Дата Публикации | 17:25 14.05.2015 |
Донецкая Народная Республика
ЗАКОН
Об Уполномоченном по правам человека
в Донецкой Народной Республике
Принят Постановлением Народного Совета 3 апреля 2015 года
РАЗДЕЛ I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Сфера применения Закона
Сферой применения настоящего Закона являются отношения, возникающие при реализации прав и свобод человека и гражданина, содействии их соблюдения и уважения органами государственной власти Донецкой Народной Республики, органами местного самоуправления и их должностными и служебными лицами.
Статья 2. Статус Уполномоченного по правам человека
- Должность Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике (далее – Уполномоченный) учреждается в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, иностранцев и лиц без гражданства, находящихся на территории Донецкой Народной Республики, предотвращения любым формам дискриминации относительно реализации человеком своих прав и свобод.
- Средствами, указанными в настоящем Законе, Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Донецкой Народной Республики о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
- Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод человека, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.
- В своей деятельности Уполномоченный руководствуется Конституцией Донецкой Народной Республики, настоящим Законом, другими законами и нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики, а также общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Донецкой Народной Республики.
- Местом постоянного нахождения Уполномоченного является город Донецк.
Раздел II
НАЗНАЧЕНИЕ НА ДОЛЖНОСТЬ, ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ДОЛЖНОСТИ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
Статья 3. Требования к кандидату на должность Уполномоченного и назначение на должность Уполномоченного
- На должность Уполномоченного может быть назначено дееспособное лицо, не моложе 30 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты, ранее не привлекавшееся к уголовной, ответственности, а также на момент избрания не находящееся под следствием. Кандидатом на должность Уполномоченного не могут быть психически больные или граждане, признанные судом недееспособными.
- Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Народным Советом Донецкой Народной Республики (далее – Народный Совет) большинством голосов от общего числа депутатов Народного Совета тайным голосованием.
- Народный Совет принимает постановление о назначении на должность Уполномоченного не позднее 30 дней со дня истечения срока полномочий предыдущего Уполномоченного.
- Каждая кандидатура, выносимая на тайное голосование при назначении Уполномоченного, выдвинутая в соответствии со статьей 6 настоящего Закона, включается в список для тайного голосования большинством голосов от общего числа депутатов Народного Совета.
- Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет, считая с момента принесения присяги. Его полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь назначенным Уполномоченным.
- Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд.
Статья 4. Порядок выдвижения кандидатуры на должность Уполномоченного
- Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в Народный Совет Главой Донецкой Народной Республики, депутатами Народного Совета и депутатскими объединениями в Народном Совете.
- Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного вносятся в Народный Совет в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного.
Статья 5. Присяга Уполномоченного
- При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу следующего содержания: «Клянусь защищать права и свободы человека и гражданина, добросовестно исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией Донецкой Народной Республики, законодательством Донецкой Народной Республики, справедливостью и голосом совести».
- Присяга приносится на заседании Народного Совета непосредственно после назначения Уполномоченного на должность.
- Уполномоченный считается вступившим в должность с момента принесения присяги.
Статья 6. Несовместимость должности Уполномоченного
- Уполномоченный не может являться судьей, депутатом Народного Совета, замещать любые другие должности в органах государственной власти, органах местного самоуправления, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности.
- Уполномоченный не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.
- Уполномоченный обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, не позднее 14 дней со дня вступления в должность. В случае, если в течение указанного срока Уполномоченный не выполнит установленные требования, его полномочия прекращаются и Народный Совет назначает нового Уполномоченного.
Статья 7. Прекращение полномочий и освобождение от должности Уполномоченного
- Полномочия Уполномоченного прекращаются в случае:
1) его отказа от дальнейшего исполнения обязанностей путем подачи заявления о сложении своих полномочий;
2) предоставления Народным Советом согласия на привлечение к уголовной ответственности, в установленном законом порядке;
3) вступления в законную силу решения суда о признании лица, занимающего должность Уполномоченного, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим;
4) окончание срока полномочий Уполномоченного;
5) смерти лица, занимающего должность Уполномоченного.
- Народный Совет Донецкой Народной Республики принимает решение о досрочном освобождении от должности Уполномоченного в случае:
1) нарушения присяги;
2) нарушения требований относительно несовместимости деятельности;
3) неспособности в течение более четырех месяцев подряд исполнять обязанности из-за неудовлетворительного состояния здоровья или утрату трудоспособности.
- Представление о снятии с должности Уполномоченного вправе подавать на рассмотрение депутаты Народного Совета в количестве не менее одной трети от общего состава Народного Совета.
- Досрочное освобождение Уполномоченного от должности производится Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики.
В случае досрочного освобождения Уполномоченного от должности новый Уполномоченный должен быть назначен Народным Советом в течение одного месяца со дня досрочного освобождения предыдущего Уполномоченного от должности в порядке, установленном статьями 3 – 5 настоящего Закона.
- Истечение срока полномочий Народного Совета, а также ее роспуск не влекут прекращения полномочий Уполномоченного.
- Введение режима чрезвычайного или военного положения на всей территории Донецкой Народной Республики либо на ее части не прекращает и не приостанавливает деятельности Уполномоченного и не влечет ограничения его компетенции.
Раздел III
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО
Статья 8. Аппарат Уполномоченного
- Для обеспечения деятельности Уполномоченного создается аппарат.
- Аппарат Уполномоченного осуществляет юридическое, организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение деятельности Уполномоченного.
- Уполномоченный и его аппарат является государственным органом с правом юридического лица, имеющий расчетный и иные счета, печать и бланки со своим наименованием и с изображением Государственного герба Донецкой Народной Республики.
- При Уполномоченном в целях оказания консультативной помощи может создаваться экспертный совет из лиц, обладающих необходимыми познаниями в области прав и свобод человека и гражданина.
- Уполномоченный утверждает положение об аппарате и его структурных подразделениях, а также непосредственно руководит его работой.
- В установленном порядке устанавливает штатное расписание и численность своего аппарата в пределах сметы расходов согласованной с Главой Донецкой Народной Республики.
- По вопросам, связанным с руководством аппаратом, Уполномоченный издает распоряжения.
- Права, обязанности и ответственность работников аппарата Уполномоченного, а также условия прохождения ими государственной службы определяются законами, иными нормативными правовыми актами о государственной службе, а также законодательством Донецкой Народной Республики о труде.
Статья 9. Порядок финансирования деятельности Уполномоченного
- Финансирование деятельности Уполномоченного и его аппарата осуществляется из средств государственного бюджета.
- В государственном бюджете ежегодно предусматриваются отдельной строкой средства, необходимые для обеспечения деятельности Уполномоченного и его аппарата.
- Уполномоченный самостоятельно разрабатывает и исполняет свою смету расходов в пределах утвержденных государственным бюджетом средств.
- Финансовая отчетность предоставляется Уполномоченным в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики.
- Имущество, необходимое Уполномоченному и его аппарату для осуществления их деятельности, находится в их оперативном управлении и является государственной собственностью. Уполномоченный обеспечивается документами, другими информационными и справочными материалами, официально распространяемыми Администрацией Главы Донецкой Народной Республики, Правительством Донецкой Народной Республики, Верховным Судом Донецкой Народной Республики, Генеральным прокурором Донецкой Народной Республики, иными государственными органами, общественными объединениями, а также другими информационными и справочными материалами.
- Материальные гарантии независимости Уполномоченного, связанные с оплатой труда, медицинским, социальным и иным обеспечением и обслуживанием, соответствуют гарантиям, предусмотренным законами, иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики для должностных лиц, занимающих государственные должности Донецкой Народной Республики.
Раздел IV
ПОЛНОМОЧИЯ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
Статья 10. Основные задачи Уполномоченного
Основными задачами Уполномоченного являются содействие:
- соблюдению прав и свобод человека и гражданина;
- восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина;
- совершенствованию законодательства Донецкой Народной Республики;
- правовому просвещению в области прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты;
- взаимодействию государственных органов Донецкой Народной Республики в защите прав и свобод человека и гражданина;
- развитию и координации международного сотрудничества в области прав и свобод человека и гражданина.
Статья 11. Права Уполномоченного
- Уполномоченный имеет право:
1) безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами, расположенных на территории Донецкой Народной Республики органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, руководителями общественных объединений, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, других войск и воинских формирований, администрацией мест принудительного содержания;
2) обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об изменении и о дополнении законодательства Донецкой Народной Республики либо о восполнении пробелов в законодательстве;
3) беспрепятственно посещать органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности, присутствовать на их заседаниях;
4) в установленном порядке на ознакомление с документами, в том числе теми, которые содержат информацию с ограниченным доступом, и получение их копий в органах государственной власти, органах местного самоуправления, объединениях граждан, на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от формы собственности, органах прокуратуры;
5) в установленном порядке проводить в пределах своих полномочий или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;
6) приглашать должностных и служебных лиц, граждан Донецкой Народной Республики, иностранцев и лиц без гражданства для получения от них устных или письменных объяснений относительно обстоятельств, которые проверяются по делу;
7) в пределах своих полномочий получать информацию в судах, обращаться в суд с заявлением о защите прав и свобод человека и гражданина, которые по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам не могут этого сделать самостоятельно, а также принимать участие в судебном процессе в случаях и порядке, установленных законом;
8) присутствовать на заседаниях судов всех инстанций, при условии согласия субъекта права, в интересах которого судебное разбирательство объявлено закрытым;
9) проверять состояние соблюдения установленных прав и свобод человека и гражданина соответствующими государственными органами, в том числе теми, что осуществляют оперативно-розыскную деятельность, вносить в установленном порядке предложения по улучшению деятельности таких органов в этой сфере;
10) направлять государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур;
- В случае грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией Донецкой Народной Республики прав и свобод человека и гражданина Уполномоченный вправе:
1) выступить с докладом на очередном заседании Народного Совета;
2) обратиться в Народный Совет с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования, принимать участие в работе указанной комиссии.
- Уполномоченный вправе обратиться в Народный Совет с предложением о проведении парламентских слушаний по фактам нарушения прав и свобод граждан, а также участвовать в проводимых парламентских слушаниях.
Статья 12. Компетенция Уполномоченного в условиях военного положения
- В случае введения на территории Донецкой Народной Республики военного положения, Уполномоченный по правам человека вправе осуществлять контроль по соблюдению прав человека и норм международного права в отношении гражданских лиц и военнопленных.
- В целях усиления гарантий государственной защиты прав и свобод человека в условиях военного положения Уполномоченный в рамках своих полномочий предпринимает меры по:
1) выявлению нарушений прав человека в ходе боевых действий;
2) оказанию правовой помощи лицам, пострадавшим от боевых действий;
3) сбору информации и регистрацию сведений о разыскиваемых лицах;
4) оказанию помощи в получении доступа к информации по идентификации и должного захоронения останков погибших;
5) учету беженцев, пленных и пропавших безвестно военнослужащих и гражданского населения.
- В условиях проведения боевых действий, введения военного или чрезвычайного положения Уполномоченный:
1) отвечает на обращения граждан, на основании имеющихся у него данных либо направляет для их получения запрос в соответствующие органы государственной власти, местного самоуправления, учреждения, организации и предприятия любой формы собственности;
2) создает предварительные списки военнопленных и принимает участие в переговорах по их обмену;
3) координирует свою деятельность с гуманитарными организациями.
Статья 13. Обязанности Уполномоченного
- Уполномоченный обязан соблюдать Конституцию Донецкой Народной Республики, законы и другие нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики, права и охраняемые законом интересы человека и гражданина, обеспечивать выполнение возложенных на него функций и в полной мере использовать предоставленные ему права.
- Уполномоченный обязан хранить конфиденциальную информацию. Это обязательство действует и после прекращения его полномочий. В случае разглашения таких сведений Уполномоченный несет ответственность в установленном законодательством порядке.
- Уполномоченный не вправе разглашать полученные сведения о личной жизни заявителя и других причастных к заявлению лиц без их согласия.
Статья 14. Основания для осуществления деятельности Уполномоченного
Основанием для осуществления контрольных функций Уполномоченного в пределах своей компетенции является:
1) Письменно поданная жалоба граждан, иностранцев, лиц без гражданства или их представителей, находящихся на территории Донецкой Народной Республики;
2) Письменное обращение депутатов Народного Совета.
Статья 15. Подача жалобы Уполномоченному
- Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.
- Жалоба должна содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, изложение сути решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, а также сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке.
Жалоба, направляемая Уполномоченному, не облагается государственной пошлиной.
- Процедура и сроки обращения депутата Народного Совета к Уполномоченному регулируется Законом Донецкой Народной Республики «О статусе депутата Народного Совета Донецкой Народной Республики».
Статья 16. Принятие решения по жалобе
- Получив жалобу, Уполномоченный имеет право:
1) принять жалобу к рассмотрению;
2) разъяснить заявителю средства, которые он вправе использовать для защиты своих прав и свобод;
3) передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;
4) отказать в принятии жалобы к рассмотрению.
- О принятом решении Уполномоченный в десятидневный срок уведомляет заявителя. В случае начала рассмотрения жалобы Уполномоченный информирует также государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.
- Отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть мотивирован.
Статья 17. Рассмотрение жалоб Уполномоченным
- Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.
- Приступив к рассмотрению жалобы, Уполномоченный вправе обратиться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению.
Проверка не может быть поручена государственным органам, органам местного самоуправления или должностным лицам, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.
- При рассмотрении жалобы Уполномоченный обязан предоставить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются, возможность дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом.
- О результатах рассмотрения жалобы Уполномоченный обязан известить заявителя.
В случае установления факта нарушения прав заявителя Уполномоченный обязан принять меры в пределах своей компетенции, определенной настоящим Законом.
- До вынесения окончательного решения материалы, полученные при рассмотрении жалобы, разглашению не подлежат.
Статья 18. Содействие Уполномоченного в восстановлении нарушенных прав или свобод заявителя
- По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:
1) обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также участвовать в процессе в установленных законом формах;
2) обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;
3) обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи в установленном порядке;
4) изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;
5) обращаться в Верховный Суд Донецкой Народной Республики с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.
- Уполномоченный обязан направить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и свобод граждан, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и свобод.
- Уполномоченный вправе опубликовать принятое им заключение.
Статья 19. Ежегодные и специальные доклады Уполномоченного
- По окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности Главе Донецкой Народной Республики, в Народный Совет Донецкой Народной Республики, Верховный Суд Донецкой Народной Республики, Генеральному прокурору Донецкой Народной Республики.
- По отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в Донецкой Народной Республики Уполномоченный может направлять в Народный Совет специальные доклады. Уполномоченный имеет право выступать с докладами на заседаниях Народного Совета.
- Ежегодные и специальные доклады Уполномоченного подлежат обязательному официальному опубликованию.
Статья 20. Взаимодействие Уполномоченного с органами внутренних дел Донецкой Народной Республики
- В целях усиления гарантий прав и свобод человека и гражданина Уполномоченный и органы внутренних дел Донецкой Народной Республики используют следующие формы взаимодействия:
1) обмен информацией о нарушениях прав и свобод человека и гражданина, за исключением информации, доступ к которой ограничен законодательством Донецкой Народной Республики;
2) совместную реализацию согласованных мероприятий по защите прав и свобод человека и гражданина, выявлению, устранению и предупреждению их нарушений;
3) обмен опытом защиты прав и свобод человека и гражданина.
- Обмен информацией о нарушениях прав и свобод человека и гражданина предусматривает периодическое взаимное предоставление Уполномоченным и органами внутренних дел Донецкой Народной Республики сведений о результатах:
1) контроля за признанием и соблюдением прав и свобод человека и гражданина в решениях и действиях (бездействии) государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;
2) контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в ходе предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений, выявления и раскрытия преступлений, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности;
3) рассмотрения и анализа жалоб заявителей о нарушениях прав и свобод человека и гражданина.
Уполномоченный и органы внутренних дел Донецкой Народной Республики обмениваются и иной, в том числе статистической и правовой информацией или предоставляют ее по письменному запросу.
- Совместная реализация согласованных мероприятий по защите прав и свобод человека и гражданина, выявлению, устранению и предупреждению их нарушений предусматривает:
1) коллективное проведение «горячих линий», «выездных приемов», аналитических исследований, подготовку экспертных заключений и предложений по выработке конкретных мер предупреждения нарушений прав и свобод человека;
2) участие в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив общественных объединений и граждан по наиболее актуальным вопросам деятельности полиции;
3) обсуждение вопросов, касающихся деятельности полиции, в средствах массовой информации;
4) принятие мер по восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина, привлечению виновных должностных лиц к ответственности, совершенствованию административных процедур и правоприменительной практики.
- Обмен опытом защиты прав и свобод человека и гражданина предусматривает:
1) проведение Уполномоченным и органами внутренних дел Донецкой Народной Республики совместных совещаний, научно-практических конференций и семинаров, в том числе и по правовому просвещению сотрудников органов внутренних дел;
2) подготовку совместных методических рекомендаций и иных документов по осуществлению защиты прав и свобод человека и гражданина;
3) предоставление научных и практических материалов, сборников и пособий;
4) реализацию других согласованных мероприятий.
Статья 21. Взаимодействие Уполномоченного с Генеральной прокуратурой Донецкой Народной Республики
Уполномоченный и Генеральная прокуратура осуществляют согласованные действия по следующим вопросам:
- Обмениваются (каждое полугодие) информацией о нарушениях основных прав и свобод человека и гражданина:
1) Генеральная прокуратура Донецкой Народной Республики сообщает Уполномоченному о результатах надзора за соблюдением прав и свобод граждан и мерах, принятых в их защиту;
2) Уполномоченный информирует Генеральную прокуратуру Донецкой Народной Республики об известных ему незаконных актах органов государственной власти, рассмотренных и признанных обоснованными жалобах граждан и лиц без гражданства, направленных в суд (в том числе в Верховный Суд Донецкой Народной Республики) заявлениях в защиту прав и свобод граждан, нарушенных решениями или бездействием органов власти и должностных лиц.
- Рассматривают на совместных совещаниях результаты работы по защите основных прав и свобод граждан, разрабатывают планы совместных мероприятий по усилению их воздействия на правоприменительную практику.
- Вносят государственным органам совместные предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур.
- Обращаются с совместными заявлениями в средства массовой информации о грубых нарушениях основных прав и свобод человека и гражданина, проводят по этим вопросам научно-практические конференции с привлечением широкой общественности.
Статья 22. Участие Уполномоченного в международном сотрудничестве
Уполномоченный принимает участие в подготовке докладов по правам человека, которые подаются Донецкой Народной Республикой в международные организации в соответствии с действующими международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Народным Советом Донецкой Народной Республики.
Раздел V
ГАРАНТИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО
Статья 23. Общие гарантии деятельности Уполномоченного
- Вмешательство в деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решение, неисполнение должностными лицами обязанностей, установленных настоящим Законом, а равно воспрепятствование деятельности Уполномоченного в иной форме влечет ответственность, установленную законодательством Донецкой Народной Республики.
- Уполномоченный обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Он не может быть без согласия Народного Совета привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено законом для обеспечения безопасности других лиц. Неприкосновенность Уполномоченного распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы.
- В случае задержания Уполномоченного на месте преступления должностное лицо, произведшее задержание, немедленно уведомляет об этом Народный Совет, который должен принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной меры. При неполучении в течение 24 часов согласия Народного Совета на задержание Уполномоченный должен быть немедленно освобожден.
Глава Донецкой Народной Республики должен быть незамедлительно уведомлен о задержании Уполномоченного.
- Уполномоченный вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с выполнением его обязанностей.
Статья 24. Гарантии защиты прав человека и гражданина при обращении к Уполномоченному
- Каждый может без ограничений и препятствий обратиться к Уполномоченному в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
- При обращении к Уполномоченному не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, места проживания, по языковым и другим признакам.
- Лицо, лишенное свободы, может обратиться с письменным обращением к Уполномоченному. Обращение такого лица в течение двадцати четырех часов направляется Уполномоченному.
- Корреспонденция Уполномоченному от лиц, которые задержаны, находятся под арестом, под стражей, в местах лишения свободы и местах принудительного содержания или лечения, не подлежит никаким видам цензуры и проверок. Лица, которые совершили действия, запрещенные этой статьей, привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Статья 25. Обязанность сотрудничества с Уполномоченным
- Органы государственной власти, органы местного самоуправления, объединения граждан, предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности, должностные и служебные лица, к которым обратился Уполномоченный, обязаны сотрудничать с ним и оказывать ему необходимую помощь.
- В установленном порядке должностные лица бесплатно и беспрепятственно обязаны предоставлять Уполномоченному запрошенные материалы и документы, иную информацию, необходимую для осуществления его полномочий.
- Предоставление Уполномоченному информации, составляющей государственную, коммерческую либо иную охраняемую законом тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
- Запрошенные материалы и документы и иная информация должны быть направлены Уполномоченному не позднее 15 дней со дня получения запроса.
- Государственный орган, орган местного самоуправления и должностное лицо, получившие заключение Уполномоченного, содержащее его рекомендации, обязаны в месячный срок рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить Уполномоченному.
- Отказ органов государственной власти, органов местного самоуправления, объединений граждан, предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности, их должностных и служебных лиц от сотрудничества, а также умышленное сокрытие или предоставление ложных данных, любое незаконное вмешательство в деятельность Уполномоченного с целью противодействия влекут за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством Донецкой Народной Республики.
РАЗДЕЛ VI
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
- Требования части 1 статьи 3 настоящего Закона касательно возрастного ценза кандидатов на должность Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республики вступают в силу с 2020 года.
Глава
Донецкой Народной Республики А.В. Захарченко
г. Донецк
20 апреля 2015 года
№ 30-IНС