транспортные средства и соответствующие документы в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

  1. Государственные инспекторы в области охраны окружающей среды при исполнении своих служебных обязанностей пользуются также установленными лесным законодательством Донецкой Народной Республики правами должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль (лесную охрану).
  2. Государственные инспекторы в области охраны окружающей среды имеют право в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики, при исполнении служебных обязанностей применять специальные средства – наручники, резиновые палки, слезоточивый газ, устройства для принудительной остановки транспорта, служебных собак.
  3. Государственным инспекторам в области охраны окружающей среды при осуществлении возложенных на них настоящим Законом задач и при исполнении служебных обязанностей разрешены в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики, хранение, ношение и применение служебного огнестрельного оружия.
  4. Государственные инспекторы в области охраны окружающей среды обеспечиваются бронежилетами и другими средствами индивидуальной защиты.
  5. Государственные инспекторы в области охраны окружающей среды подлежат обязательному государственному страхованию в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

Глава 16. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий

Статья 54. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий

  1. Нарушение природоохранного законодательства Донецкой Народной Республики влечет за собой дисциплинарную, административную, гражданскую или уголовную ответственность.

Ответственность за нарушение природоохранного законодательства Донецкой Народной Республики несут лица, виновные в:

1) нецелевом использовании особо охраняемых природных территорий, их комплексов и объектов, нарушении требований проектов их создания и организации территорий;

2) осуществлении в границах природных территорий запрещенной хозяйственной деятельности;

3) организация на особо охраняемой природной территории хозяйственной деятельности без предварительного проведения экологической экспертизы или с нарушением ее заключений;

4) непринятии мер по предупреждению и ликвидации экологических последствий аварий и другого вредного влияния на природные территории, их комплексы и объекты;

5) нарушении сроков и порядка рассмотрения ходатайств о создании особо охраняемых природных территорий, природных комплексов и объектов;

6) нарушении требований по использованию природных территорий и объектов;

7) превышении допустимого химического, физического, биотичного и иного влияния и антропогенных нагрузок, нарушении требований разрешений на специальное использование природных ресурсов в границах природных территорий;

8) порче, повреждении или уничтожении особо охраняемых природных территорий, их комплексов и объектов;

9) самовольном изменении границ, отведении особо охраняемых природных территорий для других нужд.

  1. Законодательством Донецкой Народной Республики может быть установлена ответственность и за другие нарушения природоохранного законодательства Донецкой Народной Республики.

Статья 55. Особенности применения гражданской ответственности

Размеры ущерба, нанесенного вследствие нарушения природоохранного законодательства Донецкой Народной Республики, определяются на основе кадастровой эколого-экономической оценки особо охраняемых природных территорий, их комплексов и объектов и специальных такс, утвержденных республиканским органом исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды.

Глава 17. Международное сотрудничество в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий

Статья 56. Основные формы международного сотрудничества

Донецкая Народная Республика принимает участие в международном сотрудничестве в сфере охраны и использования особо охраняемых природных территорий на основе многосторонних и двусторонних международных соглашений и договоров. С этой целью разрабатываются и реализуются международные научные и научно-технические программы, обеспечивается обмен полученной научной информацией, создаются на смежных территориях заповедники, национальные природные парки и другие природные объекты, организовывается совместная подготовка научных специалистов, эколого-воспитательная и издательская деятельность.

Статья 57. Международные договоры

Если международным договором Донецкой Народной Республики  установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

Глава 18. Заключительные и переходные положения

Статья 58. Заключительные положения

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 59. Переходные положения

  1. В понимании настоящего Закона гражданами Донецкой Народной Республики являются дееспособные лица, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственными языками Донецкой Народной Республики, официально пребывающие на территории Донецкой Народной Республики.
  2. До перерегистрации в установленном порядке всех существующих на территории Донецкой Народной Республики заповедных природных территорий и объектов, такие территории и объекты считаются особо охраняемыми природными территориями Донецкой Народной Республики, на которые распространяются нормы настоящего Закона в части их охраны, использования и функционирования.
  3. Нормы главы 14 настоящего Закона в части финансирования особо охраняемых природных территорий, их комплексов и объектов за счет бюджетных средств вступают в силу со дня вступления в силу закона о Республиканском бюджете Донецкой Народной Республики на очередной финансовый год.

(Часть 3 статьи 59 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 14.11.2019 № 69-IIНС)

 

 

 

 

Глава

Донецкой Народной Республики                                                 А. В. Захарченко

 

 

г. Донецк

18 мая 2015 года

№ 43-IНС